Литературно-музыкальный бал по творчеству М.Ю.Лермонтова
методическая разработка на тему
Предлагается два сценария: основной по творчеству М.Ю.Лермонтова и дополнительный - знакомство с историей бала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lermontov.rar | 25.17 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
"Ах, этот бал, краше не было бала…" — приобщение к миру прекрасного
Девушка: Ах, этот бал…
Юноша: Краше не было бала…
Девушка: Шум, хохот, беготня, поклоны.
Юноша: Полька, мазурка, вальс.
Девушка: В залу высыпали все.
Юноша: Бал блестит во всей красе.
Девушка: Добрый вечер, дорогие друзья!
Юноша: Здравствуйте уважаемые, леди и джентльмены!
Девушка: Пусть сегодняшний бал станет настоящим праздником искусства…
Юноша: И что же такое бал, по-вашему?
Девушка: Не по-моему, а в энциклопедии на странице 265 написано, что бал – это собрание общества лиц обоего пола для танцев.
Юноша: Знаем, знаем… Балы, отличаются от других танцевальных собраний блеском, строгим этикетом, заранее определенным порядком.
Девушка: Бал должен открываться “полонезом”, самым строгим и официальным танцем, его еще называют танец-шествие.
Юноша: “Полонез” или польский танец…
Девушка: А почему этот танец называется польским?
Юноша: Потому что “полонез” родился в Польше. На Руси его называли “польский танец” или “ходячий разговор”.
Девушка: “Ходячий разговор”… Значит, во время танца принято было беседовать?
Юноша: Да, главная тема полонеза – восхищение прекрасной дамой. И продолжался этот танец около получаса.
Девушка: Прекрасный танец, сколько же комплиментов и вообще хороших слов дама слышала в свой адрес за эти полчаса. Очень жаль, что ушли те времена.
Юноша: Между прочим, толковый словарь русского языка гласит, что “бал” – это просто вечер с танцами под музыку.
Итак, “полонез”, дамы и господа! Кавалеры ангажируют своих дам!
(пары танцуют “полонез”)
Рассказ про Лермонтова.
Юноша: Дорогие друзья! Сегодня вы приглашены на Ассамблею…
Девушка: А это еще что такое?
Юноша: Настя! Не красиво перебивать…
Девушка: Ой, Эдик прости, пожалуйста!
Юноша: Ассамблеи, т.е. балы в России учреждены Петром I в 1718 году. В своем указе он пояснял, что “ассамблея” - это “вольное собрание или съезд, делается не только для забавы, но и для дела, ибо тут можно друг друга видеть и о всякой нужде поговорить, также слышать, что где делается…”
Диалоги-сплетни
Диалог 1
1. Ах, я в восторге, какой прекрасный вечер!
2. Конечно, все самые красивые дамы общества собрались здесь.
3. Ничто так не нужно молодому человеку, как общество умных женщин.
1. А князь Андрей-то, смотрите гордый, даже границ нет! По нем теперь все с ума сходят.
2. Ужасно! Обратите внимание, как он с дамами обращается! Она с ним говорит, а он отвернулся.
3. Фи! Какая невоспитанность!
Диалог 2
1. Как вы находите эту последнюю комедию?
2. О! Это восхитительно!
3. Нет! От этого можно с ума сойти. Можно подумать весь свет потерял голову!
1. Ну что ж поделаешь, се ля ви. (По-французски: такова жизнь).
2. А вы слышали, баронесса фон Капут изменяет своему барону с князем Баламутом?
1. Кстати, она сегодня здесь?
3. Мон ами, вы думаете, у нее хватит совести после этого появиться в обществе?
2. Ах! А я ей завидую! Князь такой душка!
3. Уймитесь, сударыня!
1. Как не стыдно?!
Юноша: Настя, а в каком веке ты хотела бы оказаться сейчас?
Девушка: О! ... Надо подумать! ... Наверное, все же в XIX. Мои любимые танцы кадриль,… мазурка,… вальс…
Однообразный и безумный,
Как ритм жизни молодой.
Кружится вальса вихрь шумный -
Чета мелькает за четой…
Юноша: В вихре вальса закружилась сначала Вена, а затем и вся Европа. А ты знаешь, Настя, этот танец был долгое время запрещен и считался безнравственным.
Девушка: Я уже где-то слышала об этом или читала. Русская знать привыкшая к чопорным менуэтам, считала вальс танцем неприличным. Но почему?
Юноша: Да, да, неприличным и, кроме того, очень вольным. Ведь во время исполнения вальса кавалеру полагалось обнимать даму за та-ли-ю!
Девушка: Вальс танцевали бароны и советники,
Юноша: Купцы и художники,
Девушка: Дамы и их горничные…
Юноша: Вальс, господа!
(танцуют вальс)
Юноша: Но на балах не только танцевали…
Девушка: Знаю, знаю. На балах были специальные карточные столики, за которыми играли в покер, вист, играли в шашки и шахматы…
Юноша: А еще на балах пели романсы. И сейчас прозвучит романс.
(Звучит романс)
Девушка: Эдик, какой еще бальный танец мы не называли?
Юноша: С середины XIX века широкое распространение получил танец “Полька”.
Девушка: Полька? Бальный танец? А где она родилась, тоже в Польше, как и полонез? Полька – в Польше.
Юноша: А вот и нет. Полька – это чешский танец и в переводе обозначает “половина”.
Девушка: А…, я поняла. Так как танец исполняется парами, то у каждого танцующего есть вторая половина, так?
Юноша: Совершенно верно, польку, как и вальс, танцуют, и по сей день. (Смотрит в папочку и читает по слогам): Па де катр, па де грас…
Девушка (Смеется): Эдик, ты, что буквы знакомые ищешь? Или алфавит решил повторить?
Юноша: Не говори глупостей, это название танцев, которые были популярны каких-нибудь 70-80 лет назад. “Па де грас”, в переводе с французского, означает - танец наших бабушек. Движения его не сложны, и научиться танцевать па дэ грас очень легко. Кстати, этот танец интересен тем, что танцующие меняются партнерами. Таким образом, на балах знакомились и выбирали невест.
Девушка: Эдик, я читала, что на балах было принято играть. Может, и мы поиграем?
Юноша: А почему бы и нет!?
Девочки проводят игры.
Девушка: А еще на балах играли в “Фанты”, “Ручеек”… Мы поиграем в фанты. Проводится игра.
Юноша: А сейчас Господа, “ручеёк”! Силь ву пле!
(Проводится игра “Ручеек”)
Девушка: Эдик, а мазурку мы сегодня будем танцевать? Помнишь у Александра Сергеевича Пушкина в романе “Евгений Онегин”:
Мазурка раздалась. Бывало,
Когда гремел мазурки гром,
В огромном зале все дрожало,
Паркет трещал под каблуком,
Тряслися, дребезжали рамы…
Юноша: Мазурка говоришь? … Думаю мало, кто знает, что этот танец тоже пришел к нам из Польши.
Девушка: Есть там область Мазовия, а люди, проживающие в ней, назывались мазурами. И танец получил свое название по наименованию местных жителей: мазуры – мазурка.
Юноша: Танец стремительный, динамичный, даже несколько воинственный, но вместе с тем, изящный и лиричный по манере исполнения.
Девушка: Прекрасные мазурки сочинили наши русские композиторы – Глинка, Чайковский. Много пьес с таким же названием есть у польского композитора Шопена.
Юноша: Но танцевать мазурку мы сегодня не будем.
Девушка: М-м, очень жаль…
Юноша: Однако мы станцуем другой старинный бальный танец, о котором чуть не забыли…
Девушка: Гавот…
Юноша: Нет…
Девушка: Куранта…(Юноша отрицательно машет головой) Менуэт…
Юноша: Вот-вот, галантный менуэт, медленный и торжественный.
Девушка: Конечно, ведь дамы носили на голове целые башни, корабли и цветочные клумбы. Такие у них были прически.
Юноша: Поэтому они и несли себя так важно.
Мы открыли ассамблею, Менуэт продолжит бал.
Приглашайте, кавалеры,
Своих милых, нежных дам.
Менуэт господа! Кавалеры ангажируют дам!
( танцуют менуэт)
Юноша: Царь Петр I устраивал праздники, о начале которых извещали выстрелы из пушек Петропавловской крепости, а в завершение каждого праздника был фейерверк:
Вот кончен бал,
Погасли свечи!
И пушки радостно палят!
Девушка: И все же, королем балов был вальс, в наши дни его реже танцуют, но звучит он очень часто.
Юноша: Вальс всюду: в музыке серьезной и легкой, в опере и балете, в симфонии и оперетте, в романсе и джазовой сюите…
Девушка: А, сколько красивых вальсов написано русскими композиторами, и французскими, и немецкими.… Но Королем вальсов стал австрийский композитор Иоганн Штраус, который написал около 500 танцевальных пьес, большинство из которых – вальсы, в том числе его знаменитый венский вальс.
(Заключительный танец)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературно-музыкальная композиция Жизнь и творчество А.П.Чехова.
Разработала и провела учитель высшей квалификационной категории Рыжкина Марина Викторовна Цель: пробудить у учащихся интерес к творчеству А.П. Чехова-драматурга. Задачи:Расширени...
Сценарий литературно-музыкальной композиции по творчеству М.Ю.Лермонтова
Сценарий литературно-музыкальной композиции по творчеству М.Ю.Лермонтова...
Литературно-музыкальная композиция "Я сын страданья" (по творчеству М.Ю. Лермонтова)
Литературно-музыкальная композиция, посвящённая жизни и творчеству великого русского поэта М.Ю. Лермонтова, может использоваться педагогами на уроках и во внеурочной деятельности для более глубокого з...
Литературно-музыкальная композиция "Синие горы Кавказа, приветствую вас!" (Кавказ в жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова)
Кавказ, который Лермонтов чаще всего посещал не по своей воле, был воспет поэтом и в поэзии, и в прозе. Край величественных пейзажей, гордых и отважных людей, место гибели великого поэта......
Литературно-музыкальная композиция "Жизнь и творчество поэта Николая Лактионова"
Материал по краеведению о жизни и творчестве поэта Алтайского края Ребрихинского района села Подстепное. Был разработан для районного праздника "Поэты Ребрихинского района". Использова...
Сценарий литературно-музыкальной композиции «Жизнь и творчество А.П. Чехова»
В литературно-музыкальной композиции можно узнать о жизни А. П. Чехова. Была подготовлена к 150-летию рождения писателя....
Литературно-музыкальная композиция, посвященная 200-летию М.Ю.Лермонтова "Страницы мятежной жизни"
Страницы жизни и творчества М.Ю. Лермонтова. «Семейный дневник»...