Литературно-музыкальный бал по творчеству М.Ю.Лермонтова
методическая разработка на тему

Шмурыгина Татьяна Константиновна

Предлагается два сценария: основной  по творчеству М.Ю.Лермонтова и дополнительный - знакомство с историей бала. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lermontov.rar25.17 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

"Ах, этот бал, краше не было бала…" — приобщение к миру прекрасного

Девушка: Ах, этот бал…

Юноша: Краше не было бала…

Девушка: Шум, хохот, беготня, поклоны.

Юноша: Полька, мазурка, вальс.

Девушка: В залу высыпали все.

Юноша: Бал блестит во всей красе.

Девушка: Добрый вечер, дорогие друзья!

Юноша: Здравствуйте уважаемые, леди и джентльмены!

Девушка: Пусть сегодняшний бал станет настоящим праздником искусства…

Юноша: И что же такое бал, по-вашему?

Девушка: Не по-моему, а в энциклопедии на странице 265 написано, что бал – это собрание общества лиц обоего пола для танцев.

Юноша: Знаем, знаем… Балы, отличаются от других танцевальных собраний блеском, строгим этикетом, заранее определенным порядком.

Девушка: Бал должен открываться “полонезом”, самым строгим и официальным танцем, его еще называют танец-шествие.

Юноша: “Полонез” или польский танец…

Девушка: А почему этот танец называется польским?

Юноша: Потому что “полонез” родился в Польше. На Руси его называли “польский танец” или “ходячий разговор”.

Девушка: “Ходячий разговор”… Значит, во время танца принято было беседовать?

Юноша: Да, главная тема полонеза – восхищение прекрасной дамой. И продолжался этот танец около получаса.

Девушка: Прекрасный танец, сколько же комплиментов и вообще хороших слов дама слышала в свой адрес за эти полчаса. Очень жаль, что ушли те времена.

Юноша: Между прочим, толковый словарь русского языка гласит, что “бал” – это просто вечер с танцами под музыку.

Итак, “полонез”, дамы и господа! Кавалеры ангажируют своих дам!

(пары танцуют “полонез”)

Рассказ про Лермонтова.

Юноша: Дорогие друзья! Сегодня вы приглашены на Ассамблею…

Девушка: А это еще что такое?

Юноша: Настя! Не красиво перебивать…

Девушка: Ой, Эдик прости, пожалуйста!

Юноша: Ассамблеи, т.е. балы в России учреждены Петром I в 1718 году. В своем указе он пояснял, что “ассамблея” - это “вольное собрание или съезд, делается не только для забавы, но и для дела, ибо тут можно друг друга видеть и о всякой нужде поговорить, также слышать, что где делается…”

Диалоги-сплетни

Диалог 1

1. Ах, я в восторге, какой прекрасный вечер!                                                            

2. Конечно, все самые красивые дамы общества собрались здесь.                          

3. Ничто так не нужно молодому человеку, как общество умных женщин.        

1. А князь Андрей-то, смотрите гордый, даже границ нет! По нем теперь все с ума сходят.                                                                                                                  

2. Ужасно! Обратите внимание, как он с дамами обращается! Она с ним говорит, а он отвернулся.                                                                                              

3. Фи! Какая невоспитанность!

Диалог 2

1. Как вы находите эту последнюю комедию?                                                            

2. О! Это восхитительно!                                                                                              

3. Нет! От этого можно с ума сойти. Можно подумать весь свет потерял голову!                                                                                                                            

1. Ну что ж поделаешь, се ля ви. (По-французски: такова жизнь).                                      

2. А вы слышали, баронесса фон Капут изменяет своему барону с князем Баламутом?                                                                                                                    

1. Кстати, она сегодня здесь?                                                                                        

3. Мон ами, вы думаете, у нее хватит совести после этого появиться в обществе?                                                                                                                    

2. Ах! А я ей завидую! Князь такой душка!                                                                  

3. Уймитесь, сударыня!                                                                                                    

1. Как не стыдно?!

Юноша: Настя, а в каком веке ты хотела бы оказаться сейчас?

Девушка: О! ... Надо подумать! ... Наверное, все же в XIX. Мои любимые танцы кадриль,… мазурка,… вальс…

Однообразный и безумный,
Как ритм жизни молодой.
Кружится вальса вихрь шумный -
Чета мелькает за четой…

Юноша: В вихре вальса закружилась сначала Вена, а затем и вся Европа. А ты знаешь, Настя, этот танец был долгое время запрещен и считался безнравственным.

Девушка: Я уже где-то слышала об этом или читала. Русская знать привыкшая к чопорным менуэтам, считала вальс танцем неприличным. Но почему?

Юноша: Да, да, неприличным и, кроме того, очень вольным. Ведь во время исполнения вальса кавалеру полагалось обнимать даму за та-ли-ю!

Девушка: Вальс танцевали бароны и советники,

Юноша: Купцы и художники,

Девушка: Дамы и их горничные…

Юноша: Вальс, господа!

(танцуют вальс)

Юноша: Но на балах не только танцевали…

Девушка: Знаю, знаю. На балах были специальные карточные столики, за которыми играли в покер, вист, играли в шашки и шахматы…

Юноша: А еще на балах пели романсы. И сейчас прозвучит романс.

(Звучит романс)

Девушка: Эдик, какой еще бальный танец мы не называли?

Юноша: С середины XIX века широкое распространение получил танец “Полька”.

Девушка: Полька? Бальный танец? А где она родилась, тоже в Польше, как и полонез? Полька – в Польше.

Юноша: А вот и нет. Полька – это чешский танец и в переводе обозначает “половина”.

Девушка: А…, я поняла. Так как танец исполняется парами, то у каждого танцующего есть вторая половина, так?

Юноша: Совершенно верно, польку, как и вальс, танцуют, и по сей день. (Смотрит в папочку и читает по слогам): Па де катр, па де грас…

Девушка (Смеется):  Эдик, ты, что буквы знакомые ищешь? Или алфавит решил повторить?

Юноша: Не говори глупостей, это название танцев, которые были популярны каких-нибудь 70-80 лет назад. “Па де грас”, в переводе с французского, означает - танец наших бабушек. Движения его не сложны, и научиться танцевать па дэ грас очень легко. Кстати, этот танец интересен тем, что танцующие меняются партнерами. Таким образом, на балах знакомились и выбирали невест.

Девушка: Эдик, я читала, что на балах было принято играть. Может, и мы поиграем?

Юноша: А почему бы и нет!?

Девочки проводят игры.

Девушка: А еще на балах играли в “Фанты”, “Ручеек”… Мы поиграем в фанты.  Проводится игра.

Юноша: А сейчас Господа, “ручеёк”! Силь ву пле!

 (Проводится игра “Ручеек”)

Девушка: Эдик, а мазурку мы сегодня будем танцевать? Помнишь у Александра Сергеевича Пушкина в романе “Евгений Онегин”:

Мазурка раздалась. Бывало,
Когда гремел мазурки гром,
В огромном зале все дрожало,
Паркет трещал под каблуком,
Тряслися, дребезжали рамы…

Юноша: Мазурка говоришь? … Думаю мало, кто знает, что этот танец тоже пришел к нам из Польши.

Девушка: Есть там область Мазовия, а люди, проживающие в ней, назывались мазурами. И танец получил свое название по наименованию местных жителей: мазуры – мазурка.

Юноша: Танец стремительный, динамичный, даже несколько воинственный, но вместе с тем, изящный и лиричный по манере исполнения.

Девушка: Прекрасные мазурки сочинили наши русские композиторы – Глинка, Чайковский. Много пьес с таким же названием есть у польского композитора Шопена.

Юноша: Но танцевать мазурку мы сегодня не будем.

Девушка: М-м, очень жаль…

Юноша: Однако мы станцуем другой старинный бальный танец, о котором чуть не забыли…

Девушка: Гавот…

Юноша: Нет…

Девушка: Куранта…(Юноша отрицательно машет головой) Менуэт…

Юноша: Вот-вот, галантный менуэт, медленный и торжественный.

Девушка: Конечно, ведь дамы носили на голове целые башни, корабли и цветочные клумбы. Такие у них были прически.

Юноша: Поэтому они и несли себя так важно.

Мы открыли ассамблею,                                                                                     Менуэт продолжит бал.
Приглашайте, кавалеры,
Своих милых, нежных дам.

Менуэт господа! Кавалеры ангажируют дам!

( танцуют менуэт)

Юноша: Царь Петр I устраивал праздники, о начале которых извещали выстрелы из пушек Петропавловской крепости, а в завершение каждого праздника был фейерверк:

Вот кончен бал,
Погасли свечи!
И пушки радостно палят!

Девушка: И все же, королем балов был вальс, в наши дни его реже танцуют, но звучит он очень часто.

Юноша: Вальс всюду: в музыке серьезной и легкой, в опере и балете, в симфонии и оперетте, в романсе и джазовой сюите…

Девушка: А, сколько красивых вальсов написано русскими композиторами, и французскими, и немецкими.… Но Королем вальсов стал австрийский композитор Иоганн Штраус, который написал около 500 танцевальных пьес, большинство из которых – вальсы, в том числе его знаменитый венский вальс.

(Заключительный танец)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция Жизнь и творчество А.П.Чехова.

Разработала и провела учитель высшей квалификационной категории Рыжкина Марина Викторовна  Цель: пробудить у учащихся интерес к творчеству А.П. Чехова-драматурга. Задачи:Расширени...

Сценарий литературно-музыкальной композиции по творчеству М.Ю.Лермонтова

Сценарий литературно-музыкальной композиции по творчеству М.Ю.Лермонтова...

Литературно-музыкальная композиция "Я сын страданья" (по творчеству М.Ю. Лермонтова)

Литературно-музыкальная композиция, посвящённая жизни и творчеству великого русского поэта М.Ю. Лермонтова, может использоваться педагогами на уроках и во внеурочной деятельности для более глубокого з...

Литературно-музыкальная композиция "Синие горы Кавказа, приветствую вас!" (Кавказ в жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова)

Кавказ, который Лермонтов чаще всего посещал не по своей воле, был воспет поэтом и в поэзии, и в прозе. Край величественных пейзажей, гордых и отважных людей, место гибели великого поэта......

Литературно-музыкальная композиция "Жизнь и творчество поэта Николая Лактионова"

Материал по краеведению о жизни и творчестве поэта Алтайского края Ребрихинского района села Подстепное. Был разработан для районного праздника "Поэты Ребрихинского района".  Использова...

Сценарий литературно-музыкальной композиции «Жизнь и творчество А.П. Чехова»

В литературно-музыкальной композиции можно узнать о жизни А. П. Чехова. Была подготовлена к 150-летию рождения писателя....