К.Г. Паустовский. «Телеграмма». Доброта, чуткость, бережное отношение к окружающим людям, особенно к близким
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок внеклассного чтения в 7классе
Тема урока: К.Г. Паустовский. «Телеграмма». Доброта, чуткость, бережное отношение к окружающим людям, особенно к близким.
Цель урока: совершенствование умений и навыков работы над художественным произведением, выразительным чтением, умением аргументировать собственные взгляды, оценку, отношение; нравственное воспитание обучающихся.
Оборудование: портрет К.Г Паустовского, раздаточный материал «Языковые средства для собственного высказывания и его построения, грамзапись («Аве, Мария»)», выставка фотографий «Моя мама».
Эпиграф:
Не сразу умирает человек,
а по частичкам – от чужих болезней,
таких, как равнодушие, жестокость,
тихонько убивающих его.
Евгений Евтушенко
Ход урока:
I. Организационный момент. Доброе утро, ребята. Улыбнитесь друг другу, ведь вместе мы команда и нам по плечу решение все проблем урока. Желаю вам хорошего настроения на уроке и отличных оценок.
- Представление темы. Определение целей и задач урока.
- Вами прочитано произведение. Оно, безусловно, оставило в ваших душах определенный след, вызвало какие-то эмоции. Давайте определим, что каждый из вас ожидает от сегодняшнего урока.
- Как вы сформулировали бы тему урока? Если вам сложно, оттолкнитесь в своих рассуждениях от предложенного к уроку эпиграфа. Представление эпиграфа к уроку.
- Какие вопросы, вам кажется, нам нужно вынести сегодня на обсуждение?
III. Хотелось бы, чтобы в ваших выступлениях вы использовали раздаточный материал «Языковые средства для собственного высказывания и его построение» (приложение№1) и следующий словарный материал.
4. Словарная работа
Эгоизм, равнодушие, бескорыстие, доброта, чуткость, отзывчивость…
(Определение лексического значения слов)
- Работа над темой урока
1. Художественное чтение учителем начала рассказа «Телеграмма» (введение в атмосферу произведения).
- Катерина Петровна умирала, ее дни сочтены. Сильную боль ей причиняет мысль, что нет рядом единственного родного человека – ее дочери Насти. Но свет не без добрых людей (эта фраза записана на левом крыле доски).
2. «Мозговой штурм»
- Давайте запишем на центральной доске имена добрых, отзывчивых людей, которые беспокоились о Катерине Ивановне, помогали ей.
(дети ведут записи в тетрадях).
3 Работа в группах
- Чувствуется, что в классе отношение к Насте, дочери Катерины Петровны, неоднозначно, поэтому я предлагаю трем творческим группам ответить на поставленные вопросы (раздаются карточки).
- Как относятся к Насте знающие ее люди? Как они оценивают ее личностные качества? Предварительно выразительно прочитайте предлагаемую цитату и, обсудив в группе, выберите спикера, который зачитает цитату, ответит на поставленные вопросы.
Задание 1 группе
«Ненаглядная моя,- писала Катерина Ивановна. – Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки…»
Задание 2 группе
« - В наши дни,- говорил он,- забота о человеке становится той прекрасной реальностью, которая помогает нам расти и работать. Я счастлив отметить в нашей среде скульпторов и художников. Проявление этой заботы. Я говорю о выставке работ товарища Тимофеева. Этой выставкой мы целиком обязаны … одной из рядовых сотрудниц Союза, нашей милой Анастасии Семеновне».
Задание 3 группе
«А письмо-то в сумочке нераспечатанное,- казалось, говорили сверлящие гоголевские глаза. Эх ты, сорока!»
- Работа парами.
Метод «Займи позицию». На правом крыле доски красным цветом выделены слова: «Непростительно проявление эгоизма по отношению к близкому человеку». Чуть ниже запись:
«Займи позицию»
Я осуждаю Настю Я сочувствую Насте
Работая парой, дети первоначально обсуждают между собой проблему; в ходе спора каждый занимает свою позицию. Почти каждый (или большая половина класса) выступает, аргументирует свою позицию. Учитель напоминает детям о возможности воспользоваться раздаточным материалом.
- Индивидуальное задание опережающего характера (работа с одаренными детьми). Прочитать свое сочинение «Мама», написанное после прочтения рассказа К. Паустовского «Телеграммма».
Фрагмент из сочинения Барановой Екатерины, ученицы 7 класса: «Как-то у моей бабушки спросили, если б было чудо, чего бы она хотела. Ждали, что она захочет помолодеть, иметь деньги, путешествовать и т.д. И вот ответ: «Пусть бы моя мама пришла ко мне хотя бы на один час. Я бы умоляла ее простить за все обиды и с радостью исполняла б все ее капризы.» Но всегда ли мы отвечаем матери взаимностью? Прислушиваемся к ее словам? Благодарим ее за все, что мама для нас сделала?
У К. Паустовского есть поучительно- удивительный рассказ «Телеграмма». Единственная дочь за делами, заботами о своем благополучии, карьере письмо матери оставляет на потом. А мать любит, ждет и … прощает, оправдывает. ….»
- Заключительное слово учителя.
Даже умирая, мать думает о своем ребенке, переживает , даже если он уже взрослый человек.
Художественное чтение учителем отрывка из романа В.Гроссмана «Жизнь и судьба» (письмо матери к сыну в сокращенном варианте). Учитель читает на фоне грамзаписи «Аве, Мария» в современной аранжировке.
- Здравствуй, сыночек, я уверена, мое письмо дойдет до тебя, хотя я сейчас далеко за линией фронта, за колючей проволокой еврейского гетто. Твой ответ я никогда не получу, меня не будет. Я хочу, чтобы ты знал о моих последних днях, с этой мыслью мне легче уйти из жизни.
Седьмого июля немцы ворвались в город…вскоре на стенах домов были развешены желтые объявления: «Всем евреям срочно переселиться в район Старого города. Не переселившимся – расстрел.» Ну вот, собралась и я. Взяла с собой подушку, немного белья, чашечку, которую ты мне подарил… Много ли человеку нужно?
Я никогда не чувствовала себя еврейкой, с детских лет я росла среди русских подруг, я любила больше всего поэтов Пушкина и Некрасова. А когда-то, когда я была четырнадцатилетней девочкой, наша семья собралась в Южную Америку. И я сказала папе: «Не поеду никуда из России, лучше утоплюсь.» И не уехала.
А вот в эти ужасные дни мое сердце наполнилось материнской нежностью к еврейскому народу. Раньше я не знала этой любви. Она напоминает мне мою любовь к тебе.
Это письмо нелегко оборвать, оно – мой последний разговор с тобой. Это наше самое последнее расставание. Что скажу я тебе, прощаясь, перед вечной разлукой? В эти дни, как и всю жизнь, ты был моей радостью. По ночам я вспоминала тебя, твою детскую одежду, твои первые книжки, все, все, от первых дней твоей жизни до последней весточки от тебя. Я закрываю глаза, и мне кажется, - ты заслонил меня от надвигающегося ужаса.
…Будь всегда счастлив с теми, кого ты любишь, кто окружает тебя, кто стал тебе ближе матери. Прости меня.
С улицы слышен плач женщин, пьяная ругань полицейских, а я смотрю на эти строки, и мне кажется, что я защищена от страшного мира, полного страдания.
Как закончить письмо? Где взять силы, сынок? Есть ли человеческие слова, способные выразить мою любовь к тебе? Целую тебя, твой лоб, твои глаза, волосы.
Помни, что всегда в дни счастья и в день горя материнская любовь с тобой, ее никто не в силах убить.
…Вот и последняя строчка последнего маминого письма к тебе. Живи, живи, живи вечно… Мама.
- Рефлексия
- - Чем поучителен для вас, ребята, был этот урок?
- Учитель предлагает учащимся оформить карточки самооценки активности на уроке (раздаются каждому в конце урока) по следующим параметрам:
А) выступил
Б) дополнил
В) замечания по культуре речи
Д) самоподготовка
Е) самооценка
Учащиеся условными знаками (плюс, минус) оформляют свои карточки и сдают учителю.
- Домашнее задание: 1. Написать мини- сочинение на тему «Мама»; 2. Выразительное чтение стихотворения, посвященное матери (по выбору).
Приложение №1
Языковые средства для собственного высказывания и его построения
- Согласие. Думаю, что со мнением … согласен не только я; я разделяю точку зрения …; с этим нельзя не согласиться; высказанная точка зрения не вызывает у меня никакого сомнения; не могу не присоединиться к мнению…
- Несогласие. На высказанную точку зрения я должен возразить ..; это расходится с моими представлениями о …; автор, пожалуй, преувеличивает; мне кажется это сомнительным; Мне чужда данная позиция (точка зрения).
- Частичное согласие. В общем это правильно, но все же …; я согласен, только с одной оговоркой …
- Выражение собственной точки зрения. Моя позиция состоит в следующем …; на этот счет у меня свое суждение; если быть откровенным, то …; что по этому поводу можно сказать? Я хотел бы высказать такую мысль …
- Утверждение существенности (несущественности) чего-либо. Полагаю, что автор затронул здесь очень важную тему; для меня не имеет значения, что …; это важный вопрос, постараюсь высказать свое мнение.
- Уточнение. Это, конечно, так, но я хотел бы уточнить ...; поймите меня правильно.
- Добавление. Хочу продолжить мысль о …; я бы, пожалуй, добавил еще …
- Иллюстрация. В качестве примера я хочу привести следующее …; вот, на пример …; иллюстрацией этих мыслей может служить следующее …; в качестве иллюстрации этих мыслей приведу следующий пример …; проиллюстрирую свою мысль примерами …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по рассказу К.Г.Паустовского "Телеграмма"
Данный материал - конспект нетрадиционного урока литературы - урока суда....
Урок литературы по теме: "К.Г.Паустовский "Телеграмма"
Второй урок по рассказу К.Г. Паустовского "Телеграмма". Отношение Насти к матери Смысл названия рассказа.....
Урок пресс - конференция по литературе в 8 классе по рассказу К.Г.Паустовского " Телеграмма"
урок закрепления материала в 8 классе в форме пресс - конференции...
Урок по ФГОС «Соблюдение правил поведения в окружающей среде. Бережное отношение к природе. Охрана биологических объектов».
Урок по ФГОС «Соблюдение правил поведения в окружающей среде. Бережное отношение к природе. Охрана биологических объектов»....
Урок "Природа - наш друг.Охрана природы. Правила поведения в природе. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам. их охрана.
Урок знакомит учащихся с возникновением и созданием заповедных зон, способстует формированию экологического сознания, расширяет знания о заповедниках России и заповедниках Тульской области, воспитывае...
Сборник «Экологические экскурсии, как средство формирования бережного отношения к окружающей среде»
Сборник«Экологические экскурсии, как средство формирования бережного отношения к окружающей среде»...
Урок литературы 8 класс по теме: ««За добро плати добром, не будь пустельгой». К.Паустовский (по рассказу К.Г.Паустовского « Телеграмма»)
Урок-размышление о значение родителей в жизни человека....