К.Г. Паустовский. «Телеграмма». Доброта, чуткость, бережное отношение к окружающим людям, особенно к близким
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Урок  внекласного чтения в 8 классе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx23.33 КБ

Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения в 7классе

Тема урока: К.Г. Паустовский. «Телеграмма». Доброта, чуткость, бережное отношение к окружающим людям, особенно к близким.

Цель урока: совершенствование умений и навыков работы над художественным произведением, выразительным чтением, умением аргументировать собственные взгляды, оценку, отношение; нравственное воспитание обучающихся.

Оборудование: портрет К.Г Паустовского, раздаточный материал «Языковые средства для собственного высказывания и его построения, грамзапись («Аве, Мария»)», выставка фотографий «Моя мама».

Эпиграф:

Не сразу умирает человек,

а по частичкам – от чужих болезней,

таких, как равнодушие, жестокость,

тихонько убивающих его.

Евгений Евтушенко

Ход урока:

I. Организационный момент. Доброе утро, ребята. Улыбнитесь друг другу, ведь вместе мы команда и нам по плечу решение все проблем урока. Желаю вам хорошего настроения на уроке и отличных оценок.

  1. Представление темы. Определение целей и задач урока.

 -  Вами прочитано произведение. Оно, безусловно, оставило в ваших душах определенный след, вызвало какие-то эмоции. Давайте определим, что каждый из вас ожидает от сегодняшнего урока.

- Как  вы  сформулировали бы тему урока? Если вам сложно, оттолкнитесь в своих рассуждениях от предложенного к уроку эпиграфа. Представление эпиграфа к уроку.

 - Какие вопросы, вам кажется, нам нужно вынести сегодня  на обсуждение?

III. Хотелось бы, чтобы в ваших выступлениях вы использовали раздаточный материал «Языковые средства для собственного высказывания и его построение» (приложение№1) и следующий словарный материал.

4. Словарная работа

Эгоизм, равнодушие, бескорыстие, доброта, чуткость, отзывчивость…

(Определение лексического значения слов)

  1. Работа над темой урока

  1. Художественное чтение учителем начала рассказа  «Телеграмма» (введение в атмосферу произведения).

-  Катерина Петровна умирала, ее дни сочтены. Сильную боль ей причиняет мысль, что нет рядом единственного родного человека – ее дочери Насти. Но свет не без добрых людей (эта фраза записана на левом крыле доски).

2. «Мозговой штурм»

- Давайте запишем на центральной доске имена добрых, отзывчивых людей, которые беспокоились о Катерине Ивановне, помогали ей.

(дети ведут записи в тетрадях).

3 Работа в группах

 - Чувствуется, что в классе отношение к Насте, дочери Катерины Петровны, неоднозначно, поэтому я предлагаю трем творческим группам ответить на поставленные вопросы (раздаются карточки).

 - Как относятся к Насте знающие ее люди? Как они оценивают ее личностные качества? Предварительно выразительно прочитайте предлагаемую цитату и, обсудив в группе, выберите спикера, который зачитает цитату, ответит на поставленные вопросы.

Задание 1 группе

«Ненаглядная моя,- писала Катерина Ивановна. – Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки…»

Задание 2 группе

« - В наши дни,- говорил он,- забота о человеке становится той прекрасной реальностью, которая помогает нам расти и работать. Я счастлив отметить в нашей среде скульпторов и художников. Проявление этой заботы. Я говорю о выставке работ товарища Тимофеева. Этой выставкой мы целиком обязаны … одной  из рядовых сотрудниц Союза, нашей милой Анастасии Семеновне».

Задание 3 группе

«А письмо-то в сумочке нераспечатанное,- казалось, говорили сверлящие гоголевские глаза. Эх ты, сорока!»

  1. Работа парами.

         Метод «Займи позицию». На правом крыле доски красным цветом выделены слова: «Непростительно проявление эгоизма по отношению к близкому человеку». Чуть ниже запись:

                                            «Займи позицию»

       

            Я осуждаю Настю                                Я сочувствую Насте

      Работая парой, дети первоначально обсуждают между собой проблему; в ходе спора каждый занимает свою позицию. Почти каждый (или  большая половина класса) выступает, аргументирует свою позицию. Учитель напоминает детям о возможности воспользоваться раздаточным материалом.

  1. Индивидуальное задание опережающего характера (работа с одаренными детьми). Прочитать свое сочинение «Мама», написанное после прочтения рассказа К. Паустовского «Телеграммма».

       Фрагмент из сочинения Барановой Екатерины, ученицы 7 класса: «Как-то у моей бабушки спросили, если б было чудо, чего бы она хотела. Ждали, что она захочет помолодеть, иметь деньги, путешествовать и т.д. И вот ответ: «Пусть бы моя мама пришла ко мне хотя бы на один час. Я бы умоляла ее простить за все обиды и с радостью исполняла б все ее капризы.» Но всегда ли мы отвечаем матери взаимностью? Прислушиваемся к ее словам? Благодарим ее за все, что мама для нас сделала?

        У К. Паустовского есть поучительно- удивительный рассказ «Телеграмма». Единственная дочь за делами, заботами о своем благополучии, карьере письмо матери оставляет на потом. А мать любит, ждет и  … прощает, оправдывает. ….»

  1. Заключительное слово учителя.

        Даже умирая, мать   думает о своем ребенке, переживает , даже если    он уже взрослый человек.

Художественное чтение учителем отрывка из романа В.Гроссмана «Жизнь и судьба» (письмо матери к сыну в сокращенном варианте). Учитель читает на фоне грамзаписи «Аве, Мария» в современной аранжировке.

- Здравствуй, сыночек, я уверена, мое письмо дойдет до тебя, хотя я сейчас далеко за линией фронта, за колючей проволокой еврейского гетто. Твой ответ я никогда не получу, меня не будет. Я хочу, чтобы ты знал о моих последних днях, с этой мыслью мне легче уйти из жизни.

   Седьмого июля немцы ворвались в город…вскоре на стенах домов были развешены желтые объявления: «Всем евреям срочно переселиться в район Старого города. Не переселившимся – расстрел.» Ну вот, собралась и я. Взяла с собой подушку, немного белья, чашечку, которую ты мне подарил… Много ли человеку нужно?

       Я никогда не чувствовала себя еврейкой, с детских лет я росла среди русских подруг, я любила больше всего поэтов Пушкина и Некрасова. А когда-то, когда я была четырнадцатилетней девочкой, наша семья собралась в Южную Америку. И я сказала папе: «Не поеду никуда из России, лучше утоплюсь.» И не уехала.

        А вот в эти ужасные дни мое сердце наполнилось материнской нежностью к еврейскому народу. Раньше я не знала этой любви. Она напоминает мне мою любовь к тебе.

       Это письмо нелегко оборвать, оно – мой последний разговор с тобой. Это наше самое последнее расставание. Что скажу я тебе, прощаясь, перед вечной разлукой?  В эти дни, как и всю жизнь, ты был моей радостью. По ночам я вспоминала тебя, твою детскую одежду, твои первые книжки, все, все, от первых дней твоей жизни до последней весточки от тебя. Я закрываю глаза, и мне кажется, - ты заслонил меня от надвигающегося ужаса.

       …Будь всегда счастлив с теми, кого ты любишь, кто окружает тебя, кто стал тебе ближе матери. Прости меня.

       С улицы слышен плач женщин, пьяная ругань полицейских, а я смотрю на эти строки, и мне кажется, что я защищена от страшного мира, полного страдания.

      Как закончить письмо? Где взять силы, сынок? Есть ли человеческие слова, способные выразить мою любовь к тебе? Целую тебя, твой лоб, твои глаза, волосы.

      Помни, что всегда в дни счастья и в день горя материнская любовь с тобой, ее никто не в силах убить.

      …Вот и последняя строчка последнего маминого письма к тебе. Живи, живи, живи вечно… Мама.

  1. Рефлексия
  1. - Чем поучителен для вас, ребята, был этот урок?
  2. Учитель предлагает учащимся оформить карточки самооценки активности на уроке (раздаются каждому в конце урока) по следующим параметрам:

А) выступил

Б) дополнил

В) замечания по культуре речи

Д) самоподготовка

Е) самооценка

 Учащиеся условными знаками (плюс, минус) оформляют свои карточки и сдают учителю.

  1. Домашнее задание: 1. Написать мини- сочинение на тему «Мама»; 2. Выразительное чтение стихотворения, посвященное матери (по выбору).

 Приложение №1

Языковые средства для собственного высказывания и его построения

  1. Согласие. Думаю, что со мнением … согласен не только я; я разделяю точку зрения …; с этим нельзя не согласиться; высказанная точка зрения не вызывает у меня никакого сомнения; не могу не присоединиться к мнению…
  2. Несогласие. На высказанную точку зрения я должен возразить ..; это расходится с моими представлениями о …; автор, пожалуй, преувеличивает; мне кажется это сомнительным; Мне чужда данная позиция (точка зрения).
  3. Частичное согласие. В общем это правильно, но все же …; я согласен, только с одной оговоркой …
  4. Выражение собственной точки зрения. Моя позиция состоит в следующем …; на этот счет у меня свое суждение; если быть откровенным, то …; что по этому поводу можно сказать? Я хотел бы высказать такую мысль …
  5. Утверждение существенности (несущественности) чего-либо. Полагаю, что автор затронул здесь очень важную тему; для меня не имеет значения, что …; это важный вопрос, постараюсь высказать свое мнение.
  6. Уточнение. Это, конечно, так, но я хотел бы уточнить ...; поймите меня правильно.
  7. Добавление. Хочу продолжить мысль о …; я бы, пожалуй, добавил еще …
  8. Иллюстрация. В качестве примера я хочу привести следующее …; вот, на пример …; иллюстрацией этих мыслей может служить следующее …; в качестве иллюстрации этих мыслей приведу следующий пример …; проиллюстрирую свою мысль примерами …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по рассказу К.Г.Паустовского "Телеграмма"

Данный материал - конспект нетрадиционного урока литературы - урока суда....

Урок литературы по теме: "К.Г.Паустовский "Телеграмма"

Второй урок по рассказу К.Г. Паустовского "Телеграмма". Отношение Насти к матери Смысл названия рассказа.....

Урок пресс - конференция по литературе в 8 классе по рассказу К.Г.Паустовского " Телеграмма"

урок закрепления материала в 8 классе в форме пресс - конференции...

Урок по ФГОС «Соблюдение правил поведения в окружающей среде. Бережное отношение к природе. Охрана биологических объектов».

Урок по ФГОС   «Соблюдение правил поведения в окружающей среде. Бережное отношение к природе. Охрана биологических объектов»....

Урок "Природа - наш друг.Охрана природы. Правила поведения в природе. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам. их охрана.

Урок знакомит учащихся с возникновением и созданием заповедных зон, способстует формированию экологического сознания, расширяет знания о заповедниках России и заповедниках Тульской области, воспитывае...

Сборник «Экологические экскурсии, как средство формирования бережного отношения к окружающей среде»

Сборник«Экологические экскурсии, как средство формирования бережного отношения к окружающей среде»...