Сценарий школьного этапа конкурса юных чтецов прозы "Живая классика"
методическая разработка по литературе на тему

Локотош Ксения Владимировна

Сценарий школьного этапа конкурса юных чтецов прозы "Живая классика"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий школьного этапа Всероссийского конкурса юных чтецов прозы «Живая классика»

Цели:

  1. Пропаганда произведений русской классической и современной отечественной  прозы.
  2. Выявление, поддержка и стимулирование талантливых детей.

Задачи:

  1. Показать значимость прозаического слова.
  2. Познакомить с богатым разнообразием литературного наследия России.
  3. Стимулировать формирование читательского кругозора и приобретению опыта самостоятельной читательской деятельности.
  4. Способствовать развитию у обучающихся художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений.

Форма реализации:   литературная гостиная

Продолжительность: 45 минут.

Оформление:

  1. Мультимедийный проектор для демонстрации презентации.
  2. Музыкальное сопровождение.
  3. Выставка книг.
  4. Сценическая декорация.

Этапы работы:

  1. Подбор прозаических произведений.
  2. Поиск биографий и портретов отобранных авторов.
  3. Поиск стихов, высказываний о чтении и книге.
  4. Отбор иллюстраций к произведениям.
  5. Подготовка сценария вечера.
  6. Выбор музыкального сопровождения.
  7. Создание презентации.
  8. Работа с ведущими и чтецами над выразительностью и артистизмом.

ВЕДУЩИЙ 1: Здравствуйте, уважаемые участники, жюри и гости. Мы рады приветствовать Вас на школьном этапе конкурса «Живая классика». Этот конкурс — соревнование по чтению вслух отрывков из прозаических произведений русских и зарубежных писателей среди учащихся 5-10 классов.

ВЕДУЩИЙ 2: Наш конкурс хотелось бы начать со стихотворения Владимира Высоцкого «Книжные дети».

Отраженье исчезнувших лет,

Облегченье житейского ига,

Вечных истин немеркнущий свет —

Это — книга. Да здравствует книга!

Неустанных исканий залог,

Радость каждого нового сдвига,

Указанье грядущих дорог —

Это — книга. Да здравствует книга!

Чистых радостей светлый исток,

Закрепленье счастливого мига,

Лучший друг, если ты одинок, —

Это — книга. Да здравствует книга!

ВЕДУЩИЙ 1: Наше время — время великих достижений науки, техники, время замечательных открытий. Но из всех чудес, созданных человеком, наиболее сложным и великим А.М. Горький считал книгу. В книге заключен огромный духовный мир человечества.

ВЕДУЩИЙ 2: Книга — самое могучее и самое универсальное средство общения людей, народов, поколений. Ее называют единственной машиной времени, с помощью которой можно совершать путешествия в невиданные страны, в прошлое, в будущее и настоящее...

ВЕДУЩИЙ 1: Книга — верный и неизменный наш спутник. Она остается главным источником, из которого мы черпаем знания. Недаром К.Г. Паустовский писал: «Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной страницы из новой книги!» Сегодня мы собрались, чтобы показать, что интерес к чтению русской классики не угас.

ВЕДУЩИЙ 2: Позвольте представить жюри конкурса:

ВЕДУЩИЙ 1: Выступления оцениваются по следующим параметрам:

выбор текста произведения;

грамотная речь;

артистизм исполнения;

глубина проникновения в образную систему и смысловую структуру текста.

ВЕДУЩИЙ 2: Наши участники:

ВЕДУЩИЙ 1:Поприветствуем участников и пожелаем им успеха.

ВЕДУЩИЙ 2: Разными дорогами приходят люди в литературу: кто-то уже с детских лет пробует писать стихи и прозу, кто-то, только прожив большую жизнь, берётся за перо. Но одно обязательно для всех: прежде чем стать писателем, надо полюбить книгу, признать её одним из удивительных чудес, поверить в её могущество, почувствовать в ней лучшего друга.

ВЕДУЩИЙ 1: Нашу конкурсную программу открывает произведение Анатолия Алексина.

Анатолий Георгиевич Гоберман, впоследствии взявший фамилию Алексин, родился в Москве 3 августа 1924 года.

Детские годы Анатолия, будущего писателя, прошли на московской даче в Серебряном бору. Там же он познакомился с Самуилом Яковлевичем Маршаком, детским писателем. С началом Великой Отечественной войны ему была поручена работа заведующего заводской малотиражной газетой. По окончании войны Анатолий - студент Московского института востоковедения. На этот момент уже вышли в печать его первые работы.

Анатолий Алексин, выпускает целый ряд сборников повестей и рассказов о детской и юношеской жизни, о единении детского и взрослого мировозрения. Вышедшие в свет книги Анатолия Алексина были настоящими бестселлерами того времени и, даже, были рекомендованы для внеклассного изучения в школе. Книги и сейчас не теряют свою актуальность. Труд Алексина был высоко оценен правительством. Алексину присуждают ряд Государственных премий РСФСР и СССР.

Сейчас Анатолий Георгиевич Алексин живет в Израиле и продолжает творческую работу.

ВЕДУЩИЙ 2: Предлагаем вашему вниманию отрывок из произведения «Коля пишет Оле, Оля пишет Коле». Выступает ученица 5 «а»  класса –Бессалова Кристина.

ВЕДУЩИЙ 1: Салтыков – Щедрин Михаил Евграфович (настоящая фамилия Салтыков, псевдоним Н. Щедрин) (1826—1889), писатель, публицист.

Родился 27 января 1826 г. в селе Спас-Угол Тверской губернии в старинной дворянской семье. В 1836 г. был отдан в Московский дворянский институт, откуда через два года за отличную учёбу переведён в Царскосельский лицей.

 В августе 1844 г. Салтыков поступил на службу в канцелярию военного министра. В это время вышли в свет его первые повести «Противоречие» и «Запутанное дело».

Наибольшей популярностью пользуются сказки Салтыкова-Щедрина. Сказки - итог многолетних жизненных наблюдений писателя. В них он выступает как защитник народных интересов, выразитель народных идеалов, передовых идей своего времени 

 ВЕДУЩИЙ 2: Отрывок из сказки «Дикий помещик проичтает Третьякова Анастасия.

ВЕДУЩИЙ 2: Зощенко Михаил Михайлович (1895 - 1958), прозаик, драматург. 
Родился 29 июля в Полтаве в семье художника. После окончания гимназии в Петербурге в 1913 поступает на юридический факультет Петербургского университета. Начавшаяся мировая война прервала обучение. В 1915, закончив ускоренные военные курсы, Зощенко ушел на фронт. Участвовал во многих боях. был ранен и подвергался отравлению газами. Имел четыре боевых ордена. 
В 1915 - 1917 занимал разные военные должности, а после Февральской революции был комендантом Главного почтамта и телеграфа Петрограда.
В 1920 поступил в Петроградский военный порт делопроизводителем, с этого времени стал заниматься литературной деятельностью.
Значительное место в творчестве Зощенко занимают фельетоны, представляющие собой прямые отклики на "сообщения с мест" и письма читателей. Работал в ленинградских газетах, на радио и в журнале "Крокодил". 
В августе 1946, после постановления ЦК о журналах "Звезда" и "Ленинград", творчество Зощенко было подвергнуто резкой критике, и он был исключен из членов Союза писателей. В 1946 - 1953 главным образом занимался переводческой деятельностью. 
В июне 1953 Зощенко был вновь принят в Союз писателей. В последние годы жизни работал в журналах "Крокодил" и "Огонек". Умер М.Зощенко в Ленинграде 22 июля 1958.

Отрывок из рассказа «Встреча» в исполнении ученицы 8 «б» класса Лысиковой Кристины мы сейчас и послушаем.

ВЕДУЩИЙ 1: Елена Васильевна Габова (Столповская) родилась 7 июня 1952 года в Сыктывкаре. Она внучка известного коми писателя Николая Попова (Жугыля). Окончила сыктывкарскую школу № 1 и заочно в 1976 году сценарный факультет Всесоюзного института кинематографии (ВГИК).

  Работала в газете «Молодежь Севера», на телевидении, в театральном обществе. С конца 1960-х годов начинает публиковаться в республиканской и всесоюзной печати.

  В 1983 году Е.В. Габова приняла участие во Всероссийском семинаре молодых писателей, проходившем в местечке Лемью под Сыктывкаром под руководством С.Залыгина, и Всесоюзном совещании молодых писателей в Москве (1984). С 1989 года она - член Союза писателей СССР, с 1992 - литературный консультант Союза писателей Коми.

Е.В. Габовой присвоено звание заслуженного работника культуры Российской Федерации.

   Сегодня Е.В. Габова – автор более десяти книг для детей и подростков, изданных в Москве, Киеве, Сыктывкаре, Токио. Ее произведения переведены на английский, немецкий, украинский, финский, венгерский, норвежский, языки народов России. Две книги («Шалун Антон и сыщики-девчонки», «Гришуня на планете Лохматиков») вышли в Японии в издательстве «Gakken». Елена Габова чаще всего пишет о первой любви, о просыпающихся желаниях и о том, как порой взрослые не хотят понимать, что творится в душе подростков. Мир в ее повестях и рассказах узнаваем, романтичен, наполнен тонким психологизмом.

Отрывок из повести «Не пускайте рыжую на озеро» читает ученица 6 «а»  класса Болдинова Виктория

ВЕДУЩИЙ 2: Шукшин Василий Макарович (1929— 1974), писатель, кинорежиссёр, сценарист, актёр. Родился 25 июля 1929 г. в селе Сростки Бийского района Алтайского края в крестьянской семье. После школы работал слесарем, служил во флоте, был директором вечерней школы в родном селе. С 1954 г. жил в Москве.

ВВ 1964 г. по своему сценарию Шукшин поставил фильм «Живёт такой парень», получивший приз «Золотой лев» на Международном кинофестивале в Венеции.  Литературный стиль Шукшина ярко окрашен колоритом народно-разговорной речи.

Василий Макарович скоропостижно умер 2 октября 1974 г. в станице Клетской Волгоградской области на съёмках фильма «Они сражались за Родину».

Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

ВЕДУЩИЙ 1: Отрывок из рассказа Василия Шукшина«Критики» читает ученик 7 «а» класса Амельницкий Даниил.

ВЕДУЩИЙ 2: Нашу конкурсную программу продолжает знакомство с творчеством замечательной  писательницей Тэффи Надеждой Александровной.

ВЕДУЩИЙ 1: Тэффи (настоящая фамилия - Лохвицкая) Надежда Александровна (1872 - 1952), прозаик. 
Родилась 9 мая (21 н.с.) в родительском имении в Волынской губернии в дворянской профессорской семье. Получила прекрасное домашнее образование. 
Начала печататься в 1901, и в первых же литературных опытах проявились главные черты ее дарования: "любила рисовать карикатуры и писать сатирические стихотворения". 
В 1905 - 07 сотрудничала в различных сатирических журналах и газетах, публикуя стихотворения, юмористические рассказы, фельетоны, пользовавшиеся большой популярностью у массового читателя. 

 Октябрьской революции не приняла и в 1920 эмигрировала, поселившись в Париже. Сотрудничала в газетах "Последние новости", "Возрождение", выступала с фельетонами, обличавшими бесперспективность существования эмигрантов: "Наши за границей" и "Ке-фер?". А.Куприн, ценивший талант Тэффи, отмечал присущие ей "безукоризненность русского языка, непринужденность и разнообразие оборотов речи". 
Тэффи не высказывала враждебного отношения к Советскому Союзу, но на родину не вернулась. Последние годы провела в нужде и одиночестве. Умерла 6 октября 1952 в Париже.

ВЕДУЩИЙ 1: Встречайте ученицу 9 «а» класса Ермолаеву Анастасию с отрывком из

ВЕДУЩИЙ 2: Антон Павлович Чехов (1860-1904)

ВЕДУЩИЙ 1: Родился 17 января в Таганроге в купеческой семье, со строгими правилами воспитания. С детских лет Чехов помогал отцу в лавке.
В 1868 поступил в гимназию. Когда вся семья Чеховых переехала в Москву, будущий писатель остался в Таганроге и зарабатывал на жизнь репетиторством, чтобы окончить учение. Окончив гимназию в 1879, уехал в Москву и поступил на медицинский факультет Московского университета, где слушал лекции знаменитых профессоров — Н. Склифосовского, Г. Захарьина и др. В 1884, получив звание уездного врача, Чехов начал заниматься врачебной практикой.

Еще будучи гимназистом, он писал юморески, участвуя в гимназическом журнале. 

Позднее  Чехов становится все более популярным и получает широкое признание читающей публики. Такие произведения как "Степь”, "Человек в футляре”, "Палата N 6” постоянно включаются в сборники произведений Антона Павловича, которые выходят с завидной регулярностью. Позднее он отправляется в путешествие по Европе, одновременно пытаясь поправить обострившeюся чахотку. С этой же целью он, вернувшись в Россию, поселяется на постоянное место жительства в Крыму, в Ялте.

     В 1900 году его избирают почетным академиком в Пушкинском отделении Академии Наук. В 1901 – 1902 годах известный издатель Маркс выпускает десятитомное собрание сочинений Чехова. Журнал Нива в 1903 г., в качестве премии для подписчиков, также выпускает его собрание сочинений, которое дополнено самыми новыми произведениями. Антон Павлович умер 1 июля 1904 года.

 ВЕДУЩИЙ 2: Отрывок из рассказа «Смерть чиновника» прочтет ученица 7 «б»  класса Лагутова Таисия.

ВЕДУЩИЙ 1: Наша конкурсная программа подошла к завершению. Но огонь звучащего Слова - не погас.

ВЕДУЩИЙ 2: Мы хотим, чтобы высокое жюри оценило пыл и старания ребят.

ВЕДУЩИЙ 1: Наше жюри готово озвучить своё решение. Для подведения итогов и вручения дипломов победителям и лауреатам школьного этапа конкурса юных чтецов прозы «Живая классика» слово предоставляется председателю жюри конкурса(вручение дипломов)

ВЕДУЩИЙ 2: Наш фестиваль закончен,

Но не закончено творчество.

ВЕДУЩИЙ 1: Впереди - новые свершения и победы!

Впереди - новые стихи и проза!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий школьного этапа Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика - 2016»

Сценарий школьного этапа конкурса   чтецов «Живая классика» предназначен учащихся 5-10 классов....

Сценарий проведения школьного этапа IV Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика».

Может быть использован для проведения школьного этапа Всероссийского конкурса юных чтецов...

Сценарий школьного этапа Всероссийского конкурса юных чтецов "Живая классика-2017"

Цели и задачи конкурса юных чтецов "Живая классика": пропаганда чтения среди детей; расширение читательского кругозора; повышение уровня грамотности; поиск и поддержка талантливых детей; фор...

Методическая разработка классного этапа конкурса юных чтецов «Живая классика – 2019»

Цели и задачи мероприятия:1. Формирование у детей читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности.2. Формирование эстетического отношения к искусству слова.3. Ра...

Сценарий проведения школьного этапа Всероссийского конкурса юных чтецов "Живая классика"

Цель данного конкурса - выявление и поддержка талантливых учащихся....

Методическая разработка сценария классного этапа Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика»

В методической разработке представлен сценарий (методика) проведения классного этапа Всероссийского конкурса юных чтецов "Живая классика"....

Сценарий проведения школьного этапа Всероссийского конкурса юных чтецов "Живая классика".

Сценарий проведения школьного этапа Всероссийского конкурса юных чтецов "Живая классика". Можно использовать для проведения конкурса чтецов....