Рабочая программа по литературе 11 класс
рабочая программа по литературе (11 класс) на тему
Данная рабочая программа по литературе разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, программы, разработанной авторским коллективом под руководством Т. Ф. Курдюмовой на основе примерной программы по литературе, рекомендованной Министерством образования Российской Федерации.
Учебник «Литература» Т.Ф Курдюмова
В соответствии с базисным учебным планом школы рабочая программа по литературе для 11 класса рассчитана на 136 часа (4 часа в неделю).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
11_klass_rabochaya_programma_po_literature_2016-2017_ug.doc | 196 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по литературе разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, программы, разработанной авторским коллективом под руководством Т. Ф. Курдюмовой на основе примерной программы по литературе, рекомендованной Министерством образования Российской Федерации.
Учебник «Литература» Т.Ф Курдюмова
В соответствии с базисным учебным планом школы рабочая программа по литературе для 11 класса рассчитана на 136 часа (4 часа в неделю).
Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и совершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей обучающихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи обучающихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написание сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Предмет литературы входит в образовательную область «филология». Цель литературного образования – способствует духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.
Цель литературного образования определяет характер конкретных задач, которые решаются на уроках литературы.
Обучающийся должен сформировать представления о художественной литературе, как искусстве слова, освоить теоретические понятия, которые способствуют глубокому постижению литературных произведений, воспитывать культуру чтения, сформировать потребность в чтении, совершенствовать устную и письменную речь.
Обучающийся, овладевая читательской деятельностью, осваивает определенные знания, умения, конкретные навыки. Логика данного процесса определяется структурой программы. Данная программа предусматривает как формирование умений аналитического характера, так и умений, связанных с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельности самого обучающегося.
Курс литературы включает обзорные и монографические темы, сочетание которых помогает представить логику развития родной литературы.
Обзорные темы знакомят с особенностями конкретного времени, с литературными направлениями, литературными группами и их борьбой, поисками и свершениями, которые определили лицо эпохи.
Монографические темы дают достаточно полную картину жизни и творчества писателя. Но главная их составная часть – текст художественного произведения. Эмоциональное восприятие текста, раздумье над ним – основа литературного образования.
Программа предусматривает знакомство с зарубежной литературой. Изучение этих произведений помогает понять место отечественной литературы в литературном процессе, ее вклад в мировую художественную культуру.
В программе рекомендуется по мере накопления конкретных наблюдений и фактов формировать знания по теории литературы. Это необходимое условие углубленного восприятия художественного произведения и средство идейно-эстетического воспитания.
Большое значение имеет межпредметная связь, возможное обращение к другим литературным предметам. Особое внимание следует уделять осуществлению связей предметов эстетического цикла. Опираясь на имеющиеся у обучающихся знания и представления, надо устанавливать взаимосвязи произведений искусства на основе общности их тематики, проблематики, идейно-эстетических позиций авторов (Русский язык, история, обществознание, изобразительное искусство, музыка).
Требования к уровню подготовки обучающихся
Должны знать:
- Основные этапы жизненного и творческого пути писателей-классиков.
- Тексты художественных произведений.
- Сюжет, особенности композиции.
- Типическое значение характеров главных героев произведения.
- Основные понятия по теории литературы.
- Изобразительно-выразительные средства языка.
- Элементы стихотворной речи.
Должны уметь:
- Анализировать произведения с учётом его идейно-художественного своеобразия.
- Определять принадлежность к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма).
- Определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов, и изобразительно-выразительных средств.
- Выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя.
- Обосновывать свою точку зрения о произведении, героях, их поступках, обобщать.
- Свободно владеть монологической речью, уметь высказывать свои суждения и аргументировано их отстаивать.
- Составлять план и конспекты литературно-критической статьи.
- Готовить доклад, сообщение, реферат на литературную тему, презентации на заданную тему.
- Писать рецензию на самостоятельно прочитанное произведение, просмотренный фильм, спектакль, телепередачу.
- Писать сочинение на публицистическую или литературную тему.
- Пользоваться словарями различных типов, справочниками.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема урока | Примечание | ||
план | факт | ||||
Сложность периодизации литературы. | |||||
1 | История XX века и судьбы искусства. Острота постановки вопросов о роли искусства в начале XX века. Сложность периодизации литературы. | ||||
Реализм рубежа веков. | |||||
2 | Русская литература рубежа веков в контексте эпохи. Реализм рубежа веков. | ||||
3 | Серебряный век как своеобразный «русский Ренессанс». | ||||
4 | Модернизм как одно из направлений в искусстве. | ||||
5 | Символизм, акмеизм и футуризм как основные направления модернизма. | ||||
6 | М. Горький. Жизнь, творчество, личность. Раннее творчество писателя. Суровая правда рассказов и романтический пафос революционных песен («Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике»). | ||||
7 | Соотношение романтического идеала и реалистической картины жизни в философской концепции Горького («Старуха Изергиль»). | ||||
8 | Горький – драматург. Популярность пьес. Пьеса «На дне» как социально-философская драма. Знакомство с содержанием, проблематикой и героями. | ||||
9 | Спор о назначении человека. Три или две правды в пьесе? | ||||
10 | Публицистика. | ||||
11 | Мемуары «Литературные портреты» | ||||
12 | Р.Р. Классное сочинение. | ||||
13 | Р.Р. Сочинение по творчеству Горького. | ||||
14 | Тема любви в творчестве И. Бунина (рассказы «Легкое дыхание», «Темные аллеи»). «Чистый понедельник» - любимый рассказ И. Бунина | ||||
15 | А.И.Куприн. Жизнь и творчество. Воплощение нравственного идеала в повести «Олеся» | ||||
16 | Богатство типажей в прозе А.И. Куприна. «Гранатовый браслет»: романтическое изображение любви. | ||||
17 | Р.Р. подготовка к домашнему сочинению по творчеству Бунина и Куприна. | ||||
Поэзия конца XIX – начала XX века. | |||||
18 | Личность А. Блока. Трилогия «вочеловечения», поиски эстетического идеала. | ||||
19 | Влияние философии В. Соловьева. «Стихи о Прекрасной Даме» и их молитвенный тон («Вхожу я в темные храмы», «Фабрика») | ||||
20 | Эволюция творчества А. Блока. Стихотворения А. Блока 2 – 3 тома («Ночь, улица, фонарь, аптека», «В ресторане», «На железной дороге» и т.д.) | ||||
21 | Р.Р. Сочинение – анализ стихотворения А. Блока «Незнакомка». | ||||
22 | Тема родины в поэзии А. Блока («Россия», «Река раскинулась…») | ||||
23 | Р.Р. Трагедия человека в «страшном мире» (анализ и выразительное чтение стихотворений «О доблестях, о подвигах, о славе», «О, весна без конца и без краю»). | ||||
24 | Поэма А. Блока «Двенадцать» - первая поэма о революции. | ||||
25 | Поэма Блока «Соловьиный сад». | ||||
26 | Р.Р. Рекомендации к домашнему сочинению по творчеству А. Блока. | ||||
27 | Футуризм. Группы футуристов. Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. | ||||
28 | Образ поэта – бунтаря в поэме В. Маяковского «Облако в штанах». | ||||
29 | Гражданская и сатирическая лирика В. Маяковского. | ||||
30 | Тема поэта и поэзии в творчестве В.Маяковского («Юбилейное», «Разговор с фининспектором о сущности поэзии» и др.) | ||||
31 | Тема любви в творчестве В.Маяковского («Лиличка», «Скрипка и немножко нервно», «Письмо Татьяне Яковлевой»). | ||||
32 | Р.Р. Сочинение по творчеству Маяковского, Есенина. | ||||
33 | Р.р. Сочинение | ||||
34 | Личность С.Есенина. Своеобразие стиля писателя, драматизм и глубокая искренность поэзии. | ||||
35 | Лирика С.Есенина. | ||||
36 | Тема любви в творчестве С.Есенина («Не бродить, не мять в кустах багряных», «Шаганэ, ты, моя Шаганэ», «Заметался пожар голубой» и др.) | ||||
37 | Лирика последних лет. | ||||
38 | «Анна Снегина». Автобиографичность поэмы. Судьба человека и Родины в поэме. | ||||
Литература 20-30-х годов XX века | |||||
39 | Судьба русской литературы в годы исторических потрясений. | ||||
40 | Судьба русской литературы в годы исторических потрясений. | ||||
41 | Акмеизм как национальная форма неоромантизма. Связь поэтики символизма и акмеизма. Мир образов Н.Гумелева. | ||||
42 | «Коротко о себе». Биография А. Ахматовой, особенности ее поэтики («Песня последней встречи»). | ||||
43 | Основные темы творчества А. Ахматовой («Сжала руки под темной вуалью…», «Я научилась просто, мудро жить», («Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был», «Родная земля») | ||||
44 | Судьба Родины в поэме А. Ахматовой «Реквием». | ||||
45 | Особенности жанра и композиции поэмы. | ||||
46 | Вехи жизненного и творческого пути Б. Пастернака. Анализ стихотворений: «Во всем мне хочется…», «Быть знаменитым не красиво…» | ||||
47 | Яркость формы и философская насыщенность лирики Б.Пастернака | ||||
48 | Роман «Доктор Живаго»: соединение эпического и лирического начала». Тема интеллигенции в романе. | ||||
49 | Христианские мотивы в романе «Доктор Живаго». | ||||
50 | О.Э. Мандельштам. Жизнь и творчество (обзор). | ||||
51 | Стихотворения «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса….», «За гремучую доблесть грядущих веков….», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…..»,«Невыразимая печаль», «Tristia» | ||||
52 | Р.Р Классное сочинение по творчеству акмеистов | ||||
53 | Р.Р Сочинение. | ||||
54 | М. Цветаева. Этапы биографии и творчества. | ||||
55 | Трагедийная тональность творчества М. Цветаевой. Необычность образа лирической героини. Анализ стихотворений «Моим стихам…», «Читатели газет», «Тоска по Родине». | ||||
56 | Своеобразие поэтического стиля и языка М.Цветаевой. Анализ стихотворений «Стихи к Блоку», «Кто создан…», «Поэт». | ||||
Русская литература после 1917 года ( до 1941года). | |||||
57 | М.А. Булгаков. Жизнь, творчество, личность. | ||||
58 | Сатира М.А. Булгакова. | ||||
59 | Жанр композиция в романе «Мастер и Маргарита». | ||||
60 | Три мира в романе. | ||||
61 | Любовь и творчество в романе. | ||||
62 | Р.Р. Сочинение по роману Булгакова. | ||||
63 | Р.Р. Сочинение | ||||
64 | Судьба писателя А. Платонова. «Сокровенный человек», «Усомнившейся Макар» | ||||
65 | А. Платонов «Впрок» | ||||
66 | Загадки биографии М.А. Шолохова. «Тихий Дон» - роман-эпопея о всенародной трагедии | ||||
67 | Характеристика Г.Мелехова. Поиски правды героем. Конкретно-историческое и общечеловеческое в романе. | ||||
68 | Трагедия Г. Мелехова. «Мысль семейная» в романе. | ||||
69 | «Вечные темы» в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. | ||||
70 | Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству М. Шолохова. | ||||
Литература русского зарубежья. | |||||
71 | Литература первой волны эмиграции. | ||||
72 | Литература второй волны эмиграции. | ||||
73 | В.В. Набоков. Очерк жизни и творчества. | ||||
74 | Сюжет, жанр, композиция «Грозы». | ||||
75 | Роман «Дар». | ||||
Великая Отечественная война в литературе. | |||||
76 | Литература военных лет. Поэзия. | ||||
77 | Проза военных лет. | ||||
78 | Литература послевоенных лет. Лейтенантская проза. | ||||
79 | Лирика поэтов фронтового поколения. | ||||
Литература второй половины XX начала XXI века. | |||||
80 | Сложный период развития русской литературы 50-80-е годы. | ||||
81 | Литература 50-80-х годов. | ||||
82 | Поэты – «шестидесятники». | ||||
83 | Авторская песня. | ||||
84 | Русская литература конца 1980-х- начала 2000-х годов. | ||||
85 | А.Т. Твардовский. Очерк жизни и творчества | ||||
86 | Лирика. | ||||
87 | Поэма «За далью - даль». | ||||
88 | А.И. Солженицын очерк жизни и творчества. | ||||
89 | А.Солженицына. «Один день Ивана Денисовича». | ||||
90 | Рассказ Солженицына «Матренин двор». Р.Р. Классное сочинение | ||||
91 | В.П. Астафьев. Очерк жизни и творчества. | ||||
92 | «Царь- рыба». | ||||
93 | «Печальный детектив». | ||||
94 | Очерк жизни и творчества. В.Г. Распутин «Деньги для Марии». | ||||
95 | «Живи и помни». | ||||
96 | «Прощание с Матерой». | ||||
97 | И.А. Бродский. Очерк жизни и творчества. | ||||
98 | Лирика. | ||||
99 | Литература на современном этапе. | ||||
100 | Р.Р Сочинение по русской литературе II половины XX века. | ||||
101 | Р.Р Сочинение по русской литературе II половины XX века. | ||||
Зарубежная литература | |||||
102 | Зарубежная литература (обзор) | ||||
Программно- методическое обеспечение
1. Примерная программа по литературе МО РФ 2004 года.
2. Программа для общеобразовательных учреждений под ред. Курдюмовой Т.Ф. (5-11 классы, ДРОФА, М., 2005).
3. Русская литература XX века. 11 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Под ред. В.П. Журавлева. – М: Просвещение,2003
4. Методическое пособие для учителя: Золотарева И.В., Михайлова Т.И.. Поурочные разработки по литературе I – II половины XX века – М., «ВАКО», 2003 год.
Критерии и нормы оценки обучающихся
Оценка устных ответов
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса.
1. Знание текста, и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.
2. Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки: героев.
3. Понимание роли художественных средств в раскрытия идейно-эстетического содержания изученного произведения.
4. Знание теоретико-литературных понятий ж умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений; изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.
5. Речевая грамотность, логичность и последовательность ответа, техника и выразительность чтения.
В соответствии с этим:
Отметкой "5" оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при, анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов; хорошее владение литературной, речью.
Отметкой "4" оценивается ответ, который, показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характерны и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями: и навыками разбора при анализе прочитанных произведений: умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов, владение литературной речью. Однако по одному двум из этих компонентов ответа, могут быть допущены неточности.
Отметкой "3" оценивается ответ, свидетельствующий о знании я понимании текста изучаемого произведения; умении объяснять взаимосвязь основных событий, характерны и поступки главных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знании основных вопросов теории:, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведения:
ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается не более двух-трех ошибок в содержании ответа, а также ряда недостатков в его композиции и языке.
Отметкой "2" оценивается ответ, обнаруживающий незнание содержания произведения в целом, неумение объяснять поведение, характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий и слабое владение литературной речью.
Оценка сочинений
В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:
- правильное понимание темы, глубина, и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев, исходя из идейно-эстетического содержания произведения, доказательность основных положении, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения;
- соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;
- точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.
Отметка "5" ставится за сочинение:
- глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, умение делать выводы и обобщения;
- стройное по композиции, логическое и последовательное в изложении мыслей;
- написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию;
- допускается одна - две неточности в содержании.
Оценка "4" ставится за сочинение:
- достаточно полно и убедительно раскрывающее тему с незначительными отклонениями от нее; обнаруживающее хорошее знание литературного материала, и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;
- логическое и последовательное в изложении содержания;
- написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию;
- допускаются две - три неточности: в содержании, а также не более трех-четырех речевых недочетов.
Отметка "3" ставится за сочинение, в котором:
- в главном и основном раскрывается тема, в делом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на. тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;
- материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения последовательности выражения мыслей;
- материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения последовательности выражения мыслей,
- обнаруживается владение основами письменной речи;
в работе имеется не более 4-5 речевых недочетов.
Отметка "2" ставится за сочинение, которое:
- не раскрывает тему, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путанного пересказа отдельных событий без вывода и обобщений или из общих положений, не опирающихся на
- характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;
- отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....