А. С. Пушкин – историк. « История Пугачёва»
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему
Конспект урока литературы в 8 классе "История Пугачева"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_v_8_klasse_a._s._pushkin_-_istorik._istoriya_pugachyova.docx | 50.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 8 классе.
Подготовила и провела: Локотош Ксения Владимировна,
учитель русского языка и литературы
Тема: А. С. Пушкин – историк. « История Пугачёва»
( история написания повести « Капитанская дочка»)
Цель урока:
1.Образовательная:
- продолжить изучение творчества писателя ;
- знать историю своего Отечества;
- формирование активной учебной деятельности, познавательных интересов учащихся средствами содержания материалов.
2.Развивающая:
- развитие любознательности, внимания, речи, памяти.
3.Воспитательная:
- формирование нравственного понятия « долг» ( в данном случае Пушкин выполнил свой долг как историка перед соотечественниками, читателями).
Структура и ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
3. Проверка домашнего задания.
4. Изучение новой темы.
5. Закрепление.
6. Проверка усвоения нового материала.
7. Итог урока
8. Инструктаж д/з.
Ход:
1. Орг. момент :
- деление класса на 4 группы;
«Здравствуйте, ребята! По вашим лицам вижу, что настроение у вас хорошее. Давайте поработаем на уроке так, чтобы ваше настроение осталось таким же, а может быть, стало еще лучше.
2 минуты - постановка целей урока (слайд № 2)
- мотивация к обучению (нам предстоит познакомиться с одним из крупных произведений А. С. Пушкина, по окончании изучения которого мы с вами проведем литературный вечер)
2. Актуализация знаний учащихся :
Поэма « Полтава», драма « Борис Годунов», « Песнь о вещем Олеге»- что объединяет эти произведения Пушкина? (Писатель использовал принцип историзма).
Интерес А. С. Пушкина к истории 18 века был постоянным и неугасимым. Именно в этом веке формировалось русское дворянство и всё русское общество. Поэтому он обращается к новому для себя жанру исторического романа. Замысел « Капитанской дочки» возник тогда, когда Пушкин начал работать над «Историей Пугачёва». 2 минуты (слайд № 3)
Обратить внимание на слова «совесть», « долг».
3. Проверка домашнего задания (слайд № 4): Ещё раз повторим, какие произведения на историческую тему написаны Пушкиным?
А ещё о какой исторической личности писал Пушкин, но только в стилистике фольклора? (о Степане Разине)
Итак, проверим домашнее задание. Вы должны были выбрать для характеристики одну из песен о Степане Разине. Подтвердите тезис о том, что любая из них соответствует стилистике фольклора.
( 7 минут), оценки.
Стеньку Разина народ считал своим заступником, защитником. Таким же предстал в народном сознании и Емельян Пугачёв, предводитель крестьянского движения в конце 18 века.
4.Изучение материала (слайд № 5)
18 век- это век царствования Екатерины 2-ой.
- Кто такой Емельян Пугачёв? Просмотрите краткие биографические данные (учитель читает) (слайд № 8)
- Как было уже сказано, народ поверил в своего царя и пошел за ним!
Восстание охватило большую территорию и длилось полтора года. Оно было жестоко подавлено.
В начале 30-х годов 19 века после подавления кровавого бунта Пушкин начал изучать архивные материалы. 1 минута (слайд № 9)
- сейчас мы начнём путешествие по местам восстания Емельяна Пугачёва (слайд № 10)
Просьба открыть учебники, найти творческую историю повести « Капитанская дочка» на стр. 199 по 202. Дополнительно вам предоставлены архивные документы о восстании Пугачёва. 1 минута
1) Итак, город Казань. Казань в 1830 году соединяла в себе черты восточного и европейского города. Это университетский город, культурная столица огромного края. Для Пушкина Казань - арена крестьянской войны (чтение из учебника про пребывание Пугачёва)- 2 минуты (слайд № 11)
Чтение из учебника и из архивного материала о пребывании Пушкина и Пугачёва в Казани.
2) следующий пункт на пути Пушкина – Оренбург, село Берды, найдите об этом материал, прочитайте. 5 минут (слайд № 12)
3) По дороге в Оренбург Пушкин также побывал в Симбирске. 1 минута (слайд № 13, 14)
4) Емельяна Пугачёва и его соратника повезли в Москву и там…(слайд № 15)
5) А Пушкин… (слайд № 16) 1 минута
5. Закрепление:
- самостоятельная работа (работа с картой, начертить маршрут Пушкина по местам восстания Пугачёва с самого начала) 2 минуты
- представитель каждой команды выходит по очереди к доске и чертит маршрут на карте 3 минуты
Вывод: исследовательская работа Пушкиным проведена огромная, вложено столько времени, сил, терпения, и нам интересно будет читать повесть « Капитанская дочка».
6. Итог урока:
- дать односложные ответы на 6 вопросов (2 минуты)
- взаимопроверка (1 минута)
Вывод: усвоили материал или нет.
- возвращение к целям урока (1 минута)
1. Что же побудило Пушкина написать о Емельяне Пугачёве?
Интерес к истории своего Отечества. Наверное, ответить на вопрос: Нужны такие народные заступники как Пугачёв, способны они на самом деле избавить народ от крепостничества? 2 минуты. Оценки
7. Домашнее задание: после нашего урока вы, наверное, с большим удовольствием прочитаете первые главы повести « Капитанская дочка» (слайд № 19)
Технологическая карта урока
Учебный предмет: литература
Класс: 8 класс
Автор УМК: В.Я.Коровина, 8 класс, Просвещение 2015г.
Тема урока: А. С. Пушкин – историк. « История Пугачёва» ( история написания повести « Капитанская дочка»)
Цели:
- знакомство с историей создания повести « Капитанская дочка», также с историей написания труда о Е. Пугачёве;
- исследовать маршрут Пушкина по местам восстания Пугачёва на основе архивных документов и материалов учебника;
- подготовиться к восприятию содержания художественного произведения
« Капитанская дочка».
Тип урока: изучение нового материала.
Методы обучения: наглядный, словесный, графический, условно-символический, исследовательский
Формы организации познавательной деятельности: коллективная, индивидуальная, парная
Средства обучения: мультимедийный проектор, компьютер, презентация к уроку, учебник «Литература -8 » В.Я Коровина
Деятельность учителя, применяемые технологии | Деятельность учащихся | Формирование УУД | |
1. Организационный этап. | |||
«Здравствуйте, ребята! По вашим лицам вижу, что настроение у вас хорошее. Давайте поработаем на уроке так, чтобы ваше настроение осталось таким же, а может быть, стало еще лучше. | Отвечают на приветствие учителя. Деление на 4 группы. | Коммуникативные: умение слушать учителя. Регулятивные: умение настраиваться на занятие, планировать индивидуальную образовательную траекторию. | |
2. Мотивация учебной деятельности, постановка цели урока | |||
Ребята! Нам предстоит познакомиться с одним из крупных произведений А. С. Пушкина, по окончании изучения которого мы с вами проведем литературный вечер | Слушают учителя. | Коммуниативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами; слушать окружающих. Регулятивные: планировать свою индивидуальную образовательную траекторию; | |
3. Актуализация знаний | |||
Поэма « Полтава», драма « Борис Годунов», « Песнь о вещем Олеге»- что объединяет эти произведения Пушкина? (Писатель использовал принцип историзма). Интерес А. С. Пушкина к истории 18 века был постоянным и неугасимым. Именно в этом веке формировалось русское дворянство и всё русское общество. Поэтому он обращается к новому для себя жанру исторического романа. Замысел « Капитанской дочки» возник тогда, когда Пушкин начал работать над «Историей Пугачёва». 2 минуты (слайд № 3) | Отвечают на вопросы Обратить внимание на слова «совесть», « долг». | Личностные УУД : - формировать основы научного мировоззрения; Регулятивные УУД: - находить и формулировать проблемы в индивидуальной и групповой учебной деятельности; - находить способы решения проблемы и предвидеть конечный результат; Познавательные УУД: - уметь анализировать, сравнивать, обобщать изученные понятия; - трансформировать информацию из одного вида в другой | |
4. Проверка домашнего задания | |||
(слайд № 4): Ещё раз повторим, какие произведения на историческую тему написаны Пушкиным? А ещё о какой исторической личности писал Пушкин, но только в стилистике фольклора? (о Степане Разине) Итак, проверим домашнее задание. Вы должны были выбрать для характеристики одну из песен о Степане Разине. Подтвердите тезис о том, что любая из них соответствует стилистике фольклора. ( 7 минут), оценки. Стеньку Разина народ считал своим заступником, защитником. Таким же предстал в народном сознании и Емельян Пугачёв, предводитель крестьянского движения в конце 18 века. | Отвечают на вопросы учителя Делают выводы | Личностные УУД : - формировать основы научного мировоззрения; Регулятивные УУД: - находить и формулировать проблемы в индивидуальной и групповой учебной деятельности; - планировать индивидуальную и групповую деятельность по разрешению проблемы; Познавательные УУД: -применять полученные знания и умения для решения широкого спектра практических задач в повседневной жизни. Коммуникативные УУД: - работать в коллективе; - слушать окружающих; - с достаточной точностью выражать свои мысли; - аргументировано отстаивать свою точку зрения, оперируя фактами; - критично относиться к собственному мнению, признавать свои ошибки и корректировать их.
| |
5. 4.Изучение материала (слайд № 5) | |||
18 век- это век царствования Екатерины 2-ой. - Кто такой Емельян Пугачёв? Просмотрите краткие биографические данные (учитель читает) (слайд № 8) - Как было уже сказано, народ поверил в своего царя и пошел за ним! Восстание охватило большую территорию и длилось полтора года. Оно было жестоко подавлено. В начале 30-х годов 19 века после подавления кровавого бунта Пушкин начал изучать архивные материалы. 1 минута (слайд № 9) - сейчас мы начнём путешествие по местам восстания Емельяна Пугачёва (слайд № 10) Просьба открыть учебники, найти творческую историю повести « Капитанская дочка» на стр. 199 по 202. Дополнительно вам предоставлены архивные документы о восстании Пугачёва. 1 минута 1) Итак, город Казань. Казань в 1830 году соединяла в себе черты восточного и европейского города. Это университетский город, культурная столица огромного края. Для Пушкина Казань - арена крестьянской войны (чтение из учебника про пребывание Пугачёва)- 2 минуты (слайд № 11) Чтение из учебника и из архивного материала о пребывании Пушкина и Пугачёва в Казани. 2) следующий пункт на пути Пушкина – Оренбург, село Берды, найдите об этом материал, прочитайте. 5 минут (слайд № 12) 3) По дороге в Оренбург Пушкин также побывал в Симбирске. 1 минута (слайд № 13, 14) 4) Емельяна Пугачёва и его соратника повезли в Москву и там…(слайд № 15) 5) А Пушкин… (слайд № 16) 1 минута | Отвечают на вопросы, обсуждают прослушанные рассказы, делают выводы | Личностные УУД : - развивать творческие и интеллектуальные способности ребёнка. Познавательные УУД: - анализировать, сравнивать, обобщать изученные понятия; - выделять главное, - строить логичное рассуждение; - устанавливать причинно-следственные связи; Коммуникативные УУД: - работать в коллективе; - слушать окружающих; - с достаточной точностью выражать свои мысли; | |
6. Закрепление | |||
5. Закрепление: - самостоятельная работа (работа с картой, начертить маршрут Пушкина по местам восстания Пугачёва с самого начала) 2 минуты - представитель каждой команды выходит по очереди к доске и чертит маршрут на карте 3 минуты Вывод: исследовательская работа Пушкиным проведена огромная, вложено столько времени, сил, терпения, и нам интересно будет читать повесть « Капитанская дочка». | Высказывают свою точку зрения, выслушивают мнение товарищей, оценивают их ответы. Делают выводы. | Коммуниативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами; слушать окружающих. - аргументировано отстаивать свою точку зрения, оперируя фактами; - критично относиться к собственному мнению, признавать свои ошибки и корректировать их. Регулятивные: планировать свою индивидуальную образовательную траекторию; | |
7. Домашнее задание | |||
После нашего урока вы, наверное, с большим удовольствием прочитаете первые главы повести « Капитанская дочка» (слайд № 19) | Слушают учителя и записывают домашнее задание в тетради. | Коммуниативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами; слушать окружающих. Регулятивные: планировать свою индивидуальную образовательную траекторию; | |
9. Рефлексия | |||
Предлагаю оценить работу каждого участника группы. Прошу оценить свои знания по теме. Просигнализируйте "Мордашками | Оценивают свою успешность и успешность каждого члена группы. Сигнализируют о своём настроении "мордашкой"; высказывают своё мнение о уроке. | Регулятивные УУД: - оценивать степень успешности как индивидуальной деятельности так и деятельность каждого члена коллектива; - понимать причины успеха или неуспеха; в случае неуспеха находить способы выхода из ситуации; - оценивать своё психофизическое состояние. Коммуникативные УУД: - работать в коллективе; - с достаточной точностью выражать свои мысли; - аргументировано отстаивать свою точку зрения, оперируя фактами; - критично относиться к собственному мнению, признавать свои ошибки и корректировать их. | |
8. Итог урока | |||
6. Итог урока: - дать односложные ответы на 6 вопросов (2 минуты) - взаимопроверка (1 минута) Вывод: усвоили материал или нет. - возвращение к целям урока (1 минута) 1. Что же побудило Пушкина написать о Емельяне Пугачёве? Интерес к истории своего Отечества. Наверное, ответить на вопрос: Нужны такие народные заступники как Пугачёв, способны они на самом деле избавить народ от крепостничества? 2 минуты. Оценки | Отвечают на вопросы. | Познавательные УУД: -применять полученные знания и умения для решения широкого спектра практических задач в повседневной жизни. Предметные УУД: - подготовиться к восприятию содержания художественного произведения « Капитанская дочка». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
А.С. Пушкин .Творческая история повести "Капитанская дочка"
Вводный урок перед изучением повести "Капитанская дочка"....
Полина Виардо - композитор. Романс "Заклинание" на стихи А. С. Пушкина. Обзор истории взаимоотношений писателя и певицы.
Муза Ивана Тургенева (а также: Шарля Гуно и Гектора Берлиоза, Фредерика Шопена, Камиля Сен-Санса и Джакомо Мейербера). Жорж Санд главную героиню своего романа "Консуэло" писала с Полины Виардо. В...
Пушкин-историк. (Интеллектуальная игра по историческим произведениям А.С. Пушкина, 8 класс)
Данная игра проводилась в рамках декады русского языка и литературы среди учащихся 8-х классов. Для его проведения ...
План-конспект урока литературы в 8 классе на тему "Пушкин - историк. "История Пугачёвского бунта"
Урок-исследование...
Интегрированный урок литературы и истории "Пугачёв глазами историков и литераторов"
Пушкин изображает Пугачёва как талантливого , смелого руководителя крестьянского восстания, подчёркивает его ум , сметливость, храбрость , гуманность, связь с народом. Все...
Презентация к уроку литературы в 8 классе на тему "Пушкин-историк. "История Пугачёвского бунта"
Исследовательский урок, целью которого является исследование исторической эпохи 18 века, роли Емельяна Ивановича Пугачёва в крестьянском восстании 1773-1775 годов и роли Александра Сергее...
Литературная викторина «А.С.Пушкин и история России»
Литературная викторина«А.С.Пушкин и история России»...