А. С. Пушкин – историк. « История Пугачёва»
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Локотош Ксения Владимировна


Конспект урока литературы в 8 классе "История Пугачева"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы  в 8 классе.

Подготовила и провела:  Локотош Ксения Владимировна,

учитель русского языка и литературы

Тема: А. С. Пушкин – историк. « История Пугачёва»

( история написания повести « Капитанская дочка»)

Цель урока:

1.Образовательная:

- продолжить изучение творчества писателя ;

- знать историю своего Отечества;

- формирование активной учебной деятельности, познавательных интересов учащихся средствами содержания материалов.

2.Развивающая:

- развитие любознательности, внимания, речи, памяти.

3.Воспитательная:

- формирование нравственного понятия « долг» ( в данном случае Пушкин выполнил свой долг как историка перед соотечественниками, читателями).

Структура и ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

3. Проверка домашнего задания.

4. Изучение новой темы.

5. Закрепление.

6. Проверка усвоения нового материала.

7. Итог урока

8. Инструктаж д/з.

Ход:

1. Орг. момент :

- деление класса на 4 группы;

«Здравствуйте, ребята! По вашим лицам вижу, что настроение у вас хорошее. Давайте поработаем на уроке так, чтобы ваше настроение осталось таким же, а может быть, стало еще лучше.

2 минуты - постановка целей урока (слайд № 2)

- мотивация к обучению (нам предстоит познакомиться с одним из крупных произведений А. С. Пушкина, по окончании изучения которого мы с вами проведем литературный вечер)

2. Актуализация знаний учащихся :

Поэма « Полтава», драма « Борис Годунов», « Песнь о вещем Олеге»- что объединяет эти произведения Пушкина? (Писатель использовал принцип историзма).

Интерес А. С. Пушкина к истории 18 века был постоянным и неугасимым. Именно в этом веке формировалось русское дворянство и всё русское общество. Поэтому он обращается к новому для себя жанру исторического романа. Замысел « Капитанской дочки» возник тогда, когда Пушкин начал работать над «Историей Пугачёва». 2 минуты (слайд № 3)

Обратить внимание на слова «совесть», « долг».

3. Проверка домашнего задания (слайд № 4): Ещё раз повторим, какие произведения на историческую тему написаны Пушкиным?

А ещё о какой исторической личности писал Пушкин, но только в стилистике фольклора? (о Степане Разине)

Итак, проверим домашнее задание. Вы должны были выбрать для характеристики одну из песен о Степане Разине. Подтвердите тезис о том, что любая из них соответствует стилистике фольклора.

( 7 минут), оценки.

Стеньку Разина народ считал своим заступником, защитником. Таким же предстал в народном сознании и Емельян Пугачёв, предводитель крестьянского движения в конце 18 века.

4.Изучение материала (слайд № 5)

18 век- это век царствования Екатерины 2-ой.

- Кто такой Емельян Пугачёв? Просмотрите краткие биографические данные (учитель читает) (слайд № 8)

- Как было уже сказано, народ поверил в своего царя и пошел за ним!

Восстание охватило большую территорию и длилось полтора года. Оно было жестоко подавлено.

В начале 30-х годов 19 века после подавления кровавого бунта Пушкин начал изучать архивные материалы. 1 минута (слайд № 9)

- сейчас мы начнём путешествие по местам восстания Емельяна Пугачёва (слайд № 10)

Просьба открыть учебники, найти творческую историю повести « Капитанская дочка» на стр. 199 по 202. Дополнительно вам предоставлены архивные документы о восстании Пугачёва. 1 минута

1) Итак, город Казань. Казань в 1830 году соединяла в себе черты восточного и европейского города. Это университетский город, культурная столица огромного края. Для Пушкина Казань - арена крестьянской войны (чтение из учебника про пребывание Пугачёва)- 2 минуты (слайд № 11)

Чтение из учебника и из архивного материала о пребывании Пушкина и Пугачёва в Казани.

2) следующий пункт на пути Пушкина – Оренбург, село Берды, найдите об этом материал, прочитайте. 5 минут (слайд № 12)

3) По дороге в Оренбург Пушкин также побывал в Симбирске. 1 минута (слайд № 13, 14)

4) Емельяна Пугачёва и его соратника повезли в Москву и там…(слайд № 15)

5) А Пушкин… (слайд № 16) 1 минута

5. Закрепление:

- самостоятельная работа (работа с картой, начертить маршрут Пушкина по местам восстания Пугачёва с самого начала) 2 минуты

- представитель каждой команды выходит по очереди к доске и чертит маршрут на карте 3 минуты

Вывод: исследовательская работа Пушкиным проведена огромная, вложено столько времени, сил, терпения, и нам интересно будет читать повесть « Капитанская дочка».

6. Итог урока:

- дать односложные ответы на 6 вопросов (2 минуты)

- взаимопроверка (1 минута)

Вывод: усвоили материал или нет.

- возвращение к целям урока (1 минута)

1. Что же побудило Пушкина написать о Емельяне Пугачёве?

Интерес к истории своего Отечества. Наверное, ответить на вопрос: Нужны такие народные заступники как Пугачёв, способны они на самом деле избавить народ от крепостничества? 2 минуты. Оценки

7. Домашнее задание: после нашего урока вы, наверное, с большим удовольствием прочитаете первые главы повести « Капитанская дочка» (слайд № 19)

Технологическая карта урока

                                                     

Учебный предмет: литература

Класс: 8 класс

Автор УМК:  В.Я.Коровина, 8 класс, Просвещение 2015г.

Тема урока: А. С. Пушкин – историк. « История Пугачёва» ( история написания повести « Капитанская дочка»)

Цели:

- знакомство с историей создания повести « Капитанская дочка», также с историей написания труда о Е. Пугачёве;

- исследовать маршрут Пушкина по местам восстания Пугачёва на основе архивных документов и материалов учебника;

- подготовиться к восприятию содержания художественного произведения

« Капитанская дочка».

Тип урока: изучение нового материала.

Методы обучения: наглядный, словесный, графический, условно-символический, исследовательский

Формы организации познавательной деятельности: коллективная, индивидуальная, парная

Средства обучения: мультимедийный проектор, компьютер, презентация к уроку, учебник «Литература -8 » В.Я Коровина

Деятельность учителя, применяемые технологии

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1. Организационный этап.

«Здравствуйте, ребята! По вашим лицам вижу, что настроение у вас хорошее. Давайте поработаем на уроке так, чтобы ваше настроение осталось таким же, а может быть, стало еще лучше.

Отвечают на приветствие учителя.

Деление на 4 группы.

Коммуникативные: умение слушать учителя.

Регулятивные: умение настраиваться на занятие,  планировать индивидуальную образовательную траекторию.

2. Мотивация учебной деятельности, постановка цели урока

Ребята! Нам предстоит познакомиться с одним из крупных произведений А. С. Пушкина, по окончании изучения которого мы с вами проведем литературный вечер

Слушают учителя.

Коммуниативные:

  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами; слушать окружающих.

Регулятивные:

планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;

3. Актуализация знаний

Поэма « Полтава», драма « Борис Годунов», « Песнь о вещем Олеге»- что объединяет эти произведения Пушкина? (Писатель использовал принцип историзма).

Интерес А. С. Пушкина к истории 18 века был постоянным и неугасимым. Именно в этом веке формировалось русское дворянство и всё русское общество. Поэтому он обращается к новому для себя жанру исторического романа. Замысел « Капитанской дочки» возник тогда, когда Пушкин начал работать над «Историей Пугачёва». 2 минуты (слайд № 3)

Отвечают на вопросы

Обратить внимание на слова «совесть», « долг».

Личностные УУД :

- формировать  основы научного мировоззрения;

Регулятивные УУД:

- находить и формулировать проблемы в индивидуальной и групповой учебной деятельности;

 - находить способы  решения проблемы и предвидеть конечный результат;

Познавательные УУД:

- уметь анализировать, сравнивать, обобщать изученные понятия;

- трансформировать информацию  из одного вида в другой

4. Проверка домашнего задания

(слайд № 4): Ещё раз повторим, какие произведения на историческую тему написаны Пушкиным?

А ещё о какой исторической личности писал Пушкин, но только в стилистике фольклора? (о Степане Разине)

Итак, проверим домашнее задание. Вы должны были выбрать для характеристики одну из песен о Степане Разине. Подтвердите тезис о том, что любая из них соответствует стилистике фольклора.

( 7 минут), оценки.

Стеньку Разина народ считал своим заступником, защитником. Таким же предстал в народном сознании и Емельян Пугачёв, предводитель крестьянского движения в конце 18 века.

Отвечают на вопросы учителя

Делают выводы

Личностные УУД :

- формировать основы научного мировоззрения;

Регулятивные УУД:

-  находить и формулировать проблемы в индивидуальной и групповой учебной деятельности;

- планировать индивидуальную и групповую  деятельность по разрешению проблемы;

Познавательные УУД:

-применять полученные знания и умения для решения широкого спектра практических задач в повседневной жизни.

Коммуникативные УУД:

- работать в коллективе;

- слушать окружающих;

- с достаточной точностью выражать свои мысли;

- аргументировано отстаивать свою точку зрения, оперируя фактами;

- критично относиться к собственному мнению, признавать свои ошибки и корректировать их.

 

5. 4.Изучение материала (слайд № 5)

18 век- это век царствования Екатерины 2-ой.

- Кто такой Емельян Пугачёв? Просмотрите краткие биографические данные (учитель читает) (слайд № 8)

- Как было уже сказано, народ поверил в своего царя и пошел за ним!

Восстание охватило большую территорию и длилось полтора года. Оно было жестоко подавлено.

В начале 30-х годов 19 века после подавления кровавого бунта Пушкин начал изучать архивные материалы. 1 минута (слайд № 9)

- сейчас мы начнём путешествие по местам восстания Емельяна Пугачёва (слайд № 10)

Просьба открыть учебники, найти творческую историю повести « Капитанская дочка» на стр. 199 по 202. Дополнительно вам предоставлены архивные документы о восстании Пугачёва. 1 минута

1) Итак, город Казань. Казань в 1830 году соединяла в себе черты восточного и европейского города. Это университетский город, культурная столица огромного края. Для Пушкина Казань - арена крестьянской войны (чтение из учебника про пребывание Пугачёва)- 2 минуты (слайд № 11)

Чтение из учебника и из архивного материала о пребывании Пушкина и Пугачёва в Казани.

2) следующий пункт на пути Пушкина – Оренбург, село Берды, найдите об этом материал, прочитайте. 5 минут (слайд № 12)

3) По дороге в Оренбург Пушкин также побывал в Симбирске. 1 минута (слайд № 13, 14)

4) Емельяна Пугачёва и его соратника повезли в Москву и там…(слайд № 15)

5) А Пушкин… (слайд № 16) 1 минута

Отвечают на вопросы,

обсуждают прослушанные рассказы, делают выводы

Личностные УУД :

- развивать творческие  и интеллектуальные способности ребёнка.

Познавательные УУД:

- анализировать, сравнивать, обобщать изученные понятия;

-  выделять главное,

- строить логичное рассуждение;

- устанавливать причинно-следственные связи;

Коммуникативные УУД:

- работать в коллективе;

- слушать окружающих;

- с достаточной точностью выражать свои мысли;

6. Закрепление

5. Закрепление:

- самостоятельная работа (работа с картой, начертить маршрут Пушкина по местам восстания Пугачёва с самого начала) 2 минуты

- представитель каждой команды выходит по очереди к доске и чертит маршрут на карте 3 минуты

Вывод: исследовательская работа Пушкиным проведена огромная, вложено столько времени, сил, терпения, и нам интересно будет читать повесть « Капитанская дочка».

Высказывают свою точку зрения, выслушивают мнение товарищей, оценивают их ответы.

Делают выводы.

Коммуниативные:

  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами; слушать окружающих.

- аргументировано отстаивать свою точку зрения, оперируя фактами;

- критично относиться к собственному мнению, признавать свои ошибки и корректировать их.

Регулятивные:

планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;

7. Домашнее задание

После нашего урока вы, наверное, с большим удовольствием прочитаете первые главы повести « Капитанская дочка» (слайд № 19)

Слушают учителя и записывают домашнее задание в тетради.

Коммуниативные:

  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами; слушать окружающих.

Регулятивные:

планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;

9. Рефлексия

 Предлагаю оценить работу каждого участника группы.

Прошу оценить свои знания по теме.

 Просигнализируйте "Мордашками

https://encrypted-tbn0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcRdeAJkIbk4DvciXF40pDdJCk0CoWr7tEzvJnJH7dKyhnLT4BCXhttp://xn--j1amcb.xn--p1ai/upload/iblock/208/20880157a705f0c376c5b296dbd57744.jpghttps://encrypted-tbn2.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcSVmeLesBNViM5piLTinOib9qLO65ltpvWJPJz3Yw-WQ-i7V0_M

Оценивают свою успешность и успешность каждого члена группы.

 Сигнализируют о своём настроении "мордашкой";

высказывают своё мнение о уроке.

Регулятивные УУД:

- оценивать степень успешности как индивидуальной деятельности так и  деятельность каждого члена коллектива;      

- понимать причины успеха или неуспеха; в случае неуспеха находить способы выхода из ситуации;

- оценивать своё психофизическое состояние.

Коммуникативные УУД:

- работать в коллективе;

- с достаточной точностью выражать свои мысли;

- аргументировано отстаивать свою точку зрения, оперируя фактами;

- критично относиться к собственному мнению, признавать свои ошибки и корректировать их.

8. Итог урока

6. Итог урока:

- дать односложные ответы на 6 вопросов (2 минуты)

- взаимопроверка (1 минута)

Вывод: усвоили материал или нет.

- возвращение к целям урока (1 минута)

1. Что же побудило Пушкина написать о Емельяне Пугачёве?

Интерес к истории своего Отечества. Наверное, ответить на вопрос: Нужны такие народные заступники как Пугачёв, способны они на самом деле избавить народ от крепостничества? 2 минуты. Оценки

Отвечают на вопросы.

Познавательные УУД:

-применять полученные знания и умения для решения широкого спектра практических задач в повседневной жизни.

Предметные УУД:

- подготовиться к восприятию содержания художественного произведения

« Капитанская дочка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

А.С. Пушкин .Творческая история повести "Капитанская дочка"

Вводный урок  перед изучением повести "Капитанская дочка"....

Полина Виардо - композитор. Романс "Заклинание" на стихи А. С. Пушкина. Обзор истории взаимоотношений писателя и певицы.

Муза Ивана Тургенева (а также: Шарля Гуно и Гектора Берлиоза, Фредерика Шопена, Камиля Сен-Санса и Джакомо Мейербера). Жорж Санд главную героиню своего романа "Консуэло" писала с Полины Виардо. В...

Пушкин-историк. (Интеллектуальная игра по историческим произведениям А.С. Пушкина, 8 класс)

Данная игра проводилась в рамках декады русского языка и литературы среди учащихся 8-х классов.        Для его проведения ...

Интегрированный урок литературы и истории "Пугачёв глазами историков и литераторов"

Пушкин изображает Пугачёва как талантливого  , смелого руководителя  крестьянского восстания,  подчёркивает его ум , сметливость, храбрость , гуманность,  связь с народом. Все...

Презентация к уроку литературы в 8 классе на тему "Пушкин-историк. "История Пугачёвского бунта"

 Исследовательский урок, целью которого является исследование исторической эпохи 18 века, роли Емельяна Ивановича Пугачёва в крестьянском восстании 1773-1775 годов и роли Александра Сергее...

Литературная викторина «А.С.Пушкин и история России»

Литературная викторина«А.С.Пушкин и история России»...