Интегрированный урок литературы и истории "Пугачёв глазами историков и литераторов"
методическая разработка по литературе (8 класс) на тему

Часовитина Надежда Петровна

Пушкин изображает Пугачёва как талантливого  , смелого руководителя

  крестьянского восстания,  подчёркивает его ум , сметливость, храбрость ,

 гуманность,  связь с народом. Все эти черты  дают нам облик  подлинного Пугачёва.

 Для Пушкина  они выражали  национальный характер русского народа./С.М.Петров/

                             Пугачёв – изверг, вне законов рождённый, ибо в естестве  его не было  и малейшей

                             меры  добра , того благого  начала,  той духовной  части , которые  разумное

                             творение  отличают. /В.Г.Броневский/

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл emelyan_pugachyov.docx640.19 КБ

Предварительный просмотр:

                           Интегрированный  урок  литературы  и  истории                              -1-

Тема. Емельян Пугачёв глазами историков и литераторов.

Эпиграф урока. Пушкин изображает Пугачёва как талантливого  , смелого руководителя

                             крестьянского восстания,  подчёркивает его ум , сметливость, храбрость ,

                             гуманность,  связь с народом. Все эти черты  дают нам облик  подлинного Пугачёва

                             Для Пушкина  они выражали  национальный характер русского народа./С.М.Петров/

                              Пугачёв – изверг, вне законов рождённый, ибо в естестве  его не было  и малейшей

                             меры  добра , того благого  начала,  той духовной  части , которые  разумное

                             творение  отличают. /В.Г.Броневский/

Цели урока:

 Образовательная

  • Способствовать формированию понятия "художественный образ".
  • Показать  историческую обоснованность   и  психологическую точность характеристики Пугачёва.
  • Понять  замысел  создания  противоречивого и неоднозначного  образа Пугачёва.

 Оценивать   художественные  детали.

Развивающая .

  • Развивать умение работать с различными источниками информации и устанавливать

причинно-следственные связи при решении проблемных задач.

  • Развивать устную монологическую речь, навыки анализа текста, выразительного чтения и пересказа.

Воспитательная :способствовать пониманию учениками  нравственных категорий.

Оборудование.1 .Карта  восстания Пугачёва.

                               2. Фильм «Капитанская дочка»

                               3. Фрагменты уроков  по «Капитанской дочке» /Эпизод «Калмыцкой сказки»/

                               4. Портреты исторических личностей./Екатерины 2, Петра 3, Пугачёва , Пушкина/.

                               5. Высказывания о Пугачёве и бунте.

                               6 .Раздаточный материал по истории и литературе.

                               7. Карточки «Ранжирование черт характера» или  индивидуальные карты-схемы:

                                    «Пугачёв глазами  Пушкина» и « Пугачёв- историческая личность»

                               8. Календарь дат.

                               9.Исторические документы: воззвание Пугачёва  и отрывки из «Истории Пугачёва»

                               10. Выставка книг о Пугачёве.

                               11. Жетоны/красный -5 баллов, зелёный -4, жёлтый  цвет-3 балла/

 Словарная работа .  Прототип    ,старообрядцы    ,хорунжие                              

  Календарь дат. 1742-1775гг-Емельян  Иванович Пугачёв.

                                  1773-1775 гг- пугачёвское восстание

                             1832год-   Пушкин начинает работать  над историей восстания под  

                                                 предводительством  Емельяна Пугачёва.

                                  1833 год-1834гг-  «История Пугачёва»

                                  18 36 год - Историческая повесть «Капитанская дочка»

  Высказывания . 1.«Не приведи  Бог видеть  русский бунт , бессмысленный , беспощадный!»

     2. В нём проступают черты то плутоватого казака, то мудрость народного вождя

                                                                                                       и  полководца.            /В.Е.Красовский/

     3.  Вот мой  Пугач: при первом взгляде   он виден  - плут , казак прямой!

          В передовом  твоём отряде  урядник был бы он лихой  .

      /Дарственный  экземпляр книги «История Пугачёва»  Денису Давыдову  подписал А.С.Пушкин/

Исторические документы.1.Отрывки из «Истории Пугачёва».  

                     «Непокорный  и дерзкий  беглый казак  легко поддался на посулы

                         богатых яицких  предводителей казачества, которые были недовольны притеснениями

                         государственных чиновников.  Всё предвещало  новый мятеж. Недоставало      -2-

                         предводителя.   Предводитель сыскался.»

                         «Но имя   страшного бунтовщика   гремит ещё в краях , где он свирепствовал.

                          Народ живо помнит  кровавою пору, которую - так выразитнльно-  прозвал  он

                          пугачёвщиною

                          2.Отрывки из воззвания Пугачёва.

Класс делится на две группы: историки и литераторы. Приглашённые –эксперты

                                                   Ход урока

1.Мобилизующий этап  урока. Интрига!

2. Тема урока, эпиграф, проблема , задачи и цели  урока, самооценка.

3.Вступительное  слово учителя литературы и истории.

4.Отчёт группы историков. Исторический блок вопросов.

5.Отчёт группы литераторов. Литературный блок вопросов.

6.Отчёт группы  историков. Исторический блок вопросов.

7 Обобщающие выводы  групп.

8.Составление обобщённого образа Емельяна Пугачёва.

9. Подведение итогов урока. Самооценка .

   Выставление оценок учителем.

10. Домашнее задание.

  1. Мобилизующий этап  урока.                 Интрига!                                                              

   -Здравствуйте, ребята  и уважаемые  гости!              /Учитель подходит к портрету  Пугачёва/

                                Вот мой  Пугач: при первом взгляде

                                      Он виден  - плут , казак прямой!

                                В передовом  твоём отряде    

                                       Урядник был бы он лихой.

         Такую дарственную запись  на первом экземпляре книги  «История Пугачёва» сделал

          А.С.Пушкин своему другу Денису Давыдову .

 2. Тема урока, эпиграф, проблема, цели урока, самооценка.

  - Сегодня  у нас  необычный урок  -   урок литературы и  урок истории.

    Вы , наверное , обратили внимание   на доску  и прочитали  тему урока.  /Ученик читает…/

             На доске   вы видите  два   проблемных  эпиграфа к уроку: высказывания о Пугачёве  критика –литературоведа  С.Петрова и   польского поэта  В.Броневского.  /Зачитают  разные ученики/.

Действительно, Емельян Пугачёв –натура неоднозначная, личность –загадка.

     

   - Вот  и проблема  нашего урока  .А чтобы её решить , нам необходимо поставить задачи или цели урока. Давайте  попытаемся  их сформулировать , используя подсказку-схему/ Цели урока/

  • Понять  замысел  создания  противоречивого и неоднозначного  образа Пугачёва.
  • Развивать умение работать с различными источниками информации т.п.

 - Для эффективной работы на уроке класс был предварительно разбит на две группы: историков и литераторов .  Для каждой из групп  на предыдущем уроке была поставлена задача :собрать как можно больше информации  о Пугачёве по историческим документам , а литераторам поработать по тексту повести «Капитанская дочка». Какой материал собрали ребята –сегодня мы  посмотрим.

-Давайте  определимся и подумаем , какую бы оценку  они хотели получить в конце урока ?

   Для этого  поднимите  руку и укажите количество баллов с помощью пальцев./Эксперты

                                                                                                                          фиксируют на листе ответов/

- Каждый  из вас  сегодня  имеет возможность заработать эти баллы с помощью накопительной системы и получения жетонов за ответы.

3. Слово учителя литературы.                                                                                              -3-

  В школе мы изучаем литературу и историю как отдельные дисциплины, а ведь эти науки очень близки и часто пересекаются. Трудно понять литературного героя, не зная эпохи, в которой он жил. Еще труднее оценить литературного героя, который имеет в качестве прототипа известную историческую личность. Роман Пушкина «Капитанская дочка» зовет нас в далекий 18 век.

 Учитель истории

  А18 век вошел в историю как век войн, дворцовых переворотов и усиления крепостничества.   В 1762 году произошел еще один переворот, был, свергнут с престола, а затем, тайно убит император Петр3. На трон взошла его жена-Екатерина2.

  Сама Екатерина была ярой противницей крепостного права. В ее бумагах сохранилось немало резких высказываний по этому поводу. Однако сделать что-либо конкретное в этой области она не решалась. 

  Вместе с тем Екатерина была убеждена в духовной неразвитости русских крестьян и потому в опасности предоставления им свободы, считая, что жизнь крестьян у заботливых помещиков достаточно благополучна.

  Ответом на окончательное закрепощение  крестьян  и стали многочисленные бунты. Наиболее массовым и кровавым из них стал бунт под предводительством Емельяна Пугачева.

Учитель литературы                                                                                        

  Пушкин интересовался личностью Пугачева и как историк, и как литератор.

Он был первым исследователем личности Емельяна Пугачева и написал в 1834году «Историю Пугачева», а в 1836 году повесть «Капитанскую дочку», посвященную событиям конца 18 века./                        обратить внимание на календарь дат/

  Литературный герой, который в качестве прототипа имеет реальную историческую личность всегда остается литературным героем и автор использует свое право на художественный вымысел. Поэтому историческая личность Емельян Пугачев и литературный герой не всегда один и тот же человек.

Учитель истории

  Сегодня мы попытаемся разграничить историческую действительность и художественный вымысел и проанализируем взгляды историков, взгляд Пушкина в «Истории пугачевского бунта» и взгляд Петра Гринева на личность Емельяна Пугачева в «Капитанской дочке».

                     4.Отчёт группы историков. Исторический блок вопросов

1.Каково социальное происхождение Пугачёва/Предводитель народного восстания,

                                                                                                                     казак из донской станицы/

2.В каких войнах участвовал Пугачёв?/ В Семилетней войне  1756-1763 гг.,

                                                                     русско-турецкой войне  1768-1774 гг./

3.Когда и за что получил повышение по службе?/ Во время русско-турецкой  войны в 1770 году ,

                               был произведён  в хорунжие (младший офицерский чин)  за храбрость/.

4.Сколько раз бежал из-под ареста Пугачёв ?/Трижды его арестовывали и каждый раз  он сбегал /.

5.Какую роль сыграли старообрядцы  в судьбе Пугачёва?/ Скрывался у них  некоторое время  от

  розыска за дезертирство , в 1772 году жил  под Черниговым и   Гомелем у старообрядцев.

      Казаки – старообрядцы  были ядром восстания)

 6. За кого выдавал себя   Е.Пугачёв?/В 1772 году появился на Яике и объявил себя императором  

       Петром 3, спасшимся во время дворцового переворота  императором  Петром 3 Фёдоровичем).

  ?Л   В повести «Капитанская дочка»  упоминается  о Петре 3?

             /  Глава 6 «Пугачёвщина», стр 153. «Убежавший из-под караула  донской казак и раскольник

               Емельян Пугачёв, учиняя непростительную дерзость принятием на себя  имени покойного

      императора Петра 3, собрал злодейскую шайку, произвёл возмущение в яицких  селениях и  -4-

               уже взял и разорил несколько крепостей, производя везде грабёжи и смертные убийства».

7  .Чем знаменательна дата :  май 1773 года? /Пугачёв бежал   из казанской тюрьмы  , в августе оказался на реке Яик/Урал/ , где поднял восстание/.

  ?Л  Найдите подтверждение  о восстании Яицких войск   в повести.

           1.Глава 2 , стр.128 .« Я ничего не понял из воровского разговора …,но понял позже , что дело шло  о делах Яицкого войска, в то время  только что усмирённого  после бунта 1772 года».

           2.Глава 6,стр 152. «Но яицкие казаки  , долженствовавшие  охранять спокойствие  и безопасность сего края ,  с некоторого времени были сами  для правительства неспокойными».

             5.Отчёт группы литераторовЛитературный блок вопросов         

1.При каких обстоятельствах  появляется   в повести «Капитанская дочка»   Пугачёв  ?

                                                                                                                 / В главе «Вожатый/

  2.Как характеризует вожатого повествователь ?      /показать картинку!      

          Глава 2 .  «Вожатый» .                   «Хладнокровный, сметливый, черная борода,        

         сверкающие глаза.  "Наружность его показалась мне замечательна. Он был лет сорока,

          росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показалась проседь, живые

          большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но

          плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и

         татарские шаровары".

3. Какие намерения были у Пугачёва по поводу  захвата крепости ?

           Глава 6. «Пугачёвщина», стр.157/  «Иван Кузмич  в присутствии жены прочёл нам

            воззвание Пугачёва, писанное каким-нибудь малограмотным  казаком .Разбойник

           объявлял о своём намерении немедленно идти на нашу крепость. Воззвание было  

           написано было  в грубых , но сильных выражениях.»   !!!Воззвание Пугачёва

4.Кто появился у крепости первым : пугачёвцы или сам Емельян Пугачёв?  /показать картинку!

              Почему Пушкин постоянно  оттягивает появление Пугачёва в крепости ?            

              Глава   7.  «Приступ»      .Стр.162. « По степи , не в дальнем расстоянии   от крепости,

              разъезжали человек 25…»

              Стр.163. « В это время  из-за высоты  показались новые  конные толпы, и вскоре

              степь  усеялась множеством  людей , вооружённых копьями и сайдаками».                        

              Стр.163. «Между ими на белом коне ехал человек в красном кафтане, с обнаженной

              саблею в руке: это был сам Пугачев».

5. Первое появление Пугачёва . Каким мы его видим ?  Найдём его портрет  в повести  .

                  Глава 7. «Приступ»  ,стр.165   "Пугачев сидел в креслах на крыльце комендантского

                  дома. На нем был красивый казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья

                  шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза.»

                 «Пугачёв грозно взглянул  на старика».

                 «Прямо взглянул, мрачно нахмурился, протянул жилистую руку».

                  Глава 8. «Незваный гость».Стр.170  «В самом деле  сходство Пугачёва  с  моим

                  вожатым  было разительно».

    Стр.171. «Пугачёв и 10  казацких старшин  сидели , в шапках и цветных  рубашках ,  

                  разгорячённые вином  , с красными рожами  и блистающими глазами».

    Стр.171 «Пугачев на первом месте сидел, облокотясь на стол и подпирая черную бороду

                  своим широким кулаком. Черты лица его, правильные и довольно приятные, не

                   изъявляли ничего свирепого" .
       Смотрел пристально, изредка прищуривая левый глаз с удивительным выражением    -5-

                  плутовства и насмешливости.

           "Пугачев сидел под образами, в красном кафтане, в высокой шапке и важно подбоченясь".         Глаза засверкали. ":он был одет по-дорожному, в шубе и в   киргизской шапке".
            "Лицо самозванца изобразило довольное самолюбие"    

              "Хвастливость разбойника показалась мне забавна".

          Взглянул грозно, смягчился, устремил огненные свои глаза, лицо омрачилось, сказал

                смеясь.       "Мы расстались дружески. Пугачев, увидя в толпе Акулину Памфиловну,

                  погрозил пальцем и мигнул значительно; потом сел в кибитку, велел ехать в Берду,-

                    и когда лошади тронулись, то он еще раз высунулся из кибитки и закричал мне:    

                  "Прощайте, ваше благородие! Авось увидимся когда-нибудь".

    !!!. Современные режиссёры представили  своего Пугачёва. /Эпизод из к/ф «Русский бунт».

                                                                      Первое появление Пугачёва в Белогорской крепости/.

6.  Как встречали жители крепости Емельяна Пугачёва?/

               Глава 7. «Приступ». Стр. 167. «Жители начали присягать. Они подходили один за другим , целуя распятие  и потом кланяясь самозванцу».

                   6.Отчёт группы историков.Исторический блок вопросов

 1. За счёт кого  численность отряда Пугачёва увеличивалась ?

2. Чем было вызвано крестьянское восстание под предводительством Пугачёва? /Восстание

                  казаков , крестьян , крепостных рабочих Урала и нерусских народов было вызвано резким

                  ухудшением  положением широких слоёв населения…/

                                                                           Энциклопедия «Всемирная история» том №9 ,стр146./

   Рассказ о восстании под предводительством Пугачёва./учитель истории, карта восстания/

         3.Чем закончилось восстание ?  /крестьянская война , бунт  пугачёвщина/

                  /В 1774 году Пугачёв был схвачен , отправлен в Москву  в железной клетке.

                   После  следствия и суда казнён 10 января 1775 года   на Болотной    площади/.

           4. Что сделала Екатерина  2 для того , чтобы «придать забвению пугачёвский бунт»?

                      /Станица Зимовейская сожжена , река Яик  переименована  в Урал, казачье войско

                       Расформировано, Запорожская Сечь  ликвидирована .

                      По указу  Екатерины  бунт был «предан вечному забвению .»

                       7.Обобщающие   выводы  по выступлениям групп.

   ?  В чём различия  представлений об одном и том же лице? 

                  Чтобы вам было проще ответить на этот вопрос , давайте постараемся составить

                   характеристику Пугачёва совместными усилиями . А сделаем это  с помощью

                   психологического метода «Ранжирование» , т. е отбора .

       На ваших столах лежат карточки с чертами характера .Ваша задача: пометить в них те , которые

       присущи Пугачёву .Но помните , что Пугачёв –это прежде всего  человек со всеми слабостями ,

       пороками и     достоинствами. Сумейте объективно подойти  к данной работе.

                                                                                    / Выдаётся карточка , ученики работают в парах/

8.Составление обобщённого образа Пугачёва. Творческое подведение итога урока.

На основании ваших исследований , мы составили обобщённый образ Емельяна Пугачёва.

 Выписываются характеристики .    -Каким увидели его историки ? -Каким увидели его литераторы?

 9. Подведение итогов урока. Самооценка .-     Какую оценку вы поставите себе   за  урок?

   Выставление оценок учителем.

10. Домашнее задание.    1.Историческое значение   восстания Пугачёва.

                                             2.Актуальность изучения  повести «Капитанская дочка».

      Самое страшное , по мысли Пушкина ,  что насилие и жестокость становятся жизненной нормой  и почти  ни у кого не вызывают   естественной  человеческой реакции -жалости ,  сочувствия  и милосердия. Жестокость порождает жестокость, но оправдать её  невозможно никакими  высокими идеями.Это произведение – надежда на неикоренимость  добра  в человеческой душе.

                                        Перед занавесом урока!!!

!!! У Пушкина в черновиках есть пропущенная глава , где  постаревший Петр Андреевич Гринёв прямо обращается к своему сыну: «Молодой  человек! Если  записки мои попадутся в твои руки , вспомни, что лучшие и  прочнейшие изменения  суть  те ,  которые происходят от улучшения нравов, без всяких  насильственных потрясений.»

                              Дополнительная глава урока

Характеристики Пугачёва героями повести. В романе  отражены два взгляда  на Пугачёва

1.Разбойник , мошенник ,злодей/Глава 6 «Пугачёвщина», стр 157/Донской  казак и раскольник

Самозванец, собравший  шайку и принявший  на себя  имя покойного императора 3. /Глава 7 , стр 166/ Вор , бунтовщик, беглый каторжник,  изверг ./ Жестокость  и зловещая сила вожака шайкии защитника народа/

2. хладнокровие , сметливость, ум , острый язычок  вожатого, честный человек, неразрывно связанный с народом.

 Злодейство  и добро  совместимы ли , можно ли простить злодея?

Пушкинский Пугачёв справедлив, великодушен, отзывчив, он кровно связан с народом,  пользуется его любовью и поддержкой. Пушкин наделяет своего героя чертами  русского национального характера: умом,  сметливостью,  широтой натуры, способностью  совершать благородные поступки, смелостью , отвагой. Но Пушкин не идеализирует  Пугачёва, за свою свободу Пугачёв платит  чужими жизнями .Изображая сцены расправы,  Пушкин протестует против жестокости  и насилия.

Художественный вымысел донёс до нас дух эпохи,  характеры и и чувства  людей 18 века. Все события романа убеждают нас в том , что в людях  таится гораздо  больше хорошего,  светлого ,  доброго , чем кажется на первый взгляд.

Смысл жизни Емельяна Пугачёва   раскрывается в калмыцкой сказке. /слушается фрагмент из повести  «Калмыцкая сказка»/ . Как вы понимаете слова Пугачёва?

 /Для Пугачёва лучше короткий  , но яркий путь, напоминающий жизнь орла».Для  Пушкина  отвратительны  разбой  и злодейство , не зря он называет бунт бессмысленным , беспощадным:

«Не приведи  Бог видеть  русский бунт , бессмысленный , беспощадный!»

!!!Не силой  , не железной рукой  , не кровью устанавливается власть, а благородством ,честностью  , духовным превосходством- вот что хотел сказать  Пушкин образом  Пугачёва.

              Расправы пугачёвцев / Глава7 «Приступ» .Стр165-166/ «Несколько казаков подхватили  старого капитана  и потащили к виселице/. Стр.167 «Унять старую ведьму!»                                                 Пытки в старину ? /  Глава 6.стр.157/                                                                                                      Пословицы Пугачёва.

1.«В огород летал , конопли клевал, ; щвырнула бабушка камушком  - да мимо».

 «Будет дождик , будут и грибки , а будут грибки  , будет и кузов»/ Глава №2 .Стр .128/

 «Долг платежом   красен», «Кто не поп, тот батька»,  «А разве нет удачи удалому?»

                       

Метод «Ранжирование»

                !!! Выбрать качества , присущие  Емельяну Пугачёву.

                     Пометить +-положительные качества , - отрицательные качества

           Умный                          Надёжный                      Верный                          Злой

           Жестокий                     Коварный                       Расчётливый                 Справедливый

           Великодушный           Агрессивный                 Самоуверенный            Отчаянный

           Беспощадный               Кровожадный               Настойчивый                 Бездушный

           Страшный                    Великодушный             Смелый                          Отважный

           Честный                       Хладнокровный            Сметливый                     Благородный

           Дописать   качество ______________________

 

         

                                       

                                         

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Глазами художника» (Театральная мастерская). Интегрированное практическое занятие по сказке Салтыкова – Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Интегрированное занятие по сказке  Салтыкова-Щедрина поможет Вам и вашим детям найти новый подход к изучению этого произведения....

Интегрированный урок «Глаз как орган зрения и оптический прибор»

Интегрированный урок «Глаз как орган зрения и оптический прибор» (физика + биология).Основная идея данного урока рассмотреть природу глаза не с двух точек зрения (физики и биологии), а с ед...

Интегрированный урок "Глаз и зрение. Оптическая система глаза"

Интегрированый урок (физика-биология-информационные технологии). Урок изучения нового материала с элементами самостоятельной исследовательской работы....

Методическая разработка интегрированного урока «Война глазами великого писателя (по роману Л.Н. Толстого "Война и мир" и историческим материалам)

Цели:·         показать историческое значение Шенграбенского и Аустерлицкого сражений, Бородинской битвы,  её стратегическое значение в ходе Отечественной ...

Интегрированный урок по истории и литературе: «Полтавская битва глазами историков и литераторов» 7 класс

Интегрированный урок по истории и литературе:«Полтавская битва глазами историков и литераторов» с использованием презентации....