Рабочая программа по литературе 8 класс
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему
Рабочая программа по литературе 8 класс по программе Коровиной
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_8kl.lit_.docx | 113.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Статус документа
Настоящая программа по литературе для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, М. Просвещение 2015. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Реализация программы обеспечивается нормативными документами:
- Региональный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области №760 от 27.07.2012 г.
-Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный МО РФ от 05.03.2004 №1089
-Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
-Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования («Вестник образования» №5-6 2012 г.)
-Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Структура документа
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки учащихся, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематический план.
Общая характеристика учебного предмета
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6, 7-8 классы и 9 класс.
Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, вторая – владеет техникой чтения и более подготовлена к истолкованию прочитанного. Именно поэтому на уроках со второй группой важно уделять больше внимания активному чтению вслух и углублению толкования художественных произведений.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: от освоения различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя до начальных сведений об историзме литературы как искусства слова (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).
Ведущая проблема изучения литературы в 8 классе – взаимосвязь литературы и истории. Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 8 класс.
Концентр 5-9 классов, решая свои специфические задачи, готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов, формирует грамотного читателя.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Программа 8 класса рассчитана на 2 часа в неделю.
В связи с переходом на новую программу внесены следующие изменения: вместо «Ревизора» Н.В.Гоголя будет изучаться «Тарас Бульба», вместо «Мцыри» М.Ю.Лермонтова – «Песня про царя Ивана Васильевича…».
Учебно-тематический план
Содержание | Кол-во часов |
Русская литература и история | 1 |
Устное народное творчество | 2 |
Из древнерусской литературы | 2 |
Из литературы 18 века | 1 |
Из литературы 19 века | 35 |
Из литературы 20 века | 22 |
Из зарубежной литературы | 6 |
Выявление уровня литературного развития учащихся | 1 |
ИТОГО: | 70 |
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения литературы ученик должен знать:
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- историко-культурный контекст изучаемых произведений;
- основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
- работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- сопоставлять литературные произведения;
- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
- писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.
Перечень учебно-методического обеспечения
- Коровина В.Я., Журавлев В. П.,И., Коровин В.И.. Литература: 8 кл.: Учеб.-хрестоматия: в 2 ч. М.: Просвещение, 2015.
Тематическое планирование литературы 8 класс
№ | Тема урока | Элементы содержания урока | Формирование УУД. | Виды контроля | Дата план. | Дата факт. |
1 | Введение. литература и история | Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому народа. Понятие об историзме. Историзм творчества классиков русской литературы. Выявление уровня литературного развития учеников. Беседа о прочитанных за лето книгах. Тестирование. Знакомство с учебником литературы | Знать: содержание и героев произведений, изученных в 5-7 классах; основную проблему изучения литературы в 8 классе (тесная связь литературы и истории); понятие историзм. Понимать: значение изучения литературы. Уметь: строить высказывания о прочитанных книгах; пересказывать прочитанные произведения и характеризовать их героев | Тест, вопросы и задания 1—3 (с. 5) | ||
2 | Устное народное творчество. Выражение жизни народа в лирических песнях | Повторение изученных жанров фольклора. Отражение жизни народа в народной песне. Лирические песни «В темном лесе», «Уж ты ночка, ты ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...». Исторические песни «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен». Былины и исторические песни - общее и различное. Частушки как малый песенный жанр. Тематика и поэтика частушек. Особенности художественной формы фольклорных произведений. Иллюстрации к песням. Прослушивание песен в актерском исполнении, обсуждение | Знать: особенности жанра народной песни; виды лирических песен (любовные, семейные, шуточные, обрядовые, причитания-плачи); отличительные черты исторических песен, частушек. Понимать: настроения и чувства, переданные в народных песнях; значение народных песен в сохранении народных традиций, народной памяти. Уметь: исполнять народные песни; различать виды народных песен; находить общее и различное в былинах и исторических песнях; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; описывать иллюстрации; оценивать исполнительское мастерство | Пересказ статьи «Русские народные песни», выразительное речитативное чтение песен, вопросы и задания (с. 12), вопросы и задания рубрики «Будьте внимательны к слову» (с. 12), «Фонохресто-матии» (с. 4—5) | ||
3 | Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком» | Предания как исторический жанр русской народной прозы. Предания «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком». Особенности содержания и формы народных преданий. Предания как поэтическая автобиография народа. Реальное и вымышленное в преданиях. Отношение народных сказителей к героям преданий и их поступкам. Наблюдения над художественными особенностями преданий. Словарная работа. Прослушивание предания «Покорение Сибири Ермаком» в актерском исполнении, обсуждение. Репродукция картины В. И. Сурикова | Знать: особенности жанра предания; содержание преданий о Пугачеве и Ермаке. Понимать: отношение сказителей к героям преданий; значение преданий в жизни народа как исторической памяти. Уметь: отмечать общее и различное в легендах, былинах, сказках, преданиях; выразительно читать предания, определять их тему и идею; характеризовать героев и их поступки; сопоставлять содержание предания с репродукцией картины на историческую тему; оценивать актерское чтение | Выразительное чтение преданий, характеристика героев, вопросы и задания 1—3 (с. 16-17), 2-3 (с. 17, рубрика «Развивайте дар слова»), 1—4 («Фоно-хрестома-тия», с. 5) | ||
4 | Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского» (фрагменты) | Понятие о жанрах жития и воинской повести. Из «Жития Александра Невского». Автор и значение произведения. Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития. Словарная работа. Репродукции картин П.Д. Корина, Г.И. Семирадско-го, В.А. Серова. Чтение статьи В. Шевченко «Русская история в картинах» (с. 28—30) | Знать: основные жанры древнерусской литературы; особенности жанров жития и воинской повести; историческую основу и содержание «Жития Александра Невского». Понимать: отношение неизвестного автора к герою; значение произведения в развитии русской литературы; патриотический пафос «Повести...». Уметь: выразительно читать текст, определять его тему и идею; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; выяснять значение незнакомых слов и составлять словарик; сопоставлять повесть с произведениями живописи | Выразитель-ное чтение повести, вопросы и задания 1 —2 (с. 19), 1-3 (с. 27, рубрика «Поразмыш-ляем над прочитан-ным»), 1—3 (с. 27, рубрика «Будьте внимательны к слову»), 1-2 (с. 30) | ||
5 | «Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века | Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы. «Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVII века. Демократизм повести. Новые литературные герои - крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами. «Шемякин суд» - «кривосуд». Особенности поэтики бытовой сатирической повести. Роль гротеска, гиперболы в повести. Словарная работа. Иллюстрации к повести. Чтение статьи В.И. Охотниковой «О "Повести о Шемякиной суде" (с. 31—32). Прослушивание фрагмента повести в актерском исполнении, обсуждение | Знать: основные черты сатирической повести как жанра древнерусской литературы; сюжет и содержание повести «Шемякин суд». Понимать: народные идеалы, отраженные в повести; сатирический пафос произведения; актуальность повести; смысл выражения «Шемякин суд». Уметь: выразительно читать и пересказывать повесть, определять ее тему и идею; определять соотношение действительных и вымышленных событий повести; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов; сопоставлять произведения литературы и живописи; оценивать актерское чтение | Вопросы и задания 1—4 (с. 36), 3 (с. 36, рубрика «Развивайте дар слова»), 1—4 («Фонохре-стоматия», с. 5—6) | ||
6 | Д.А. Фонвизин. Комедия «Недоросль» | Слово о Д.А. Фонвизине. Сатирическая направленность комедии «Недоросль». Проблема воспитания истинного гражданина. Понятие о классицизме. Развитие конфликта между положительными и отрицательными героями. Юмор, ирония, сарказм, речевые характеристики героев как средства создания комического. Особенности языка XVIII века. Словарная работа. Иллюстрации к комедии | Знать: сведения о жизни и творчестве Д.А. Фонвизина; сюжет и содержание комедии «Недоросль»; теоретико-литературные понятия драма, юмор, сатира, сарказм; средства создания комического; особенности языка ХУШ века. Понимать: тему и идею комедии, ее дидактический, сатиричес-кий, гражданский пафос; актуальность произведе-ния. Уметь: выразительно читать комедию по ролям; давать речевые характе-ристики героев; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; сопоставлять комедию с иллюстрациями к ней | Пересказ статей о Д.А. Фонвизине, выразитель-ное чтение по ролям, характеристика героев, вопросы и задания (с. 73-74) | ||
7 | Основные правила классицизма в драматическом произведении. | Основные правила классицизма в драматическом произведении. Иерархия жанров классицизма. Закон несоответствия как основа комического. Анализ эпизода (тема, место в композиции, роль в раскрытии идеи произведения). Герои, их поступки и взаимоотношения. Художественные средства создания образов (гипербола, заостренность, абсурд, гротеск). Речевая характеристика героев. Способы выражения авторского отношения к изображаемому. Словарная работа | Знать: сюжет и содержание комедии. Понимать: роль эпизода в раскрытии идеи произведения; роль речевых характеристик в создании комического; отношение автора к героям. Уметь: выделять эпизод в тексте комедии, определять его тему, место и роль в композиции; выразительно читать текст по ролям; характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; объяснять значение устаревших слов и выражений | Выразительное чтение по ролям, вопросы и задания (с. 77-79) | ||
8 | Подготовка к домашнему сочинению. | Обсуждение темы сочинения «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и в литературе XVIII века». Выбор произведений, составление плана, подбор материалов | Знать: содержание и героев произведений, прочитанных ранее. Понимать: роль изобразительно- выразительных средств в произведениях; отношение авторов к изображаемому и их нравственные идеалы. Уметь: анализировать поэтические и прозаические произведения, определять их темы и идеи; составлять план и подбирать материалы по теме сочинения | Обсуждение плана, устные сочинения по плану | ||
9-10 | И.А. Крылов – поэт и мудрец. «Лягушки, просящие царя» | И.А. Крылов - поэт и мудрец, язвительный сатирик и баснописец. Многогранность личности И.А. Крылова. Отражение в баснях таланта И.А. Крылова — журналиста, музыканта, писателя, философа. Смешное и грустное в баснях. Выразительное чтение басен, обсуждение. Словарная работа. Иллюстрации к басням. Репродукция картины Б. Лебедева «И.А. Крылов, А.П. Вяземский, В.А. Жуковский, М.Ю. Лермонтов, В.Г. Белинский на вечере у В.Ф. Одоевского» | Знать: о многогранной деятельности И.А. Крылова; истории создания басен; басню «Обоз» наизусть. Понимать: аллегорический смысл и сатирический пафос басен. Уметь: выразительно читать басни наизусть, определять их темы и идеи; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов; оценивать выразительность чтения | Сообщения, выразительное чтение наизусть, описание иллюстраций и репродукции, вопросы и задания 6 (с. 84), 3 (с. 87) | ||
11 | К.Ф. Рылеев. «Дума». «Смерть Ермака», «О покорении Сибири Ермаком» | Слово о К.Ф. Рылееве - авторе дум и сатир. Понятие о жанре думы. Оценка дум современниками. Дума «Смерть Ермака», ее связь с русской историей. Тема расширения русских земель. Ермак Тимофеевич - главный герой думы, один из предводителей казаков. Дума К.Ф. Рылеева и народное предание «О покорении Сибири Ермаком» (сопоставительный анализ). Текст думы К.Ф. Рылеева - основа народной песни о Ермаке. Изобразительно-выразительные средства (сравнения, метафоры, олицетворения, эпитеты, звукопись, «высокая» лексика), их роль в произведении. Словарная работа. Прослушивание думы в актерском, обсуждение исполнении | Знать: сведения о жизни и творчестве К.Ф. Рылеева; характерные особенности жанра думы; содержание думы «Смерть Ермака». Понимать: тему и идею думы; отношение автора к герою; патриотический, героический пафос произведения. Уметь: выразительно читать думу; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; сопоставлять литературные произведения друг с другом и с произведениями других видов искусства; оценивать актерское чтение | Выразительное чтение думы, вопросы и задания 1—9 (с. 93-94), 1-5 («Фонохре-стоматия», с. 7) | ||
12 | А.С. Пушкина. Основные итемы и мотивы. | Слово об А.С. Пушкине. Сообщение о пребывании А.С. Пушкина в Оренбурге (рубрика «Литературные места России», с. 392—393). Интерес А.С. Пушкина к истории России. Повторение и обобщение изученного о творчестве поэта и писателя в 5-7 классах | Знать: сведения о жизни и творчестве А.С. Пушкина; содержание и героев произведений поэта и писателя на историческую тему. Понимать: отношение автора к героям и изображаемым событиям. Уметь: выразительно читать текст, определять его тему и идею; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; давать сравнительную характеристику произведений и героев; сопоставлять литературные произведения с произведениями других видов искусства | Сообщения, вопросы и задания (с. 96) | ||
13 | А.С.Пушкин и история. Историческая тема в творчестве А.С.Пушкина (на основе изученного в 6-7 классах) | Интерес А.С. Пушкина к истории России. Повторение и обобщение изученного о творчестве поэта и писателя в 5-7 классах | Знать: сведения о жизни и творчестве А.С. Пушкина; содержание и героев произведений поэта и писателя на историческую тему. Понимать: отношение автора к героям и изображаемым событиям. Уметь: выразительно читать текст, определять его тему и идею; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; давать сравнительную характеристику произведений и героев; сопоставлять литературные произведения с произведениями других видов искусства | |||
14 | А.С. Пушкин «История Пугачевского бунта» | «История Пугачевского бунта» (отрывки). Заглавие А.С. Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История Пугачевского бунта») — смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный». Словарная работа. Чтение статьи В.А. Кожевникова «Историческая эпоха, развитая в вымышленном повествовании» (с. 102—105). Репродукция портрета Емельяна Пугачева | Знать: историческую основу и содержание «Истории Пугачевского бунта». Понимать: смысловое различие заглавий А.С. Пушкина и Николая I к произведению; объективность автора, его отношение к герою; значение исторического труда А.С. Пушкина. Уметь: пересказывать текст; давать сравнительную характеристику исторического труда А.С. Пушкина и современных данных о восстании Пугачева; выяснять значение незнакомых слов; сопоставлять произведение А.С. Пушкина с произведением живописи, с народной исторической песней | Комменти-рованное чтение отрывков из произведения, пересказ текста | ||
15 | Творческая история романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» | История создания романа «Капитанская дочка». Герои и их исторические прототипы. Понятие о романе. Понятие об историзме художественной литературы. Чтение статьи В.И. Коровина «Исторический труд А.С. Пушкина» (с. 212—215). Прослушивание фрагмента романа в актерском исполнении, обсуждение | Знать: историческую основу, сюжет и содержание романа «Капитанская дочка»; теоретико-литературные понятия роман, хроника, историзм, прототип. Уметь: пересказывать текст; сопоставлять героев романа с их историческими прототипами; находить общее и различное в произведениях на одну тему (исторический труд и роман) | Вопросы и задания (с. 215) | ||
16 | Жизненный путь Петра Гринева | Формирование характера Петра Гринева, нравственная оценка его личности. Смысл эпиграфа «Береги честь смолоду». Проблема чести, достоинства, нравственного выбора. Гринев и Швабрин. Швабрин как антигерой. Гринев и Савельич. Значение образа Савельича в романе. Особенности повествования. Устные рассказы о герое по плану. Комментированное чтение. Словарная работа. Прослушивание фрагмента романа в актерском исполнении, обсуждение | Знать: сюжет и содержание романа. Понимать: смысл эпиграфа к роману; смысл противопоставления Гринева и Швабрина; отношение автора к героям. Уметь: ориентироваться в тексте; анализировать эпизоды романа; составлять план устного рассказа; характеризовать героев и их поступки; давать сравнительную характеристику героев | Вопросы и задания к главам I, II (1, 3), IV, V (2), VIII (2), IX (1), XII (1), Х1У (1, 3) (с. 216-218), вопрос 7 (с. 219) | ||
17 | Маша Миронова - нравственный идеал А. С. Пушкина | «Доброе семейство» Мироновых. Высокие духовные качества Маши Мироновой: нравственная красота, честность, чистота, доброта, способность любить, верность, чувство ответственности, сила воли, смелость, выдержка, самоотверженность, стойкость, простота, близость к народу. Отношения Маши с Петром Гриневым. Отношение к Маше Савельича, Палаши, попадьи, родителей Гринева. Анализ эпизода «Маша в Царском Селе». Репродукция П.П. Соколова к роману (с. 210). Прослушивание фрагмента романа в актерском исполнении, обсуждение | Знать: сюжет и содержание романа. Понимать: смысл эпиграфов к главам, посвященным Маше Мироновой; отношение автора к героине. Уметь: анализировать текст; составлять устный рассказ о героине; характеризовать героиню и ее поступки, давать им нравственную оценку; сопоставлять роман с произведениями живописи | Устные рассказы, вопросы и задания к главам III, V (1), Х (3), ХП (2) (с. 216-217) | ||
18 | Образ Пугачева | Пугачев в историческом труде и в романе АС. Пушкина. Реальное и вымышленное в образе Пугачева. Окружение Пугачева. Значение сна Гринева. История с заячьим тулупчиком. Смысл эпиграфов к главам, посвященным Пугачеву. Отношения Пугачева и Гринева. Значение сказки Пугачева об орле. Противоречивость образа Пугачева: ум, сметливость, широта натуры, отвага, свободолюбие, память на добро и жестокость, кровожадность, самонадеянность, лукавство. Юмористические и трагические черты в образе Пугачева. Мотив превращения в образе Пугачева. Размышления автора о соотношении судьбы отдельного человека и истории народа. Прослушивание фрагмента романа в актерском исполнении, обсуждение | Знать: сюжет и содержание романа. Понимать: смысл эпиграфов к главам, посвященным Пугачеву; соотношение фактов и вымысла в создании образа Пугачева; неоднозначное отношение автора к герою. Уметь: анализировать текст; составлять устный рассказ о герое; характеризовать героя и его поступки, давать им нравственную оценку; объяснять роль динамического портрета, фольклорных произведений в создании образа; сопоставлять роман с произведениями живописи | Вопросы и задания к главам У1 (1), УП (1), VIII (1, 3-4), XI, XII (2) (с. 217), вопросы и задания 1-4 (с. 218, рубрика «Подведем итоги»), 1-7 («Фоно-хрестома-тия», с. 8) | ||
19 | Гуманизм и историзм А.С. Пушкина | Особенности композиции романа. Понятие о реализме. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева». Постановка А.С. Пушки-ным гуманистической проблемы: как достичь единства нации, примирить противоречия. Обсуждение тем сочинения: 1. Становление личности Петра Гринева. 2. Образ Пугачева в романе «Капитанская 3. «Береги честь смолоду». Гринев и Швабрин. 4. Смысл названия романа А.С. Пушкина 5. Образ Савельича в романе А.С. Пушкина | Знать: сюжет и содержание романа; понятие реализм в литературе; особенности композиции романа. Понимать: соотношение исторической правды и вымысла в романе; отношение автора к героям; гуманистический пафос произведения. Уметь: выразительно пересказывать эпизоды романа; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов и выражений; сопоставлять литературное произведе-ние с иллюстрациями к нему; составлять план и подбирать материалы по теме сочинения | Вопросы и задания к главам У (3), Х1У (4) (с. 216-218), вопросы и задания 5—6, 8—9 (с. 219, рубрика «Подведем итоги»), 1—3 (с. 215), 1-2 (с. 219, рубрика «Развивайте дар слова») | ||
20 | А.С. Пушкин. Повесть «Пиковая дама» | «Пиковая дама» как философско- психологическая повесть. Место повести в контексте творчества АС. Пушкина. Проблема человека и судьбы в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести (система предсказаний, намеков и символических соответствий). Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов. Значение образа Петербурга. Сочетание в характере Германна расчетливости и рациональности с воображением и страстями. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести | Знать: сюжет и содержание повести «Пиковая дама». Понимать: смысл названия повести и эпиграфа к ней; соотношение случайного и закономерного, реального и символического в повести; противоречивость характера главного героя; отношение автора к герою. Уметь: анализировать произведение, определять его тему и идею; составлять устный рассказ о герое; характеризовать героя и его поступки, давать им нравственную оценку; сопоставлять повесть с музыкальным произведением (оперой П.И. Чайковского «Пиковая дама») | Пересказ эпизодов повести, характе-ристика героя, вопросы и задания (с. 229) | ||
21 | Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина | Творчество А.С. Пушкина. Тестирование, развернутые ответы на проблемные вопросы | Знать: сюжеты, героев и проблематику произведений А.С. Пушкина. Понимать: роль изобразительно- выразительных средств в произведениях; отношение автора к изображаемому. Уметь: анализировать прозаические и поэтические тексты, определять их темы и идеи; писать небольшие сочинения-рассуждения | Контрольная работа | ||
22 | Воплощение исторической темы в творчестве М.Ю. Лермонтова | Слово о М.Ю. Лермонтове (сообщения учащихся). Чтение вступительной статьи о поэте. Сообщение о памятных местах М.Ю. Лермонтова в Москве (рубрика «Литературные места России», с. 394—395). Отношение М.Ю. Лермонтова к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве. Повторение и обобщение изученного о творчестве поэта в 5-7 классах | Знать: сведения о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова; содержание и героев произведений поэта на историческую тему; особенности историзма М.Ю. Лермонтова. Понимать: отношение автора к героям и изображаемым событиям. Уметь: выразительно читать произведения, определять их темы и идеи; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; давать сравнительную характеристику произведений и героев; сопоставлять литератур-ные произведения с произведениями других видов искусства | Сообщения, вопросы и задания (с. 232) | ||
23 | Сюжет и герой поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри» | Историческая основа поэмы «Мцыри» - эпизод русско-кавказских отношений. Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Романтически-условный историзм поэмы. Представления о романтическом герое, романтической поэме. Чтение статей «Начальное представление о романтизме» (с. 253—255), «Романтически-условный историзм М.Ю. Лермонтова» (с. 258) | Знать: сюжет и содержание поэмы «Мцыри»; теоретико-литературные понятия поэма, романтическая поэма, романтический герой, историзм. Понимать: противоречивость образа Мцыри (могучий дух и слабость тела); романтический пафос поэмы; авторское стремление к свободе. Уметь: выразительно читать и анализировать поэму, определять ее тему и идею | Выразительное чтение, характе ристика героя, вопросы 1-2 (с. 258) | ||
24 | Образ главного героя в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» | Особенности композиции поэмы. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Проблема гармонии человека и природы. Мастерство М.Ю. Лермонтова в создании художественных образов. Изобразительно-выразительные средства (эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, гиперболы), их роль в поэме. Анализ эпизода поэмы. Иллюстрации к поэме. Словарная работа. Прослушивание фрагмента поэмы в актерском исполнении, обсуждение | Знать: сюжет и содержание поэмы; элементы анализа поэтического текста; содержание литературоведческих статей о поэме. Понимать: роль образов природы в поэме; романтический пафос произведения; авторское стремление к гармонии человека и природы. Уметь: выразительно читать фрагмент поэмы наизусть; анализировать эпизоды произведения; выяснять значение незнакомых слов | Выразитель-ное чтение наизусть, анализ эпизода поэмы, вопросы и задания 3-7 (с. 258-259), 1-2 (с. 259, рубрика «Совершен-ствуйте свою речь»), 1—7 («Фонохре-стоматия», с. 9) | ||
25 | Обучающее сочинение по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» | Обсуждение тем сочинения: 1. Мцыри как романтический герой. 2. Роль природы в поэме М.Ю. Лермонтова 3. Анализ эпизода поэмы М.Ю. Лермонтова 4. Изобразительно-выразительные средства и их роль в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Составление плана, подбор материалов | Знать: сюжет и содержание поэмы. Понимать: позицию автора и его нравственные идеалы. Уметь: определять тему и идею произведения; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; составлять план и подбирать материалы по теме сочинения | Обсуждение тем сочинения, составление плана, подбор материалов | ||
26 | Историческая тема в художественном творчестве Н.В. Гоголя | Слово о Н.В. Гоголе (сообщения учащихся). Сообщение о памятных местах писателя в Москве (рубрика «Литературные места России», с. 395—397). Глубокий интерес Н.В. Гоголя к истории. Отношение писателя к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве. Повторение и обобщение изученного о творчестве Н.В. Гоголя в 5-7 классах | Знать: сведения о жизни и творчестве Н.В. Гоголя; содержание и героев произведений писателя на историческую тему; особенности историзма Н.В. Гоголя. Понимать: отношение автора к героям и изображаемым событиям. Уметь: выразительно пересказывать произведения, определять их тему и идею; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; давать сравнительную характеристику произведений и героев; сопоставлять литературные произведения с произведениями других видов искусства | Сообщения, выразительное чтение фрагментов комедии, характеристика героев, элементы анализа текста, вопросы и задания 1 —3 (с. 262), 9, 12 (с. 357-358) | ||
27 | «Ревизор» Н.В. Гоголя как социальная комедия | «Ревизор» - комедия «со злостью и солью». История создания и постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Образ типичного уездного города. Цель автора - высмеять «все дурное в России» (Н.В. Гоголь). Образ Петербурга в комедии. Отношение современной писателю критики и общественности к комедии «Ревизор». Словарная работа | Знать: историю создания, сценическую судьбу, сюжет и содержание комедии «Ревизор»; оценку произведения современниками. Понимать: замысел автора; социальную остроту и сатирический пафос комедии. Уметь: определять тему комедии; выразительно читать текст по ролям; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов | Вопросы 1-3 (с. 265), 1,7 (с. 354-355), 1, 4 (с. 356, рубрика «Поразмышляем над прочитан-ным») | ||
28 | Разоблачение пороков чиновничества в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» | Городничий и чиновники. Разоблачение пороков чиновничества: пошлости, чинопочитания, угодни-чества, беспринципности, взяточничества, казно-крадства, лживости, невежества. Приемы сатирического изображения чиновников. Женские образы в комедии. Развитие представлений о комедии, сатире и юморе. Роль гротеска в комедии. Мастерство драматурга в создании речевых характеристик. Ремарки как форма выражения авторской позиции. Словарная работа. Иллюстрации к комедии | Знать: сюжет и содержание комедии; приемы сатирического изображения (несоответ-ствие, речевая характеристика, самоха-рактеристика, гротеск, значимые фамилии); теоретике-литературные понятия комедия, сатира, юмор. Понимать: роль гротеска и речевых характеристик в создании образов; отношение автора к героям; роль ремарок в прояснении авторской позиции. Уметь: выразительно читать текст по ролям; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов; сопоставлять комедию с иллюстрациями к ней | Вопросы и заДания 4—5, 8 (с. 354-355), 5, 10,13 (с. 356-358) | ||
29 | Хлестаков и хлестаковщина | Основной конфликт комедии и стадии его развития. Страх перед «ревизором» как основа развития комедийного действия. Реальный Хлестаков. Значение образа Осипа. Особенности поведения и речи Хлестакова. Хлестаков и «миражная интрига» (Ю.В. Манн). Хлестаковщина как общественное явление. Словарная работа. Выразительное чтение комедии по ролям. Прослушивание фрагмента комедии в актерском исполнении, обсуждение | Знать: сюжет и содержание комедии; теоретико-литературное понятие миражная интрига; мнения критиков об образе Хлестакова. Понимать: в чем загадка образа Хлестакова; значение слова «хлестаковщина»; сатирический пафос комедии; отношение автора к героям. Уметь: прослеживать развитие комедийного действия; выразительно читать текст по ролям; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов | Вопросы и задания 2-3 (с. 354), 1-3 (с. 356), 3, 6-7 (с. 356-357, рубрика «Поразмышляем над прочитанным»), 1—7 («Фоно-хресто-матия», с. 10) | ||
30 | Особенности композиционной структуры комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» | Роль пояснительных комментариев Н.В. Гоголя к комедии. Особенности композиционной структуры комедии. Специфика завязки, развития действия, кульминации, истинной и ложной развязки, новизна финала, немой сцены, вытекающие из характеров. Обсуждение тем сочинения: 1. Хлестаков и хлестаковщина. 2. Образ города в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». 3. Характеристика одного из героев комедии 4. Роль эпизода в драматическом роизведении (на примере элементов сюжета и композиции комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»).
персонажей в коме | Знать: сюжет и содержание комедии; теоретико-литературные понятия сюжет, композиция, завязка, развитие действия, кульминация, истинная и ложная развязка. Понимать: отношение автора к героям; способы выражения позиции и нравственных идеалов автора. Уметь: анализировать текст, определять его основную мысль; составлять план и подбирать материалы по теме сочинения | Вопросы и задания 6 (с. 354), 8, 11 (с. 357), обсуждение тем сочинения, составление плана, подбор материалов | ||
31 | Н.В. Гоголь «Шинель» | Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Образ Петербурга, его символическое значение. Социальные контрасты. Петербург как символ вечного холода, отчужденности, бездушия. Враждебность города к «маленькому человеку». Роль фантастики в идейном замысле повести. Роль антитезы | Знать: сюжет и содержание повести. Понимать: противопоставление мечты и действительности в повести; роль фантастики в произведении; отношение автора к герою и Петербургу; гуманисти-ческий пафос произведения. Уметь: выразительно читать, пересказывать и анализировать текст; характеризовать образ Петербурга, видеть социальные контрасты в его изображении | |||
32 | Мечта и действительность в повести Н.В. Гоголя «Шинель» | Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Образ Петербурга, его символическое значение. Социальные контрасты. Петербург как символ вечного холода, отчужденности, бездушия. Враждебность города к «маленькому человеку». Роль фантастики в идейном замысле повести. Роль антитезы | Знать: сюжет и содержание повести. Понимать: противопоставление мечты и действительности в повести; роль фантастики в произведении; отношение автора к герою и Петербургу; гуманисти-ческий пафос произведения. Уметь: выразительно читать, пересказывать и анализировать текст; характеризовать образ Петербурга, видеть социальные контрасты в его изображении | Характеристика образа Петербурга, анализ текста, вопросы и задания 2—3 (с. 391) | ||
33 | М.Е. Салтыков-Щедрин. Роман «История одного города» (отрывок) | Слово о писателе, редакторе, издателе М.Е. Салтыкове-Щедрине. Повторение и обобщение изученного о творчестве писателя в 7 классе. «История одного города» - художественно-политичес-кая сатира на общественные порядки. Обличение строя, основанного на бесправии народа. Гротескные образы градоначальников. Понятие о литературной пародии. Пародия на официальные исторические сочинения в произведении. Развитие представлений о гиперболе и гротеске. Эзопов язык, сатира и юмор в произведении. Речевая характеристика героев. Словарная работа | Знать: сведения о жизни и творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина; сюжет и содержание «Истории одного города»; теоретико-литературные понятия пародия, сатира, юмор, гипербола, гротеск, эзопов язык, аллегория, ирония; средства создания комического. Понимать: тему и идею «Истории...»; позицию автора; обличительный, сатирический пафос произведения. Уметь: выразительно читать текст; давать сопоставительную характеристику произведений («История...» и сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина, басни и др.); характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; выяснять значение незнакомых слов и выражений | Выразитель-ное чтение фрагментов романа, сравнитель-ная характери-стика произведений, вопросы и задания 1—2 (с 5), 1-7 (с. 14, рубрика «Поразмыш- ляем над прочитанным») | ||
34 | Особенности историзма И.А.Тургенева. Повесть «Ася» | Слово о писателе. Знакомство с повестью, ее романтизмом | Знать содержание повести Уметь: выделять эпизод в тексте произведения, пересказывать его, определять его тему, место и роль в композиции; характеризовать героев и их поступки | рубрики «Развивайте дар слова» (с. 14), «Фоно-хрестоматии» (с. 10-11) | ||
35 | Характеристика героев повести И.С.Тургенева «Ася» | Обучение анализу эпизода. Тема эпизода. Его место в композиции. Роль эпизода в раскрытии идеи произведения. Герои, их поступки и взаимоотношения. Речевая характеристика персонажей. Роль деталей, портрета, пейзажа, изобразительно-выразительных средств. Автор-рассказчик. Прослушивание фрагмента в актерском исполнении, обсуждение | Знать содержание повести Уметь давать характеристику героям | |||
36 | Н.С. Лесков. Рассказ «Старый гений» | Слово о Н.С. Лескове (сообщения учащихся). Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита обездоленных. Художественная деталь как средство создания образа в рассказе. Развитие представлений о жанре рассказа. Смысл названия рассказа. Смысл эпиграфа. Словарная работа. Иллюстрации к рассказу. Чтение статьи «Н.С. Лесков и его герои, его отношение к России» (с. 25—26). Прослушивание фрагмента рассказа в актерском исполнении, обсуждение | Знать: сведения о жизни и творчестве Н.С. Лескова; сюжет и содержание рассказа «Старый гений»; способы создания образов в произведении; теоретико-литературные понятия рассказ, художественная деталь. Понимать: смысл названия рассказа и эпиграфа к нему; отношение автора к героям; гуманистический пафос произведения. Уметь: объяснять особенности жанра рассказа у Н.С. Лескова; выразительно читать и пересказывать текст; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов и выражений; сопоставлять рассказ с иллюстрациями к нему | Сообщения, выразитель-ное чтение, характеристика героев, вопросы и задания 1—5 (с. 26), 1-8 («Фоно-хресто-матия», с. 11) | ||
37 | Л.Н. Толстой. Рассказ «После бала» | рассказчика. Главные герои. Контраст как средство раскрытия конфликта. Нравственность в основе поступков героя. Идея разделенности двух России. Мечта о воссоединении дворянства и народа. Комментированное чтение. Словарная работа | Знать: сведения о жизни и творчестве Л.Н. Толстого; историю создания, сюжет и содержание рассказа «После бала»; способы создания образов; теоретико-литера-турные понятия рассказ, конфликт. Понимать: тему и идею рассказа; отношение автора к героям; гуманистический пафос произведения. Уметь: выразительно читать и пересказывать текст; характеризовать героев и их поступки; объяснять противоречия между сословиями и внутри сословий; объяснять значение слов, называющих реалии XIX века | Выразитель-ное чтение и пересказ эпизодов, элементы анализа текста, вопросы и задания 1-3 (с. 29), 1-6 (с. 40) | ||
38 | Художественное своеобразие рассказа Л.Н. Толстого «После бала» | Мастерство Л.Н. Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции рассказа. Художественная деталь, антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог как приемы изображения внутреннего состояния героев. Психологизм рассказа. Иллюстрации к произведению. Прослушивание фрагмента рассказа в актерском исполнении, обсуждение | Знать: сюжет и содержание рассказа; теоретико-литературные понятия художественная деталь, антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог, психологизм; способы изображения внутренней жизни героя. Понимать: нравственную позицию автора. Уметь: определять особенности композиции (рассказ в рассказе); выразительно читать, пересказывать и анализировать текст; выполнять сопоставительный анализ частей рассказа; сопоставлять рассказ с иллюстрациями к нему | Выразительное чтение, характе-ристика героя, его внутреннего состояния, вопросы и задания 1—2 (с. 41, рубрика «Развивайте дар слова»), 7-9 (с. 40-41, рубрика «Поразмышляем над прочитанным»), 1—9 («Фоно-хресто-матия», с. 12) | ||
39 | Нравственные проблемы повести Л.Н.Толстого «Отрочество» (обзор) | Мастерство Л.Н. Толстого в повести «Отрочество» Особенности композиции повестиассказа. Художественная деталь, антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог как приемы изображения внутреннего состояния героев. Психологизм рассказа. Иллюстрации к произведению. Прослушивание фрагмента рассказа в актерском исполнении, обсуждение | Знать: сюжет и содержание рассказа; теоретико-литературные понятия художественная деталь, антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог, психологизм; способы изображения внутренней жизни героя. Понимать: нравственную позицию автора. Уметь: определять особенности композиции (рассказ в рассказе); выразительно читать, пересказывать и анализировать текст; выполнять сопоставительный анализ частей рассказа; сопоставлять рассказ с иллюстрациями к нему | |||
40 | Поэзия родной природы | Чтение статьи «Поэзия родной природы» (с. 41-42). Значительность пограничных моментов в жизни природы и человека в стихотворении А.С. Пушкина «Цветы последние милей...». Нарастающее чувство грусти, одиночества в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Осень». Прелесть увядания в стихотворении Ф.И. Тютчева «Осенний вечер». Удивление перед вечно обновляющейся природой в стихотворении А.А. Фета «Первый ландыш». Божественная красота оживающей природы в стихотворении А.Н. Майкова «Поле зыблется цветами...». Прослушивание стихотворений в актерском исполнении, обсуждение | Знать: содержание стихотворений поэтов XIX века о родной природе; одно стихотворение наизусть. Понимать: лирический пафос стихотворений. Уметь: выразительно читать стихотворения наизусть; использовать теоретико-литературные понятия в речи; находить общее и индивидуальное в восприятии природы русскими поэтами; сопоставлять произведения литературы, живописи и музыки; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; оценивать актерское чтение | Выразительное чтение наизусть, вопросы и задания 1-4 (с. 44), вопросы и задания «Фоно-хрестоматии» (с. 12-13) | ||
41 | А.П. Чехов. Рассказ «О любви» | Слово об А.П. Чехове. Переосмысление А.П. Чеховым темы «маленького человека». Рассказ «О любви» - история об упущенном счастье. Развитие понятия о психологизме. Роль детали (фотография из альбома матери Алехина). Особенности композиции произведения. Роль вставного рассказа о любви прислуги Пелагеи к повару Никанору. Пейзаж и его роль в рассказе. Чтение статей «О героях рассказа А. П. Чехова "О любви"» (с. 57—58), «А.П. Чехов и его понимание историзма» (с. 58). Комментированное чтение. Иллюстрации к рассказу. Прослушивание фрагмента рассказа в актерском исполнении, обсуждение | Знать: сведения о жизни и творчестве А.П. Чехова; сюжет и содержание рассказа «О любви»; теоретико-литературные понятия композиция, деталь, психологизм, пейзаж. Понимать: эволюцию темы «маленького человека» в творчестве А.П. Чехова; отношение автора к героям и их поступкам; нравственную проблематику рассказа; роль детали, пейзажа, вставного рассказа в произведении. Уметь: строить развернутые высказывания на основе прочитанного; характеризовать героев и их поступки; прослеживать изменения в поведении героя и объяснять причины этих изменений; сопоставлять рассказ с иллюстрациями к нему | Выразительное чтение, анализ текста, вопросы и задания (с. 58), задание к статье «А. П. Чехов и его понимание историзма» (с. 58), вопросы и задания «Фо-нохрестома-тии» (с. 14) задания рубрики «Поразмышляем над прочитанным» (с. 66), «Фоно-хрестоматии» (с. 14) | ||
42 | И.А. Бунин. Рассказ «Кавказ» | Слово об И.А. Бунине. Чтение статьи «Историзм И.А. Бунина» (с. 65—66). Рассказ «Кавказ» - повествование о любви в различных ее состояниях и различных жизненных ситуациях. Своеобразие формы повествования (рассказ от 1-го лица). Скрытое напряжение, драматизм, лаконизм рассказа. Роль деталей (приметы времени), пейзажа в рассказе. Звуковые образы рассказа. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя. Комментированное чтение. Словарная работа. Иллюстрации к рассказу. Прослушивание фрагмента рассказа в актерском исполнении,обсуждение | Знать: сведения о жизни и творчестве И.А. Бунина; особенности историзма писателя; сюжет и содержание рассказа «Кавказ»; теоретико-литературные понятия психологизм, драматизм, деталь, пейзаж. Понимать: мастерство писателя в передаче тончайших чувств, создании психологического портрета; роль деталей, пейзажа в рассказе. Уметь: выразительно читать рассказ; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; аргументировать свою точку зрения; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов; сопоставлять рассказ с иллюстрациями к нему | Выразительное чтение, анализ текста, вопросы и задания (с. 60), вопросы и | ||
43 | А.И. Куприн. Рассказ «Куст сирени» | Слово об А.И. Куприне (сообщения учащихся). Чтение вступительной статьи о писателе (с. 67—68). Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини. Сравнительная характеристика героев. Составление композиционного плана рассказа. Сопоставление произведения с рассказом О. Генри «Дары волхвов». Понятие о сюжете и фабуле. Комментированное чтение. Иллюстрации к рассказу. Прослушивание фрагмента рассказа в актерском исполнении, обсуждение | Знать: сведения о жизни и творчестве А.И. Куприна; особенности прозы писателя (психологизм, многозначность художественной детали, увлекательность сюжета); сюжет и содержание рассказа «Куст сирени»; теоретико-литературные понятия фабула, сюжет, психологизм, деталь, пейзаж. Понимать: гуманистический пафос произведения; отношение автора к героям; роль деталей, пейзажа в рассказе. Уметь: строить развернутые высказывания на основе прочитанного; аргументировать свою точку зрения; характеризовать героев и их поступки; давать сравнительную характеристику героев; сопоставлять литературные произведения друг с другом; составлять композиционный план рассказа; сопоставлять рассказ с иллюстрациями к нему | Сообщения, составление плана, анализ текста, вопросы и задания 1-3 (с. 68), 1-4 (с. 75), 1-7 («Фоно-хресто-матия», с. 15) | ||
44 | Подготовка к домашнему сочинению по произведениям Н.С.Лескова, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.И.Куприна | Обсуждение тем сочинения: 1. Проявление историзма в рассказах 2. Прием противопо-ставления в рассказах 3. Роль пейзажа в рассказах Н.С. Лескова, 4. Герои рассказов Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куп | Знать: содержание и героев прочитанных произведений. Понимать: проблематику произведений; отношение авторов к изображаемому и их нравственные идеалы; роль изобразительно-выразительных средств в произведениях. Уметь: анализировать литературные произведения, определять их темы и идеи; составлять план и подбирать материалы по теме сочинения | Обсуждение тем сочинения, составление плана, устные сочинения по плану | ||
45 | А.А. Блок. Стихотворение «Россия» | Анализ стихотворения «Россия». Образ России. Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл. Философская глубина образов А.А. Блока. Переосмысление образа гоголевской Руси-тройки. Образ дороги. Некрасовские мотивы в стихотворении. Лирический образ России-жены. Изобразительно-выразительные средства (метафоры, олицетво-рения, эпитеты, сравнения, звукопись), их роль в стихотворении. Прослушивание стихо-творения в актерском исполнении, обсуждение | Знать: содержание цикла «На поле Куликовом», стихотворения «Россия». Понимать: современное звучание и смысл стихотворения «Россия»; философскую глубину произведения. Уметь: выразительно читать стихотворение, определять его тему и идею; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль | Выразительное чтение, анализ текста, вопросы 5—7 (с. 87), 1-3 («Фоно-хресто-матия», с. 15) | ||
46 | С.А. Есенин. Поэма «Пугачев» (отрывки) | Слово о С.А. Есенине (сообщения учащихся). Россия - главная тема есенинской поэзии. Особенности историзма С.А. Есенина. «Пугачев» - поэма на историческую тему. История создания поэмы. Желание поэта осмыслить путь крестьянства в революции. Характер Пугачева. Современность и историческое прошлое в драматической поэме С.А. Есенина. Представление о драматической поэме. Изобразительно-выразительные средства (метафоры, олицетво-рения, эпитеты, сравнения, повторы), их роль в поэме. Прослушивание фрагмента поэмы в актерском исполнении, обсуждение | Знать: сведения о жизни и творчестве С.А. Есенина; сюжет и содержание поэмы «Пугачев»; теоретико-литературное понятие драматическая поэма. Понимать: эмоциональность, драматическую напряженность поэмы. Уметь: выразительно читать поэму, определять ее тему и идею; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль | Сообщения, выразитель-ное чтение, анализ текста, вопросы и задания 3-4 (с. 95), 1-3 («Фоно-хресто-матия», с. 16) | ||
47 | Образ Пугачева в фольклоре, в произведениях А.С. Пушкина, С.А. Есенина | Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях (фольклорные произведения, произведения А.С. Пушкина, С.А. Есенина). Подготовка к сочинению | Знать: сюжеты и содержание народного предания о Пугачеве, романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка», поэмы С.А. Есенина «Пугачев». Понимать: эволюцию образа Пугачева в русской литературе. Уметь: сопоставлять литературные произведения друг с другом | Анализ текста, вопросы 1—2 (с. 95) | ||
48
| М.А. Осоргин. Рассказ «Пенсне» | Слово о М.А. Осоргине. Чтение вступительной статьи О.Ю. Авдеевой о писателе (с. 108—109). Сочетание фантастики и реальности в рассказе «Пенсне». Мелочи быта и их психологическое содержа-ние. Жизнь вещей в рассказе, роль олицетворения. Особенности языка М.А. Осоргина. Юмор в произведении. Прослушивание фрагмента рассказа в актерском исполнении, обсуждение | Знать: сведения о жизни и творчестве М.А. Осоргина; сюжет и содержание рассказа «Пенсне»; теоретико-литературные понятия олицетворение, метафора; способы создания комического. Понимать: особенности авторской иронии; соотношение реальности и фантастики в рассказе; юмористический пафос произведения. Уметь: выразительно читать, пересказывать и анализировать произведение; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль | Вопросы и задания (с. 109, 114), вопросы и задания «Фо-нохрестома-тии» (с. 16) | ||
49 | И.С. Шмелев. Рассказ «Как я стал писателем» | Слово об И.С. Шмелеве. Чтение вступительной статьи о писателе О. Михайлова (с. 96—97). «Как я стал писателем» - рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники). Роль детских впечатлений и гимназических преподавателей в судьбе писателя. Чувство свободы творчества в рассказе. Прослушивание фрагмента рассказа в актерском исполнении, обсуждение | Знать: сведения о жизни и творчестве И.С. Шмелева; сюжет и содержание рассказа «Как я стал писателем». Понимать: отношение автора к изображаемому. Уметь: определять тему и идею рассказа, сопоставлять его с другими произведениями литера-туры (А.П. Платонов «Никита»); определять жанр произведения (сравнение рассказа с жанрами воспоминаний, дневников); характери-зовать героев и их поступки; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; аргументировать свою точку зрения | Вопросы 1 (с. 97), 1-5 (с. 105-106, рубрика «Поразмышляем над прочитанным»), 1 (с. 106, рубрика «Развивайте дар слова»), 1—6 («Фоно-хрестоматия», с. 17) | ||
50 | Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная "Сатириконом"» (отрывки) . | Журнал «Сатирикон» и его авторы. Продолжение традиций русской сатиры - Н.В. Гоголя, М.Е. Салтыкова-Щедрина, А.П. Чехова, А.И. Куприна. «Всеобщая история...». Сатирическое изображе-ние исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования (несоот-ветствие, пародирование, сочетание слов «высокого» и «низкого» стиля, гиперболизация штампов, неожиданные сравнения и т. д.). Смысл иронического повествования о прошлом. Словарная работа. Иллюстрации ко «Всеобщей истории...». Прослушивание фрагмента произведения в актерском исполнении, обсуждение | Знать: сведения о журнале «Сатирикон» и его авторах; содержание «Всеобщей истории...»; способы создания комического. Понимать: смысл иронического повествования, его актуальность; особенности авторской иронии; юмористический и сатирический пафос произведения; роль лексических несоответ-ствий. Уметь: воспринимать юмористическое произве-дение; выразительно читать и пересказывать текст; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; выяснять значение незнакомых слов; сопоставлять литературное произведение с иллюстрациями к нему | Выразительное чтение, анализ текста, вопросы и задания 1 (с. 119), 1 (с. 121), 1-5 (с. 125), 1-5 («Фонохре-стоматия», с. 17-18) | ||
51 | Тэффи «Жизнь и воротник». М.М. Зощенко «История болезни» | Слово о Тэффи. Популярность писательницы. Рассказ «Жизнь и воротник». Сатира и юмор в произведении. Ситуация, доведенная до абсурда. Роль олицетворения в рассказе. Прослушивание фраг-мента рассказа в актерском исполнении, обсуждение. Слово о М.М. Зощенко. Рассказ «История болезни». Своеобразие языка писателя. Смешное и грустное в рассказе. Способы создания комического. Высмеивание бездушного, хамского отношения к людям. Прослушивание фрагмента рассказа в актерском исполнении, обсуждение | Знать: сведения о жизни и творчестве Тэффи и М.М. Зощенко; сюжеты и содержание рассказов «Жизнь и воротник», «История болезни». Понимать: особенности авторской иронии; отношение авторов к изображаемому; сатири-ческий пафос произведений. Уметь: воспринимать юмористическое произве-дение; выразительно читать и анализировать текст, определять его тему и идею | Выразительное чтение, анализ текста, вопросы и задания 1—3 (с. 130), 1-3 (с. 135), 1-7 («Фоно-хресто-матия, с. 17), 1-6 («Фоно-хресто-матия», с. 18-19) | ||
52 | А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Теркин» | Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике. Комментированное чтение | Знать: сведения о жизни и творчестве А.Т. Твардовского; историю создания и содержание поэмы «Василий Теркин»; сведения по истории Великой Отечественной войны; оценку поэмы современниками, критиками. Понимать: роль поэмы в годы Великой Отечественной войны; патриотический пафос произведения. Уметь: выразительно читать поэму, определять ее тему и идею | Выразительное чтение, вопросы и задания 1—3 (с. 137-138), 1-3, 12 (с. 161-162) | ||
53 | Образ русского солдата в поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин» | Новаторский характер Василия Теркина - сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Черты Теркина: жизнерадостность, душев-ность, остроумие, веселость, простота, сметливость, мудрость, выдержка, терпение, здравый смысл, жизнестойкость, смелость, чувство воинского долга, ответственность, скромность, искренний патриотизм. «Обыкновенность» героя. Обобщенный образ русского солдата, вынесшего на себе всю тяжесть войны. Картины жизни воюющего народа. Правда о войне в поэме. Военные будни | Знать: содержание поэмы; понятия новаторство, обобщенный образ; традиции русской литературы в создании образов защитников Родины. Понимать: в чем новаторство образа Василия Теркина; отношение к герою автора и простых солдат-фронтовиков; пафос объединения народа в стремлении спасти свою Родину; мужество поэта, говорившего в поэме правду о войне. Уметь: выразительно читать поэму; характеризовать героя и его поступки; прослеживать развитие характера героя | Выразительное чтение, вопросы и задания 4—7, 11, 13 (с. 162), 3 (с. 163, рубрика «Совершенствуйте свою речь») | ||
54 | Художественные особенности поэмы А.Т.Твардовского «Василий Теркин» | «Свободный» сюжет, композиция поэмы. Образ автора и его значение. Представление об авторских отступлениях как элементе композиции. Особенности языка поэмы. Развитие понятия о связи фольклора и литературы. Народность поэмы. Юмор в произведении. Роль изобразительно-выразительных средств в поэме. Иллюстрации к произведению. Сообщение о памятнике А.Т. Твардовскому и Василию Теркину в Смоленске (рубрика «Литературные места России», с. 386—387). Прослушивание фрагмента поэмы в актерском исполнении, обсуждение | Знать: содержание поэмы; теоретико- литературные понятия жанр, сюжет, композиция, авторские отступления, народность; особенности языка поэмы. Понимать: связь поэмы с фольклором; отношение автора к герою; патриотический пафос произведения. Уметь: выразительно читать поэму; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; находить юмористические средства создания образа; сопоставлять поэму с иллюстрациями к ней | Вопросы и задания 10, 14, 15 (с. 162-163), 1-4 (с. 163, рубрика «Совершенствуй-те свою речь»), 1-4 («Фоно-хрестоматия», с. 19) | ||
55 | А.П. Платонов. Рассказ «Возвращение» | Слово об А.П. Платонове (сообщения учащихся). Чтение вступительной статьи о писателе В.А. Свительского (с. 164—165). Рассказ «Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа. Своеобразие языка писателя. Художественные средства создания образов. Роль деталей в рассказе. Словарная работа. Иллюстрации к рассказу | Знать: сведения о жизни и творчестве А.П. Платонова; сюжет и содержание рассказа «Возвращение». Понимать: отношение автора к героям; нравственную пробле-матику и гуманистический пафос произведения; роль деталей в рассказе. Уметь: определять тему и идею рассказа, сопоставлять его с другими литературными произведениями; характе-ризовать героев и их поступки; прослеживать развитие характеров героев; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; выяснять значение незнакомых слов; сопоставлять рассказ с иллюстрациями к нему | Сообщения, выразительное чтение, элементы анализа текста, вопросы и задания 1-4 (с. 165), 1-5 (с. 189, рубрика «Поразмышляем над прочитанным»), 1,3—4 (с. 189-190, рубрика «Совершенст-вуйте свою речь») | ||
56 | Стихи и песни о Великой Отечественной войне | Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину. Трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне. М.В. Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату». Б.Ш. Окуджава «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...». Л.И. Ошанин «Дороги». А.И. Фатьянов «Соловьи» и др. Призывно-воодушевляю-щий характер песен. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата. Чтение статьи «Фронтовая судьба "Катюши"» (с. 198—200). Прослушивание песен (по выбору) в актерском исполнении, обсуждение | Знать: сведения о жизни и творчестве поэтов; истории создания, фронтовые судьбы и тексты песен о Великой Отечественной войне. Понимать: лирический пафос песен- стихотворений о Великой Отечественной войне; чувства, настроения, интонации, их смену в произведениях; высокий, патриотический пафос песен-стихотворений; роль поэзии и искусства вообще в военное время. Уметь: выразительно читать и исполнять песни о Великой Отечественной войне; оценивать исполнительское мастерство; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль | Выразительное чтение и исполнение песен, вопросы и задания 1-3 (с. 201), вопросы и задания «Фоно-хрестоматии» (с. 19-24) | ||
57 | В.П. Астафьев. Рассказ «Фотография, на которой меня нет» | Слово о В.П. Астафьеве. Чтение вступительной статьи о писателе (с. 202—203). Автобиографический характер рассказа «Фотография, на которой меня нет». Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни. Образ бабушки. Образы учителей. Развитие представлений о герое-повествователе. Словарная работа. Иллюстрации к рассказу | Знать: сведения о жизни и творчестве В.П. Астафьева; сюжет и содержание рассказа «Фотография, на которой меня нет»; теоретико-литературные понятия автобиографическое произведение, цикл, герой-повествователь. Понимать: смысл названия рассказа; позицию автора; гуманистический пафос произведения; уважение автора к истории народа. Уметь: определять тему и идею рассказа; характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; объяснять значение диалектных и просторечных слов | Аналитический пересказ, элементы анализа текста, вопросы и задания 1—4 (с. 203), 1-4 (с. 220) | ||
58-59 | Классное сочинение «Великая Отечественная война в произведениях писателей 20 века» | Обсуждение тем сочинения | Знать: содержание и героев прочитанных произведений. Понимать: проблематику произведений; отношение авторов к изображаемому и их нравственные идеалы; роль изобразительно-выразительных средств в произведениях. Уметь: анализировать литературные произведения, определять их темы и идеи; составлять план и подбирать материалы по теме сочинения | Обсуждение тем сочинения, составление плана, устные сочинения по плану | ||
60-61 | Русские поэты XX века о Родине, родной природе и о себе | Слово о поэтах XX века. Роль эпитетов в стихотворении И.Ф. Анненского «Снег». Чувство светлой печали в стихотворении Д.С. Мережковского «Родное». Философские размышления в стихотворении «Не надо звуков». Одухотворенность природы в стихотворении Н.А. Заболоцкого «Вечер на Оке». Восхищение вечным обновлением жизни в стихотворении «Уступи мне, скворец, уголок...». Ностальгия по прошлому в стихотворении Н.М. Рубцова «По вечерам». Параллель между жизнью человека и жизнью страны в стихотворении «Встреча». Единение с Родиной в стихотворении «Привет, Россия...». Прослушивание стихотворений в актерском исполнении, обсуждение | Знать: содержание стихотворений поэтов XX века о Родине, родной природе и о себе; одно стихотворение наизусть. Понимать: лирический, патриотический пафос стихотворений. Уметь: выразительно читать стихотворения наизусть; находить общее и индивидуальное в восприятии природы русскими поэтами; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; оценивать актерское чтение; сопоставлять произведения литературы, живописи и музыки | |||
62-63 | У. Шекспир. Трагедия «Ромео и Джульетта» | Слово об У. Шекспире (сообщения учащихся). Чтение вступительной статьи о поэте и драматурге (с. 235—239). Трагедия «Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта - символ любви и жертвенности. Вечные проблемы в трагедии У. Шекспира. Конфликт как основа сю жета драматического произведения. Анализ эпизода трагедии. Иллюстрации к произведению. Прослушивание фрагмента трагедии в актерском исполнении, обсуждение | Знать: сведения о жизни и творчестве У. Шекспира; сюжет и содержание трагедии «Ромео и Джульетта»; теоретико-литературные понятия трагедия, конфликт, сюжет, драматическое произведение; особенности жанра трагедии. Понимать: гуманистический пафос произведения. Уметь: выразительно читать текст по ролям; анализировать эпизоды трагедии; характеризовать героев и их поступки; прослеживать развитие драматического конфлик-та; сопоставлять трагедию с иллюстрациями к ней | |||
64 | У. Шекспир. Сонеты | Сонет как форма лирической поэзии. Сонеты У. Шекспира «Увы, мой стих не блещет новизной...», «Кто хвалится родством своим со знатью...». Живая мысль, подлинные горячие чувства, авторская ирония, облеченные в строгую форму сонетов. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сонеты У. Шекспира - «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Т. Белинский). Анализ поэтических интонаций. Обучение выразительному чтению | Знать: теоретико-литературное понятие сонет; темы и содержание сонетов У. Шекспира. Понимать: лирический пафос сонетов; иронию автора. Уметь: выразительно читать сонеты; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль | |||
65-66 | Ж.-Б.Мольер. Комедия «Мещанин во дворянстве» | Слово о Ж.-Б. Мольере. Чтение вступительной статьи о писателе (с. 253—255). Развитие понятия о классицизме. XVII век - эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Ж.-Б. Мольер - великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа. Осмеяние тщеславия. Особенности классицизма в комедии. Народные истоки смеха Ж.-Б. Мольера. Развитие понятия о сатире. Общечеловеческий смысл комедии | Знать: сведения о жизни и творчестве Ж.-Б. Мольера (кратко); сюжет и содержание комедии «Мещанин во дворянстве»; теоретико-литературные понятия классицизм, комедия, конфликт, сюжет, сатира; особенности жанра комедии. Понимать: соотношение литературных традиций с традициями народного театра в комедии; сатирический пафос произведения. Уметь: выразительно читать текст по ролям; анализировать эпизоды комедии; характеризовать героев и их поступки; определять приемы сатирического изображения персонажей; прослеживать развитие драматического конфлик-та; сопоставлять комедию с иллюстрациями к ней | |||
67 | Дж.Свифт. Роман «Путешествие Гулливера» | Слово о Дж. Свифте. Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения. Сатира и юмор в романе. Чтение статьи «Свифт и его роман "Путешествия Гулливера"» (с. 325—326). Иллюстрации к роману | Знать: сведения о жизни и творчестве Дж. Свифта; сюжет и содержание романа «Путешествия Гулливера». Понимать: соотношение фантастики и реальности в романе; позицию автора; сатирический пафос произведения, его актуальность. Уметь: выразительно пересказывать текст; характеризовать героев и их поступки; сопоставлять роман с иллюстрациями к нему | |||
68 | В. Скотт. Роман «Айвенго» | Слово о В. Скотте. Чтение вступительной статьи Н.П. Михальской о писателе (с. 327—329), статьи Д.М. Урнова «Старые нравы» (с. 370—372). В. Скотт - родоначальник исторического романа. Исторический роман «Айвенго». Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом» (мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений). Вымысел и исторические факты в произведении. Реальные исторические и вымышленные персонажи. Соединение любовной и политической сюжетных линий романа | Знать: сведения о жизни и творчестве В. Скотта; сюжет и содержание романа «Айвенго». Понимать: соотношение реальности и вымысла в романе; особенности историзма в произведении; позицию автора; влияние В. Скотта на развитие мировой литературы. Уметь: характеризовать героев и их поступки; строить развернутые высказывания на основе прочитанного | |||
69 | Итоговая контрольная работа | Тестирование, развернутые ответы на проблемные вопросы | Знать: содержание и героев прочитанных произведений. Понимать: роль изобразительно-выразительных средств в произведениях; отношение авторов к изображаемому; пафос произведений. Уметь: пересказывать сюжет, отдельные эпизоды произведений; анализировать прозаические и поэтические тексты; определять тему и идею произведений; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; характеризовать героев и их поступки | Контрольная Работа | ||
70 | Итоговый урок | Подведение итогов года. Задания для чтения летом | Знать: содержание и героев произведений, прочитанных в 5-8 классах. Уметь: строить развернутые высказывания на основе прочитанного |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....