Урок литературы в 6 классе по произведению В.П.Астафьева "Конь с розовой гривой"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему
Урок литературы в 6 классе по произведению В.П.Астафьева "Конь с розовой гривой"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_v_6_klasse_po_proizvedeniyu.docx_kon_s_rozovoy.docx | 97.1 КБ |
slaydy_k_uroku.pptx | 857.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 6А классе по произведению
В.Астафьева «Конь с розовой гривой».
Учитель: Тимофеева О.В. МБОУ «Гимназия №1»
Тема урока: «Добро и зло в произведении В.Астафьева «Конь с розовой гривой».
Тип урока: урок рефлексии
Вид урока: комбинированный
Используемая технология: технология критического мышления
Цель: Деятельностная: совершенствовать умение понимать и интерпретировать содержание произведения, систему образов героев; формировать способности учащихся к новым способам действия: наблюдение, анализ, работа с учебником, таблицей.
Содержательная: раскрыть идейно-художественные особенности произведения, авторскую позицию; выделить духовные ценности, которые делают человека богаче и щедрее, развивать творческие способности, воображение учащихся, развивать речевую культуру учащихся.
Планируемые результаты:
Личностные: ученик научится чувствовать красоту и выразительность речи, ориентироваться в системе моральных норм и ценностей через понятия добра и зла в рассказе.
Метапредметные УУД:
Регулятивные УУД: ученик научится самостоятельно заполнять таблицы при сопоставлении анализа героев рассказа; ученик получит возможность работать с дополнительными источниками: энциклопедией, словарями.
Познавательные УУД: ученик научится анализировать рассказ как один из жанров литературы, проводить наблюдение под руководством учителя;
ученик получит возможность самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения; делать умозаключения и выводы на основе аргументации.
Коммуникативные УУД: ученик научится давать полные ответы на поставленные вопросы учителя, ученик получит возможность научиться учитывать разные мнения и обосновывать собственную позицию.
Предметные: ученик научится выразительно читать произведения и их анализировать, понимать идейный замысел рассказа, формировать умение анализировать литературное произведение, понимать авторскую позицию и своё отношение к ней, характеризовать героев.
Необходимое оборудование: учебник «Литература», 6 класс (под редакцией: В.Я. Коровиной.)
Предметно-образовательная среда: учебник, комплект мультимедийной аппаратуры, карточки с заданиями, толковые словари.
Демонстративный материал: презентация к уроку, ватманы, фломастеры.
Эпиграф: Сколько лет прошло! Сколько событий минуло!
А я все не могу забыть бабушкиного пряника - того
дивного коня с розовой гривой.
В.П. Астафьев.
Ход урока:
1 этап. Мотивация к учебной деятельности (актуализация субъектного опыта учеников).
Учитель. Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! Посмотрите, какая сегодня прекрасная погода за окном! Я уверена, что с таким же солнечным и веселым настроением мы с вами поработаем на уроке. А какая тема будет нашего урока, вы определите сами.
Обратите внимание на экран. Прочтите, пожалуйста, пословицы. О чем они? Как вы можете их объяснить? (слайд№1)
Ученики: о добре, о том, что важно делать добро, и т.д.
Учитель: ребята, а по – вашему мнению добро и зло – это что?
Ученики: добро – это добрые поступки, помощь ближнему. Зло – это плохие поступки, вранье, обидеть, кого – то.
Учитель: ребята, у вас на столах лежат толковые словари. Какие определения дает этим понятиям толковый словарь? Найдите и прочитайте вслух.
Ученики: читают определения по словарю.
Учитель: С каким произведением, которое мы изучали на прошлом уроке, вы можете связать эти понятия?
Ученики: В.Астафьева «Конь с розовой гривой».
Учитель: Совершенно верно. Сегодня мы с вами продолжаем разговор о замечательном произведении Виктора Петровича Астафьева «Конь с розовой гривой». (слайд№2). Основная тема рассказов Астафьева – тема взросления, становления личности человека. Писатель показывает, как один, казалось бы, незначительный случай может повлиять на всю жизнь человека.
2 этап. Актуализация пробного учебного действия.
Учитель. Давайте вспомним, где и когда происходит действие рассказа «Конь с розовой гривой»?
Ученики: действие рассказа происходит в одной из деревень на берегу Енисея, в первые годы после гражданской войны.
Учитель: ребята, на дом вам было задано составить сравнительную характеристику к героям произведения, подобрать опорные слова.
Учитель: главный герой Витя, что вы скажете о нем?
Ученики: герой рассказа - сирота, жил он с бабушкой, дедушка приезжал с заимки время от времени.
Учитель: что за мечта у него была?
Ученики: мечта, чтобы бабушка купила пряник конем.
Учитель: каким образом герой надеется осуществить свою мечту?
.Ученики: своим трудом, собирая ягоды
Учитель: исполнилась ли мечта Витьки?
Ученики: Да.
Учитель: расскажите о семье Левонтьевых.
Ученики: семья Левонтьевых жила очень бедно, было много детей, денег на всех не хватало, отец семейства много пил, пропивал деньги, да и работать не любил.
Учитель: ребята, а каков образ бабушки?
Ученики: бабушка добрая, все прощает.
Учитель: ребята, а кто по - вашему мнению олицетворяет добро в рассказе? А кто зло?
Учитель: и какова тема нашего урока?
Ученики: тема нашего урока: «Добро и зло в рассказе Виктора Петровича Астафьева «Конь с розовой гривой». (слайд№3)
3 этап. Выявление места и причины затруднения. Постановка учебной задачи.
Учитель: ребята, какие цели вы поставите перед собой на уроке?
Ученики: проанализировать рассказ Виктора Петровича Астафьева «Конь с розовой гривой».
Ученик: мы должны будем разобраться: кто в рассказе олицетворяет добро, а кто - зло? Научаться различать добрые и злые поступки.
4 этап. Построение проекта выхода из затруднения.
Учитель: каков же план нашей дальнейшей работы? Что мы должны выполнить, чтобы ответить на поставленные вопросы?
Ученик: 1. Узнаем больше о рассказе Виктора Петровича Астафьева «Конь с розовой гривой».
Ученик: 2. Сделаем анализ произведения и обратимся к сравнительной характеристике поступков героев.
5 этап. Реализация построения проекта.
Учитель: каким вы себе представляете главного героя рассказа – Витю?
Ученики: мальчик 9 лет, любознательный, добрый. Он мечтал получить пряник конем.
Учитель: какие качества Вити вам нравятся, а какие – нет?
Ученики: он хороший, но обманул бабушку.
Учитель: ребята, перечитайте момент сбора ягод.
(со слов «Тут все перестали пищать...» до слов «…и в рот их, в рот») стр.
Учитель: Как противопоставлены герои в этом эпизоде? Какие поступки совершают ребята?
Ученики: герой рассказа трудиться старательно, даже не потому, что ему хочется пряника – он по-другому не умеет.
Ученики: «Левонтьевские» же ленивы и хитры, едят ягоды друг у друга. Санька, старший, дразнит мальчика, заставляя его высыпать ягоды, смеётся и издевается над ним.
Учитель: почему Витька решил обмануть бабушку?
Ученики: Витька поддался на провокацию Саньки, ему не хочется выглядеть трусом и «жадиной»,
Ученики: он хочет быть в глазах ребят героем, ни в чём от них не отставать. Учитель: Мы знаем, что основное средство характеристики героя – поступок. Витя проявляет слабость, хочет показать себя «смельчаком» и вместе со всеми совершает один плохой поступок за другим.
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
Учитель: Ребята, скажите, а какой персонаж из этого эпизода вы бы хотели сыграть?
Ученик: я бы хотел сыграть Саньку.
Ученик: а я бы хотел сыграть Витю.
Учитель: а давайте посмотрим как подготовили ребята сцену из рассказа
1ученик(Санька), 2 ученик (Витя)
- Бабушки Петровны испугался? Эх ты!
- Зато мне бабушка пряник конём купит!
- Может, кобылой! Скажи уж лучше – боишься её и ещё жадный!
- Я?
- Ты!
- Я?
- Ты, ты!
- Жадный?
- Жадный!
- А хочешь, все ягоды съем?
- Слабо!
- Мне слабо! Мне слабо! Вот! Ешьте вместе со мной! (едят ягоды)
- Я ещё у бабушки калач украду!
- Давай!
- Только одного калача мало!
- Шанег прихвати!
- А лучше ещё и пирог!
- Лишнее не будет!
- Ладно!
Учитель: ребята, узнал кто – нибудь себя? Бывала ли с вами такая ситуация? Пока вы думаете, проведем физкультминутку.
7. Этап включения в систему знаний и повторения.
Учитель: так какие же черты характера героев есть у вас?
Ученики: доброта, трудолюбие.
Ученики: иногда врем тоже.
Учитель: удалось ли Саньке окончательно одержать победу над Витькой? Ученики: нет, не удалось
Учитель: прочитайте диалог Витьки и Саньки. Какой выбор делает Витька? Ученики: звучит твёрдый отказ идти по дороге лжи и обмана.
Учитель: Ребята, у вас на столах бумага и фломастеры. Попрошу каждую группу нарисовать интеллект - карту по рассказу. Тема уже написана в центре карты. Время на выполнение: 5 минут. (слайд №4 музыка)
Учитель: прошу пройти к доске и представить ваши карты.
Учитель: ребята, давайте подведем итоги, почему бабушка все-таки купила «пряник конем» внуку, который её обманул? (слайд №5)
Ученик: бабушка верила в него, понимала, что он мучится и раскаивается в своих злодеяниях. Милосердие, доброта и прощение сделали то, чего не сделало бы самое тяжкое наказание.
Ученик: бабушка – это добро, а зло –это дурные поступки, обман.
Ученик: добро победило зло. (слайд №6)
Учитель: Поэтому и пишет автор через много лет: «А я все не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой»
8.Этап рефлексии.
Учитель: ребята, попрошу каждую группу составить по 2 акрослова к словам добро и урок .
Учитель: я тоже составила акрослово и вот, что у меня получилось. Мое акрослово (слайд №7)
Добро – это порядок, и мера, которая этот порядок обеспечивает. Когда всего в меру, когда во всем есть порядок, грамотная последовательность, когда все слажено и во всем есть дисциплина, тогда все складывается для нас самым наилучшим образом. Зло же, наоборот, все разрушает, лишает нас благ и возможностей развиваться, делает нашу жизнь хаотичной, непредсказуемой, бессмысленной.
Домашнее задание(дифференцированное) (слайд№8)
-- нарисовать рисунок по произведению;
-- составить кроссворд;
-- написать сочинение – рассуждение на тему: « Поступок, который я никогда больше не совершу».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
2
3 Добро и зло в рассказе Виктора Астафьева «Конь с розовой гривой »
4
5 Почему бабушка все-таки купила «пряник конем» внуку, который ее обманул?
6 Добро победило зло
Д О Б Р О Д - давать О - окружающим Б - больше Р - радости и О - обнимать 7
8 Домашнее задание: -- нарисовать рисунок по произведению; -- составить кроссворд; -- написать сочинение – рассуждение на тему: « Поступок, который я никогда больше не совершу».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 6 классе по произведению В.Астафьева «Конь с розовой гривой».
Тема урока: «Жизненные уроки героя» Цель: Помочь учащимся разобраться в идейно-нравственном содержании рассказа выдели...
Конспект урока литературы 5 класс по произведению Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"
Конспект урока литературы по теме "Л.Н. Толстой "Кавказский пленник"...
Урок литературы в 6 классе по произведению В.Астафьева «Конь с розовой гривой».
Помочь учащимся разобраться в идейно-нравственном содержании рассказавыделить духовные ценности, которые делают человека богаче и щедрееразвивать творческие способности, воображение учащихсяразвивать ...
Урок литературы в 6 классе по произведению В. Астафьева "Конь с розовой гривой"
План-конспект урока по теме "Жизненные уроки героя"...
Урок литературы в 6 классе по произведению В.Астафьева «Конь с розовой гривой». Тема урока: «Жизненные уроки героя»
Урок предназначен, чтобы помочь учащимся разобраться в идейно-нравственном содержании рассказа. Помочь выделить духовные ценности, которые делают человека богаче и щедрее. Так же этот урок предназначе...
Контрольный тест по литературе 6 класс В. П. Астафьев рассказ «Конь с розовой гривой»
Тест по литературе...
Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Первый урок в системе уроков)
Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Первый урок в системе уроков)...