Литературный бал для учащихся 10-11 классов
статья по литературе на тему
Литературный бал для учащихся 10-11 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_karimovoy_f.f.docx | 18.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Реалии русской культуры в лирике Сергея Есенина
Каримова Флида Фагимовна,
учитель русского языка и
литературы МОБУ лицей №4
г. Баймак
Словарный запас любого языка складывается в течение многих веков, и он всегда связан с культурой, историей, традициями народа, национальное своеобразие языковой картины мира проявляется уже в способах называния предметов окружающего мира.
Все названия реалий (предметов материальной культуры) можно условно разделить на несколько групп:
- Реалии жизни русского крестьянина, его орудий производства, трудовых обязанностей.
- Предметы быта: продукты, одежда, игры, музыкальные инструменты, дом, посуда и др.
- Реалии животного мира, русского природы.
Россия всегда была аграрной страной, и русские издревле занимались земледелием. Будучи сам крестьянским поэтом, Сергей Есенин в своих стихотворениях использует очень много слов, связанных именно с земледельческой культурой русского крестьянина и гордится тем, что он тоже является частичкой этого народа: «У меня отец – крестьянин, Ну а я – крестьянский сын».
Далее, чуть ли не в каждом стихотворении напоминание о том, что русский человек – это, прежде всего человек земли, который пашет, сеет, косит, убирает, который дорожит своей землей: полями, пашнями, нивами.
Сравните: «Край ты мой заброшенный, Край ты мой пустырь, Сенокос некошеный, Лес да монастырь» или «Сгребая сено на покосах, Поют мне песни косари».
Вторую группу реалий составляют предметы быта, которые наглядно показывают, как жили русские люди, как одевались, что ели, во что играли, как веселились: «А как гаркнут ребята тальянкою, Выйдут девки плясать у костров» или «Дальний плач тальянки, голос одинокий – И такой родимый, и такой далёкий».
В лирике Есенина много реалий, рассказывающих об образе жизни русского человека. Деревянные избы с резными окнами, с прожорливой печью, с тараканами и мышками за ней, традиционные русские блюда: щи, квас, соленые огурцы, квашеная капуста. Вот небольшой перечень реалий, рассказывающих нам о жизни и быте русского народа: «Гой ты, Русь, моя родная, Хаты – в ризах образа», а в этих хатах: «Пахнет рыхлыми драченами, У порога в дежке квас, Над печурками точёными Тараканы лезут в паз».
Особую группу слов-реалий составляют слова, характеризующие русскую природу. Вот и в лирике Сергея Есенина мы часто встречаем слова, символизирующие образы природы: «Сыплет черёмуха снегом, Зелень в цвету и росе. В поле, склонясь к побегам, Ходят грачи в полосе».
Почему капустные грядки, клен, березки, ракиты, черемуха, грачи в стихотворениях С.Есенина становятся предметом поэзии? Да потому, что они – часть русской культуры, жизни русского народа. Ведь капуста, огурцы – это основные элементы пищи русских людей, а береза – символ русской природы. В каких только грамматических формах и значениях не употребляется слово береза? Тут и «страна березового ситца», и «милые березовые чащи», и «с березовою вышкой взметнулась колокольня без креста», и «роща золотая» отговорила «березовым, веселым языком».
Кроме того, природа у Есенина как бы участвует в богослужении, где звезды или березы – свечки, рощи «кадят росою», ивы «вызванивают в четки», «воробей псалтырь читает».
И это тоже все русское, народное, ведь религиозная лексика не случайна. Например: «березы стоят как большие свечки», «рощи в венчиках иконных», «глухарка в Всенощной зовет» и т.д. Эти примеры свидетельствуют о том, что все в жизни народа взаимосвязано: быт, религия, природа.
Таким образом, любое произведение, любое слово тесно связано с историей народа, с его духовным миром и культурой, поэтому при лингвистическом анализе художественного текста наряду с такими средствами выразительности, как эпитеты, метафоры, олицетворения и т.д., целесообразно было бы особое внимание уделять на пояснение историко-культурных реалий народа, так как они тоже являются одним из важнейших средств выразительности текста. Эту мысль подтверждают и слова известного русского лингвиста И.И.Срезневского: «Каждое слово… есть свидетель, памятник, факт жизни народа… Дополняя одно другим, они все вместе представляют систему понятий народа, передают быль о жизни народа».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
А.К.Толстой - поэт, прозаик, драматург (литературная гостиная для учащихся 8 - 11 классов).
Данная разработка поможет представить А. К. Толстого как личность талантливую, разностороннюю, независимую, благородную, высоко нравственную.Показать, как отразилось большое светлое чувство А. К. Толс...
А.К.Толстой - поэт, прозаик, драматург (литературная гостиная для учащихся 8 - 11 классов).
Данная разработка поможет представить А. К. Толстого как личность талантливую, разностороннюю, независимую, благородную, высоко нравственную.Показать, как отразилось большое светлое чувство А. К. Толс...
Литературная викторина для учащихся 6-7 классов
Материал рекомендован учителям русского языка и литературы для проведения мероприятий по предмету в рамках предметной недели...
Литературная игра для учащихся 7-8 классов «Надуваловка» Тема игры: « Художественно – выразительные средства»
Повторение теории литературы, обогащение лексикона обучающихся....
Литературная игра для учащихся 8-9 классов "Помыслы сердца" Б.Ганаго
Литературная игра для учащихся 8-9 классов «Помыслы сердца» Б.Ганаго....
Литературный КВН для учащихся 9-х классов
Данная методическая разработка представляет собой одну из форм внеклассной работы по литературе....
Литературная игра для учащихся 5-6 класса «В гостях у жителей Диканьки» ( посвящена 175- летию сборника Н.В.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» )
Представленная разработка поможет организовать внеклассное мероприятие по литературе....