презентация лирика Есенина
презентация к уроку по литературе (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сергей Александрович Есенин родился 21 сентября 1895 года в селе Константинове Рязанской губернии , на берегу Оки. Семейная жизнь родителей поэта не сложилась. С двух лет по бедности семьи Сергей Есенин был отдан на воспитание довольно зажиточному деду. Дед очень любил внука. По выходным дням он рассказывал Сергею Библию и Священное писание. Кроме деда воспитанием внука занималась и бабушка, которая знакомила его с народным творчеством, рассказывая сказки. Некоторые из них мальчик переделывал на свой лад. Теперь мы можем понять с какого момента духовная жизнь начала формироваться у поэта.
Позднее под впечатлением детства Есенин пишет: Худощавый и низко рослый, Средь мальчишек всегда герой, Часто, часто с разбитым носом Приходил я к себе домой. И навстречу испуганной маме Я цедил сквозь кровавый рот: «Ничего! Я споткнулся о камень, Это к завтраму все заживет..»
Улился Сергей Александрович в константиновской начальной школе, которую закончил с отличием и продолжил обучение в Спас- Клепиковском училище. Именно здесь начинается поэтический путь поэта. Обратимся к стихотворению «Выткался на озере алый свет зари». Заря для Есенина не повседневное и естественное явление природы, а нечто небывалое по красоте.
Знаю, выйдешь вечером за кольцо дорог, Сядем в копны свежие под соседний стог. Зацелую допьяна, изомну, как цвет, Хмельному от радости пересуду нет… Неуловимое ликование души поэт изливает в стихотворные строки:
Для каждого начинающего автора его первое появление в печати- событие волнующее, праздничное. Надо полагать те же чувства охватили и Есенина, когда в первом номере журнала «Мирок» за 1914 год он увидел свое первое напечатанное стихотворение «Береза». Подписано оно было псевдонимом- «Аристон». Слово «Аристон» молодой поэт заимствовал из стихотворения Г.Р. Державина «К лире».
Наиболее популярные стихотворения из сборника «Радуница» «В хате» «Девичник» «Поминки»
Пахнет рыхлыми драчонами У порога в дежке квас, Над печурками точеными Тараканы лезут в паз. Стихотворение «В хате»:
Я надену красное манистро , Сарафан затеплю синей рюшкой, Позовите, девки, гармониста, Попрощайтесь с ласковой подружкой. Стихотворение «Девичник»:
Заслонили ветви сиротливо Косниками мертвые жилища Словно снег, белеет коливо- Но помин небесным птахам пища. Стихотворение «Поминки»:
Любовь к родине помогла Есенину всем сердцем принять революцию. Новое предстает в символическом образе красного коня.
Есенин был один из тех русских поэтов, которые с первых дней Октября открыто вставали на сторону восставшего народа. «В годы революции- писал Есенин,- был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном.» Л.Л.Бельская пишет, что «в 1917г. В есенинскую поэзию врывается вихрь революционной бури, открывая в ней новую страницу». Поэт прощается с «прекрасной, но нездешней землей» и приветствует новую Русь,- «буйственную, «воспрянувшую»
Довольно гнить и ноять, И славить взлетом гнусь- Уж смела, стерла деготь Воспрянувшая Русь. Уж повела крылами Ее немая крепь С иными именами Встает иная степь.
В 1917-1918 годах дыхание грозы коснулось и стихотворений Есенина о, полных тончайшего проникновения к миру русской природы. Я по первому снегу бреду, В сердце ландыши вспыхнувших сил. Хороша ты, о белая гладь! Греет кровь мою легкий мороз! Так и хочется к телу прижать Обнаженные груди берез.
Слышите ль? Слышите звонкий стук? Это грабли зари по пущам. Веслами отрубленных рук Вы гребетесь в страну грядущего. Плывите, плывите в высь! Лейте с радуги крик вороний! скоро белое дерево сронит Головы моей желтый лист. В стихотворения 1919 года начинают звучать трагические мотивы:
В 1920 году С. Есенин пришел к выводу о том, что реальный социализм умерщвляет все живое. Из его лирики ушли темы революционного преображения России, появились мотивы утекания, отрешенности от современности. В 20-е годы Есенин сумел сохранить в своих стихах для будущего красоту родной природы, и вместе с тем сумел смело заглянуть в будущее «стальной России». Главным и великим мотивом, объединяющим лирику последних лет, становится тема любви и верности родине. Любовь к малой родине- это основа и подлинного патриотизма и нравственности.
В 1924 году Есенин пишет стихотворение «Русь бесприютная». В стихотворении он пытается осознать себя через связь с бездомными, страдающими. Но есть на этой Горестной земле, Что всеми добрыми И злыми позабыты. Мальчишки лет семи- восьми Снуют средь штатов без призора, Бестелыми корявыми костями Они нам знак Тяжелого укора. Есенин открыто занимает позицию обездоленных:
В стихотворении «Спит ковыль. Равнина дорогая» поэт как бы вопреки всему заклинает: Все равно остался я поэтом Золотой бревенчатой избы.
В 1925 году в стихотворении «Неуютная жидкая лунность» Есенин снова возвращается к теме России, но подходит к ней совершенно иначе. Здесь вдруг проявляются ноты, не свойственные Есенину до той поры: Равнодушен я стал к лачугам, И очажный огонь мне не мил, Даже яблонь весеннюю вьюгу я за бедность полей разлюбил. «Равнодушен», «не мил», «разлюбил»- вот слова, которые теперь выражают отношение поэта к родной стране.
Гой ты, Русь, моя родная, Хаты - в ризах образа... Не видать конца и края - Только синь сосёт глаза. Как захожий богомолец, Я смотрю твои поля. А у низеньких околиц Звонно чахнут тополя. Пахнет яблоком и мёдом По церквам твой кроткий Спас. И гудит за корогодом На лугах весёлый пляс. Побегу по мятой стёжке На приволь зелёных лех , Мне навстречу, как серёжки, Прозвенит девичий смех. Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» - Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы к уроку по творчеству А. С. Есенина. "Букет лирики Есенина"
Данный материал представляет собой конспект урока, презентацию, материалы для анализа учащихся. Целесообразно сипользовать на уроках по изучению творчества Есенина в 11 классе....
«Поющее сердце России».(Урок-литературное кафе по лирике Есенина)
На этом нестандартном уроке литературы у учителя есть возможность обобщить изученный материал по лирике Сергея Есенина, научить учеников проводить анализ стихотворного текста, работать с критической и...
Конспект урока краеведения "Лирика Есенина"
Разработка урока с презентацией...
ЛИТЕРАТУРА Урок- исследование_Изография в лирике Есенина_ 9 класс
Цель урока: выяснить роль художественных средств и цветописи в создании образа Родины в лирике С.А.Есенина. Задачи: образовательные: - организовать поисково-исследовательскую деятельность в работ...
Ранняя лирика Есенина
Лирика С.Есенина...
Разработка урока литературы "Тема дома в лирике Есенина" с презентацией 6 класс
Разработка урока с презентацией...
Презентация к уроку по литературе "Анализ лирического произведения на примере любовной лирики Есенина "
Презентация к уроку по литературе "Анализ лирического произведения на примере любовной лирики Есенина "...