Любовный конфликт комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему
Урок-блок предполагает рассмотрение развития любовного конфликта комедии от действия к действию:начиная с первого-завязки. через2-3развитие, к 4 действию-развязке конфликта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_9_klass.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы 9 класс
(увертюра к уроку) сценка-ситуация конфликта
Тема: Любовный конфликт комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
Цель:
Анализ возникновения, развития и развязки любовного конфликта комедии обучающая: способствовать выработке своей точке зрения на произведение , которая будет в итоге зафиксирована в сочинении.
развивающая: умение инициировать учебное взаимодействие с учителем и одноклассниками – вступать в диалог ,задавать вопросы, выдвигать и отстаивать свою точку зрения ; навыки делового партнерского общения , монологической и диалогической речи ,артистические умения. воспитывающая: воспитание толерантности в классе.
Задачи:
1. найти и обосновать завязку, развитие, развязку любовного конфликта
2. работать с текстом комедии
3. уметь вычленять в видеофильме элементы развития и развязки любовного конфликта.
4. развивать умение анализировать отдельные эпизоды комедии
5. развивать творческое воображение учащихся
6. уметь систематизировать материал, обобщать, делать выводы
Ход урока :
1.Формулировка темы урока
После просмотра увертюры вопрос классу:
- Что было перед нами?
- Конфликт
- Что такое конфликт? (на доске открываем)
2.Формулировка проблемы урока
Закрыта последняя страница комедии. Теперь попытаемся разобраться в пружине, которая двигает действие пьесы. Пружина эта – конфликт. Давайте, исходя из определения понятия «конфликт» и увертюры к уроку, сформулируем тему нашей работы.
«Завязка, развитие, развязка любовного конфликта комедии Грибоедова «Горе от ума»
Конфликт является основной пружиной, источником напряжения литературного произведения, обеспечивающим развитие сюжета.
3.Аналитическая работа с текстом произведения
Чтобы вычленить этапы конфликта, обратимся к тексту
Действие первое – завязка конфликта
- С какими словами входит Чацкий?
- Какая характеристика предшествует появлению Чацкого?
- Совпадают ли его эмоции с состоянием Софьи?
- Что Чацкий вспоминает из детства?
- Что вспоминает и над чем смеется Чацкий?
-Как реагирует София?
-Что задело Софью? В чем завязка любовного конфликта? ( Насмешки над Молчалиным , образовался любовный треугольник )
Охарактеризуем участников треугольника.
Итак , завязка найдена.
Действие второе , третье- развитие конфликта ( видеофрагмент )
Чацкий пытается узнать – нет ли тут жениха какого ?
- Какие характеристики Молчалину и Скалозубу дает Чацкий?
- Что София ценит в Молчалине?
-Какие выводы из слов Софии о Молчалине дает Чацкий?
- Почему Чацкий не понимает ,что София любит Молчалина?
- Чацкий хочет добиться признания Софии. Что из этого получается?
Действие четвертое – развязка ( видеоролик )
В чём комизм и трагизм этой сцены?
В чём здесь Грибоедов отходит от канонов классицизма?
Какие качества в этой сцене обнаруживает Молчалин?
Почему Молчалин не любит Софью?
Какие заветы он получил от отца?
Какие качества в этой сцене проявляет Софья?
Как вы понимаете фразу Чацкого «Молчалин блаженствую на свете»
Вывод: прозревший Чацкий стремится вон из Москвы
У каждого из героев остается свой «мильон терзаний»
-Какой у каждого из героев?
В первой четверти 19в. Одна из основных сюжетных комедийных схем – история борьбы двух претендентов на руку одной девушки. Один их них , пользуясь благосклонностью родителей девушки , оказывается персонажем отрицательным, наделенным каким-то протоками , а другой добивается любви за счет своих душевных качеств. Его моральное превосходство над щеголем приводило к тому, что симпатии родителей тоже переходили на его сторону. В итоге добродетель – положительный герой – торжествовал, а порок – отрицательный герой – изгонялся.
Согласны ли вы ,что в комедии «Горе от ума» место традиционного отрицательного героя в сюжете занимаете Чацкий, а положительного – Молчалин?
Докажите свою точку зрения, приводя цитаты из текста.
Б.Голлер в статье «Драма одной комедии» писал: «Грибоедов не хуже своих критиков, знал, как должна себя вести барышня из общества … Поведение барышни судили весьма строго … Барышню, нарушившую запреты, ожидал разрыв с обществом … И когда мы слышим первые слова Софьи в пьесе … мы должны представить себе, сто эта девица ходит по лезвию ножа! Что на самом деле в доме Фамусовых бунт. Против привычной морали … Но какое действие, происшествие выдвигает автор как зачин всех прочих событий пьесы? … Единственное, любовь этой девушки …»
Что за бунт устроила Софья и кого же все – таки она любит? Как по-вашему , любовь Софьи – подлинное чувство или стремление осуществить свой «бунт против морали?»
И.А.Гончаров в статье «Мильон терзаний» писал : « Сам Грибоедов приписал горе Чацкому его уму, а Пушкин отказал ему вовсе в уме ( «… Все, что он говорит, очень умно. Но кому говорит он все это? …» ). Но Чайкий – положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием … Только личное его горе произошло не от одного ума, а более от других причин …»
О каких причинах, с вашей точки зрения, можно говорить в связи с «горем» Чацкого – в чем это «горе», в чем причина терзаний героя? (обратитесь к любовной линии произведения).
Соответствие урока поставленным целям
- обучающие : ученики работали литературным материалом, отвечая на поставленные вопросы перед ними вопросы, затем, сформулировав свое видение проблемы и отношение к ней, высказывали свое видение проблемы, отстаивая свою точку зрения. Текст комедии прочитан всеми учащимися, что позволило им, выслушать друг друга, вступить в диалог, задать вопросы и в итоге выработать свое мнение на поставленные перед ним проблемы.
- развивающие: работая с материалом, ответы ученики кратко записывали, что помогло им целостно представить картину, сформировать свое отношение к ней, обосновывая и отстаивая свою точку зрения. Самостоятельная работа помогла развитию навыков делового партнёрского общения – ребята общались, вступали в диалог, отстаивали свою позицию. Тем самым совершенствовались внимание, связанная речь.
- воспитывающая: дискутируя, ребята всё же прислушивались к чужому мнению, с чем-то соглашались, уважительно относились к чужому мнению, в спорных моментах на выручку приходил учитель. Так достигались на уроке «толерантные» цели.
Таким образом, поставленные цели достигнуты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Раздаточный материал к уроку литературы "Развитие социального и любовного конфликта в комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума"
Раздаточный материал представляет собой план-опрос по тексту комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума". Предложенные вопросы помогут учащимся проанализировать основные моменты комедии, сделать итоговые в...
"К Вам Александр Андреич Чацкий" (анализ 1 действия) Завязка любовного конфликта в пьесе А. Грибоедова "Горе от ума"
На уроке рассматривается общественный и любовный конфликт в пьесе, определяется место первого действия в сюжетно-композиционной структуре произведения А. Грибоедова "Горе от ума"...
"К Вам Александр Андреич Чацкий" (анализ 1 действия) Завязка любовного конфликта в пьесе А. Грибоедова "Горе от ума"
На уроке рассматривается общественный и любовный конфликт в пьесе, определяется место первого действия в сюжетно-композиционной структуре произведения А. Грибоедова "Горе от ума"...
"К Вам Александр Андреич Чацкий" (анализ 1 действия) Завязка любовного конфликта в пьесе А. Грибоедова "Горе от ума"
На уроке рассматривается общественный и любовный конфликт в пьесе, определяется место первого действия в сюжетно-композиционной структуре произведения А. Грибоедова "Горе от ума"...
Любовный конфликт комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"
Урок-блок предполагает рассмотрение возникновения, развития и развязки любовного конфликта комедии.Увертюрой к уроку служит смоделированная учителем конфликтная ситуация как переход к теме урока....
«Философская проблематика пьесы М. Горького «На дне». Социальный и любовный конфликт пьесы.
laquo;Философская проблематика пьесы М. Горького «На дне». Социальный и любовный конфликт пьесы.Цель: углубить представление учащихся о драматургическом произведении, помочь учащимся разо...
«Век нынешний» и «век минувший». Нравственный конфликт комедии или Спор длиною в жизнь (по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)
Цель урока: понимание причин неизбежного в любое время столкновения передового человека с миром «негодяев знатных», низкопоклонников и лицемеров.Задачи урокаОбучающие:...