Это интересно...
занимательные факты по литературе по теме
Материл, которым можно воспользоваться..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок- игра по сказкам А.С. Пушкина | 22.96 КБ |
Внеклассное мероприятие, посвященное Дню русского языка | 140.3 КБ |
презентация к внеклассному мероприятию | 65.25 КБ |
Живой Пушкин | 86.74 КБ |
Предварительный просмотр:
«Что за прелесть, эти сказки!» (Урок – игра)
Оформление:
- Портрет Пушкина
- Выставка книг
- Иллюстрации учащихся к сказкам
Ход урока
Слово учителя
- Ребята, сегодня мы с вами попутешествуем в замечательный мир сказки А. С. Пушкина. (Обращается к портрету поэта) Наш урок называется «Что за прелесть, эти сказки!» Это слова самого Александра Сергеевича. Так он говорил о сказках, которые ему рассказывала Арина Родионовна.
- Кто такая была Арина Родионовна?
- Как её фамилия?
С младенчества няня лелеяла Сашу. Благодаря Арине Родионовне он окунулся в мир волшебных народных сказок, старинных былей и небылиц, которые она замечательно рассказывала.
Вот как он вспоминал её после:
… в вечерней тишине
Являлась ты весёлою старушкой,
И надо мной сидела в шушуне,
В больших очках и с резвою гремушкой.
Ты, детскую качая колыбель,
Мой юный слух напевами пленила
И меж пелён оставила свирель,
Которую сама заворожила.
Пушкин заслушивался сказками няни и позже, когда ему было уже 25 лет и он был сослан в Михайловское.
Часто в долгие зимние вечера, когда за окном бушевала метель, в печной трубе гудел ветер, когда Пушкину было особенно одиноко, поэт приходил к няне в светёлку. Здесь всё было простое, русское, деревенское, уютное. «Вечером слушаю сказки моей няни, она единственная моя подруга и с нею только мне не скучно.»
Ученик читает «Зимний вечер»
От Арины Родионовны Пушкин услышал впервые и про избушку на курьих ножках, и «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях»
Семь сказок записал поэт со слов няни в свою специально заведённую тетрадь
Пленительные старинные предания и былины, рассказанные няней, уводили в мир чудесных превращений. Став поэтом, Пушкин расцветил их своей чудесной поэтической фантазией.
Сказки Арины Родионовны получили новое воплощение. Композиторы положили их на музыку.
Звучит увертюра к опере «Руслан и Людмила». Ученица читает отрывок «У лукоморья дуб зелёный»…
Трогательная забота няни чувствуется в каждой строке её писем к Пушкину, которые он бережно хранил. 6 марта 1827 года Арина Родионовна диктует письмо к своему любимцу в Петербург:
Любезный мой друг Александр Сергеевич… Ваше обещание к нам побывать летом меня очень радует. Приезжай, мой ангел, к нам в Михайловское, всех лошадей на дорогу выставлю.»
Пушкин посвятил ей не одно стихотворение. Например, стихотворение «Няне»
Ученица читает стихотворение «Няне»
А другой поэт, уже современный, Николай Доризо, тоже захотел отблагодарить няню поэта в своих стихах
Ученик читает стихотворение:
Всё было мудро предназначено
Судьбой – и сказки и былины.
Его сама Россия нянчила
Руками крепостной Арины.
В светелке – теплота перинная,
Свеча устало догорала,
И пеня русская, старинная
Его, младенца, пеленала…
Когда я в бронзе вижу Пушкина,
Стоящего в плаще крылатом,
Живое личико старушкино
Всегда мне видится с ним рядом,
Трудилась, господа не гневала,
Жила, как все. Вставала рано.
Но без неё, быть может, не было б
У нас Людмилы и Руслана.
Хотя о нас она не грезила,
Когда с хитринкой, по-крестьянски,
То вдруг задумчиво, то весело
Ему рассказывала сказки.
Водила в сутолоке рыночной
На праздники народных зрелищ,
В душе звала сынком, кровиночкой,
А вслух – лишь Александр Сергеевич.
С ним вы, Арина Родионовна,
В веках остались неразлучно.
Святое слово – слово «родина»
Так с вашим именем созвучно.
Игра
Сегодня вы, ребята, вспомните, что знаете о сказках Пушкина, а, может быть, узнаете и что-нибудь новое.
У нас, как всегда, три команды: А, Б, В.
Нашу игру судят учащиеся 10и класса.
Каждая команда выберет себе капитана.
Конкурс первый – Угадай сказку
Каждой команде я сейчас зачитаю отрывок из «Волшебных известий», а вы угадайте, о какой сказке идёт речь.
- Торговая фирма «Пальмира» предлагает импортные товары: соболя, черно-бурые лисицы, донские жеребцы, чистое серебро, злато. И всё это по доступным ценам! «Пальмира» ждёт вас! («Сказка о царе Салтане»)
- Тем, кто интересуется жилплощадью! Всего за 5 тысяч сдаю на лето горницу в аренду. В горнице имеются: кругом лавки крытые ковром, под свечами стол дубовый, печь с лежанкой изразцовой. «Сказка о мёртвой царевне»
- Школа целителей и экстрасенсов проводит ежемесячные платные курсы. Излечиваются такие заболевания, как: укусы правого и левого глаза, волдыри на носу. «Сказка о царе Салтане»
Конкурс второй – Разминка.
За каждый правильный ответ команда получает один балл.
- Сколько жили старик со старухой у самого синего моря? (тридцать лет и три года)
- Какими словами извещал петушок царя Дадона о том, что опасности для царства-государства нет? (Кири-ку-ку, царствуй, лёжа на боку)
- Какими словами бранила старуха своего старика в «Сказке о рыбаке и рыбке»? (Дурачина ты, простофиля)
- Какая сказка заканчивается словами: «Сказка – ложь, да в ней – намёк, добрым молодцам урок»? («Сказка о золотом петушке»)
- Какую песню пела белка в «Сказке о царе Салтане»? («В саду ли, в огороде»)
- Как полностью называется «Сказка о царе Салтане»? («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном Гвидоне и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)
Конкурс второй – капитанов.
Предлагаю выйти капитанам с книгой «Сказка о царе Салтане». Найдите повторы в сказке. Время – три минуты.
А мы пока посоревнуемся дальше. Следующий конкурс – Сказочный предмет.
Я по очереди для каждой команды выну из коробки предмет. Ваша задача – назвать сказку, в которой встречается такой предмет. За каждый правильный ответ – 1 балл.
- Яблоко – «Сказка о мёртвой царевне…»
- Зеркало – «Сказка о мёртвой царевне…»
- Орех – «Сказка о царе Салтане»
- Верёвка – «Сказка о попе и работнике его Балде»
- Мешок – «Сказка о золотом петушке»
- Прялка – «Сказка о рыбаке и рыбке»
А теперь конкурс сказочных героев. Дома вы должны были представить героя сказки Пушкина. Давайте попробуем угадать.
Ребята представляют своих героев, а жюри оценивает мастерство, интересный рассказ по пятибалльной системе.
Конкурс капитанов закончился. Представьте свою работу. Жюри за каждый найденный повтор ставит один балл.
Следующий конкурс – восстановить текст. Сейчас мы узнаем, насколько вы точно знаете сказки Пушкина. Приглашаются капитаны. Вот вам одинаковый текст из одной из сказок Пушкина. Ваша задача – на месте пропусков вписать нужные слова. За каждое правильно вписанное слово – 1 балл.
Постой, -
Отвечает ветер ___________________ , -
Там, за речкой ______________________
Есть __________________ гора,
В ней _____________________ нора,
В той норе, во тьме __________________________ ,
Гроб качается __________________________
На цепях между столбов.
Не видать ничьих следов
Вкруг того __________________ места,
В том гробу твоя невеста.
А теперь, пока жюри подсчитывают баллы, мы с вами посмотрим инсценировку из сказки Пушкина, которую поставили девочки.
Жюри подводит итоги игры.
Я думаю, что всем было сегодня интересно на уроке. Мы вспомнили сказки Пушкина, которые вы знаете с детства, узнали много интересного о жизни Арины Родионовны, посоревновались, и в выигрыше сегодня все.
Предварительный просмотр:
УРОК ПО ТЕМЕ «ДЕНЬ РУССКОГО ЯЗЫКА»
Оформление кабинета
1) Кирилл и Мефодий
2) Михаил Васильевич Ломоносов
3) Александр Пушкин
Задачи урока:
1. Познавательные:
а) повторить усвоенные прежде сведения о родном языке;
б) расширить и углубить сведения о русском языке.
2. Практические:
а) сформировать навык составления связного текста на заданную тему.
3. Общепредметные:
а) воспитывать интерес к родному языку, языковую личность учащегося, моральные качества школьников, эстетическое восприятие ими высказываний о родном языке;
б) развивать логическое мышление, память, устную и письменную речь, эмоции, способности;
в) формировать умение самостоятельно находить информацию при обращении к справочной литературе и навыки продуктивной интеллектуальной работы учащихся.
Ход урока
1.Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя. Добрый день, ребята. Сегодня наше занятие приурочено ко Дню русского языка, который празднуется ежегодно 6 июня. Мы поговорим о роли языка в жизни каждого человека, о значении русского языка в России и в мире.
3. Основная часть
1) Значение языка в жизни человека (работа со словарем, беседа).
Учитель. Слово "язык" многозначно. Мы говорим: "положить таблетку под язык", "говяжий язык", "язык колокола" и т.д. Найдите то значение слова "язык", которое употребляется в словосочетании "русский язык".
[Ученик. "Система словесного выражения мыслей, обладающая определённым звуковым и грамматическим строем и служащая средством общения людей. Древние языки. Французский я. История языка. Мёртвые языки"]
Учитель. Зачем нужен человеку язык?
[Ученик. Чтобы выражать свои мысли, эмоции, обмениваться информацией, решать проблемы, получать знания]
Учитель. В качестве домашнего задания вы должны были прочитать легенду о знаменитом баснописце древней Греции Эзопе, который был рабом мыслителя Ксанфа. Кто готов пересказать ее содержание?
[Ученик. Однажды философ Ксанф попросил Эзопа приготовить лучшее для гостей, и Эзоп принес блюда из языков, объяснив это так:
«Ты велел купить лучшее. А что на свете может быть лучше языка? С его помощью строятся города, развивается народная культура. С помощью языка мы постигаем науки и приобретаем знания, объясняемся друг с другом, решаем разнообразные вопросы, можем просить, приветствовать, мириться, отдавать, приобретать, выполнять просьбы, выражать радость, ласку, вдохновлять на подвиги, объясняться в любви. Поэтому следует считать, что нет ничего лучше языка».
А в другой раз Ксанф попросил, чтобы Эзоп купил к обеду худшее. И Эзоп вновь отправился покупать языки. Все удивились этому, а он объяснил это так:
«Ты велел мне отыскать худшее. А что на свете хуже языка? С помощью языка люди огорчают друг друга и разочаровываются, могут лицемерить, лгать, хитрить, ругаться. Язык может сделать друзей врагами, может спровоцировать войну, он приказывает крушить города и нередко целые страны, он вносит в нашу жизнь зло и горе. Может ли быть что-нибудь хуже языка?»]
Учитель. О каких свойствах языка говорит эта легенда?
[Ученик. Язык - средство, которое может использоваться во благо (для развития науки, получения знаний, выражения радости, признания в любви) или во зло (для лжи, лицемерия, ссор, выражения ненависти). Это уже зависит от человека]
Учитель. Сколько языков существует в мире?
[Ученик. На Земле насчитывается более 7000языков. Это живые и мертвые языки]
2) Русский язык в системе языков (работа с генеалогической классификацией языков)
Рис. Индоевропейская семья языков
Учитель. Вы, вероятно, знаете о том, что существует генеалогическая (родословная) классификация языков по имеющимся между ними родственным связям. А кто знает, к какой языковой семье относится русский язык?
[Ученик. Индоевропейская семья]
Учитель. Индоевропейская языковая семья является самой многочисленной и объединяет примерно сотню языков. Посмотрите на генеалогическое древо и ответьте на вопрос: какие из перечисленных языков: азербайджанский, английский, армянский, итальянский, литовский, немецкий, румынский, сербский, финский, чешский, шведский, эстонский – родственны русскому?
[Ученик. Английский, армянский, итальянский, литовский, немецкий, румынский, сербский, чешский, шведскийродственны русскому. Все эти языки, в том числе и русский, относятся к индоевропейской языковой семье. Не являются родственными русскому языки: финский, эстонский (финно-угорские языки), азербайджанский (тюркские языки)].
Учитель. На какие три группы делятся славянские языки?
[Ученик. Южнославянские, западнославянские, восточнославянские].
Учитель. В какую группу славянских языков входит русский язык?
[Ученик. В восточнославяскую, вместе с украинским и белорусским].
Учитель. Прослушаем несколько фрагментов. Попробуйте угадать, что это за язык [звучат фрагменты на украинском и белорусском языках]. Почему нам понятно, о чем говорят люди?
[Ученик. Потому что это самые близкие русскому языки]
3) Сведения о русском языке (викторина)
Учитель. Вы учитесь в 9 классе, а значит, довольно много уже знаете о русском языке. Давайте попробуем проверить это. Для этого необходимо разделиться на 2 команды. Каждая выберет лидера, который будет вытягивать вопрос викторины и выбирать ответ из тех, которые предложит команда.
Вопросы:
- С каким человеком связано празднование Дня русского языка и почему? (6 июня - день рождения Александра Пушкина)
- Алексей Толстой писал в 1934 году: «Русский язык должен стать мировым языком. Настанет время (и оно не за горами) – русский язык станут изучать по всем меридианам земного шара». Сбылись ли слова Толстого? (Да, русский язык является мировым: на нем говормт свыше 250 000 000 человек, он занимает 5 место в мире)
- Кто создал славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий)
- Когда появилась первая печатная книга на Руси и как она называлась? (В 1563 году первопечатниками на Руси стали Петр Мстиславцев и Иван Федоров. Самым первым, точно датированным печатным изданием стала книга "Апостол", которая, в те времена, считалась основным учебником для изучения духовенства)
- Назовите фамилию великого русского учёного, создавшего «теорию трёх штилей» (Ломоносов)
- Сколько букв в кириллице было до Петра I? (43 буквы, при Петре I алфавит сократили до 36 знаков)
- Какие буквы придумали в XVIII веке для звуков, не существовавших в Старославянском языке? (в 18-м веке для звуков, не существовавших в старославянском, появились буквы: й – в 1735 г., ё – в 1797 г.)
- Кто из писателей впервые использовал букву «ё» в своих произведениях? (Букву ё впервые использовал писатель Н.М.Карамзин, автор «Истории государства Российского»)
- Что значит слово «азбука»? (Слово АЗБУКА составлено из первых славянских букв – аз и буки. Оно имеет несколько значений. Во-первых, это совокупность букв, принятых в данной письменности и расположенных в определенном порядке. Во-вторых, система условных знаков)
- Кто автор высказывания: «Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с Богом, французским – с друзьями, немецким – с неприятелем, италианским – с женским полом говорить прилично… Но если бы он российскому был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашёл бы в нём великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность италианского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков» (Ломоносов).
- Что общего между словами «азбука» и «алфавит»? (Слово «алфавит» составлено из названий тех же первых букв по-гречески «альфа» и «бета», в ином произношении «вита».)
- Одна из славянских азбук, ставшая основой русского алфавита? (Кириллица).
- Когда возникла письменность у славян? (9 век н.э., 863год).
- Сколько букв в глаголице? (40 букв).
- Сколько букв в кириллице? (43 буквы).
- Сколько букв в современном алфавите? (33 буквы).
4) Закрепление знаний (презентация)
1 слайд
«Международное значение русского языка».
2 слайд
Современный русский язык сложился из множества восточнославянских диалектов и церковнославянского языка (старославянского языка).
3 слайд
Оба эти языка принадлежат к индоевропейской языковой системе. Предположительно в 3 тысячелетии до нашей эры в индоевропейской языковой системе выделился протославянский диалект, который во 2 тысячелетии до нашей эры трансформировался в праславянский язык.
В 6 – 7 веках нашей эры он распался на три группы: восточную, западную и южную.
4 слайд, 5 слайд
В 9 веке нашей эры Святые Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку.
6 слайд
На основе восточнославянского языка в 14-15 веках сложились русский, украинский и белорусский языки.
Современный русский язык сформировался примерно на рубеже 17-18 веков.
7 слайд
Сегодня русский язык – один из восточнославянских языков наиболее распространённых по количеству говорящих и по количеству стран языков мира, национальный язык русского народа, основной язык международного общения в Центральной Евразии, в Восточной Европе, в странах бывшего Советского Союза, один из рабочих языков ООН. Является самым распространённым языков Европы.
5) Подготовка к написанию сочинения по высказыванию «Нам дан во владение самый богатый, меткий и поистине волшебный русский язык» (К. Паустовский)
Учитель. В чем проявляется богатство языка на лексическом, синтаксическом и т.д. уровнях? Какие средства художественной выразительности вам известны?
4. Подведение итогов
Домашнее задание. Написать сочинение по высказыванию Константина Паустовского «Нам дан во владение самый богатый, меткий и поистине волшебный русский язык»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Современный русский язык сложился из множества восточнославянских диалектов и церковнославянского языка (старославянского языка).
Оба эти языка принадлежат к индоевропейской языковой системе. Предположительно в 3 тысячелетии до нашей эры в индоевропейской языковой системе выделился протославянский диалект, который во 2 тысячелетии до нашей эры трансформировался в праславянский язык. В 6 – 7 веках нашей эры он распался на три группы: восточную, западную и южную.
В 9 веке нашей эры Святые Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку.
На основе восточнославянского языка в 14-15 веках сложились русский, украинский и белорусский языки. Современный русский язык сформировался примерно на рубеже 17-18 веков.
Сегодня русский язык – один из восточнославянских языков наиболее распространённых по количеству говорящих и по количеству стран языков мира, национальный язык русского народа, основной язык международного общения в Центральной Евразии, в Восточной Европе, в странах бывшего Советского Союза, один из рабочих языков ООН. Является самым распространённым языков Европы.
Предварительный просмотр:
«Живой Пушкин»
Дантес и А. С. Пушкин
Французский кавалергард, приёмный сын нидерландского посланника в Петербурге барона Луи Геккерна, познакомился со своей ровесницей Натальей Николаевной Пушкиной, женой поэта, в 1835 в Аничковом дворце. В глазах светского общества Дантес-Геккерен, красивый блондин, предстал блестящим молодым офицером, влюблённым в красавицу-жену ревнивого мужа Анонимные письма и первый конфликт (ноябрь 1836) Придя к выводу об авторстве Геккерна, Пушкин немедленно послал Дантесу вызов на дуэль. Через неделю после вызова Жорж Дантес сделал предложение Екатерине Гончаровой — сестре Натальи Николаевны и, соответственно, свояченице Пушкина. Пушкин был вынужден отозвать свой вызов. Но Пушкин отказывался иметь какие-либо сношения с Дантесом и Геккереном, что задевало их обоих и приводило к дальнейшему обострению отношений.
Екатерина Гончарова
Считается, что поводом к дуэли послужила казарменная острота Дантеса, сказанная им Наталье Николаевне 23 января на балу у гр. Воронцовой и услышанная многими: «Je sais maintenant que votre corps est plus beau que celui de ma femme» («Теперь я знаю, что Ваше тело красивее, чем тело моей жены»). Уже в это время Дантесу пришлось жениться на Екатерине, чтобы избежать дуэли. Дело в том, что у Екатерины Николаевны, ставшей женой Дантеса 13 дней назад, и у ее родной сестры, Натальи Николаевны Пушкиной, был один и тот же мозольный оператор, а по-французски слова «cor» («мозоль») и «corp» («тело») звучат совершенно одинаково.
Условия дуэли
Вторая дуэль
Однако уничижительное письмо Пушкин послал не оскорбителю, а его приемному отцу. Почему? И почему вызов на дуэль был послан не Геккереном, кому Пушкин адресовал свое письмо, а Дантесом? Потому что он считал, что Дантес достаточно наказан, женившись на нелюбимой им Екатерине. А во-вторых, потому что считал Геккерена главным своим обидчиком и автором анонимных писем.
Второй вызов
Однако конфликт между Пушкиным и Геккернами не был исчерпан, и вскоре после брака Дантеса с Екатериной началось распространение в свете слухов и шуток по адресу Пушкина и его семьи. 26 января (7 февраля) 1837 Пушкин отправил Геккерну-отцу письмо, где, чрезвычайно резко характеризуя как отца, так и приёмного сына, он отказал им от дома. Пушкин знал, что письмо носит явно оскорбительный характер и приведёт к новой дуэли. В тот же день Луи Геккерен через секретаря французского посольства виконта д'Аршиака письмом объявил Пушкину, что от его имени Дантес делает ему вызов.
Дуэль
Секундантом Пушкина был его лицейский товарищ подполковник К. К. Данзас, секундантом Дантеса — сотрудник французского посольства виконт д’Аршиак. Условия дуэли, по настоянию Пушкина, были смертельными и не оставляли шанса уцелеть обоим противникам: барьер отделял врагов едва на десять шагов, стрелять разрешалось с любого расстояния на пути к барьеру.
27 января (8 февраля) под Петербургом в перелеске близ Комендантской дачи состоялась дуэль, на которой Пушкин был смертельно ранен в живот. Ответным выстрелом Пушкин легко ранил Дантеса в правую руку. Раненый Пушкин был повезён с места дуэли на санях извозчика; а у Комендантской дачи пересажен в карету, которую послал старший Геккерен
Смертельное ранение Пушкина
Пушкина с места дуэли привезли домой, на набережную реки Мойки, дом 12. Рана оказалась смертельной: поэт прожил два дня. Несмотря на усилия врачей под руководством Н. Ф. Арендта скончался 29 января (10 февраля) 1837 года в 14:45. Могли ли врачи спасти
А. С. Пушкина? Рана был смертельной. Пробит живот, а пуля засела в пояснице. В то время не было ни антибиотиков, ни анестезии, кроме опиума. Даже после смерти не удалось извлечь пулю. У постели Пушкина собрался целый консилиум: придворный врач Арендт, друг Пушкина В. И. Даль – составитель знаменитого словаря и врач, домашний врач Спасский. Все пришли к выводу, что спасти Пушкина нельзя. Горят, что спасти его мог бы молодой ещё тогда Пирогов, но его, конечно, к постели Пушкина не пригласили.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интересные факты из жизни известных картин
Все знать невозможно. Но кое-что так интересно!...
Факультативный курс "Функция: просто, сложно, интересно".
Курс «Функция: просто, сложно, интересно» позволяет углубить знания учащихся по истории возникновения понятия, по способам задания функции, их свойствам, а также раскроет перед школьниками новые знан...
Элективный курс Функция просто, сложно, интересно
Курс «Функция: просто, сложно, интересно» позволит углубить знания учащихся по истории возникновения понятия, по способам задания функций, их свойствам, а также раскроет перед школьниками...
Это интересно.
Интересное в мире биологии....
В мире интересного "О математике"
Интересные факты...
«Мы интересны друг другу потому, что мы разные»
Цели и задачи: •Ввести и закрепить определение термина "толерантность”, углубить понимание его значения. •Сформировать представление о толерантном отношении. •Используя различные упражнения,...
Результаты Всероссийского конкурса «Мой лучший урок» «Интересно учителю – Интересно ученикам», издательство «Просвещение»
Результаты Всероссийского конкурса «Мой лучший урок» «Интересно учителю – Интересно ученикам», издательство «Просвещение»http://www.school-russia.prosv....