Литературный бал
план-конспект занятия по литературе (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Бал литературных героев
- Добрый вечер, дамы и господа! Начинаем наш бал литературных героев. Добро пожаловать (классы)…!
(выход участников под музыку)
- Бал – это совершенно особенное событие в жизни человека 19 века. Для юной девушки, которую только начинали вывозить, это повод для волнений – там её увидят в красивом бальном платье, и будет много света, и она будет танцевать, и тогда все узнают, какая она лёгкая, грациозная.
- К балу готовятся – ведь это целый спектакль, который при строгой построенности допускает массу вариантов, неожиданных оборотов, и чем дальше длится это волшебное время, тем больше свободы.
«Верней нет места для признаний
И для вручения письма,»- замечает поэт.
- Бальный сезон начинался поздней осенью и разгорался зимой, когда столичные дворяне возвращались из своих усадеб, а дворяне поместные, окончив полевые работы, целыми обозами тащились в Москву со своими дочерьми – на «ярмарку невест».
- Каким же танцем открывался бал? ( Полонезом, т.е. польским танцем, который сменил менуэт, царивший в Европе до Французской революции).
- Этот порядок надолго остался в России – в 1858 году Теофиль Готье присутствовал на балу в Зимнем дворце и так описал его:
«В России балы при дворе открываются полонезом. Это не танец, а нечто вроде процессии, имеющий свой ярко выраженный колорит. Присутствующие теснятся по сторонам, чтобы середину бального зала, где образуется аллея из двух рядов танцующих. Когда все занимают свои места, оркестр играет музыку в величественном и медленном ритме, и процессия начинается. Её ведёт император, дающий руку княгине или даме, которой он желает оказать честь. За императорской семьёй шли офицеры высшего состава армии и охраны дворца, высшие должностные лица, каждый из которых подавал руку даме».
- А ещё какие бальные танцы вы знаете? ( вальс, мазурка, котильон (род кадрили))
- Однообразный и безумный,
Как вихорь жизни молодой,
Кружится вальса вихорь шумный;
Чета мелькает за четой.
2. Вальс
3. Парад литературных героев.
- Тут целый мир, живой, разнообразный,
Волшебных звуков и волшебных снов,-
О этот мир, так молодо-прекрасный, -
Он стоит тысячи миров.
- Во дни веселий и желаний
Я был от балов без ума,
Верней нет места для признаний
И для вручения письма.
Люблю я бешеную младость,
И тесноту, и блеск, и радость,
И дам обдуманный наряд.
- Итак, начинаем парад литературных героев. Попробуйте угадать, каких героев представляют ваши друзья.
4. Вальс с литературными героями.
5.Викторина «Ба, знакомые все лица».
А) Остёр, умён, красноречив,
В друзьях особенно счастлив. (Чацкий)
Б) Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью её румяной
Не привлекла б она очей.
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива. (Татьяна)
В) Известный человек, солидный,
И знаков тьму отличия нахватал;
Не по летам и чин завидный,
Не нынче, завтра генерал. (Скалозуб)
Г) … не красавец, но не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако же и не так чтобы слишком молод.
(Чичиков)
Д) …Его глаза
Сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен,
Он весь, как Божия гроза. (Пётр 1, «Полтава»)
Е) Услужлив, скромненький, в лице
Румянец есть, на цыпочках
И небогат словами. (Молчалин)
Ж) Лицо его не представляло ничего особенного… один подбородок только выступал очень далеко вперёд… маленькие глазки ещё не потухнули и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши… Гораздо замечательнее был наряд его… На шее у него … было подвязано что-то такое, которого никак нельзя было разобрать: чулок ли, подвязка ли, или набрюшник, только никак не галстук. (Плюшкин)
З) Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачёсанными за уши, которые у неё так и горели.
(Маша Миронова)
И) Всегда скромна, всегда послушна,
Всегда как утро весела,
Как жизнь поэта простодушна,
Как поцелуй любви мила. (Ольга Ларина)
7.Конкурс «Верните фамилии героям».
- Иван Александрович (Хлестаков)
- Артемий Филиппович (Земляника)
- Татьяна Дмитриевна (Ларина)
- Павел Афанасьевич (Фамусов)
- Александр Андреевич (Чацкий)
- Павел Иванович (Чичиков)
- Павел Петрович (Кирсанов)
- Евгений Васильевич (Базаров)
- Анна Сергеевна (Одинцова)
- Пётр Андреевич (Гринёв)
- Илья Ильич (Обломов).
8. Вальс.
9. Конкурс «Какому литературному герою принадлежат эти предметы? »
- чемодан из белой кожи (Чичикову)
- отломленная ручка кресел, рюмка с какою-то жидкостью и тремя мухами (Плюшкину)
- календарь осьмого года (дяде Онегина)
- ключ от калитки (Катерине)
10. Конкурс-викторина.
- В какие куклы играла Татьяна Ларина?
- Как звали детей Манилова? (Алкид и Фемистоклюс)
- Кого раньше называли недорослем? (молодого дворянина, достигшего 21-летнего возраста, но не поступившего на службу)
- На каком языке писала письмо Онегину Татьяна? (на французском)
- Любимое занятие Обломова. (лежание)
- Любимое женское имя Пушкина? (Марья)
- Какие крылатые выражения из литературных произведений вы можете вспомнить? (Счастливые часов не наблюдают; И дым Отечества нам сладок и т.д.)
11. Обобщение.
- Уважаемые дамы и господа! Вот и подходит к концу наш бал литературных героев.
- О, как играет музыка! Литературные герои уходят от нас, мы останемся одни, чтобы начать нашу жизнь снова. Надо жить. Надо жить.
- Музыка играет так весело, бодро, что хочется жить! О боже мой, пройдёт время, и мы уйдём навеки, нас забудут. Забудут наши лица, голоса и сколько нас было, но страдания наши перейдут в радость для тех, кто будет жить после нас, счастье и мир настанут на земле, и помянут добрым словом и благословят тех, кто живёт теперь.
- Вот и отгремела музыка, закончился бал. Надеемся, что сегодняшний вечер останется в вашей памяти надолго, потому что мы окунулись в быт пушкинской эпохи, почувствовали себя современниками наших любимых поэтов и писателей.
12. Прощальный вальс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ролевая игра Составление экскурсии по экспозиции литературного музея «Евгений Носов. Прозаик. Поэт. Художник» Литературно-исследовательский творческий проект
Предлагаю вашему вниманию описание методики работы над литературно-исследовательским проектом, посвященном творчеству писателя-земляка Е. И. Носова, который может быть реализован во внеурочное время н...
Литературно-краеведческий проект "Литературное наследие Брянщины"
Парк имени А.К. Толстого - это жемчужина нашего города. Именно здесь наиболее ярко соединились в неповторимое единство поэзия, народная мудрость и скульптура. Главная цель работы - выявить и обозначит...
"Осенний кавардак или литературные хулиганы". (Литературная гостиная)
Сознание писателя определяется его духовным отношением к быту. Отношение это может быть трагическим, лирическим, сатирическим. Такова природа искусства. Ис...
Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.
Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...
Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.
Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...
Методическое пособие по литературному краеведению к спецкурсу "Моё литературное Прикамье"
Программа спецкурса "Моё литературное Прикамье" является компонентом содержания образования в рамках культурологического подхода к экологическому образованию и воспитанию в школе № 16. Понимая экологи...
Реализация программы «Разговор о правильном питании»: формирование ценностей здоровья и здорового образа жизни на основе изучения литературных источников (литературное кафе)
Сценарий фрагмента внеклассного занятия, направленного на формирование ЗОЖ. Занятие включает: инсценирование и анализ эпизода пьесы Д.И.Фонвизина, пословицы и поговорки В.И.Даля, способствующие формир...