« Женщина на войне» ( По повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…»)
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему
Конспект урока для обучающихся II курса СПО (11 класса школы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhenshchina_na_voyne_po_povesti_vasileva_a_zori_zdes_tihie.docx | 25.26 КБ |
Предварительный просмотр:
СПБ ГБП ОУ «Ижорский Политехнический Лицей»
Урок литературы для 2 курса
Преподаватель: Преловская С.В.
УРОК ПОЛУЧЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ НА ТЕМУ: « ЖЕНЩИНА НА ВОЙНЕ» ( ПО ПОВЕСТИ Б. ВАСИЛЬЕВА «А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ…»»
Цели: показать патриотизм и героизм советских людей, проявленный в годы Вов, на примере героев повести Б.Васильева «А зори здесь тихие...»; раскрыть мужество, героизм, стойкость девушек в годы Великой Отечественной войны; создать эмоциональный настрой, соответствующий художественному материалу; вызвать личностный отклик на прочитанное произведение; рассмотреть поведение героев на войне.
Вопрос: почему у войны «не женское лицо»? (аргументировать, опираясь на повесть)
Оборудование:
- текст повести,
- видеофрагменты из фильма "А зори здесь тихие:"
- презентация
Ход урока:
1. Учитель: Хотелось бы начать наш разговор со строк известной поэтессы Юлии Друниной (эпиграф):
Я только раз видала рукопашный,
Раз - наяву и сотни раз - во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
Наш урок литературы посвящен теме "Женщина на войне в повести Б.Л.Васильева "А зори здесь тихие…". Сегодня на уроке мы попытаемся проникнуть в атмосферу военных лет. Почему проникнуть? Потому что для вас , 17-летних , Великая Отечественная война - далекая история. Мы поразмышляем о поведении героев, проследим , как Борис Васильев в своем произведении решает проблему "женщина на войне", о чем заставляет задуматься произведение.
Да, война ворвалась в жизнь наших людей внезапно, разрушив их планы, стремления.
9 мая мы отпразднуем 70-летие победы, но и сейчас еще живы ветераны той войны. Со времени окончания войны прошло уже много лет. Почему же многие писатели писали и пишут о ней?
Одним из таких произведений является замечательная повесть Б.Л.Васильева "А зори здесь тихие:". Повесть написана в 1969 году, удостоена Государственной премии СССР, а за сценарий к фильму автор получил премию Ленинского комсомола. Прошло много лет, но и сегодня это произведение вряд ли кого-то оставит равнодушным.
Вы наверное слышали эти слова: "У войны не женское лицо". Сегодня на уроке мы попробуем объяснить себе почему же это так.
2. Ученик выступает с материалами по биографии и творчеству писателя .
«Васильев Борис Львович – русский писатель и драматург, лауреат Государственной премии СССР. Васильев родился 21 мая 1924 года в Смоленске в семье офицера. Мать писателя принадлежала к дворянству. Сам он ушел на фронт еще в школьном возрасте. В 1943 году был тяжело ранен и вынуждено покинул армию.
Дебют писателя состоялся в 1954 году с выходом пьесы «Танкисты», посвященной теме послевоенной смены поколений в армии.
Вскоре он стал писать сценарии к кинофильмам. Появились фильмы «Очередной рейс» (1958), «Офицеры» (1971).
Настоящая слава пришла к Васильеву после выхода повести «А зори здесь тихие…». В 1970 году повесть появилась на сцене театра на Таганке, а в 1972 году С. Ростоцкий снял по ней фильм. Большинство книг Васильева обращено к теме войны и острым социальным проблемам. Б. Л. Васильев – лауреат многих литературных и государственных премий, а также член Союза писателей Москвы. В 2003 г. Б. Васильев удостоен премии Союза кинематографистов «Ника» в номинации «За честь и достоинство». Он скончался 11 марта 2013 года в Москве, где и был похоронен.
3. Ученик рассказывает об истории написания повести.
«Я хотел рассказать о пережитом сегодняшней молодёжи. Рассказать так, чтобы они сами словно бы прошли дорогами войны, чтобы погибшие девочки показались им близкими, понятными — их современницами. И в то же время — девочками тридцатых годов.... Замысел повести родился от «толчка памяти». На фронт я попал, едва окончив десятый класс, в первые дни войны. Точнее, 8 июля 1941 г. А 9 июля, было это под Оршей, мы, бойцы истребительного батальона, вышли на свое первое задание в лес. И вот там, среди живой зелени лесной поляны, такой мирной в своей тишине, ароматом нагретой солнцем хвои и трав, я увидел двух мертвых деревенских девчушек. Фашистские десантники убили их потому, что девочки просто увидели врага. Я потом повидал немало горя и смертей, но этих незнакомых девочек забыть никогда не мог... Сами понимаете, что от этой нестираемой с годами картины до сюжета повести — большая и сложная дистанция. Но импульс был именно здесь...» (Б.Васильев)
4. Аналитическая беседа
Учитель. Итак, повесть Б. Васильева о женщинах на войне «А зори здесь тихие...»
- Давайте вспомним, где и когда происходит действие повести? Какие события в ней описаны?
(Перед нами будни полувзвода зенитчиков на разбомбленном и потому спокойном разъезде в Карелии. Время действия повести – май 1942 года. Место - неведомый 171-й разъезд. На тихом разъезде несут службу бойцы зенитно-пулеметного батальона. Эти бойцы – девушки. Преследуя вражеских диверсантов в лесу, девушки во главе с Васковым вступают в неравный бой с фашистами: шестеро против шестнадцати. Девушек было всего пятеро: Маргарита Осянина, Евгения Комелькова, Елизавета Бричкина, Галина Четвертак, Соня Гурвич. )
ВОПРОС: Что является завязкой событий в повести? (Завязкой событий является то, что Рита, возвращаясь в часть, увидела диверсантов. Это означало, что враг уже пробрался в тыл армии и начинает создавать угрозу изнутри. Этого врага необходимо уничтожить. Старшина Васков, узнав от Риты, что диверсантов всего два человека, берется за выполнение этой задачи, просчитав , что с таким врагом он и девушки-помощницы сумеют справиться самостоятельно. Он создает группу из пяти девушек, возглавляет эту группу, и они отправляются на выполнение задачи.)
ВОПРОС: Как ведут себя девушки в трудную минуту, как погибают?
Васков и девушки-бойцы узнают, что они ошиблись: диверсантов не двое, как они предполагали, а шестнадцать человек. Тогда Васков отправляет Лизу Бричкину за помощью, т.к. самим им не справиться.- Почему именно Лизу?
- А почему такая опытная и внимательная Лиза погибает?
- Как погибает Соня?
- А Галка Четвертак? Что можно о ней сказать?
Учитель: Б. Васильев говорит: «Действительность, с которой столкнулись женщины на войне, была много труднее, чем всё, что они могли придумать в самую отчаянную пору своих фантазий. Трагизм Гали Четвертак в этом».
Учитель. Более опытными солдатами в команде Баскова были Женька Комелькова и Рита Осянина. У них были свои личные счёты с немцами.
- Почему Женя Комелькова не затаилась, не переждала, а приняла бой?
( она хотела хоть чем-нибудь помочь смертельно раненной Рите и Баскову, который должен был довести дело до конца. Она понимала, что уводя немцев в сторону от своих боевых товарищей, спасает их от верной смерти.)
- Как погибает Рита Осянина? Можно ли осудить ее за свой последний выстрел?
(Рита дважды выручает старшину. Сначала она принимает огонь на себя и получает смертельную рану, А теперь она осознаёт своё положение и положение раненого Баскова и не желает быть ему обузой. Она понимает, что он её не бросит, а с нею ему не удастся завершить их общее дело, задержать немцев, поэтому стреляет в себя.)
Погибли все девушки. А почему автор оставляет жить Васкова? Как вы к нему относитесь и как поступили бы на его месте? (Просмотр эпизода захвата фашистов Васковым)
5. Учитель. Сейчас вам необходимо, опираясь на произведение, ответить на один вопрос: «Почему у войны «не женское лицо»»? (работа в группах по несколько человек, в конце занятия ребята зачитывают итоги своих размышлений).
6. Подведение итогов урока.
Итак, сегодня мы говорили с вами о героях повести, которая носит удивительное название «А зори здесь тихие...».
Не случайно именно девушек сделал Борис Васильев героями своей повести, чтобы показать, насколько жестока война. Ведь в женщинах начало всякой жизни. Убийство женщин - это больше, чем преступление. Фашисты убивали их тысячами…
Особая трагичность войны в том, что женщина , призванная рождать жизнь, на войне эту жизнь убивает. Женщины – врачи и санитарки под обстрелами и взрывами выносили с поля боя раненых, оказывали первую помощь, порой ценою собственной жизни спасали раненых. Однако, она не только была сестрой милосердия, она наравне с мужчинами шла на врага. В Великой Отечественной войне женщине пришлось взять в руки оружие, стать солдатом. Они ухаживали за ранеными, подносили снаряды, были лётчиками, связистами, партизанами, снайперами, зенитчиками... Они были солдатами.
В повести Б.Васильева рассказывается всего лишь о нескольких днях из жизни героев. За эти дни девушки прожили свою короткую жизнь, подчиняя все мысли одному: выстоять, защитить. Своей жизни не пожалели ради других. Вот из таких, казалось бы, маленьких подвигов, и сложилось то, что мы теперь называем великим подвигом народа в Великой Отечественной войне. Мы не были свидетелями той страшной войны, мы знаем о ней по таким вот произведениям. И ни в коем случае нам нельзя забывать, какой ценой завоевано наше счастье.
«Женщина для меня — это воплощенная гармония жизни. А война — всегда дисгармония. И женщина на войне — это самое невероятное несочетаемое сочетание явлений. А наши женщины шли на фронт и воевали на передовой рядом с мужчинами...» (Б.Васильев).
5. Домашнее задание.
Прочитать повесть М.Шолохова «Судьба человека»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Девочки рождаются не для войны"внеклассное чтение по произведению Б.Васильева "А зори здесь тихие"
Уважение и преклонение перед подвигом российского народа в ВОв, уважение к памяти павших. Поиски ответа на вопросы:"Почему можно назвать героической гибель каждой из девушек? В чём же сила...
Интегрированный урок на тему "Идёт война народная..."(по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие..." 10 класс
Интегрированный урок на тему "Идёт война народная..."(по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие..." 10 класс...
ЖЕНЩИНАМ НЕ НУЖНО ВОЕВАТЬ (по повести Б. Васильева «А зори здесь тихие»).
Цели:-приобщить учеников к чтению как творчеству, формировать коммуникативную компетенцию учащихся: умение осмысливать тему и основную мысль текста через его комплексный анализ; умение видеть в...
Урок-спектакль на тему: "У войны не женское лицо"( по повести Б.Васильева " А зори здесь тихие")
Данная методическая разработка представляет собой мини-спектакль по повести Б.Васильева " А зори здесь тихие" и может быть использована на уроках внеклассного чтения с применением мультимедийной презе...
ЧИТАТЕЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «У ВОЙНЫ НЕ ЖЕНСКОЕ ЛИЦО» (по повести Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие…»)
Внеклассное мероприятиеЧитательская конференция «У войны не женское ...
"Война - не женское дело" (внеклассное чтение по повести Б.Л.Васильева "А зори здесь тихие"
Урок внеклассного чтения помогает раскрыть женский героизм в годы войны....
План-конспект урока по внеклассному чтению. Тема: «Судьба женщины на войне». (По повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…» и документально-очерковой книге С. Алексиевич «У войны не женское лицо».)
План-конспект урока по внеклассному чтению. Тема: «Судьба женщины на войне». (По повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…» и документально-очерковой книге С. Алекс...