ЖЕНЩИНАМ НЕ НУЖНО ВОЕВАТЬ (по повести Б. Васильева «А зори здесь тихие»).
план-конспект занятия (литература, 9 класс) по теме
Цели:
-приобщить учеников к чтению как творчеству, формировать коммуникативную компетенцию учащихся: умение осмысливать тему и основную мысль текста через его комплексный анализ; умение видеть выразительные языковые средства в тексте и правильно использовать их в своей речи; совершенствовать орфографическую, пунктуационную грамотность;
-развивать культуру устной и письменной речи;
-воспитывать любовь к чтению, чувство уважения, бережного отношения к женщине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 93.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЖЕНЩИНАМ НЕ НУЖНО ВОЕВАТЬ
(по повести Б. Васильева «А зори здесь тихие»).
9 класс
Кандидат педагогических наук
Шевлюкова О. Н. МОУСОШ № 13
г. Ноябрьск
Цели:
-приобщить учеников к чтению как творчеству, формировать коммуникативную компетенцию учащихся: умение осмысливать тему и основную мысль текста через его комплексный анализ; умение видеть выразительные языковые средства в тексте и правильно использовать их в своей речи; совершенствовать орфографическую, пунктуационную грамотность;
-развивать культуру устной и письменной речи;
-воспитывать любовь к чтению, чувство уважения, бережного отношения к женщине.
Оформление и оборудование:
-магнитофон, раздаточный материал ( фрагменты текстов из повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…» с вопросами для комплексного анализа ) для 7 групп;
-толковые словари русского языка.
На доске: запись темы, эпиграф, рисунки учащихся к повести Б. Васильева, опорные карточки для работы с текстом, памятки « Как работать в группе», « Речевое мастерство», словарная справка («текст», «антитеза», «сказ», «коммуникация», «герменевтика»), слова о 60-летии Победы.
Женщина для меня - это воплощённая гармония жизни.
А война – всегда дисгармония. И женщина на войне -
самое невероятное, несочетаемое сочетание явлений.
А наши женщины шли на фронт и воевали на
передовой рядом с мужчинами…
Б. Васильев
Ход урока.
- Вступительное слово учителя о теме и цели урока.
- Словарная работа. Памятки.
Ученица даёт справку о толковании слов: текст, антитеза, сказ, экспрессивный.
( Таблички с толкованием слов крепятся на доске.)
Учитель даёт справку о толковании слов: коммуникация, герменевтика. ( Таблички с их толкованиями также прикрепляются к доске.) Далее учитель обращает внимание учащихся на памятки « Как работать в группе», « Опорные карточки», которые вывешены на доске. Учащимся предлагается обсудить, из чего складывается речевое мастерство. По ходу обсуждения учитель помещает на доске слова – карточки: точность, выразительность, логичность, публицистичность, которые выстраиваются в схему.
Речевое мастерство. |
точность |
выразительность | |
логичность | |
| публицистичность |
Качество сочинения |
- Объяснение нового. Закрепление.
Учитель. Сегодня на уроке мы будем говорить о войне. Давайте прочитаем стихотворения, посвящённые женщине на войне.
Звучат отрывки из стихотворений в исполнении учащихся.
А. Твардовский
Война – жесточе нету слова.
Война – печальней нету слова.
Война – святее нету слова
В тоске и славе этих лет.
И на устах у нас иного
Ещё не может быть и нет.
М. Исаковский
…Да разве об этом расскажешь,
В какие ты годы жила!
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла!...
В то утро простился с тобою
Твой муж, или брат, или сын,
И ты со своею судьбою
Осталась один на один.
Начинает звучать музыка Б. Окуджавы « До свидания, мальчики…». Выходит ученица и на фоне музыки читает стихи. За ней ещё несколько учеников читают наизусть строчки стихотворений советских поэтов, посвящённые женщине на войне.
Б. Окуджава
Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:
Вместо свадеб – разлуки и дым,
Наши девочки платьица белые
Раздарили сестренкам своим.
Сапоги – ну куда от них денешься?
Да зелёные крылья погон…
Вы наплюйте на сплетников, девочки.
Мы сведем с ними счеты потом.
Пусть болтают, что верить вам не во что,
Что идете войной наугад…
До свидания, девочки!
Девочки,
Постарайтесь вернуться назад.
Ю. Друнина
…Никогда
Не была ты женою –
Женихов отобрала
Война…всю-то жизнь
Оставалась одною,
Женской радостью обделена…
О. Берггольц
Такое испытанье ей досталось,
Что, будь она не русскою душой, -
Её давно бы насмерть искромсало
Отчаянием, неверием, тоской…
Зинка нас повела в атаку.
Мы пробились по чёрной ржи,
По воронкам и буеракам
Через смертные рубежи.
А. Прокофьев
Вы прелестны, женщины России,-
Я узнал не из великих книг.
Вы прошли чрез годы вихревые,
Не утратив сердца ни на миг.
А. Твардовский
Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны.
В том, что они – кто старше, кто моложе-
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь,-
Речь не о том, но всё же, всё же, всё же…
Е. Исаев
Она идёт,
Покинув свой уют,
Не о себе – о мире беспокоясь.
И памятники честь ей отдают.
И обелиски кланяются в пояс.
Учитель. Ребята, следующее задание поможет вам закрепить мысленный образ в словах, и, опираясь на них при построении устных и письменных высказываний, вы свободнее и ярче сможете выражать свои мысли.
Задание: Подберите сходные по смыслу слова или ассоциации к словам война ( 1-й вариант) и женщина ( 2-й вариант). Учащиеся делают записи в тетрадях, потом обсуждают написанное.
Учитель. Из ваших ответов следует, что женщина дает жизнь, оберегает жизнь. А война несет смерть. Война- это зло, с которым нельзя мириться и которое нельзя оправдывать ни до, ни после. Мы смотрим на войну современную, на её бесчестность, и у нас нет оснований думать, что в прошлом всё было по-другому. Могут измениться формы ведения боя, виды оружия, но постоянство смерти на войне остается. Великая Отечественная война поглотила 26 миллионов человеческих жизней, целое поколение тех, кто родился в 1924-1926 годах.
Тему человека и войны, добра и зла раскрывают произведения художественной литературы. Я хочу несколько слов сказать о ваших ответах на вопросы анкеты, предложенной вам накануне этого урока. Я напомню вопросы:
- читали ли вы произведения о Великой Отечественной войне?
-какое произведение вам понравилось особенно?
-что нового о войне вы узнали из повести Б. Васильева « А зори здесь тихие…»?
-какие эпизоды произвели наибольшее впечатление?
-кто из героев повести особенно понравился и почему?
Учитель дает анализ письменных ответов учащихся, читает отрывки из анкет. Первые читательские впечатления обычно поверхностные. После анализа повести на этом уроке будет дана письменная работа, которая покажет, изменилось ли что-либо в понимании школьников. Тут же учитель говорит о том, что в школьной библиотеке имеется богатый выбор книг о Великой Отечественной войне и помещает на доске список произведений.
А нам сегодня предстоит поговорить о повести Бориса Васильева « А зори здесь тихие…».
Далее заранее подготовившаяся ученица рассказывает биографию Бориса Васильева и знакомит с историей написания повести « А зори здесь тихие…».
Борис Львович Васильев не получил литературного или гуманитарного образования. Писателем его сделала жизнь. По специальности он инженер-танкист, окончил военную академию и много лет прослужил в армии, занимался испытанием боевых машин. Его отец был командиром Красной Армии, и все детство связано с военными городками. Юность писателя- военная юность. Для его поколения она оказалась жестокой. Написать об этом он считал своим гражданским долгом перед всеми, кто не вернулся с войны. По словам Б. Васильева, он был просто обязан рассказать людям о том, какой дорогой ценой досталась победа нашему народу.
На фронт ушел со школьной скамьи. То, что увидел и пережил на войне, дало ему материал для повести « А зори здесь тихие…». Ее фабула исторически достоверна. Немцы во что бы то ни стало хотели перерезать дорогу, по которой шло снабжение Мурманска, перебрасывались вооружение и войска. Немцы забрасывали десанты в тыл. Два были ликвидированы, а третьему удалось скрыться и выйти на один из разъездов, где находилась небольшая группа раненых солдат и стариков. Вооружены они были только винтовками, но не дрогнули, приняли бой, сражались, пока не прибыла подмога. В живых остался только один сержант.
Действительными участниками рассказанного эпизода были мужчины, а герои повести « А зори здесь тихие…», как вам известно, девушки. Как вы думаете, что побудило писателя к такой подмене? Война все-таки мужское занятие? (ответы учащихся.)
В класс входи «автор»- ученик в солдатской форме и начинает рассказывать:
«Замысел повести родился от « толчка памяти». На фронт я попал, едва окончив 10-й класс, в первые дни войны. Мы, бойцы истребительного батальона, вышли на свое первое задание в лес под городом Оршей. И вот там, среди живой зелени лесной поляны, такой мирной в своей тишине, я увидел двух мертвых деревенских девчушек. Фашистские десантники убили их потому, что девочки просто убили врага. Я потом повидал немало горя и смертей, но этих незнакомых девочек забыть никогда не мог. Сами понимаете, что от этой нестираемой с годами картины до сюжета повести- большая и сложная дистанция. Но импульс был именно здесь…»
Учитель. Особенность военной прозы Б. Васильева в том, что писатель всегда выбирает события «незначительные» с точки зрения глобальных исторических событий. Однако писателя интересует ситуация, когда пять девушек во главе со старшиной вступают в неравный бой с шестнадцатью головорезами, ситуация, по смысловой емкости близкая к притче. Как это произошло? Не кажется ли вам странным словосочетание «женщина и война»? давайте на примере повести ответим на вопросы.
Вам предстоит работа с фрагментами текста повести. Проведите лингвистический анализ текста и постарайтесь расширить и углубить понимание произведения.
Далее ученики группами по четыре человека. ( Сидящие за одной партой поворачиваются к ученикам, сидящим за партой сзади.) Каждой группе дается фрагмент текста повести « А зори здесь тихие…» и вопросы к нему.
ТЕКСТ 1
За бросок к Вопь-озеру Васков не беспокоился: прямую дорогу туда немцы знать не могли, потому что дорогу эту он открыл сам ещё в финскую… Полоснуло Васкова по сердцу от вздоха этого. Ах, заморыш ты воробьиный, по силам ли горе на горбу-то у тебя? Матюкнуться бы сейчас в полную возможность, покрыть бы войну эту в двадцать девять накатов с переборами. Да заодно и майора того, что девчат в погоню отрядил, прополоскать бы в щелоке. Глядишь, и полегчало бы, а вместо этого надо улыбку изо всех сил к губам прилаживать.
ТЕКСТ 2
Шагнул с ходу по колени- только трясина чавкнула. Побрел, раскачиваясь, как на пружинном матрасе… Однако Федот Евграфыч слеги велел поднять и все к одной приметной сосне прислонить:
-Может кому сгодится.
См.: Васильев Б. Завтра была война. В списках не значился. А зори здесь тихие…
Встречный бой. – Екатеринбург: У- Фактория.,2004.- С.409-410.
Там же. – с. 413-416.
ТЕКСТ 3
Спустился вниз- под скалой Комелькова волосы расчесывает. Распустила – спины не видно. Стала гребенку вести- руки не хватает: перехватывать приходится. А волос густой, мягкий, медью отливает…
Ах, хороша она была сейчас, чудо как хороша! Высокая, белотелая, гибкая- в десяти метрах от автоматов…
Женька потянула его за руку, он рядом сел и вдруг увидел, что она улыбается, а глаза настежь распахнутые, ужасом полны, как слезами. И ужас этот живой и тяжелый, как ртуть.
ТЕКСТ 4
Рита все время смотрела ему вслед, но так и не заметила, когда он исчез: словно растворился вдруг среди серых замшелых валунов… Так что самое время нам расположение менять. Я тут по камням полазаю, огляжусь, а ты, Маргарита, дуй за бойцами. И скрытно- сюда. И чтоб смеху ни-ни!
ТЕКСТ 5
И опять он своих бойцов издаля определил. Вроде и не шумели, не брякали, не шептались, - а поди ж ты! – комендант за добрую версту точно знал, что идут… Когда сапоги по ноге, они не топают, а стучат: это любой кадровик знает. Но Сонина семья была штатской, сапог там вообще не водилось, и даже Сонин папа не знал, какие уши их надо тянуть…
ТЕКСТ 6
- Немцы?...- жарко и беззвучно дохнула Женька.
Старшина не ответил. Глядел, слушал, принюхивался, а кулак стиснул так, что косточки побелели…
- Вот ты почему крикнула, - вздохнул старшина. – Ты потому крикнуть успела, что удар у него на мужика был поставлен. Не дошел он до сердца с первого раза: грудь помешала…
А главное, что могла нарожать Соня ребятишек, а те бы – внуков и правнуков, а теперь не будет этой ниточки. Маленькой ниточки в бесконечной пряже человечества, перерезанной ножом…
ТЕКСТ 7
И оторопел: перед домом стояли две шеренги сонных девчат. Старшина было решил, что спросонок ему померещилось, поморгал, но гимнастерки на бойцах по-прежнему бойко торчали в местах, солдатским уставом не предусмотренных, а из- под пилоток нахально лезли кудри всех цветов и фасонов…
Через сорок минут поисковая группа построилась, но вышли только через полтора часа, потому что старшина был строг и придирчив:
- Разуться всем!...
Двинулись. Впереди – Осянина с толстухой. Васков обождал, пока они скрылись в кустах , отсчитал про себя до ста, пошел следом. С переводчицей, что под винтовкой, подсумком, скаткой да сидором гнулась как тростинка…
ВОПРОСЫ К ТЕКСТАМ
- Прочитайте текст. Подготовьтесь к выразительному чтению.
- Определите тему текста.
- Озаглавьте текст.
- На каком приеме или приемах построен текст? (Сопоставление, противопоставление, постепенное усиление чувства, постепенное развитие мысли; быстрая смена событий, динамичность; неторопливое созерцание и пр.)
- Проанализируйте лексику текста.
-найдите незнакомые или непонятные слова и установите их значение по словарю; обратите внимание на правописание этих слов;
-найдите опорные слова в каждой части текста;
-найдите контекстуальные синонимы и (или) антонимы;
-найдите многозначные слова и слова, употребленные в тексте в переносном значении;
-обратите внимание на эмоционально-оценочные слова, на просторечные или, наоборот, слова возвышенного стиля; объясните, зачем они употребляются;
-выделите фразеологизмы, объясните, зачем они употреблены;
-обратите внимание на средства художественной выразительности (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения.)
6. Проанализируйте фонетические средства, которыми пользуется автор ( повторение определенных согласных звуков – аллитерация , повторение главных звуков – ассонанс). Что достигает автор, употребляя их?
7. Какими морфологическими средствами пользуется автор? ( обилие глаголов или деепричастий для передачи действия или для динамичного описания чего-то изменяющегося, движущегося; обилие прилагательных при описании предметов или пейзажа; употребление частиц- ограничительных, выделительных, усилительных, подчеркивающих неожиданность происходящего, передающих удивление, восхищение и т.д.).
8. Проанализируйте синтаксические средства текста. ( Употребление предложений определенной структуры: коротких, лаконичных или распространенных; простых или сложных; назывных, безличных, обобщенно-личных, употребление инверсий, восклицательных, вопросительных предложений, многоточия, перечислений, прямой речи, диалога и пр.)
9. Сформулируйте идею текста.
Работа в группах завершается обсуждением прочитанного.
- Итог
Учитель. В лучших книгах о Великой Отечественной войне ( « Иван» В. Богомолова, « Убиты под Москвой» К. Воробьева, « На войне как на войне» В. Курочкина, произведениях Виктора Астафьева, Василя Быкова, Григория Бакланова, Бориса Васильева) звучит неприятие войны, страстный призыв к людям, который можно выразить словами В. Астафьева из повести « Пастух и пастушка»: « Я сегодня думал. Вчера молчал. Думал. Ночью, лежа в снегу, думал: неужели такое кровопролитие ничему не научит людей? Эта война должна быть последней! Или люди недостойны, называться людьми! Недостойны жить на земле!...одна истина свята на земле – материнство, рождающее жизнь, и труд хлебопашца, вскармливающий ее…».
Вот и Борис Васильев в своей повести « А зори здесь тихие…» говорит о том, что та, кто дарует жизнь, не должна воевать.
Ученица.
Женщине не нужно воевать.
Пусть она красивая и хрупкая,
Будет просто женщина и мать,
Свой очаг хранящая голубкою…
Женщине не нужно воевать?
Но солдаты нынче вспоминают:
Стыдно было землю обнимать,
Если цепь девчонки поднимают…
Ей готовы руки целовать
Все солдаты старше и моложе.
Слава женской доблести!
И все же
Женщине не нужно воевать.
Нина Новосельнова
- Домашнее задание. Написать сочинение по теме урока.
Приложение
ОПОРНАЯ КАРТОЧКА 1
Ключевые слова- самые важные для понимания данного текста слова, несущие смысловую нагрузку. Они помогают более точно определить тему текста.
ОПОРНАЯ КАРТОЧКА 2
Основные средства связи между предложениями в тексте:
Лексические ( тематическая лексика; лексический повтор; синонимы, в том числе контекстуальные; антонимы; союзы; местоимения, наречия; видовременная соотнесенность глагольных форм; числительные; частицы; вводные слова, указывающие на порядок явлений, мыслей и связь между ними);
Грамматические (структурная соотнесенность предложений , неполные предложения, интонационные связи между предложениями – особая роль вопросительных предложений в тексте).
ОПОРНАЯ КАРТОЧКА 3
Средства художественной изобразительности:
Звуковые (благозвучие, аллитерация, ассонанс, повтор сочетаний звуков, ритм, интонация);
Лексические (эпитет, сравнение, метафора, метонимия, синекдоха, олицетворение, гипербола).
ПАМЯТКА « КАК РАБОТАТЬ В ГРУППЕ»
- Будьте уважительными и добрыми к каждому члену группы. Выслушивайте каждого. Говорите по существу.
- Внимательно прочитайте последнее задание. Уточните, все ли каждому понятно в нем.
- Обсудите поставленный вопрос в группе. Сформулируйте ответ точно, грамотно и красиво.
- Запишите ответ каждый.
- При необходимости обратитесь за разъяснением к старшему ученику, словарям.
Вдохновения, терпения, удачи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы для работы над повестью Б.Васильева "А зори здесь тихие"
Полностью авторский материал представляет собой идейно-тематический анализ повести, тип материала - обзорный....
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/05/picture-137904-1352131678.jpg)
Интегрированный урок на тему "Идёт война народная..."(по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие..." 10 класс
Интегрированный урок на тему "Идёт война народная..."(по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие..." 10 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/15/picture-222030-1363355243.jpg)
Сценарий инсценировки отрывка повести Б. Васильева "А зори здесь тихие"
Отрывок повести Б. Васильева "А зори здесь тихие" (сцена после бани). Инсценирвка была подготовлена и показана на концерте "Солдат войны не выбирает", посвященном месячнику оборонно-массовой работы....
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/24/picture-424259-1395656154.jpg)
Тест по повести Б.Васильева"А зори здесь тихие"
Вопросы на знание текста повести Б. Васильева. Хорошая возможность проверить знания учащихся. Использую на уроке внеклассного чтения....
« Женщина на войне» ( По повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…»)
Конспект урока для обучающихся II курса СПО (11 класса школы)...
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/09/picture-1155299-1565344610.jpg)
План-конспект урока по внеклассному чтению. Тема: «Судьба женщины на войне». (По повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…» и документально-очерковой книге С. Алексиевич «У войны не женское лицо».)
План-конспект урока по внеклассному чтению. Тема: «Судьба женщины на войне». (По повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…» и документально-очерковой книге С. Алекс...