Урок-спектакль на тему: "У войны не женское лицо"( по повести Б.Васильева " А зори здесь тихие")
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме
Данная методическая разработка представляет собой мини-спектакль по повести Б.Васильева " А зори здесь тихие" и может быть использована на уроках внеклассного чтения с применением мультимедийной презентации, содержащей нарезку кадров из фильма " А зори здесь тихие"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 18.85 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК-СПЕКТАКЛЬ НА ТЕМУ «У ВОЙНЫ НЕ ЖЕНСКОЕ ЛИЦО» (по повести Б. Васильева
«А зори здесь тихие»
Учитель русского языка и литературы Гришина И.Е.
Цели урока: познакомить учащихся с творчеством Б.Васильева, проанализировать проблемы, поставленные в ходе урока;
помочь учащимся понять и оценить поступки героев, выражать свое отношение к ним, развивать навыки анализа текста на основе эпизодов из произведения;
воспитывать высокие патриотические чувства.
Оборудование урока: мультимедийный проект по повести Б.Васильева «А зори здесь тихие»,компьютерная презентация по творчеству Б.Васильева, аудио-записи( Б. Окуджава «Ах, война…»),выставка книг о Великой Отечественной войне, фотонрафии на военную тематику
Эпиграф к уроку Ты гори, зари полоска узкая,
По земле ползет пожара дым…
Мы тебя, земля родная, русская,
Никогда врагу не отдадим.
И. Молчанов
У войны не женское лицо.
С. Алексиевич
1. Вступительное слово учителя .
Вновь и вновь мы возвращаемся к теме войны .Нельзя забывать свою историю. Великая Отечественная война была той историей, которая навечно вписана в нашу человеческую память. Немалая роль в этом принадлежит писателям Ю.Бондареву, Г.Бакланову, К. Симонову, .В Быкову, Б.Васильеву, создавшим великие произведения о подвиге нашего народа в той войне.
Сегодня мы будем говорить о повести Б.Васильева « А зори здесь тихие»
2. Выступление ученика с презентацией по творчеству Б.Васильева
3. Учитель: Женщина и война… Как несопоставимы эти понятия. Красота, нежность против жестокости и смерти.
4. Ученица( в военной форме):
Качается рожь несжатая, Нет, это горят не хаты-
Шагают бойцы по ней То юность моя в огне…
Шагаем и мы, девчата, Идут по войне девчата,
Похожие на парней. Похожие на парней.
5.Ученик: Довоенные судьбы героинь повести, как и судьбы всех женщин России, интересные и разные. На войне их судьба окажется общей- умереть за родину.
Ученица: Эти девчата мечтали о большой любви, нежности, семейном счастье, но на их долю выпала война, и они до конца выполнили свой воинский долг.
6. На экране эпизод из фильма по повести Б.Васильева - «карельский пейзаж»
7. Ученик : Вот в этих карельских лесах и происходят события, описанные в повести. Красив карельский пейзаж: зеленые леса, чистые реки, спокойная гладь воды, высокое, глубокое небо… Тишина… Тихие зори…
8. Ученица: Я ушла из детства в грязную теплушку,
В эшелон пехоты, в санитарный взвод.
Дальние разрывы слушал и не слушал
Ко всему привыкший сорок первый год.
Я пришла из школы в блиндажи сырые,
От Прекрасной Дамы в « мать» и « перемать»,
Потому что имя ближе., чем Россия,
Не могла сыскать.
9. Учитель: Кто же они, эти простые солдаты той страшной войны? (ученики называют героинь повести) Как жили они до войны?
10. На фоне кадров из фильма о мирной жизни девушек ( без звука) на сцену выходят одетые в военную форму «героини» спектакля, комментируя кадры из фильма:
Рита Осянина: « Юная вдова, потерявшая мужа в самом начале войны. Мама маленького мальчика… Самая серьезная из них, строгая, неразговорчивая, сообразительная и смелая.»
Женька Комелькова: « Красавица с гривой золотых волос, русалочка с прозрачной кожей и идеальной фигурой. Острая на язычок, упрямая как сто чертей, безрассудно смелая и прекрасная. У нее свой счет к фашистам. Война отняла у не всех близких…»
Лиза Бричкина: « Дочь лесника, милая, курносая, светленькая, скромная, мечтающая о любви, живущая ощущением завтрашнего дня, простодушная честная и отважная.»
Галя Четвертак: « Самая молоденькая из них. Сирота. Воробушек.Подкидыш. Выросла в детском доме. На фронт попала благодаря тому, что соврала в военкомате, прибавив себе лишний год. Так, ей было только 17. Фантазерка. Золушка и принцесса в душе, маленький ребенок наяву.»
Соня Гурвия : « Дочь доктора. Выросла в Минске, в интеллигентной семье, умница и круглая отличница. Стихи Блока- ее давняя любовь. . Училась в институте, когда началась война. Родители остались в захваченном фашистами Минске.
11. На сцену выходит герой Федота Евграфовича Васкова( в военной форме):
« И он, Федот Евграфович Васков- старшина, старшина, комендант разъезда. «Пенек замшелый». « Взапасе 20 слов , да и то из Устава…»- так думают о нем смешливые девчонки… И так они никогда не подумают о Васкове потом, когда будут стоять плечом к плечу с ним, как с родным старшим братом, в лесу, с автоматом в руках перед лицом врага.»
12. Ученица ( ведущая в военной форме):
Я не привыкла, чтоб мня жалели
Я тем гордилась, что среди огня
Мужчины в окровавленных шинелях
На помощь звали девушку- меня.
Но в этот вечер, мирный, зимний , белый,
Припоминать былое не хочу,
И женщиной растерянной, несмелой
Я припадаю к твоему плечу.
13. Учитель: Они такие разные, такие разные у них довоенные судьбы. И все-таки у них много общего. Чем же они похожи? (учащиеся отвечают)
Но шла война. И они должны были стрелять и убивать- они были солдаты .
Как это было непросто!
14. На экране- кадры из фильма (« Рита Осянина сбивает самолет»), (без звука), во время которых героиня( ученица) читает отрывок из повести: « Стреляй, Рита, стреляй…»;
-(« Женя убила фашиста») и чтение второй героиней(ученицей) отрывка: « Женька вдруг бросила винтовку…» .
15. Учитель: Почему же так тяжело переживают девушки, убивая врага? Чем объяснить их такое душевное состояние?
16. Звучит отрывок из песни Б.Окуджавы «Ах ,война…»
17. Ученица: Я столько раз видала рукопашный
Раз наяву и тысячи –во сне…
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
18. Ученик : Пять молоденьких девчат-зенитчиц и один старшина. А против них-16 матерых вооруженных до зубов натасканных убивать фашистских диверсантов.
Герой Васкова: « Не люди они, не человеки, не звери даже- фашисты» .
Ученик : Двое суток будет длиться этот бой местного значения. Двое суток. И не пройдут враги. Натолкнется их злоба на девичью отвагу. Зубами будут фашисты скрежетать, но не смогут пройти, заплутают их девчонки в лесах между озер, перехитрят, обведут вокруг пальца.
19. Учитель: « Какой же ценой остановят девушки и старшина Васков фашистских диверсантов? (ответы учеников)
20. На зкране- фрагменты гибели девушек (без звука) , во время которых каждая из героинь(ученицы) читают отрывок :
- «Огромный бурый пузырь…(о гибели Лизы Бричкиной);
-« А немцы ранили ее вслепую…» (о гибели Жени Комельковой);
- «Она не жалела себя…( о гибели Риты Осяниной)
21. Ученица: стихотворение Ю. Друниной « И откуда вдруг берутся силы?»
22.Учитель: А почему же опытный вояка старшина Васков не уберег девушек? Мог ли он спасти их от смерти? (ответы учеников)
23. Герой Васкова : « Одно знал Васков в этом бою: не отступать…( отрывок до слов … «и не было во всем мире никого: лишь он, враг да Россия»).
24. Учитель: Маленький эпизод большой войны… Бой местного значения… Но за этой формулировкой- пять юных жизней хрупких, нежных, светлых, мечтательных девушек.
- на кране- фрагменты из фильма-лица девушек.
25. Ученик: В этом бою девчата бились не просто за кусок северной земли или отрезок железной дороги. Нет, в том бою они стояли насмерть за своих любимых и близких, за детей, за право мечтать, смеяться, любить, растить детей, за будущие рассветы и закаты, за нас с вами.
26 Итог( учитель): Б Васильев писал: « Я хотел рассказать о пережитом сегодняшним девятнадцатилетним. Рассказать так, чтобы они сами словно бы прошли дорогами войны, чтобы погибшие девчонки показались им близкими , понятными, их современниками.»
И эта повесть адресована вам, чтобы помнили…
Минута молчания (под звуки метронома) и на экране текст :
« Вечная память девушкам, женщинам, матерям, женам, сестрам, дочерям, отдавшим свои жизни в той страшной войне за нас с вами, за наше с вами сегодняшнее мирное голубое небо».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок на тему "Идёт война народная..."(по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие..." 10 класс
Интегрированный урок на тему "Идёт война народная..."(по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие..." 10 класс...
« Женщина на войне» ( По повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…»)
Конспект урока для обучающихся II курса СПО (11 класса школы)...
Урок литературы в 11 классе «У войны не женское лицо» (по повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие»)
Тема: Война и женщина.Цели: Донести до учащихся основную мысль автора о несовместимости понятий «война и женщина»;Проследить героическую судьбу девушек и старшины Васкова;Используя интерне...
План-конспект урока по внеклассному чтению. Тема: «Судьба женщины на войне». (По повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…» и документально-очерковой книге С. Алексиевич «У войны не женское лицо».)
План-конспект урока по внеклассному чтению. Тема: «Судьба женщины на войне». (По повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…» и документально-очерковой книге С. Алекс...
У войны - не женское лицо (По повести Б. Васильева "А зори здесь тихие")
Урок литературы в 11 классе по теме " У войны - не женское лицо" (По повести Б. Васильева "А зори здесь тихие") Урок проводится с использованием презентации и видеоролика "До ...
Методическая разработка (семинар-практикум с использованием групповой формы работы) по теме: «У войны не женское лицо» (По повести Б.Васильева «А зори здесь тихие…»).
Учитель русского языка и литературы ГБОУ школа 428 Приморского района г. Санкт-Петербург Явдошенко Александры АлександровныРазработка семинара-практикума с использованием групповой формы работы...
Урок-спектакль по повести Б. Васильева "А зори здесь тихие"
Урок-спектакль по повести Б. Васильева "А зори здесь тихие"...