Урок-спектакль на тему: "У войны не женское лицо"( по повести Б.Васильева " А зори здесь тихие")
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме
Данная методическая разработка представляет собой мини-спектакль по повести Б.Васильева " А зори здесь тихие" и может быть использована на уроках внеклассного чтения с применением мультимедийной презентации, содержащей нарезку кадров из фильма " А зори здесь тихие"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.85 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК-СПЕКТАКЛЬ НА ТЕМУ «У ВОЙНЫ НЕ ЖЕНСКОЕ ЛИЦО» (по повести Б. Васильева
«А зори здесь тихие»
Учитель русского языка и литературы Гришина И.Е.
Цели урока: познакомить учащихся с творчеством Б.Васильева, проанализировать проблемы, поставленные в ходе урока;
помочь учащимся понять и оценить поступки героев, выражать свое отношение к ним, развивать навыки анализа текста на основе эпизодов из произведения;
воспитывать высокие патриотические чувства.
Оборудование урока: мультимедийный проект по повести Б.Васильева «А зори здесь тихие»,компьютерная презентация по творчеству Б.Васильева, аудио-записи( Б. Окуджава «Ах, война…»),выставка книг о Великой Отечественной войне, фотонрафии на военную тематику
Эпиграф к уроку Ты гори, зари полоска узкая,
По земле ползет пожара дым…
Мы тебя, земля родная, русская,
Никогда врагу не отдадим.
И. Молчанов
У войны не женское лицо.
С. Алексиевич
1. Вступительное слово учителя .
Вновь и вновь мы возвращаемся к теме войны .Нельзя забывать свою историю. Великая Отечественная война была той историей, которая навечно вписана в нашу человеческую память. Немалая роль в этом принадлежит писателям Ю.Бондареву, Г.Бакланову, К. Симонову, .В Быкову, Б.Васильеву, создавшим великие произведения о подвиге нашего народа в той войне.
Сегодня мы будем говорить о повести Б.Васильева « А зори здесь тихие»
2. Выступление ученика с презентацией по творчеству Б.Васильева
3. Учитель: Женщина и война… Как несопоставимы эти понятия. Красота, нежность против жестокости и смерти.
4. Ученица( в военной форме):
Качается рожь несжатая, Нет, это горят не хаты-
Шагают бойцы по ней То юность моя в огне…
Шагаем и мы, девчата, Идут по войне девчата,
Похожие на парней. Похожие на парней.
5.Ученик: Довоенные судьбы героинь повести, как и судьбы всех женщин России, интересные и разные. На войне их судьба окажется общей- умереть за родину.
Ученица: Эти девчата мечтали о большой любви, нежности, семейном счастье, но на их долю выпала война, и они до конца выполнили свой воинский долг.
6. На экране эпизод из фильма по повести Б.Васильева - «карельский пейзаж»
7. Ученик : Вот в этих карельских лесах и происходят события, описанные в повести. Красив карельский пейзаж: зеленые леса, чистые реки, спокойная гладь воды, высокое, глубокое небо… Тишина… Тихие зори…
8. Ученица: Я ушла из детства в грязную теплушку,
В эшелон пехоты, в санитарный взвод.
Дальние разрывы слушал и не слушал
Ко всему привыкший сорок первый год.
Я пришла из школы в блиндажи сырые,
От Прекрасной Дамы в « мать» и « перемать»,
Потому что имя ближе., чем Россия,
Не могла сыскать.
9. Учитель: Кто же они, эти простые солдаты той страшной войны? (ученики называют героинь повести) Как жили они до войны?
10. На фоне кадров из фильма о мирной жизни девушек ( без звука) на сцену выходят одетые в военную форму «героини» спектакля, комментируя кадры из фильма:
Рита Осянина: « Юная вдова, потерявшая мужа в самом начале войны. Мама маленького мальчика… Самая серьезная из них, строгая, неразговорчивая, сообразительная и смелая.»
Женька Комелькова: « Красавица с гривой золотых волос, русалочка с прозрачной кожей и идеальной фигурой. Острая на язычок, упрямая как сто чертей, безрассудно смелая и прекрасная. У нее свой счет к фашистам. Война отняла у не всех близких…»
Лиза Бричкина: « Дочь лесника, милая, курносая, светленькая, скромная, мечтающая о любви, живущая ощущением завтрашнего дня, простодушная честная и отважная.»
Галя Четвертак: « Самая молоденькая из них. Сирота. Воробушек.Подкидыш. Выросла в детском доме. На фронт попала благодаря тому, что соврала в военкомате, прибавив себе лишний год. Так, ей было только 17. Фантазерка. Золушка и принцесса в душе, маленький ребенок наяву.»
Соня Гурвия : « Дочь доктора. Выросла в Минске, в интеллигентной семье, умница и круглая отличница. Стихи Блока- ее давняя любовь. . Училась в институте, когда началась война. Родители остались в захваченном фашистами Минске.
11. На сцену выходит герой Федота Евграфовича Васкова( в военной форме):
« И он, Федот Евграфович Васков- старшина, старшина, комендант разъезда. «Пенек замшелый». « Взапасе 20 слов , да и то из Устава…»- так думают о нем смешливые девчонки… И так они никогда не подумают о Васкове потом, когда будут стоять плечом к плечу с ним, как с родным старшим братом, в лесу, с автоматом в руках перед лицом врага.»
12. Ученица ( ведущая в военной форме):
Я не привыкла, чтоб мня жалели
Я тем гордилась, что среди огня
Мужчины в окровавленных шинелях
На помощь звали девушку- меня.
Но в этот вечер, мирный, зимний , белый,
Припоминать былое не хочу,
И женщиной растерянной, несмелой
Я припадаю к твоему плечу.
13. Учитель: Они такие разные, такие разные у них довоенные судьбы. И все-таки у них много общего. Чем же они похожи? (учащиеся отвечают)
Но шла война. И они должны были стрелять и убивать- они были солдаты .
Как это было непросто!
14. На экране- кадры из фильма (« Рита Осянина сбивает самолет»), (без звука), во время которых героиня( ученица) читает отрывок из повести: « Стреляй, Рита, стреляй…»;
-(« Женя убила фашиста») и чтение второй героиней(ученицей) отрывка: « Женька вдруг бросила винтовку…» .
15. Учитель: Почему же так тяжело переживают девушки, убивая врага? Чем объяснить их такое душевное состояние?
16. Звучит отрывок из песни Б.Окуджавы «Ах ,война…»
17. Ученица: Я столько раз видала рукопашный
Раз наяву и тысячи –во сне…
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
18. Ученик : Пять молоденьких девчат-зенитчиц и один старшина. А против них-16 матерых вооруженных до зубов натасканных убивать фашистских диверсантов.
Герой Васкова: « Не люди они, не человеки, не звери даже- фашисты» .
Ученик : Двое суток будет длиться этот бой местного значения. Двое суток. И не пройдут враги. Натолкнется их злоба на девичью отвагу. Зубами будут фашисты скрежетать, но не смогут пройти, заплутают их девчонки в лесах между озер, перехитрят, обведут вокруг пальца.
19. Учитель: « Какой же ценой остановят девушки и старшина Васков фашистских диверсантов? (ответы учеников)
20. На зкране- фрагменты гибели девушек (без звука) , во время которых каждая из героинь(ученицы) читают отрывок :
- «Огромный бурый пузырь…(о гибели Лизы Бричкиной);
-« А немцы ранили ее вслепую…» (о гибели Жени Комельковой);
- «Она не жалела себя…( о гибели Риты Осяниной)
21. Ученица: стихотворение Ю. Друниной « И откуда вдруг берутся силы?»
22.Учитель: А почему же опытный вояка старшина Васков не уберег девушек? Мог ли он спасти их от смерти? (ответы учеников)
23. Герой Васкова : « Одно знал Васков в этом бою: не отступать…( отрывок до слов … «и не было во всем мире никого: лишь он, враг да Россия»).
24. Учитель: Маленький эпизод большой войны… Бой местного значения… Но за этой формулировкой- пять юных жизней хрупких, нежных, светлых, мечтательных девушек.
- на кране- фрагменты из фильма-лица девушек.
25. Ученик: В этом бою девчата бились не просто за кусок северной земли или отрезок железной дороги. Нет, в том бою они стояли насмерть за своих любимых и близких, за детей, за право мечтать, смеяться, любить, растить детей, за будущие рассветы и закаты, за нас с вами.
26 Итог( учитель): Б Васильев писал: « Я хотел рассказать о пережитом сегодняшним девятнадцатилетним. Рассказать так, чтобы они сами словно бы прошли дорогами войны, чтобы погибшие девчонки показались им близкими , понятными, их современниками.»
И эта повесть адресована вам, чтобы помнили…
Минута молчания (под звуки метронома) и на экране текст :
« Вечная память девушкам, женщинам, матерям, женам, сестрам, дочерям, отдавшим свои жизни в той страшной войне за нас с вами, за наше с вами сегодняшнее мирное голубое небо».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/05/picture-137904-1352131678.jpg)
Интегрированный урок на тему "Идёт война народная..."(по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие..." 10 класс
Интегрированный урок на тему "Идёт война народная..."(по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие..." 10 класс...
« Женщина на войне» ( По повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…»)
Конспект урока для обучающихся II курса СПО (11 класса школы)...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/26/picture-460715-1427372455.jpg)
Урок литературы в 11 классе «У войны не женское лицо» (по повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие»)
Тема: Война и женщина.Цели: Донести до учащихся основную мысль автора о несовместимости понятий «война и женщина»;Проследить героическую судьбу девушек и старшины Васкова;Используя интерне...
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/09/picture-1155299-1565344610.jpg)
План-конспект урока по внеклассному чтению. Тема: «Судьба женщины на войне». (По повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…» и документально-очерковой книге С. Алексиевич «У войны не женское лицо».)
План-конспект урока по внеклассному чтению. Тема: «Судьба женщины на войне». (По повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…» и документально-очерковой книге С. Алекс...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/30/picture-1002022-1517336863.jpg)
У войны - не женское лицо (По повести Б. Васильева "А зори здесь тихие")
Урок литературы в 11 классе по теме " У войны - не женское лицо" (По повести Б. Васильева "А зори здесь тихие") Урок проводится с использованием презентации и видеоролика "До ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/09/picture-1276689-1602251479.jpg)
Методическая разработка (семинар-практикум с использованием групповой формы работы) по теме: «У войны не женское лицо» (По повести Б.Васильева «А зори здесь тихие…»).
Учитель русского языка и литературы ГБОУ школа 428 Приморского района г. Санкт-Петербург Явдошенко Александры АлександровныРазработка семинара-практикума с использованием групповой формы работы...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/14/picture-1370669-1639468226.jpg)
Урок-спектакль по повести Б. Васильева "А зори здесь тихие"
Урок-спектакль по повести Б. Васильева "А зори здесь тихие"...