Рабочая программа по литературе 7 класс.
рабочая программа по литературе (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
. Рабочая программа учебного курса литературы для 7 класса составлена на основе следующих нормативных документов:
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденного приказом № 1089 от 05.03.2004г.
- Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.
- Примерного учебного плана для общеобразовательных учреждений Ростовской области на 2016-2017 учебный год, утвержденного 18.04.2016г. №271
- Программы общеобразовательных учреждений « Литература » под редакцией Г. Меркина , 6-е издание, М. «Русское слово» 2009.
- Положение о рабочей программе, утвержденное приказ. №85 от 29.08.16г МБОУ – СОШ № 6 х. Комаров.
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 26.01.2016 №38 «О внесении изменений в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.
Цели и задачи программы:
1. Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
2. Развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
3. Освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
4. Овладение умениями и навыками чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно- исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Место предмета «Литература » в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы
В 7 классе и отводит 2 часа из федерального компонента (всего 2 часа в неделю – 67 часов в год)
СОДЕРЖАНИЕ рабочей программы
Введение - 1 час
Любите читать!
Из устного народного творчества – 2 часа
(Былины. «Святогор и Микула Селянинович». Русские народные песни)
Из древнерусской литературы – 2 часа
Из «Повести временных лет»: «...И вспомнил Олег коня своего...». «Повесть о Петре и Февронии Муромских»
Из литературы XVIII века – 6 часов
(М.В.Ломоносов. Из оды «На день восшествия на всероссийский престол…», Г.Р.Державин. «Властителям и судиям», Д.И.Фонвизин. «Недоросль»).
Из литературы XIX века – 27 часов
(А.С.Пушкин. «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд...», «Песнь о вещем Олеге», «Полтава». М.Ю.Лермонтов. «Родина», «Песня про... купца Калашникова». Н.В.Гоголь. «Шинель». И.С.Тургенев.«Хорь и Калиныч», «Певцы», «Нищий». Н.А.Некрасов. «Вчерашний день, часу в шестом...», «Размышления у парадного подъезда», «Русские женщины», «Железная дорога». М.Е.Салтыков-Щедрин«Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил...». Л.Н.Толстой. «Севастополь в декабре месяце». Н.С.Лесков. «Левша». А.А.Фет. «Зреет рожь над жаркой нивой...», «Вечер». А.П.Чехов«Хамелеон», «Смерть чиновника».Русские поэты XIX века о России)
Из литературы XX века – 24 часа
(М.Горький. «Детство», «Старуха Изергиль». «Легенда о Данко». И.А.Бунин. «Догорел апрельский светлый вечер...», «Кукушка». А.И.Куприн. «Куст сирени», «Allez!». В.В.Маяковский. «Необычайное приключение…». С.А.Есенин. «Я покинул родимый дом...», «Отговорила роща золотая...». И.С.Шмелев. «Русская песня». М.М.Пришвин. «Москва- река». К.Г.Паустовский. «Мещёрская сторона» : «Леса», «Луга», «Бескорыстие». Н.А.Заболоцкий. «Не позволяй душе лениться...». А.Т.Твардовский. «Прощаемся мы с матерями...», «На дне моей жизни...», «Василий Теркин». Главы «Переправа», «Два солдата». Поэзия о ВОв, Б.Л.Васильев. «Экспонат №...». В.М.Шукшин. «Микроскоп». Русские поэты XX века о России)
Из зарубежной литературы – 5 часов ( У.Шекспир. Сонеты. Р.Бёрнс. «Возвращение солдата», «Джон Ячменное зерно». Р.Стивенсон.»Остров сокровищ». Мацуо Басё. А. де Сент-Экзюпери. «Планета людей». Я.Купала. Стихотворения.
Для заучивания наизусть
М.В. Ломоносов. Из «Оды на день Восшествия на Всероссийский престол ... » (отрывок).
Г.Р. Державин. «Властителям и судиям» (отрывок).
А.С. Пушкин. 1-2 стихотворения - по выбору.
М.Ю. Лермонтов. «Родина».
Н.А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда» (отрывок).
А.А. Фет. Стихотворение - по выбору.
С.А. Есенин. Стихотворение - по выбору.
Из стихов о России поэтов XIX века. 1-2 стихотворения по выбору.
Н.А. 3аболоцкий. «Не позволяй душе лениться ... »
А.Т. Твардовский. «На дне моей жизни ... »
У. Шекспир. Один сонет - по выбору.
Календарно-тематическое планирование
Сроки | № п/п | Раздел, тема | Формы контроля | |
Фактич. | По плану | |||
01.09 | 1 | Введение (1) Любите читать! | Составление цитатного плана статьи учебника | |
05.09 | 2 | Из устного народного творчества(2) Былины. Былинные герои. | Выразительное чтение былины | |
08.09 | 3 | Русские народные песни | Выразительное чтение колядных, масленичных песен | |
12.09 | 4 | Из древнерусской литературы (2) Из «Повести временных лет»: «...И вспомнил Олег коня своего...» | Художественный пересказ фрагмента | |
15.09 | 5 | «Повесть о Петре и Февронии Муромских» | Развернутый рассказ об одном из героев | |
19.09 | 6 | Из литературы XVIII века (6) Краткие сведения о М.В. Ломоносове | Сообщение о событиях жизни М.В. Ломоносова | |
22.09 | 7 | Из оды «На день восшествия на всероссийский престол…» | Наизусть отрывок. | |
26.09 | 8 | Г.Р. Державин. «Властителям и судиям» | Рассказ о Г.Р. Державине Наизусть отрывок. | |
29.09 | 9 | Д.И. Фонвизин. Комедия «Недоросль». | Выразительное чтение по ролям | |
03.10 | 10 | Основной конфликт, проблематика и образы комедии «Недоросль». | Составить рассказ о героях | |
06.10 | 11 | Общественно-политические и философские взгляды Правдина и Стародума. | Повторить признаки классицизма. Подготовить сообщение о Митрофане | |
10.10 | 12 | Из литературы XIX века(27) А.С. Пушкин. «К Чаадаеву» | Рассказ о пребывании А.С. Пушкина в Петербурге. Ответы на вопросы | |
13.10 | 13 | А.С. Пушкин. «Во глубине сибирских руд...», «Анчар». | Наизусть по выбору . | |
17.10 | 14 | Баллада «Песнь о вещем Олеге» | Составить статью для словаря литературоведческих терминов «Аллегория» | |
20.10 | 15 | Историческая эпоха и Пётр I в поэме «Полтава» | Подбор цитат Наизусть отрывок. | |
24.10 | 16 | М.Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников. | Рассказ о М.Ю. Лермонтове, подбор ключевых слов и словосочетаний по плану. | |
27.10 | 17 | М.Ю. Лермонтов «Родина» | Рассказ о поэте. «Родина» наизусть. | |
07.11 | 18 | Историческая эпоха и Иван Грозный в «Песне про... купца Калашникова». | Сообщение об эпохе Ивана Грозного и опричнине. | |
10.11 | 19 | Основные мотивы «Песни...» | Выучить наизусть фрагменты «Песни...» | |
14.11 | 20 | Н.В. Гоголь «Шинель». «Внешний» и «внутренний» человек в образе Акакия Акакиевича | Прочитать повесть Н.В. Гоголя «Шинель» | |
17.11 | 21 | Акакий Акакиевич и «значительное лицо». Фантастика в повести | Художественный пересказ эпизодов. | |
21.11 | 22 | Контрольная работа по произведениям литературы 1-й половины 19 века | ||
24.11 | 23 | И.С. Тургенев. «Хорь и Калиныч». «Певцы». Духовный облик героев | Письменные характеристики Хоря и Калиныча. | |
28.11 | 24 | «Нищий». Тематика, художественное богатство стихотворения в прозе | Выразительное чтение стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Нищий». | |
01.12 | 25 | Краткие сведения о Н.А. Некрасове. «Вчерашний день, часу в шестом...» | Сообщения о Н.А. Некрасове, наизусть стихотворение «Вчерашний день...». | |
05.12 | 26 | «Размышления у парадного подъезда» | Выучить наизусть фрагмент стихотворения «Размышления у парадного подъезда» | |
08.12 | 27 | «Русские женщины» | Рассказ о героине поэмы | |
12.12 | 28 | «Железная дорога» | 1 часть стихотворения «Железная дорога» наизусть. | |
15.12 | 29 | М.Е. Салтыков- Щедрин | Цитатный план статьи учебника и рассказ о писателе. | |
19.12 | 30 | «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил...» | Прочитать сказку и составить цитатный план. | |
22.12 26.12 | 31 32 | Л.Н. Толстой. «Севастополь в декабре месяце» | Пересказ статьи учебника «Поразмышляем о прочитанном». | |
09.01 | 33 | Н.С. Лесков. «Левша». Сюжетная основа, язык и жанр произведения. | Составление словаря сказа. | |
12.01 | 34 | Образ Левши в сказе. Судьба талантливого человека в России | Подбор цитат для заглавий (главы 5—20). | |
16.01 | 35 | А.А. Фет. «Зреет рожь над жаркой нивой...», «Вечер» | Рассказ о поэте по материалам учебника. | |
19.01 | 36 | Ф.И. Тютчев. | Выразительное чтение стихотворений. | |
23.01 | 37 | Произведения русских поэтов XIX в. о России | Выучить наизусть фрагмент по выбору | |
26.01 | 38 | А.П. Чехов. «Хамелеон» | Выразительное чтение рассказа по ролям | |
30.01 | 39 | Из литературы XX века (24) Краткие сведения об И.А. Бунине. «Догорел апрельский светлый вечер...» | ||
02.02 | 40 | И.А. Бунин. «Кукушка» | Подбор цитат-названий для глав повести. | |
06.02 | 41 | Краткие сведения об А.И. Куприне. | Рассказ о героях. Художественный пересказ эпизода пожара | |
09.02 | 42 | А.И. Куприн. «Чудесный доктор» | ||
13.02 | 43 | М. Горький. «Детство». | Выразительное чтение. | |
16.02 | 44 | «Свинцовые мерзости дикой русской жизни» | Ответы на вопросы | |
20.02 | 45 | Гуманистическая направленность повести | Пересказ эпизода, составление плана статьи учебника | |
27.02 02.03 | 46 47 | «Старуха Изергиль». «Легенда о Данко» Подготовка к сочинению по произведениям М.Горького. | Написать сочинение на одну из тем в учебнике, заучивание наизусть отрывка | |
06.03 | 48 | Краткие сведения о В.В. Маяковском. «Необычайное приключение…» | Фрагмент стихотворения «Необыкновенное приключение...» наизусть (по выбору учителя). | |
09.03 | 49 | Краткие сведения о С.А. Есенине. «Я покинул родимый дом...» | Ответы на вопросы после статьи. Выучить наизусть стихотворение | |
13.03 | 50 | «Отговорила роща золотая...» | Выучить наизусть стихотворение «Отговорила роща золотая...». | |
16.03 | 51 | Краткие сведения о И.С. Шмелеве. «Русская песня» | Составить цитатный план рассказа «Русская песня». | |
20.03 | 52 | M.M. Пришвин. «Москва- река» | Составить план рассказа о писателе. | |
23.03 | 53 | Краткие сведения о К.Г. Паустовском. «Мещёрская сторона» | Выразительное чтение части «Обыкновенная земля» и художественный пересказ части «Первое знакомство». | |
03.04 | 54 | «Мещёрская сторона». Части повести: «Леса», «Луга», «Бескорыстие» | Подготовить выразительное чтение частей: «Леса», «Луга», «Бескорыстие». | |
06.04 | 55 | Краткие сведения о Н.А. Заболоцком. «Не позволяй душе лениться...» | Составить устные рассказы о людях, чья жизнь может быть примером стремления к самосовершенствованию. Наизусть стихотворение | |
10.04 | 56 | Краткие сведения об А.Т. Твардовском. «Прощаемся мы с матерями...», «На дне моей жизни...» | Выразительное чтение. Наизусть 1 стихотворение | |
13.04 | 57 | «Василий Теркин». Главы «Переправа», «Два солдата» | Обзор глав, рассказ о герое. | |
17.04 | 58 | Лирика поэтов - участников Великой Отечественной войны | Выразительное чтение стихотворений | |
20.04 | 59 | Краткие сведения о Б.Л. Васильеве «Экспонат №...» | Составить цитатный план рассказа о судьбе Анны Федотовны. | |
24.04 | 60 | Краткие сведения о В.М.Шукшине. «Чудик» | Тезисный план статьи учебника. | |
27.04 | 61 | Контрольная работа по русской литературе 20 века | ||
04.05 | 62 | Русские поэты XX в. о России | Подготовить сообщения о поэтах XX в. | |
11.05 | 63 | Из зарубежной литературы (5) Краткие сведения об У.Шекспире. Сонеты | Выразительное чтение. Наизусть 1 сонет | |
15.05 | 64 | Краткие сведения о Мацуо Басё. | Выразительное чтение | |
18.05 | 65 | Краткие сведения о Р.Бёрнсе. «Возвращение солдата» | Выразительное чтение | |
22.05 | 66 | Р.Бёрнс . «Джон Ячменное зерно» | Художественный пересказ | |
25.05 | 67 | Краткие сведения о Р.Стивенсоне | Ответы на вопросы, выучить наизусть хокку |
Результаты освоения учебного курса «Литература» в 7 классе.
Учащиеся должны знать:
1. Тексты художественных произведений и их авторов.
2. Основные темы и особенности композиции изученных произведений.
3. Событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений.
4. Основные признаки понятий: художественный образ, тема, идея, сюжет,
композиция, род и жанр произведения, рифма, строфа, размер стиха.
5. Характерные особенности лирических, эпических и драматических
произведений.
Учащиеся должны уметь:
1. Правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных
произведений.
2. Выразительно читать произведения или отрывки из них наизусть.
3. Осмысливать и анализировать изучаемое в школе или прочитанное
самостоятельно художественное произведение (сказку, стихотворение,
главу рассказа, повести и пр.).
4. Определять принадлежность произведения к одному из литературных
родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров (рассказ, повесть,
комедия и пр.).
5. Обосновывать свое суждение, давать характеристику героям,
аргументировать отзыв о прочитанном произведении.
6. Выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в
раскрытии содержания прочитанного произведения.
7. Составлять простой и сложный планы изучаемого произведения.
8. Объяснять роль художественных особенностей произведения и
пользоваться справочным аппаратом учебника.
9. Владеть монологической и диалогической речью, готовить сообщения,
доклады, рефераты.
10. Письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и
свободную темы.
11. Выявлять авторское отношение к героям.
12. Высказывать собственное суждение об иллюстрациях.
Критерии оценивания устных ответов учащихся.
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса. 1. Знание текста, и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения. 2. Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки: героев. 3. Понимание роли художественных средств в раскрытия идейно-эстетического содержания изученного произведения. 4. Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений; изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно. 5. Речевая грамотность, логичность и последовательность ответа, техника и выразительность чтения.
В соответствии с этим при оценке устных ответов следует руководствоваться следующими основными критериями в пределах программы.
Оценкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (8-11кл.); свободное владение монологической литературной речью.
Оценкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умения объяснять взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической речью. Однако допускаются две неточности в ответе.
Оценкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знания основных вопросов теории, не недостаточным умением пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыков разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.
Оценкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения, неумение объяснять поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания МО от __________2016 года № ________ Руководитель МО __________________ Ермакова В.А. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ №6 х. Комаров ________ Гливенко Т.Н. «____»____________ 2016 года |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....