Рабочая программа по литературе 7 класс.
рабочая программа по литературе (7 класс) на тему

Любовина Наталья Алексеевна

Рабочая программа по литературе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл liter_7.docx46.02 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная   записка .

.                    Рабочая программа учебного курса литературы для 7 класса составлена на основе следующих нормативных документов:

  1. Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденного приказом № 1089  от  05.03.2004г.
  1. Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.
  2. Примерного учебного плана для общеобразовательных учреждений Ростовской области на 2016-2017 учебный год, утвержденного 18.04.2016г. №271
  3. Программы  общеобразовательных учреждений « Литература » под редакцией Г. Меркина , 6-е издание, М. «Русское слово» 2009.
  4. Положение о рабочей программе, утвержденное приказ. №85 от 29.08.16г МБОУ – СОШ № 6 х. Комаров.
  5. Приказа Министерства образования и науки РФ от 26.01.2016 №38 «О внесении изменений в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

Цели и задачи программы:

1. Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

2. Развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

3. Освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

4. Овладение умениями и навыками чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно- исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Место предмета «Литература » в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение   литературы    

 В 7 классе и отводит 2 часа из федерального компонента (всего 2 часа в неделю – 67 часов в год)

СОДЕРЖАНИЕ рабочей программы

    Введение - 1 час

    Любите читать!

Из устного народного творчества – 2 часа

(Былины. «Святогор и Микула Селянинович». Русские народные песни)

Из древнерусской литературы  – 2 часа

Из «Повести временных лет»: «...И вспомнил Олег коня своего...». «Повесть о Петре и Февронии Муромских»

Из литературы XVIII века – 6 часов

(М.В.Ломоносов. Из оды «На день восшествия на всероссийский престол…», Г.Р.Державин. «Властителям и судиям», Д.И.Фонвизин. «Недоросль»).

Из литературы XIX века – 27 часов

(А.С.Пушкин. «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд...», «Песнь о вещем Олеге», «Полтава». М.Ю.Лермонтов. «Родина», «Песня про... купца Калашникова». Н.В.Гоголь. «Шинель». И.С.Тургенев.«Хорь и Калиныч», «Певцы», «Нищий».  Н.А.Некрасов. «Вчерашний день, часу в шестом...», «Размышления у парадного подъезда», «Русские женщины», «Железная дорога». М.Е.Салтыков-Щедрин«Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил...». Л.Н.Толстой. «Севастополь в декабре месяце». Н.С.Лесков. «Левша». А.А.Фет. «Зреет рожь над жаркой нивой...», «Вечер». А.П.Чехов«Хамелеон», «Смерть чиновника».Русские поэты XIX века о России)

Из литературы XX века – 24 часа

(М.Горький. «Детство», «Старуха Изергиль». «Легенда о Данко». И.А.Бунин. «Догорел апрельский светлый вечер...», «Кукушка». А.И.Куприн. «Куст сирени», «Allez!». В.В.Маяковский. «Необычайное приключение…». С.А.Есенин. «Я покинул родимый дом...», «Отговорила роща золотая...». И.С.Шмелев. «Русская песня». М.М.Пришвин. «Москва- река». К.Г.Паустовский. «Мещёрская сторона» : «Леса», «Луга», «Бескорыстие». Н.А.Заболоцкий. «Не позволяй душе лениться...». А.Т.Твардовский. «Прощаемся мы с матерями...», «На дне моей жизни...», «Василий Теркин». Главы «Переправа», «Два солдата». Поэзия о ВОв, Б.Л.Васильев. «Экспонат №...». В.М.Шукшин. «Микроскоп». Русские поэты XX века о России)

Из зарубежной литературы – 5 часов ( У.Шекспир. Сонеты. Р.Бёрнс. «Возвращение солдата», «Джон Ячменное зерно». Р.Стивенсон.»Остров сокровищ». Мацуо Басё. А. де Сент-Экзюпери. «Планета людей». Я.Купала. Стихотворения.

Для заучивания наизусть

М.В. Ломоносов. Из «Оды на день Восшествия на Всероссийский престол ... » (отрывок).

Г.Р. Державин. «Властителям и судиям» (отрывок).

А.С. Пушкин. 1-2 стихотворения - по выбору.

 М.Ю. Лермонтов. «Родина».

Н.А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда» (отрывок).

А.А. Фет. Стихотворение - по выбору.

С.А. Есенин. Стихотворение - по выбору.

Из стихов о России поэтов XIX века. 1-2 стихотворения по выбору.

Н.А. 3аболоцкий. «Не позволяй душе лениться ... »

А.Т. Твардовский. «На дне моей жизни ... »

У. Шекспир. Один сонет - по выбору.

Календарно-тематическое планирование

Сроки

№ п/п

Раздел, тема

Формы контроля

Фактич.

По плану

01.09

1

Введение (1)

Любите читать!

Составление цитатного плана статьи учебника

05.09

2

Из устного народного творчества(2)

Былины. Былинные герои.

Выразительное чтение былины

08.09

3

Русские народные песни

Выразительное чтение колядных, масленичных песен

12.09

4

Из древнерусской литературы (2)

Из «Повести временных лет»: «...И вспомнил Олег коня своего...»

Художественный пересказ фрагмента

15.09

5

«Повесть о Петре и Февронии Муромских»

Развернутый рассказ об одном из героев

19.09

6

Из литературы XVIII века (6) Краткие сведения о М.В. Ломоносове

Сообщение о событиях жизни М.В. Ломоносова

22.09

7

Из оды «На день восшествия на всероссийский престол…»

Наизусть отрывок.

26.09

8

Г.Р. Державин. «Властителям и судиям»

Рассказ о Г.Р. Державине

Наизусть отрывок.

29.09

9

Д.И. Фонвизин.  Комедия «Недоросль».

Выразительное чтение по ролям

03.10

10

Основной конфликт, проблематика и образы комедии «Недоросль».

Составить рассказ о героях

06.10

11

Общественно-политические и философские взгляды Правдина и Стародума.

Повторить признаки классицизма.

Подготовить сообщение о Митрофане

10.10

12

Из литературы XIX века(27)

А.С. Пушкин. «К Чаадаеву»

Рассказ о пребывании А.С. Пушкина в Петербурге. Ответы на вопросы

13.10

13

А.С. Пушкин. «Во глубине сибирских руд...», «Анчар».

 Наизусть по выбору . 

17.10

14

Баллада «Песнь о вещем Олеге»

Составить статью для словаря литературоведческих терминов «Аллегория»

20.10

15

Историческая эпоха и Пётр I в поэме «Полтава»

Подбор цитат Наизусть отрывок.

24.10

16

М.Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников.

 Рассказ о М.Ю. Лермонтове, подбор ключевых слов и словосочетаний  по плану.

27.10

17

М.Ю. Лермонтов «Родина»

Рассказ о поэте. «Родина» наизусть.

07.11

18

Историческая эпоха и Иван Грозный в «Песне про... купца Калашникова».

 Сообщение об эпохе Ивана Грозного и опричнине.

10.11

19

Основные мотивы «Песни...»

Выучить наизусть фрагменты «Песни...»

14.11

20

Н.В. Гоголь «Шинель». «Внешний» и «внутренний» человек в образе Акакия Акакиевича

Прочитать повесть Н.В. Гоголя «Шинель»

17.11

21

Акакий Акакиевич и «значительное лицо». Фантастика в повести

Художественный пересказ эпизодов.

21.11

22

Контрольная работа по произведениям литературы 1-й половины 19 века

24.11

23

И.С. Тургенев. «Хорь и Калиныч». «Певцы». Духовный облик героев

Письменные характеристики Хоря и Калиныча.

28.11

24

«Нищий». Тематика, художественное богатство стихотворения в прозе

Выразительное чтение стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Нищий».

01.12

25

Краткие сведения о Н.А. Некрасове.

«Вчерашний день, часу в шестом...»

Сообщения о Н.А. Некрасове, наизусть стихотворение «Вчерашний день...». 

05.12

26

«Размышления у парадного подъезда»

Выучить наизусть фрагмент стихотворения «Размышления у парадного подъезда»

08.12

27

«Русские женщины»

Рассказ о героине поэмы

12.12

28

«Железная дорога»

1 часть стихотворения «Железная дорога» наизусть.

15.12

29

М.Е. Салтыков- Щедрин

Цитатный план статьи учебника и рассказ о писателе.

19.12

30

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил...»

Прочитать сказку и составить цитатный план.

22.12

26.12

31

32

Л.Н. Толстой. «Севастополь в декабре месяце»

Пересказ статьи учебника «Поразмышляем о прочитанном».

09.01

33

Н.С. Лесков. «Левша». Сюжетная основа,  язык и жанр произведения.

Составление словаря сказа.

12.01

34

Образ Левши в сказе. Судьба талантливого человека в России

Подбор  цитат для заглавий (главы 5—20).

16.01

35

А.А. Фет. «Зреет рожь над жаркой нивой...», «Вечер»

Рассказ о поэте по материалам учебника.

19.01

36

Ф.И. Тютчев.

Выразительное чтение стихотворений.

23.01

37

Произведения русских  поэтов  XIX в. о России

Выучить наизусть фрагмент по выбору

26.01

38

А.П. Чехов. «Хамелеон»

Выразительное чтение рассказа по ролям

30.01

39

Из литературы XX века (24)

Краткие сведения об И.А. Бунине.

«Догорел апрельский светлый вечер...»

02.02

40

И.А. Бунин. «Кукушка»

Подбор цитат-названий для глав повести.

06.02

41

Краткие сведения об А.И. Куприне.

Рассказ о героях. Художественный пересказ эпизода пожара

09.02

42

А.И. Куприн.

«Чудесный доктор»

13.02

43

М. Горький. «Детство».

Выразительное чтение.

16.02

44

«Свинцовые мерзости дикой русской жизни»

Ответы на вопросы

20.02

45

Гуманистическая направленность повести

Пересказ эпизода, составление плана статьи учебника

27.02

02.03

46

    47

   «Старуха Изергиль». «Легенда о Данко»

Подготовка к сочинению по произведениям М.Горького.

Написать сочинение на одну из тем в учебнике, заучивание наизусть отрывка

06.03

48

Краткие сведения о В.В. Маяковском. «Необычайное приключение…»

Фрагмент  стихотворения «Необыкновенное приключение...» наизусть (по выбору учителя).

09.03

49

Краткие сведения о С.А. Есенине.

«Я покинул родимый дом...»

Ответы на вопросы после статьи. Выучить наизусть стихотворение

13.03

50

«Отговорила роща золотая...»

Выучить наизусть стихотворение «Отговорила роща золотая...».

16.03

51

Краткие сведения о И.С. Шмелеве. «Русская песня»

Составить цитатный план рассказа «Русская песня».

20.03

52

M.M. Пришвин. «Москва- река»

Составить план рассказа о писателе.

23.03

53

Краткие сведения о К.Г. Паустовском. «Мещёрская

сторона»

Выразительное чтение части «Обыкновенная земля» и художественный пересказ части «Первое знакомство».

03.04

54

«Мещёрская сторона». Части повести: «Леса», «Луга», «Бескорыстие»

Подготовить выразительное чтение частей: «Леса», «Луга», «Бескорыстие».

06.04

55

Краткие сведения о Н.А. Заболоцком. «Не позволяй душе лениться...»

Составить устные рассказы о людях, чья жизнь может быть примером стремления к самосовершенствованию. Наизусть стихотворение

10.04

56

Краткие сведения об А.Т. Твардовском. «Прощаемся мы с матерями...», «На дне моей жизни...»

Выразительное чтение.  Наизусть 1 стихотворение

13.04

57

«Василий Теркин». Главы «Переправа», «Два солдата»

Обзор глав, рассказ о герое.

17.04

58

Лирика поэтов - участников Великой Отечественной войны

Выразительное чтение стихотворений

20.04

59

Краткие сведения о Б.Л. Васильеве «Экспонат №...»

Составить цитатный план рассказа о судьбе Анны Федотовны.

24.04

60

Краткие сведения о В.М.Шукшине. «Чудик»

Тезисный план статьи учебника.

27.04

61

Контрольная работа по русской литературе 20 века

04.05

62

Русские поэты XX в. о России

Подготовить сообщения о поэтах XX в.

11.05

63

Из зарубежной литературы (5) 

Краткие сведения об У.Шекспире. Сонеты

Выразительное чтение. Наизусть 1 сонет

15.05

64

Краткие сведения о Мацуо Басё.

Выразительное чтение

18.05

65

 Краткие сведения о Р.Бёрнсе. «Возвращение солдата»

Выразительное чтение

22.05

66

Р.Бёрнс . «Джон Ячменное зерно»

Художественный пересказ

25.05

67

Краткие сведения о Р.Стивенсоне

Ответы на вопросы, выучить наизусть хокку

Результаты освоения учебного курса «Литература» в 7 классе.

Учащиеся должны знать:

 1. Тексты художественных произведений и их авторов.

 2. Основные темы и особенности композиции изученных произведений.

 3. Событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений.

 4. Основные признаки понятий: художественный образ, тема, идея, сюжет,

 композиция, род и жанр произведения, рифма, строфа, размер стиха.

 5. Характерные особенности лирических, эпических и драматических

 произведений.

Учащиеся должны уметь:

 1. Правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных

 произведений.

 2. Выразительно читать произведения или отрывки из них наизусть.

 3. Осмысливать и анализировать изучаемое в школе или прочитанное

 самостоятельно художественное произведение (сказку, стихотворение,

 главу рассказа, повести и пр.).

 4. Определять принадлежность произведения к одному из литературных

 родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров (рассказ, повесть,

 комедия и пр.).

 5. Обосновывать свое суждение, давать характеристику героям,

 аргументировать отзыв о прочитанном произведении.

 6. Выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в

 раскрытии содержания прочитанного произведения.

 7. Составлять простой и сложный планы изучаемого произведения.

 8. Объяснять роль художественных особенностей произведения и

 пользоваться справочным аппаратом учебника.

 9. Владеть монологической и диалогической речью, готовить сообщения,

 доклады, рефераты.

 10. Письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и

 свободную темы.

 11. Выявлять авторское отношение к героям.

 12. Высказывать собственное суждение об иллюстрациях.

Критерии оценивания устных ответов учащихся.

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса.                                                                                                                      1.  Знание текста, и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.        2.  Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки: героев.                                                      3.  Понимание роли художественных средств в раскрытия идейно-эстетического содержания         изученного произведения.                                                                                                                                4.  Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений; изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.                                                                   5.  Речевая грамотность, логичность и последовательность ответа, техника и выразительность чтения.

 В соответствии с этим при оценке устных ответов следует руководствоваться следующими основными критериями в пределах программы.

Оценкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (8-11кл.); свободное владение монологической литературной речью.

Оценкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умения объяснять взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической речью. Однако допускаются две неточности в ответе.

Оценкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном  о знании и понимании текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знания основных вопросов теории, не недостаточным умением пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыков разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.

Оценкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения, неумение объяснять поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической  литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания МО

от __________2016 года № ________

Руководитель МО

__________________ Ермакова В.А.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

МБОУ СОШ №6 х. Комаров

                   ________ Гливенко Т.Н.

«____»____________     2016 года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....