Материалы к урокам литературы
план-конспект урока по литературе (5, 7, 9, 11 класс) на тему

Максимова Наталья Александровна

Предварительный просмотр:

Тема: «Анализ рассказа «Тоска» Антона Павловича Чехова»

1.Организационный момент

2. История создания рассказа 

  Рассказ «Тоска», посвященный теме разобщенности людей и  одиночеству человека, многими исследователями литературного наследия А. П. Чехова признан вершинным из ранних произведений писателя.  Данное произведение было опубликовано в январе 1886 года в «Петербургской газете», в разделе «летучие заметки», где до этого уже А. П. Чехов напечатал многие иронические сценки и другие короткие сатирические произведения, которые принесли ему литературную известность, как остроумному, наблюдательному юмористу — Антоше Чехонте. Что послужило ведущим мотивом обращения А. П. Чеховым к данной теме, доподлинно неизвестно. В декабре 1885 году писатель впервые побывал в Петербурге и «омут, полный чудовищных огней, неугомонного треска и бегущих людей», в который он погрузился, прибыв в столицу, контрастировал с его дефензивным психастеническим душевным складом и, возможно, это в определенной степени послужило одним из стимулов к написанию «Тоски». Тем более, наиболее ярко психастенический характерологический рисунок, проявляет себя именно в возрасте 20–40 лет (Личко, 1977). Автору «Тоски» — двадцать шесть. Черновых вариантов рукописи «Тоски» не сохранилось, так как в этот период творчества А. П. Чехов имел привычку уничтожать все предварительные наброски и использованные подготовительные материалы по окончании работы.

Рассказы Чехова ставят перед читателем серьезные проблемы, получают тщательную разработку в своем сюжетном строении, становятся жанром большой литературы. Пролагая путь рассказу, Чехов отталкивался от старых приемов, обветшалой тематики, внешней развлекательности. С другой стороны, рассказ Чехова вбирал в себя лучшие достижения прежней русской литературы. Чехов выступил мастером этой “малой”формы. Рассказы Чехова таят в себе огромный смысл, отличаясь от остальных четкостью и лаконичностью, неся в себе определенный моральный вывод. Примером такого рассказа может считаться его рассказ “Тоска”. Это рассказ о сытых, равнодушных людях, считающих себя классом выше, неспособных понять, пожалеть другого человека, поддержать его дружеской мягкой и доброй улыбкой, чуждых к отзывчивости и состраданию.

3. Актуализация знаний. Работа обучающихся с текстом

Слово учителя.

 Необычность творчества А.П.Чехова заключается в том, что он вошёл в историю русской и мировой литературы как величайший мастер короткого рассказа. Никто не мог так экономно, как он, использовать выразительные средства и в минимальном объёме текста вместить глубокое содержание (СЛАЙД 1)

? Отличается ли рассказ «Тоска» от тех, которые вы уже изучили?

( Отличается от ранее изученных тем, что это не юмористический рассказ)

«Тоска» (1886) - более поздний рассказ. Чехова с первых дней литературной деятельности всё больше привлекает заурядный поток жизни (СЛАЙД 2) 

? Понравился ли вам рассказ «Тоска»? (да)

? Какие чувства оставил прочитанный рассказ? (печаль, горечь, обида, грусть, чувство непонимания и неудовлетворенности….)

? Какую тему поднимает в рассказе Антон Павлович? (тему одиночества, разобщенности человеческого мира)

? Кто является главным героем рассказа? (старый извозчик Иона Потапов) (СЛАЙД 3)

? Каков сюжет рассказа? (У извозчика Ионы, переехавшего в Петербург из деревни, умирает сын. Героя переполняет неизмеримая, гнетущая тоска, он хочет поделиться своим горем с другими, рассказать о том, как болел и умирал сын. Но никто не слушает Иону, все заняты своими делами. Не найдя никого, кто бы его выслушал, поддержал, он рассказывает всё своей лошадёнке).

Иона одинок. Его переполняет тоска.

Задание: Заполните таблицу.  Какие приемы использует автор, чтобы передать душевное состояние героя? (пейзаж, портрет, речь) (СЛАЙД 4, 5)

Обучающиеся работают с текстом. Ответы озвучивают и заносят в таблицу

Пейзаж

Петербург, вечерние сумерки, снег, крыши домов,  фонарь,  улицы, уличная суматоха, снующие люди, Полицейский мост,  лошади, извозчики- город глазами автора.

Омут, полный чудовищных огней, неугомонного треска и бегущих людей- город глазами лошаденки Ионы. (урбанистический пейзаж- городской пейзаж)

На фоне городского пейзажа раскрываются душевные переживания героя.

Портрет

Портрет отсутствует, автор описывает внутреннее состояние Ионы

(внутренний портрет)

  Детали: поза, поведение.

Поза: он согнулся, насколько только можно согнуться живому телу, сидит и не шевельнется, признаком неподвижности извозчика служит сравнение  бел, как привидение, вздрагивает, чмокает губами, вытягивает по- лебединому шею, ерзает, тыкает в стороны локтями и водит глазами, как угорелый, словно не понимает, где он и зачем он здесь, глаза тревожно и мученически бегают по толпам, он выпрямляется, встряхивает головой, словно почувствовал острую боль, ему невмоготу

Речь

Речь главного героя мы слышим 5 раз. И все время он кривит рот и напрягает горло, прежде чем сказать: «А у меня на этой неделе… тово…сын помер!» Бормочет: « А кто ж его знает! Должно, от горячки…Три дня полежал в больнице и помер… Божья воля!» Получив подзатыльник, смеется и говорит: «Веселые господа… дай Бог здоровья!»  К молодому извозчику обращается: «Милый!...»    А  лошади говорит: «Так –то, брат, кобылочка…Нету Кузьмы Ионыча…»

Заместо того, чтоб ко мне идтить, она к сыну...( употребление устаревшей лексики указывает на возраст, место жительства и отсутствие образования главного героя- приехал в Петербург из деревни)

Заполняя таблицу, обучающиеся работают со словарем.

Задание: Найдите значения неизвестных вам слов  (урбанистический пейзаж, снующие, невмоготу) (СЛАЙД 6)

  • Урбанистический— городской Словарь русских синонимов. урбанистический см. городской Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 …   Словарь синонимов
  • Сновать - торопливо двигаться туда и сюда 
    Пример: Народ снует по улице. (Толковый словарь С.И.Ожегова)
  • Невмоготу - оценка какого-либо состояния как непосильного, нестерпимого (по словарю Ефимовой)
  • Невмоготу - нет никаких сил, возможности делать что- нибудь ( по словарю Ожегова)
  • Невмоготу - нет сил терпеть, совсем нет возможности (по словарю Ушакова)

-Герой тяжело переживает горе- смерть сына. Трижды делает попытки поговорить с людьми. Он хочет выйти из состояния тоски, облегчить свое горе, выговориться, почувствовать себя нужным людям, почувствовать их неравнодушие к себе.

? Удается ли ему это? (военный, трое гуляк- весельчаков, молодой извозчик остаются равнодушными и не желают слушать Иону)

? Кому все-таки рассказывает о своем горе старый извозчик?

? Как вы понимаете смысл эпиграфа?

? Рассказ называется «Тоска». Почему именно так назвал его автор?

Задание: Найдите лексическое значение слова «ТОСКА». (СЛАЙД7)

? Что такое, по-вашему, тоска? Каково лексическое значение этого слова?

 Из «Словаря живого великорусского языка В.И.Даля: «ТОСКА (теснить?) стеснение духа, томление души, мучительная грусть; душевная тревога, беспокойство, боязнь, скука,

горе, печаль, нойка сердца, скорбь»

- Найдите ту часть текста, где ярко и точно описаны чувства старого Ионы Потапова.

ТЕКСТ (СЛАЙД 8)

И Иона оборачивается, чтобы рассказать, как умер его сын, но тут горбач легко вздыхает и заявляет, что, слава богу, они, наконец, приехали. Получив двугривенный, Иона долго глядит вслед гулякам, исчезающим в темном подъезде. Опять он одинок, и опять наступает для него тишина... Утихшая ненадолго тоска появляется вновь и распирает грудь еще с большей силой. Глаза Ионы тревожно и мученически бегают по толпам, снующим по обе стороны улицы: не найдется ли из этих тысяч людей хоть один, который выслушал бы его? Но толпы бегут, не замечая ни его, ни тоски... Тоска громадная, не знающая границ. Лопни грудь Ионы и вылейся из нее тоска, так она бы, кажется, весь свет залила, но, тем не менее, ее не видно. Она сумела поместиться в такую ничтожную скорлупу, что ее не увидишь днем с огнем...

Иона видит дворника с кульком и решает заговорить с ним.

— Милый, который теперь час будет? — спрашивает он.

— Десятый... Чего же стал здесь? Проезжай!

Иона отъезжает на несколько шагов, изгибается и отдается тоске... Обращаться к людям он считает уже бесполезным. Но не проходит и пяти минут, как он выпрямляется, встряхивает головой, словно почувствовал острую боль, и дергает вожжи... Ему невмоготу.

В этом фрагменте слово «тоска» повторяется пять раз. Как ее описывает Чехов?

 Попытаемся ее измерить, взвесить, оценить. Определить это сложно, потому что Тоска- это чувство, а чувства не измеряются и не взвешиваются. Однако, чтобы оценить состояние Ионы, мы это попытаемся сделать.

Характер тоски

-Утихшая ненадолго тоска

- Появляется вновь

-Распирает грудь

-Громадная, не знающая границ

-Вылейся из нее тоска, так она бы, кажется, весь свет залила, но, тем не менее, ее не видно

- Сумела поместиться в такую ничтожную скорлупу, что ее не увидишь днем с огнем...

- Приносящая острую боль. Ему невмоготу

? Когда Иона начинает чувствовать тоску? (когда остается один, когда наступает тишина: . Опять он одинок, и опять наступает для него тишина)

Задание: Найдите в данном фрагменте рассказа характеристики тоски и запишите их в таблицу. (СЛАЙД 9)

Время, периодичность появления тоски

Утихшая ненадолго тоска. (Эпитет)

 Появляется вновь.

антитеза

качество

Распирает грудь. (гипербола)

Приносит острую боль. Ему невмоготу

Границы тоски

Громадная, не знающая границ (гипербола)

Вылейся из нее тоска, так она бы, кажется, весь свет залила, но, тем не менее, ее не видно (метафора- гипербола)

 Сумела поместиться в такую ничтожную скорлупу, что ее не увидишь днем с огнем...(литота)

Чехов использует преувеличение, чтобы показать масштабность, глубину, искренность чувств.

Утихшая ненадолго тоска–антитеза/  Громадная, но поместилась в ничтожную скорлупу

 Появляется вновь.

Глаголы, передающие физическое состояние Ионы: глаза тревожно и мученически бегают по толпам, изгибается и отдается тоске, выпрямляется, встряхивает головой, словно почувствовал острую боль

Толпы бегут (люди)- синекдоха

Днем с огнем - крайняя редкость того, что приходится искать, добавляя к дневному свету искусственный, или же полную невозможность найти нужный предмет или лицо.

 Одиночество человека среди людей — вот страшная суть рассказа «Тоска»

 

Средства связности текста:  (СЛАЙД 10, 11)

  1.  Полные лексические повторы: тоска - тоска, опять – опять (дважды опять переходит во всегда);

Парадигматические повторы: тоски, тоска, тоске; по толпам- толпы; бегают - бегут

Семантические повторы: глаза тревожно и мученически бегают по толпам, изгибается и отдается тоске, выпрямляется, встряхивает головой, словно почувствовал острую боль; отъезжает, дергает вожжи

Лексико-грамматические повторы: один – одинок;

Фонетические повторы: аллитерация (повторение шипящих звуков): исчезающим, тишина, утихшая, еще, с большей, тревожно, мученически, снующим, тысяч, выслушал, знающая, кажется, не увидишь, решает, час, спрашивает, чего, проезжай, отъезжает, шагов, обращаться, считает, вожжи;  они создают эффект тихой разъедающей боли, доводящей до состояния НЕВМОГОТУ

Лексические замены: душа Ионы = ничтожная скорлупа;

Синонимические: толпы - тысячи людей, громадная - не знающая границ

  1. Морфолого- синтаксические замены:1-2п- Иона, 2-3-он, 3-4- тишина-тоска, 4-5-другие- Иона-он либо тоска-она.

Синтаксическая замена: лопни грудь, вылейся тоска;

Видо-временные формы глаголов: глаголы настоящего времени, несовершенного вида (оборачивается – вздыхает – заявляет – глядит – наступает – появляется – распирает – бегают – бегут – видит – решает – спрашивает – отъезжает – изгибается – отдается – считает – не проходит – выпрямляется – встряхивает – дергает);

 

Вывод: Путем анализа изобразительно-выразительных средств и определения средств связности текста мы добились аккумулятивного эффекта на примере фрагмента произведения «Тоска» А. П. Чехова.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Необычность творчества А.П.Чехова заключается в том, что он вошёл в историю русской и мировой литературы как величайший мастер короткого рассказа . Никто не мог так экономно, как он, использовать выразительные средства и в минимальном объёме текста вместить глубокое содержание

Слайд 2

«Тоска» (1886) - более поздний рассказ. Чехова с первых дней литературной деятельности всё больше привлекает заурядный поток жизни.

Слайд 3

Старый извозчик Иона Потапов

Слайд 4

Задание: Заполните таблицу. Какие приемы использует автор, чтобы передать душевное состояние героя? (пейзаж, портрет, речь) Обучающиеся работают с текстом. Ответы озвучивают и заносят в таблицу Пейзаж Портрет Портрет отсутствует, автор описывает внутреннее состояние Ионы (внутренний портрет ) Речь

Слайд 5

Пейзаж Петербург, вечерние сумерки, снег, крыши домов, фонарь, улицы, уличная суматоха, снующие люди, Полицейский мост, лошади, извозчики- город глазами автора. Омут, полный чудовищных огней, неугомонного треска и бегущих людей- город глазами лошаденки Ионы. (урбанистический пейзаж- городской пейзаж) На фоне городского пейзажа раскрываются душевные переживания героя. Портрет Портрет отсутствует, автор описывает внутреннее состояние Ионы (внутренний портрет ) Детали: поза, поведение. Поза: он согнулся, насколько только можно согнуться живому телу, сидит и не шевельнется, признаком неподвижности извозчика служит сравнение бел, как привидение , вздрагивает, чмокает губами, вытягивает по- лебединому шею, ерзает, тыкает в стороны локтями и водит глазами, как угорелый, словно не понимает, где он и зачем он здесь, глаза тревожно и мученически бегают по толпам, он выпрямляется, встряхивает головой, словно почувствовал острую боль, ему невмоготу Речь Речь главного героя мы слышим 5 раз. И все время он кривит рот и напрягает горло, прежде чем сказать: «А у меня на этой неделе… тово …сын помер!» Бормочет: « А кто ж его знает! Должно, от горячки…Три дня полежал в больнице и помер… Божья воля!» Получив подзатыльник, смеется и говорит: «Веселые господа… дай Бог здоровья!» К молодому извозчику обращается: «Милый!...» А лошади говорит: «Так –то, брат, кобылочка …Нету Кузьмы Ионыча …» Заместо того, чтоб ко мне идтить , она к сыну...( употребление устаревшей лексики указывает на возраст, место жительства и отсутствие образования главного героя- приехал в Петербург из деревни) Задание: Заполните таблицу. Какие приемы использует автор, чтобы передать душевное состояние героя? (пейзаж, портрет, речь) Обучающиеся работают с текстом. Ответы озвучивают и заносят в таблицу

Слайд 6

Задание: Найдите значения неизвестных вам слов (урбанистический пейзаж, снующие, невмоготу) Урбанистический — городской Словарь русских синонимов. урбанистический см. городской Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов Сновать - торопливо двигаться туда и сюда Пример: Народ снует по улице. (Толковый словарь С.И.Ожегова) Невмоготу - оценка какого-либо состояния как непосильного, нестерпимого (по словарю Ефимовой) Невмоготу - нет никаких сил, возможности делать что- нибудь ( по словарю Ожегова) Невмоготу - нет сил терпеть, совсем нет возможности (по словарю Ушакова)

Слайд 7

Задание: Найдите лексическое значение слова «ТОСКА». Из «Словаря живого великорусского языка В.И.Даля: «ТОСКА (теснить?) стеснение духа, томление души, мучительная грусть; душевная тревога, беспокойство, боязнь, скука, горе, печаль, нойка сердца, скорбь»

Слайд 8

Опять он одинок, и опять наступает для него тишина.. Утихшая ненадолго тоска появляется вновь и распирает грудь ещё с большей силой. Глаза Ионы тревожно и мученически бегают по толпам, снующим по обе стороны улицы: не найдётся ли из этих тысяч людей хоть один, который выслушал бы его? Но толпы бегут, не замечая ни его, ни тоски…Тоска громадная, не знающая границ. Лопни грудь Ионы и вылейся из нее тоска, так она бы , кажется, весь свет залила, но тем не менее ее не видно. Она сумела поместиться в такую ничтожную скорлупу, что ее не увидишь днем с огнем. Иона отъезжает на несколько шагов, изгибается и отдается тоске… Обращаться к людям он считает уже бесполезным. Но не проходит и пяти минут, как он выпрямляется, встряхивает головой, словно почувствовал острую боль, и дергает вожжи… Ему невмоготу…

Слайд 9

Время, периодичность появления тоски Утихшая ненадолго тоска. (Эпитет) Появляется вновь. антитеза Качество Распирает грудь. (гипербола) Приносит острую боль. Ему невмоготу Границы тоски Громадная, не знающая границ (гипербола) Вылейся из нее тоска, так она бы, кажется, весь свет залила, но, тем не менее, ее не видно (метафора- гипербола) Сумела поместиться в такую ничтожную скорлупу, что ее не увидишь днем с огнем...(литота) Задание: Найдите в данном фрагменте рассказа характеристики тоски и запишите их в таблицу.

Слайд 10

Средства связности текста: Полные лексические повторы: тоска - тоска , опять – опять (дважды опять переходит во всегда ); Парадигматические повторы: тоски, тоска, тоске; по толпам- толпы; бегают - бегут Семантические повторы: глаза тревожно и мученически бегают по толпам, изгибается и отдается тоске, выпрямляется, встряхивает головой, словно почувствовал острую боль; отъезжает, дергает вожжи Лексико-грамматические повторы: один – одинок; Фонетические повторы: аллитерация (повторение шипящих звуков): исчезающим, тишина, утихшая, еще, с большей, тревожно, мученически, снующим, тысяч, выслушал, знающая, кажется, не увидишь, решает, час, спрашивает, чего, проезжай, отъезжает, шагов, обращаться, считает, вожжи; они создают эффект тихой разъедающей боли, доводящей до состояния НЕВМОГОТУ Лексические замены: душа Ионы = ничтожная скорлупа; Синонимические: толпы - тысячи людей, громадная - не знающая границ

Слайд 11

Морфолого - синтаксические замены:1-2п- Иона, 2-3-он, 3- 4- тишина-тоска, 4-5-другие- Иона-он либо тоска-она . Синтаксическая замена: лопни грудь, вылейся тоска; Видо-временные формы глаголов: глаголы настоящего времени, несовершенного вида (оборачивается – вздыхает – заявляет – глядит – наступает – появляется – распирает – бегают – бегут – видит – решает – спрашивает – отъезжает – изгибается – отдается – считает – не проходит – выпрямляется – встряхивает – дергает);

Слайд 12

ПАДАЕТ СНЕГ Падает снег, падает снег - Тысячи белых ежат... А по дороге идет человек, И губы его дрожат. Мороз под шагами хрустит, как соль, Лицо человека - обида и боль, В зрачках два черных тревожных флажка Выбросила тоска. Измена? Мечты ли разбитой звон? Друг ли с подлой душой? Знает об этом только он Да кто-то еще другой. Случись катастрофа, пожар, беда - Звонки тишину встревожат. У нас милиция есть всегда И "Скорая помощь" тоже. А если просто: падает снег - И тормоза не визжат, А если просто идет человек И губы его дрожат? А если в глазах у него тоска- Два горьких черных флажка? Какие звонки и сигналы есть, Чтоб подали людям весть?! И разве тут может в расчет идти Какой-то там этикет, Удобно иль нет к нему подойти, Знаком ты с ним или нет? Падает снег, падает снег, По стеклам шуршит узорным. А сквозь метель идет человек, И снег ему кажется черным... И если встретишь его в пути, Пусть вздрогнет в душе звонок, Рванись к нему сквозь людской поток. Останови! Подойди! Эдуард Асадов

Слайд 13

Кому повем печаль мою?... — Жуешь? — спрашивает Иона свою лошадь, видя ее блестящие глаза. — Ну, жуй, жуй... Коли на овес не выездили, сено есть будем... Да... Стар уж стал я ездить... Сыну бы ездить, а не мне... То настоящий извозчик был... Жить бы только... Иона молчит некоторое время и продолжает: — Так-то, брат кобылочка ... Нету Кузьмы Ионыча ... Приказал долго жить... Взял и помер зря... Таперя , скажем, у тебя жеребеночек, и ты этому жеребеночку родная мать... И вдруг, скажем, этот самый жеребеночек приказал долго жить... Ведь жалко? Лошаденка жует, слушает и дышит на руки своего хозяина... Иона увлекается и рассказывает ей всё...



Предварительный просмотр:

Урок литературы в 5 классе по повести И.С. Тургенева «Муму» с применением технологии критического мышления

Тема  «Муму в жизниГерасима»

Цель: организация  познавательной деятельности учащихся на основе смыслового чтения для интерпретации текста; развитие  навыков анализа художественного текста; воспитание  общечеловеческих ценностей

I этап.  Побуждение. Аквариум.

Работа по вопросам:

-Есть ли у вас домашние питомцы? Как вы к ним относитесь?

-Хочется ли вам о них заботиться и почему?

-Были ли у вас ситуации, когда вы наблюдали жестокое отношение к животным?

-Приходилось ли вам вмешиваться в ситуацию жестокого отношения к  

 животным?

Учитель: Домашние животные есть почти в каждом доме, в каждой семье. И мало того, они становятся частью той семьи,  где их любят, где о них заботятся. Муму тоже стала частью семьи глухонемого Герасима. Тема нашего урока «Роль Муму в жизни Герасима». Исходя из темы поставим цели.

- Что мы должны знать (художественный текст).

- Что мы должны уметь (работать с текстом, вычленять главное, систематизировать материал).

Весь урок мы будем работать над проблемным вопросом: Какова роль Муму в жизни Герасима? Прежде чем перейти к реализации целей урока, вспомним с помощью кроссворда персонажей повести.

Проверка домашнего задания.

Кроссворд.

1)Вот зашла однажды о нем речь у барыни с ее главным дворецким, …человеком, которому, судя по одним его желтым глазкам и утиному носу, сама судьба, казалось, определила быть начальствующим лицом (Гаврила)

2) …Герасим находился в отношениях не то чтобы приятельских — они его побаивались, — а коротких: он считал их за своих (челядь)

3) В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом, жила некогда…, вдова, окруженная многочисленною дворней (барыня)

4)… состоявшая, как мы сказали выше, в должности прачки (впрочем, ей, как искусной и ученой прачке, поручалось одно тонкое белье), была женщина лет двадцати осьми, маленькая, худая, белокурая, с родинками на левой щеке (Татьяна)

5)… дюжий парень, состоявший в должности лакея (Степан)

6) Старая барыня… во всем следовала древним обычаям и прислугу держала многочисленную; …был, наконец, один башмачник… пьяница горький (Капитон)

7) Б едной собачонке было всего недели три, глаза у ней прорезались недавно; один глаз даже казался немножко больше другого; она еще не умела пить из чашки и только дрожала и щурилась (Муму)

И.С.Тургенев: Удачного вам урока! И помните – вы в ответе за тех, кого приручили!

II этап. Осмысление. Направленное чтение.

Учитель: Вспомните первую встречу Герасима и Муму. Как это произошло? Для этого вам необходимо выполнить задания:

- Прочитайте текст №1

- Подчеркните глаголы в словосочетаниях, называющие действия Герасима по отношению к Муму, и выстройте смысловую.

Вывод: до этого одинокий человек наконец-то приобрел семью, Муму стала ему семьей.

- Как автор рисует взаимоотношения Герасима к Муму, как он к ней относится? Она платила ему тем же?

- Прочитайте текст №2

- На стикерах запишите чувства, которые Герасим испытывает к Муму.

(Счастье – потому что спас щенка.)

Дружба – Герасим не только спас щенка, но и приобрел себе друга

Взаимопомощь – Муму помогала Герасиму

Привязанность – он привязался к собачке, заботился о ней

Радость – он радовался, потому что мог заботиться о другом живом существе

Забота – прорезал отверстие в своей двери, и она как будто чувствовала, что только в Герасимовой каморке она была полная хозяйка

Любовь – Герасим сам любил ее без памяти, и ему было неприятно, когда другие ее гладили

Ласка - Она была чрезвычайно умна, ко всем ласкалась, но любила одного Герасима.

Вывод: Посмотрите, сколько сердечек вмещает огромное сердце Герасима. Если все сложить, то можно увидеть, как оно умеет любить.

Учитель: Но описание счастливого года занимает крохотную часть в повести. Недолгое счастье дружбы с живым и благодарным существом, которое чудом вошло в жизнь Герасима, внезапно обрывается. Почему?

(Потому что вмешалась барыня)

- Прочитайте текст №3 по ролям.

- Символами изобразите ваше отношение к услышанному (смысловой рисунок).

-Во второй сцене (Голос ее меняется, она нахмурилась, разозлилась, потому что Муму единственная, кто не подчинился ее требованиям, не подстроился под ее настроение)

Перед окном был разбит палисадник, и на самой средней клумбе, под розовым кусточком, лежала Муму и тщательно грызла кость. Барыня увидала ее.

-Почему Герасим решает сам исполнить приказ барыни? (Силы неравны, все против него, он не сможет уберечь Муму от людей барыни. Единственное, что он может сделать – спасти собаку от жестокости и бесчувственных лакеев, облегчить ее страдания).

Прочитайте текст №4. Подчеркните предложение, которое вы считаете главным

Вывод: Так трагически заканчивается человеческое счастье Герасима.

Муму не стало. Оказала ли она влияние на дальнейшую судьбу Герасима?

III этап. Рефлексия. Метод незаконченного предложения.

Муму изменила жизнь Герасима, так как…

Муму не изменила жизнь Герасима, так как…

IV. Оценивание: учитель оценивает деятельность учащихся; учащиеся оценивают работу групп (две звезды, одно желание).

V. Домашнее задание:

1. Найти в тексте сравнения, использованные автором при изображении

Герасима.

 2.Написать эссе «Мой четвероногий друг».

3. Составить синквейн на любого персонажа повести.



Предварительный просмотр:

Тема: И.С.Тургенев «Муму». Образ барыни и Герасима.

(Урок открытия новых знаний)

Цели:

 образовательная:   проанализировать первую часть рассказа (образ барыни и Герасима); рассмотреть позицию автора и художественно-

изобразительные средства, помогающие раскрыть образы героев; формирование познавательных УУД;

развивающая: развивать умение вслушиваться, всматриваться в слово художественного произведения, совершенствовать умение анализа литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием понятийного языка литературоведения; развивать  навыки исследовательской работы, критического мышления мышления, работы с текстом; формирование регулятивных, коммуникативных УУД;

воспитательная: воспитывать духовно развитую личность, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности, формировать гуманистическое мировоззрение, гражданской позиции, любовь и уважение к литературе; формирование личностных УУД

Основные понятия: литературный герой, портрет, прототип, метафора, сравнение, гипербола, крепостное право, дворянство, крепостные, челядь, дворня, дворовой;

Форма урока Урок - исследование

Форма работы -  групповая, коллективная

  1. Орг. момент  

 Цель: включение в деятельность; эмоциональный настрой

  Здравствуйте, ребята! Рада вас всех видеть! Давайте улыбнемся друг другу и посмотрим так, как будто вы в первый раз  увиделись и хотите познакомиться. Внимательно посмотрите друг на друга. Не забывайте: вы же в первый раз видите друг друга. Мысленно пожелайте друг другу хорошего настроения, уверенности в себе, хороших результатов. Запомните это состояние, этот момент. Присаживайтесь!

2.  Актуализация изученного. 

Цель: актуализация знаний

Ребята, посмотрите на экран. Что вы видите?    (на слайде аллея парка, дорога, уходящая вдаль)

- А как вы считаете, почему я начало урока оформлено таким слайдом? Какие у вас возникают ассоциации?

- По этой аллее любил гулять И.С.Тургенев, размышлять о своих произведениях.

- Дорога – это путь героев произведений Тургенева.

А еще дорога – это наш с вами путь, как читателей, по которому нам предстоит пройти вместе с автором и его героями. Путь это непростой, но очень интересный. В конце этого пути нам откроется много тайн. Пока мы с вами стоим в начале этой дороги. Первый шаг был сделан на прошлом уроке-знакомстве с биографией и историей создания рассказа «Муму».

-Дома вы  составляли толстые и тонкие вопросы по содержанию урока, читали рассказ «Муму», составляли словарик непонятных слов  

Работа в парах:  

- Ребята, работая сейчас в парах, обсудите составленные вопросы и выберите лучшие. Задайте вопросы классу.        

 - Молодцы! Вы постарались. Очень интересные у вас получились вопросы.

Это умение нам очень необходимо. Как думаете, почему?

- Задавая вопросы, мы думаем, спорим, исследуем, находим ответ.

  - А как вы считаете, это умение нам пригодится в жизни? Для чего?

 - Чтобы уметь общаться.

 - Чтобы нас понимали правильно.

 - Чтобы достичь  цели.

3. Мотивация к учебной деятельности. Целеполагание.

Цель: определение содержательных рамок урока.

 Как вы думаете, каким будет наш следующий шаг по дороге знакомства?

- Будем знакомиться с произведением.

- С чего начнется знакомство с произведением?

- Со знакомства с героями.

- Абсолютно верно! Наш сегодняшний урок – урок-знакомство с героями рассказа И.С.Тургенева «Муму»

- Попробуйте сформулировать задачи, которые нам предстоит выполнить на сегодняшнем уроке.

Давайте проведем небольшой эксперимент. Закройте, пожалуйста, глаза.

Проверим, насколько вы внимательны!

- Катя, у Веры сегодня две косички или одна?

- Юля, какого цвета глаза у Ромы?

И т.д.

- А теперь откройте глаза. Внимательны вы были?

- Цель моего эксперимента: развитие внимания, внимания к деталям в тексте, вокруг нас. Зачем быть внимательным?

4. Творческое применение и добывание знаний.

Цель: развитие читательских умений

А. Работа с образом барыни.

 Чтение 1-го абзаца текста. Составление кластера «Барыня»

 - Обсудите в парах, на что обращает внимание автор при описании барыни?  

Учащиеся обсуждают в парах содержание кластера «Барыня»

-Какое впечатление вызвала у вас барыня? Какими средствами добивается автор такого впечатления?

- А как автор относится к героине? Докажите.

 - А теперь я предлагаю посмотреть фрагмент мультфильма. Сравните текст и фрагмент м/ф. Ваши впечатления.

Б.  Работа с образом Герасима

«Барыня взяла его из деревни…» Что значит взяла? Можно человека «взять»?

- На что этой фразой обращает внимание Тургенев?

- На то, что она – хозяйка, а Герасим – ее крепостной.

- Как вы считаете, это нормальное явление? Что хотел донести до читателей автор?

- Это противоречит нормальным человеческим отношениям. Это не соответствует норме.

- Тургенев показывает противоестественность таких отношений. Так не должно быть. Против этого И.С.Тургенев боролся всю жизнь.

«Из числа всей ее челяди  самым замечательным лицом был дворник Герасим»,- пишет И.С. Тургенев.

- Что значит «замечательное лицо»? Действительно ли Герасим был таким?

Проверка домашнего задания: выборочный пересказ

1 ряд – внешность Герасима; описание каморки    

2 ряд – жизнь в деревне (занятия, отношение к труду)

3 ряд – жизнь в городе (обязанности, отношение к обязанностям)

3. «Он не понимал, что с ним такое деется»

Эмоциональное состояние героя.

- В чем необычность его ситуации?

- Он глухонемой. Он не может высказать, что чувствует, словами.  

- Каким же образом мы узнаем о чувствах героя?  (действия Герасима, сравнения)

- Совершенно верно! Найдите глаголы и сравнения, передающие состояние героя.

5. Итог урока.

Цель – зафиксировать содержание урока

  Итак,  ребята,  мы  сделали  еще  один  шаг  на  пути знакомства с художественным произведением. Давайте вернемся  к  поставленным  целям  и  задачам.  Как  вы считаете, мы справились с намеченным?

- Чтобы узнать, что же вы узнали о Герасиме( а именно он  находится  в  центре  внимания  автора),  составьте синквейн на тему «Герасим».

6. Дом. задание. Выберите себе задание:

1 вар. пересказ «Герасим и Татьяна» или «Толстые и тонкие вопросы»

2 вар. Пересказ «Герасим и Муму» или «Толстые и тонкие вопросы»

7. Рефлексия. Оцени свою работу.

- В группе я работал (активно/пассивно)\

-Урок мне показался….

- Мое настроение….

Домашнее задание мне кажется….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Предварительный просмотр:

Проект  «Аккумулятивный эффектна примере эпизода из романа Л.Н. Толстого «Война и мир»

Проблема: непонимание обучающимися неразрывной связи содержания и формы в литературном произведении.

Цель: показать на примере эпизода «Приезд Николая Ростова домой», как средства связности текста помогают понять суть изображаемого.

План работы:

  1. Изучить понятие «когезия» и средства связности текста;
  2. Подобрать фрагмент текста из русской классической литературы для иллюстрации аккумулятивного эффекта.
  3. Разработать фрагмент урока по средствам когезии в тексте.

Фрагмент урока

-Представьте себе, что вы служите в армии, долго не были дома и вот возвращаетесь к родителям, любимой семье. Первые секунды встречи… запишите в тетрадь ваши эмоции, чувства(нетерпение, радость, счастье, желание увидеть дом, родных, слезы радости)

-Прочитайте отрывок из эпизода «Приезд Николая Ростова домой» (Л.Н. Толстой «Война и мир», 2 том, 1 глава) Обратите внимание на словарь:Словарь

  • Ломберный стол —    стол с прямоугольной столешницей, обтянутой сукном, для игры в карты.    (Термины российского архитектурного наследия.Плужников В.И., 1995)

«Он на  ходу выскочил из саней и побежал  в  сени… Ростов, …не желая никому дать предупредить себя, скинул шубу и на цыпочках побежал в темную, большую залу. Всё то же, те же ломберные столы, та же люстра в чехле; но кто-то уж видел молодого барина, и не успел он добежать до гостиной, как что-то стремительно, как буря, вылетело из боковой двери и обняло и стало целовать его. Еще другое, третье такое же существо выскочило из другой, третьей двери; еще объятия, еще поцелуи, еще крики, слезы радости. Он не мог разобрать, где и кто папа, кто Наташа, кто Петя. Все кричали, говорили и целовали его в одно и то же время.…Он всё еще ждал и искалкого-то... Старая графиня еще не выходила. И вот послышались шаги в дверях. Шаги такие быстрые, что это не могли быть шаги его матери. И он побежал к ней. Когда они сошлись, она упала на егогрудь  рыдая.»

- Соответствует ли тем чувствам, эмоциям, которые вы описали, изображенная картина? (Да.Толстой словно «подслушал» такие близкие и понятные всем нам чувства человека, возвращающегося в родной дом после долгой разлуки)

- Что испытывает Николай Ростов? (Мы видим волнение Николая, его нетерпение, его переполняет желание поскорее увидеть любимую семью.)

- Как данный отрывок характеризует семью Ростовых?

(Любовь - основа жизни в семье Ростовых.Они живут “жизнью сердца”. Им свойственны естественность поведения, открытость, эмоциональность, отзывчивость, чуткость, искренность. Все любят друг друга, чувствуют и ценят свое родство. Здесь живут чувствами, здесь царит атмосфера любви и взаимопонимания.)

- Понять основную мысль мы можем не только из того, ЧТО написано (содержание), но и из того, КАК написано (форма). Содержание и форма едины, неразрывны. Попробуем доказать это, познакомившись с понятием «когезия».

Когезия (от лат.связанный, сцепленный) -  это формы связи - грамматические, семантические, лексические и др. - между отдельными частями текста, отдельными предложениями фрагмента текста: повторы, замены, связки (таблица «Средства связности текста»). Когезия – это один из показателей формы произведения.

-Проблемный вопрос:помогают ли средства когезиипередать главную мысль эпизода? Чтобы найти ответ на вопрос, давайте выполним задания по тексту, понаблюдаем и сделаем вывод.

Задания

Ответы

  1. Найдите в данном тексте разные повторы. Какую языковую и смысловую роль они играют?

- полный лексический повтор местоимения «он» заменяет имя героя, подчеркивая, что картину мы видим его глазами, повторяясь, оно передает его чувство нетерпения;

- полный лексический повтор глагола «побежал» передает стремительность происходящего, а деривационный повтор глаголов «побежать, добежал» и семантический повтор «побежал, вылетело, выскочило, сошлись»усиливают эффект стремительности и нетерпения, передают быструю смену событий;

- парадигматический повтор «то же, те же, та же» позволяет передать восхищение и умиление Николая от того, что дома ничего не изменилось, все так же, как и было до его отъезда;

- полный лексический повтор  местоимения «кто» исемантический повтор «что-то, другое, третье» позволяют понять, что не важно, кто конкретно встречает Николая, эта семья – единое целое, единый организм;

- благодаря парадигматическому повтору «другое, третье (существо) – другой, третьей (двери)», мы ощущаем, что весь дом Ростовых одновременно пришел в движение;

- полный анафорический повтор «Он на ходу выскочил… Он не мог разобрать… Он все еще ждал…» и наконец повтор с союзом «и»  «И он побежал…»помогает нам увидеть напряжение, его нарастание и кульминацию действия и чувств героя;

- структурный повтор назывных предложений «еще объятия, еще поцелуи, еще крики» передают динамику действия, экспрессию, состояние радостной неразберихи и неожиданного счастья;

-благодаря деривационному повтору «еще поцелуи, еще крики – все кричали, … целовали», мы как бы слышим звуки радости, веселого возбуждения;

-полный лексический повтор слова «еще» (6 раз) передает нарастание нетерпения Николая перед главной встречей;

- полный лексический повтор существительного «шаги» передает предвосхищение главной встречи – с матерью;

- усиливает предыдущее средство фонетический повтор звука «Ш» (послышались…шаги…шаги…шаги…сошлись) – герой как бы прислушивается, не идет ли мама, не слышно ли шуршание ее платья;

- еще одна аллитерация – фонетический повтор звука «Р» (графиня, быстрые, грудь, рыдая) как предвосхищение радостных слез, рыданий матери при встрече с сыном.

Вывод: наиболее обычная функция повтора — функция усиления. Высокая плотность повторов говорит о высоком аккумулятивном эффекте (концентрации мысли)

  1. Найдите местоименную замену. Какова ее роль?

- местоименная замена «Ростов – он» позволяет связывать все действия главным действующим героем.

  1. Найдите связки в тексте. Для чего они служат?

- видовременная соотнесенность глаголов «выскочил, побежал, не успел добежать, выскочило, обняло» и т.д. – глаголы преимущественно совершенного вида – это признак повествования, которое предполагает смену действий, в этом тексте быструю, стремительную смену действий;

- указательные местоимения «то, те,та, такие» как бы направляют наш взгляд параллельно с героем: все ли так, все ли на месте;

- повторяющееся определительное местоимение «другой» позволяет усилить эффект быстрой смены событий;

- повторяющийся союз «и» выполняет не только роль сцепления членов предложения, предложений, но употребленный в начале финальных предложений указывает на кульминационный момент текста;

- частицы отрицательная «не»,усиливающие «уж, же» и указательная «вот»акцентируют внимание на те слова, которые необходимы автору для более точного выражения мысли.

  1. Обобщите и сделайте вывод: роль средств когезии в передаче идейно-художественного содержания  текста.

Средства когезии, причуливо переплетаясь,  позволяют не только логически связать текст, но и помогают аккумулировать его идейно-художественное  содержание.Эпизод приезда Николая Ростова в отпуск позволяет Толстому показать отношения в семье Ростовых «в разрезе», «изнутри». Мы видим, что между Ростовыми царит искренняя любовь, которая влечет за собой душевную теплоту, понимание, гармонию. На примере Ростовых писатель рисует образец семьи, любуясь и восхищаясь своими героями.



Предварительный просмотр:

Надричный А.В.,

преподаватель русского языка

и литературы

Сахалинского техникума сервиса.

Методическая разработка

 заданий для анализа фрагмента повести А.П.Чехова «Степь»

Цели работы:

  1. Рассмотреть художественное своеобразие фрагмента;
  2. Посредством анализа изобразительно-выразительных средств  и средств синтаксической связи  выйти на идею текста.

Задания.

  1.  Внимательно прочитайте отрывок из повести А.П.Чехова «Степь».

     (1)А когда восходит луна, ночь становится бледной и томной. (2)Мглы как не бывало. (3)Воздух прозрачен, свеж и тепел, всюду хорошо видно и даже можно различить у дороги отдельные стебли бурьяна. (4)На далекое пространство видны черепа и камни. (5)Подозрительные фигуры, похожие на монахов, на светлом фоне ночи кажутся чернее и смотрят угрюмее. (6)Чаще и чаще среди монотонной трескотни, тревожа неподвижный воздух, раздается чье-то удивленное «а-а!» и слышится крик неуснувшей или бредящей птицы. (7)Широкие тени ходят по равнине, как облака по небу, а в непонятной дали, если долго всматриваться в нее, высятся и громоздятся друг на друга туманные, причудливые образы... (8)Немножко жутко. (9)А взглянешь на бледно-зеленое, усыпанное звездами небо, на котором ни облачка, ни пятна, и поймешь, почему теплый воздух недвижим, почему природа настороже и боится шевельнуться: ей жутко и жаль утерять хоть одно мгновение жизни. (10)О необъятной глубине и безграничности неба можно судить только на море да в степи ночью, когда светит луна. (11)Оно страшно, красиво и ласково, глядит томно и манит к себе, а от ласки его кружится голова.

     (12)Едешь час-другой... (13)Попадается на пути молчаливый старик-курган или каменная баба, поставленная бог ведает кем и когда, бесшумно пролетит над землею ночная птица, и мало-помалу на память приходят степные легенды, рассказы встречных, сказки няньки-степнячки и всё то, что сам сумел увидеть и постичь душою. (14)И тогда в трескотне насекомых, в подозрительных фигурах и курганах, в глубоком небе, в лунном свете, в полете ночной птицы, во всем, что видишь и слышишь, начинают чудиться торжество красоты, молодость, расцвет сил и страстная жажда жизни; душа дает отклик прекрасной, суровой родине, и хочется лететь над степью вместе с ночной птицей. (15)И в торжестве красоты, в излишке счастья чувствуешь напряжение и тоску, как будто степь сознает, что она одинока, что богатство ее и вдохновение гибнут даром для мира, никем не воспетые и никому не нужные, и сквозь радостный гул слышишь ее тоскливый, безнадежный призыв: певца! певца!

(16)— Тпрр! Здорово, Пантелей! Всё благополучно?

(17)— Слава богу, Иван Иваныч!

(18)— Не видали, ребята, Варламова?

(19)— Нет, не видали.

     (20)Егорушка проснулся и открыл глаза. (21)Бричка стояла. (22)Направо по дороге далеко вперед тянулся обоз, около которого сновали какие-то люди. (23)Все возы, потому что на них лежали большие тюки с шерстью, казались очень высокими и пухлыми, а лошади — маленькими и коротконогими.

  1. К какому типу речи относится данный текст? (Описание с элементами повествования)
  2. Разбейте текст на смысловые группы.

(1 – красота, таинственность ночной степи

 2 - степь одинока, «богатства ее и вдохновение гибнут даром».

 3 – встреча Пантелея и Ивана Иваныча с ребятами, бытовые детали)

  1. Найдите в тексте изобразительно-выразительные средства (для того, чтобы максимально ускорить работу, они подчёркнуты в тексте). Заполните таблицу.

Средства изобразительности

Примеры

Что передают, для чего используются.

  1. Эпитеты

  1. Олицетворения

  1. Сравнения

  1. Антитеза

Средства изобразительности

Примеры

Что передают, для чего используются.

  1. Эпитеты

«Воздух прозрачен, свеж и тепел…»;

«…неподвижный воздух…»;

«…туманные, причудливые образы…»;

«О необъятной глубине и безграничности неба…»;

«…ночь становится бледной и томной…»;

«…тоскливый, безнадежный призыв…»

Помогают передать красоту, величие, таинственность, загадочность природы.

  1. Олицетворения

«фигуры… смотрят угрюмее»;

«тени ходят»;

«…природа настороже и боится шевельнуться: ей жутко и жаль…»;

«небо…ласково глядит томно и манит»;

«…степь сознает, что она одинока»;

Природа одухотворена, она живёт, дышит, чувствует.

  1. Сравнения

«…фигуры, похожие на монахов…»;

«тени…, как облака»;

«старик-курган»;

Помогают создать яркие, зримые образы.

  1. Антитеза

«…тюки с шерстью, казались очень высокими и пухлыми, а лошади — маленькими и коротконогими».

Придают речи выразительность, помогают представить живую картину, делают образы яркими, запоминающимися.

  1. Найдите в тексте средства  синтаксической связанности предложений, частей текста (слова выделены крупным шрифтом). Заполните таблицу.

Средства связи

(слова выделены крупным шрифтом)

Примеры

№ предложений

Что передают, для чего используются.

  1. Полный лексический повтор

  1. Повтор слов разных форм (парадигматический повтор)

  1. Повтор однокоренных слов (деривационный повтор).

  1. Повтор лексики одной тематики (семантический повтор).

  1. Замена имени существительного местоимением.

  1. Повтор союзов

Средства связи

(слова выделены крупным шрифтом)

Примеры

№ предложений

Что передают, для чего используются.

  1. Полный лексический повтор

Слышишь - слышишь

14, 15

Позволяют читателю окунуться в атмосферу текста, почувствовать себя участником событий.

  1. Повтор слов разных форм (парадигматический повтор).

Видно – видны;

По небу - небо – неба

ночная птица – ночной птицы, с ночной птицей

3, 4

7, 9, 10

Дополняют предшествующее предложение, дают панорамный обзор.

  1. Повтор однокоренных слов (деривационный повтор).

Увидеть - видишь

13, 14

Придают динамичность тексту, живой характер.

  1. Повтор лексики одной тематики (семантический повтор).

Видно, можно различить - видны – кажутся – раздаётся, слышится;

Видишь и слышишь - чувствуешь

3,4,5,6

14, 15

Создают целостную картину мира, позволяют представить живой пейзаж.

  1. Замена имени существительного местоимением

Неба - оно

10, 11

Связывают предложения, дополняют друг друга.

  1. Повтор союзов

И - и

14, 15

Придаёт речи экспрессивность, эмоциональность

  1. Что хотел передать читателю (мысли, чувства) автор в данном отрывке?

(Он трепетно и с любовью доносит до читателя все прелести этого края, и ему не безразлично его настоящее и будущее).



Предварительный просмотр:

Методическая разработка

заданий для анализа лирического отступления «Птица-тройка» из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»

   ... И какой же русский не любит быстрой езды? Его ли душе, стремящейся закружиться, загуляться, сказать иногда: "чёрт побери всё!" – его ли душе не любить её? Её ли не любить, когда в ней слышится что-то восторженно-чудное? Кажись, неведомая сила подхватила тебя на крыло к себе, и сам летишь, и всё летит: летят вёрсты, летят навстречу купцы на облучках своих кибиток, летит с обеих сторон лес с тёмными строями елей и сосен, с топорным стуком и вороньим криком, летит вся дорога невесть куда в пропадающую даль, и что-то страшное заключено в сём быстром мельканье, где не успевает означиться пропадающий предмет, – только небо над головою, да лёгкие тучи, да продирающийся месяц одни кажутся недвижны. Эх, тройка! Птица тройка, кто тебя выдумал? Знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнемразметнулась на полсвета, да и ступай считать вёрсты, пока не зарябит тебе в очи. И не хитрый, кажись, дорожный снаряд, не железным схвачен винтом, а наскоро живьём с одним топором да молотом снарядил и собрал тебя ярославский расторопный мужик. Не в немецких ботфортах ямщик: борода да рукавицы, и сидит чёрт знает на чём; а привстал, да замахнулся, да затянул песню – кони вихрем, спицы в колёсах смешались в один гладкий круг, только дрогнула дорога, да вскрикнул в испуге остановившийся пешеход – и вон она понеслась, понеслась, понеслась!.. И вон уже видно вдали, как что-то пылит и сверлит воздух.

    Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка, несёшься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, всё отстаёт и остаётся позади. Остановился поражённый Божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? что значит это наводящее ужас движение? и что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке? Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится вся вдохновенная Богом!.. Русь, куда ж несёшься ты? дай ответ. Не даёт ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо всё, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства.

Задания к тексу:

I. Определить средства связности текста (когезию). Объяснить, для чего Гоголь использует определенное средство когезии.

1.  Привести примеры полного лексического  повтора.

Автор часто употребляет местоимение ее, имея в виду быструю езду, существительное тройка, сравнивая Русь с русской тройкой лошадей. Несколько раз повторяется имя собственное Русь. Гоголь показывает всю свою любовь к родине.

2. Привести примеры парадигматического повтора.

Гоголь в разных формах использует слово езда (езда, езду, езды), передавая тем самым ощущение движения, ответ- ответа.

3. Привести примеры фонетического повтора.

В данном тексте можно наблюдать примеры фонетического повтора:  ассонанса  (г-р-м-т м-ст ф-с- т-с-т-т ст-т-ст-тс п-з-д). Создаётся звуковой образ грохочущего по мосту экипажа, (г-р-м-т ст-н-в-тс в-т-р-м р-з-р-в-н-й в к-с-к- в-з-д-х) (свист ветра в ушах)

4. Привести примеры различных замен.

Автор применяет замену существительных личными местоимениями: езда- ее, русский – его,

5. Указать, при помощи каких связок соединены предложения в тексте.

В тексте можно наблюдать в качестве слов-связок вводные слова «знать», «кажись», причем слова эти народно-поэтические. Тем самым автор показывает свою близость к народу, любовь к нему.

Можно увидеть обилие частиц (не).

6. Определить вид связи между частями текста.

Связь между частями текста параллельная. 6,10,16 предложения начинаются с риторических обращений. Внутри каждой части предложения тоже связаны.Внутри второго абзаца связь параллельная. 7 и 8 предложения связаны с помощью синтаксического параллелизма или отрицательного сравнения «и не хитрый, кажись, дорожный снаряд, не железным схвачен винтом», «не в немецких ботфортах ямщик». Указательная частица «и вон» усиливает эмоциональное единство предложений.В третьем и четвёртом абзацах использован обратный порядок слов (инверсия) «дымится дорога», «остановился созерцатель», «заливается колокольчик», «гремит воздух», «летит всё», «постораниваются и дают дорогу народы и государства» (параллельная связь), 10 и 11 предложения связаны цепной связью («ты» - «под тобой»).

7. Какими языковыми средствами автор даёт возможность читателю увидеть, почувствовать и даже услышать полёт Руси-тройки?

В тексте много глаголов. Обилие глаголов создаёт эффект движения. Этот эффект усиливается употреблением существительных, обозначающих движение.

Употребление однокоренных слов в тексте («Дымом дымится») усиливает эффект пыльной дороги.Текст насыщен многозначными словами, употреблёнными в разных своих значениях, в том числе в переносных. Сталкивание в тексте разных значений многозначных слов создаёт своеобразный колорит («у бойкого народа» - «бойкая тройка», «у бойкого народа» - «другие народы и государства», «в той земле, что не любит шутить» - «что ни есть на земли»; «неведомая сила» - «неведомые светом».)(бойкий - расторопный, ловкий, решительный; бойкая — резвая; народ —население страны; народ — нация, народность; земля — государство; земля — мир, свет, вселенная; неведомая — таинственная, неведомые — не известные никому(устар., книжн.) ).

Фразеологизмы («чёрт побери!» - междометие, выражающее досаду, негодование или удивление, восхищение (прост.); «чёрт знает» - наречие в значении «неизвестно» (прост).повышают эмоционально-экспрессивную окраску).

8.Найдите и выпишите примеры тропов и стилистических фигур, определите их роль в тексте.

Риторические вопросы - «и какой же русский не любит быстрой езды?», «его ли душе не любить её?», « её ли не любить, когда в ней слышится что-то восторженно-чудное?»Лексический повтор «и сам летишь, и всё летит», «любит» - «не любит», «понеслась, понеслась, понеслась!...», «и вон» - «и вон» (устремлённость вперёд, в даль.).Бессоюзие и многосоюзие - «закружиться, загуляться, сказать» (однородные члены), «летят купцы», «летит лес», «летит дорога» (сложное предложение); «только небо..., да ...тучи, да ... месяц одни кажутся недвижны».(Создают особый стилистический эффект: бессоюзие -  стремительность движения, а многосоюзие — единство неподвижного неба). Эпитеты - «что-то восторженно-чудное», «лёгкие тучи», «продирающийся месяц» (для выражения апофеоза быстрой езды), «у бойкого народа», «расторопный мужик» (указывают на талантливость, мастеровитость русского народа).  Метафоры - «душа, стремящаяся закружиться, загуляться, сказать», «неведомая сила подхватила на крыло к себе» (образность птицы тройки),  «птица тройка», «борода да рукавицы», «что-то пылит и сверлит воздух», «дорожный снаряд» (Образ бешено несущейся тройки). Народнопоэтическая лексика - «кажись», «нивесть куда», «в сем быстроммельканьи».

Гипербола - «ровнем-гладнемразметнулась на полсвета» (подчёркивает безграничность просторов родины). Отрицательное сравнение - «и не хитрый, кажись, дорожный снаряд, не железным схвачен винтом» (последнее словосочетание — разновидность метонимии, синекдоха), «не в немецких ботфортах ямщик» (иносказание — не в модных, заграничных ; всё иностранное называли немецким в XIX в.) Эллипсис - «кони вихрем» (Образ стремительно летящей тройки).

С помощью средств выразительности создан художественный образ вдохновенного  полёта летящей в неизвестность Руси-тройки.

Следующую работу с текстом можно выполнить на уроке (самостоятельно или в группах), а можно дать это задание на дом, а на следующем  уроке расширить, дополнить (см. предыдущий анализ).

Анализируя языковые особенности  отрывка, обсуждаем следующие вопросы:

1. Какой символический образ Руси создаёт автор?

(В этом отрывке Гоголь создал образ птицы - тройки, в котором воплотил свои представления о России. - С помощью развёрнутой метафоры создан образ Руси - птицы  тройки, передающий авторское видение Родины.)

2. Какова особенность стиля данного отрывка? (Особенность этого стиля - образность.)

3. Какие черты присущи Руси?

4. Какие чувства передаёт автор?

5. Какие чувства возникают у читателя?

6. При помощи каких выразительных средств автор передаёт стремительность движения тройки?

(Стремительность движения тройки передают:

 1.лексика:

- существительные: "наводящее ужас движение";

- глаголы: "лететь","нестись";

-прилагательные: "быстрая езда","быстрое мельканье","бойкая,необгонимая тройка".

2.Сравнения, выраженные существительными в Творительном падеже: "кони вихрем","становится ветром разорванный в куски воздух","дымом дымится под тобою дорога".

3.Метафоры: "спицы в колёсах смешались в один гладкий круг","превратились в одни вытянутые линии,летящие по воздуху".

4.Употребление контекстуальных синонимов:"дрогнуло,гремит","ровнем-гладнем","несётся,летит,мчится".  )

7. Какими лексическими  и синтаксическими средствами создаётся возвышенная, торжественная интонация лирического отступления "Русь - тройка"?

(Эмоциональность и выразительность речи усиливают риторические вопросы("Птица тройка, кто тебя выдумал?","Не так ли и ты,Русь,....несёшься?","Что значит это наводящее ужас движение?"), выделяющие смысловые центры авторской речи, восклицания ("Эх,тройка!""Эх,кони,кони,что за кони!""...и мчится вся вдохновенная богом!.."), отмечающие подъём интонации, "накал" эмоций.

8. Каковы синтаксические особенности данного отрывка?

 (На уровне синтаксиса отмечаются многочиленные  ряды однородных членов, повторы синтаксических конструкций.На синтаксическую связь предложений указывают союзы: так, если...то,если...так - они оформляют связь между частями сложного предложения.)

9. Для чего автор использует формы личных местоимений и глаголов 2-ого лица ед.числа в тексте?

(Автор использует формы личных местоимений и глаголов 2-ого лица ед.числа ( "Русь,куда ж  несёшься ты","Дай ответ"), чтобы придать раздумьям субьективныйхарактер,отражающий очень личные авторские мысли о судьбе родины и истоках любви к ней.)

В отрывке автор использует многочисленные лексические повторы( повторы однокоренных слов,форм слова: "Русь,Русь","Дайответ.Не даёт ответа.","Эх,кони,кони,что за кони!","...и вот она понеслась,понеслась,понеслась!...")-как средства языкового выражения образа автора. Использованы обращения, вводные слова("Знать,...","кажись");обособленные определения и обстоятельства(причастные и деепричастные обороты).



Предварительный просмотр:

Анализ эпизода повести А.С. Тоболяка «Папа уехал»

(1)Меня зовут Лешка Малышев. (2)Я родился в Свердловске. (3)Папа тоже. (4)И Юлька. (5)А мама в Ташкенте. (6)Там живут ее родители и две сестры. (7)А институт мама закончила в Свердловске. (8)И здесь на втором курсе познакомилась с папой. (9)Он тоже учился в институте, только не в экономическом, а в архитектурном. (10)Они поженились, и мама осталась на Урале. (11)Для нее Свердловск хоть и не родной город, но все-таки столько лет прожила! (12)Поэтому ей не хотелось уезжать. (13)Но надо было. (14)Так получилось. (15)Так уж получилось, понимаете?  (16)И вот мы прощались.

(17)Бабушка плакала. (18)Папа курил одну сигарету за другой. (19)Бабушка обняла меня так крепко, что больно стало – и ну целовать куда попало, даже в глаза. (20)Потом – Юльку. (21)Потом целовались мама с бабушкой, папа с дядей Костей (его братом), мама с тетей Леной (женой дяди Кости). (22)Уже все на посадку прошли, а мы никак не могли распрощаться. (23)Я не выдержал, закричал:

(24)– Опоздаем же!

(25)Еще немного – и опоздали бы. (26)Пассажиры уже стали садиться в автобус, а мы только билеты показываем на контроле. (27)Все-таки не опоздали, уселись в самолет. (28)А потом взлетели, и я закричал во все горло:

(29)– Глядите!

(30)Как раз крыло поползло вниз – и все как на ладони: весь наш город, огромный такой, в дымах. (31)Заводы, заводы, автодороги, перелески на окраинах... и где-то там в нашем дворе пацаны, наверно, гоняли мяч. (32)У меня глаза защипало. (33)И глотать стало трудно. (34)Это же мой город! (35)Я родился тут. (36)А мы улетаем. (37)И вернемся ли когда – неизвестно. (40)Вообще неизвестно, как наша жизнь сложится. (41)Все зависит от папы.

                                                        (По А.Тоболяку)

Задания.

  1.  Выразительно прочитайте текст.
  2. Сформулируйте тему, основную мысль

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Обоснуйте принадлежность текста к определенному стилю и типу речи

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Укажите способ связи предложений, обоснуйте свой ответ

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Определите типы средств связи.

Повторы

а) Лексические

полные:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

парадигматические:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) Семантические

использование однотематической лексики:_____________________________

_________________________________________________________________

г) Фонетические

аллитерации:_________________________________________________________________________________________________________________________

Замены

а) Лексические

антонимические:______________________________________________________________________________________________________________________

б) Лексико-грамматические

замена именной части речи личным местоимением:______________________

__________________________________________________________________

в) Морфолого-синтаксические

замена синтаксической конструкции указательным местоимением:_________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

г) Синтаксические

замена прямого порядка слов инверсивным:_____________________________

__________________________________________________________________ 

Связки

видо-временные формы глаголов:_____________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________сочинительные  союзы:______________________________________________  

указательные и определительные местоимения, местоименные наречия:_____

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Частицы:__________________________________________________________

6. Определить, при помощи  каких конструкций передается экспрессивность синтаксиса.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ОТВЕТЫ

3. Стиль – художественный  ( образность, эмоциональность, оценочность широкое использование изобразительно-выразительных средств).

4. Цепная связь – структурное сцепление предложений; непрерывное движение мысли от одного предложения к другому осуществляется через повтор выделяемого в предыдущем предложении слова (члена предложения) и развертывания его в последующем.

5. Повторы:

а) лексические:

- полные (мама, бабушка, папа, получилось, опоздали, неизвестно, город);

- парадигматические (она –её – для неё; дяде – дяди)

б) семантические:

- использование однотематической лексики (город: заводы, автодороги, перелески на окраинах,  двор)

в) фонетические:

- аллитерации (шк, ск, з – сочетание этих звуков передает душевное состояние героя)

Замены

а) лексические:

- антонимические (улетаем – вернемся)

б) лексико-грамматические:

- замена именной части речи личным местоимением (Лешка Малышев – я, папа – он)

в) морфолого-синтаксические:

- замена синтаксической конструкции указательным местоимением (в Ташкенте – там; мой город - я родился тут)

г) синтаксические:

- замена прямого порядка слов инверсивным (целовались мама с бабушкой, огромный такой)

Связки

- видо-временные формы глаголов (целовать – целовались, прощались – распрощаться, опоздали бы – не опоздали)

- сочинительные  союзы (и, а, но)

- указательные и определительные местоимения, местоименные наречия (это, всё, там, так)

- частицы (все-таки)

6.  Наряду с единым развернутым высказыванием с непрерывностью и последовательностью синтаксической связи, с вербально выраженными  подчинительными отношениями  используется тип высказывания расчлененный, без ярко (словесно) выраженной синтаксической связи, с нарушением и прерыванием синтагматической цепочки.  

Меня зовут Лешка Малышев. Я родился в Свердловске. Папа тоже. И Юлька. А мама в Ташкенте.

Экспрессивность синтаксиса хорошо передается с помощью присоединительных и парцеллированных конструкций.

 Все обозначенные средства  идеально передают  внутренние  колебания,  тревожность героев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к урокам литературы, 10 класс, И.Гончаров "Очерк жизни и творчества писателя.",Роман "Обломов" в русской критике. "Золотое сердце" или "русская лень"?

1 работа: в центре презентации  - очерк жизни и творчества Гончарова.2 работа: в  презентации   сопоставлены  разные точки зрения на роман и образ главного героя. ...

Дидактические материалы к уроку литературы в 5-6 классах по теме "Пословицы и поговорки"

Материал представляет из себя подборку заданий по теме "Пословицы и поговорки" и может быть использован как на уроке литературы, так и при подготовке к олимпиадам по литературе....

Материалы к урокам литературы.

Мои разработки, методические материалы, презентации....

Материалы к урокам литературы в классах с углублённым изучением предмета

 Данные материалы апробированы на уроках в нескольких классах, поэтому есть возможность использовать варианты (с учётом возможностей детей и уровнем их интереса к предмету). Особое СПАСИБО учителям, д...

Материалы к уроку литературы в 5 классе по произведению А. Погорельского "Черная курица"

Материалы включают модули по произведению практического и контрольного характера и кроссворд....

Использование краеведческих материалов на уроках литературы и внеклассного чтения

На уроках литературы особое место занимает краеведение. У учителя оно становится незаменимым средством в вос¬питании патриотизма, глубокой любви учащихся к свое¬му родному краю. Оканчивая шко¬лу, уч...