Рабочая программа по литературе 7 класс.
рабочая программа по литературе (7 класс) на тему
Рабочая программа составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений.Литература. 5-11 классы.(Базовый уровень).Под редакцией В.Я.Коровиной.Москва."Просвещение"2007 год, Государственного стандарта общего образования, Федерального компонента образовательного стандарта по литературе, Обязательного минимума содержания основных образовательных программ по литературе. 70 часов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа. Литература 7 кл с КТП 2016 | 183.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
«БЕРЕГОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
КАСЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
СОГЛАСОВАНО «__»___________2016г. Зам.директора по УВР МОУ «Береговская СОШ» __________ Л.В.Ермолаева | УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ «Береговская СОШ» _ _____________ Е.В.Глазырина «___»_________2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе
7 класс
Автор:
Газизова Гульзифа Кутдусовна
учитель русского языка и литературы
МОУ «Береговская СОШ».
2016г
- Планируемые результаты освоения учебного предмета.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования предметными результатами изучения предмета «Литература» являются:
- осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения;
- восприятие литературы как одной из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом);
- обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
- воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
- развитие способности понимать литературные художественные произведения, воплощающие разные этнокультурные традиции;
- овладение процедурами эстетического и смыслового анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Конкретизируя эти общие результаты, обозначим наиболее важные предметные умения, формируемые у обучающихся в результате освоения программы по литературе основной школы (в скобках указаны классы, когда эти умения стоит активно формировать; в этих классах можно уже проводить контроль сформированности этих умений):
- определять тему и основную мысль произведения (5–6 кл.);
- владеть различными видами пересказа (5–6 кл.), пересказывать сюжет; выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу (6–7 кл.);
- характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики (5,6 кл.); оценивать систему персонажей (6,7 кл.);
- находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции (5–7 кл.); выявлять особенности языка и стиля писателя (7–9 кл.);
- определять родо-жанровую специфику художественного произведения (5–9 кл.);
- объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произв-ий (7–9 кл.);
- выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними (5–7 кл.), постепенно переходя к анализу текста; анализировать литературные произведения разных жанров (8–9 кл.);
- выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения (в каждом классе – на своем уровне);
- пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями (в каждом классе – умение пользоваться терминами, изученными в этом и предыдущих классах) как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;
- представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы (в каждом классе – на своем уровне); вести учебные дискуссии (7–9 кл.);
- собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публиц-скую тему, для организации дискуссии (в каждом классе – на своем уровне);
- выражать личное отношение к худ-му произв-ю, аргум-ть свою т. зрения (в каждом классе – на своем уровне);
- выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты
произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению (5-9 класс);
- ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой (5–9 кл.); пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете (5–9 кл.) (в каждом классе – на своем уровне).
При планировании предметных результатов освоения программы следует учитывать, что формирование различных умений, навыков, компетенций происходит у разных обучающихся с разной скоростью и в разной степени и не заканчивается в школе.
При оценке предметных результатов обучения литературе следует учитывать несколько основных уровней сформированности читательской культуры.
I уровень определяется наивно-реалистическим восприятием литературно-художественного произведения как истории из реальной жизни (сферы так называемой «первичной действительности»). Понимание текста на этом уровне осуществляется на основе буквальной «распаковки» смыслов; к художественному миру произведения читатель подходит с житейских позиций. Такое эмоциональное непосредственное восприятие, создает основу для формирования осмысленного и глубокого чтения, но с точки зрения эстетической еще не является достаточным. Оно характеризуется способностями читателя воспроизводить содержание лит-го произведения, отвечая на тестовые вопросы (устно, письменно) типа «Что? Кто? Где? Когда? Какой?», кратко выражать/определять свое эмоц-ное отношение к событиям и героям – качества последних только называются/перечисляются; способность к обобщениям проявляется слабо.
К основным видам деятельности, позволяющим диагностировать возможности читателей I уровня, относятся акцентно-смысловое чтение; воспроизведение элементов содержания произведения в устной и письменной форме (изложение, действие по действия по заданному алгоритму с инструкцией); формулировка вопросов; составление системы вопросов и ответы на них (устные, письменные).
Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий:
- выразительно прочтите следующий фрагмент;
- определите, какие события в произведении являются центральными;
- определите, где и когда происходят описываемые события;
- опишите, каким вам представляется герой произведения, прокомментируйте слова героя;
- выделите в тексте наиболее непонятные (загадочные, удивительные и т. п.) для вас места;
- ответьте на поставленный учителем/автором учебника вопрос;
- определите, выделите, найдите, перечислите признаки, черты, повторяющиеся детали и т. п.
II уровень сформированности читательской культуры характеризуется тем, что обучающийся понимает обусловленность особенностей художественного произведения авторской волей, однако умение находить способы проявления авторской позиции у него пока отсутствуют
У читателей этого уровня формируется стремление размышлять над прочитанным, появляется умение выделять в произведении значимые в смысловом и эстетическом плане отдельные элементы художественного произведения, а также возникает стремление находить и объяснять связи между ними. Читатель этого уровня пытается аргументированно отвечать на вопрос «Как устроен текст?» ,умеет выделять крупные единицы произведения, пытается определять связи между ними для доказательства верности понимания темы, проблемы и идеи худож-го текста.
- К основным видам деятельности, позволяющим диагностировать возможности читателей, достигших II уровня, можно отнести устное и письменное выполнение аналитических процедур с использованием теоретических понятий (нахождение элементов текста; наблюдение, описание, сопоставление и сравнение выделенных единиц; объяснение функций каждого из элементов; установление связи между ними; создание комментария на основе сплошного и хронологически последовательного анализа – пофразового (при анализе стихотворений и небольших прозаических произведений – рассказов, новелл) или поэпизодного; проведение целостного и межтекстового анализа).
- Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий:
- выделите, определите, найдите, перечислите признаки, черты, повторяющиеся детали и т. п.;
- покажите, какие особенности художественного текста проявляют позицию его автора;
- покажите, как в художественном мире произведения проявляются черты реального мира (как внешней для человека реальности, так и внутреннего мира человека);
- проанализируйте фрагменты, эпизоды текста (по предложенному алгоритму и без него);
- сопоставьте, сравните, найдите сходства и различия (как в одном тексте, так и между разными произвед-ми);
- определите жанр произведения, охарактеризуйте его особенности;
- дайте свое рабочее определение следующему теоретико-литературному понятию.
Понимание текста на этом уровне читательской культуры осуществляется поверхностно; ученик знает формулировки теоретических понятий и может пользоваться ими при анализе произведения (например, может находить в тексте тропы, элементы композиции, признаки жанра), но не умеет пока делать «мостик» от этой информации к тематике, проблематике и авторской позиции.
III уровень определяется умением воспринимать произведение как художественное целое, концептуально осмыслять его в этой целостности, видеть воплощенный в нем авторский замысел. Читатель, достигший этого уровня, сумеет интерпретировать художественный смысл произведения, то есть отвечать на вопросы: «Почему (с какой целью?) произведение построено так, а не иначе? Какой художественный эффект дало именно такое построение, какой вывод на основе именно такого построения мы можем сделать о тематике, проблематике и авторской позиции в данном конкретном произведении?».
К основным видам деятельности, позволяющим диагностировать возможности читателей, достигших III уровня, можно отнести устное или письменное истолкование художественных функций особенностей поэтики произведения, рассматриваемого в его целостности, а также истолкование смысла произведения как художественного целого; создание эссе, научно-исследовательских заметок (статьи), доклада на конференцию, рецензии, сценария и т.п.
- Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий:
- выделите, определите, найдите, перечислите признаки, черты, повторяющиеся детали и т. п.
- определите художественную функцию той или иной детали, приема и т. п.;
- определите позицию автора и способы ее выражения;
- проинтерпретируйте выбранный фрагмент произведения;
- объясните (устно, письменно) смысл названия произведения;
- озаглавьте предложенный текст (в случае если у литературного произведения нет заглавия);
- напишите сочинение-интерпретацию;
- напишите рецензию на произведение, не изучавшееся на уроках литературы.
- Содержание учебного предмета
7 класс (70 часов)
Введение (1 час).
Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Личность автора, его труд, позиция и отношение к героям.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (4 ч.)
Былины. (3 ч.)
«Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула - носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).
Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства - основные черты характера Ильи Муромца.
Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели.
Теория. Предание (развитие представления). Гипербола (развитие представления). Былина (начальные представления).
Пословицы и поговорки. (1 час).
Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка. Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).
Теория. Афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представления).
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (3 ч.)
«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви, верности.
Теория. Поучение (начальные представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (2 ч.)
Михаил Васильевич Ломоносов (1ч.)
Краткий рассказ об ученом и поэте. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский nрестолея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо родины важнейшей чертой гражданина.
Теория.Ода (начальные представления).
Гавриил Романович Державин.(1ч.)
Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи ... », «На птичку ... », «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (27ч.)
Александр Сергеевич Пушкин (5 ч.). Краткий рассказ о поэте. «Полтава»( «Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн ... »), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра 1 и Карла ХII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Основная мысль стихотворения. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.
Теория.Летопись.
«Борис Годунов» (сцена вЧудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о значении труда летописца для последующих поколений.
«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Гуманизм повести.
Теория. Повесть (развитие представления).
Михаил Юрьевич Лермонтов (3 ч.).
Краткий рассказ о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.
Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы. «Когда волнуется желтеющая нива ... », «Молитва», «Ангел».
Теория. Фольклоризм литературы (развитие представлений).
Николай Васильевич Гоголь (5ч.) .Краткий рассказ о писателе. «Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за родную землю. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести.
Особенности изображения людей и природы в повести.
Теория. Литературный герой (развитие понятия). Роды литературы: эпос (начальные представления).
Иван Сергеевич Тургенев (3 ч.).
Краткий рассказ о писателе. «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе. Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.
«Бирюк». Для чтения и обсуждения.
Теория. Стихотворения в прозе.
Николай Алексеевич Некрасов (2 ч.).
Краткий рассказ о писателе. «Русские женщины» ("Княгиня Трубецкая"). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь.«Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день часу в шестом...». Боль поэта за судьбу народа. Некрасовская муза. Для чтения и обсуждения.
Теория. Поэмы (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).
Алексей Константинович Толстой (2ч.)Краткий рассказ о писателе.Роман «Василий Шибанов» Историческая тематика в творчестве Толстого. Нравственная проблематика произведения.
Теория. Роман.(начальное понятие).
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (2 ч.).
Краткий рассказ о писателе. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира и юмор в «Повести ...». «Дикий помещик». Художественное мастерство писателя-сатирика в обличении социальных пороков.
Теория. Гротеск (начальное понятие).
Лев Николаевич Толстой (2 ч.).
Краткий рассказ о писателе. «Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Маman» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.
Теория. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия).
Антон Павлович Чехов (2 ч.).
Краткий рассказ о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики. «Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова.
Теория. Сатира и юмор как формы комического.
«Край ты мой, родимый край» (1 ч.)
Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе (В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, А. А. Фет, Ф. И. Тютчев, И.А.Бунин и др.). Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА (26ч.)
Иван Алексеевич Бунин (3 ч.).
Краткий рассказ о писателе. «Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых. Стихотворения и рассказы И. А. Бунина (по выбору учителя и учащихся).
«Лапти». Для чтения и обсуждения.
Максим Горький (4 ч.).
Краткий рассказ о писателе. «Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело).Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.
«Старуха Изергиль», «Данко». Создание легенды.
Теория. Понятие об идее произведения. Портрет как средство характеристики героя.
Леонид Николаевич Андреев (2 ч.).
Краткий рассказ о писателе. «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.
Владимир Владимирович Маяковский (2 ч.).
Краткий рассказ о писателе. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче ... ». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гyманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.
Теория. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме.
Андрей Платонович Платонов (2ч.).
Краткий рассказ о писателе. «Юшка». Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка - незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. «В прекрасном и яростном мире».Прекрасное - вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои Платонова.
Борис Леонидович Пастернак. (1 ч.)
Лирика. Чтение и анализ стихов.
Александр Трифонович Твардовский (1 ч.).
Краткий рассказ о поэте. «Снега потемнеют синие ... », «Июль -макушка лета.. », «На дне моей жизни .. » - воспоминания о детстве, подведение итогов жизни, размышления поэта о неразделимости судьбы человека и народа.
Теория. Лирический герой (развитие понятия).
Час мужества (1 ч.)
Интервью с поэтом-участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов-участников войны (А. Ахматова.«Клятва», «Песня мира», К. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины ... », стихи А. Твардовского А. Суркова, Н. Тихонова и др.). Ритмы и образы военной лирики.
Федор Александрович Абрамов (1 ч.).
Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе. Теория. Литературные традиции.
Евгений Иванович Носов (2 ч.).
Краткий рассказ о писателе. «Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.
Юрий Павлович Казаков (1 ч.).
Краткий рассказ о писателе. «Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характеров героев - сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного поступка.
Дмитрий Сергеевич Лихачев (1 ч.).
«Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.
Теория литературы. Публицистика (развитие представления). Воспоминания, мемуары как публицистические жанры (начальные представления).
Михаил Зощенко (1 ч.) «Беда».Смеяться или плакать.
"Тихая моя родина…" (2ч.)
Стихотворения о родине, родной природе, собственном восприятии окружающего(В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.
Песни на стихи поэтов 20 века.(1ч.)
Краткое изучение творчества поэтов.(И.А.Гофф, Б.Ш.Окуджава, А.Н.Вертинский).
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ.
Расул Гамзатов (1ч.) Знакомство с творчеством поэта.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (4 ч.)
Роберт Бернс. (1ч.)
Особенности творчества Роберта Бернса. «Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.
Джордж Гордон Байрон. (1ч.)
«Ты кончил жизни путь, герой! .. ». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу родины.
Японские хокку (трехстишия). (1ч.)
Теория. Особенности жанра хокку (хайку).
О. Генри.(1ч.)
«Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.
Прочитайте летом. (2ч).
- Тематическое планирование уроков литературы.
2 часа в неделю, 70 часов в год.
Контрольных работ – 5 (2 – классных сочинения; 2 – домашних сочинения; 1 – тест). Региональный компонент – 7 часов.
№ | Раздел | Кол-во часов | Тема урока.
| НРЭО | Дата | Коррекция | |
план | факт | ||||||
1 | Введение. | 1 | 1. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. | 06.09 | |||
2 3 | 2 | 2.Предания как поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях. 3. Понятие о былине. Собирание былин. «Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя. Прославление мирного труда. | 09.09 13.09 | ||||
4 | 1 | 4. Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-Разбойник». Черты характера Ильи Муромца. Особенности стиха и поэтических интонаций. * Новгородский цикл былин. «Садко».Своеобразие былины. «Калевала»- карело-финский миф. Цикл | 16.09 | ||||
5 | 1 | 5. Пословицы и поговорки. Пословицы народов мира. Особенности смысла и языка пословиц. | 20.09 | ||||
6 7 8 | «Древнерусская литература». | 3 | 6. Поучение» Владимира Мономаха. Нравственные заветы Древней Руси. 7. «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Др.Руси. Высокий моральный облик главной героини. Прославление любви и верности. 8.Р/Р. Подготовка к письменной работе «Что воспевает народ в героическом эпосе?» или «Нравственные идеалы и заветы Древней Руси». | В.Гаршин «Сигнал» | 23.09 27.09 30.09 | ||
9 | 1 | 9. Михаил Васильевич Ломоносов. Ода «К статуе Петра Великого». «Ода на день восшествия …Елисаветы 1747г». Мысли автора о Родине, русской науке и её творцах. Призыв к миру. | 04.10 | ||||
10 | 1 | 10.Гавриил Романович Державин. «Река времен ...», «На птичку», «Признание». Размышление о смысле жизни, о судьбе и свободе творчества. | В.Катаев «На даче» | 07.10 | |||
11 12 | Русская литература Х1Х века. | 2 | 11. А. С. Пушкин. «Полтава» (отрывок) («Полтавский бой»). Мастерство в изображении Полтавской битвы. 12. А.С.Пушкин «Медный всадник» (отрывок). Выражение чувства любви к Родине. Прославление деяний Петра 1. | 11.10 14.10 | |||
13 14 | 2 | 13. А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Сопоставление Олега и волхва. | 18.10 21.10 | ||||
15 16 | 2 | 15. А.С.Пушкин. «Станционный смотритель». Изображение «маленького человека». Гуманизм повести. | 25.10 28.10 | ||||
17 18 | 2 | 17.М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Картины быта XVI в.и их роль в понимании характеров и идеи поэмы. | 08.11 11.11 | ||||
19 20 | 2 | 19. М. Ю. Лермонтов. Стих-я «Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва», « Ангел». Проблема гармонии человека и природы. 20. Контрольная работа по творчеству Пушкина и Лермонтова. Тест. | Б.Екимов «Ночь исцеления» | 15.11 18.11 | |||
21 22 23 | 3 | 21. Н. В.Гоголь. «Тарас Бульба». Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей. 22.Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести. 23. Р/р. Подготовка к сочинению по повести «Тарас Бульба». | 22.11 25.11 29.11 | ||||
24 25 | 2 | 24. И. С.Тургенев. Рассказ «Бирюк»-произв-е о бесправных и обездоленных. Лесник и его дочь. Художественные особенности рассказа. | И.Тургенев «Памяти Ю.П.Вревской» | 02.12 06.12 | |||
26 27 28 | 2 1 | 26. Н. А. Некрасов. «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Величие духа русских женщин. 28.А.К.Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Правда и вымысел. Конфликт «рыцарства» и самовластья. | 09.12 13.12 | ||||
29 30 | 2 | 29. М. Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества. Противопоставление генералов и мужика. 30. «Дикий помещик». Смысл названия сказки. Гротеск. Подготовка к дом.сочинению. «Средства создания комического в сказках Салтыкова-Щедрина». | 20.12 23.12 | ||||
31 | 1 | 31. Литературный ринг «Проблемы и герои изученных произведений». | 27.12 | ||||
32 33 | 2 | 32.Л. Н.Толстой.«Детство»(главы). Автобиографический характер повести. Сложность взаимоотношений детей и взрослых. 33. .Л. Н.Толстой.«Детство». Его чувства, поступки и духовный мир. | 30.12 17.01 | ||||
34 35 | 2 | 34. И. А. Бунин. «Цифры». Сложность взаимопонимания взрослых и детей. 35. И. А. Бунин. «Лапти». Нравственный смысл рассказа. Подготовка к сочинению «Золотая пора детства» в произведениях Толстого и Бунина. | 20.01 24.01 | ||||
36 | 1 | 36. А. П.Чехов. «Хамелеон». Картина нравов. Осмеяние душевных пороков. Смысл названия. | 27.01 | ||||
37 38 39 | 1 2 | 37.Средства создания комического в рассказе А. П.Чехова «Хамелеон». Развитие понятий о юморе и сатире. 38.Два лица России в рассказе Чехова «Злоумышленник». 39. Смех и слёзы в рассказах Чехова «Тоска», «Размазня» и других. | С.Сергеев-Ценский «Первая русская сестра» | 31.01 | |||
40 | 1 | 40. Стихи русских поэтов 19 в. Подготовка к дом.сочинению по русской поэзии 19в. | М.Пришвин «Голубая стрекоза» | 10.02 | |||
41 | Русская литература ХХ века. | 1 | 41.Максим Горький. «Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни».Дед Каширин. | 14.02 | |||
42 | 1 | 42. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»:бабушка, Цыганок, Хорошее дело. Вера в творческие силы народа. | 17.02 | ||||
43 | 1 | 43.Анализ эпизода из повести Горького «Детство». Портрет как средство характеристики. | 21.02 | ||||
44 | 1 | 44. «Легенда о Данко» из рассказа «Старуха Изергиль» Горького. Романтический характер легенды. | 24.02 | ||||
45 46 | 2 | 45.В. В.Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с В. Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека. | 28.02 03.03 | ||||
47 | 1 | 47. Л. Н. Андреев. «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека. | 07.03 | ||||
48 | 1 | 48. А.П. Платонов. «Юшка». Друзья и враги главного героя. Его непохожесть на других. Внешняя и внутренняя красота. | 10.03 | ||||
49 50 | 1 1 | 49. А.П. Платонов « В прекрасном и яростном мире». 50.Труд как основа нравственности. | 14.03 | ||||
51 | 1 | 51.Б.Л. Пастернак. «Июль», «Никого не будет в доме». Своеобразие картин природы в лирике. | 17.03 | ||||
52 | 1 | 52. Контрольная работа- анализ эпизода или стихотворения. | 21.03 | ||||
53 | 1 | 53.Интервью с поэтом- участником ВО войны. Интервью-жанр публицистики. Трудности и радости грозных лет войны в стихах К.Симонова, А.Твардовского, А.Суркова, А.Ахматовой,Тихонова | Анна Ахматова «Памяти Вали» | 24.03 | |||
54 | 1 | 54. Ф.А. Абрамов. «О чем плачут лошади». Нравственные проблемы рассказа. | 04.04 | ||||
55 | 1 | 55.Е. И.Носов. «Кукла». Нравственные проблемы рассказа.«Живое пламя». Обучение анализу эпического произведения. Подготовка к сочинению. | Е.Носов «Белый гусь» | 07.04 | |||
56 | 1 | 56. Ю. П. Казаков. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки. Взаимовыручка- мерило нравственного человека. | 11.04 | ||||
57 | 1 | 57.Стихи поэтов XX в о Родине, родной природе восприятии окружающего мира.(В.Брюсова,Ф.Сологуба,С.Есенина, Н.Рубцова, Н.Заболоцкого). | 14.04 | ||||
58 | 1 | 58.А.Т. Твардовский. Пейзажная лирика. Чтение и анализ стихотворений «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета…», «Братья». Философские проблемы. | 18.04 | ||||
59 | 1 | 59. Д.С.Лихачев. Главы из книги «Земля родная». Духовное напутствие молодежи. Публицистика, мемуары-жанры лит-ры. | 21.04 | ||||
60 | 1 | 60.М.М. Зощенко «Беда». Смешное и грустное в рассказах. | 25.04 | ||||
61 | 1 | 61. Песни на слова русских поэтов XX века. А.Вертинский «Доченьки», И.Гофф «Русское поле», Б.Окуджавы «По смоленской дороге». | 28.04 | ||||
62 | 1 | 62. Из лит-ры народов России. Расул Гамзатов. «Опять за спиною родная земля» и др. Размышления об истоках и основах жизни. | 02.05 | ||||
63 | Зарубежная литература. | 1 | 63.Роберт Бернс. «Честная бедность». Представления поэта о справедливости и честности. | 05.05 | |||
64 | 1 | 64. Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!..». Гимн славы герою, павшему в борьбе за свободу родины. | 12.05 | ||||
65 | 1 | 65. Японские хокку. Особенности жанра | 16.05 | ||||
66 | 1 | 66. О.Генри. «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви. | 19.05 | ||||
67 | 1 | 67. Р.Д. Брэдбери «Каникулы». Фантастический рассказ- предупреждение. Мечта о победе добра. | 23.05 | ||||
68 | 1 | 68.М.Шолохов «Судьба человека» фрагмент. Итоговый контрольный тест. | 26.05 | ||||
69 | 1 | 69.С.Алексиевич «Последние свидетели» | 30.05 | ||||
70 | 1 | 70. Выявление уровня литературного развития. | |||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....