Рабочая программа по литературе. 6 класс
рабочая программа по литературе (6 класс) на тему

Рабочая программа по  литературе для  6 класса  составлена   на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования 2004г. и  Программы по   литературе 5 – 11 классы  под редакцией В.Я. Коровиной . М.: Просвещение, 2014 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_lit_6_kl.105ch.docx48.68 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

    Рабочая программа по  литературе для  6 класса  составлена   на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования 2004 г. и  Программы  по   литературе  5 – 11 классы  под редакцией  В.Я. Коровиной . М.: Просвещение, 2014 г. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые  определены стандартом.

    Рабочая  программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, содержание тем учебного курса, тематический план,  требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся данной программе, список литературы, интернет – ресурсы.      

    Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

    Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

     - воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

      - развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

       -  освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

      - овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

        Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

 Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение

стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика. Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

    Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека.  

    Главная идея программы по литературе – изучение литературы от  фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков и к литературе народов России. В программе соблюдена системная направленность: в  6-ом классе -  это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведений   писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя.

    Ведущая проблема изучения литературы в  6 классе – внимание к книге.

Чтение произведений  зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 6 класс.  

   Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в  6 классе.

    В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть.

        

    В соответствии с учебным планом школы на 2015- 2016 учебный год рабочая программа рассчитана на 105 часов в год (3 часа в неделю). Продолжительность урока 45 минут.

    Реализация учебной программы обеспечивается учебным пособием             « Литература. 6 класс» - учебник - хрестоматия в 2-х частях. Авторы:         В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв и другие (под редакцией В.Я. Коровиной) , - М.: Просвещение,2012 г .

    Авторская программа в основном соответствует Госстандарту (его федеральному компоненту), кроме этого, в неё включены для изучения дополнительные произведения:

- И.И. Дмитриев. Басня « Муха».

- И.А. Крылов. Басни «Осёл и Соловей», « Листы и Корни», «Ларчик».

- А.С. Пушкин. Повести « Барышня-крестьянка», « Выстрел».

- Н.В. Гоголь. Повесть « Старосветские помещики».

- И.С. Тургенев. Рассказ « Бежин луг».

- Н.А. Некрасов. Поэма «Дедушка».

- А.П. Чехов. Рассказы « Толстый и тонкий», « Лошадиная фамилия».

- А.И. Куприн. Рассказ «Чудесный доктор».

- А.П. Платонов. Сказка-быль «Неизвестный цветок».

- А.С. Грин. Повесть « Алые паруса».

- В. М. Шукшин. Рассказы « Сельские жители», « Срезал», « Критики».

- Г. Тукай. Стихотворения « Родная деревня», « Книга».

- К. Кулиев. Стихотворения «Когда на меня навалилась беда», « Каким бы малым ни был мой народ».

- М. С. Сааведра. Роман « Дон Кихот».

- Ф. Шиллер. Баллада « Перчатка».

- П. Мериме. Новелла « Маттео Фальконе».

- Антуан де Сент – Экзюпери « Маленький принц».

- Джек Лондон. «Любовь к жизни».

- Э. Сетон – Томпсон. «Снап».

Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения Федерального  компонента государственного стандарта общего образования, в рабочей программе выделены   часы на развитие речи, на уроки внеклассного чтения.

Данная рабочая программа ориентирована на содержание авторской программы, на учебник-хрестоматию, обеспечивающий процесс обучения.

Виды контроля:

- промежуточный: пересказ ( подробный, сжатый, выборочный), выразительное чтение, развёрнутый ответ на вопрос, анализ эпизода, комментирование, характеристика литературного героя, инсценирование;

- итоговый (за полугодие ) : тест, включающий задания ( с выбором ответа, с кратким ответом), проверяющие начитанность учащихся, знание теоретико – литературных понятий.

Содержание тем учебного курса

Введение

Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.

Устное народное творчество

Обрядовый фольклор. Произведения календарного обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.

Пословицы и поговорки. Загадки – малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.

Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.

Из древнерусской литературы

«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».

Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости).

Теория литературы. Летопись (развитие представлений).

Из литературы XVIII века

Русские басни

Иван Иванович Дмитриев. Рассказ о баснописце.

«Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством.

Особенности литературного языка XVIII столетия.

Теория литературы. Мораль в басне, аллегория, иносказание (развитие представлений).

Из русской литературы XIX века

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце. Самообразование поэта.

Басни «Листы и корни», «Ларчик», «Осёл и Соловей». Крылов о равном участии и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осёл и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.

Теория литературы. Басня. Аллегория. Мораль (развитие представлений).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о поэте. Лицейские годы.

«Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи. «И.И. Пущину». Светлое чувство дружбы – помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный приём.

«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Приём антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести. (Для внеклассного чтения.)

«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский - старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждения произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.

Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. Ученические годы поэта.

«Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Приём сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.

«Листок», «На севере диком…», «Утёс», «Три пальмы». Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова.

Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трёхсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные представления). Поэтическая интонация (начальные представления).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.

Теория литературы. Пейзаж. Портретная характеристика персонажей (развитие представлений).

Фёдор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.

Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело…».

Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» - символ краткой, но яркой жизни.

«С поляны коршун поднялся…». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полёт коршуна и земная обречённость человека.

Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.

Стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила…», «Ещё майская ночь», «Учись у них – у дуба, у берёзы…». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного.  Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и её утончённый психологизм. Мимолётное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия). Звукопись в поэзии (развитие представлений).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.

Историческая поэма «Дедушка». Изображение  декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.

«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ – созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.

Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.

«Левша». Гордость писатель за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.

Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.

Теория литературы. Комическое. Юмор. Комическая ситуация (развитие понятий).

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века

Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи»                    Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист…», Чудный град…»; А. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы…».

Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.

Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений).

Из русской литературы XX века

Александр Иванович Куприн. Рассказ «Чудесный доктор». Реальная основа и содержание рассказа. Образ главного героя. Тема служения людям.

Теория литературы. Рождественский рассказ (начальные представления).

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.

Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов (начальные представления).

Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.

«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.

Произведения о Великой Отечественной войне

К.М. Симонов. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»; Д.С. Самойлов. «Сороковые».

Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за неё в годы жестоких испытаний.

Ю.М. Нагибин. Краткий рассказ о писателе. «Мой первый друг, мой друг бесценный…». Становление характера молодого человека, участвовавшего в Великой Отечественной войне. Автобиографичный характер рассказа.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути).

«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа – честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.

Теория литературы. Речевая характеристика героя (развитие представлений). Герой-повествователь (начальные представления).

Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути).

«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, её роль в жизни мальчика. Нравственная проблематика произведения.

Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).

Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.

«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова. Отличительные черты характера  лирического героя.

Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.

«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.

Родная природа в русской поэзииXX века

А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном…»; С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша»; А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие…».

Чувство радости и печали, любви к родной природе и Родине в стихотворных произведениях поэтов XX века. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием.

Теория литературы. Лирический герой(развитие представлений)

Писатели улыбаются

Василий Макарович Шукшин. Слово о писателе.

Рассказы «Критики», «Чудик», «Срезал», «Сельские жители».Особенности шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищённости. Образ «странного» героя в литературе.

Из литературы народов России

Габдулла Тукай. Слово о татарском поэте.

Стихотворения «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человека. Книга – «отрада из отрад», «путеводная звезда», «бесстрашное сердце», «радостная душа».

Кайсын Кулиев. Слово о балкарском поэте.

«Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…».

Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие Родину в стихотворении поэта. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт – вечный должник своего народа.

Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.

Из зарубежной литературы

Мифы народов мира

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид».

Геродот. «Легенда об Арионе».

Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.

Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Илиада», «Одиссея» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Описание щита Ахиллеса: сцены войны и мирной жизни. Стихия Одиссея – борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей – мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» - песня о героических подвигах, мужественных героях.

Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальное представление).

Произведения зарубежных писателей

Мигель де Сервантес Сааведра. Рассказ о писателе.

Роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нём. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы. (Для внеклассного чтения.)

Теория литературы. «Вечные» образы в искусстве (начальные представления).

Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.

        Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь – герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.

Теория литературы. Рыцарская баллада (начальные представления)

        

Проспер  Мериме. Рассказ о писателе.

Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с её порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.

Марк  Твен.« Приключения  Гекльберри  Финна». Сходство и различие  характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении.

Антуан де Сент – Экзюпери. Рассказ о писателе.

«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятия мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения.)

Теория литературы. Притча (начальные представления).

Джек Лондон. «Любовь к жизни». Изображение силы человеческого духа, беспредельности возможностей. Победа нравственного начала в человеке в минуты смертельной опасности.

         Эрнест Сетон – Томпсон. «Снап( история бультерьера)».Поэтическое жизнеописание животного в рассказе Сетон – Томпсона. Героические действия Снапа. Эмоциональная напряжённость, острая сюжетность повествования.      

                                           Тематический план

№ п/п

Название темы, раздела

Количество   часов

1.

Введение

1

2.

Устное народное творчество

4

3.

Из древнерусской литературы

1

4.

Из литературы XVIII  века

1

5.

Из русской литературы XIX века

49

6.

Из литературы XX века

31

7.

Из литературы народов России

2

8.

Из зарубежной литературы

13

9.

Итоговые уроки

3

Итого:

105

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

Учащиеся должны знать:

- авторов содержание изученных художественных произведений;

- основные теоретические понятия, предусмотренные программой: фольклор, устное народное творчество; жанры фольклора; постоянные эпитеты, гипербола , сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы: эпос, лирика, драма; жанры литературы (начальные представления), баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные представления), автобиографичность литературного произведения ( начальные представления).

Учащиеся должны уметь:

- выразительно читать эпическое произведение за героя и за автора;

- сопоставлять элементы художественных систем разных авторов и определять их  художественное своеобразие;

- сопоставлять сюжеты и характеры героев разных авторов и определять их художественное своеобразие;

- перейти от   личных читательских оценок к пониманию авторского отношения к герою, ситуации, жизни;

- видеть логику сюжета и обнаруживать в ней  идею произведения;

- определять  тональность   повествования, роль рассказчика в системе художественного произведения;

-  сопоставлять эпизод книги с его интерпретацией в других видах искусства  (иллюстрации разных художников к одному произведению, разные киноверсии одной книги);

- сочинять юмористический рассказ ( или его фрагмент) по заданной модели;

- использовать различные формы пересказа ( с составлением планов разных типов, с изменением   лица рассказчика и другое);

- создавать творческие работы, которые связаны с анализом личности героя: письма, дневники, журналы, автобиографии и т.п.)

- отличать стихи от прозы, пользуясь сведениями о стихосложении.

- воспринимать и анализировать художественный текст;

- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

- определять род и жанр литературного произведения;

- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

- сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

- выявлять авторскую позицию;

- выражать свое отношение к прочитанному;

- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

- владеть различными видами пересказа;

- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения;  

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

Произведения для заучивания наизусть

И.А. Крылов. «Листы и Корни». «Ларчик». «Осёл и Соловей»  (на выбор).                                                           А.С. Пушкин. «Узник». «И.И. Пущину». «Зимнее утро» (на выбор).

М.Ю. Лермонтов. «Парус». «Тучи». «На севере диком…». «Утес». «Листок». «Три пальмы».

Н.А. Некрасов «Железная дорога» (фрагменты на выбор).

Ф.И. Тютчев. «Неохотно и несмело...»

А.А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила…»

А.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист…»

А.А. Блок. «Летний вечер».

А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…».

Стихотворения о природе поэтов Тульской области (1-2 стихотворения на выбор).

 По теме «Великая Отечественная война»: 1-2 стихотворения по выбору учащихся(К.М. Симонов, Н.М. Рыленков, Д.С. Самойлов).

Стихотворения о Великой Отечественной войне поэтов Тульской области (1-2 стихотворения на выбор).

Список литературы ( основной и дополнительной), электронные издания (компакт-диски, обучающие компьютерные программы), интернет-ресурсы

Рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплексом:

1.  « Литература. 6 класс» - учебник - хрестоматия в 2-х частях. Авторы:         В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв и другие (под редакцией В.Я. Коровиной) , - М.: Просвещение,2012.

2. « Рабочие программы по литературе 5-9 классы. Предметная линия учебников» под редакцией В.Я Коровиной, - М: «Просвещение», 2011.

3. «Рабочие программы по литературе 5 – 9 классы» сост. Г.М. Вялкова, - М: «Глобус», 2011.

 4. «Читаем, думаем, спорим…» Дидактические материалы по литературе 6 класс. В.П. Полухина, М.: Просвещение, 2011.

5. «Поурочные разработки по литературе». Н.В.Егорова, Б.А.Макарова, М: «Вако», 2009.

6. «Тесты по литературе. 5 – 11 классы». Н.Н.Оглоблина, М.: АСТ, 2004.

7. «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2008».

Интернет-ресурсы

1. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8.

2. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/.

3.  http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page.        

4. http://www.openclass.ru/ .

5.http://edusource.ucoz.ru- Образовательныересуры по литературе.

6.http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66/16038/?&sort/ – Литература.

7.www.uchportal.ru/ – Учительский портал. Уроки, презентации, контрольные работы, тесты, компьютерные программы, методические разработки по литературе .  

8.www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=com/ – Сеть творческих учителей. Информационные технологии на уроках русского языка и литературы.

9.http://school.iot.ru/ – Интернет-обучение. Сайт методической поддержки учителей.

10.http://infoteka.intergu.ru/index.asp?main=res#/ – Инфотека методических материалов по литературе.

11.http://person.edu.ru/default.asp?ob_no=2465/ – Учительские находки: конкурс методических разработок для школы.

12.http://www.wiki.vladimir.i-edu.ru/ - Сообщество учителей-словесников www. gramma. ru/ – Проект в помощь изучения русского языка и литературы (авторы: преподаватель гимназии № 405 Санкт-Петербурга, преподаватель СПбГУ и др.).

13.http://gvozdikova.ucoz.ru – Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Гвоздиковой Е.И. (Ижевск). Методические разработки, тесты.

14.http://infoteka.intergu.ru/index.asp?main=res#/ – Инфотека методических материалов по литературе.

15.http://person.edu.ru/default.asp?ob_no=2465/ – Учительские находки: конкурс методических разработок для школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....