Рабочая программа по литературе, 11 класс
рабочая программа по литературе (11 класс) на тему
Рабочая программа составлена на основе программы по литературе для общеобразовательных учреждений (9 – 11 классы) под ред. Т. Ф. Курдюмовой, к учебнику Т. Ф. Курдюмовой, Е. Н. Колокольцева и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literature_11_klass.docx | 65.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования МО «Заиграевский район»
МБОУ «Первомаевская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» на заседании МО МБОУ «Первомаевская СОШ» Протокол №____ от « »______ 2016г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ «Первомаевская СОШ Цыбикдоржиева Н.В. « » ________ 2016г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «Первомаевская СОШ» Пахомова Г. А. Приказ №____ « » ________ 2016г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе
11 класс
Учитель Будаева М. Б.
первая категория
2016 г
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе составлена на основе:
-Закона «Об образовании РФ» от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ (ст.32, п. 2);
-Приказа Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004 г. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) образования», с изменениями и дополнениями;
-Приказа Министерства образования и науки РБ № 1646/1 от 26.08.2013 г. «О формировании учебных планов образовательных учреждений РБ на 2013 – 2014 гг.;
-Основной образовательной программы среднего (полного) образования МБОУ «Первомаевская средняя общеобразовательная школа», приказ №3 от 01. 09. 2016 г.;
-Учебного плана МБОУ «Первомаевская средняя общеобразовательная школа» на 2016 – 2017 учебный год, приказ № 3 от 01. 09. 2016 г.;
-Положения о порядке разработки и утверждения рабочей программы по учебному предмету МБОУ «Первомаевская средняя общеобразовательная школа», приказ № 4 от 01. 09. 2016 г.;
-Программы по литературе для общеобразовательных учреждений (9 – 11 классы) под ред. Т. Ф. Курдюмовой (авторы: Т. Ф. Курдюмова, Е. Н. Колокольцев, С. А. Леонов и др.) – М.: Дрофа, 2015, рекомендованной Министерством образования РФ, в соответствии с учебным планом образовательного учреждения; - С учётом национально – регионального компонента;
-Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г., №189
Характеристика предмета
Курс литературы в старших классах включает обзорные и монографические темы, сочетание которых помогает представить логику развития родной литературы.
Обзорные темы знакомят с особенностями конкретного времени, с литературными направлениями, литературными группами и их борьбой, поисками и свершениями, которые определили лицо эпохи.
Монографические темы дают достаточно полную картину жизни и творчества писателя. Но главная их составная часть — текст художественного произведения. Эмоциональное восприятие текста, раздумье над ним — основа литературного образования.
Осваивая программу, ученик накапливает солидный читательский багаж, формирует представление о литературе как виде искусства, познает ее специфические внутренние законы, знакомится с литературным процессом, учится понимать его связь с процессом историческим. Цель литературного образования — способствовать духовному становлению личности, формированию нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью. Цель литературного образования определяет характер конкретных задач, которые решаются на уроках литературы:
- формирование представления о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;
- осознание своеобразия и богатства литературы как искусства;
- освоение теоретических понятий, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;
- овладение знаниями и умениями аналитического характера и теми, которые связаны с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельностью самого ученика;
- использование различных форм общения с искусством слова для совершенствования собственной устной и письменной речи.
В 11 классе анализируется литература рубежа XIX—XX вв. и XX—XXI вв. Сочетание обзорных и монографических тем воссоздает историко-литературный процесс на протяжении XX столетия в сложном переплетении направлений и течений. Обилие материала предполагает увеличение роли обзорных тем. Изучение разрозненных ветвей русской литературы дает широкую и полную картину литературы эпохи.
Знакомство со многими новыми для практики школы авторами и произведениями подготовлено программой всех предшествующих классов.
В 11 классе дается картина русской литературы XX в. до сегодняшнего дня. Изучение современной русской литературы во всем ее многообразии и сложности предполагает расширение круга теоретических сведений. На базе усвоенных ранее направлений и течений осуществляется ввод новых: символизма, акмеизма, футуризма, а также формирование понятий модернизм и постмодернизм. Углубление и обобщение тех сведений, которые были получены при изучении литературы XIX в. (историко-литературный процесс, стиль писателя, литературная критика, ее роль в литературном процессе и др.). Отражение в курсе 11 класса особенностей современного этапа развития русской литературы.
Ведущие аспекты курса литературы в 11 классе:
- Курс русской литературы XX в. на историко-литературной основе с включением кратких сведений по зарубежной литературе.
- В центре анализа — литературный процесс в XXв. Автор и художественное произведение в этом процессе.
Овладение комплексом теоретических понятий, связанных с историко-литературным процессом: направления, течения в литературе. Судьбы русской литературы в XX в., пути воссоединения отечественной литературы Место предмета Программа рассчитана на 3 часа в неделю – итого 102 часа за учебный год, ориентирована на учебник «Литература. 11 класс: учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2-частях»/ автор – составитель Т. Ф. Курдюмова. – М.: Дрофа, 2014. Программа составлена на 2016 – 17 учебный год, адресована учащимся 11 класса МБОУ «Первомаевская средняя общеобразовательная школа».
- II. Планируемые результаты
К окончанию курса литературы учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
Ученик должен знать:
- логику развития историко-литературного процесса в XX в.;
- важнейшие литературные направления XX в.;
- биографические сведения об изученных писателях;
- содержание изученных произведений; отчетливо представлять себе роль и место изученного художественного произведения в литературном процессе, а также его судьбу в читательской практике;
уметь:
- владеть различными приемами изучения художественного текста как при классном анализе, так и при самостоятельном чтении;
- определять как время изображенное, так и время создания, а также время, когда происходит чтение;
- использовать биографические материалы, а также литературоведческую и критическую литературу;
- давать доказательную и убедительную оценку самостоятельно прочитанному произведению;
- свободно и целенаправленно использовать конкретные понятия теории литературы;
- активно и целесообразно использовать различные виды справочной литературы;
- при необходимости обращаться к различным формам взаимодействия искусств, используя эти материалы как при обращении к конкретному произведению, так и к определенным этапам литературного процесса.
III. Содержание тем учебного курса.
Введение (1ч)
История XX в. и судьбы искусства. Русская литература XX в. в контексте мировой культуры. Острота постановки вопроса о роли искусства в начале XX в. Сложности периодизации русской литературы XX в. Пути развития русской литературы после 1917 г.: советская литература, литература, «возвращенная» читателю, и литература русского зарубежья и их объединение. Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение в них «вечных проблем» бытия. Поиски путей формирования общего взгляда на сложный литературный процесс в современном литературоведении.
Теория. Литературный процесс, сложности и противоречия.
Зарубежная литература первой половины XX века (3ч)
Общий обзор европейской литературы первой половины XX в. Основные направления. Проблемы самопознания, нравственного выбора в творчестве прогрессивных писателей. Реализм и модернизм.
Дж. Лондон. «Любовь к жизни». Название произведения и его герой, который не сдается.
Б. Шоу. «Пигмалион». Своеобразие конфликта в пьесе. Парадоксы жизни и человеческих судеб в мире условностей и мнимых ценностей. Чеховские традиции в творчестве Шоу.
Г. Аполлинер. Лирика («Мост Мирабо» и др.). Экспериментальная направленность лирики.
Теория. Модернизм.
Методика. Общий обзор литературы, возможно обращение к одной из тем, как теме монографической.
Русская литература рубежа XIX—XX веков (14ч)
Развитие гуманистических традиций русской классической литературы в конце XIX — начале XX в. Богатство и разнообразие литературных направлений. Дальнейшее развитие реализма. Обогащение реализма достижениями других литературных направлений. Модернизм как одно из новых направлений. Символизм, акмеизм и футуризм.
Теория. Литературное направление. Литературные направления начала XX в.
Реализм
Развитие критического реализма. Традиции и поиски нового в творчестве писателей-реалистов. Роль писателей-реалистов в литературном процессе рубежа XIX — XX вв.
Т е о р и я. Традиции и новаторство.
И. А. Бунин. «Вечер», «Крещенская ночь», «Ночь» («Ищу я в этом мире сочетанья...»), «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель», «Одиночество», «П е с н я» (по выбору учителя и учащихся). Традиции XIX в. в лирике Бунина. Кровная связь с природой: богатство «красочных и слуховых ощущений» (А. Блок). Чувство всеобщности жизни, ее вечного круговорота. Элегическое восприятие действительности. Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова.
«Господин из Сан-Франциско». Толстовские и чеховские традиции в прозе Бунина. Осуждение бездуховности существования. Изображение мирового зла в рассказе. Тесная связь мира человека и того, что его окружает: городского пейзажа и картин природы.
«Чистый понедельник» — любимый рассказ Бунина. Поэтизация мира ушедшей Москвы. Герои и их романтическое и трагическое чувство. Литературные реминисценции и их роль в рассказе. Неожиданность финала.
«Темные аллеи». Трагизм сюжетов. Образы героинь рассказов.
Концентрированность повествования как характерная черта рассказов Бунина. Их эстетическое совершенство.
Теория. Психологизм.
A. И. Куприн. «Гранатовый браслет». Богатство типажей в рассказах Куприна. Динамичность сюжетов. «Гранатовый браслет». Романтическое изображение любви героя к Вере Николаевне. Сопоставление чувств героя с представлениями о любви других персонажей повести. Роль эпиграфа в повести, смысл финала. Мастерство Куприна-реалиста.
Теория. Критический реализм.
B. Г. Короленко. «Без языка», «Река играет» и др. Гуманистический пафос произведений писателя. Защита человеческого достоинства.
М. Горький. «Н а дне», литературные портреты («Лев Толстой», «А. П. Чехов»), публицистика. Жизнь, творчество, личность. Раннее творчество. Суровая правда рассказов и романтический пафос революционных песен («Песнь о Соколе», «Песнь о Буревестнике»). Соотношение романтического идеала и реалистической картины жизни в философской концепции Горького.
Горький-драматург. Популярность его пьес. Особая судьба пьесы «На дне». «На дне» как социально-философская драма. Спор о назначении человека. Три или две правды в пьесе? Трагическое столкновение правды факта (Бубнов), правды утешительной лжи (Лука) и правды веры в человека (Сатин). Герои пьесы. Авторская позиция и способы ее выражения. Композиция пьесы. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга.
Литературный портрет как жанр. Проблема изображения исторической личности. Своеобразие литературных портретов, созданных Горьким. Лев Толстой в восприятии писателя: самобытность и противоречивость великого старца. Образ Чехова в восприятии и изображении писателя.
Публицистика. Памфлеты периода первой русской революции («Мои интервью», «Заметки о мещанстве», «Разрушение личности» и др.). Публицистика первых лет революции («Несвоевременные мысли»). Публицистика последних лет («О том, как я учился писать» и др.).
Роль Горького в судьбах русской культуры.
Теория. Социально-философская драма. Литературный портрет.
Поэзия конца XIX — начала XX века (25ч)
Серебряный век как своеобразный «русский Ренессанс». Модернизм как одно из направлений в искусстве начала XX в. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Предпосылки модернизма и входящих в него течений в русской литературе (романтическая поэзия В. А. Жуковского, философская лирика Ф. И. Тютчева, теория «чистого искусства», импрессионистическая лирика А. А. Фета). Сущность модернизма и его просчеты. Модернисты были ослеплены «сумасшедшей мечтой быть в жизни только художниками» (Э. Золя). Отличие модернизма как литературного направления от декаданса как особого типа сознания. Символизм, акмеизм и футуризм как основные направления модернизма.
Символизм.
Истоки. Эстетические взгляды символистов. Пафос трагического миропонимания. Интерес к проблемам культурных традиций разных народов. «Старшие символисты»: В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб, 3. Гиппиус. «Младосимволисты»: Вяч. Иванов, А. Белый, А. Блок, С. Соловьев. Неоромантизм «младосимволистов». Кризис символизма (с 1910 г.).
В.Я.Брюсов. «Творчество», «Юному поэту», «К портрету М. Ю. Л е р м о н т о в а», «Конь блед», «Памятник», «Юношам» (по выбору учителя и учащихся). Брюсов как теоретик символизма. Рационализм, нарочитая отточенность стиля. Культ формы в лирике Брюсова. Историко-культурная и общественно-гражданская проблематика произведений.
К.Д.Бальмонт. «Я мечтою ловил уходящие тени...», «Б е з г л а г о л ь н о с т ь», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце...» (по выбору учителя и учащихся). Основные темы и мотивы лирики Бальмонта. Музыкальность стиха.
А. Белый. «Раздумье», «Русь», «Родине». Тема родины. Боль и тревога за судьбы России. Восприятие революционных событий как пришествия нового Мессии.
А. А. Блок. «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво...» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Скифы» (по выбору учителя и учащихся). Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Поиски эстетического идеала. Влияние философии Владимира Соловьева на Блока. «Стихи о Прекрасной Даме». Эволюция творчества. Тема России и основной пафос патриотических стихотворений. Трагедия поэта в «страшном мире». Лирический герой поэзии Блока.
«Двенадцать» — первая попытка осмыслить социальную революцию в поэтическом произведении. Сочетание конкретно-исторического и условно-символического планов в романе. Неоднозначность трактовки финала. «Вечные образы» в поэме. Философская проблематика.
Теория. Символ в поэтике символизма.
Акмеизм.
Истоки акмеизма. Акмеизм как национальная форма неоромантизма. Связь поэтики символизма и акмеизма (статья Н. С. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм»). Мужественный и твердый взгляд на жизнь. Поэзия Н. С. Гумилева, О. Э. Мандельштама, А. А. Ахматовой, С. М. Городецкого, Г. И. Иванова, В. Н. Нарбута и др.
Н. С. Гумилев. «Ж и р а ф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай», «Капитаны», «Андрей Рублев» и др. (по выбору учителя и учащихся). Героический и жизнеутверждающий пафос поэзии Гумилева. Яркость, праздничность восприятия мира. Россия и Африка. Трагическая судьба поэта.
Футуризм.
Возникновение футуризма. Русский футуризм. Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Отказ футуризма от старой культуры. Поиски новой формы выразительности: звукоподражание, словотворчество, приемы плаката, графический стих («лесенка» Маяковского). Абсолютная новизна как установка футуристов. И. Северянин (эгофутурист),
В. Маяковский, Д. Бурлюк, В. Хлебников, В. Каменский (кубофутуристы). Конец футуризма.
И. Северянин. «Интродукция», «Эпилог» («Я гений, Игорь Северянин...»), «Двусмысленная слава» и др. Эмоциональная яркость стиха. Оригинальность словотворчества.
B. В. Хлебников. «Заклятие смехом», «Б о бэоби пелись губы...», «Еще р а з...» и др. Поэтические эксперименты. Хлебников как поэт-философ.
В.В.Маяковский. «А вы могли бы?», «Нате!», «Вам!», «Скрипка и немножко нервно», «Юбилейное», «Письмо Татьяне Яковлевой». Жизнь и творчество. Дух бунтарства в ранней лирике. Словотворчество поэта.
«Облако в штанах». Черты избранничества лирического героя. Материализация метафоры в строках его стиха. Роль гиперболы и гротеска. Драматургия поэта («Клоп», «Баня»). Сатирические произведения. Любовная лирика и поэмы. Тема поэта и поэзии. Новаторство поэта.
Теория. Тоническое стихосложение.
Крестьянская поэзия.
Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии XIX в. в творчестве Н. А. Клюева, С. А. Есенина.
Н. А. Клюев. «О с и н у ш к а», «Я люблю ц ы ганские кочевья...», «Из подвалов, из темных углов...». Изображение труда и быта деревни, тема родины, особое восприятие городской цивилизации. Религиозные мотивы. Выражение национального самосознания.
C. А. Есенин. «Г о й ты, Русь, моя р о д н а я!..», «Не бродить, не мять в кустахбагряных...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Шаганэ ты м о я, Ш а г а н э!..», «Русь советская», «Русь уходящая», «Несказанное, синее, нежное...». Жизнь и творчество. Трагическая судьба поэта. Глубокое чувство родной природы. Любовь и сострадание «ко всему живому». Народно-песенная основа лирики поэта. Лиричность и исповедальность поэзии Есенина.
«А н н а Снегина» — поэма о судьбе человека и Родины. Биографические мотивы. Образ лирического героя.
Лирика Есенина в музыке. Теория. Имажинизм.
Русская литература 20—40-х годов (обзор) (32ч)
Общая характеристика развития страны после Октябрьской революции. Сложность периодизации русской литературы послереволюционных лет. «Серапионовы братья». Советская литература и социалистический реализм (I съезд советских писателей, создание теории социалистического реализма).
Тема России и революции в творчестве писателей нового поколения: «Железный поток» А. Серафимовича, «Бронепоезд 14-69» Вс. Иванова, «Разгром» А. Фадеева и др.
Поиски нового героя эпохи: «Чапаев» Д. Фурманова, «Ветер» Б. Лавренева, «Как закалялась сталь» Н. Островского и др.
Романтизация подвига и борьбы за новую жизнь в стихотворениях молодых поэтов (Н. Тихонов, М. Светлов, В. Луговской и др.).
Сатирическое изображение эпохи: рассказы М. Зощенко, «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» И. Ильфа и Е. Петрова.
Развитие жанра антиутопии как свидетельство тревоги за будущее (А. Платонов. «Чевенгур»).
А. Н. Толстой. «Петр Первый». Советский исторический роман. Судьбы русского исторического романа в XX в. (А. Толстой, М. Алданов). Картины Руси XVII в. в романе «Петр Первый». Образ Петра (становление личности в эпохе). Изображение народа. Художественное своеобразие романа (особенности композиции и стиля).
Теория. Исторический роман.
А.А.Фадеев. «Разгром». Тема Гражданской войны в литературе. Нравственные проблемы в романе. Одностороннее освещение темы интеллигенции в революции. Современная полемика о романе.
И. Ильф и Е. Петров. «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок». Дилогия двух авторов. Сатирическая картина 20-х гг. Герои и их свершения. Остап Бендер как герой своего времени. Дилогия как новый тип романа фе лье тона.
М. И. Цветаева. «М оим стихам, написанным так рано...», «Стихи к Блоку» («Имя твое — птица в руке...»), «Кто создан из камня...», «Тоска по родине! Давно...», «Москве», «Мне нравится, что вы больны не м н о й...» и др. Трагедийная тональность творчества. Испытания и беды годов «великого перелома» в России. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Необычность образа лирического героя. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Сжатость мысли и энергия чувства. Мощь поэтического дарования и независимость позиции. Самобытность поэтического слова. Богатство ритмики, свежесть и неожиданность рифмовки.
О. Э. Мандельштам. «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город...» и др. Яркость поэтической палитры поэта. Острое ощущение связи времен. Философичность лирики. Исторические и литературные образы в поэзии Мандельштама.
А. А. Ахматова. «Сжала руки под темной вуалью...», «Мне ни к чему одические рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля». Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний, ее психологизм. Патриотизм и гражданственность поэзии. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Новаторство формы.
«Реквием». Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. Библейские мотивы и образы в поэме. Победа исторической памяти над забвением как основной пафос «Реквиема». Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога. Роль детали в создании поэтического образа.
Б. Л. Пастернак. «Про эти стихи», «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти...», «Любить иных — тяжелый крест...», «Никого не будет в доме...», «Сосны», «Иней», «Снег идет», «Гамлет», «Зимняя ночь». Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте поэтического слова. Проникновенный лиризм и одухотворенность поэзии Пастернака. Стремление «поймать живое». Пристальное внимание к живым просторам, восторг перед миром природы. Размышления о жизни, любви, природе искусства. Живописность и музыкальность поэзии, динамичность и порывистость стиха, раскованность синтаксиса. Яркость формы и философская насыщенность лирики. Человек и природа. Поэт и поэзия. Тема интеллигенции в революции. Герой и автор. Соединение патетической интонации и разговорного языка.
«Доктор Живаго» (обзор). Жанровое своеобразие романа. Соединение эпического и лирического начала. Образ Юрия Живаго. Цикл стихотворений героя. Его связь с проблематикой романа.
М.А.Булгаков. «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита» (по выбору учителя и учащихся). Жизнь, творчество, личность.
«Белая гвардия». Судьба произведения. Гражданская война и ее события в романе. «Дни Турбиных» — пьеса по роману «Белая гвардия». Проза и драматургия в творчестве писателя. Новаторство Булгакова-драматурга.
«Мастер и Маргарита». Необычность композиции романа: сочетание фантастического сюжета с философско-библейскими мотивами. Москва и Ершалаим. Человеческое и божественное в облике Иешуа Га-Ноцри. Образ Понтия Пилата и его роль в романе. Тема совести. Мастер и его Маргарита. Образы Воланда и его свиты. Булгаковская «дьяволиада» в свете мировой культурной традиции (Гёте, Гофман, Гоголь). Масштаб изображения главных героев романа. Мастерство Булгакова-сатирика. Проблема нравственного выбора в романе. Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной главы романа.
Теория. Разнообразие типов романа в русской литературе XX в.
А. П. Платонов. «Котлован», «Сокровенный человек», «Ш а р м а н к а», «Впрок» и др. (по выбору учителя и учащихся). Трудная судьба писателя. «Непростые» простые герои Платонова. Необычность стилистики писателя. Пафос и сатира в его произведениях. Связь творчества Платонова с традициями русской сатиры (Салтыков-Щедрин). Особенности композиции произведений Платонова.
М. А. Шолохов. «Тихий Дон». Жизнь и творчество писателя. «Тихий Дон» — роман-эпопея о всенародной трагедии. Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. Яркость характеров и жизненных коллизий в романе. «Вечные темы» в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. Специфика художественного строя романа. Роль картин природы в изображении жизни героев. Полемика вокруг авторства. Традиции Л. Толстого в изображении масштабных событий в жизни народа.
Методика. Споры по поводу авторства романа-эпопеи «Тихий Дон» предполагают особую тщательность его текстуального анализа.
Русская литература за рубежом. 1917—1941 годы (3ч)
Русская литература в изгнании. Берлин, Париж, Прага, Белград, Варшава, София, Харбин и Шанхай — центры зарубежной русской литературы. «Золотое десятилетие» русской литературы за рубежом (1925— 1935). Поэзия русской эмиграции (М. Цветаева, В. Ходасевич, Г. Иванов и др.). Проза русской эмиграции (И. Бунин, И. Шмелев, А. Ремизов, Б. Зайцев, В. Набоков, Г. Газданов, М. Алданов и др.). Споры о литературе и ее роли. Судьбы молодого поколения писателей эмиграции.
И. С. Шмелев. «Солнце мертвых». Творческий путь в России и в эмиграции. «Лето Господне», «Куликово поле», «Солнце мертвых». Лиризм и глубина нравственного чувства произведений писателя. Тонкость и точность описаний природы. Острое чувство родины.
М. А. Алданов. «Ч ертов мост». Исторические романы и повести, портреты -и очерки. Стремление охватить историю Европы за 200 лет. Первый роман «Святая Елена, маленький остров». Великие события и их герои в исторических повествованиях. Суворов и его походы в романе «Чертов мост».
В. В. Набоков. «З а щ и т а Л у ж и н а»
Раннее признание таланта Набокова, его изобразительной силы, зоркости взгляда, остроты сюжета, сочности и красочности описаний, обилия формально-стилистических и психологических находок.
Набоков как русский писатель. Рассказы («Гроза», «Сказка» и др.). Яркость и мужество оценок мира вокруг. Богатство ассоциаций. Насыщенность реминисценциями. Романы «Машенька», «Король, дама, валет», «Защита Лужина», «Дар» и другие произведения. Романы на английском языке («Лолита», «Пнин», «Бледный огонь», и др.).
«Защита Лужина» как роман о трагической судьбе талантливого человека.
Необычность и мастерство автора и переводчика: Набоков как переводчик своих романов на русский язык.
Теория. Автор двух литератур.
Великая Отечественная война в литературе (4ч)
Война и духовная жизнь общества. Патриотические мотивы и сила народного чувства в лирике военных лет (Н. Тихонов, М. Исаковский, А. Сурков, К. Симонов, О. Берггольц и др.). Человек на войне и правда о нем. Романтика и реализм в прозе о войне. Повести В. Кондратьева «Сашка», В. Некрасова «В окопах Сталинграда»
Теория. Жанровое богатство произведений литературы на тему войны.
Русская литература 50—90-х годов XX века (обзор) (15ч)
Литература 50-х — начала 60-х гг. Отражение трагических конфликтов истории в судьбах героев: А. Солженицын. «Один день Ивана Денисовича»; В. Шаламов. «Колымские рассказы».
Новые идеи, темы, образы в поэзии периода «оттепели» (Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Б. Ахмадулина, Р. Рождественский и др.).
«Городская» проза: нравственная проблематика и художественные особенности произведений. Ю. Трифонов «О б м е н»
«Деревенская» проза. Изображение жизни крестьянства: глубина и цельность духовного мира человека, кровно связанного с землей, в рассказах В. Шукшина.
Драматургия. Нравственная острота проблематики пьес.
Литература народов России. М. Джалиль, Ю. Рытхэу, К. Хетагуров.
Литература русского зарубежья. «Вторая волна» русской литературной эмиграции: И. Бродский, А. Солженицын.
«Третья волна» литературной эмиграции: Г. Владимов, С. Довлатов.
Осмысление истории русской литературы как единого процесса.
Авторская песня в развитии литературного процесса и музыкальной культуры народа. Песенное творчество В. Высоцкого, Б. Окуджавы, Ю. Визбора.
Литературные журналы. Их позиция и роль в культурной жизни страны: «Новый мир», «Октябрь» и др.
Возрастание роли публицистики, публицистическая направленность многих художественных произведений конца 80—90-х гг.
Теория. Новые тенденции в развитии русской литературы.
Методика. При изучении обзорной темы особенно важен отбор авторов и произведений, поскольку еще не устоялись оценки и творчество ряда писателей находится в процессе становления. Некоторые имена могут быть исключены, могут возникнуть новые, что естественно, так как в этом разделе программа обращается практически к сегодняшнему дню литературы.
А. Т. Твардовский. «Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины...», «К обидам горьким собственной персоны...» и др. Чувство сопричастности к судьбам родной страны, желание понять истоки побед и потерь. Утверждение нравственных ценностей. Восприятие мира в его многообразных внутренних связях, сопряжение в лирике частного («быть самим собой») и общего («судьбы любой»).
«За далью — даль» — поэтическое и философское осмысление трагических событий прошлого. Пафос труда в поэме. Немногословность, емкость поэтической речи. Роль некрасовской традиции в творчестве поэта.
Твардовский — редактор журнала «Новый мир».
Теория. Проблемы традиций и новаторства в литературе.
И. А. Бродский. Стихотворения из сборников «Конец прекрасной эпохи», «Части речи» (по выбору учителя и учащихся). Трагическая судьба поэта. Нобелевская премия (1987). Творческие поиски и мастерство поэта.
A. И. Солженицын. «Один день Ивана Де нисовича», «Архипелаг ГУЛАГ»(главы). Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве и ответственности народа, а также его руководителей за настоящее и будущее
страны. Особенности художественных решений в произведениях писателя. Роль публицистики в его творчестве.
Ф. А. Абрамов. «Поездка в прошлое». Тема русской деревни, ее сложной судьбы. Трагические страницы в истории колхозов. Радость труда и трагедия жизни тружеников под бездарным и жестоким руководством в колхозах. Семья Пряслиных как носительница лучших народных традиций. Колхозная деревня в годы Великой Отечественной войны. «Поездка в прошлое» как повесть-воспоминание и как материал для наблюдения за процессом творчества писателя.
B. П. Астафьев. «Печальный детектив»
Потеря нравственных ориентиров во всех слоях общества, понижение уровня интеллигентности городского населения, стремление главного героя помочь этому обществу.
В. Г. Распутин. «Последний срок» Трагическое решение проблемы отцов и детей.
Зарубежная литература второй половины XX века (2ч)
Основные тенденции в развитии зарубежной литературы второй половины XX в. Развитие реалистических традиций. Литература постмодернизма.
Э. Хемингуэй. «Старик и море». Раздумья писателя о человеке и его жизненном пути. Роль художественной детали и реалистической символики в повести.
Теория. Постмодернизм.
Литература на современном этапе (3ч)
Общий обзор произведений последних лет. Поиски новых жанров. Произведения, утверждающие положительные идеалы. Авторы, активно отстаивающие бережное отношение к человеку, природе, талантливым и трудолюбивым людям, обустраивающим родную землю. Постмодернизм. Обзор последних публикаций, получивших общественный резонанс.
Итоги
Судьбы русской литературы в драматическом процессе движения культуры и литературы конца тысячелетия. Связи и зависимости литератур и культур народов мира в XX в. Многообразие направлений, обилие форм и неожиданность эстетических и этических решений. Литература XX в. как форма отражения сложности окружающего нас мира.
IV. Календарно – тематическое планирование уроков литературы в 11 классе
№ | Тема раздела, урока | Количество часов | Дата | Примечание | |||||||
План. | Факт. | ||||||||||
Введение | 1 | ||||||||||
1 | История 20 века и судьбы искусства. Литературный процесс 20 века. | ||||||||||
Зарубежная литература первой половины XX века | 3 | ||||||||||
2 | Дж. Лондон «Любовь к жизни». Название произведения и его герой. | ||||||||||
3 | Б. Шоу «Пигмалион» | ||||||||||
4 | Лирика Г. Аполлинера | ||||||||||
Русская литература рубежа XIX – XX веков | 14 | ||||||||||
5 | Россия рубежа XIX – XX веков. Литература рубежа XIX – XX веков | ||||||||||
6 | И.А. Бунин. Очерк жизни и творчества. Лирика. | ||||||||||
7 | Кризис цивилизации в рассказе Бунина «Господин из Сан-Франциско» | ||||||||||
8 | «Чистый понедельник» - любимый рассказ Бунина. | ||||||||||
9 | Рассказы Бунина о любви. Сборник «Темные аллеи» | ||||||||||
10 | Талант любви в рассказе И.А. Куприна «Гранатовый браслет» | ||||||||||
11 | Гуманистический пафос рассказов В.Г. Короленко. | ||||||||||
12 | А.М. Горький. Очерк жизни и творчества. Романтизм Горького | ||||||||||
13 | Особенности жанра и конфликта в пьесе Горького «На дне» | ||||||||||
14 | Роль Луки в драме «На дне» | ||||||||||
15 | Вопрос о правде в драме «На дне» | ||||||||||
16 | Литературные портреты М. Горького («А.П. Чехов», «Лев Толстой») | ||||||||||
17 | Публицистика М. Горького | ||||||||||
18 | Р/Р Сочинение по творчеству М. Горького | ||||||||||
Поэзия конца XIX – начала XX века. | 25 | ||||||||||
19 | Поэзия «серебряного века». Символизм. | ||||||||||
20 | Поэзия В.Я. Брюсова | ||||||||||
21 | Поэзия К. Бальмонта | ||||||||||
22 | Поэзия А.Белого | ||||||||||
23 | А. Блок. Личность и творчество. Романтический мир раннего Блока | ||||||||||
24 | Сборник «Стихи о Прекрасной Даме» | ||||||||||
25 | Стихотворение Блока «Незнакомка» | ||||||||||
26 | Тема Родины в творчестве Блока | ||||||||||
27 | Поэма А. Блока «Двенадцать» | ||||||||||
28 | |||||||||||
29 | Акмеизм. | ||||||||||
30 | Мир образов Н. Гумилева | ||||||||||
31 | Футуризм | ||||||||||
32 | «Эгофутуризм» И. Северянина | ||||||||||
33 | Поэтические эксперименты В. Хлебникова. | ||||||||||
34 | Маяковский и футуризм. Поэтическое новаторство В. Маяковского | ||||||||||
35 | Поэма Маяковского «Облако в штанах» | ||||||||||
36 | Сатирические произведения Маяковского. | ||||||||||
37 | Р/Р Анализ лирического произведения одного из поэтов «серебряного века» | ||||||||||
38 | Крестьянская поэзия. Творчество Н.А. Клюева | ||||||||||
39 | С. Есенин как национальный поэт | ||||||||||
40 | Любовная лирика Есенина | ||||||||||
41 | Тема Родины в лирике Есенина | ||||||||||
42 | Поэма Есенина «Анна Снегина» | ||||||||||
43 | Р/Р Сочинение на тему «Мой любимый поэт «серебряного века» | ||||||||||
Русская литература после 1917 г. (до 1941) | 32 | ||||||||||
44 | Обзор развития литературы после 1917 года. | ||||||||||
45 | Фадеев «Разгром». Особенности жанра и композиции. Проблема гуманизма | ||||||||||
46 | Морозка и Мечик. Народ и интеллигенция в романе. Образ Левинсона. | ||||||||||
47 | Поэтический мир М. Цветаевой | ||||||||||
48 | Тема Родины в лирике Цветаевой | ||||||||||
49 | Жизнь и творчество О.Э. Мандельштама | ||||||||||
50 | А.Ахматова. «Голос своего поколения» | ||||||||||
51 | Тема народного страдания и скорби в поэме «Реквием» | ||||||||||
52 | Б.Л. Пастернак. Начало творческого пути. Лирика | ||||||||||
53 | Роман Б. Пастернака «Доктор Живаго» (обзор) | ||||||||||
54 | |||||||||||
55 | Стихотворения Юрия Живаго | ||||||||||
56 | М.А. Булгаков: жизнь, творчество, личность | ||||||||||
57 | Роман «Мастер и Маргарита». История романа. Жанр и композиция | ||||||||||
58 | Сатирическое изображение московского общества в романе | ||||||||||
59 | Библейские главы романа | ||||||||||
60 | Развитие любовной линии сюжета в романе. | ||||||||||
61 | Проблема творчества и судьбы художника в романе Булгакова. | ||||||||||
62 | Проблема добра и зла в романе «Мастер и Маргарита» | ||||||||||
63 | Р/Р Сочинение по роману «Мастер и Маргарита» | ||||||||||
64 | А.П. Платонов: очерк жизни и творчества | ||||||||||
65 | «Непростые» простые герои Платонова | ||||||||||
66 | Русский исторический роман А. Толстого «Петр I» | ||||||||||
67 | |||||||||||
68 | М.А. Шолохов. Жизнь, творчество, судьба | ||||||||||
69 | Картины жизни донских казаков в романе «Тихий Дон» | ||||||||||
70 | «Чудовищная нелепица войны» (по роману Шолохова «Тихий Дон») | ||||||||||
71 | Гражданская война в изображении Шолохова | ||||||||||
72 | «В мире, расколотом надвое» | ||||||||||
73 | Судьба Григория Мелехова | ||||||||||
74 | Урок-семинар по роману «Тихий Дон» | ||||||||||
75 | Р/Р Сочинение по роману «Тихий Дон» | ||||||||||
Русская литература за рубежом (1917 – 1941 годы) | 3 | ||||||||||
76 | Обзор литературы русского зарубежья. | ||||||||||
77 | Творчество В.В. Набокова | ||||||||||
78 | |||||||||||
Великая Отечественная война в литературе | 4 | ||||||||||
79 | Литература периода Великой Отечественной войны | ||||||||||
80 | Поэзия Великой Отечественной войны | ||||||||||
81 | Обсуждение повести Кондратьева «Сашка» | ||||||||||
82 | Правда о ВОв в повести В. Некрасова «В окопах Сталинграда» | ||||||||||
Русская литература 50 и- 90-ых гг. | 15 | ||||||||||
83 | Тенденции развития литературы 50 – 90-ых гг. | ||||||||||
84 | А.Т. Твардовский. Творчество и судьба. Лирика | ||||||||||
85 | Поэма А.Т. Твардовского «За далью – даль» | ||||||||||
86 | А.И. Солженицын. Жизнь и судьба. | ||||||||||
87 | «Архипелаг ГУЛАГ» (главы) | ||||||||||
88 | Анализ рассказа «Один день Ивана Денисовича» | ||||||||||
89 | Анализ рассказа «Матренин двор» | ||||||||||
90 | Ф. Абрамов «Поездка в прошлое» | ||||||||||
91 | В.П. Астафьев «Печальный детектив» | ||||||||||
92 | |||||||||||
93 | Нравственное величие русской женщины в повести В. Распутина «Последний срок» | ||||||||||
94 | |||||||||||
95 | «Городская проза». Ю. Трифонов | ||||||||||
96 | «Деревенская проза». Истоки, проблемы, герои В.М. Шукшина | ||||||||||
97 | Новые темы, проблемы, образы в поэзии оттепели | ||||||||||
Зарубежная литература второй половины 20 века | 2 | ||||||||||
98 | Основные тенденции в развитии зарубежной литературы 20 века | ||||||||||
99 | Э. Хемингуэй «Старик и море» | ||||||||||
Литература на современном этапе | 3 | ||||||||||
100 | Урок-семинар «Новейшая поэзия» | ||||||||||
101 | Урок-семинар Литература современного этапа | ||||||||||
102 |
V. Учебно – методическое обеспечение
Литература для учащихся (основная):
1. Литература. 11 кл. В 2- ч/авт. – сост. Т, ф. Курдюмова. – М.Дрофа. – 2014.
2. Литература в таблицах:5-11кл.: справ. материалы/Н.А. Миронова.- М.:АСТ: Астрель, 2014.
Литература для учителя(основная):
1.Литература. Учебник. 11 класс. В 2-х частях /Курдюмова Т. Ф., Демидова Н А, Колокольцев Е. Н. – М.: Дрофа, 2014. – ISBN: 978-5-358-04701-3
2.Литература. 11 класс. Методическое пособие /Курдюмова Тамара Федоровна. – М.: Дрофа, 2014. – 256 стр. – ISBN: 978-5-358-08534-3
3.ЕГЭ 2015. Литература. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ. Ерохина Е.Л. – М.: Издательство «Экзамен», 2012, – 94, [2] с. (Серия «ЕГЭ. Практикум») – ISBN: 978-5-377-04493-2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....