Рабочая программа по литературе, 10 класс
рабочая программа по литературе (10 класс) на тему
Рабочая программа составлена на основе программы по литературе для общеобразовательных учреждений (9 – 11 классы) под ред. Т. Ф. Курдюмовой, к учебнику Т. Ф. Курдюмова, Е. Н. Колокольцева и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literature_10_klass.docx | 66.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования МО «Заиграевский район»
МБОУ «Первомаевская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» на заседании МО МБОУ «Первомаевская СОШ» Протокол №____ от « »______ 2016г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ «Первомаевская СОШ Цыбикдоржиева Н.В. « » ________ 2016г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «Первомаевская СОШ» Пахомова Г. А. Приказ №____ « » ________ 2016г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе
10 класс
Учитель Будаева М. Б.
первая категория
2016 г
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе составлена на основе:
- Закона «Об образовании РФ» от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ (ст.32, п. 2);
-Приказа Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004 г. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) образования», с изменениями и дополнениями;
-Приказа Министерства образования и науки РБ № 1646/1 от 26.08.2013 г. «О формировании учебных планов образовательных учреждений РБ на 2013 – 2014 гг.»;
-Основной образовательной программы среднего (полного) образования МБОУ «Первомаевская средняя общеобразовательная школа», приказ №3 от 01. 09. 2016 г.;
-Учебного плана МБОУ «Первомаевская средняя общеобразовательная школа» на 2016 – 2017 учебный год, приказ № 3 от 01. 09. 2016 г.;
-Положения о порядке разработки и утверждения рабочей программы по учебному предмету МБОУ «Первомаевская средняя общеобразовательная школа», приказ № 4 от 01. 09. 2016 г.;
-Программы по литературе для общеобразовательных учреждений (9 – 11 классы) под ред. Т. Ф. Курдюмовой (авторы: Т. Ф. Курдюмова, Е. Н. Колокольцев, С. А. Леонов и др.) – М.: Дрофа, 2015, рекомендованной Министерством образования РФ, в соответствии с учебным планом образовательного учреждения; -С учётом национально – регионального компонента;
-Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г., №189;
Характеристика предмета
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка. Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
-воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и совершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
-развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей обучающихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи обучающихся;
-освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; -формирование общего представления об историко-литературном процессе;
-совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написание сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Цель литературного образования определяет характер конкретных задач, которые решаются на уроках литературы:
-обучающийся должен сформировать представления о художественной литературе, как искусстве слова и её месте в культуре страны и народа;
-освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению литературных произведений,
-воспитывать культуру чтения, сформировать потребность в чтении,
-совершенствовать устную и письменную речь
В 10 классе формируется представление об историко - литературном процессе в XIX веке. В его связи с историческим и литературным процессами предшествующих эпох идет речь о таких понятиях, как стиль писателя, литературная школа, литературная критика и ее роль в литературном процессе, рассматриваются вопросы взаимодействия русской и зарубежной литературы, осуществляется интенсивное овладение разнообразными материалами из области гуманистических наук.
Содержание курса на историко-литературной основе предполагает знакомство с вершинными произведениями родной литературы, которое дает представление о судьбах литературы и родной культуры. Понимание особенностей общечеловеческого и конкретно-исторического подхода к произведению искусства расширяет кругозор читателя, обращение к «вечным темам» дает возможность усилить нравственно-эстетическое воздействие курса. Курс литературы включает обзорные и монографические темы, сочетание которых помогает представить логику развития родной литературы. Обзорные темы знакомят с особенностями конкретного времени, с литературными направлениями, литературными группами и их борьбой, поисками и свершениями, которые определили лицо эпохи. Материал в планировании расположен по литературным темам, что обеспечивает последовательность изучения литературных явлений, обобщения, закрепления и развития литературных знаний. Монографическое изучение творчества великих классиков XIX века предполагает обращение к различным приёмам освоения объёмных произведений: это различные формы комментариев, в том числе и комментированное чтение, сопоставительный анализ, вычленение отдельных тем, проблем и др. Программа предусматривает знакомство с зарубежной литературой. Изучение этих произведений помогает понять место отечественной литературы в литературном процессе, ее вклад в мировую художественную культуру. Большое значение имеет межпредметная связь, возможное обращение к другим литературным предметам. Особое внимание следует уделять осуществлению связей предметов эстетического цикла. Опираясь на имеющиеся у учащихся знания и представления, надо устанавливать взаимосвязи произведений искусства на основе общности их тематики, проблематики, идейно-эстетических позиций авторов (Русский язык, история, обществознание, изобразительное искусство, музыка).
Планированием предусматривается проведение уроков различных типов:
- уроки-лекции (при изучении тем, предусматривающих знакомство с основными закономерностями историко-литературного процесса; этапами творческой эволюции писателей; историко-культурным контекстом и творческой историей изучаемых произведений; основными литературными направлениями и течениями и реализацией их в художественном произведении),
- семинары (при анализе и интерпретации изучаемых литературных произведений, сопоставлении литературных произведений и их критических и научных интерпретаций с целью выявления типологической общности и художественного своеобразия, характеристике стиля писателя),
- аналитические беседы, направленные на формирование умения аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению, выявлять авторскую позицию;
эвристические беседы, обучающие умению выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы, связывать изучаемое произведение с современностью и литературной традицией, эпизод или сцену с проблематикой произведения в целом. Большое внимание уделяется комплексному анализу текста, выявляющему авторский замысел и различные средства его воплощения, в том числе и языковые, их роль в раскрытии идейно-тематического содержания произведения. Место предмета Программа рассчитана на 3 часа в неделю – итого 105 часов за учебный год, ориентирована на учебник «Литература. 10 класс: учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2-частях» / автор – составитель Т. Ф. Курдюмова. – М.: Дрофа, 2014. Программа составлена на 2016 – 17 учебный год и адресована учащимся 10 класса МБОУ «Первомаевская средняя общеобразовательная школа».
II. Планируемые результаты
Программа предусматривает овладение знаниями и умениями, которые формируют культурного, подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова читателя. Ученик должен: Знать: Общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления); Авторов и содержание изученных произведений; Основные теоретические понятия, связанные с характеристикой литературного процесса, такие как: литературный процесс, классика, литературные направления ( классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм), а также ранее изученные понятия; Уметь: Комментировать изученные произведения и доказательно их оценивать; Использовать специфику рода, жанра, тематики, авторской манеры и позицию автора при анализе и оценке произведения; Обращаться к различным формам монологической и диалогической речи в процессе анализа и обсуждения произведения; Использовать сведения по теории литературы в процессе изучения и оценки художественного текста; Пользоваться различными видами справочной литературы; Активно и доказательно использовать другие виды искусства в процессе изучения литературы. Общими показателями учебных достижений выпускников средней школы в области литературного образования являются: начитанность учащихся в области художественной литературы (разносторонность, систематичность, направленность чтения; факторы, влияющие на выбор книг; складывающиеся читательские интересы); глубина освоения идейно-художественного содержания произведения (личностный характер восприятия, широта охвата различных сторон содержания и формы произведения, обоснованность и самостоятельность оценки); уровень овладения знаниями по литературе (умение применять важнейшие из них к анализу и оценке художественных произведений); качество речевых умений и навыков, формируемых в процессе изучения литературы (овладение необходимыми для общения на уроках литературы видами речевых высказываний). Эти показатели в тесной взаимосвязи друг с другом характеризуют основные планируемые результаты обучения литературе.
III. Содержание тем учебного курса.
Литература XIX века
Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала).
Введение. Россия в первой половине XIX века. Литература первой половины XIX века. Отголоски классицизма. Сентиментализм.
Возникновение романтизма. Жуковский. Батюшков. Рылеев. Баратынский. Тютчев. Романтизм Пушкина, Лермонтова и Гоголя. Зарождение реализма (Крылов, Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, «натуральная школа») и профессиональной русской критической мысли.
Россия во второй половине XIX века.. Расцвет русского романа (Тургенев, Гончаров, Л. Толстой, Достоевский), драматургии (Островский, Сухово-Кобылин). Русская поэзия. Судьбы романтизма и реализма в поэзии. Две основные тенденции в лирике: Некрасов, поэты его круга и Фет, Тютчев, Майков, Полонский. Критика социально-историческая (Чернышевский, Добролюбов, Писарев), «органическая» (Григорьев), эстетическая (Боткин, Страхов). Зарождение народнической идеологии и литературы. Чехов как последний великий реалист. Наследие старой драмы, ее гибель и рождение новой драматургии в творчестве Чехова.
Литература первой половины XIX века
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество.
Лирика Пушкина, ее гуманизм. Красота, Добро, Истина — три принципа пушкинского
творчества. Национально-историческое и общечеловеческое содержание лирики.
Стихотворения: «Поэту», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный...», «Подражания Корану», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», «Поэт», «Разговор Книгопродавца с Поэтом», «Вольность», «Демон», «Осень» и др. Слияние гражданских, философских и личных мотивов. Преодоление трагического представления о мире и месте человека в нем через приобщение к ходу истории. Вера в неостановимый поток жизни и преемственность поколений. Романтическая лирики и романтические поэмы. Историзм и народность - основа реализма Пушкина. Развитие реализма в лирике и поэмах. «Медный всадник».
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество.
Ранние романтические стихотворения и поэмы. Основные настроения. Трагическая судьба поэта и человек в бездуховном мире. Стихотворения: «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Сон», «Выхожу один я на дорогу...», «Нет, я не Байрон, я другой...». «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Завещание».
Своеобразие художественного мира Лермонтова. Тема Родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества. Романтизм и реализм в творчестве поэта. Романтическая поэма Лермонтова «Демон».
Теория литературы. Углубление понятий о романтизме и реализме, об их соотношении и взаимовлиянии.
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Рассказчик и рассказчики. Народная фантастика. «Миргород». Два начала в композиции сборника: сатирическое («Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем») и эпико-героическое («Тарас Бульба»). Противоречивое слияние положительных и отрицательных начал в других повестях («Старосветские помещики» — идиллия и сатира, «Вий» — демоническое и ангельское).
«Петербургские повести». «Невский проспект». Сочетание трагедийности и комизма, лирики и сатиры, реальности и фантастики. Петербург как мифический образ бездушного и обманного города.
Литература второй половины XIX века
Обзор русской литературы второй половины XIX века. Россия второй половины XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика. Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина. Идея нравственного самосовершенствования. Универсальность художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Формирование национального театра.
Классическая русская литература и ее мировое признание.
Иван Александрович Гончаров. Жизнь и творчество. (Обзор.)Роман «Обломов».
Социальная и нравственная проблематика. Хорошее и дурное в характере Обломова. Смысл его жизни и смерти. «Обломовщина» как общественное явление. Герои романа и их отношение к 06ломову. Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Роман «Обломов» в зеркале критики («Что такое обломовщина?»Н. А. Добролюбова, «Обломов» Д. И. Писарева).
Теория литературы. Обобщение в литературе. Типичное явление в литературе. Типическое как слияние общего и индивидуального, как
проявление общего через индивидуальное. Литературная критика.
Александр Николаевич Островский. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Периодизация творчества. Наследник Фонвизина, Грибоедова, Гоголя. Создатель русского сценического репертуара.
Драма «Гроза». Ее народные истоки. Духовное самосознание Катерины. Нравственно ценное и косное в патриархальном быту. Россия на переломе, чреватом трагедией, ломкой судеб, гибелью людей.
Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Прием антитезы в пьесе. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Образ города Калинова. Трагедийный фон пьесы. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Драматургическое мастерство Островского. А. Н. Островский в критике («Луч света и темном царстве» Н. А. Добролюбова).
Теория литературы. Углубление понятий о драме как роде литературы, о жанрах комедии, драмы, трагедии. Драматургический конфликт (развитие понятия)
Иван Сергеевич Тургенев. Жизнь и творчество (Обзор.)
«Отцы и дети». Духовный конфликт между поколениями, отраженный в заглавии и легший в основу романа. Базаров в ситуации русскою человека на рандеву. Его сторонники и противники. Трагическое одиночество героя. Споры вокруг романа и авторская позиция Тургенева. Тургенев как пропагандист русской литературы на Западе. Критика о Тургеневе • («Базаров» Д. И. Писарева).
Теория литературы. Углубление понятия о романе (частная жизнь в исторической панораме. Социально-бытовые и общечеловеческие стороны в романе).
Федор Иванович Тютчев. Жизнь и творчество.
Наследник классицизма и поэт-романтик. Философский характер тютчевского романтизма. Идеал Тютчева — слияние человека с Природой и Историей, с «божеско-всемирной жизнью» и его неосуществимость. Сочетание разномасштабных образов природы (космический охват с конкретно-реалистической детализацией). Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». Основной жанр — лирический фрагмент («осколок» классицистических монументальных и масштабных жанров — героической или философской поэмы, торжественной или философской оды, вмещающий образы старых лирических или эпических жанровых форм). Мифологизмы, архаизмы как признаки монументального стиля грандиозных творений.
Стихотворения: «Silentium», «Не то, что мните вы, природа...», «Еще земли печален вид...», «Как хорошо ты, о море ночное...», «Я встретил вас, и все былое...», «Эти бедные селенья...», «Нам не дано предугадать...», «Природа — сфинкс...», «Умом Россию по понять...», «О, как убийственно мы любим...».
Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Судьба жанров оды и элегии в русской поэзии.
Афанасий Афанасьевич Фет. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Двойственность личности и судьбы Фета-поэта и Фета — практичного помещика. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. Фет как мастер реалистического пейзажа. Красота обыденно-реалистической детали и умение передать «мимолетное», «неуловимое». Романтические «поэтизмы» и метафорический язык. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Тема смерти и мотив трагизма человеческого бытия в поздней лирике Фета.
Стихотворения: «Даль», «Шепот, робкое дыханье...», «Еще майская ночь», «Еще весны душистой нега...», «Летний вечер тих и ясен...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Заря прощается с землею...», «Это утро, радость эта...», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Как беден наш язык!».
Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Композиция лирического стихотворения.
Алексей Константинович Толстой. Жизнь и творчество.
Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях писателя. Влияние фольклора и романтической традиции.
Стихотворения: «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...»,
«Против течения, «Государь ты наш батюшка...».
Николай Алексеевич Некрасов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Некрасов-журналист. Противоположность литературно-художественных взглядов Некрасова и Фета. Разрыв с романтиками и переход на позиции реализма. Прозаизация лирики, усиление роли сюжетного начала. Социальная трагедия народа в городе и деревне. Настоящее и будущее народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. Интонация плача, рыданий, стона как способ исповедального выражения лирических переживаний. Сатира Некрасова. Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. Психологизм и бытовая конкретизация любой ной лирики. Поэмы Некрасова, их содержание, поэтический язык. Замысел поэмы «Кому на Руси жить хорошо», широта тематики и стилистическое многообразие. Образы крестьян и «народных заступников». Тема социального и духовного рабства, тема народного бунта. Фольклорное начало в поэме. Особенности поэтического языка.
Стихотворения: «Рыцарь на час», «В дороге», «Надрывается сердце от муки...», «Душно! Без счастья и воли...», «Поэт и гражданин», «Элегия», «Умру я скоро...», «Музе», «Мы с тобой бестолковые люди..-, «О Муза! Я у двери гроба...», «Я не люблю иронии твоей...», «Блажен незлобивый поэт...», «Внимая ужасам войны...», «Тройка», «Еду ли ночью по улице темной...».
Теория литературы. Понятие о народности искусства. Фольклоризм художественной литературы (развитие понятия).
А. К. Толстой. Жизнь и творчество (обзор).
«Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…», «Против течения», «Государь ты наш батюшка…»Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях Толстого. Влияние фольклорной и романтической традиции.
Н. С. Лесков Жизнь и творчество (обзор).
(Повесть «Очарованный странник» возможен выбор другого произведения).
Особенности сюжета повести. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя). Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести. Особенности лесковской повествовательной манеры.
М. Е. Салтыков-Щедрин Жизнь и творчество (обзор). «История одного города» (обзор).
Обличение деспотизма, невежества власти, бесправия и покорности народа. Сатирическая летопись истории Российского государства. Собирательные образы градоначальников и “глуповцев”. Образы Органчика и Угрюм-Бурчеева. Тема народа и власти. Смысл финала “Истории”. Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина. Приемы сатирического изображения: сарказм, ирония, гипербола, гротеск, алогизм.
Ф. М. Достоевский Жизнь и творчество. Роман «Преступление и наказание».
Замысел романа и его воплощение. Особенности сюжета и композиции. Своеобразие жанра. Проблематика, система образов романа. Теория Раскольникова и ее развенчание. Раскольников и его “двойники”. Образы “униженных и оскорбленных”. Второстепенные персонажи. Приемы создания образа Петербурга. Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала автора. Библейские мотивы и образы в романе. Тема гордости и смирения. Роль внутренних монологов и снов героев в романе. Портрет, пейзаж, интерьер и их художественная функция. Роль эпилога. “Преступление и наказание” как философский роман. Полифонизм романа, столкновение разных “точек зрения”. Проблема нравственного выбора. Смысл названия. Психологизм прозы Достоевского. Художественные открытия Достоевского и мировое значение творчества писателя.
Л. Н. Толстой Жизнь и творчество. Роман-эпопея «Война и мир».
История создания. Жанровое своеобразие романа. Особенности композиции, антитеза как центральный композиционный прием. Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности. Путь идейно-нравственных исканий князя Андрея Болконского и Пьера Безухова. Образ Платона Каратаева и авторская концепция “общей жизни”. Изображение светского общества. “Мысль народная” и “мысль семейная” в романе. Семейный уклад жизни Ростовых и Болконских. Наташа Ростова и княжна Марья как любимые героини Толстого. Роль эпилога. Тема войны в романе. Толстовская философия истории. Военные эпизоды в романе. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения и изображение Отечественной войны 1812 г. Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа. Картины партизанской войны, значение образа Тихона Щербатого. Русский солдат в изображении Толстого. Проблема национального характера. Образы Тушина и Тимохина. Проблема истинного и ложного героизма. Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса. Москва и Петербург в романе. Психологизм прозы Толстого. Приемы изображения душевного мира героев (“диалектики души”). Роль портрета, пейзажа, диалогов и внутренних монологов в романе. Смысл названия и поэтика романа-эпопеи. Художественные открытия Толстого и мировое значение творчества писателя. Сочинение по роману Л. Н. Толстого “Война и мир”.
А. П. Чехов. Жизнь и творчество.
Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой» (указанные рассказы являются обязательными для изучения). Рассказы: «Палата № 6», «Дом с мезонином» (возможен выбор двух других рассказов). Темы, сюжеты и проблематика чеховских рассказов. Традиция русской классической литературы в решении темы "маленького человека" и ее отражение в прозе Чехова. Тема пошлости и неизменности жизни. Проблема ответственности человека за свою судьбу. Утверждение красоты человеческих чувств и отношений, творческого труда как основы подлинной жизни. Тема любви в чеховской прозе. Психологизм прозы Чехова. Роль художественной детали, лаконизм повествования, чеховский пейзаж, скрытый лиризм, подтекст.
Комедия «Вишневый сад». Особенности сюжета и конфликта пьесы. Система образов. Символический смысл образа вишневого сада. Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе. Раневская и Гаев как представители уходящего в прошлое усадебного быта. Образ Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Тип героя-"недотепы". Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс). Роль авторских ремарок в пьесе. Смысл финала. Особенности чеховского диалога. Символический подтекст пьесы. Своеобразие жанра. Новаторство Чехова-драматурга. Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра. Сочинение по творчеству А. П. Чехова.
IV. Календарно – тематическое планирование уроков литературы в 10 классе
№ | Наименование раздела и темы | Кол- во часов | Дата | Примечание | ||||
План. | Факт. | |||||||
1 полугодие – 48 часов | ||||||||
Литература XIX века | ||||||||
1 | Введение. Русская литература Х1Х века в контексте мировой культуры. | 1 | ||||||
Литература первой половины XIX века | ||||||||
2 | Россия в первой половине XIX века. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе первой половины XIX века | 1 | ||||||
Творчество А.С.Пушкина – 9 часов(8+1) | ||||||||
3 | А.С.Пушкин. Основные этапы творческой биографии. Темы и мотивы лирики. | 1 | ||||||
4 | Романтическая лирика периода южной и михайловской ссылок. «Погасло дневное светило…», «Подражания Корану» (1Х. «И путник усталый на Бога роптал…»). | 1 | ||||||
5 | Тема поэта и поэзии. «Поэт», «Поэту», «Осень»
| 1 | ||||||
6 | Эволюция темы свободы и рабства. «Вольность», «Свободы сеятель пустынный…». | 1 | ||||||
7 | Философская лирика. Тема жизни и смерти. «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»), «Вновь я посетил…». | 1 | ||||||
8 | Петербургская повесть А.С.Пушкина «Медный всадник». Своеобразие, жанр и композиция. | 1 | ||||||
9 | Социально-философские проблемы поэмы. Образы Евгения и Петра. | 1 | ||||||
10 | «Борис Годунов» А. С. Пушкина – первая | 1 | ||||||
11 | Р.р. Сочинение по творчеству А. С. Пушкина | 1 | ||||||
М. Ю. Лермонтов– 7 часов (6+1) | ||||||||
12 | М. Ю. Лермонтов. Очерк жизни и творчества. Своеобразие художественного мира. | 1 | ||||||
13 | Молитва как жанр в лирике М.Ю.Лермонтова. «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»). | 1 | ||||||
14 | Тема жизни и смерти. «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»). | 1 | ||||||
15 | Философские мотивы лирики. «Как часто, пестрою толпою окружен..». | 1 | ||||||
16 | Мотивы свободы и гордого одиночества | 1 | ||||||
17 | Образ демона в творчестве М.Ю.Лермонтова | 1 | ||||||
18 | Р.р. Сочинение по творчеству М.Ю. Лермонтова | 1 | ||||||
Н.В.Гоголь– 4 часа | ||||||||
19 | Очерк жизни и творчества Н.В. Гоголя. | 1 | ||||||
20 | Повесть «Невский проспект» – история создания. Образ города в повести. | 1 | ||||||
21 | Соотношение мечты и действительности в повести. | 1 | ||||||
22 | Особенности стиля Н.В. Гоголя, своеобразие его творческой манеры. | 1 | ||||||
Литература второй половины XIX века | ||||||||
23 | Обзор русской литературы второй половины XIX века | 1 | ||||||
А.Н.Островский – 7 часов (6+1) | ||||||||
24 | Жизнь и судьба А.Н.Островского. Этапы биографии и творчества. | 1 | ||||||
25 | Творческая история пьесы «Гроза». Основной конфликт и расстановка действующих сил в «Грозе». | 1 | ||||||
26 | Город Калинов и его обитатели. Душевная трагедия Катерины. Д.1-4 | 1 | ||||||
27 | Быт и нравы «тёмного царства». Молодое поколение в пьесе А.Н. Островского «Гроза». | 1 | ||||||
28 | Сила и слабость характера Катерины. Статья Н. Добролюбова «Луч света в тёмном царстве». | 1 | ||||||
29 | Пьеса Островского «Бесприданница» | 1 | ||||||
30 | Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству А.Н.Островского. | 1 | ||||||
И.А.Гончаров – 5 часов | ||||||||
31 | И. А. Гончаров. Основные этапы жизни и творчества. | 1 | ||||||
32 | Роман «Обломов». Проблематика. Композиция | 1 | ||||||
33 | Образ главного героя. «Обломовщина». Сон Обломова: композиционная роль эпизода | 1 | ||||||
34 | Художественное мастерство Гончарова в романе. | 1 | ||||||
35 | Что такое «обломовщина»? Роман «Обломов» в русской критике | 1 | ||||||
И.С.Тургенев – 8 часов (7 + 1) | ||||||||
36 | Жизненный и творческий путь И.С.Тургенева. Роман «Отцы и дети». История создания. Смысл заглавия. Проблематика. Композиция. | 1 | ||||||
37 | Мир «отцов» в романе. Его оценка русской критикой | 1 | ||||||
38 | Образ Базарова в романе. Нигилизм и его последствия. | 1 | ||||||
39 | Идеологический спор «отцов» и «детей» | 1 | ||||||
40 | Женские образы в романе | 1 | ||||||
41 | Любовь и счастье в романе «Отцы и дети» | 1 | ||||||
42 | Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети». | 1 | ||||||
43 | Р. р. Сочинение по роману «Отцы и дети». | 1 | ||||||
Фёдор Иванович Тютчев – 3 часа | ||||||||
44 | Ф.И.Тютчев. Очерк жизни и творчества. Основные темы и идеи лирики поэта. | 1 | ||||||
45 | Философская лирика. | 1 | ||||||
46 | Тема любви в лирике Ф. И. Тютчева | 1 | ||||||
А.А.Фет – 2 часа | ||||||||
47 | А. А. Фет: очерк жизни и творчества. Особенности художественного мира поэта. Основные темы поэзии. | 1 | ||||||
48 | Основные мотивы творчества А. А. Фета. | 1 | ||||||
2 полугодие – 57 часов | ||||||||
Алексей Константинович Толстой – 2 часа | ||||||||
49 | Очерк жизни и творчества А.К.Толстого. Особенности художественного мира поэта. | 1 | ||||||
50 | Ведущие темы лирики поэта. | 1 | ||||||
Н.А.Некрасов – 12 часов (10+2) | ||||||||
51 | Очерк жизни и творчества Н. А. Некрасова. | 1 | ||||||
52 | Основные темы и идеи лирики Н.А. Некрасова. Тема народной жизни. | 1 | ||||||
53 | Судьба народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. «В дороге», «Еду ли ночью по улице темной…». | |||||||
54 | Образ Музы в лирике А.Н. Некрасова «Элегия», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Поэт и гражданин», «О Муза! Я у двери гроба…», «Блажен незлобивый поэт…». | 1 | ||||||
55 | «Вечные» темы в поэзии Н.А. Некрасова (любовь, природа, смерть). «Мы с тобой бестолковые люди…», «Я не люблю иронии твоей…» «Внимая ужасам войны». | 1 | ||||||
56 | Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Замысел, жанр, композиция | 1 | ||||||
57 | Анализ глав поэмы. Многообразие типов крестьян и помещиков в поэме | 1 | ||||||
58 | Женские образы в поэме | 1 | ||||||
59 | Образы народных заступников в поэме | 1 | ||||||
60 | Гриша Добросклонов – центральный образ поэмы. Проблема счастья и смысл жизни в поэме | 1 | ||||||
61 | Р. р. Подготовка к сочинению по творчеству Некрасова. | 1 | ||||||
62 | Р.р. Написание сочинения по творчеству Н.А. Некрасова | 1 | ||||||
Н.Г.Чернышевский – 2 часа | ||||||||
63 | Н.Г.Чернышевский. Очерк жизни и творчества. Эстетическая теория Чернышевского. | 1 | ||||||
64 | Роман «Что делать?» (обзор). Роль романа в литературном процессе 60-х - 70-х годов XIX века. Идеологические, этические и эстетические проблемы в романе. | 1 | ||||||
Н.С.Лесков – 3 часа | ||||||||
65 | Н.С.Лесков. Очерк жизни и творчества | 1 | ||||||
66-67 | Повесть «Очарованный странник». Идейно – художественное своеобразие. | 2 | ||||||
М.Е. Салтыков – Щедрин – 3 часа | ||||||||
68 | Этапы биографии и творчества М.Е. Салтыкова – Щедрина. Художественный мир писателя. | 1 | ||||||
69-70 | Роман – хроника «История одного города» как сатирическое произведение. | 2 | ||||||
Ф.М.Достоевский – 10 часов (8+2) | ||||||||
71 | Ф.М.Достоевский. Этапы биографии и творчества. | 1 | ||||||
72 | История создания романа «Преступление и наказание» | 1 | ||||||
73 | Петербург Достоевского – один из главных действующих лиц романа. Тема «униженных и оскорблённых» | 1 | ||||||
74 | Раскольников: его учение и бунт. Взаимоотношения автора и героя | 1 | ||||||
75 | Литературная философия Достоевского и христианские ценности | 1 | ||||||
76 | Тема совести и веры. Образы Свидригайлова и Лужина | 1 | ||||||
77 | «Вечная Сонечка». Значение образа Сони Мармеладовой для раскрытия идейного содержания романа. | 1 | ||||||
78 | «Их воскресила любовь». Эпилог романа. Воскрешение человека в Раскольникове | 1 | ||||||
79 | Р.р. подготовка к очинению по творчеству Ф.М. Достоевского | 1 | ||||||
80 | Р.р. Написание сочинения по творчеству Ф.М. Достоевского | 1 | ||||||
Л.Н. Толстой – 16часов (15+1) | ||||||||
81 | Жизненный и творческий путь Л. Н. толстого | 1 | ||||||
82 | Толстого«Севастопольские рассказы». Проблема истинного и ложного патриотизма | 1 | ||||||
83 | История создания романа-эпопеи «Война и мир». Особенности жанра и композиции. Смысл названия | 1 | ||||||
84 | Светское общество Петербурга и Москвы. Салон Шерер. | 1 | ||||||
85 | Светское общество Петербурга и Москвы. Салон Шерер. Смерть графа Безухова | |||||||
86 | Изображение войны 1805-1807 годов. Аустерлицкое сражение | 1 | ||||||
87 | Кутузов и Император Александр. Бегство русских | 1 | ||||||
88 | «Мысль семейная» в романе романе Толстого | 1 | ||||||
89 | Нравственные искания А. Болконского | 1 | ||||||
90 | Безухов – любимый герой Толстого | 1 | ||||||
91 | «Что есть красота?» Образ Наташи Ростовой | 1 | ||||||
92 | Отечественная война 1812 года. Философия войны в романе | 1 | ||||||
93 | Бородинское сражение. Поведение Кутузова и Наполеона в битве | 1 | ||||||
94 | «Мысль историческая». Кутузов и Наполеон | 1 | ||||||
95 | «Мысль народная» в романе. Жизненная философия Платона Каратаева. Партизанское движение | 1 | ||||||
96 | Р.р. Сочинение по роману Толстого «Война и мир». | 1 | ||||||
А.П.Чехов – 6 часов | ||||||||
97 | Художественный мир А. П. Чехова. Рассказы А.П. Чехова начала 80-х- 90-х гг | 1 | ||||||
98 | Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч». История создания рассказа | 1 | ||||||
99 | Драматургия Чехова. Принципы «новой драмы». История создания пьесы «Вишнёвый сад» | 1 | ||||||
100 | Проблематика пьесы. «Подводное течение» в пьесе «Вишнёвый сад». Особенности чеховского диалога | 1 | ||||||
101 | А.П.Чехов «Вишнёвый сад». Жанровое своеобразие «Вишневого сада». Основной конфликт в пьесе. Действующие лица и авторское отношение к ним. | 2 | ||||||
102 | Р.р. Сочинение по творчеству А. П. Чехов | |||||||
Зарубежная литература второй половины XIX века – 3 часа | ||||||||
103 - 105 | Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века. Ги де Мопассан. Жизнь и творчество (обзор). «Ожерелье» Сюжет и композиция новеллы. | 3 | ||||||
А.Рембо Жизнь и творчество (обзор). «Пьяный корабль». Тема стихийности жизни, полной раскрепощенности и своеволия. Особенности поэтического языка. | ||||||||
Итого: | 105 |
VI. Учебно – методическое обеспечение
Литература для учащихся (основная):
1. Русский язык и литература. Литература 10 класс. Базовый уровень: учебник/
Т. Ф. Курдюмова, Е. Н. Колокольцева, О. Б. Марьина и др. под ред. Т. Ф. Курдюмовой. – 2-е изд. Стереотип. М.: Дрофа, 2014.
Литература для учителя: 1. Золотарёва И.В., Михайлова Т.И.. Поурочные разработки по русской литературе 10 класс. Москва «ВАКО» 2012.
1. Иванова Е. В. Анализ произведений литературы XIX века. 10 класс. 2-е издание, переработанное и дополненное. М.: Издательство «Экзамен» 2012.
2. Каплан И. Е. Анализ лирики в старших классах: 10 – 11 классы /- 3-стереотип.- М.: Издательство «Экзамен», 2005.
Курдюмова Т. Ф. Литература: программа для общеобразовательных учреждений. 5 –11 классы / Т. Ф. Курдюмова [и др.]. – М.: Дрофа, 2012.
3. Литература. 10 класс :методические рекомендации / Т. Ф. Курдюмова. – М. : Дрофа, 2012.
4. Программы по литературе для общеобразовательных учреждений для 5-11 классов под редакцией Т. Ф. Курдюмовой - М., Просвещение, 2009.
5. Фефилова Г.Е. Литература. 10 класс: планы – конспекты уроков /Ростов на / Д: Феникс, 2013.
Русский язык и литература. Литература 10 класс. Базовый уровень: учебник/ Т. Ф. Курдюмова, Е. Н. Колокольцева, О. Б. Марьина и др. под ред. Т. Ф. Курдюмовой. – 2-е5.Курдюмов6.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....