Мастер-класс "Баба-Яга в русских народных сказках".
статья по литературе (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «Баба Яга в русских народных сказках»
Здравствуйте, позвольте представить вашему вниманию мастер-класс по подготовке исследовательской работы на тему «Баба яга в русских народных сказках». Тема очень интересна для детей 5-6 классов.
Чтобы сформулировать цель, необходимо ответить на вопрос, что мы хотим выяснить.
Предполагаемые ответы.
Добрая старушка или злая ведьма?
В исследовательской работе необходима гипотеза, итак ваши предположения: баба-яга - злая ведьма.
Теперь необходимо привести весомые аргументы, подтверждающие вашу гипотезу.
- Она всем вредит
- Создает на пути трудности
- Баба-Яга похищает детей
- Может посадить на лопату и отправить в печь, чтобы потом съесть
- У нее страшный внешний вид
- Её бояться маленькие дети
Чтобы выяснить подтверждение или опровержение гипотезы, надо выяснить, кто такая баба яга, откуда взялась.
Необходима работа со словарем. И выяснить ряд вопросов: кто такая баба яга? Откуда она взялась? Где живет и какой у нее характер?
Необходимо поставить ряд задач, которые мы должны решить.
- Изучить данные литературной энциклопедии
- Прочитать много русских народных сказок
- Посмотреть художественные и мультфильмы
4. Познакомиться с историческими сведениями возникновения образа, старинными ритуалами
5. Встретиться с работниками библиотеки
6. Провести анкетирование одноклассников
Что же мы узнали?
- Родословная бабы яги
Баба-Яга - змея
Человекоподобное существо со змеиным хвостом
Одноногое божество
Божество , имеющее недостаток в ноге (хромоногое)
Вполне «очеловеченный» персонаж с костяной ногой
2. Происхождение бабы-яги
- Яга (яга-баба, ягая баба, ягабиха, ягабова, ягая, ягишница, ягиха, ягишна) – баба-яга, сказочный персонаж, обитающий в дремучем лесу; ведьма.
- «Баба – Яга, костяная нога, в ступе едет, пестом упирается, помелом след заметает».
- «Баба – Яга их напоила, накормила, в баню сводила».
- Баба-Яга — в славянской мифологии лесная старуха-волшебница, ведьма. Согласно сказкам восточных и западных славян, БАБА-ЯГА живет в лесу в «избушке на курьих ножках», пожирает людей; забор вокруг избы — из человеческих костей, на заборе черепа, вместо засова — человеческая нога, вместо запоров — руки, вместо замка - рот с острыми зубами. В печи БАБА-ЯГА старается изжарить похищенных детей. Она — антагонист героя сказки: прилетев в избу и застав в ней героя, вырезает у него из спины ремень и т.п. В некоторых сказках БАБА -ЯГА (Яга Ягишна, словенск. Ежи- баба) — мать змеев, противников богатыря.
- Кроме образов БАБЫ-ЯГИ — воительницы и похитительницы, сказка знает и образ дарительницы, помощника героя. У БАБЫ-ЯГИ одна нога костяная, она слепа (или у нее болят глаза), она — старуха. Связь с дикими зверями и лесом позволяет выводить ее образ из древнего образа хозяйки зверей и мира мертвых. Вместе с тем такие атрибуты БАБЫ-ЯГИ, как лопата, которой она забрасывает в печь детей (ср. обряд перепекания ребенка), согласуются с интерпретацией сказок о ней как о жрице в обряде инициации. Персонажи, сходные с БАБОЙ-ЯГОЙ, известны в германской (Фрау Холле в нем. сказках), греческой (Калипсо) и других мифологиях.
Баба-Яга живет в избушке на курьих ножках на границе двух миров (мира живых и мира мертвых)
Чтобы попасть в избушку – надо ее повернуть «к лесу задом – к себе передом), т.е. повернуть к миру живых.
Баба-Яга, выказав свое недовольство,
накормит гостя своей (пищей другого мира) и истопит баню. Помывшись
в бане, гость смывает с себя «дух живых».
После этого Баба-Яга признает его за
«своего» и может оказать ему помощь.
Баба-Яга ведает судьбой
- Дарит клубок (путеводную нить)
- Дает советы, которые помогают достичь цель
- «Чует сердцем»
- Испытывает людей
Связана со смертью и
подземным миром
- Связана с ночью и тьмой
- Она всегда старая (костяная нога)
- Она слепа, не видит, а чует носом
(«русским духом пахнет»)
- Живет в избушке без окон и дверей
(домовине)
- Вокруг ее дома ограда из черепов
(12 +1)
- Огонь, данный ею, может убить
- Похищает детей
- Яга – язвить, мучить
Баба-Яга связана с воздушной и огненной стихией
- Поднимает ветер помелом, свистом
- Летает на ступе
- Лежит на печи
Что мы выяснили
- Баба-Яга не всегда в русских народных сказках злая ведьма
- Она может быть разной – и доброй, и злой
- Часто она помогает герою, спасает его
- Баба-Яга может быть веселой и смешной
- А иногда даже красавицей
Сказочный образ Бабы-Яги возник
в далекой древности
как образ смерти – страшный и пугающий.
Сказка – продукт своей эпохи, она изменяется во времени, народная мысль вносит в ее
повествование свои поправки.
Современная Баба-Яга чаще приходит
на помощь герою, выручая его из трудных ситуаций.
Теперь попробуем проделанную работу представить в виде исследования
Ведение актуальность, цель, задачи, предмет баба-яга, объект исследования сказки.
Глава 1. Кто такая баба-яга?
Глава 2. Описание исследования анкетирование учащихся, которое покажет, как думают дети о бабе-яге, использование источников для характера бабы-яги.
Заключение. Еще раз цель подтвердилась гипотезы или нет.
Таким образом, у нас получится исследовательская работа.
А теперь пробуем сочинить сказку про бабу-ягу.
В одном заколдованном лесу творились необыкновенные чудеса, да такие, что жители всех ближних деревушек побаивались по грибы и ягоды ходить, а ребятишек далеко от дома не отпускали.
Слух об этом загадочном лесочке дошел и до селения, в котором жил гончар Иванко, знаменитый на всю округу своим мастерством. Прослышал парень, что глина мягкая, белая для его подарка невесте – амфоры – осталась только в карьере, что расположен прямо у того страшного леса. А карьер тот стерегут ведьмы. Близко подойти не дают: то деревья валят на путника, то змей да пауков напускают, то ливни накликают, что дороги назад не найти.
Однако юноша твердо решил, что достанет глины для амфоры. Пошел он к кузнецу и попросил сковать ему топор-саморуб, что ведьм убивает. Взял гончар краюху хлеба, топор-саморуб да крестик освещенный. Благословили парня родители.
Вот подошел паренек к лесу, а тот как зашумит, как засвистит!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образ Елены Прекрасной в русских народных сказках и в сказке Л. С. Петрушевской «Новые приключения Елены Прекрасной»: сравнительно-сопоставительный анализ
Поучительный материал при изучение творчества современной писательницы....
Конспект урока внеклассного чтения (3-4 класс) по теме: "Русские народные сказки. Образ лисы в русских народных сказках"
Конспект урока внеклассного чтения (в 3-4 классе)по теме «Русские народные сказки. Образ лисы в русских народных сказках»Цель: Развитие читательского интереса у младших школьников.Задачи:Образовательн...
Викторина-эстафета по русским народным сказкам «Сказки водят хоровод»
Цели: Расширить знания детей о сказках;Создать условия для пропаганды здорового образа жизни;Способствовать развитию физических качеств: быстроты, координации, ловкости;Развивать речь детей, память....
СКАЗКА. РУССКО-НАРОДНАЯ СКАЗКА «КОЛОБОК» НА НОВЫЙ ЛАД.
Цель:Обучающая: вспомнить с учащимися литературный жанр сказка,создать клип.Воспитательная: Воспитание информационной культуры учащихся,Дисциплинированности;Развивающая: развивать на...
Сценарий по сказке Г.Х. Андерсена «Снежная королева», сценарий по русской народной сказке "Морозко"
Добрые сказки, в которых добро побеждает зло....
Сценарий Новогодней сказки по мотивам русской народной сказки "Волк и семеро козлят"
В сказке соединены русская народная сказка, музыка из музыкального фильма "Мама" и авторские задумки. Авторы сценария: Смирнова О.А. и Роабеш У.Н....
«Возвращение к сказке» (урок по русской народной сказке «Курочка ряба») в 7 классе
Урок возвращает к русской народной сказке, которую детям читали в раннем детстве взрослые. Теперь она предстаёт перед ними удивительно мудрой. Её смысл можно соотносить с различными жизненными ситуаци...