Система вопросов к стихотворению М.Ю.Лермонтова «Бородино»
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему
Система вопросов к стихотворению М.Ю.Лермонтова «Бородино», ответы на которые позволят ученикам обнаружить значение формальных элементов (употребление определённых лексических единиц, синтаксическое своеобразие, звукопись и т.д.).
Считаю, что если подробную работу над стихотворением «Бородино» начать с вдумчивого, внимательного, честного прочтения, погружаясь в каждое слово, в каждое предложение, в каждый пунктуационный знак и в каждый звук, то ко многим выводам учащиеся смогут без проблем прийти сами либо с помощью учителя. Какие-то вопросы из предложенных необходимо будет задать, где-то нас опередят сами ученики. Главное – вдумчивое прочтение текста никого не оставит равнодушным, каждый ученик сможет сделать своё маленькое открытие. А выводы будут правильными…
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Система вопросов к стихотворению М.Ю.Лермонтова «Бородино» | 21.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Система вопросов к стихотворению М.Ю.Лермонтова «Бородино», ответы на которые позволят ученикам обнаружить значение формальных элементов (употребление определённых лексических единиц, синтаксическое своеобразие, звукопись и т.д.).
Считаю, что если подробную работу над стихотворением «Бородино» начать с вдумчивого, внимательного, честного прочтения, погружаясь в каждое слово, в каждое предложение, в каждый пунктуационный знак и в каждый звук, то ко многим выводам учащиеся смогут без проблем прийти сами либо с помощью учителя. Какие-то вопросы из предложенных необходимо будет задать, где-то нас опередят сами ученики. Главное – вдумчивое прочтение текста никого не оставит равнодушным, каждый ученик сможет сделать своё маленькое открытие. А выводы будут правильными…
Наблюдения над текстом (материал для использования на уроке в 5 классе)
№ | Текст | Наблюдения | Вопросы |
1 | - Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спалённая пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, ещё какие! Недаром помнит вся Россия Про день Бородина! | Молодой солдат обращается к бывалому воину как к дяде, то есть доверительно, по-родственному, вежливо. В его вопросе звучит интерес к славному прошлому России и трепетное, гордое, уважительное отношение к подвигу старших солдат-сослуживцев. В качестве доказательств можно привести любую строчку отрывка. | Как вы представляете себе молодого солдата, как он относится к старшему товарищу и к тому сражению, о котором спрашивает? |
2 | - Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри – не вы! Плохая им досталась доля; Немногие вернулись с поля… Не будь на то Господня воля, Не отдали б Москвы! | Старшее поколение противопоставляется молодому: - Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри – не вы! Использует умолчание, которое говорит о том, что солдату тяжело вспоминать прошлое, ему и сейчас не удаётся смириться с тем, что пришлось оставить Москву. | Как отзывается о молодом поколении старый солдат и как характеризует своих ровесников? Какой приём использует автор, чтобы показать, как тяжело солдату вспоминать прошлое? Какие слова подтверждают, что и сейчас старый солдат переживает, что пришлось оставить Москву? |
3 | Мы долго молча отступали, Досадно было, боя ждали, Ворчали старики: «Что ж мы? На зимние квартиры? Не смеют, что ли, командиры Чужие изорвать мундиры О русские штыки?» | События 25-летней давности и сейчас свежи в памяти солдата. Он даже цитирует стариков-сослуживцев, которые считали, что именно командиры не позволяли им проявить воинское мастерство и побелить французов. | Какие чувства испытывали солдаты во время отступления? (долго, молча, досадно было, старики ворчали) |
4 | И вот нашли большое поле: Есть разгуляться где на воле! Построили редут. У наших ушки на макушке! Чуть утро осветило пушки И леса синие верхушки – Французы тут как тут. | Рассказчик использует бесхитростную народную лексику: есть где разгуляться, ушки на макушке, тут как тут. | Какие выражения солдата показывают его простоту, безыскусственность, его народность? |
5 | Забил заряд я в пушку туго И думал: угощу я друга! Постой-ка, брат мусью! Что тут хитрить, пожалуй к бою; Уж мы пойдём ломить стеною, Уж постоим мы головою За Родину свою! | Просторечие соседствует с патриотическим высказыванием: За Родину свою! Ускоряется темп речи, что характеризует внутреннее состояние героя: он и сейчас грозит тем французам и готов снова в бой за Родину. Появились восклицательные предложения. | Как меняется интонация, эмоциональная окраска и темп речи? О чём это свидетельствует? Приведите примеры просторечных высказываний. Обратите внимание на то, что с помощью устойчивых народных оборотов речи можно высказать призывы к защите Родины: пойдём ломить стеною, постоим головою. |
6 | Два дня мы были в перестрелке. Что толку в этакой безделке? Мы ждали третий день. Повсюду стали слышны речи: «Пора добраться до картечи!» И вот на поле грозной сечи Ночная пала тень. | Риторический вопрос, цитата с восклицанием оживляют рассказ воина. Сохраняется просторечная лексика. В последних строках строфы – возвышенная лексика, которая подчёркивает особенность момента: поле грозной сечи, ночная пала тень. Это как бы голос самого автора пробивается сквозь монолог солдата. | Какие приёмы использует автор, чтобы оживить рассказ старого артиллериста? (риторический вопрос, восклицание в цитате, просторечия) |
7 | Прилёг вздремнуть я у лафета, И слышно было до рассвета, Как ликовал француз. Но тих был наш бивак открытый: Кто кивер чистил весь избитый, Кто штык точил, ворча сердито, Кусая длинный ус. | Автор использует противопоставление (французы и «наши»). Среди наших расположений - тишина и напряжённость: солдаты заняты подготовкой к бою, приводят в порядок оружие. Мы не видим, как выглядят солдаты, т.к. автор избегает эпитетов. Для него важно действие, ведь доля солдата – это тяжёлая работа, лишённая романтики. Внутреннее состояние бойцов мы модем уловить по действиям, которые они производят: чистят кивер, точат штык, при этом ворчат и кусают ус. | Удалось ли вздремнуть солдату накануне сражения? Чем занимались его сослуживцы? А что делали французы? Почему так мало автор использует эпитетов? Почему в стихотворении, как и в этой строфе, очень много глаголов? |
8 | И только небо засветилось, Всё шумно вдруг зашевелилось, Сверкнул за строем строй. Полковник наш рождён был хватом: Слуга царю, отец солдатам… Да, жаль его: сражён булатом, он спит в земле сырой. | Картина резко меняется с наступлением утра. Солдат-рассказчик не уточняет, что конкретно делал он, не выделяет кого-то из товарищей, рисует обобщённую картину: всё зашевелилось, сверкнул за строем строй. Он – лишь один из многих, он как все. Наверняка и ему есть чем похвалиться, но не ради хвастовства завёл солдат этот разговор. Однако выделяет своего полковника, которого очень уважали солдаты. Высокими словами повествует он о гибели полковника: сражён булатом, спит в земле сырой. | Докажите, что рассказчик не выделяет себя в повествовании, не желает рассказать о своих подвигах в подробностях. Как характеризует полковника, с какими чувствами его вспоминает? Как вы понимаете выражение: «Слуга царю, отец солдатам»? |
9 | И молвил он, сверкнув очами: «Ребята, не Москва ль за нами? Умрёмте ж под Москвой, Как наши братья умирали!» И умереть мы обещали, И клятву верности сдержали Мы в Бородинский бой. | В словах полковника звучит патриотизм, призыв погибнуть за Родину. Рассказчик вспоминает, как все сослуживцы отозвались на призыв. Из просторечных слов – только «молвил», потому что очень важный момент. | Почему в этом отрывке почти нет просторечных слов? |
10 | Ну ж был денёк! Сквозь дым летучий Французы двинулись, как тучи, И всё на наш редут. Уланы с пёстрыми значками, Драгуны с конскими хвостами, Все промелькнули перед нами, Все побывали тут. | Редкие для данного стихотворения эпитеты и сравнение характеризуют французских солдат. Дым летучий – т.е. маневренный быстрый, как события во время битвы. Как тучи, французы двинулись – сравнение вполне ожидаемое, но устойчивое в народной речи. Рассказчик использует преувеличение, когда говорит о том, что все побывали на его редуте. Это, конечно, не так, но важно было показать масштабность события, и это простительно старому солдату. | Какие средства изобразительности использует автор в данном отрывке? Какую роль они играют? |
11 | Вам не видать таких сражений!.. Носились знамена, как тени, В дыму огонь блестел, Звучал булат, картечь визжала, Рука бойцов колоть устала, И ядрам пролетать мешала Гора кровавых тел. | В повествование героя как бы включается сам автор: используется нехарактерная для рассказчика лексика, отрывок отличается по стилю, языку, синтаксису. Сравнения, инверсия, гипербола, лексический повтор, умолчание, эмоционально окрашенные предложения, олицетворения, метафора, звукопись, эпитеты. Здесь кульминация событий, поэтому, собственно, автор и приходит на помощь своему герою. | Приведите примеры использования автором средств художественной изобразительности в данных отрывках. Прокомментируйте каждый факт использования этих средств. Какую роль они играют? Почему автор так много употребляет глаголов? Какие слова и предложения кажутся необычными? Обратите внимание на эпитеты. Их немного, но почему они необходимы автору при создании картины боя? В отрывке дважды повторяется слово «бой». Что даёт это автору? На что он хочет обратить наше внимание? Докажите, что автор «помогает» своему герою пересказать самый напряжённый момент в повествовании. |
12 | Изведал враг тогда немало, Что значит русский бой удалый, Наш рукопашный бой!.. Земля тряслась, как наши груди, Смешались в кучу кони, люди, И залпы тысячи орудий Слились в протяжный вой… | ||
13 | Вот смерклось. Были все готовы Заутра бой затеять новый И до конца стоять… Вот затрещали барабаны – И отступили басурманы. Тогда считать мы стали раны, Товарищей считать. | Снова меняется лексика, строение предложений, стиль, то есть автор «возвратил» слово своему герою. | Как вы поняли, что автор снова передал слово рассказчику? |
14 | Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя: Богатыри – не вы. Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля. Когда б на то не Божья воля, Не отдали б Москвы! | Автор почти полностью цитирует себя же (см. 2 строфу). Рассказчик подводит итог своим воспоминаниям, неизменно противопоставляя нынешнее и «могучее, лихое». Ему есть за что обижаться на молодых, которые не могут проявить себя в деле. А молодой солдат не возражает старому, потому что с уважением относится к подвигам отцов и сам понимает, что его поколение не заслуживает уважения. | Почему первая и последняя строфы в рассказе старого воина почти совпадают? В чём различие? «Не то, что нынешнее племя» автор заменяет на «Могучее, лихое племя». О ком говорит в первый раз и о ком – во второй? Как это объяснить? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Слова тюркского происхождения (по стихотворению М.Ю. Лермонтова «Бородино»)
В данной работе дается анализ тюркоязычных слов в стихотворении М.Ю. Лермонтова "Бородино". Авторы уделили свое внимание на этимологию заимствованных слов в стихотворении "богатырь", "булат"....
презентация к уроку по изучению стихотворения М.Ю.Лермонтова "Бородино"
Презентация содержит иллюстративный материал, позволяющий учащимся понять тему и идею стихотворения М.Ю.Лермонтова о значимости Бородинского сражения в истории России....
Исследовательская работа на тему:Богатырское племя в стихотворении М.Ю.Лермонтова«Бородино»
Исследовательская работа на тему: Богатырское племя в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино» Работа выполнена ученицей 8 «Б» класса, МБОУ Заполярного района «СОШ п. Ис...
Система вопросов к стихотворению М.Ю.Лермонтова "Бородино"
Система вопросов позволяет сделать подробный анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова "Бородино"....
К вопросу изучения военной лексики на уроках литературы. На материале стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино»
К вопросу изучения военной лексики на уроках литературы. На материале стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино»...
Презентация к уроку "Недаром помнит вся Россия про день Бородина" (по стихотворению М.Ю.Лермонтова "Бородино")
В презентации представлены портреты М.Ю.Лермонтова, М.Кутузова, Репродукции картин с изображением Бородинской битвы, Толковый словарь по непонятных слов, композиция стихотворения, образ рассказчика в ...
Урок-экскурсия по стихотворению М.Ю. Лермонтова "Бородино". Историческая основа стихотворения. 5-й класс
АннотацияМетодическая разработка урока литературы в 5 классе по теме «Историческая основа стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино» представляет собой материалы к уроку с использование...