Конспект урока литературы в 5 классе.
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Милько Людмила Александровна
Урок литературы в 5 классе. Тема : Рассказ Саши Черного «Кавказский пленник». Технология: РКМЧП. Приемы : «мозговой штурм», «чтение с остановками», «синквейн», «четверостишие о герое».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon s.chyornyy_kavk._plennik.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 5 классе.

Тема : Рассказ Саши Черного «Кавказский пленник».

Технология: РКМЧП.  Приемы : «мозговой штурм», «чтение с остановками», «синквейн», «четверостишие о герое».

Оборудование: компьютер, проектор, классная доска.

Ход урока:

На доске написано название рассказа, на экране – изображение портрета писателя.

1. Стадия вызова:

«Кавказский пленник». О чем может идти речь в небольшом рассказе с таким названием?

«Обыгрываем» каждое слово в названии: «кавказский»- действие, возможно, происходит на Кавказе; «пленник» - арестованный, плененный, заключенный, несвободный… Кто?

Мы уже знакомились с рассказом, имеющим такое же название. Кто его автор?

  ( Л.Н.Толстой)

Давайте вспомним имена персонажей? (Дина, Жилин, Костылин)

А как закончилась история Жилина? ( бежал из плена, продолжил службу). Мы с вами часто повторяем название жанра «рассказ», что для него  характерно? ( небольошй объем, малое количество персонажей, один или несколько эпизодов из их жизни).

Тогда о чем, на ваш взгляд, мог написать свой рассказ Саша Черный?

( все предположения детей записываем на доске)

Проверим, насколько верны наши предположения?

2. Стадия осмысления: «чтение с остановками».

1) Учитель читает первый отрывок текста ( от начала до «звездочек»).

О чем идет речь? Мы были правы? Кто же пленник? Когда он появляется? О чем дальше будет рассказывать автор? ( дети предполагают, все их мысли фиксируются на доске).

2) Остановка № 2 ( читаем до страницы 166, до слов « … или через форточку пышку с маком унес»).

Есть ли что-то, подтверждающее наши предположения?

Пока нет!

А почему, на ваш взгляд, грустили девочки? Что могло случиться ? О чем дальше будет идти речь в этом произведении?

Давайте проверим? Читаем дальше?

3) Остановка №3 ( до «звездочек» на странице 168).

Что нового мы узнали? Какие вопросы у нас возникли? Каким будет продолжение?

4) Остановка №4 (до страницы 171): насколько вновь подтвердились наши домыслы? Кто из нас был прав? Что будет дальше?

5) Остановка №5 ( от «звездочек» на странице 171 – до конца рассказа) : насколько предсказуем был финал?

Почему нам было сложно?

3. Стадия рефлексии.

Мы не ожидали, что под таким серьезным названием, знакомом нам со времени изучения классического произведения 19 века ( Толстой «Кавказский пленник»), скрывается такая история. Именно поэтому рассказ Саши Черного находится в разделе «Писатели улыбаются» нашего учебника.

Выходит, это шутка? Юмористический рассказ. Что это значит? (небольшое произведение, рассказывает об одном  случае из жизни героев)

А что такое «юмор»? Над кем и чем шутит автор?

Давайте попробуем охарактеризовать героев рассказа при помощи синквейна.

Напомним друг другу, как строится синквейн?

1 строка – имя существительное (тема)

2 строка – 2 имени прилагательных

3 строка – 3 глагола

4 строка – мысль по теме

5 строка – 1 существительное – синоним к первой строке.

Вместе составим синквейн о рассказе:

Рассказ.

Интересный, необычный

Повествует, интригует, веселит

Это история о том, как герои «проживали» прочитанную ими историю

«Кавказский пленник».

Можно попробовать придумать стихотворение – четверостишие о героях ( имя героя в конце первой строки; 1 и 2 строки рифмуются между собой, 3 и 4 строки- между собой). Возможно, у вас получится сочинить четверостишие?

Ребята сочиняют свои синквейны:

Мишка.

Маленький, послушный

Согласился,сидел, веселился

Он во всем подчинялся девочкам

«Мальчик с пальчик».

Тузик

Верный, беззаботный

Играл, сидел, кушал

Не понимал, чего от него хотят

Щенок

Девочки

Впечатлительные, настойчивые

Прочитали, придумали, увлеклись

Пытались инсценировать прочитанное

Мечтательницы.

Дома вы можете попробовать сочинить четверостишие и  составить синквейны по другому рассказу Саши Черного «Игорь- Робинзон», страницы 172 – 178 вашего учебника.

При выходе из класса, наклейте, пожалуйста, «смайлики» с вашей оценкой урока на классную доску: понравилось работать на уроке – «улыбку»; не понравилось – «грустинку»).

Какое четверостишие по рассказу «Кавказский пленник» у нас получилось?

Рассказ прочитали Катюша и Валя.

В «Кавказского пленника» дети играли:

О похищенье письмо написали,

В яме сидели и вечера ждали.

Спасибо всем за работу! Вы все сегодня хорошо потрудились, а теперь, выходя из класса, не забудьте оценить урок. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока литературы 7 класс "«Две силы в поэме М.Ю.Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» "

Урок по произведению М.Ю.Лермонтова "Песнь про...купца Калашникова". Основная цель урока: формирование представлений о " двух силах" в произведении: силе правды и власти....

Конспект урока литературы 10 класс

Конспект обобщающего урока после прочтения "Истории одного города" М.Е.Салтыкова -Щедрина + Проверочная работа....

Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).

Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....

Конспект урока литературы. 9 класс. Вводный урок

Конспект урока литературы в 9 классе по программе Коровиной В.Я. Вводный урок. Литература и ее роль в духовной жихзни человека....

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы...