Контрольная работа по сказу Н.Лескова "Левша"
материал по литературе на тему

Квардакова Ольга Павловна

Контрольная работа по проверке знаний текста Н.Лескова "Левша"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Контрольная работа по сказу Николая Лескова «Левша»

Вариант 1

I. Ответь на тестовые вопросы. 

1.Какой подзаголовок носит рассказ «Левша»:

а) «Легенда о стальной русской блохе» б) «Цеховая легенда...»

в) «Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе»

2. Кто из героев сказал эти слова: «... мы русские, со своим значением никуда не годимся»:

а) донской казак Платовб) император Александр Павлович

в) император Николай Павлович

3. Кому из героев принадлежит следующая мысль: «...наши на что взглянут - все могут сделать, но только им полезного ученья нет»:

а) казаку Платову б)  государю Николаю Павловичув) Левше

4. Как поступил государь Николай Павлович с тульским Левшой, увидев подкованную блоху:

а) за волосья отодралб) обнял его и поцеловал

в) схватил за шиворот и кинул его к себе под ноги

5. Почему англичане решили оставить у себя Левшу?

а) за большую образованностьб) за искусные руки

в) за то, что прельстился на их жизнь

6. Кто сказал о Левше: «хоть шуба овечкина, да душа человечкина»

а) тульские мастера

б) казак Платовв) английский полшкипер

7. Подбери цитаты к иллюстрациям

А)

Б)

II. Язык Лескова

В своем сказе Лесков применяет любимый им прием каламбура, игры слов. Рассказчик - человек из мастеровых, так же как и сам Левша. Именно поэтому в его речи легко сочетаются и технические термины и просторечные выражения. Часто он переиначивает иностранные слова на «свой лад», переделывает их под свое понимание.

Например, двухместную коляску он переделывает в «двухсестную» - двоим сесть можно.

8. Попробуй дать толкование следующим словам, которые использует рассказчик:

«Платов держит свою ажидацию» (стр.283)

«публицейские ведомости» (стр. 302)

«Перед каждым на виду висит долбица умножения» (стр. 306)

9. Подбери еще 2-3 примера образования таких слов

III. Национальная тема в сказе «Левша»

10. Прочитай цитаты и ответь, о каком государе идет речь:

«Государь … был в своих людях очень уверенный и никакому иностранцу уступать не любил»;

«Я на своих надеюсь, что они никого не хуже. Они моего слова не проронят и что-нибудь сделают»;

«Я знаю, что мои меня не могут обманывать. Тут что-нибудь сверх понятия сделано»

 «Глядите, пожалуйста, ведь они,  шельмы, аглицкую блоху на подковы подковали»;

Ответь письменно, как эти цитаты характеризуют названного тобой императора?

11. Англичане долго уговаривали Левшу остаться  в Англии. Почему Левша не согласился. Приведите примеры его доводов.

12. Прочитай высказывание

 Аннинский Л.А писал: «Лескова спрашивали: так русский народ у Вас хорош или плох? Так Вы над ним смеетесь или восхищаетесь? Так Вы  за народ или против народа?»

А как считаете вы: сказ о Левше - это насмешка над русской необразованностью или восхищение народными умельцами.

Докажите свою мысль развернутым рассуждением (не менее 8-10 предложений)

Контрольная работа по сказу Николая Лескова «Левша»

Вариант 2

I. Ответь на тестовые вопросы. 

1.Какой подзаголовок носит рассказ «Левша»:

а) «Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе»

б) «Цеховая легенда...»

в) «Легенда о стальной русской блохе»

2. Кто из героев сказал эти слова: «... я на своих надеюсь, что они никого не хуже»:

а) донской казак Платовб) император Александр Павлович

в) император Николай Павлович

3. Кому из героев принадлежит следующая мысль: «...наша русская вера самая правильная, и как верили наш праотцы, точно так же должны верить и потомцы»:

а) казаку Платову б)  государю Николаю Павловичув) Левше

4. Как поступил донской казак Платов с тульским Левшой, не увидев работы, выполненной тульскими мастерами:

а) за волосья отодралб) обнял его и поцеловал

в) схватил за шиворот и кинул его к себе под ноги

5. Что интересовало Левшу во время поездки в Англию?

а) условия, в которых живут и работают английские мастера

б) в каком состоянии у англичан старые ружьяв) как выучить «долбицу умножения»

6. С какими словами умирает Левша?

а) «у англичан ружья кирпичом не чистят»

б) «наша русская вера самая правильная»

в) «хоть шуба овечкина, да душа человечкина»

7. Подбери цитаты к иллюстрациям

А)

Б)

II. Язык Лескова

В своем сказе Лесков применяет любимый им прием каламбура, игры слов. Рассказчик - человек из мастеровых, так же как и сам Левша. Именно поэтому в его речи легко сочетаются и технические термины, и просторечные выражения. Часто он переиначивает иностранные слова на «свой лад», переделывает их под свое понимание.

Например, двухместную коляску он переделывает в «двухсестную» - двоим сесть можно.

8. Задание

Попробуй дать толкование следующим словам, которые использует рассказчик:

«Мы на буреметр смотрели…» (стр.307)

«клеветон вышел» (стр. 302)

«в три верояции всю кавриль станцевала» (стр. 286)

9. Подбери еще 2-3 примера образования таких слов

III. Национальная тема в сказе «Левша»

10. Прочитай цитаты и ответь, о каком государе идет речь:

 «Объездил он все страны и везде через свою ласковость всегда имел самые междоусобные разговоры со всякими людьми»;

 «Государь взглянул на пистолю и наглядеться не может»;

 «Зачем ты их очень сконфузил, мне их теперь очень жалко»;

 «Пожалуйста, не порть мне политики»;

«Вы есть первые мастера на всем свете, и мои люди супротив вас сделать ничего не могут»

Ответь письменно, как эти цитаты характеризуют названного тобой императора?

11. Англичане долго уговаривали Левшу остаться  в Англии. Почему Левша не согласился. Приведите примеры его доводов.

12. Прочитай высказывание

 Аннинский Л.А писал: «Лескова спрашивали: так русский народ у Вас хорош или плох? Так Вы над ним смеетесь или восхищаетесь? Так Вы  за народ или против народа?».

А как считаете вы: сказ о Левше - это насмешка над русской необразованностью или восхищение народными умельцами.

Докажите свою мысль развернутым рассуждением (не менее 8-10 предложений)

Тест по «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова

Вариант 1

I. Выбери один вариант ответа:

1. В каком веке происходят описываемые события?

а) 14                                     б) 15

в) 16                                     г) 17

2. Где происходят события первой части поэмы?

а) в доме купца                               б) в Коломенском

в) в Московском Кремле               г) в Новгородском Кремле

3. Что Кирибеевич просит у царя?                                                                                         

а) Женить его.                                   б) Дать должность при дворе.                                                     в) Дать надел земли.                        г) Опустить сражаться с басурманами.                                      

4. Какая вещь Алёны Дмитриевны, осталась у Кирибеевича?                                                                   а) Кольцо.                                           б) Фата.                                                                                           в) Серьги.                                            г) Кулон.                                                                                            

5. Чего больше всего боится Алёна Дмитриевна?                                                                     а) Царского суда.                             б) Немилости мужа.                                                          

в) Людской молвы.                          г) Лютой смерти.                                                                                

II. Выберите из текста I части «Песни…»

6. С какой птицей сравнивает автор царя Ивана Грозного и молодого опричника во время пира? Выпишите цитату. __________________________________________________

7. Из какой семьи происходил Кирибеевич ___________________________________

8. Вставь пропуски. Кому из героев принадлежат данные слова. Сделай вывод о причине поединка между Калашниковым и Киребеевичем.

Опозорил он, осрамил меня,

Меня ____________________, -

И что скажут злые соседушки,

И кому на глаза покажусь теперь?

Опозорил _____________________

Злой опричник царский Кирибеевич;

А такой обиды не стерпеть душе

Да не вынести сердцу молодецкому.

III. Прочитайте эпизод гибели Кирибеевича. Не встречались ли вы раньше с героем, судьба и характер которого напоминают судьбу и характер молодого опричника. В чем сходство и различие Кирибеевича и этого героя?

И опричник молодой застонал слегка, закачался, упал замертво;

Повалился он на холодный снег, на холодный снег, будто сосенка,

Будто сосенка, во сыром бору

Под смолистый корень подрубленная.

Тест по «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова

Вариант 2

I. Выбери один вариант ответа:

1. В каком веке происходят описываемые события?

а) 14                                     б) 15

в) 16                                     г) 17

2. Какой перстень вручил царь Кирибеевичу?                                                                                                  а) С яхонтом.                                     б) С алмазом.                                                                                 в) С яшмой.                                        г) С жемчугом.                                                                              

3. Где в Москве происходили кулачные поединки?                                                                                 а) На Красной площади.               б) На Москве-реке.                                                                         в) На Каменном мосту.                 г) В Александрийском саду.                                                                          

4. Какого цвета традиционно была рубаха палача?                                                                            а) Белого.                                        б) Чёрного.                                                                                         в) Красного.                                   г) Не носил рубахи.

5. Что пообещал Иван Грозный братьям купца после его казни?

а)  казнить                                                           б) лишить купеческого звания    

в) разрешить беспошлинную торговлю           г) пристроить при дворе

II. Выберите из текста III части «Песни…»

6. С какой птицей сравнивает автор купца Калашникова перед боем?  Выпишите цитату. _________________________________________________________________

7. Где схоронили купца Калашникова ___________________________________

8. Вставь пропуски. Оком из героев идет речь. Сделай вывод о таком порядке поклонов героев.

_________________ молча кланяется,

Скидает с могучих плеч шубу бархатную,

Подпершись рукою правою,

Поправляет другой шапку алую

Поклонился прежде ________________,

После _____________ да _____________,

А потом ________________________.

Горят его очи соколиные,

На опричника смотрят пристально

III. Прочитайте финальный эпизод песни. Почему автор ни слова не говорит о могиле Кирибеевича? Как это соотносится с жанром произведения, которое Лермонтов назвал «Песней…». Что воспевает автор?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочная работа по сказу Н.С.Лескова "Левша". Тест. 6 класс.

Тестовая работа по сказу "Левша"  поможет проверить усвоение изученного материала....

Контрольная работа по сказу Лескова "Левша"

Контрольная работа состоит из двух частей. Часть В требует краткого ответа (одним словом, предложением, фразой) и оценивается 1 баллом за каждый правильный ответ. Часть С требует развёрнутого ответа...

Контрольная работ ( тест) в 6 классе по сказу Н.С.Лескова "Левша"

Контрольная работа (тест) в 6 классе по сказу Н.С.Лескова "Левша"...

Контрольный тест по сказу Н.С. Лескова "Левша", 6 класс.

Проверка знания содержания сказа Н.С. Лескова "Левша"...

Контрольная работа по сказам П.П.Бажова "

Конрольная работа к итоговому уроку по сказам П.П.Бажова...

Контрольная работа по сказу Н. Лескова "Левша"

Контрольная работа для 6 класса....

Контрольная работа по сказу Н.С. Лескова "Левша"

Данная контрольная работа завершает изучение сказа Н.С. Лескова "Левша".Материал включает в себя тестовые задания по изученному произведению, а также вопросы, требующие развёрнутого аргумент...