Контрольная работа по сказу Лескова "Левша"
тест по литературе (6 класс) по теме
Контрольная работа состоит из двух частей. Часть В требует краткого ответа (одним словом, предложением, фразой) и оценивается 1 баллом за каждый правильный ответ. Часть С требует развёрнутого ответа (не менее трёх предложений) и оценивается в 3 балла. Т. обр., оценивается работа по следующей шкале: "5" - 10-11 баллов, "4" - 8-9 баллов, "3" - 6-7 баллов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontrolnaya_po_skazu_levsha.docx | 31.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Вариант I
Прочитайте приведённый фрагмент текста и выполните задания.
Когда император Александр Пaвлoвич окончил Венский совет, то он захотел
по Европе проездиться и в разных государствах чудес посмотреть. Объездил он все страны и везде через свою ласковость всегда имел самые междоусобные разговоры со всякими людьми, и все его чем-нибудь удивляли и на свою сторону преклонять хотели, но при нем был донской казак Платов, который этого склонения не любил и, скучая по своему хозяйству, все государя домой манил. И чуть если Платов заметит, что государь чем-нибудь иностранным очень интересуется, то все провожатые молчат, а Платов сейчас скажет: так и так, и у нас дома свое не хуже есть,- и чем-нибудь отведет.
Англичане это знали и к приезду государеву выдумали разные хитрости, чтобы его чужестранностью пленить и от русских отвлечь, и во многих случаях они этого достигали, особенно в больших собраниях, где Платов не мог по-французски вполне говорить; но он этим мало и интересовался, потому что был человек женатый и все французские разговоры считал за пустяки, которые не стоят воображения. А когда англичане стали звать государя во всякие свои цейгаузы", оружейные и мыльно-пильные заводы, чтобы показать свое над нами во всех вещах преимущество и тем славиться,- Платов сказал себе:
- Ну уж тут шабаш. До этих пор еще я терпел, а дальше нельзя. Сумею я или не сумею говорить, а своих людей не выдам.
И только он сказал себе такое слово, как государь ему говорит:
- Так и так, завтра мы с тобою едем их оружейную кунсткамеру смотреть. Там,- говорит,- такие природы совершенства, что как посмотришь, то уже больше не будешь спорить, что мы, русские, со своим значением никуда не годимся.
В 1. Какой приём использует Лесков при изображении Александра I и Платова?
В 2. Выпишите из данного отрывка фразы, которые характеризуют императора и Платова.
В3. Кому из героев принадлежит следующая мысль: «...наши на что взглянут - все могут сделать, но только им полезного ученья нет»?
В4. В чём смысл приема каламбура? Рассказчик переиначивает иностранные слова на «свой лад», например, двухместную коляску он переделывает в «двухсестную» - двоим сесть можно.
Дайте подобное толкование следующим словам, которые использует рассказчик:
«Платов держит свою ажидацию»
«Платов остался с обидою и лёг дома на досадную укушетку»
«Перед каждым на виду висит долбица умножения»
В5. Сколько денег дал государь англичанам за стальную блоху и как был вознаграждён во дворце у государя левша за своё искусство?
Ответы на задания С необходимо дать в виде связного текста (3-6 предложений)
С1. Англичане долго уговаривали Левшу остаться в Англии. Почему Левша не согласился? Приведите примеры его доводов.
С2. Анненский Л.А писал: «Лескова спрашивали: так русский народ у Вас хорош или плох? Так Вы над ним смеетесь или восхищаетесь? Так Вы за народ или против народа?» А как считаете вы: сказ о Левше - это насмешка над русской необразованностью или восхищение народными умельцами?
Вариант II
Прочитайте приведённый фрагмент текста и выполните задания.
Платов из Тулы уехал, а оружейники три человека, самые искусные из них,
один косой Левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны, попрощались с товарищами и с своими домашними да, ничего никому не сказывая, взяли сумочки, положили туда что нужно съестного и скрылись из города. [...]
Отслужили они молебен у самой иконы, потом у каменного креста и, наконец, возвратились домой "нощию" и, ничего никому не рассказывая, принялись за дело в ужасном секрете. Сошлись они все трое в один домик к левше, двери заперли, ставни в
окнах закрыли, перед Николиным образом ламцадку затеплили и начали работать.
День, два, три сидят и никуда не выходят, все молоточками потюкивают. Куют что-то такое, а что куют - ничего не известно.
Всем любопытно, а никто ничего не может узнать, потому что работающие
ничего не сказывают и наружу не показываются. Ходили к домику разные люди, стучались в двери под разными видами, чтобы огня или соли попросить, но три искусника ни на какой спрос не отпираются, и даже чем питаются - неизвестно. Пробовали их пугать, будто по соседству дом горит,- не выскочат ли в перепуге и не объявится ли тогда, что ими выковано, но ничто не брало этих хитрых мастеров…[...]
Свистовые же как прискочили, сейчас вскрикнули и как видят, что те не отпирают, сейчас без церемонии рванули болты у ставень, но болты были такие крепкие, что нимало не подались, дернули двери, а двери изнутри заложены на дубовый засов. Тогда свистовые взяли с улицы бревно, поддели им на пожарный манер под кровельную застреху да всю крышу с маленького домика сразу и своротили. Но крышу сняли, да и сами сейчас повалилися, потому что у мастеров в их тесной хороминке от безотдышной работы в воздухе такая потная спираль сделалась, что непривычному человеку с свежего поветрия и одного раза нельзя было продохнуть.
В1. Куда и зачем отправились три тульских оружейника?
В2. Кому из героев принадлежит следующая мысль: «...наша русская вера самая правильная, и как верили наши правотцы, точно так же должны верить и потомцы»?
В3. Выпишите фразы, которые говорят о тяжести работы тульских мастеров.
В4. Прочитайте цитаты и скажите, о каком государе идет речь. Как эти цитаты характеризуют названного императора?
«Государь … был в своих людях очень уверенный и никакому иностранцу уступать не любил»;
«Я на своих надеюсь, что они никого не хуже. Они моего слова не проронят и что-нибудь сделают»;
«Я знаю, что мои меня не могут обманывать. Тут что-нибудь сверх понятия сделано»
В5. Какие средства выразительности использует Лесков, чтобы создать фантастическую картину «страшной секретности» работы тульских мастеров?
Ответы на задания С необходимо дать в виде связного текста (3-6 предложений)
С1. Почему тульские мастера взялись поддержать Платова?
С2. Как изобразил Лесков генерала Платова? Что главное в его характере? Какими чертами героя любуется автор, а какие отвергает?
Вариант III
Прочитайте приведённый фрагмент текста и выполните задания.
а) «Горите себе, а нам некогда,- и опять свою щипаную голову спрятал, ставню захлопнул и за свое дело принялся.»
б) «Идет в чем был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застегаются, порастеряны, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится.»
в) «А потому,- говорит,- что я мельче этих подковок работал: я гвоздики выковывал, которыми подковки забиты,- там уже никакой мелкоскоп взять не может.»
г) «- Прости меня, братец, что я тебя за волосья отодрал.
Левша отвечает:
- Бог простит,- это нам не впервые такой снег на голову.»
д) «Наша наука простая: по Псалтирю да по Полусоннику, а арифметики мы нимало не знаем.»
е) «Об этом,- говорит,- спору нет, что мы в науках не зашлись, но только своему отечеству верно преданные.»
ж) «Потому,- отвечает,- что наша русская вера самая правильная, и как верили наши правотцы, так же точно должны верить и потомцы.»
з) «Это все равно,- отвечает,- где умереть,- все единственно, воля божия, а я желаю скорее в родное место, потому что иначе я могу род помешательства достать.»
В1. По данным цитатам перечислите основные качества левши.
В2. Кто из героев сказал эти слова: «... я на своих надеюсь, что они никого не хуже»?
В3. Почему англичане решили оставить у себя Левшу?
В4. Из какой поговорки возник замысел сказа Лескова?
В5. Почему так много в тексте произведения необычных, искажённых слов? Рассказчик переиначивает иностранные слова на «свой лад», например, двухместную коляску он переделывает в «двухсестную» - двоим сесть можно.
Дайте подобное толкование следующим словам, которые использует рассказчик:
«Мы на буреметр смотрели…»
«клеветон вышел»
«мелкоскоп»
Ответы на задания С необходимо дать в виде связного текста (3-6 предложений)
С1. Почему косой левша в сказе не имеет имени и даже прозвище его пишется с маленькой буквы?
С2. Кто виноват в гибели левши?
Вариант IV
Прочитайте приведённый фрагмент текста и выполните задания.
Англичане левшу сейчас хлоп-хлоп по плечу и как ровного себе - за руки. "Камрад,- говорят,- камрад - хороший мастер,- разговаривать с тобой со временем, после будем, а теперь выпьем за твое благополучие".
Спросили много вина, и левше первую чарку, а он с вежливостью первый пить
не стал: думает,- может быть, отравить с досады хотите.
- Нет,- говорит,- это не порядок: и в Польше нет хозяина больше,- сами вперед кушайте.
Англичане всех вин перед ним опробовали и тогда ему стали наливать. Он встал, левой рукой перекрестился и за всех их здоровье выпил.
Они заметили, что он левой рукою крестится, и спрашивают у курьера:
- Что он - лютеранец или протестантист?
Курьер отвечает:
- Нет, он не лютеранец и не протестантист, а русской веры.
- А зачем же он левой рукой крестится?
Курьер сказал:
- Он - левша и все левой рукой делает.
Англичане еще больше стали удивляться и начали накачивать вином и левшу и
курьера, и так целые три дня обходилися, а потом говорят: "Теперь довольно". По симфону воды с ерфиксом приняли и, совсем освежевши, начали расспрашивать левшу: где он и чему учился и до каких пор арифметику знает?
В1. Выпишите из данного отрывка поговорку.
В2. Кто сказал о Левше: «хоть шуба овечкина, да душа человечкина»?
В3. Прочитайте цитаты и скажите, о каком государе идет речь. Как эти цитаты характеризуют названного императора?
«Объездил он все страны и везде через свою ласковость всегда имел самые междоусобные разговоры со всякими людьми»;
«Государь взглянул на пистолю и наглядеться не может»;
«Вы есть первые мастера на всем свете, и мои люди супротив вас сделать ничего не могут»
В4. Почему англичане стараются напоить левшу?
В5. Какой секрет вёз из Англии левша?
Ответы на задания С необходимо дать в виде связного текста (3-6 предложений)
С1. Что Лесков хотел сказать своим произведением? Почему в последней главе он пишет, что «о прежней старине потомки вспоминают с гордостью и любовью»?
С2. Почему предсмертные слова левши не передали государю? Почему у английского «полшкипера» и левши такая разная судьба?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проверочная работа по сказу Н.С.Лескова "Левша". Тест. 6 класс.
Тестовая работа по сказу "Левша" поможет проверить усвоение изученного материала....
Контрольная работ ( тест) в 6 классе по сказу Н.С.Лескова "Левша"
Контрольная работа (тест) в 6 классе по сказу Н.С.Лескова "Левша"...
Контрольная работа по сказу Н.Лескова "Левша"
Контрольная работа по проверке знаний текста Н.Лескова "Левша"...
Контрольный тест по сказу Н.С. Лескова "Левша", 6 класс.
Проверка знания содержания сказа Н.С. Лескова "Левша"...
Контрольная работа по сказам П.П.Бажова "
Конрольная работа к итоговому уроку по сказам П.П.Бажова...
Контрольная работа по сказу Н. Лескова "Левша"
Контрольная работа для 6 класса....
Контрольная работа по сказу Н.С. Лескова "Левша"
Данная контрольная работа завершает изучение сказа Н.С. Лескова "Левша".Материал включает в себя тестовые задания по изученному произведению, а также вопросы, требующие развёрнутого аргумент...