"Тихий Дон" М.Шолохова и русское народное поэтическое творчество
статья по литературе на тему

Шугаева Лариса Александровна

  Рождение романа-эпопеи связано с событиями русской истории, имеющими мировое значение. Первая русская революция 1905 года, мировая война 1914—1918 годов. Октябрьская революция, гражданская война, период мирного строительства вызвали стремление художников слова создать произведения широкого эпического охвата. Характерно, что в 20-е годы почти одновременно стали работать: М. Горький — над эпопеей “Жизнь Клима Самгина”, А. Н. Толстой — над эпопеей “Хождение по мукам”, М. Шолохов обратился к созданию эпопеи “Тихий Дон”. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_no2.docx24.08 КБ

Предварительный просмотр:

"Тихий Дон" М.Шолохова и русское народное поэтическое творчество

  Рождение романа-эпопеи связано с событиями русской истории, имеющими мировое значение. Первая русская революция 1905 года, мировая война 1914—1918 годов. Октябрьская революция, гражданская война, период мирного строительства вызвали стремление художников слова создать произведения широкого эпического охвата. Характерно, что в 20-е годы почти одновременно стали работать: М. Горький — над эпопеей “Жизнь Клима Самгина”, А. Н. Толстой — над эпопеей “Хождение по мукам”, М. Шолохов обратился к созданию эпопеи “Тихий Дон”. 
    Создатели эпических полотен опирались на традиции русских классиков, на такие произведения о судьбах народных, как “Капитанская дочка”, “Тарас Бульба”, “Война и мир”. 
    В то же время авторы были не только продолжателями традиций классической литературы, но и новаторами, ибо воспроизводили такие преобразования в жизни народа и Родины, которых не могли видеть великие художники прошлого. 
    Роман-эпопея “Тихий Дон” занимает особое место в истории русской литературы. Пятнадцать лет жизни и упорного труда отдал Шолохов его созданию. М. Горький видел в романе воплощение огромного таланта русского народа. 
    События в “Тихом Доне” начинаются в 1912 году, перед первой мировой войной, и заканчиваются в 1922 году, когда отгремела на Дону гражданская война. Прекрасно зная жизнь и быт казаков Донского края, будучи сам участником суровой борьбы на Дону в начале 20-х годов, Шолохов основное внимание уделил изображению казачества. В произведении тесно соединяются документ и художественный вымысел. В “Тихом Доне” много подлинных названий хуторов и станиц Донского края. Центром событий, с которым связано основное действие, является станица Вешенская. 
    Шолохов изображает действительных участников событий: это Иван Лагутин, председатель казачьего отдела ВЦИКа, первый председатель Донского ВЦИКа Федор Подтелков, член ревкома еланский казак Михаил Кривошлыков. В то же время вымышлены основные герои повествования: семьи Мелеховых, Астаховых, Коршуновых, Кошевых, Листницких. Вымышлен и хутор Татарский. 
    “Тихий Дон” начинается изображением мирной довоенной жизни казачества. Дни хутора Татарского проходят в напряженном труде. На первый план повествования выдвигается семья Мелеховых, типичная середняцкая семья с патриархальными устоями. Война прервала трудовую жизнь казачества. 
    Первая мировая война изображается Шолоховым как народное бедствие, и старый солдат, исповедуя христианскую мудрость, советует молодым казакам: “Помните одно: хочешь живым быть, из смертного боя живым выйтить — надо человечью правду блюсть...” 
    Шолохов с большим мастерством описывает ужасы войны, калечащей людей и физически, и нравственно. Казак Чубатый поучает Григория Мелехова: “В бою убить человека — святое дело... человека уничтожай. Поганый он человек!” Но Чубатый со своей звериной философией отпугивает людей. Смерть, страдания будят сочувствие и объединяют солдат: люди не могут привыкнуть к войне. 
    Шолохов пишет во второй книге, что весть о свержении самодержавия не вызвала среди казачества радостного чувства, они отнеслись к ней со “сдержанной тревогой и ожиданием”. Казаки устали от войны. Они мечтают об ее окончании. Сколько их уже погибло: не одна вдова-казачка отголосила по мертвому. 
    Казаки далеко не сразу разобрались в исторических событиях. Горькие слова в романе предваряют описание трагических событий на Дону, рассказ о расправе с экспедицией Подтелкова, о Верхне-Донском восстании. 
    Вернувшись с фронтов мировой войны, казаки еще не знали, какую трагедию братоубийственной войны им придется пережить в скором будущем. 
    Верхне-Донское восстание предстает в изображении Шолохова как одно из центральных событий гражданской войны на Дону. Причин было много. Красный террор, неоправданная жестокость представителей советской власти на Дону в романе показаны с большой художественной силой. Многочисленные расстрелы казаков, чинимые в станицах, — убийство Мирона Коршунова и деда Тришки, который олицетворял христианское начало, проповедуя, что всякая власть дается Богом, действия комиссара Малкина, который отдавал приказы расстреливать бородатых казаков. 
    Шолохов показал в романе и то, что Верхне-Донское восстание отразило народный протест против разрушения устоев крестьянской жизни и вековых традиций казаков, традиций, ставших основой крестьянской нравственности и морали, складывавшейся веками, и передаваемых по наследству от поколения в поколение. 
    Писатель показал и обреченность восстания. Уже в ходе событий народ понял и почувствовал их братоубийственный характер. Один из предводителей восстания, Григорий Мелехов, заявляет: “А мне думается, что заблудились мы, когда на восстание пошли”. 
    А. Серафимович писал о героях “Тихого Дона”: “...люди у него не нарисованные, не выписанные, — это не на бумаге”. В образах-типах, созданных Шолоховым, обобщены глубокие и выразительные черты русского народа. Изображая мысли, чувства, поступки героев, писатель не обрывал, а обнажал нити, ведущие к прошлому. 
    Среди персонажей романа притягательным, противоречивым, отражающим всю сложность исканий и заблуждений казачества, является Григорий Мелехов. Бесспорно, что образ Григория Мелехова — художественное открытие Шолохова. Создавая этот образ, писатель выступил новатором, художественно воспроизводящим то, что в жизни было самым спорным, самым сложным, самым волнующим. Григорий Мелехов в эпопее не изолированный характер. Он находится в самом тесном единстве и связан как со своей семьей, так и с казаками хутора Татарского и всего Дона, среди которых он вырос и вместе с которыми жил и боролся, постоянно находясь в поисках правды и смысла жизни. Мелехов не отделен от своего времени. Он не просто общается с людьми и участвует в событиях, но всегда размышляет, оценивает, судит себя и других. 
    Эти особенности помогают прийти к выводу о том, что Мелехов изображен в эпосе как сын своего народа и своего времени. Мир Григория — народный мир, он никогда не отрывал себя от своего народа, от природы. В огне боев, -в пыли походов он мечтает о труде на родной земле, о семье. Завершает Григорий свое хождение по мукам возвращением в родной хутор Татарский. Бросив свое оружие в Дон, он спешит вновь к тому, что так любил и от чего так долго был оторван. 
    Финал романа имеет философское звучание. Шолохов оставил своего героя на пороге новых жизненных испытаний. Какие ждут его пути-дороги? Как сложится его жизнь? Писатель не дает ответа на эти вопросы, а заставляет читателя задуматься над сложнейшей судьбой этого героя. 
    К созданию женских характеров Шолохов обращается уже в самом начале творческого пути. Но если в рассказах характеры женщин только намечаются, то в “Тихом Доне” Шолохов создает яркие художественные образы. Женщины занимают центральное место в эпопее; женщины разных возрастов, разных темпераментов, разных судеб — мать Григория Ильинична, Аксинья, Наталья, Дарья, Дуняшка, Анна Погудко и другие. 
    Пылкой, страстной Аксинье, с ее “порочной красотой, противопоставлена скромная, сдержанная в чувствах труженица Наталья. Трагична участь и Аксиньи, и Натальи. Много было тяжкого в их жизни, но они знали и настоящее человеческое счастье. Писатель показывает их трудолюбие, их огромную роль в жизни семьи. 
    Большое значение имеют речевые характеристики, портретные (У Аксиньи “точеная шея”, “пушистые завитки волос”, “зовущие губы”. У Натальи “гладкий белый лоб”, “большие руки, раздавленные работой”, у Дарьи “насурьмленные дуги бровей”, “вьющаяся походка”. 
    Действие романа “Тихий Дон” вовлекает широкий круг людей, представителей самых разных социальных прослоек. Оно начинается с изображения жизни в казачьем хуторе Татарском, захватывает помещичью усадьбу Листницких, переносится на места развернувшейся мировой войны — в Польшу, Румынию, Восточную Пруссию, в Петроград, Новочеркасск, Новороссийск, в станицы Дона. 

«Тихий Дон» М.А. Шолохова - одно из тех великих произведений, которые воплощают в себе высокие достижения художественной мысли и надолго остаются живыми памятниками эпохи. Уже в «Донских рассказах» определился шолоховский слог, которому присуща символическая и лирическая окрашенность, ёмкость словесного образа, живая разговорная речь.

    Шолохов — непревзойденный мастер художественного слова, умело использует тот язык, которым говорит казачество. Перед читателем зримо встают и главные герои, и эпизодические персонажи. Пейзажные зарисовки свидетельствуют о страстной влюбленности художника в природу Донского края. Пейзаж очеловечен, он выполняет самые различные идейно-художественные функции; помогает раскрыть чувства, настроения героев, передать их отношение к происходящим событиям. Умело использованы произведения народного творчества: пословицы, поговорки, побаски, песни. Они передают настроение, чувства, переживания народа, отражают эстетический мир героев. Произведения народного творчества, особенно песни, раскрывают философскую глубину эпопеи. Эпиграфами к первой и третьей книгам романа служат старинные казачьи песни. 
    Большой духовный смысл заключен в поэтическом образе Дона, который выступает символом жизни народа. Само название “Тихий Дон” полно символики: оно контрастирует с изображаемыми событиями. Особый смысл в образе степи, которая выступает символом Родины: “Родимая степь над низким донским небом!., курган в мудром молчании, берегущие зарытую казачью славу... Низко кланяюсь и по-сыновьи целую твою красную землю... донской нержавеющей кровью полита степь...”. Такие слова мог найти и сказать лишь писатель, горячо влюбленный в красоту родной донской природы и в свой народ. 
    В романе есть множество описаний природы. Природа небезразлична к человеческим радостям и горестям. Она всегда чутко отзывается на события человеческой жизни. Но и природные явления постигаются через сопоставления образов бытовых, человеческих. Григорий Мелехов «изо дня в день, как лошадь, волочил молотильный каток по гуменному посаду, ходил… в думках вокруг всё этих же вопросов». Самые интимные чувства героев как бы постигались через окружающий предметный мир.
    И душевное состояние отвергнутой Аксиньи выражаются в образном сопоставлении. Душа героини, ее чувства всходили и расцветали так же, как и всходит и зацветает в степи пшеница. Ее молодые ростки наполнены живительными соками, они прекрасны. Но вот в степь выпускают табун лошадей, и все гибнет. Так и душа Аксиньи стала подобна истоптанной и оскверненной степи: «Откуда ни возьмись забрёл в хлеб табун скота: ископытили, в пахоть затолочили грузные колосья. Там, где валялись, - круговины хлеба… дико и горько глядеть. Так и с Аксиньей».

    Такой параллелизм становится одним из важнейших средств раскрытия психологии шолоховских героев. Страдания Натальи и гроза в степи, нравственное опустошение Григория и выжженная степь и т.д.

    Жизнь человеческая, чувства нередко сравниваются Шолоховым с цветением в природе: «… не лазоревым... цветом, а собачьей бесилой, дурнопьяном придорожным цветёт поздняя бабья любовь». С горестной силой сожаления и скорби скажет писатель о Наталье, так странно изменившейся за одну ночь, - у изголовья её уже стояла смерть: «Сутки назад была она, как молодая яблоня в цвету – красивая, здоровая, сильная, а сейчас щёки её выглядели белее мела с обдонской горы, нос заострился, губы утратили недавнюю яркую свежесть, стали тонкие…»
    Весенний цвет для Шолохова – поэтический цвет жизни, символ радости и красоты. И в этом он идёт от народно-поэтического творчества.
    Писатель применяет хорошо известный в устном народном творчестве принцип эпического параллелизма. В постоянном сопоставлении жизни людей и природы выражается одна из самых важных особенностей художественного мышления Шолохова. Мир людей и мир природы художник осмысливает как единый поток вечно творящей жизни. Природа возвеличивает и очищает человека. В романе она не безразлична к событиям человеческой жизни.
    Картинами природы автор создаёт определённую эмоциональную атмосферу, предсказывает, в каком русле будут развиваться события и к каким последствиям они приведут. Накануне известия о смерти Григория, которое получили Мелеховы, «по-вдовьему усмехалось обескровленное сердце, тронутый желтизной горюнился лес».
    Перед описанием начала мировой войны писатель даёт развёрнутую картину природы, в которой, по народным приметам, много недоброго, предвещающего смерть и тяжёлые утраты: «Стояло необычайно сухое лето. Мелел Дон. На отводе мелела сухостойная буря, и сладкая марь невидимым пологом висела над Обдоньем». Вслед за этим Шолохов даёт сцену, которая показывает, что народ не хотел войны, видел в ней величайшее бедствие. 
    В описании гражданской войны приём предварения событий через картины природы имеет очень важное значение. Взаимосвязь людей и природы раскрывается в них в сложном и гибком единстве. Картины природы приобретают глубокий обобщающий, социально-философский смысл.
    Одна из особенностей «Тихого Дона» как эпопеи – сочетание эпического и лирического элементов в повествовательной речи. Лирические отступления здесь выражают не только чувство автора, они дают обобщённую картину жизни. В то же время обобщённо-эпические описания пронизаны глубоким лиризмом, согреты авторским чувством.
    Язык Шолохова – одно из удивительных явлений в русской и мировой литературе ХХ века. Писатель впервые в истории русского литературного языка после Пушкина зачерпнул с такой мощью и глубиной из неисчерпаемой сокровищницы народно-поэтической, живой разговорной речи народа. Метафорическое богатство языка Шолохова неисчерпаемо. Лиризм шолоховской речи создаётся с помощью приёма повтора, постановкой рядом близких по смыслу слов.

    Шолохов смело переводит многие слова из просторечия в литературный язык. Заметно расширяются синонимические возможности авторской речи. Причём обычно слово, взятое из разговорного языка, обретает в повествовательной речи автора новые смысловые оттенки и значения.
    Повествовательная речь писателя пестрит словами и оборотами народной разговорной речи. Диалектные слова и формы малограмотной речи, широко распространённые в сельской местности, составляют значительный вес в «Тихом Доне»: «гутарили», «ажник», «дюже», «жизня», «зараз», «идтить», «кубыть» и т.д.
    М.А. Шолохов был рождён великим временем. Отсюда – оригинальность и сила его языка. На его стиле, как и на всём его творчестве, лежит яркий отблеск эпохи.

    Работая над эпопеей “Тихий Дон”, Шолохов исходил из философской концепции о том, что народ является основной движущей силой истории. Эта концепция получила в эпопее глубокое художественное воплощение: в изображении народной жизни, быта и труда казачества, в изображении участия народа в исторических событиях. 
    Шолохов показал, что путь народа в революции и гражданской войне был сложным, напряженным, трагичным. Уничтожение “старого мира” было связано с крушением вековых народных традиций, православия, разрушением церквей, отказом от нравственных заповедей, которые внушались людям с детских лет. 
    При вручении Нобелевской премии за роман “Тихий Дон” Шолохов говорил о величии исторического пути русского народа и о том, “чтобы всем, что написал и напишу, отдать поклон этому народу-труженику, народу-строителю, народу-герою”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок музыки в 4 классе по теме Музыка народная и профессиональная. Русская народная песня в творчестве композиторов - классиков

урок музыки в  4 классе по теме "Музыка народная и профессиональная. Русская народная песня в творчестве композиторов - классиков.Народная музыка-это бесценное сокровище, раскрывающее национальны...

Исследовательская работа "Народное творчество, как средство приобщения молодежи к изучению русской народной культуры".

Исследовательская работа обучающейся студии "Силуэт" МОАУ ДОД "ЦДТ" Рейзиной Алины....

1. Продолжить знакомство учащихся с русским народным костюмом 2. Развивать эстетический и художественный вку¬с, графические навыки, творческую активность и образное мышление учащихся. 3.. Прививать интерес к русскому народному творчеству.

Сегодня мы начнём изучать тему: «Русская народная праздничная одежда»Этой теме мы посвятим два занятия. На первом – изучим русский женский костюм, второй же будет посвящён русской мужской одежде,т.о.,...

«Формирование читательской культуры обучающихся с неродным русским языком на материале русского поэтического творчества XIX-XX веков»

Мне хотелось бы поделиться методами и приемами, которые помогают формировать читательскую культуру у обучающихся, для которых русский язык является неродным. Большинство из них традиционны, однако сущ...

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста любви к своей малой Родине через приобщение к русскому народному музыкальному творчеству.

В статье рассматривается разработка технологии патриотического воспитания через приобщение к русскому народному музыкальному творчеству. Представлен детский народный календарь, в котором обозначаются ...

Методическая разработка серии занятий кружка «Народное творчество» для обучающихся 5 классов СКК VII вида по теме: «Русские народные инструменты и исполнение шумовым оркестром мелодии русской народной песни «Калинка».

Автор Филатова С.Ю. – учитель музыки, руководитель кружка «Народное творчество» для учащихся 5 класса (коррекционный класс СКК VII вида) предлагает  методическую разработку внеу...