Урок литературы в 5 классе
презентация к уроку по литературе (5 класс) по теме

Семенова Ольга Васильевна

Урок по произведению  В.Г Короленко "Дети подземелья"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_novyy.docx22 КБ
Файл prezentatsiya_k_otkr._ur.rar1.4 МБ

Предварительный просмотр:

Класс: 5

Предмет: литература

Тема: «Маленький человек с ……………… сердцем».

Тип урока: применение знаний и умений.

Цели урока:

- способствовать переосмыслению понятия «человек в ситуации нравственного выбора», осознать и осмыслить идейное содержание повести.

-продолжить развитие устной речи, эмоционально- образного и аналитического мышления учащихся.

- формировать нравственные основы жизни, воспитывать доброту, искренность, понимание.

Планируемые результаты:

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное о произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения.

Личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать о обосновывать свою точку зрения.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, презентация, таблица, раздаточный материал (кроссворды)

Литература : 1.Повесть В.Г. Короленко «В дурном обществе»

2. Литература 5 класс. Учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2-х частях. Автор-составитель В.Я. Коровина.

Ход урока:

                                                                                                  … лучше иметь в груди кусочек

                                   человеческого сердца вместо холодного камня.

                                                                                                                 В.Г. Короленко

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организация начала занятия

Мотивация к учебной деятельности

Психологический настрой детей на урок.

«Сегодня прекрасный зимний день. И я думаю, что у вас прекрасное настроение. Поднимите тот смайлик, который соответствует вашему настроению. Я рада, и тоже дарю вам свою улыбку. Желаю вам удачи! (Формула удачи =улыбка+настроение+вера в себя + результат».

Самоопределение

Мотивация к учебной деятельности

Актуализация

знаний

Постановка цели (целеполагание)

-Мы знаем, что писатели и поэты пытаются своим творчеством пробудить в нас добрые чувства. В.Г.Короленко в своих  произведениях  сумел показать, что самый великий дар человека – чуткое сердце, способное воспринять состояние других людей. И таким даром – чутким сердцем – обладал и сам писатель.

- Есть люди с каменным сердцем.

-А какое сердце у главного героя повести В.Г. Короленко Васи?

-Я предлагаю вам убедиться в этом и вместе с главным героем повести пройти  по дороге добра и правды и найти нужное слово, которое включает в себя все характеристики, относящиеся к слову  сердце.

Выявления желания знакомиться с другими главами повести.

Чуткое

-А сейчас я предлагаю вам посмотреть фильм под музыку из к/ф «Генералы песчаных карьеров» 

-Какое настроение навевает песня?

-Что такое трущобы? (грязное,тесное,ветхое жилье)

-Как вы думаете, кто из героев произведения мог бы петь эту песню? (Валек, Маруся)

Какие чувства вызывали у Васи Валек и  Маруся?

Жалость и сострадание

Организация деятельности

Давайте уточним значения слов, которыми мы будем пользоваться на уроке.

 Задание:  соотнеси понятие и определение)

Сочувствие – отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других.

Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемые чьим нибудь несчастьем, горем.

Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

 (Задание заготовлено на листках)

Размышляют над качествами героев. Узнают значение слов.

(работа в парах)

Открытие обучающимися нового знания

-А герой повести Вася обладал такими качествами?

-А Валек и Маруся?

-Какими их увидел Вася

Отвечают на вопросы учителя. Работают с текстом повести.

Самостоятельная работа

Физкультминутка

-Чем Валек и Маруся не похожи на обычных детей,  каких знал Вася до  знакомства с ними?

-Что сделало их такими?

-Почему Вася не понял смысл загадочных слов Валека «Серый камень высосал из неё жизнь»

-Что «неумолимое, твёрдое и жестокое, как камень», «высосало» румянец, блеск глаз и  живость движений девочки?

Заполните первую колонку таблицы.

Учитель делает вместе с учащимися вывод: серый камень является символом жестоких , несправедливых законов общества. Серый камень ассоциируется с каменным сердцем.

Видеофизкультминутка

Серый камень является символом жестокости и несправедливости

Учащиеся в первой колонке записывают, что символизирует «каменное сердце» (Голод, холод, боль, страх, ужас, безжалостность, чёрствость, равнодушие, жестокость, бесчувственность, несправедливость)

-Не меньшее потрясение испытывает Вася, познакомившись не только с тем, где живут его друзья, но и,узнав, как они добывают средства к существованию. (гл.5) (Прочитаем по ролям диалог Васи и Валека)

Ответим на вопросы:

- Что переживает Вася, узнав, что его друзья – нищие и воры?

- Какие чувства борются в душе героя?

-Почему Вася вернулся?

Вывод: Общаясь с ребятами, мальчик взрослеет. Под влиянием своих друзей он становится другим: начинает чувствовать чужую боль, стремится облегчить страдание

-Мог ли человек с каменным сердцем вернуться?

-Только человек с чутким серцем мог вернуться к Валеку и Марусе и помогать им.

Читают поролям

Вася ушел домой и горько плакал от чувства глубокого горя. Его любовь к друзьям не стала меньше, но к ней примешалась «острая струя сожаления, доходившая до сердечной боли»

Он понял, что люди не всегда совершают

плохие поступки (например, воруют) потому, что этого хотят. Вася увидел сложность жизни, начал задумываться над понятиями справедливости, верности и человеческой любви

НЕТ

Самостоятельная работа

Ребята, серому камню, символизирующему человеческую жестокость и несправедливость, противостоит в повести чуткое сердце Васи.

Продолжим работу по заполнению таблицы.  Заполняем правую колонку под названием «…………….. сердце»

Учитель с учащимися делают вывод: Эти качества присущи только человеческому сердцу.

Учащиеся в правой колонке записывают, что символизирует «человеческое  сердце» (Доброта, чуткость, сочувствие, сострадание, милосердие, терпимость, понимание, душевное тепло, справедливость, великодушие, искренность)

Творческая работа Составление синквейнов

Давайте повторим, что такое синквейн.

(1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Слово учителя:

Вася живёт по законам своего сердца, и он откликается на сердечное участие, тепло и внимание тех, кого называют «дурным обществом».

Однако социальное положение этих людей не закрывает от него их душевных качеств: искренности, простоты, доброты, стремления к справедливости. Именно здесь, «в дурном обществе», Вася находит настоящих друзей и проходит школу настоящего милосердия и сострадания.

СЕРДЦЕ

Человеческое, чуткое.

Сострадает, сопереживает,сочувствует.

Вася имеет чуткое сердце.

Милосердие.

Учитель цитирует слова В.Г. Короленко:                                                                                                  «… лучше иметь в груди кусочек

                            человеческого сердца вместо холодного камня».

 -Ребята, кто поступил бы так, как Вася, невзирая на гнев отца, поднимите сердечко. Я горжусь вами, вы все добрые, отзывчивые и милосердные, т.к. все подняли сердечко. У вас также, как и у Васи чуткое, доброе  сердце.

        

Домашнее задание: Прочитать главы 7 и 8.

Объясните значение выражения «Хорошо, что твоядорога пролегла через нашу»

Рефлексия; Продолжите мое предложение: «Самое главное, что я понял(а) сегодня на уроке, это…»



Подписи к слайдам:

Слайд 1
В.Г.Короленко «В дурном обществе».

Слайд 2
Тема урока: « Маленький человек с …… сердцем» по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»»

Слайд 3
Сочувствие – отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других. Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемые чьим – нибудь несчастьем, горем. Милосердие – готовность помочь кому – нибудь или простить кого – нибудь из сострадания, человеколюбия.

Слайд 4
1. Почему знакомство с Валеком и Марусей целиком увлекло Васю? 2. Валек и Маруся. Какими их увидел Вася?

Слайд 5
1. Чем Валек и Маруся не похожи на обычных детей, каких знал Вася до знакомства с ними? 2. Что сделало их такими?

Слайд 6
Каменное сердце безжалостность, чёрствость, равнодушие, жестокость, бесчувственность, несправедливость Серый камень-символ жестоких, несправедливых законов общества

Слайд 7
Человеческое сердце Доброта, чуткость, сочувствие, сострадание, милосердие, терпимость, понимание, душевное тепло, справедливость, великодушие, искренность

Слайд 8
…лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца вместо холодного камня. (В.Г. Короленко)

Слайд 9
Домашнее задание: Хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу. (объясните значение этого выражения, поделитесь своими чувствами после прочтения произведения)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".

Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....

Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".

Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...

Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).

Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....

Синтетические виды искусства. Особые формы поэзии в русской литературе конца XX – начала XXI века. Урок литературы, 11 класс (профильная группа)

Учитель: Солдатова Светлана Сергеевна,Первая квалификационная категорияЦели:1.     Рассмотреть слияние разных видов искусства;2.     Познакомиться с особыми фор...