Готовимся к олимпиаде по литературе 5-9 кл.
олимпиадные задания по литературе на тему

Колосова Ирина Альбертовна

Олимпиадные задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovimsya_k_olimpiade_po_literature_5-9_kl.docx22.61 КБ

Предварительный просмотр:

Материалы для подготовки

к олимпиаде по литературе

5 класс

Комплект № 1

Рекомендуемая продолжительность олимпиады– 1 ч. - 1 ч. 20 мин.

1. Чем отличается авторская сказка от народной?   (1 балл)

2.  Какие из перечисленных жанров относятся к фольклору:  скороговорка, стихотворение, загадка, пословица, повесть, поэма, рассказ, сказка, поговорка? (по 0,2 балла)

3. Собери пословицы, соединив их части из первой и второй колонки.

- На чужой сторонушке …                                             - коли делать нечего.

-  Книга – наш друг,..                                                     - рад чужой воронушке.

- Кто друга в беде покидает,…                                      - без неё, как без рук.

-  Долог день до вечера,…                                             - тот сам в беду попадает.

- Тише едешь -                                                               - дальше будешь.                         (по 1 баллу)

4. Ответь на вопросы по сказам П. Бажова.

А) Какой заказ выполнил Данилушка вместо Прокопыча в сказе «Каменный    цветок»?

Б) Что можно найти там, где пляшет Огневушка – Поскакушка?

В) «А по тем покосный лужкам, где козёл скакал, люди камешки стали находить,      зелёненькие, большие». Как они называются? В слове 9 букв.  (по 1 баллу)

5. Кто является автором сказок  «Городок в табакерке», «Мороз Иванович», если известно, что псевдоним автора – Дедушка Ириней?     (1 балл)

6. Эта сказка стала и мультфильмом, и балетом, и художественным фильмом.  Автором её является Ю.К Олеша. Назовите эту сказку.  (1 балл)

7. Вы, конечно, помните волшебную ступу Бабы Яги – её незаменимое средство передвижения.  Представьте ситуацию, что вы или ваш друг, гуляя по парку, обнаружили отдыхающую на лавочке бабу Ягу, рядом – ступу.  И вот вы решили испытать «лётные» качества знаменитой ступы  бабы Яги …

Расскажите о различных ваших приключениях в небольшом сочинении – сказке.  (15 баллов)

Максимальное количество баллов – 27.

Ответы к комплекту № 1

1.  У авторской сказки есть один конкретный автор – писатель, автором же фольклорных произведений является народ.

2.  Скороговорка, загадка, пословица, сказка, поговорка.

3.    На чужой сторонушке рад чужой воронушке. Книга – наш друг, без неё, как без рук.    Кто друга в беде покидает,  тот сам в беду попадает. Долог день до вечера, коли делать нечего. Тише едешь -   дальше будешь.

4.   А) Чаша.  Б) Золото.  В) Хризолиты.

5.  Одоевский Владимир Фёдорович.

6.  «Три толстяка».

7.  При оценивании выполнения задания  № 7 учитывать способность ученика придумать интересный сюжет, последовательно изложить мысли. Учитывать грамотность, образность и выразительность языка сказки,  способность ученика логично завершить сочинение – сказку.

Критерии оценивания творческой работы

1)  Соответствие содержания сочинения заданной теме - 1 балл

2)  Содержательность сочинения:

- полнота охвата темы -1 балла

- оригинальность её раскрытия  -1 балл

3)  Логичность и последовательность изложения -1 балла

4)  Ясность, точность, образность языка, единство стиля изложения   -2 балла

5)  Отсутствие фактических ошибок и неточностей -1 балл

6) Орфографическая, пунктуационная, грамматическая, речевая грамотность - 8 баллов

( нет ошибок — 2 балла,  1-2 ошибки —1 балл, 3-4 ошибки — 0,5 б., 0 баллов >4-х ошибок)

Итого за выполнение задания № 7  - 15 баллов

                                                    6 класс

Комплект № 1

Рекомендуемая продолжительность олимпиады – 1 ч. - 1 ч. 20 мин.

1. Соотнесите автора и название  художественного произведения

Л. Толстой                                  Выстрел

М. Твен                                       Чучело

Ж.  Верн                                      Том Сойер

Гомер                                          Таинственный остров

М Горький                                    Третий в пятом ряду

А.Алексин                                    Иллиада

А. Сент – Экзюпери                      Детство

А. Пушкин                                    Маленький принц.                    (по 0,5 балла)

2.     Узнайте героя летописного сказания. Какой подвиг он совершил?

На следующее утро приехали печенеги и привели своего мужа, а у наших не оказалось. И стал тужить Владимир, посылая по  всему войску своему. И пришёл к князю один старый муж и сказал ему: - Князь! Есть у меня один сын меньшой дома. С самого детства никто его не бросил ещё оземь. Однажды я бранил его, а он мял кожу, так он рассердился и разорвал кожу руками. (1 балл)

3.  Определите героя по описанию внешности. Назовите автора и произведение. Какие художественные средства автор использует, давая портретную характеристику?

А) Моя маленькая приятельница почти никогда не бегала и смеялась очень редко; когда же смеялась, то смех её звучал, как самый маленький серебряный колокольчик……

Б) Моя сестра была кругла, как пышка, и упруга, как мячик. Она резво бегала…., звонко смеялась… (2 балла)

4. Объясните значение литературоведческих терминов  пейзаж, завязка, кульминация, фольклор. (по 1 баллу)

5. Объясните значение крылатых выражений из мифологии.

А) Троянский конь.

Б) Ахиллесова пята.

В) Дамоклов меч.

Г) Муки Тантала.

Д) Сизифов труд. (по 1 баллу)

6. Что означает по-гречески слово «Библия»? (1 балл)

7. Назовите живописца, который в основу своих произведений положил «Притчу о блудном сыне». (1 балл)

8. Прочитайте басню Эзопа «Путник и Медведь».

Два приятеля шли по дороге, как вдруг навстречу им медведица. Один тотчас забрался на дерево и там спрятался. А другому бежать уж было поздно, и он бросился наземь и притворился мертвым; и когда медведица придвинулась к нему мордой и стала его обнюхивать, то задержал дыхание, потому что, говорят, мертвецов зверь не трогает. Ушла медведица прочь, спустился приятель с дерева, спрашивает, что это ему медведица шептала на ухо? А тот в ответ: "Шептала: впредь не бери в дорогу таких приятелей, которые тебя бросают в беде!"

Письменно ответь на следующие вопросы.

А) Какой пословицей можно определить мораль этой басни?

Б) Чему учит эта басня?

В) Были ли настоящими друзьями герои басни? (по 2 балла)

Максимальное количество баллов – 24.

Ответы к комплекту № 1

1. Л. Толстой  «Детство»,  М. Твен  «Том Сойер»,   Ж.  Верн  «Таинственный остров»,   Гомер  «Иллиада»,  М Горький «Детство»,    А.Алексин  «Третий в пятом ряду», А. Сент – Экзюпери «Маленький принц»,   А. Пушкин «Выстрел».

2.  Это сказание о том, как был заложен город  Переяславль.  Герой его – Кожемяка  - удушил в рукопашном бою мощного печенега, чем на долгие годы избавил русскую землю от печенежских  набегов.

3.   Короленко  « В дурном обществе».  Соня и  Маруся.  Антитеза,  сравнение.

5.         А) Троянский конь – тайный, коварный замысел, обманные действия.

Б) Ахиллесова пята -  слабая сторона чего – либо, уязвимое место.

В) Дамоклов меч – постоянно нависшая угроза.

Г) Муки Тантала – нестерпимые муки, вызванные  созерцанием близости желаемой цели и сознанием бессилия, невозможности её достичь.

Д) Сизифов труд – тяжёлая бесконечная работа.

6. Книга.

7. Рембрант.

7 класс

Комплект № 1

Рекомендуемая продолжительность олимпиады – 2 часа.

1. Назовите произведения  А.С Пушкина, из которых приведены следующие строки:

А) Там русский дух, там Русью пахнет…

Б) Пора, красавица, проснись…

В) Тоска, предчувствия, заботы

Теснят твою всечасно грудь…

Г) …Оно

Соку спелого полно,

Так свежо и так душисто,

Так румяно-золотисто,

Будто мёдом налито…

Д) Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна.

На печальные поляны

Льёт печально свет она…

Е) Дела давно минувших дней,

Преданья старины глубокой…

Ж) И вымолвить хочет: давай улетим…     (по 1 баллу)

2. По какой повести Н.В. Гоголя П.И Чайковский написал оперу и как она называется? (1 балл)

3. В каких странах, морях и океанах побывал барон Мюнхаузен? (по 0,1 баллу)

4. Из каких источников стали известны мифы Древней Греции? (1 балл)

5. Когда стало складываться летописание на Руси?  (1 балл)

6. Прочитайте рассказ - миниатюру М. Пришвина «Глоток молока» из цикла «Фацелия». Определите основную мысль текста, охарактеризуйте средства изобразительности, использованные автором для её передачи. (3 балла +3 балла)

Пришвин Михаил

Глоток молока

Лада заболела. Чашка с молоком стояла возле ее носа, она отвертывалась. Позвали меня.

- Лада, - сказал я, - надо поесть.

Она подняла голову и забила прутом. Я погладил ее. От ласки жизнь заиграла в ее глазах.

- Кушай, Лада, - повторил я и подвинул блюдце поближе.

Она протянула нос к молоку и залакала.

Значит, через мою ласку ей силы прибавилось. Может быть, именно эти несколько глотков молока спасли ее жизнь.

7. Прочитайте басню Лафонтена «Лисица и виноград» и укажите сходства с баснями Крылова и Эзопа с одноимённым названием.    (1 балл)

Лис-гасконец, а может быть, лис-нормандец

(Разное говорят),

Умирая с голоду, вдруг увидел над беседкой

Виноград, такой зримо зрелый,

В румяной кожице!

Наш любезник был бы рад им полакомиться,

Да не мог до него дотянуться

И сказал: «Он зелен –

Пусть им кормится всякий сброд!»

Что ж, не лучше ли так, чем праздно сетовать?

- Какова мораль этой басни?      (1 балл)

- Какие человеческие пороки высмеивает автор?  (1 балл)

8. Напишите сочинение – миниатюру «Отговорила роща золотая…»     (15 баллов)

Максимальное количество баллов –35

Ответы к комплекту № 1

1.

А) «Руслан и Людмила».

Б) «Мороз и солнце: день чудесный…»

В) «Няне».

Г) «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».

Д) «Зимняя дорога».

Е)  «Руслан и Людмила».

Ж) «Узник».

2. «Ночь перед Рождеством», опера называется «Черевички».

3. Турция, Италия, Америка, Цейлон, Индия, Россия, Египет, Китай, Англия, Северный полюс .

4. Гомер «Илиада».

5. С принятием христианства на Руси. Итого за выполнение задания № 10  - 15 баллов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методразработка "Готовимся к Олимпиаде по английскому языку. Устная речь"

Сборник монологов и диалогов для подготовки к Олимпиаде по английскому языку для студентов ОУ СПО, базовый уровень подготовки....

Задачник "Готовимся к олимпиадам 5-6 класс"

У каждого учителя есть свои копилки (папки) с олимпиадными задачами, которые собираются на протяжении всей трудовой деятельности педагога. Очень часто просто не хватает времени оформить имеющийся мате...

программа по математике для 7 класса физико-математической школы "Готовимся к олимпиадам по математике"

Программа по математике для 7 класса физико-математической школы "Готовимся к олимпиадам по математике"...

Готовимся к олимпиаде. Инварианты.

Материал содержит задачи , для подготовки к олимпиадам, которые можно применить для учащихся 5-9 классов....

Программа элективного курса «Готовимся к олимпиаде по русскому языку» . Автор Заморовская Т.И.

Программа по подготовке обучающихся к олимпиадам по русскому языку....

Готовимся к олимпиаде. Задания для 7-8 классов.

Предлагаю Вам выполнить задания Олимпиады по английскому языку (Первого (школьного) этапа Всероссийской Олимпиады школьников, который проводился в г.Нефтеюганске (2012-2013 уч.год)....

Рабочая программа внеурочной деятельности «Готовимся к олимпиадам (литература)» 7 класс

Данная образовательная программа, составленная для подготовки учащихся 7 классов к участию в олимпиадах по литературе, позволяет школьникам овладеть умениями творческого чтения и анализа художественны...