Готовимся к олимпиаде по литературе 5-9 кл.
олимпиадные задания по литературе на тему
Олимпиадные задания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovimsya_k_olimpiade_po_literature_5-9_kl.docx | 22.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Материалы для подготовки
к олимпиаде по литературе
5 класс
Комплект № 1
Рекомендуемая продолжительность олимпиады– 1 ч. - 1 ч. 20 мин.
1. Чем отличается авторская сказка от народной? (1 балл)
2. Какие из перечисленных жанров относятся к фольклору: скороговорка, стихотворение, загадка, пословица, повесть, поэма, рассказ, сказка, поговорка? (по 0,2 балла)
3. Собери пословицы, соединив их части из первой и второй колонки.
- На чужой сторонушке … - коли делать нечего.
- Книга – наш друг,.. - рад чужой воронушке.
- Кто друга в беде покидает,… - без неё, как без рук.
- Долог день до вечера,… - тот сам в беду попадает.
- Тише едешь - - дальше будешь. (по 1 баллу)
4. Ответь на вопросы по сказам П. Бажова.
А) Какой заказ выполнил Данилушка вместо Прокопыча в сказе «Каменный цветок»?
Б) Что можно найти там, где пляшет Огневушка – Поскакушка?
В) «А по тем покосный лужкам, где козёл скакал, люди камешки стали находить, зелёненькие, большие». Как они называются? В слове 9 букв. (по 1 баллу)
5. Кто является автором сказок «Городок в табакерке», «Мороз Иванович», если известно, что псевдоним автора – Дедушка Ириней? (1 балл)
6. Эта сказка стала и мультфильмом, и балетом, и художественным фильмом. Автором её является Ю.К Олеша. Назовите эту сказку. (1 балл)
7. Вы, конечно, помните волшебную ступу Бабы Яги – её незаменимое средство передвижения. Представьте ситуацию, что вы или ваш друг, гуляя по парку, обнаружили отдыхающую на лавочке бабу Ягу, рядом – ступу. И вот вы решили испытать «лётные» качества знаменитой ступы бабы Яги …
Расскажите о различных ваших приключениях в небольшом сочинении – сказке. (15 баллов)
Максимальное количество баллов – 27.
Ответы к комплекту № 1
1. У авторской сказки есть один конкретный автор – писатель, автором же фольклорных произведений является народ.
2. Скороговорка, загадка, пословица, сказка, поговорка.
3. На чужой сторонушке рад чужой воронушке. Книга – наш друг, без неё, как без рук. Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает. Долог день до вечера, коли делать нечего. Тише едешь - дальше будешь.
4. А) Чаша. Б) Золото. В) Хризолиты.
5. Одоевский Владимир Фёдорович.
6. «Три толстяка».
7. При оценивании выполнения задания № 7 учитывать способность ученика придумать интересный сюжет, последовательно изложить мысли. Учитывать грамотность, образность и выразительность языка сказки, способность ученика логично завершить сочинение – сказку.
Критерии оценивания творческой работы
1) Соответствие содержания сочинения заданной теме - 1 балл
2) Содержательность сочинения:
- полнота охвата темы -1 балла
- оригинальность её раскрытия -1 балл
3) Логичность и последовательность изложения -1 балла
4) Ясность, точность, образность языка, единство стиля изложения -2 балла
5) Отсутствие фактических ошибок и неточностей -1 балл
6) Орфографическая, пунктуационная, грамматическая, речевая грамотность - 8 баллов
( нет ошибок — 2 балла, 1-2 ошибки —1 балл, 3-4 ошибки — 0,5 б., 0 баллов >4-х ошибок)
Итого за выполнение задания № 7 - 15 баллов
6 класс
Комплект № 1
Рекомендуемая продолжительность олимпиады – 1 ч. - 1 ч. 20 мин.
1. Соотнесите автора и название художественного произведения
Л. Толстой Выстрел
М. Твен Чучело
Ж. Верн Том Сойер
Гомер Таинственный остров
М Горький Третий в пятом ряду
А.Алексин Иллиада
А. Сент – Экзюпери Детство
А. Пушкин Маленький принц. (по 0,5 балла)
2. Узнайте героя летописного сказания. Какой подвиг он совершил?
На следующее утро приехали печенеги и привели своего мужа, а у наших не оказалось. И стал тужить Владимир, посылая по всему войску своему. И пришёл к князю один старый муж и сказал ему: - Князь! Есть у меня один сын меньшой дома. С самого детства никто его не бросил ещё оземь. Однажды я бранил его, а он мял кожу, так он рассердился и разорвал кожу руками. (1 балл)
3. Определите героя по описанию внешности. Назовите автора и произведение. Какие художественные средства автор использует, давая портретную характеристику?
А) Моя маленькая приятельница почти никогда не бегала и смеялась очень редко; когда же смеялась, то смех её звучал, как самый маленький серебряный колокольчик……
Б) Моя сестра была кругла, как пышка, и упруга, как мячик. Она резво бегала…., звонко смеялась… (2 балла)
4. Объясните значение литературоведческих терминов пейзаж, завязка, кульминация, фольклор. (по 1 баллу)
5. Объясните значение крылатых выражений из мифологии.
А) Троянский конь.
Б) Ахиллесова пята.
В) Дамоклов меч.
Г) Муки Тантала.
Д) Сизифов труд. (по 1 баллу)
6. Что означает по-гречески слово «Библия»? (1 балл)
7. Назовите живописца, который в основу своих произведений положил «Притчу о блудном сыне». (1 балл)
8. Прочитайте басню Эзопа «Путник и Медведь».
Два приятеля шли по дороге, как вдруг навстречу им медведица. Один тотчас забрался на дерево и там спрятался. А другому бежать уж было поздно, и он бросился наземь и притворился мертвым; и когда медведица придвинулась к нему мордой и стала его обнюхивать, то задержал дыхание, потому что, говорят, мертвецов зверь не трогает. Ушла медведица прочь, спустился приятель с дерева, спрашивает, что это ему медведица шептала на ухо? А тот в ответ: "Шептала: впредь не бери в дорогу таких приятелей, которые тебя бросают в беде!"
Письменно ответь на следующие вопросы.
А) Какой пословицей можно определить мораль этой басни?
Б) Чему учит эта басня?
В) Были ли настоящими друзьями герои басни? (по 2 балла)
Максимальное количество баллов – 24.
Ответы к комплекту № 1
1. Л. Толстой «Детство», М. Твен «Том Сойер», Ж. Верн «Таинственный остров», Гомер «Иллиада», М Горький «Детство», А.Алексин «Третий в пятом ряду», А. Сент – Экзюпери «Маленький принц», А. Пушкин «Выстрел».
2. Это сказание о том, как был заложен город Переяславль. Герой его – Кожемяка - удушил в рукопашном бою мощного печенега, чем на долгие годы избавил русскую землю от печенежских набегов.
3. Короленко « В дурном обществе». Соня и Маруся. Антитеза, сравнение.
5. А) Троянский конь – тайный, коварный замысел, обманные действия.
Б) Ахиллесова пята - слабая сторона чего – либо, уязвимое место.
В) Дамоклов меч – постоянно нависшая угроза.
Г) Муки Тантала – нестерпимые муки, вызванные созерцанием близости желаемой цели и сознанием бессилия, невозможности её достичь.
Д) Сизифов труд – тяжёлая бесконечная работа.
6. Книга.
7. Рембрант.
7 класс
Комплект № 1
Рекомендуемая продолжительность олимпиады – 2 часа.
1. Назовите произведения А.С Пушкина, из которых приведены следующие строки:
А) Там русский дух, там Русью пахнет…
Б) Пора, красавица, проснись…
В) Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь…
Г) …Оно
Соку спелого полно,
Так свежо и так душисто,
Так румяно-золотисто,
Будто мёдом налито…
Д) Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна.
На печальные поляны
Льёт печально свет она…
Е) Дела давно минувших дней,
Преданья старины глубокой…
Ж) И вымолвить хочет: давай улетим… (по 1 баллу)
2. По какой повести Н.В. Гоголя П.И Чайковский написал оперу и как она называется? (1 балл)
3. В каких странах, морях и океанах побывал барон Мюнхаузен? (по 0,1 баллу)
4. Из каких источников стали известны мифы Древней Греции? (1 балл)
5. Когда стало складываться летописание на Руси? (1 балл)
6. Прочитайте рассказ - миниатюру М. Пришвина «Глоток молока» из цикла «Фацелия». Определите основную мысль текста, охарактеризуйте средства изобразительности, использованные автором для её передачи. (3 балла +3 балла)
Пришвин Михаил
Глоток молока
Лада заболела. Чашка с молоком стояла возле ее носа, она отвертывалась. Позвали меня.
- Лада, - сказал я, - надо поесть.
Она подняла голову и забила прутом. Я погладил ее. От ласки жизнь заиграла в ее глазах.
- Кушай, Лада, - повторил я и подвинул блюдце поближе.
Она протянула нос к молоку и залакала.
Значит, через мою ласку ей силы прибавилось. Может быть, именно эти несколько глотков молока спасли ее жизнь.
7. Прочитайте басню Лафонтена «Лисица и виноград» и укажите сходства с баснями Крылова и Эзопа с одноимённым названием. (1 балл)
Лис-гасконец, а может быть, лис-нормандец
(Разное говорят),
Умирая с голоду, вдруг увидел над беседкой
Виноград, такой зримо зрелый,
В румяной кожице!
Наш любезник был бы рад им полакомиться,
Да не мог до него дотянуться
И сказал: «Он зелен –
Пусть им кормится всякий сброд!»
Что ж, не лучше ли так, чем праздно сетовать?
- Какова мораль этой басни? (1 балл)
- Какие человеческие пороки высмеивает автор? (1 балл)
8. Напишите сочинение – миниатюру «Отговорила роща золотая…» (15 баллов)
Максимальное количество баллов –35
Ответы к комплекту № 1
1.
А) «Руслан и Людмила».
Б) «Мороз и солнце: день чудесный…»
В) «Няне».
Г) «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».
Д) «Зимняя дорога».
Е) «Руслан и Людмила».
Ж) «Узник».
2. «Ночь перед Рождеством», опера называется «Черевички».
3. Турция, Италия, Америка, Цейлон, Индия, Россия, Египет, Китай, Англия, Северный полюс .
4. Гомер «Илиада».
5. С принятием христианства на Руси. Итого за выполнение задания № 10 - 15 баллов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методразработка "Готовимся к Олимпиаде по английскому языку. Устная речь"
Сборник монологов и диалогов для подготовки к Олимпиаде по английскому языку для студентов ОУ СПО, базовый уровень подготовки....
Задачник "Готовимся к олимпиадам 5-6 класс"
У каждого учителя есть свои копилки (папки) с олимпиадными задачами, которые собираются на протяжении всей трудовой деятельности педагога. Очень часто просто не хватает времени оформить имеющийся мате...
программа по математике для 7 класса физико-математической школы "Готовимся к олимпиадам по математике"
Программа по математике для 7 класса физико-математической школы "Готовимся к олимпиадам по математике"...
Готовимся к олимпиаде. Инварианты.
Материал содержит задачи , для подготовки к олимпиадам, которые можно применить для учащихся 5-9 классов....
Программа элективного курса «Готовимся к олимпиаде по русскому языку» . Автор Заморовская Т.И.
Программа по подготовке обучающихся к олимпиадам по русскому языку....
Готовимся к олимпиаде. Задания для 7-8 классов.
Предлагаю Вам выполнить задания Олимпиады по английскому языку (Первого (школьного) этапа Всероссийской Олимпиады школьников, который проводился в г.Нефтеюганске (2012-2013 уч.год)....
Рабочая программа внеурочной деятельности «Готовимся к олимпиадам (литература)» 7 класс
Данная образовательная программа, составленная для подготовки учащихся 7 классов к участию в олимпиадах по литературе, позволяет школьникам овладеть умениями творческого чтения и анализа художественны...