Учебный проект по литературе "Сказочные герои Откуда они?"
проект по литературе (5 класс) на тему
Данный материал предназначен для учеников и учителей русского языка и литературы, работающих в основной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_skazochnye_geroi_otkuda_oni.docx | 39.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Школа №26»
г.Дзержинска
ПРОЕКТ
«Сказочные герои»
Выполнила ученица
5 «А» класса
Миронова Дарья
Руководитель:
Касатова М.А.
2016 год
Содержание:
- Введение
- Теоретическая часть
2.1. Многообразие сказочных персонажей.
2.2. История возникновения в художественной литературе сказочных героев.
- Практическая часть
- Заключение
- Список используемой литературы.
- Введение:
С малых лет каждого человека сопровождают сказки, которые как отдельные явления искусства можно сравнивать лишь по существенным историко-фольклорным, идейно-образным признакам. в настоящее время у большинства моих сверстников имеется компьютер, поэтому они мало знают и читают сказок, а если и читают, то в основном иностранные, а чаще просто смотрят мультфильмы, или играют в компьютерные игры.
Детство человека непрерывно связано со сказками. Я часто прошу бабушку рассказать или прочитать мне сказки. Ожидание волшебства охватывает меня. Например, Баба Яга строит козни Ивану-царевичу, а Василиса Прекрасная добрая и мудрая. Веселые и грустные, страшные и смешные сказки. С ними связаны мои первые представления о мире, добре и зле, о справедливости.
Сказка – это вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой добра над злом. Чаще всего в сказках присутствует волшебство и разные невероятные в обычной жизни приключения.
Мамы ещё в грудном возрасте рассказывают нам на ночь различные сказочные истории, поэтому я задалась вопросом: «Откуда в сказку пришли сказочные герои?» Мы знаем многих замечательных сказочных персонажей, например: Иван-Царевич, Василиса Премудрая, баба Яга, Кощей Бессмертный и многие другие. Но на данный вопрос я не нашла ответа. Я спрашивала у родителей, друзей, знакомых, родственников, но никто мне так и не ответил. Поэтому я решила вплотную заняться этой темой и выяснить: откуда же пришли в сказки сказочные герои.
Проблема: знают ли учащиеся историю возникновения сказочных персонажей?
Цель: издать пособие для учащихся с информацией о происхождении известных сказочных персонажей.
Задачи:
- Провести анкетирование и выяснить знают ли учащиеся историю возникновения образов известных сказочных персонажей.
- Узнать, какие сказочные персонажи наиболее интересны ребятам.
- Исследовать научно-познавательную литературу и выяснить историю возникновения образов сказочных героев.
2. Теоретическая часть
2.1. Особенности сказочных персонажей.
Герой сказки всегда находится в действии.
Сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К.И.Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».
В действиях и поступках сказочных героев противопоставляется трудолюбие – ленивости, добро – злу, храбрость – трусости. Симпатии детей всегда привлекают те, кому свойственны: отзывчивость, любовь к труду, смелость. Дети радуются, когда торжествует добро, облегченно вздыхают, когда герои преодолевают трудности и наступает счастливая развязка.
Герои русских сказок отличаются такими светлыми человеческими качествами, как благородство, добросердечность, храбрость, находчивость, а добрые силы в сказках всегда одерживают верх. Среди положительных героев русских народных сказок есть и храбрые царевичи, и былинные богатыри, и простые крестьяне, и целый ряд женских образов.
Среди женских сказочных образов особенно выдающимся является тип Чудесной невесты. Этот необыкновенный герой русских сказок отличается умом и особой женской хитростью. Зачастую она владеет какими-то волшебными предметами или умеет пользоваться чудесными силами. Всем нам известны героини, соответствующие этому типу: Василиса Прекрасная, Василиса Премудрая и Царевна-Лягушка. Это женский вариант сильного героя народных сказок.
Эта добрая героиня является отражением светлой стороны, олицетворением добра и мира, но в то же время во многих сюжетах чудесная невеста приходится дочерью врагу главного героя сказки. Добрый герой русских народных сказок проходит суровые испытания и разгадывает сложные загадки, а чудесная невеста помогает ему с выполнением этих заданий. Тем самым, иногда в одной сказке мы встречаем не одного, а двух, а то и трех персонажей, которые помогают друг другу в борьбе со злом.
Как мы видим, положительные герои русских народных сказок весьма разнообразны. Они раскрывают разные стороны народного характера: здесь и благородство, и самоотверженность, и смекалка, и хитрость, и особый героизм, прямодушие, и женская мудрость. Все препятствия на своем пути герои сказок преодолевают благодаря этим положительным качествам. Ведь в русском фольклоре сказочные герои стремятся к свету, а добрые силы всегда одерживают верх.
2.2. Герои русских народных сказок – языческие персонажи славянских мифов.
Любимый герой русских народных сказок - Иван-царевич. Это известный всем положительный персонаж, который борется со злом, помогает слабым и обиженным. Зачастую это младший из трех сыновей царя. В некоторых сюжетах Иван вовсе и не знает о своем царском происхождении, но, тем не менее, олицетворяет собой благородство и добрые качества души. Например, он борется с Кощеем, одолевает его, спасает жену или прекрасную царевну. И за свое героическое поведение и добрые дела этот герой народных сказок получает полагающееся ему царство или чужие полцарства, и царскую дочь, и прочие волшебные умения.
Иванушка-дурачок – также очень важный герой русских сказок, стоящий на стороне добра и светлых сил. Иван-дурак – всего лишь крестьянский сын и он совсем не походит на благородного сказочного героя. Его особенность в том, что внешне он совсем не таков, как другие положительные герои русских сказок. Он не блещет умом, но именно благодаря своему нерациональному поведению и нестандартному мышлению проходит все сказочные испытания, побеждает своего противника и получает богатство.
Важно отметить, что Иван-дурак обладает особым творческим умением – он играет на музыкальных инструментах (гуслях или дудочке), и в сказках часто придается большое значение его чудесному пению. В этом состоит его особенность, ведь не всегда положительные герои сказок способны сотворить нечто прекрасное самостоятельно, не прибегая к помощи волшебных животных или предметов.
Заметим, что само слово «дурак» в старину совсем не характеризовало умственные способности человека. Так называли младших сыновей. Слово «дурак» понималось в значении «другой», «следующий» ребенок. Как герои народных сказок, Иван-дурак единственный из всех трех братьев говорит и отгадывает различные загадки, добывает полезные знания, которые помогают ему в его испытаниях. Мы видим, что кроме смекалки героя сказок подчеркивается и великая сила его слова.
Змей Горыныч – мифический представитель тёмных сил
Змей Горыныч – часто встречающийся сказочный герой. В мифах это всегда коварный и жестокий представитель темных сил. Из рода в род, из века в век переходят предания о драконах-змеях. Змей Горыныч - порождением нежити – нечисти, не заслуживавшей никакого поклонения – почитания, хотя и вынуждавшей своим лукавством ограждаться от неё всякими причётами – заговорами.
В русских народных сказках – это все еще злой, но уже не такой сильный герой. Так, в сказке «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча» сказитель рисует нам страшное «о трех головах и семи хвостах», с «медными когтями», чудище, наводящее ужас на все живое.
Солнце – первое божество древних славян
Солнце, месяц и звёзды были первыми божествами древних славян. Обожествление солнца засвидетельствовано многими преданиям. Исчезающие вечером, как бы одолеваемое рукою смерти, оно постоянно, каждое утро снова является во всём блеске и торжественном величии, что и возбудило мысль о солнце как о существе неувядаемом, бессмертном, божественном. Как светило вечно чистое, ослепительное в своём сияние, пробуждающее земную жизнь, солнце почиталось божеством благим, милосердным; имя его сделалось синонимом счастья.
В русских народных сказках этот герой выступает либо в качестве символа своей связи с человеком, либо для некоторого его обожествления. Так происходит в сказке «Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звезды». Дети, рожденные обычной женщиной, имеют «во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звезды» и обладают способностями «расти не по дням, а по часам», исполнять желания, получать волшебным образом необходимое: «По моему прошенью, когда б здесь явилась банька!» В более поздних сказках Солнце – практически человек, правда, обладающий фантастическими способностями, которые использует в бытовых целях. Так, в сказке «Солнце, Месяц и Ворон Воронович» Солнце женится на царской дочке, которая, при случае, жарит на нем яичницу.
Волк – сказочный герой – представитель животного мира
В сказках славян чаще всего из зверей действует волк. Осмысленность поведения волчьей стаи, хитрость, ум и отвага серых хищников всегда внушали не только страх, но и уважение. Недаром существовало в древности личное имя – Волк (до сих пор на Балканах мальчиков называют Вук, а у немцев – Вольф). Считалось, что волки уничтожают свои жертвы не поголовно, а выбирают только тех, кто обречён на погибель Егорием Храбрым, волчьим пастырем, то есть пастухом. Собственно говоря, этот образ слился с Егорием Храбрым уже в позднейшие, христианские времена. Древнейшие наши предки видели в нем прежде всего повелителя небесных волков, которые, словно гончие псы, участвуют вместе с Волчьим пастырем в дикой охоте и носятся по небесам. Спускаясь на землю, Волчий пастырь выезжает верхом на волке, щелкая бичом, гонит перед собой волчьи стаи и грозит им дубинкой.
Самый известный Волк в русских сказках - герой сказки "Об Иван-царевиче, Жар-птице и Сером волке", ведь только благодаря его мудрости Ивану-царевичу удается совершить подвиги и остаться в живых. Знакомство начинается с того, что Волк съедает коня Ивана и предлагает себя в качестве ездового животного: "Жаль мне тебя, Иван-царевич, что ты пеш изнурился; жаль мне и того, что я заел твоего доброго коня. Добро! Садись на меня, на серого волка, и скажи, куда тебя везти и зачем?" Иван-царевич сказал серому волку, куды ему ехать надобно; и серый волк помчался с ним пуще коня…"
Баба Яга – древнейший персонаж славянской мифологии
Самый популярный сказочный персонаж русских народных сказок, это, конечно же, Баба Яга.
Баба-яга (Яга-Ягинишна, Ягибиха, Ягишна) – древнейший персонаж славянской мифологии. Раньше верили, что Баба-яга может жить в любой деревне, маскируясь под обычную женщину: ухаживать за скотом, стряпать, воспитывать детей. В этом представления о ней сближаются с представлениями об обычных ведьмах. Но все-таки Баба-яга – существо более опасное, обладающее куда большей силою, чем какая-то ведьма. Чаще всего она обитает в дремучем лесу, который издавна вселял страх в людей, поскольку воспринимался как граница между миром мёртвых и живых. Не зря же её избушка обнесена частоколом из человеческих костей и черепов, и во многих сказках Баба-яга питается человечиной, да и сама зовётся «костяная нога». Так же, как и Кощей Бессмертный (кощь – кость), она принадлежит двум мирам: миру живых и миру мёртвых. Отсюда её безграничные возможности.
Предметы, которыми владеет Баба-Яга, наделены магической силой. Например, ступа, метла, помело или клюка. Избушка, в которой живет сказочная старуха, непременно находится где-нибудь «за тридевять земель, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве» и стоит в темном непроходимом дремучем лесу. Отсутствие дверей и окон в избушке делают ее похожей на гроб. Переступая порог избы, герой оказывается, таким образом, на том свете.
Да и сама старуха часто рисуется кровожадной, все время норовит героя в печь затолкать да и съесть. Получается, что Баба-Яга еще и людоедка. Баба-Яга в сказках выступает как злым, так и добрым, положительным персонажем. В одном случае, она охотится за героем, чтобы его зажарить и съесть, а в другом, напротив, помогает ему и дарит волшебные предметы, указывающие ему дорогу и т.д.
Так, в сказке «Баба Яга и заморышек» - это хитрая, не лишенная подлости героиня, желающая обманом и коварством погубить братьев, лишив их жизни. Встретив непрошенных гостей, она «накормила их, напоила, в баню сводила и стала спрашивать…», но «в самую полночь закричала Баба Яга зычным голосом: «Эй вы, слуги мои верные! Рубите незваным гостям буйны головы». Гости оказались хитрее и спаслись от расправы, погубив при этом дочерей старухи.
Кощей Бессмертный – самый могущественный персонаж русских сказок
Кощей Бессмертный - не просто сказочный герой. Он гораздо старше, древнее сказки и пришел в сказку из далеких дохристианских времён. Кощей Бессмертный – один из наиболее ярких сказочных персонажей, производящий неизгладимое впечатление на слушателя. В старославянских памятниках слово «кощь» («кошть») попадается исключительно в значении: сухой, тощий, худой телом – и, очевидно, стоит в родстве со словом «кость»; глагол же «окостенеть» употребляется в смысле: застыть, оцепенеть, сделаться твердым, как кость или камень, от сильного холода. Возможно, название «Кощей» принималось сначала как эпитет, а потом и как имя демона – иссушителя дождевой влаги, представителя тёмных туч, окованных стужею. До сих пор именем Кощея называют старых скряг, иссохших от скупости и дрожащих над затаённым сокровищем.
Интересно, что как бы кащеи не кичились – они всегда были повержены. Почему? Потому, что наши предки четко определили, что Кащей – это бес и он всегда смертный: бес смертный. Но т.к. раньше писали всё слитно, то и со временем начали воспринимать в значении - бессмертный.
«Зо́лушка» (фр. Cendrillon, нем. Aschenputtel, И. С. Тургенев перевёл название как «Замарашка») — западноевропейская сказка, наиболее известная по редакциям Шарля Перро, братьев Гримм и «Пентамерона». Это один из популярнейших «бродячих сюжетов», который имеет свыше тысячи воплощений в фольклоре разных народов мира[1].
Самая ранняя известная версия сказки обнаружена на египетских папирусах. Главная героиня сказки — девушка по имени Родопис, родившаяся в Греции. Она была похищена пиратами, которые привезли её в Египет, где и продали в рабство. Хозяин купил ей изящные кожаные позолоченные сандалии. Пока Родопис купалась в реке, сокол (этим соколом был бог Гор) украл её сандалию и унёс фараону. Сандалия была такой маленькой и изящной, что фараон тут же объявил общенациональный розыск. Когда он нашёл Родопис — Золушку — он тут же женился на ней.
Возникновение образа Золушки не связано с Россией, но несмотря на это, Эта героиня является одним из самых любимых сказочных персонажей в нашей стране.
3. Практическая часть.
Проект «Сказочный герои»
Проблема: школьники не знают историю возникновения сказочных персонажей
Цель: издать пособие для учащихся с информацией о происхождении известных сказочных персонажей
Задачи:
1. Исследовать научно-познавательную литературу (словари, справочники) и выяснить историю возникновения образов сказочных героев.
2. Узнать, какие сказочные персонажи наиболее интересны ребятам.
3. Провести анкетирование и выяснить знают ли учащиеся историю возникновения образов известных сказочных персонажей.
4. Издать стен. газету с историей сказочных героев.
Продукт: наглядное пособие с информацией об истории возникновения образов сказочных персонажей
Этапы работы над проектом
Время работы | Вид деятельности |
октябрь | -обсуждение и формулирование темы -определение цели и задач |
ноябрь | -проведение анкетирования и подсчет результатов; |
декабрь | -изучение научно-познавательной литературы; -обдумывание оформления наглядного пособия; |
Январь, февраль | -создание наглядного пособия; редактирование; |
Февраль | -написание отчета по проделанной работе; |
Март, апрель | -подготовка к защите проекта; -защита проекта. |
Анкета:
1. Назовите Вашего любимого сказочного героя.
2. Знаете ли Вы историю возникновения образа этого героя?
Было опрошено- 43 человека, из них на первый вопрос ответили:
Баба –Яга- 12
Кощей Бесмертный- 17
Золушка-14
На второй вопрос ответили отрицательно 43 человека
- Заключение.
Слушая сказки, мы глубоко сочувствуем персонажам и переживаем описываемые события, примеряем на себя лучшие черты людей, познаём добро и зло, трусость и смелость, проявляем сочувствие и сострадание, заряжаемся положительной энергией, получаем знания о мире и учимся жить.
Работая над проектом, я многое узнала о сказках. Читая, познакомилась с незнакомыми мне сказками, встретила много ранее незнакомых слов, следовательно, пополнила свой словарный запас. Сказка пришла к нам издревле, которая в свое время увлекала не только детей, но и взрослых. И сейчас сказка продолжает нас удивлять и заинтересовывать. Детские сказки доступным языком рассказывают нам о жизни, учат, освещают проблемы добра и зла, показывают выход из сложных ситуаций. Сказка помогает развивать внутренний мир, мы получаем знания о законах жизни и способах проявления творческой смекалки. Чтение сказки формирует основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним. Работая над проектом, я достигла поставленной цели, научилась сочинять свои сказки. Это мои первые сказки, пусть они не являются совершенством, но я на этом не буду останавливаться. Ведь сказка развивает фантазию, воображение и сочувствие.
Нельзя не согласиться с мыслью художника И. С. Глазунова, который считает, что русские сказки являются генетической памятью русского народа, корнями народа, источником красоты и духовного совершенства.
Для меня русская сказка стала проводником в память веков, память всего народа, в его традиции.
Сказка воспринимается как символическое выражение глубочайшей мудрости. Некогда, во времена далекой древности, эта мудрость, казалось, была явной и открытой. Сказка была мифом.
Я считаю, что мы должны знать свою народную культуру, относиться к ней с достоинством, жить в ней, потому что языческая, дохристианская культура Руси была очень богата своими традициями, обрядами, песнями, сказками, народной мудрость
- Список используемой литературы
- Астафьев В. П. Книга «Русские народные сказки»
- Толковый словарь С.И.Ожегова.
- Энциклопедия «Мифы народов мира».
- Ресурсы Интернета.
- Microsoft Office Pover Point-программа для создания презентации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебный проект по литературе 5 класс (УМК В.Я.Коровиной)
Исследование жанровой природы произведения К.Г.Паустовского "Теплый хлеб"....
Учебный проект по истории "Доблесть героев бессмертна"
С 25 сентября по 9 ноября 2012 года в Новосибирской области стартует областной историко – просветительский проект «Доблесть героев бессмертна», посвященный празднованию 200-летия Победы в Отечественно...
Учебный проект по литературе на тему "Путешествие в мире Чеховских героев"
Основополагающий вопрос: «Каким представляется А.П. Чехов как человек через его отношение к своим героям?» Сроки реализации: 1 неделяЦель проекта: - знакомство с биографией и рассказами А. П...
Учебный проект по литературе на тему "Путешествие в мире Чеховских героев"
Основополагающий вопрос: «Каким представляется А.П. Чехов как человек через его отношение к своим героям?»Цель проекта: - знакомство с биографией и рассказами А. П. Чехова; -развитие навыка ...
Учебный проект по литературе на тему "Путешествие в мире Чеховских героев"
Основополагающий вопрос: «Каким представляется А.П. Чехов как человек через его отношение к своим героям?»Цель проекта: - знакомство с биографией и рассказами А. П. Чехова; -развитие навыка ...
Учебный проект по истории "Доблесть героев бессмертна"
С 25 сентября по 9 ноября 2012 года в Новосибирской области стартует областной историко – просветительский проект «Доблесть героев бессмертна», посвященный празднованию 200-летия Победы в Отечественно...
Творческий проект по литературе "Сказочный мир".
Проект создаётся на уроках литературы после прохождения раздела "Русские народные сказки". Цель проекта - развивать твореские способности обучающихся....