Неделя семейного чтения "Литературная Вологодчина"
методическая разработка по литературе на тему
Литература Вологодского края – это и произведения авторов, живших и писавших на данной территории, и совокупность фактов литературной жизни, способствующих формированию культурного пространства Вологодчины. К таким фактам относятся биографические и творческие связи писателя с Вологодчиной, тематика произведений, история их создания и восприятия, деятельность писательских объединений – все явления истории литературы, имеющие отношение к созданию культурно значимого образа Вологодского края.
Литература Вологодского края обладает огромными образовательными возможностями как вид искусства, играет важную роль художественной словесности в культуре региона и имеет широкое общественное признание творчества писателей, связанных с Вологодчиной.
Литература Вологодского края богата и самобытна. Она включает в себя календарную и обрядовую поэзию. Многие памятники древнерусской литературы своим возникновением связаны с Вологодчиной. С Вологодским краем связаны письма Ивана Грозного в Кирилло-Белозерский монастырь. Известны летописи края 16 века, бытовые, сатирические, исторические песни, драматические произведения 17 века, литература просвещения, литература 20 века. Много славных имен для отечественной литературы дала Вологодская земля. Их произведения являются образцом приверженности к народным традициям, к живому историческому и духовно-нравственному наследию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nedelya_semeynogo_chteniya_literaturnaya_vologodchina.doc | 933 КБ |
astafev_kon_s_rozovoy_grivoy.ppt | 435 КБ |
v.i.belov_.ppt | 1.13 МБ |
morskie_perekrestki.ppt | 2.89 МБ |
obraz_rodiny.ppt | 2.36 МБ |
Предварительный просмотр:
Областной конкурс методических разработок
на основе произведений региональных писателей
«Региональная литература как ресурс
духовно-нравственного воспитания школьников»
Неделя семейного
чтения
«Литературная Вологодчина»
Автор работы: Колосова
Ирина Альбертовна,
БОУ «Верхнеентальская средняя
общеобразовательная школа»
Кичменгско-Городецкий
муниципальный район.
161435 с.Верхняя Ентала,
Кичменгско-Городецкий район,
Вологодская область.
р.т.(817 40) 43 – 2- 44
д.т.(817 40) 43 -2-35
Обоснование и актуальность.
Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Духовно-нравственное развитие личности — осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом;
Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России - педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию.
Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения, мировое сообщество.
Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе:
- нравственного примера педагога, родителя;
- социально-педагогического партнёрства;
- индивидуально-личностного развития;
- интегративности программ духовно-нравственного воспитания;
- социальной востребованности воспитания.
В сфере личностного развития духовно-нравственное
воспитание обучающихся должно обеспечить:
- готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению;
- готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки «становиться лучше»;
- укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;
- формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
- развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;
- принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;
- укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.
В сфере общественных отношений духовно-нравственное
развитие и воспитание обучающихся должно обеспечить:
- осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей;
- развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;
- заботу о благосостоянии многонационального народа Российской Федерации, поддержание межэтнического мира и согласия;
- осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству;
- духовную, культурную и социальную преемственность поколений.
В сфере государственных отношений духовно-нравственное
развитие и воспитание обучающихся должно содействовать:
- формированию мотивации к активному и ответственному участию в общественной жизни, формировании власти и участию в государственных делах;
- повышению доверия к государственным институтам со стороны граждан и общественных организаций;
- повышению эффективности усилий государства, направленных на модернизацию страны;
- укреплению национальной безопасности.
Роль семьи в духовно-нравственном развитии
и воспитании личности.
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.
Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом». нравственные и духовные начала формируются прежде всего в семье, в социуме. Недаром В.Сухомлинский сказал: «Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги».
Моральные качества формируются в семье на основании того примера, который находится перед глазами, в процессе общения с другими людьми в социуме, в процессе обучения и воспитания в школе, в процессе восприятия таких памятников мировой культуры, которые позволяют как приобщиться к уже достигнутому уровню нравственного сознания, так и сформировать у себя на основе самовоспитания собственные духовно-нравственные ценности.
Становление нравственного человека – сложный процесс. Он органически связан как с самовоспитанием, так и с процессом приобретения моральных ценностей общества. Поэтому и школа, и семья, и социум в ответе за становление нравственности. Интеграция воспитательных усилий семьи и школы имеет приоритетное значение в развитии личности. Школа и семья должны создавать целостное пространство духовно-нравственного развития школьника.
Я думаю, что Неделя семейного чтения «Литературная Вологодчина» принесёт пользу детям, родителям, общественности, так как все эти категории принимают в ней участие. Неделя семейного чтения «Литературная Вологодчина» - это система работы по нравственному просвещению школьников, их родителей, социума, по прдвижению и популяризации творчества вологодских авторов.
Роль литературы Вологодского края в становлении
духовно-нравственной личности.
Литература Вологодского края – это и произведения авторов, живших и писавших на данной территории, и совокупность фактов литературной жизни, способствующих формированию культурного пространства Вологодчины. К таким фактам относятся биографические и творческие связи писателя с Вологодчиной, тематика произведений, история их создания и восприятия, деятельность писательских объединений – все явления истории литературы, имеющие отношение к созданию культурно значимого образа Вологодского края.
Литература Вологодского края обладает огромными образовательными возможностями как вид искусства, играет важную роль художественной словесности в культуре региона и имеет широкое общественное признание творчества писателей, связанных с Вологодчиной.
Литература Вологодского края богата и самобытна. Она включает в себя календарную и обрядовую поэзию. Многие памятники древнерусской литературы своим возникновением связаны с Вологодчиной. С Вологодским краем связаны письма Ивана Грозного в Кирилло-Белозерский монастырь. Известны летописи края 16 века, бытовые, сатирические, исторические песни, драматические произведения 17 века, литература просвещения, литература 20 века. Много славных имен для отечественной литературы дала Вологодская земля. Их произведения являются образцом приверженности к народным традициям, к живому историческому и духовно-нравственному наследию.
СИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
СУБЪЕКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕДЕЛИ СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ
«ЛИТЕРАТУРНАЯ ВОЛОГОДЧИНА»
ЦЕЛЬ НЕДЕЛИ СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ
«ЛИТЕРАТУРНАЯ ВОЛОГОДЧИНА»
- Содействие развитию традиций семейного чтения и повышение читательской компетенции обучающихся и членов их семей средствами внеурочной деятельности через изучение региональной литературы.
Задачи:
- формировать интерес к регулярному чтению через вовлечение субъектов в эффективные мероприятия популяризации чтения;
- стимулировать развитие читательской культуры и активности;
- создавать положительный и привлекательный образ читающего человека, книги, литературы, библиотеки, книжных магазинов и других социальных институтов, связанных с чтением;
- популяризовать произведения региональных писателей как ресурс духовно-нравственного воспитания личности;
- сохранять ценность семейного чтения как традицию воспитания будущего поколения читателей.
ПРОГРАММА НЕДЕЛИ СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ
«ЛИТЕРАТУРНАЯ ВОЛОГОДЧИНА»
1 день - Торжественное открытие Недели
Литературно-музыкальная композиция
«Нам жизнь дана на добрые дела». Приложение 1
2 день - Устный журнал
« Вологодские писатели - детям». Приложение 2
3 день - Викторина «Вологодский клад»
( по произведениям В.Аринина). Приложение 3
4 день - Конкурс семейных презентаций
«Любимые произведения
вологодских писателей». . Приложение 4
5 день - Конкурсно - игровая программа «Литературная Вологодчина»
Приложение 5
6 день и 7 день - Путешествие по литературным местам Вологодчины.
(может быть заочное).
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ НЕДЕЛИ СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ
«ЛИТЕРАТУРНАЯ ВОЛОГОДЧИНА»
1. Знание и понимание обучающимися истоков отечественной материальной и духовной культуры, осознание духовных основ русской культуры, культурообразующей роли православия для России, способность к творчеству в пространстве русской культуры, умение жить по законам гармонии и красоты.
2. Духовно-нравственный потенциал подрастающего поколения. Высокий уровень самосознания, самодисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор. Гуманность, уважение прав, свобод и достоинства других людей.
3. Убежденность обучающихся в том, что настоящий гражданин любит свою Родину, гордится ее славной историей, изучает историко-культурное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
4. Взаимодействие семьи и школы в процессе духовно-нравственного воспитания, школа - центр социокультурной среды.
5. Поддержание уровня развития чтения и читательской компетентности обучающихся и членов их семей.
6. Участие в локальной культурной политике развития чтения.
7. Систематическое включение чтения в сферу повседневного внимания общественности.
8. Социализация: мера использования читательских навыков.
9. Социальная коммуникация: расширение круга социальных контактов, связанных с чтением.
10. Популяризация литературы Вологодского края.
В течение Недели семейного чтения на базе школьной библиотеки проводятся:
- книжная ярмарка по темам « Литературное краеведение», «Патриотизм», «Нравственность», «Толерантность»;
- литературный музей по темам «Любимая книга вологодских авторов», «Любимый автор»;
- читательская акция «Книга вашего детства», «Книга семьи»;
- конкурс «Суперчитатель».
Обучающиеся 10-11 классов и члены их семей участвуют в оформлении Недели семейного чтения и разрабатывают проекты:
«Как прекрасен книжный мир», «Кодекс читателя», «Семейная библиотека» и другие (по самостоятельному выбору), также ведут исследовательскую деятельность по теме «Семейное чтение на разных этапах развития литературы Вологодчины».
Для рефлексии в течение Недели семейного чтения используем СУНДУЧОК отзывов и пожеланий.
Сундучок размещается в рекреациях школы. Дети и родители имеют возможность оставить свои отзывы и пожелания.
Приложение 1
1 день. Литературно-музыкальная композиция
«Нам жизнь дана на добрые дела».
(проводится в ДК, приглашаются обучающиеся, родители, общественность, заранее вывешивается красочное приглашение с указанием даты, времени проведения)
Оформление:
- из цветной бумаги – цветы;
- воздушные шары.
Высказывания великих:
Труд избавляет нас от трёх великих зол: скуки, порока, нужды.
Ф.Вольтер
Нет на свете излишества прекраснее, чем излишек благодарности.
Ж.Лабрюйер.
Учтивость и скромность свидетельствуют о подлинной просвещенности человека.
О.Бальзак
Не красуйся наружностью, а будь прекрасен делами.
Фалес.
Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности. А.Пушкин.
Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первых трудно научиться последней.
Сенека.
Совесть не сосед: от неё не уйдёшь.
Русская пословица.
Я всякую беду согласен перенесть,
Но я не соглашусь, чтоб пострадала честь.
П.Корнель.
Звучит песня «Дорогою добра»
Спроси у жизни строгой
Какой идти дорогой?
Куда по свету белому
Отправиться с утра?
Иди за солнцем следом.
Хоть этот путь неведом.
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра!
1 чтец: Добрые слова.
В пору жатвы зерно на ладони держу.
Как я доброго слова о нём не скажу!
Первый снег я увидел в окне,
Разве доброе слово не вспомнится мне?
Вот впервые птенец полетел из гнезда.
Разве доброго слова не скажешь тогда?
Вот на свет человек всем на радость рожден.
Добрым словом недаром встречается он.
Может, жизнь потому не имеет конца,
Что для доброго слова открыты сердца
2 чтец: Добрые слова не лень
Повторять мне трижды в день.
Только выйду за ворота,
Всем идущим на работу,
Кузнецу, ткачу, врачу
«С добрым утром!» - я кричу.
«Добрый день!» - кричу я вслед
Всем идущим на обед.
«Добрый вечер!» - так встречаю
Всех, домой спешащих к чаю.
(О. Дриз)
Звучит песня «Если добрый ты»
(муз. Б.Савельева, сл. М.Пляцковского)
3 чтец: В мире слов разнообразных,
Что блестят, горят и жгут, -
Золотых, стальных, алмазных, -
Нет священней слова: «Труд!»
И на место в жизни право
Только тем, чьи дни – в трудах:
Только труженикам – слава,
Только им – венок в веках!
И, окончив день, усталый,
Каждый щедро награжден,
Если труд, хоть скромный, малый,
Был с успехом завершён!
В.Брюсов
4 чтец:
Из древних уральских руд,
Когда –
Не скажу я точно,
Железное слово «труд»
Сработано было прочно.
Взвесив его в руках,
Прапрадед сказал сурово:
- Останется жить в веках
Надежное это слово!
Вместе с словами: мать,
Правда,
Народ,
Россия –
Пойдет да пойдет шагать,
Всё зло, что ни есть,
Осиля.
Л.Татьяничева
5 чтец: Мне с отчимом невесело жилось,
Все ж он меня растил -
И оттого
Порой жалею, что не довелось
Хоть чем-нибудь порадовать его.
Бездомной бабушке в селе родном
Я говорил, мол, так её люблю,
Что подрасту и сам срублю ей дом,
Дров наготовлю,
Хлеба воз куплю.
Теперь прошёл я тысячи дорог –
Купить воз хлеба, дом срубить бы мог…
Нет отчима,
И бабка умерла…
Спешите делать добрые дела!
А.Яшин
6 чтец: В небытие теперь уходит часто
Извечный смысл давно забытых слов.
Всегда ли мы, роняя слово «здравствуй»,
И впрямь хотим, чтоб кто-то был здоров?
Всегда ли помним, что самой любовью
Был побуждаем в древности народ,
Всем, с кем судьба когда-нибудь сведёт.
Н.Веселовская
Звучит песня «Доброта»
(Сл. Н.Тулуповой, муз. И.Лученка)
7 чтец:
Люблю обычные слова:
Земля, дорога, хлеб, трава, -
Основа всех основ.
Как непридуманная весть,
Они всегда свежи.
В них есть всегда лишь то, что есть,
В них нет ни капли лжи.
И. Фоняков
8 чтец:
Достается недешево
Счастье трудных дорог.
Что ты сделал хорошего?
Чем ты людям помог?
Этой мерой измерятся
Все земные труды.
Может, вырастил деревце
На земле Кулунды?
Может, строишь ракету?
Гидростанцию? Дом?
Согреваешь планету
Мирных плавок теплом?
Иль под снежной порошей
Жизнь спасаешь кому?
Делать людям хорошее –
Хорошеть самому.
9 чтец:
Так должно твоё сердце гореть,
Чтоб и ночью холодной и темной
Всё вокруг осветить и согреть,
Всё теплом и любовью наполнить.
Как свеча, всем, сгорая, светить,
И от бури и ветра не гаснуть,
Каждый миг лишь добру посвятить,
Всем дарить мир и светлую радость.
10 чтец:
Нам жизнь дана, чтоб до конца
Бороться с тьмой, врагом и ложью
И сеять в братские сердца
Одну святую правду Божью!
А правда в том, чтобы любить
И землю защищать без меры, без предела!
И всем скитальцам посвятить
Свой разум, кровь свою и тело!
11 чтец:
Нам, молодому поколению,
Необходимо быть прекрасным!
И нашу совесть-честь сберечь
Как небо утреннее ясной,
Чтоб непорочностью бесстрастной
И красотой, и добротой
Дышали дело, мысль и речь!
Н.Колосова, ученица 11 класса,
БОУ « Верхнеентальская средняя
общеобразовательная школа.
Заключение:
Ведущий: Дорогие гости! Сегодня мы слышали произведения о высших человеческих ценностях, тех, ценностях, на которых держится не только общество, но и Земля. Они вечны. Живите, опираясь на них!
12 чтец: Благодарю, Земля, благодарю
За то, что видел озеро, зарю,
За всё вокруг, что знаю, слышу, вижу.
И эти дали светлые твои,
Пока мне хватит крови и любви,
Ни словом, ни поступком не обижу…
Простите нас, и люди, и трава!
Мы забываем, повзрослев едва,
Что общим корнем связаны слова
НАРОД, и БЛАГОРОДСТВО, и ПРИРОДА.
Приложение 2
2 день. Устный журнал
« Вологодские писатели - детям»
(проводится с обучающимися 5 - 8 классов, их родителями)
Оформление: Портреты писателей Вологодчины.
Высказывания знаменитых:
Культуре, нравственности, воспитанию надо отводить в наших планах первое место.
Д.С.Лихачев
Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное.
Платон.
Превосходная должность быть на Земле человеком.
М.Горький.
Первостепенная задача писателя – противостоять злу, утверждая добро.
Виктор Астафьев.
Вне памяти, вне традиций истории и культуры нет личности. Память формирует духовную крепость человека.
Василий Белов.
Страница 1 «Жизнь и творчество детских писателей
Вологодчины»
Родился в Оренбургской области. С 1962 года живёт в Вологде. Работал в местных газетах «Вологодский комсомолец», «Красный Север» и «Русский Север». Начинал как детский писатель. В 1975 году вышла его первая книга «Сказки Черноглазки», а затем — научно-фантастические сказки «Оранжевая звезда» (1979) и «Цветок в космосе» (1983), последняя повесть включена в сборник «Сказки и фантазии» (1983). Позднее были изданы его «взрослые» произведения: «Тень генералиссимуса», документальная повесть о Сталине, 1991г., «Женщинам читать запрещено» 1994г., «Неразгаданные тайны Пушкина» 1998г., «Только в любви» 2002г., «Женщине запрещено» 2002г., в которых автор представляет читателю свои версии «исторических тайн»: о гибели Пушкина, о библиотеке Ивана Грозного, о произведении «Слово о полку Игореве» и т. д. Является также автором пьес о К. Н. Батюшкове, о древнерусском живописце Дионисии, книги «Вологодский клад» — сборника сказок и легенд вологодской земли.
Владимир Федорович Тендряков родился 5 декабря 1923 года в деревне Макаровская Вологодской области. В 1938 году семья переезжает в Подосиновец Кировской области . В 1945 году поступает на художественный факультет ВГИКа, а в1946 – в Литературный институт, который и окончил в 1951 году. В конце 50 – 60-е годы произведения Тендрякова выходят одно за другим. Им написаны книги для детей: «Весенние перевертыши» 1983г., «Медный крестик» 1978г., «Чудотворная» 1984г.
Татьяна Леонидовна Петухова – коренная вологжанка, родилась 3 февраля 1942 г. Училась в Сокольском целлюлозно-бумажном техникуме. Но любовь к поэтическому слову заставила взяться за перо. Пишет для детей. А работа в детских садах ПЗ – 23 по-настоящему помогла раскрыться в творчестве для детей. Первая книга ждала своего выхода 10 лет и увидела свет только в 1982 году. Это книга «Солнышко». Для детей написаны книги: «Доброе слово» 1990г., «Лохматый подарок» 1987г., «Разного роста мечты» 1991г., «Солнышко» 1982г.
Большакова Капитолина Кирилловна родилась 5 марта 1925 года в Грязовецком районе. После школы хотела стать педагогом, но поступила в сельскохозяйственный техникум на агронома. В 1942г. зачислена добровольцем в особый запасной радиобатальон Северо-Западного военного округа. 9 мая встретила под Берлином. С 1968 года живет в Вологде. Все ее детские стихи появляются на основе наблюдений за детьми, а больше – за внуками. Ею написаны книги для детей: «Веселая семейка» 1995, «Дружная семейка» 1989г., «Откуда пришел хлеб? Танечка в деревне». 1992г., «Чудесный ящик; Воробьи купаются; Раки» 1981г.
Яшин Александр Яковлевич родился 14 марта 1913 г. в деревне Блудново Никольского района. Литературная судьба его складывалась удачно. После окончания педтехникума работал сельским учителем. В 1932 г. стал председателем Оргкомитета Союза писателей в Вологде. В 1941 г. окончил Литературный институт. Отправляется на фронт редактором краснофлотской газеты «Залп балтийцев». Стихи посвящает тяжелым будням войны. В начале 60-х приходит увлечение прозой. Пишет книги для детей: «Баллада о танке» 1987г., «Журавли» 1985г., «Мамины сказки для Миши» 1987г., «Сладкий остров» 1980г.
Татьяна Васильевна Гогулина родилась в 1946г. в Кадуе в семье лесоводов. Не приходится удивляться, что после окончания школы поступила в 1965г. в Ленинградскую лесотехническую академию. Татьяна Васильевна публикует научные статьи. Она влюблена в родной край и ведет большую экологическую и поисковую работу, приобщает к ней детей. У Татьяны Васильевны собрано много интереснейшего материала о редких лекарственных растениях Вологодского края. Ею написаны книги для детей: «Дедушкин лес» 1990г., «Неудавшийся урок» 1997г., «Подари мне подалирия» 1997г.
Сергей Петрович Багров родился 8 января 1936 года в Тотьме. После окончания школы-семилетки поступил в лесной техникум, где некоторое время учился с Н. Рубцовым. Заочно окончил Пермский государственный педагогический университет. Написал книги для детей: «Белые сени» 1986г., «Воробьиное утро» 1984г., «Посреди Вселенной» 1984г., «Соленый мальчик» 1995г.
Иван Дмитриевич Полуянов родился 6 августа 1926 года в деревне Семейные Ложки Нюксенского района. Готовился поступать в художественное училище, но началась ВОв. В 1943г. уходит на фронт. После войны работал библиотекарем, учился на историко-филологическом факультете Архангельского пединститута. Написал книги для детей: «В зеленое оконце» 1964г., «Василек-бегунок» 1973г., «Весна одна» 1975г., «Где рождаются облака» 1968г., «Горох на тысячу дорог» 1977г., «Дочь солдата» 1966г., «За синей птицей» 1969г., «Кирик и Аленка» 1962г., «Лесная почта» 1960г., «Месяцеслов» 1979г. и др.
Василий Иванович Белов родился 23 октября 1932 года в деревеньке Тимониха Харовского района в крестьянской семье. От крестьянского сына, от ученика плотницкого ремесла до всемирно известного писателя лежал долгий и нелегкий путь. Учился в школе семилетке, переменил несколько профессий. Служил в армии (1952-1955г.г.). Александр Яшин обратил внимание на стихи начинающего поэта и посоветовал 27-летнему Белову поступать в Литературный институт. В 1964 году, ко времени окончания института, проблема выбора, где жить, не стояла – Вологда. Здесь осел, отсюда пошла его известность, здесь живет и по сей день. Сюда пришла в 1982 году весть о присвоении звания Лауреата Государственной премии СССР, затем о награждении орденом Трудового Красного Знамени. Книги Василия Ивановича Белова переведены на многие языки, он удостоен различных премий и наград. В 1996 году ему была присуждена почетная Аксаковская премия. Написал произведения для детей: «Бессмертный Кощей» 1988г., «Бобришный угор» 1988г., «За тремя волоками» 1989г., «Каникулы» 1981г., «Катюшин дождик» 1972г., «Про Мальку» 1981г., «Рассказы о всякой живности» 1978г., «Родничок» 1991г., «Старый да малый» 1989г.
Сергей Васильевич Викулов родился 28 июня 1922года в двадцати километрах от Белозерска в крестьянской семье. После окончания школы поступил в Белозерское педучилище. Активно пишет стихи. В 1941 г. уходит на фронт в звании лейтенанта, участвует в разгроме немцев под Москвой, в освобождении Клина, Калинина, Ржева. В 1946г. демобилизовался и сразу же поступил в ВГПИ. В 1959-61г.г. Викулов становится слушателем Высших литературных курсов в Москве. Развивается его талант, растет мастерство. В 1967 году поэт переезжает в Москву и вскоре становится главным редактором журнала «Наш современник». Пишет стихи, публицистические статьи. Есть у взрослого автора две книжки для детей: «Захотелось мишке молока» 1976г., «Случай на реке» 1972г.
Ольга Александровна Фокина родилась 2 сентября 1937 года в Архангельской области в многодетной крестьянской семье. После окончания школы в 1952г. поступает в Архангельское медицинское училище. Пишет стихи в стенгазету. Первые стихи печатаются в альманахе «Север». В 1957 году послала стихи в Литературный институт, прошла творческий конкурс и была зачислена студенткой. В 1962г. учеба закончилась. Недолго работала в издательстве «Советская Россия», а с осени 1963 года поселилась в Вологде. Ольга Фокина – автор многих поэтических сборников. За книгу «Маков день» ей была присвоена Государственная премия РСФСР им.М.Горького (1976г.). Написала книгу для детей «Я в лесу была сегодня» 1978г.
Николай Рубцов 3 января 1936 года в селе Емецке Архангельской области. Семья переехала сюда за три месяца до рождения будущего поэта. В 1937г. все семьей переезжают в Няндому – на новое место работы отца. К началу 1941г. Рубцовы оказались в Вологде. Николай Рубцов не был детским поэтом, но среди его стихотворений немало таких, которые будут интересны и понятны юным читателям. Эти стихи откроют перед ними неяркую красоту северной природы, познакомят с животными и птицами.
Такие стихи собраны в сборники: «Добрый Филя» 1991г., «Звезда полей» 1986г., «Первый снег» 1975г.
Виктор Петрович Астафьев родился в 1924. Родился в Сибири, но долгое время жил на Вологодчине, которую считал своей родиной. В 1976 г.написал роман «Царь-рыба», за который получил Государственную премию в 1978г.. В 1981 г. написал повесть «Зрячий посох», за которую в 1991 г. получил Государственную премию. Для детей написаны рассказы «Васюткино озеро», «Конь с розовой гривой», которые во многом автобиографичны.
Страница 2 «Эти замечательные книги».
Ведущий: Дорогие друзья! На предыдущей странице нашего устного журнала мы познакомились с некоторыми вологодскими авторами. О биографии и творческой судьбе их и других писателей-вологжан мы можем прочесть в следующих книгах:
- «Вологодские писатели – детям». Библиографический указатель для руководителей детского чтения. Вологда. 1998Г.;
- «Наши писатели и поэты». Библиографический справочник. Северо-Западное книжное издательство.- 1968г.;
- «Писатели-вологжане». Армеева В. И., Армеева И.А., Шилова Н.Б. Писатели-вологжане: Материалы о жизни и творчестве: Методическое пособие.- Вологда, 2009. – 72 с.
Эти и другие пособия по литературе Вологодского края размещены на выставке «Писатель и слово».
Выставка по творчеству В.И.Белова:
Выставка «Читаем книги Вологодских авторов»
3 страница. «Творчество читателя».
Задание: составить синквейн о литературе Вологодского края, вологодских писателях, их произведениях.
В синквейне 5 строк:
1. понятие - (одно слово)
2. прилагательные (два слова)
3. глаголы (три слова)
4. предложение (из четырех слов)
5. существительное (одно слово)
Прилагательные и глаголы должны раскрывать понятие, а предложение – иметь смысловой характер.
Задание: составить кроссворд по творчеству писателей – вологжан, пользуясь литературой выставки.
Задание: «Наш выбор» (приведение аргументов в пользу чтения произведений вологодских авторов).
Региональная литература нас учит: | Региональная литература нам нужна для: |
1. 2. 3. | 1. 2. 3. |
Заключительное слово ведущего:
Уважаемые читатели нашего устного журнала. Мы искренне надеемся, что страницы журнала привлекли ваше внимание. Вам захотелось взять в руки книги вологодских авторов, насладиться прочтением произведений о малой Родине. Желаем успехов в прочтении.
Приложение 3
3 день. Литературная игра - викторина
« Вологодский клад»
(проводится с обучающимися 5 - 8 классов, их родителями)
Предварительная работа.
1. Рассылка приглашений;
2. Организация выставки семейных рисунков по произведению В.Аринина «Вологодский клад»;
3. Оформление:
- стенд о жизни и творчестве вологодского писателя В.И.Аринина;
- фотовыставка «Вологодский клад» на сцене школьного театра»;
- плакаты с высказываниями выдающихся деятелей о малой родине и вологодских умельцах.
4. Рекомендации прочесть в семье книгу:
Ход мероприятия:
Слово ведущего:
Дорогие друзья! Мы рады Вас приветствовать на викторине «Вологодский клад». Викторина проводится по книге Владимира Аринина «Вологодский клад». В ней собраны сказки, легенды, исторические предания.
Мы надеемся, что вы внимательно прочли эту книгу и ответите на все вопросы и выполните задания по этой интереснейшей книге.
1 задание. Ответьте, пожалуйста, из каких произведений взяты слова:
- «… у царя Мауковрула была прекрасная дочь Милитриса. Красоты девица неописанной, несказанной…
Сватались к ней женихи – царь Додон да король Гридон. Гридон богатый, но старый. Додон - царь бедный, а молодой…»? (ответ: повесть-сказка «Бова»).
- «Был солнечный, весенний день. Шел медведь по лесу, который считал своим владением, искал ягод. И вышел на поляну и увидел людей. До этого он с людьми не встречался. И не знал, как к ним относиться»? (ответ: «Русский медведь и люди-хищники»).
- «Ринулись тогда на врагов вологжане. Опрокинули их и погнали прочь. Победа! Большая победа! Спасен город!»? (ответ: «Воины в белых одеждах»).
- «Сиверс решил, что это – очень удобное и выгодное место для основания города и, приехав в Петербург, доложил об этом императрице Екатерине Второй. А тут еще жители местного большого села Федосьево тоже подали императрице прошение об основании на месте их села нового города»? (ответ: «Возникновение Череповца»).
- «В старое время это было. В те времена на Шексне-реке много деревень располагалось. Все деревни – умные, а одна деревня – глупая. В ней все не так, все по-своему. Вместо лошадей – коты и кошки. Вместо коров – куры. Воробьи дрова колют. Мышки с реки воду носят. Тараканы баню топют. Стоит церковь на берегу, из пирогов складена, оладьями повершена, блином крыта»? (ответ: «Глупая деревня и поэт»).
- «Горько стало художнику. Бросился он с площади, вбежал в собор, схватил кисть. И…начал рисовать. Нарисовал одну музыкальную трубу – длинную, золотую, потом принялся рисовать другую. И постепенно про все забыл. И боль в душе утихла».( ответ: «Золотые трубы»).
- «Вологда просыпалась рано и сразу принималась за дела.
Открывался гостиный двор, где продавали заморские и русские товары: сукна, шелка, оружие, посуду, хлеб, пушнину, лен, сало… Открывались торговые ряды у каменной стены вдоль реки Золотухи: мясной и рыбный, соляной и свечной, сапожный и серебряных дел… Купцы нахваливали свои товары.
Каменщики шли возводить новый храм.
Канатчики вязали канаты.
В центре города, близ Софийского собора, открывались каменные палаты»? (ответ: «Вологодский клад»).
- «Тотмичи и в ремеслах были искусны. Особенно славились тотемские игрушки из дерева, деревянные кони, медведи, утки и другие забавные поделки. Изготовляли их тотемские дети, юные игрушечники. У них были свои секреты»? (ответ: «Тайна тотемских картушей»).
- «Но однажды ночью, когда он с жаром душевным молился Богородице, произошло чудо.
Он увидел луч яркого света и услышал чудесный голос: «Кирилле, иди на Белоозеро». И рука свыше показала ему куда идти»? (ответ: «Вологодский дом Богоматери»).
- «В одной деревне близ славного города Великого Устюга жили-были старик со старухой. У старика была дочка, самая румяная и красивая девушка на деревне по имени Марфуша. А старуха была ей мачеха». (ответ: «Чудесный подарок»).
2 задание: Составить кластер по книге «Вологодский клад».
3 задание: Инсценировать эпизод из книги «Вологодский клад».
Семья Непогодьевых представляет эпизод из произведения «Тайна тотемских картушей»
Завершение мероприятия. Награждение победителей книгой «Вологодский клад».
Приложение 4
4 день. Конкурс семейных презентаций
«Любимые произведения
вологодских писателей»
Оборудование: мультимедиапроектор.
Ход мероприятия:
Ведущий: Сегодня мы проводим конкурс презентаций по творчеству авторов Вологодчины. Вологодская земля дала России много замечательных авторов, творчество которых высоко оценено и литературной критикой и широкой читательской общественностью. Мы представляем участников и их работы.
1. Семья Колосовых: Ирина Александровна, Андрей Александрович, Владислав, 11 кл., Карина 5 кл., Константин, дошкольник, представляют презентацию «Василий Белов».
2. Семья Колосовых: Ирина Анатольевна, Надежда, 11 кл., Анастасия, 6 кл., представляют презентацию «Душа хранит. Образ России в лирике
Николая Рубцова».
3. Семья Голыгиных: Людмила Ардальоновна, Александр Павлович, Илья, 7 кл., представляют две презентации по творчеству Николая Рубцова: по сборнику стихов «Волны и скалы» и исследование «Энциклопедия слова Рубцова» (по слову свет).
4. Семья Непогодьевых представляет презентацию по творчеству Ольги Фокиной «Я в лесу была сегодня».
5. Семья Коровкиных: Нина Аркадьевна, Надежда, 11кл., Татьяна, 10 кл., Иван, 5 кл. представляют презентацию по произведению В.Астафьева «Конь с розовой гривой»
Приложение 5
5 день. Конкурсно - игровая программа
«Литературная Вологодчина».
(проводится с обучающимися 5 - 8 классов, их родителями)
Характеристика участников:
Участниками конкурсно - игровой программы могут быть дети младшего, среднего школьного возраста и их родители.
Предварительная работа:
Рекомендовать семейным командам выучить наизусть одно стихотворение вологодских поэтов о Родине, о природе (по выбору).
Время проведения: 1 час 40 мин.
Мотивационный момент – 10 мин.
Работа на литературных объектах – 1 час.
Передвижение к объектам - ≈ 10 минут
Подведение итогов и награждение – 10 минут.
Заключительное слово ведущего – 10 минут
Организация чаепития – время произвольное.
Форма проведения программы:
Игра по станциям. Станции красочно оформлены и могут располагаться:
- Сказки Вологодчины – учебный кабинет ИЗО;
- Вологодские писатели о Родине и родной природе – пришкольный парк;
- Доброе слово – библиотека;
- Песни на стихи вологодских поэтов – кабинет музыки;
Предварительная подготовка:
- В центре села (микрорайона) заранее вывешивается объявление о проведении игры по станциям, указываются станции:
Реквизит:
1 станция: костюмы для членов жюри (народный костюм Вологодского края).
2 станция: бумага А-4, фломастеры, маркеры.
3 станция: бумага А-4, фломастеры, маркеры.
4 станция: фонограммы песен, тексты песен, бумага А-4, фломастеры, маркеры.
Жюри:
В жюри приглашаются заранее по пригласительным билетам работники культуры, педагоги, родители, заинтересованная общественность.
Образец приглашения:
Уважаемый (ая) … ! Приглашаем Вас принять участие в Конкурсно-игровой программе «Литературная Вологодчина» и просим быть членом жюри на станции ----------------------------------------------------------------------------- (указывается дата, время, место проведения)
|
Команды проходят станции по маршрутным листам, которые выдаются на старте.
Образец маршрутного листа:
Объект Планеты Чтения | Время на объекте | Балл (по пятибалльной системе) | Подпись членов жюри | |
1 | Сказки Вологодчины | 15 минут | ||
2 | Вологодские писатели о Родине и родной природе | 15 минут | ||
3 | Доброе слово | 15 минут | ||
4 | Песни на стихи вологодских поэтов | 15 минут |
Ход мероприятия:
1-ый ведущий.
Уважаемые родители, ребята, гости конкурсно-игровой программы «Литературная Вологодчина»! Мы рады, что вы пришли сегодня на наш праздник. Ведь это праздник чтения, литературы Вологодского края. Литературное краеведение – важнейшая деятельность по изучению и популяризации творчества писателей Вологодчины. Мы считаем, одной вологодской литературы с ее вершинами, укрепляющими духовно-нравственные позиции личности, с ее пока еще не открытыми широким читателем яркими именами, хватило бы на целую национальную литературу какой-нибудь вполне приличной европейской страны. Литература Вологодского края – это и произведения авторов, живших и писавших на данной территории, и совокупность фактов литературной жизни, способствующих формированию культурного пространства Вологодчины. К таким фактам относятся биографические и творческие связи писателя с Вологодчиной, тематика произведений, история их создания и восприятия, деятельность писательских объединений – все явления истории литературы, имеющие отношение к созданию культурно значимого образа Вологодского края.
Литература Вологодского края обладает огромными образовательными возможностями как вид искусства, играет важную роль художественной словесности в культуре региона и имеет широкое общественное признание творчества писателей, связанных с Вологодчиной.
2-ой ведущий: Друзья! Сейчас вы отправитесь на станции литературы Вологодчины. Мы желаем Вам успехов, победы!
(идет представление семейных команд, выдаются маршрутные листы).
1 станция. Сказки Вологодчины – учебный кабинет ИЗО.
Оформление: Иллюстрации к сказкам.
Задание:
1) - Из какой сказки эта песенка?
Девять планет у нашего солнца,
Девять планет.
Каждой из них посылает светило
Солнечный свет.
- Кто автор сказки?
- Назовите главную героиню.
- Кто проживал на второй от Солнца планете?
- Чем запустила Астра в кровожадного Марса Астра?
Ответы:
Сказка «Астра в космосе»; автор В.И.Аринин; Венера; графин с водой).
2) Из какой сказки эта песенка:
Ступайте смолистые,
Нарядные, душистые.
Несите детям радость.
Да всякую сладость.
Разные игрушки:
Бубенцы, погремушки, лисят да зайчат,
Котят медвежат…
- Кто автор сказки?
- Назовите главного героя.
- Как называлась родная деревня главного героя?
- Какая беда произошла с деревней?
- Каким оружием побил недругов герой?
- Какая беда случилась с героем поздней весной?
- Кто помог герою?
Ответы:
Сказка «Добрый дедушка»; автор Р.А.Балакшин; герой Иван; Морозовица;
враги огнем по ветру пустили; дубинка-самобойка; провалился в реку;
святитель Николай Мирликийский).
Жюри выставляет баллы в маршрутный лист
2 станция. «Вологодские писатели о Родине и родной природе».
Оформление:
- выставка произведений вологодских авторов;
- выставка семейных рисунков «Моя малая родина».
Задание: выразительно прочитать стихотворения:
Мы родины себе не выбираем.
Но если б мне сказали: «Выбирай»,
Я не расстался с этим нежным краем.
Люблю я свой черемуховый край,
Где вольно песням и просторно птицам,
Где ночь светла от голубого льна,
Когда на алый сук садится
И дремлет раздобревшая луна. (Олег Семенович Кванин, вологодский поэт)
О Родине душа моя болит.
Она скорбит по вырубленным сечам,
По выкачанным недрам и названьям
Засохших рек и выморочных сел.
Болит душа…
И странен отголосок
Душевной боли – мой веселый смех
Среди друзей, среди живых и павших,
Сплоченных снова вражеским кольцом. (В.И.Белов, 1982г.)
Город Тотьма. Тополя, угоры
Да церквушки крестик вдалеке.
Я приеду, может, очень скоро –
На «Заре» по Сухоне-реке.
Разбредутся тучи на рассвете
И растают на исходе дня.
Здесь меня по-доброму приветят,
Встретят здесь по-доброму меня.
Мы уедем с песнями, с баяном
К речке Еденьге на бережок,
Где над бором в мареве туманном
Ястреб молча что-то стережет.
Он кружит пообочь, не над нами.
Он молчит, он что-то бережет…
И под звуки вальса «Над волнами»
Сядем мы в траву на бережок.
И пойдут старинные рассказ
Про поездки тотемских купцов.
А потом мы все замолкнем разом,
Не найдя каких-то верных слов.
Может быть, единственного слова,
Чтоб душа вдруг вспыхнула – чиста.
Тотьма – это молодость Рубцова.
Больше, чем понятие «места…»
Мы опять поднимемся с баяном,
Вколыхнем ромашковый лужок.
Может, ястреб в мареве туманном
Чье-то счастье молча стережет. (Николай Дружининский, родился в 1948г. в Грязовецком районе).
Задание: прочитать наизусть стихотворения вологодских поэтов о Родине и родной природе, выученное заранее по выбору.
Жюри оценивает команды, выставляет баллы в маршрутный лист.
3 станция. «Доброе слово».
Мудрые люди говорят: «Доброе слово и доброе дело живут века». На этой станции мы работаем с книгой «Доброе слово», авторы В.И.Армеева, И.А.Армеева. В ней потешки, сказки, былины, загадки родного края.
Задание: Найди отгадку к каждой загадке.
Загадка | Отгадка |
1. В поле итальянском много скота белянского, один пастушок как налитая ягодка. 2. В новой стенке, в круглом окне, днем стекло разбито, а к утру опять цело. 3. Сидит старуха о семи кожуках, кто ее потрогает, тот заплачет. 4. Стоит поп не высок, не низок, на нем сто ризок. 5. Какую травку и слепой знает? 6. Цветы ангельские, а когти дьявольские. 7. Вся шуба в заплатах, а игла не бывала. 8. Чего над собой не видишь? 9. В воде родится, а воды боится. 10. Что выше и краше солнца? | 1. Прорубь 2. Лук 3. Правда 4. Пестрая корова 5. Небо, звезды, месяц 6. Кочан капусты 7. Своего роста 8. Шиповник, роза 9. Крапива 10. Соль
|
Ответы: 1- 5; 2 - 1; 3 – 2; 4 - 6 ; 5 – 9; 6 – 8; 7 – 4; 8 – 7; 9 -10; 10 – 3.
Загадки и ответы соединить стрелками.
Жюри оценивает работу, выставляет баллы в маршрутный лист.
4 станция. «Песни на стихи вологодских поэтов».
Задание: Семейным командам исполнить песни по выбору:
- на стихи поэта Николая Рубцова «В горнице», «Букет», «В этой деревне огни не погашены»;
- на стихи поэтессы О.Фокиной «Лейся, ливень», «О тебе» композитора Н.Берестовой, «Ни кукуй, кукушка в спину, а кукуй в лицо».
Жюри оценивает, выставляет баллы в маршрутный лист.
Команды сдают маршрутные листы. Жюри подводит итоги. Объявляется команда-победитель.
Заключительное слово ведущего:
Дорогие друзья! Мы надеемся, конкурсно-игровая программа помогла вам осмыслить социально художественные ценности и духовно-нравственное совершенство литературы Вологодского края. Желаем вам успехов в семейном прочтении произведений писателей-земляков.
6 день и 7 день могут включать в себя поездки по литературным местам Вологодчины.
Регистрационная форма участника проекта
1 | Фамилия | Колосова |
2 | Имя | Ирина |
3 | Отчество | Альбертовна |
4 | Число, месяц, год рождения | 18.11.1965 |
5 | Должность | классный руководитель |
6 | Место работы | БОУ «Верхнеентальская средняя общеобразовательная школа» Кичменгско-Городецкого муниципального района |
7 | Руководитель образовательного учреждения | Голыгина Татьяна Михайловна |
8 | Контактные телефоны участника проекта | р.т. (817) 43- 2- 44 д.т. (817) 43 2-35 |
9 | Стаж работы | 25 лет |
10 | Образование, специальность, квалификация | Высшее, социальный педагог, высшая |
11 | Профессиональные интересы | Я любимую работу, Вам клянусь, боготворю! Я не жду приход субботы От работы кайф ловлю! На своем рабочем месте Я, поверьте, царь и бог. Выполняю я от сердца Свой профессиональный долг. Когда отпуск выпадает И хочу я отдохнуть, Но душа моя страдает: Без работы не заснуть! Тут уж мне не до зевоты, Неспокойно день от дня. Думаю лишь о работе: Как она там без меня. И готова в зной и стужу Дни я в школе проводить. Опыт мой здесь очень нужен. Только так могу я жить! |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В.П.Астафьев .
Найди ответ на вопрос: «В чём заключается смысл истинной любви к человеку?»
Автор и рассказчик. Рассказчик –семилетний мальчик Витя. Автор –Виктор Петрович Астафьев, фронтовик, бывший рабочий, ставший писателем. Смотрит на события с высоты прожитых лет. Он не даёт прямых оценок, но понять истинную суть событий мы можем через детали и отдельные факты.
События происходят в сибирской деревне до начала Великой Отечественной войны. Назовите приметы того времени. Перечислите характерные приметы места. Отметьте особенности речи героев. Для чего автор использует диалектные слова?
Приметы того времени: голодная жизнь, единоличное хозяйство, отсутствие автомобилей и хороших дорог, редкие поездки в город на лодке. Характерные приметы места: река Енисей, увалы, тайга рядом с деревней. Особенности речи: необычные слова –диалектизмы. Диалект –местное наречие, говор. Диалектные слова: увал – пологий холм, имеющий значительную протяженность, бадога - длинные поленья, заполошная –суетливая. Малой, потатчик, «ободали», в речи дяди Левонтия: «слободу люблю», «Ничего глаз не угнетат». Автор использует диалектные слова для того, чтобы точно передать картину жизни сибирского села, погрузить читателей в атмосферу этой жизни.
Чем Витю притягивает семья дяди Левонтия? Дядя Левонтий. Дом. Ведение хозяйства, отношение к труду. Отношение дяди Левонтия к детям, к Вите.
Ответ: Витю притягивает видимая свобода, вседозволенность; Непохожесть этой семьи на другие семьи села(дядя Левонтий работает на заводе, а не на земле, «плавал когда-то по морям, любил море, а я любил его»); Пьяный Левонтий жалеет Витю.
Вывод. Автор и бабушка видели другое: бесхозяйственность, нежелание трудиться, бесшабашность, безответственность даже по отношению к своим детям(они росли, как беспризорники, не были приучены к порядку, к труду, питались как придётся), жалость Левонтия к сироте Вите проявляется только в пьяных слезах, а не в делах.
Поход за ягодами на увал. Перечитайте абзац «Вот с ребятишками дяди Левонтия…мы скоро пришли в лес», найдите и подчеркните все глаголы в этом отрывке. Как эти глаголы характеризуют «левонтьевских орлов»? Как прошёл этот день?
Для Вити «левонтьевские орлы» -весёлые, непоседливые, вольные ребята, с которыми интересно проводить время. Особенно ему нравится Санька, его энергия и изобретательность, но отталкивают подлые поступки и злость. День для Вити прошёл «интересно и весело».
Для автора и бабушки левонтьевские ребята –беспорядочная и неорганизованная орава. Писателю потребовалось так много глаголов, чтобы передать большое количество беспорядочных действий. За день они не сделали ни одного полезного дела. Но совершили много недобрых поступков: растерзали рыбину, убили камнем птицу, съели ягоды друга, бросили его одного в лесу.
Конь с розовой гривой. Почему бабушка, несмотря на обман, всё-таки купила пряник внуку? «Конь с розовой гривой» -так В.П.Астафьев назвал не только рассказ, но и сборник рассказов для детей. Как вы думаете, почему?
Бабушка купила внуку пряник конём, потому что понимала, что ребёнка подучили поступать плохо, и хотела противопоставить злому поступку понимание, доброту и прощение. Витя извлёк из этой истории главный урок: урок доброты ,прощения и милосердия. Воплощением урока стал пряник. Для автора этот пряничный конь –символ детства и детского счастья.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Белов В.И. родился 23. 10. 1932, с. Тимониха Харовского района Вологодской области
Прозаик, драматург, поэт, публицист. Лауреат Государственных премий СССР (1981) и России (2004), Литературных премий им. Л. Н. Толстого (1992) и С. Т. Аксакова (1996), награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени. За большие заслуги в развитии отечественной литературы в марте 2003 г. награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» четвертой степени. В том же году епископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан вручил В.И. Белову церковную награду – орден Русской православной церкви Преподобного Сергия Радонежского III степени. В 2008 г. награждён орденом Почета. Белов Василий Иванович
Однажды В.И. Белова спросили: «В чем исток вашего пути в литературу?» На что он ответил: «… Он - в стихии народной жизни, деревенском детстве, в неброской, но милой северной природе. Я благодарен матери - Анфисе Ивановне, круглой сироте, она знала столько поговорок, частушек, песен, стихов, присказок. В 1947 году я закончил Азлецкую семилетнюю школу, потом в г.Сокол – школу ФЗО (фабрично-заводского обучения), где получил аттестат плотника и столяра пятого разряда.» Иван Федорович, мой отец, крестьянин и плотник погиб в 1943 году, защищая Смоленск. Мама поднимала пятерых детей одна. Мы рано узнали труд, хлебнули нужды, голода.
Он немало странствовал. Работал столяром, мотористом-дизелистом леспромхоза в Грязовецком районе Вологодской области (1949 — 1951), электромонтером ремонтно-механического завода в Ярославле (1951 — 1952). После службы в армии (1952—1955) работал на заводе им. Ф.Э. Дзержинского в Перми. И везде тосковал по отчим местам, по родной деревне Тимонихе.
Начало литературной деятельности Увлечение литературой В.И. Белов начал со стихов. Первые стихи напечатал в газете Ленинградского военного округа «На страже Родины» и в журнале «Звезда», когда служил в армии. Позже в Вологде рукопись его стихов прочитал Александр Яшин, земляк, уроженец села Блудново под Никольском. Яшин уже тогда был известным поэтом и прозаиком, имел вес в столичных литературных кругах. Александр Яковлевич похвалил, одобрил. Яшин А.Я.
«Привычное дело» Публикация повести В. Белова «Привычное дело» буквально взорвала общественное мнение в Советском Союзе, ее передавали из рук в руки, зачитывали до дыр. С нее начался триумф писателя как истинного художника слова. Тема крестьянства стала для него определяющей. «Я не выбирал, как полагают некоторые, тему деревни, крестьянства - это естественное состояние моей души, как дыхание, как сердцебиение. И дело, разумеется, не в описании зипуна или физиономии из народа». ЗИПУН, старинная верхняя крестьянская одежда в виде кафтана без воротника из грубого самодельного сукна, обычно яркого цвета, отделанная контрастными шнурами по швам.
Центральная авторская идея — сохранение традиционной деревенской культуры как духовной основы и необходимого условия развития современного российского общества.
В первой половине 1960-х гг. печатаются рассказы «На Росстанном холме», «Весна» (1964), повесть «За тремя волоками» (1965) и др. В 1964 г. в издательстве «Молодая гвардия» выходит книга «Речные излуки». Широкое признание и известность автору принесла повесть «Привычное дело» (1966). Его новые произведения — повесть «Плотницкие рассказы» (1968), «Бухтины вологодские» (1969)
Тимониха Хоть Тимониха и далеко от Вологды, 250 верст, но в разные годы у В.Белова там бывали Федор Абрамов, Александр Яшин, Валентин Распутин, Василий Шукшин, Евгений Носов...
Взаимоотношения писателя с малой родиной нашли отражение и в его творческой биографии. Наделенный автобиографическими чертами герой «Плотницких рассказов» Костя Зорин о расставании со своей деревней говорит: «...я всей душой возненавидел все это. Поклялся не возвращаться сюда». Но уже в первом поэтическом сборнике Белова звучит и тема возврата: «Слишком много дедовским местам Мы с тобою, сердце, задолжали».
Писателю свойственны настойчивые поиски «лада», любовное, бережное отношение к источникам, его рождающим, и страстное неприятие всего, что его разрушает. ЛАД
Иван Африканович Дрынов — герой повести «Привычное дело». Он колхозный возчик, землепашец, плотник, человек работящий, незлобивый, хранитель традиционного крестьянского уклада и нравственных устоев. Решив уйти из деревни, Иван Африканович сначала теряет, но после произошедших с ним трагических событий вновь обретает свой «лад» в исконной вере в справедливость и в бесконечность природного круговорота жизни: «Жись, она и есть жись, надо, видно, жить, деваться некуда».
Оказавшись у себя на родине, в старой деревенской баньке, отремонтировать которую бывший сельский житель приехал в отпуск, Константин Зорин начинает понимать, что «нет ничего лучше в мире прохладного предбанника, где пахнет каленой сосной и горьковатым застенным зноем... таящим запахи июня березовым веником... родимой древностью».
В общественной деятельности Белова нашли свое яркое выражение глубоко волнующие писателя проблемы нравственного становления человека, сохранения природы и национальной культуры. Они же и стали центральными в его творчестве.
«Час шестый»
Книги В.И. Белова переиздаются и переводятся на многие языки мира (в странах Европы и Азии выпущено 48 произведений писателя). По пьесам Белова поставлены спектакли в крупнейших театрах страны: в Москве – в Малом театре, Театре сатиры и МХАТе, в Петербурге – в Театре драмы им. Пушкина и Театре комедии, во многих других городах России. Часть его произведений экранизирована, это фильмы и телефильмы «Африканыч», «Плотницкие рассказы», «По 206-ой», «Целуются зори», «Все впереди».
В защиту русского языка В.И. Белов не раз вставал на защиту русского языка. Что, на его взгляд, угрожает языку сегодня? «На мой взгляд, прежде всего, нужно спасать кириллицу. Наш разгром начинается с того, что кириллицу вытесняет латинский шрифт. Можно бесконечно говорить о планомерном уничтожении языка. Достаточно посмотреть на наши словари, словарей должно быть столько, сколько нужно - сотни, самых различных.» КИРИЛЛИЦА, одна из двух (вместе с глаголицей) первых славянских азбук. Названа по имени славянского просветителя Кирилла. Создана на основе греческого уставного письма в кон. 9 — нач. 10 вв. с добавлением нескольких букв. Была распространена у южных, восточных и, вероятно, западных славян. В 1708 в России реформирована. Легла в основу русского алфавита.
Порабощение народа начинается с отвержения родного языка , с раздвоенности культуры. В существующем языке за последние годы произошли огромные изменения. Идет явное обеднение языка по количеству слов, замена их на чужие, в том числе и по интонации. Русский язык в значительной мере утратил ритмичность и тональность. В наш быт проник так называемый сленг, людей приучают думать и чувствовать по-новому, то есть не по-христиански и не по-русски, а по- демократически... Это скрытый цинизм, тайная похабщина. Я убежден: сохраним родной язык - сохраним все! В.И. Белов Сохраним русский язык - сохраним все!
Книги,которые мы прочитали
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Н.М.Рубцов родился 3 января 1936г. в селе Емецке Архангельской области. Семья переехала сюда за три месяца до рождения будущего поэта. В 1937г. все семьей переезжают в Няндому – на новое место работы отца. К началу 1941г. Рубцовы оказались в Вологде. 26 июня 1942г. умирает мать: Мать умерла. Отец ушел на фронт. Соседка злая не дает проходу. Я смутно помню утро похорон И за окошком скудную природу. (Н.Рубцов. «Детство») Старших детей после смерти матери взяли родственники, а младшие – Коля и Боря – попали в Красковский детский дом.
Октябрь 1943г. – Николая переводят в детский дом в село Никольское Тотемского района. Здесь начал учиться в школе. Его одноклассница Евгения Буняк впоследствии вспоминала: «Годы были трудные, голодные, поэтому мало помнится веселого, радостного, хотя взрослые, как только могли старались скрасить наше сиротство. Особенно запомнились дни рождений. Мы с Коле родились оба в январе, поэтому всегда сидели за столом в этот день рядом, нас все поздравляли, а в конце угощали конфетами, горошинками драже. Как на чудо, смотрели мы на эти цветные шарики. Коля был неровным по характеру: то тихим, задумчивым, скромным, то дерзким, колючим. Учился хорошо. Стихи писал еще в детском доме». Н.Рубцов в детском доме в Никольском
Из воспоминаний учителя литературы Игоря Александровича Медведева: «Николай ростом был меньше своих сверстников, поэтому сидел всегда на первой парте или поблизости… В это время в детском доме увлекались выпуском стенгазеты. Николай частенько на учительский стол подкладывал бумажки со стихами о жизни класса, детского дома, о природе». Из воспоминаний старшей пионервожатой Екатерины Ивановны Брагиной: «Вечерами ребята собирались в пионерской комнате, у растопленной печи, и мечтали вслух. Здесь же готовились праздничные концерты…Коля каждый раз играл на гармошке, и нам всем казалось, что он непременно будет учиться музыке». В 1950 Николай Рубцов успешно окончил Никольскую семилетнюю школу и был направлен на учебу в Тотемский лесотехнический техникум. Но подростка уже звал ветер странствий. С раннего детства Николай грезит морем и мечтает стать моряком. В 16 лет, едва получив паспорт, приезжает в Архангельск. Но он был очень мал и слаб, и его не пустили в море.
Свидетельство об окончании школы:
… Как я рвался на море! Бросил дом безрассудно. И в моряцкой конторе Все просился на судно – На буксир, на баржу ли… Но нетрезвые, с кренцем, Моряки хохотнули И назвали младенцем! Так зачем мою душу Так волна волновала, Посылая на сушу Брызги быстрого шквала? ( «Фиалки», март, 1962)
«В моих стихах - две стихии. Стихия моря и стихия поля» (самопризнание поэта) Осенью 1955г. Николай Рубцов призван на Северный флот. Четыре года прослужил на эскадренном миноносце. С 1957г. в печати появляются его стихи. Их публикуют газета «На страже Заполярья», журнал «Советский моряк», альманах «Полярное сияние». Неудивительно, что первым сборником Николая Рубцова была самодельная книга «Волны и скалы» , представленная автором при поступлении в Литературный институт. 8. «Ветры поэзии» 7. «Хочу – хохочу» 6. «Ах, что я делаю» 5. «Звукописные миниатюры» 4. «Репортаж » 3 . «Птицы разного полета» 2. «Долина детства» «Салют морю» «Волны и скалы В книгу были включены циклы:
Первый сборник стихов очень важен для Рубцова, который говорил: « … именно первая книга представляет для поэта особую значимость. Если первая книга покажется читателю неинтересной, то вторая и читаться им не будет».
Обложка сборника «Волны и скалы», рисунок нарисован Н. Рубцовым
Николай Рубцов о сборнике «Волны и скалы » : «В этот сборник вошли стихи очень разные. Веселые, грустные, злые. С непосредственным выражением и с формалистическим, как говорится, уклоном. Последнее – не считаю экспериментальным и не отказываюсь от них, ибо, насколько чувствую, получились они – живыми. Кое-что в сборнике (например, некоторые стихи из цикла ( «Ах, что я делаю?») слишком субъективно. Это «кое-что» интересно только для меня, как память о том, что у меня в жизни было. Это стихи момента. Сборник «Волны и скалы» - начало. И, как любое начало, стихи сборника не нуждаются в особой оценке. Хорошо и то, если у кого-то останется об этих стихах доброе воспоминание». Ленинград 11 июля 1962г. Николай Рубцов
Первый цикл сборника «Салют морю» . Стихотворение «Морские выходки» Стихотворение «Имениннику» Стихотворение «Портовая ночь» Стихотворение «Бывало, вырядимся с шиком…» Стихотворение «На берегу» Стихотворение «Я весь в мазуте…» Стихотворение «Фиалки» Стихотворение «В океане» Цикл «Салют морю»
Море в классической литературе символизирует жизнь. Рубцов писал о жизни, бурной и отважной: … Я юный сын морских факторий – хочу, чтоб вечно шторм звучал, чтоб для отважных вечно – море, а для уставших – свой причал… ( «Я весь в мазуте…», март, 1962)
Очень удачны морские пейзажные зарисовки. Запоминается оригинальное сопоставление волн и мускулов: А волны, как мускулы, взмыленно, пьяно, буграми в багровых тонах ходили по нервной груди океана, и нерпы ныряли в волнах. («Салют морю»,июль, 1961) Такое сопоставление поэт считал своей удачной находкой и настойчиво разрабатывал на протяжении всего цикла.
Еще одна тема, которую затрагивает Рубцов в сборнике «Волны и скалы» и цикле «Салют морю» - тема труда. Труд в лирике Рубцова является «святым делом», которому нужно посвятить жизнь: И вот опять - святое дело: Опять аврал, горяч и груб... И шкерщик встал у рыбодела, И встал матрос-головоруб… Мы всю треску сдадим народу, Мы план сумеем перекрыть! Мы терпим подлую погоду, Мы продолжаем плыть и плыть! («Я весь в мазуте…, март, 1962)
Мы считаем Николая Рубцова поэтом, очень остро чувствующем дикие контрасты современного мира, искренне и глубоко переживающим любую грубость и несправедливость, на которую многократно наталкивалась его ранимая душа. Он умел видеть серьезное в смешном и смешное в серьезном, и совершенно «по-рубцовски» подать это в стихе, как это сделано в сборнике «Волны и скалы». Стихи освещают труд и быт моряков под каким-то совершенно особенным углом зрения. Все они пропитаны необычным юмором: одновременно и веселым, и мрачным. Стихи эти порой наивны, но всегда искренни и достоверны, максимально биографичны. Мы думаем, книга «Волны и скалы» особенно ценна тем, что ее составлял сам автор, причем без вмешательства цензуры. И сегодня это сборник не утратил своего значения, а наоборот – стал нужным и значимым для тех, кто интересуется творчеством поэта, его первыми шагами в русскую литературу.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Николай Михайлович Рубцов (1936-1971гг.)
Авторитетное мнение: «Поэт ищет родину в стихах и находит ее в своей жизни: это формирование системы нравственных ценностей, направление внутренней душевной работы» (В.Оботуров). Из воспоминаний о Н.Рубцове: «Шел спор о поэзии. Кто-то сказал, что Рубцов идилличен, полон покоя. Ему это не понравилось: - Что вы за поэты такие? О чем вы пишите и как? Клянетесь в любви, а сами равнодушны. Оторвались от деревни и не пришли к городу. А у меня есть тема своя , данная от рождения. Я пишу о ней, как Лермонтов о родине. И не лепите ко мне идиллии. Это совсем не то, неужели не понимаете?» (В.Чичинов)
Николай Рубцов писал о своем творчестве: «Особенно люблю темы родины и скитаний, жизни и смерти, любви и удали. Думаю, что стихи сильны и долговечны тогда, когда идут через личное, но при этом нужна масштабность и жизненная характерность настроений, переживаний, размышлений…»: С каждой избою тучею, С громом, готовым упасть, Чувствую самую жгучую, Самую смертную связь.
Главный образ в творчестве Н.Рубцова – образ России. Образ России поэт раскрывает через диалог с ней в стихотворениях: «Душа хранит», «Тихая моя родина», «Над вечным покоем», «Журавли», «Ферапонтово»
Диалог поэта с Родиной, Русью, где «русский дух в веках произошел» свершается под знаком вечности. На часах поэта как будто нет секундной стрелки. Здесь – века, здесь стоит «как сон столетний, Божий храм»
Здесь мелькает береза – «старая, как Русь, - И вся она как огненная буря».
Говоря о России, поэт в разных стихотворениях уточняет образ «звезды полей»: «О, Русь – великий звездочет», сам образ Руси для него высок, несокрушим и свят. Ее звезд не свергнуть с высоты! Родина Домашний очаг любовь добро жизнь Путь к Богу Символи ческое значение звезды
В образе рубцовской Руси в любой строке, любом пейзаже – све т: Светлый покой Опустился с небес. Когда заря, светясь по сосняку, Горит, горит, и лес уже не дремлет. Светлыми звездами нежно украшена Тихая зимняя ночь…
Образ Руси у Рубцова постепенно переходит в «чувство Родины». Поэт чувствует Родину и ее переживания : Россия, Русь! Храни себя, храни! Смотри, опять в леса твои и долы Со всех сторон нагрянули они – Иных времен татары и монголы.
Понятие «русская идея», «национальная идея» для Рубцова это то, что «возвышенная сила», Бог предопределили России вечность, промыслили про ее судьбу. Долг поэта – разгадать этот промысел, раскрыть «что-то Божье» в образе России: И однажды возникло из грезы, Из молящейся этой души, Как трава, как вода, как березы, Диво дивное в русской глуши! («Ферапонтово»)
Николай Рубцов прожил короткую, но яркую жизнь. В его творчестве главной темой, главным образом была Россия. Неслучайно одно их своих стихотворений поэт назвал точно и емко «Тихая моя родина». Я считаю, через отношение к самому дорогому для него понятию раскрывался человек, его духовный мир, его внутренняя сила, его человеческое достоинство. Стихи Рубцова о непреходящем, вечном. Прошли десятилетия после трагической смерти поэта, но его строки по-прежнему живы, потому что в раскрытии этих вечных тем он нашел свои образы и свои интонации, обрел свой поэтический голос: Не порвать мне мучительной связи С долгой осенью нашей земли, С деревцом у сырой коновязи, С журавлями в холодной дали… («Посвящение другу»)
Библиография Багров С.П. За Вологдой, во мгле: Докум.повествование. – Вологда, 2003. – 48с. Белков В.С. Жизнь Рубцова. – Вологда: ТОО Андрогин, 1993. – 96с. Кожинов В.В. Николай Рубцов: Заметки о жизни и творчестве поэта. – М.:Сов.Россия, 1976. – 86с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гуманизация семейного воспитания. Диалог семейного общения. Семейный досуг
Материалы для родительского собрания в 8 - 11 классах....
Классный час "История Вологодчины в истории России"
Юбилейные даты из истории Вологодской земли 2012г....
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД) ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД) ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛ
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД)...
Классный час "Вологодчина против насилия"
Основная цель проведения классного часа - знакомство понятием "терроризм".В презентации приводится свод правил: как обезопасить себя от грабежа и разбоя; правил...
Отзыв о проведении НЕДЕЛИ по профилактике ВИЧ и пропаганде нравственных и семейных ценностей.
... задумайтесь, как часто и в каких Программах ….. в школе поднимают такие темы, как, семья и ее роль в развитии общества, условия успешного брака, материнская компетентность......
Внеклассное мероприятие «Семейный конкурс» в рамках недели ЕМЦ
Семья в жизни человека имеет огромное значение.Именно в семье закладываются основы важнейших человеческих качеств.Особенностью семейного воспитания является то,что дети постоянно видят пример для подр...
Классный час "Формула семейного счастья" в рамках Недели психологии-2023
обобщение опыта...