Олимпиадные задания по литературе для 5, 6, 7 классов
олимпиадные задания по литературе (5, 6, 7 класс) на тему
Задания разработаны для проведения муниципальной олимпиады по литературе в 5, 6, 7 классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
olimpiada_po_lit-re_7_klass.doc | 72 КБ |
olimpiada_po_literature_5_klass.doc | 67.5 КБ |
olimpiada_po_lit-re_6_klass.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальная олимпиада для школьников по литературе
2014 год
7 класс
1. Назовите авторов и произведения, диалоги из которых приведены ниже:
а) - В Нерчинск! Закладывай скорей! Дорога наша так дурна,
- Пришёл я - встретить вас. Вам нужно отдохнуть…
- Велите ж дать мне лошадей! - Благодарю вас! Я сильна…
- Прошу помедлить час. Уж недалёк мой путь…
б) - Кто бы мог подумать, ваше превосходительство, что человеческая пища в первоначальном виде летает, плавает и на деревьях растёт?
- Да, признаться, и я до сих пор думал, что булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают.
в) - Ольга Петровна, а что это не сеете вы на клумбах маков?
- Ну, какой из мака цвет! Это овощ. Его на грядках вместе с луком и овощами сеют.
2. Определите стихотворный размер, нарисуйте схему, позволяющую определить стихотворный размер следующих строк. Определите рифму.
О, весна́ без конца́ и без кра́ю —
Без конца́ и без кра́ю мечта́!
Узнаю́ тебя, жи́знь! Принима́ю!
И приве́тствую зво́ном щита́!
3. «Соедините» животных и авторов, написавших о них.
|
|
4. «Соедините» имена и фамилии русских и зарубежных писателей.
|
|
5. О каких событиях русской истории идёт речь в этих художественных произведениях?
- А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»
- А. Т. Твардовский «Рассказ танкиста»
- Л. Н. Толстой «Кавказский пленник»
- Н. А. Некрасов «Русские женщины»
6. Сопоставьте фрагменты стихотворений. В каком из них дуб - это символ «вечной» природы, противопоставленный «бренной» жизни человека? Аргументируйте свой ответ.
Гляжу на дуб уединённый, Я мыслю: патриарх лесов Переживёт мой век забвенный, Как пережил он век отцов. А.С.Пушкин | … Чтоб весь день, всю ночь мой слух лелея, Про любовь мне сладкий голос пел, Надо мной чтоб, вечно зеленея, Темный дуб склонялся и шумел. М.Ю. Лермонтов |
7. Верите ли вы, что 1) панночка была ведьмой; 2) поэт А. С. Пушкин обожал зиму; 3) предок Н. В. Гоголя был выходец из Шотландии; 4) М. Ю. Лермонтов никогда не был на Кавказе; 6) песнь о вещем Олеге написал Пушкин; 7) в рассказе «Лошадиная фамилия» речь идет о лечении зубов; 8) Ася гуляла по Бежину лугу?
8. Найдите «лишнее». Объясните, по какому принципу построена каждая из цепочек.
1) «Пересолил», «Лошадиная фамилия», «Вождь краснокожих», «Хирургия».
2) «Узник», «Зимнее утро», «Утёс», «Няне».
3) «Листок», «Берёза», «На севере диком», «Бородино».
4) «Барышня-крестьянка», «Гробовщик», «Метель», «Дубровский», «Станционный смотритель».
9. Вставьте название терминов (средства художественной выразительности) на место пропусков.
Парус
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..
Играют волны - ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит...
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
М. Ю. Лермонтов
- Основными __________ этого лирического произведения являются ________ одиночества и поиска смысла жизни.
- ___________________
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?..
как синтаксический приём, усиливает _______________ : ищет - кинул, страна далёкая - край родной.
- Особенностью этого стихотворения является использование ____________ вопросов.
- Образность данному стихотворению придают ____________ «одинокий» и «мятежный», помогающие понять основную мысль стихотворения.
- При помощи _____________ «парус одинокий», «ищет он», «кинул он» интонационно выделяются слова, несущие особую смысловую нагрузку.
10. Составьте текст, подтверждающий или опровергающий смысл приведенных высказываний. (По одному высказыванию).
а) Литература есть лекарство души.
б) Классику можно читать в кратком изложении.
Муниципальная олимпиада для школьников по литературе (2014 год)
Ответы 7 класс
Итого 84
Предварительный просмотр:
Муниципальная олимпиада для школьников по литературе
2014 год
5 класс
1. Фольклор – это:
а) особый вид творчества, сохранивший связь с древним мышлением и пониманием слова;
б) искусство, создаваемое народом и бытующее в широких народных массах;
в) устное народное творчество;
г) набор произведений на различные темы?
Из какого языка заимствовано слово «фольклор»:
а) греческого;
б) латинского;
в) английского;
г) французского.
2.Объясните смысл пословицы, составьте небольшое высказывание в фольклорном жанре:
«НЕ СПЕШИ ЯЗЫКОМ, ТОРОПИСЬ ДЕЛОМ».
3. Соотнесите виды сказок и соответствующие им признаки:
а) волшебные 1) цель сказки - весело и поучительно рассказать о
проделках животных, показать пороки и достоинства.
б) бытовые 2) задача сказки - испытать героя, вступившего
в борьбу с волшебными силами.
в) о животных 3) цель сказки - рассказать о необычном
происшествии, действие происходит в обычной обстановке
4. Вспомните названия произведений, события в которых связаны с этими местами. Назовите авторов этих произведений (или найдите фамилию автора в списке после задания)
1) Подземелье на горе около часовни; гора, изрытая могилами; скамейка на аллее.
2) Мельница в деревне Бережки.
3) Дворец. Классная комната королевы. Широкая доска в резной золотой раме. Парта из розового дерева.
4) Одна из отдалённых улиц Москвы, серый дом с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом.
( Л. Н. Толстой, И. С.Тургенев, Дж. Лондон, Марк Твен, К. Г.Паустовский, С. Я Маршак, В. Г. Короленко)
5. Соотнесите героев произведений и авторов, их создавших. Дополните список героев, вспомнив эти произведения.
Киш К.Г.Паустовский
Том Сойер Л.Н.Толстой
Филька и мельник Панкрат Дж.Лондон
Жилини девочка Дина В.Г.Короленко
Пан Тыбурций Х.-К. Андерсен
6. В этом магическом прямоугольнике записаны фамилии русских и зарубежных писателей. Строчки смогут идти слева направо и справа налево, по горизонтали, вертикали, ломаться под прямым углом. Запишите фамилии писателей. Вспомните названия произведений этих авторов.
п | а | к | л | и | Е | с | е |
л | у | и | п | н | й | и | н |
е | с | т | о | г | и | н | н |
р | о | г | в | с | к | К | и |
м | г | о | л | ь | п | у | к |
о | н | т | о | в | р | и | ш |
м | к | э | р | р | о | н | у |
а | р | ш | а | к | л | л | П |
7. Определите, в каких строках рифма
- Перекрёстная
- Опоясывающая
- Попарная
1) Хотя проклинает проезжий
Дороги моих побережий,
Люблю я деревню Николу,
Где кончил начальную школу.
(Н. Рубцов)
2) Пруд заросший весь в зелёной ряске,
В ней тростник качается, шумит,
А на берегу, совсем как в сказке,
Милая Алёнушка сидит.
(А. А. Прокофьев)
3) Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
В день уныния смирись:
День веселья, верь, настанет.
(А. С. Пушкин)
8.Назовите роды литературы?
9.Что такое аллегория?
10. Басня состоит из рассказа и нравоучительного вывода. Как называется вывод в басне? Напишите небольшую басню на школьную тему.
Муниципальная олимпиада для школьников по литературе (2014 год)
Ответы 5 класс
№ | максимальное количество баллов | |
1 | В, В (по 1 баллу за правильный ответ) | 2 |
2 | нужно не хвалиться и не обещать что-то, пока этого не сделаешь, а торопиться это выполнить - объяснение - 1б.; -высказывание: - соответствие жанру - 1б. - ...................... теме - 1б. - композиция - 1б. - грамотность (орфографические, пунктуационные, грамматические ошибки -3 б. | 7 |
3 | а 2; б 3; в 1 (по 0, 5 балла за правильное соответствие) | 1,5 |
4 | 1) Короленко В.Г. «В дурном обществе» 2) К.Г.Паустовский «Тёплый хлеб» 3) С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев» 4) И. С. Тургенев «Муму» По 0,5 б. за автора и 1 б. за произведение | 6 |
5 | Киш - Дж.Лондон (Бок- отец мальчика; Клош-Кван - вождь; Бим и Боун - два лучших охотника); Том Сойер - Х.-К. Андерсен (тётя Поли; негритёнок Джимми; Сид - младший брат Тома); Филька и мельник Панкрат - К.Г.Паустовский (раненый конь, бабушка, сорока); И. С. Тургенев Пан Тыбурций - В.Г.Короленко ( Соня и Вася; Валек и Маруся; судья); Жилин и девочка Дина - Л.Н.Толстой ( Костылин) По 1 б. за каждое соотв.+ 1 б. за каждого героя | 20 |
6 | Паустовский «Тёплый хлеб», Лермонтов «Бородино», Маршак «Двенадцать месяцев», Пушкин «Руслан и Людмила», Куприн «Чудесный доктор», Киплинг, Есенин, Гоголь «Ночь перед Рождеством», Кэрролл «Маугли» (по 0,5 за фамилмю и 0,5 за произведение) | 9 |
7 | 1) попарная; 2) перекрёстная; 3) опоясывающая | 3 |
8 | Эпос, лирика, драма. | 3 |
9 | Иносказание ( за одним образом скрывается другой) | 2 |
10 | Мораль - 1б. Басня на школьную тему: - соответствие жанру - 1б. - ......................... теме - 1 б. - оригинальность - 1 б. - грамотность (орф., пункт., грам.) -3 б. | 7 |
Итого 60,5
Предварительный просмотр:
Муниципальная олимпиада для школьников по литературе
2014 год
6 класс
1. Соотнесите жанр с названием произведения:
1) летопись | А. «Белая береза» |
2) баллада | Б. «Мартышка и очки» |
3) басня | В. «Повесть временных лет» |
4) сказка | Г. «Лошадиная фамилия» |
5) рассказ | Д. «Василиса Премудрая» |
6)стихотворение | Е.«Кубок» |
2. Вспомните произведения, в которых встречаются эти имена и фамилии.
1) Овсов; 2) Санька Леонтьев; 3) Троекуров; 4) Харлампий Диогенович;
5) Костылин; 6) Тыбурций; 7) Митраша.
3. Назовите изобразительно-выразительные средства языка в строках:
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя…
4. Укажите автора этих строк и название стихотворения (см. задание 3).
5. Определите, каким стихотворным размером написано это стихотворение? (см. задание 3).
6. Русские художники написали картины к русским народным сказкам: «Снегурочка», «Алёнушка», «Иван-царевич на сером волке», «Витязь на распутье», «Царевна», «Пёрышко Финиста – Ясного сокола», «Царевна-лягушка», «Сестрица Алёнушка», «Белая уточка» и др. Назовите фамилии этих художников.
7. Перед вами строки стихотворения А. С. Пушкина, зашифрованного определённым образом. Ключ в следующем: определите ритм (стихотворный размер), замените мягкие согласные звуки на твёрдые. Расшифруйте текст, напишите его название.
Мяжя фэдкяя рячюшгя
Ы бэчярмя ы дэнмя.
Чде шэд и, нёа здялюжгя,
Блыюмёргря ю ёгмя?
8. Найдите «лишнее». Объясните, по какому принципу построены эти цепочки.
1) «Пересолил», «Лошадиная фамилия», «Вождь краснокожих», «Хирургия».
2) «Узник», «Зимнее утро», «Утёс», «Няне».
3) «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид», «Песнь о Гайавате».
4) «Страшная месть», «Ночь перед Рождеством», «Майская ночь, или Утопленница», «Кладовая солнца».
9. В этом магическом прямоугольнике зашифрованы имена героев одного произведения русской литературы. Читаться имена могут слева направо, справа налево, по горизонтали или вертикали, ломаться под прямым углом. Найдите их. Вспомните название произведения и его автора. Расскажите о судьбе главных героев.
т | р | о | е | к | м | а |
в | а | ш | н | у | а | ш |
е | р | а | и | р | ж | р |
р | х | б | к | о | в | о |
е | и | а | ш | д | а | ф |
й | п | й | р | и | л | е |
с | к | и | и | м | в | д |
10. Напишите небольшое сочинение (8-10 предложений) на тему: «Мой любимый писатель» или «Моя любимая книга».
Муниципальная олимпиада для школьников по литературе (2014 год)
Ответы. 6 класс
№ | максимальное количество баллов | |
1 | 1-В, 2-Е, 3- Б, 4- Д, 5- Г, 6- А (по 0,5 б. за правильное соответствие) | 3 |
2 | 1) «Лошадиная фамилия»; 2) «Конь с розовой гривой»; 3) «Дубровский»; 4) «Тринадцатый подвиг Геракла»; 5) «Кавказский пленник»; 6) «В дурном обществе»; 7) «Кладовая солнца» | 7 |
3 | Эпитет, метафора, сравнение. | 3 |
4 | А.С.Пушкин «Зимний вечер». | 2 |
5 | хорей | 3 |
6 | В.Васнецов. И.Билибин | 4 |
7 | Наша ветхая лачужка И печальна и темна. Что же ты, моя старушка, Приуныла у окна? (за расшифровку 4 б., за название - 2 б.) | 6 |
8 | 1) «Пересолил», «Лошадиная фамилия», «Хирургия». Рассказы А. П. Чехова. 2) «Узник», «Зимнее утро», «Няне». Стих. А. С. Пушкина. 3) «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Двенадцать подвигов Геракла. 4) «Страшная месть», «Ночь перед Рождеством», «Майская ночь, или Утопленница». Рассказы Н.В.Гоголя. (За «лишнее»произведение 1б. и 2 б за объяснение) | 8 |
9 | Троекуров, Маша, Дефорж, Владимир, Архип, Шабашкин, Верейский. (по 0,5 б. за каждого героя; за название 1б и за автора 1 б. По 3 б.за рассказ о судьбе каждого героя) | 11,5 |
10 | Оценивается содержание и грамотность по пятибалльной школьной шкале. (Содержание - 5б., орфография - 5б., пунктуация - 5б., речь и грамматика - 5б.) | 20 |
Итого 67,5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Олимпиадные задания по литературе 5 - 11 класс
Собран материал для подготовки школьников с 5 по 11 класс к олимпиаде по литературе. К некоторым заданиям есть ответы....
Олимпиадные задания по литературе 5 класс
Эта олимпиада проводилась в 2010-2011 учебном году. Задания можно использовать для подготовки к олимпиаде...
Олимпиадные задания по литературе 6 класс
Эта олимпиада проводилась в 2010-2011 учебном году. Задания можно использовать для подготовки учащихся 6 класса...
Олимпиадные задания по литературе 5 - 11 классы
Школьный этап...
Олимпиадные задания по литературе 8 класс
Олимпиадные задания по литературе 8 класс с ответами...
Олимпиадные задания по литературе 8 класс
Олимпиадные задания по литературе 8 класс с ответами...
Олимпиадные задания по литературе для 5-11 классов
В помощь учителю олимпиадные задания...