Добро и Зло в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Уроки по повести Н.В. Гоголя дают возможность поговорить с учащимися по таким вечным проблемам, как добро и зло.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Васильева Н.Е., Крестяхская СОШ.
Добро и Зло в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»
Уроки по повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством» дают возможность не только любоваться картинами зимней природы, знакомиться с народными обычаями, весело смеяться над проделками героев, но дают возможность и поговорить с учащимися по таким вечным проблемам, как добро и зло.
Оформлением к уроку служат выставка с рисунками учащихся, репродукции картин художников, посвящённые теме Рождества, иллюстрации к повести, помогающие представить героев, старинную украинскую деревню, народный костюм. Можно подобрать соответствующее музыкальное оформление.
Ход урока:
- Волшебная повесть Н.В.Гоголя называется «Ночь перед Рождеством». А что такое
Рождество для православных людей? ( Чудесный праздник, радость, родился Христос – спаситель людей. Рассматриваем репродукции икон, картин художников о рождении Христа. Слушаем рассказ ученика об одной картине.)
- Повесть тоже начинается радостной картиной – описанием божественной ночи. Природа полна торжественного ожидания праздника. (По своим рисункам учащиеся пересказывают эпизоды «Последний день...», «Месяц плавно поднялся...».)
- Месяц – символ новой жизни. Он поднялся посветить добрым людям, чтоб всем было весело колядовать и славить Христа. ( Учащиеся инсценируют колядки.)
- В ночь перед Рождеством, накануне светлого праздника рождения Спасителя разгулялась не только молодёжь. (Пересказ эпизода «Всё было светло в вышине...».)
- Страшны ли в повести Гоголя образы ведьмы и чёрта? (Подготовленные ученики по иллюстрациям делают сравнительный анализ мифологических представлений о ведьме и чёрте с образами Солохи и чёрта в повести.)
Ведьма – один из главных персонажей русской и украинской волшебной сказки. Злая колдунья. Слово «ведьма» от древнего слова «ведать», то есть знать. Ведьмы летают по воздуху верхом на метле, кочерге, в ступе. Их представляют в виде старых баб с растрёпанными седыми волосами, костлявыми руками и огромными синими носами. На свои темные дела они отправляются через печные трубы. Желая нанести вред кому – нибудь, влетают в трубу. На Украине считали, что они воруют звёзды и даже месяц с неба.
В повести Гоголя Солоха внешне не похожа на ведьму. Это бойкая и хитрая деревенская вдовушка, «причаровавшая» к себе самых степенных и значительных мужчин села. Повадки ведьмы чисто женские: отправляясь за звёздами, потеплее одевается, как никак на дворе зима. Звёзд набирает полный рукав. Вернувшись из ночного полёта, она, «оправившись», «как добрая хозяйка, начала убирать и ставить всё к своему месту...». Пряча в мешки «женихов», « мечется как угорелая». Сердита на сына за то, что тот мешает ей выйти замуж за богатого Чуба.
В народе чёрта представляют маленьким, чёрненьким, лохматым, с длинным хвостом, рылом вместо носа, копытами и рожками, непременно хроменьким. Ноги он сломал ещё до сотворения человека, когда за грехи спихнули с неба на землю. Черти могут насылать непогоду, метель, снежные вихри, способны сбить с дороги. Гоголевский чёрт изображён мелким воришкой (пересказ близко к тексту). «Подъехавши мелким бесом», подхватывает Солоху под руку, нашептывает ей на ухо». То галопирует на шее кузнеца от радости, то жалобно стонет. Одураченный Вакулой, везёт его в столицу. Маленький, какой – то беззащитный, мёрзнет на морозе, перепрыгивая « с одного копытца на другое», больше всего на свете боится «страшного креста».
Приходим к выводу, что у Гоголя представители нечистой силы внешне, физически какие – то домашние, скорее вызывают улыбку, чем страх. Но подчёркиваем, что они тем опаснее. Они стремятся погубить не тело, а бессмертную душу человека.
- Почему нечистая сила так разгулялась в эту ночь? Как понимаете смысл заглавия повести? ( Нечистой силе осталась последняя ночь шататься по белому свету. Завтра, с первыми колоколами к заутрене, побежит она без оглядки. Светлые силы победят тёмные. До этого надо ввергнуть в грех православных людей.)
- Почему чёрт особенно невзлюбил Вакулу? ( Пересказ о том, как Вакула нарисовал чёрта.)
- Какой человек Вакула? ( Ученики, получившие индивидуальное задание, выписали из текста цитаты, подготовили рассказ о Вакуле. Отмечают, что кузнец никого не боится, «силач и детина хоть куда», любит и ценит красоту (восхищался лестницей во дворце), лучший живописец во всём околотке, любит Оксану, упорный, настойчивый, трудолюбивый, две ночи не выходил из кузницы, чтобы сделать сундук, богобоязливый.)
- Почему чёрт в эту последнюю ночь пытается ввергнуть в грех душу Вакулы? Ведь раньше не смог, хотя всеми силами старался. Никакие гадости его не смогли смутить душу кузнеца или заставить дрогнуть его руку. Что спасало Вакулу? (Вакула – человек богобоязливый. Бог ему помогал. Поэтому Вакула был сильный духом.)
- Что самое дорогое на свете для Вакулы? («Что мне до матери? Ты у меня мать, и отец, и всё, что ни есть дорогого на свете...» - говорит Оксане.)
- А какие взаимоотношения у Вакулы с Оксаной? ( Чтение по ролям эпизода « Разговор Оксаны и Вакулы». Делается вывод, что любовь Вакулы безответная. Жить без Оксаны кузнец не хочет. Ему тяжело и грустно. И от этого, подчёркиваем, ослабел духом.)
- Какой предстала Оксана? (Обращаемся к тексту и отмечаем, что она красавица, капризная, избалованная, самовлюблённая, надменная, гордая, жеманится, мечтает быть краше всех в царицыных черевичках.)
- А для влюблённого кузнеца Оксана какая? ( Чудная.)
-Что значит чудная? (Подбираем синонимы: таинственная, необыкновенная, загадочная.)
- Чёрт знает, что от безответной любви Вакула ослабел духом. А слабого духом человека можно легко одолеть. Какие страшные мысли приходят в голову даже такому богобоязливому, как Вакула? ( О самоубийстве. Хочет утопиться в пролуби.)
- Самоубийство – страшный грех. Это губит вечную душу. Недаром старуха жалеет кузнеца: «Пропадшая душа!». А Вакула это понимает? ( Знает. Просит отслужить панихиду.)
- Почему Вакула (богобоязливый) обращается за помощью к запорожцу Пацюку (знахарю), который « знает всех чертей»? (В его горе никто уже не может помочь ему. Готов продать душу чёрту за любовь Оксаны. Но при этом надеется на чудо. «Куда я в самом деле бегу? – подумал он, - как будто уж всё пропало. Попробую ещё средство... Пойду, ведь душе всё же придётся пропадать!»)
- Значит, Вакула не такой уж богобоязливый, раз хочет связаться с нечистой силой? ( Нет, остался тем же набожным человеком. Для него смотреть, как в «голодную кутью» едят скоромные вареники, – уже грех: «Что я, в самом деле, за дурак: стою тут и греха набираюсь! Назад!». «Опрометью» выбегает из хаты.)
- Что спасает душу Вакулы? ( Слово божье и святой крест.)
- В рождественскую ночь происходят чудеса. ( Краткий пересказ эпизодов «Вакула добыл черевички с ног царицы», « Вакула отправился к Чубу».)
Рассматриваем репродукции икон, картин с изображением Богоматери с младенцем. - Что общего в выражении глаз? Какой договор был заключен между Богом и людьми?
( Слушаем рассказ ученика о том, как Бог обещал людям Божественного Спасителя и послал на землю своего Сына – Иисуса Христа. Чтобы люди стали лучше, Иисус Христос должен принять мучения и погибнуть. Родился он от простой женщины, и она знала, что её сын погибнет. Поэтому так печальна и грустна Богоматерь.)
Беседа о том, чего каждый ждёт от Рождества. (Радости, подарков, веселья, исполнения желаний.)
- Чьи желания в повести исполнились, а чьи - нет? ( У Вакулы и Оксаны исполнились.
У Солохи, Чуба, головы, дьяка, чёрта – нет, потому что их желания не были добрыми.)
Читаем стихотворение Л.Горской «Рождество». После анализа делаем вывод: самое главное, чего ждут люди от Рождества, чего просят у Бога – стать лучше.
Пусть станет чистым всё и новым,
И будет на душе светло,
Недаром Рождество Христово
На землю грешную пришло.
И в этой жизни грустно – зыбкой
Хотим мы снова лучше стать:
Врагов одаривать улыбкой
И милость бедным подавать.
Смиренным быть и Бога славит
За неземную благодать
И слабому плечо подставить,
И хворому надежду дать.
Мы братья все, и мы похожи,
Как два развёрнутых крыла.
Храни нас от гордыни, Боже,
От равнодушия и зла.
- Почему, оказывается, исполнились желания Вакулы и Оксаны? Ведь и у них в душе было злое, чёрное? (Обобщая рассуждения, подчёркиваем, что исполняются желания для тех, кто заслуживает этого. Оксана и Вакула изменились к лучшему, победили в себе недоброе, злое. Оксана много думала о своём отношении к Вакуле, полюбила душу кузнеца и без черевичков вышла бы замуж за него. Любовь преобразила Оксану. Она позабыла своё высокомерие. Вакула не продал душу чёрту. Помогла справиться с искушением вера, смелость, находчивость, любовь, твёрдость духа. Душа осталась чистой. Читаем заключение повести. За своё общение с нечистой силой богомольный кузнец несёт «церковное покаяние» и бесплатно расписывает в храме «левый крылос», а чёрта в аду рисует «такого гадкого, что все плюют, когда проходят мимо».)
Подводим итоги урока. Читая сказочную повесть Гоголя, дети задумались над такими вечными проблемами, как Добро и Зло. Оказывается, доброе и злое часто соседствуют в душе одного человека. Перед человеком всегда стоит выбор между добром и злом. И надо победить злое (чёрное) в своей душе, избавиться от плохого и ненужного, стать лучше, внутренне обновиться, открыть душу доброму, честному, справедливому, любви. Озаглавливаем тему разговора на уроке. Предлагаются варианты. Выбираем лучший. Например: « Добро и Зло в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством».
Домашнее задание: письменный ответ на вопрос: «Над чем заставил меня задуматься сегодняшний урок, чему научил?»
Литература
Литература: Учебник – хрестоматия для 5 кл.нац.шк.: В 2-х частях. Ч.2./ Авт.- сост.: М.Г.Ахметзянов, Л.С.Багаутдинова, Н.Н.Вербовая и др. – «Просвещение», 1997.
Литература (приложение к газете «Первое сентября») – 1996.-№11;1998.-№14; 2008.-№2.
Литература в школе. – 2006.- № 6,10.
Уроки литературы. - 2003.- №10.
Формирование личности на уроках литературы./Сост. М.Я.Мишлимович.- Якутск: Сахаполиграфиздат,1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русской литературы "Художественный мир повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством""
Тема урока: "Художественный мир повести Н. В. Гоголя "Ночь перед Рождеством" Тип урока: урок-исследование Цели урока: совершенствование навыков работы над художественным текстом; развитие познав...
« Реальное и фантастическое в повести Николая Васильевича Гоголя « Ночь перед Рождеством
данный урок раскрывает все особенности данной повести. Помогает оьучающимся рассмотреть ее с разных аспектов, сделать полный анализ данного произведения, проводит межпредметные связи...
Презентация к уроку литературы в 6 классе "Картины народной жизни, добро и зло в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"
Презентация содержит игровой материал...
«Доброе в повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».
Урок литературы в 5классе...
Открытый урок: "Добро и зло в повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"
quot;Добро и зло в повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством" (урок литературы, 5 класс)...
Открытый урок по литературе. 5 класс. "Добро и зло в повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"
Открытый урок по литературе...
Комментарии
Очень красивый урок. Только
Очень красивый урок. Только не много ли пафоса о борьбе добра и зла, когда речь идет о мелких пакостниках? Да, для Николая Васильевича это проблема. А для читателей в повести главное - буйство чисто языческого веселья в день Коляды.