Урок литературы в 7 классе
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Солохина Гелена Геннадьевна

сопоставление героев Н.Гоголя и М.Лермонтова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_v_7_klasse_nado.docx18.48 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 7 классе.




Тема урока: «ЦЕНА ЖИЗНИ» (Сопоставительный анализ героев повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» и «Песни про купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова).

Цели урока:

1 .
Образовательная:   на    уроке    учащиеся    закрепляют    знания    о
сравнительной характеристике героев литературного  произведения, о художественно-выразительных средствах языка,  используемых автором для выражения своего отношения.
2
.Развивающая:  в результате урока учащиеся  умеют сопоставлять героев произведений разных авторов.
.Воспитательная: учащиеся понимают,  что писатель с помощью  различных литературных приёмов показывает читателю, что нельзя выносить однозначное и бескомпромиссное суждение о человеке.


Оформление: на доске тема урока, эпиграфы к уроку:



«Плохо, если у человека нет чего-нибудь такого, за что он готов умереть». Л.Н.Толстой.



«Человек - целый мир, было бы только основное побуждение в нём благородно».

Ф.М.Достоевский                                                                

Ход урока

Минута психологического настроя (просмотр фрагмента художественного фильма «Тарас Бульба».

1.Вступительная беседа по прочитанному тексту.

-   Вы прочитали повесть «Тарас Бульба». Каково ваше впечатление от повести?

-   С чем связано впечатление жестокости, изображённого в произведении?

-   Почему сцен гибели героев в произведении так много? Означает ли это, что жизнь человека в эпоху войн, сражений не ценилась?

-   Какова же цена человеческой жизни? За что можно отдать свою жизнь? Можете вы сейчас, сразу ответить на этот вопрос?



2.Проверка домашнего задания (работа по домашнему заданию велась по инициативным группам )

- На предыдущих уроках вы уже познакомились с таким видом работы как сравнительная характеристика героев, сопоставляя    лермонтовских Калашникова и Кирибеевича. Дома, объединившись в творческие группы, вы самостоятельно работали над планом
сравнительной характеристики Остапа и Андрия. Обсудим его в классе. Ребята сейчас представят нам собранный и обработанный материал по тексту,а обучающиеся из другой группы делают записи в тетрадях.
Дополните свои записи домашнего задания ответами одноклассников, если вы с ними согласны.

Не забываем, что данный вид работы проводится на примере текста, предполагая хорошее знание материала и владение навыками анализа художественного произведения.

3.
Сопоставление эпизодов произведений разных авторов (Работа в группах,старший в группе фиксирует количество правильных ответов для выявления оценки за ответ и аргументации  или иной отметки ).

-   Когда вы читали повесть, работали над планом, у вас уже сложилось
некоторое впечатление об этих героях. Много ли между ними общего?

-  Кто из них больше нравится? Почему?

-  В какой решающий момент больше всего видна разница между ними?

-   Предлагаю вам проанализировать эпизоды гибели героев, сравнить их поведение, определить отношение к ним людей и автора, ответить на вопрос, за что отдали свою жизнь герои.

1 группа.

Сравните эпизоды смерти Остапа и Андрия (гл.9 и 11).Сопоставьте

-  причину их смерти;

-  их поведение в решающий момент;

-  отношение отца, его слова и мысли; Сделайте выводы.



2 группа.

Сравните эпизоды казни  Остапа и Калашникова из «Песни про купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова.

-  Что объединяет этих героев?

-  Что значит казнь в представлении людей?

-  Достигла ли эта мера наказания своей цели: презираемы ли народом казнённые Калашников и Остап?

Сделайте выводы.

3 группа.

Сравните эпизоды смерти Кирибеевича и Андрия.

-  Что объединяет этих героев?

-  В чём заключается разница?

-   Каково отношение автора? Проанализируйте художественно- выразительные средства, используемые авторами в этих эпизодах.

Сделайте выводы.

-     Сопоставляя главных героев повести Остапа и Андрия друг с другом, с героями лермонтовского произведения, вы сделали выводы - поделитесь ими друг с другом.

-     Ответьте на главный вопрос: за что погибли герои. (Фиксация ответов учащихся на доске). Как бы вы сформулировали основную мысль урока?

4. Дискуссия( работа предполагает не просто высказать свою точку зрения, но и  показать умение вести дискуссию, доказывая свою позицию).

-   Кого из братьев было сложнее оценивать?

-   Попробуйте ваше отношение к Андрию выразить при помощи оценочных эпитетов-прилагательных.

1.  группа: чем хорош;

2 . группа: чем не хорош;

3 . группа: ни хорош, ни плох (компромисс);



- Что в результате? Можно ли сделать однозначный вывод?

5. Творческая работа (Работа с эпиграфами, чтение стихотворения Е.Евтушенко «Людей неинтересных в мире нет» и его анализ...).

 Е.Евтушенко.

Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы - как истории планет.

У каждой всё особое, своё,

И нет планет, похожих на неё.

А если кто-то незаметно жил

И с этой незаметностью дружил,

Он интересен был среди людей

Самой неинтересностью своей.

У каждого - свой тайный личный мир.

Есть в мире этом самый лучший миг.

Есть в мире этом самый страшный час,

Но это всё неведомо для нас.

И если умирает человек,

С ним умирает первый его снег,

И первый поцелуй, и первый бой...

Всё это забирает он с собой.

Да, остаются книги и мосты,

Машины и художников холсты,

Да, многому остаться суждено,

Но что-то ведь уходит всё равно!

Таков закон безжалостной игры.

Не люди умирают, а миры.

Людей мы помним, грешных и земных.

А что мы знали, в сущности, о них?

Что знаем мы про братьев, про друзей,

Что знаем о единственной своей?

И про отца родного своего

Мы, зная всё, не знаем ничего.

Уходят люди... Их не возвратить,

Их тайные миры не возродить.

И каждый раз мне хочется опять

От этой невозвратности кричать.

-   Отражают ли высказывания Л.Н. Толстого и Ф.М.Достоевского основную мысль нашего урока?

-   Чем объединяется с ними стихотворение Е.Евтушенко?

-   Какие  строчки  вам  понравились? Какие из  них можно  выбрать для заголовка сочинения?

-   Изменил ли сегодняшний разговор на уроке ваше отношение к героям повести «Тарас Бульба»? Каким образом?

-   Что вы приняли для себя из этого обсуждения?

-  Можно ли сопоставить изображённое в повести с нашей современной
жизнью? Кто и за что сейчас жертвует жизнью? Приведите примеры.
6. Домашнее задание.

- Предлагаю дома поработать над  домашним  сочинением двух видов:

1)  Сравнительная  характеристика «Остап  и  Андрий»  (по  составленному плану);

2)  Сочинение-размышление   о   цене   и   ценности   человеческой   жизни. Сочинение озаглавьте самостоятельно. 

7.Подведение итогов выставление оценок ( с учётом мнений руководителей групп ).




 

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".

Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....

Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".

Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...

Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).

Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....

Синтетические виды искусства. Особые формы поэзии в русской литературе конца XX – начала XXI века. Урок литературы, 11 класс (профильная группа)

Учитель: Солдатова Светлана Сергеевна,Первая квалификационная категорияЦели:1.     Рассмотреть слияние разных видов искусства;2.     Познакомиться с особыми фор...