Тема урока: «ЦЕНА ЖИЗНИ» (Сопоставительный анализ героев повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» и «Песни про купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова).
Цели урока:
1 .Образовательная: на уроке учащиеся закрепляют знания о сравнительной характеристике героев литературного произведения, о художественно-выразительных средствах языка, используемых автором для выражения своего отношения. 2.Развивающая: в результате урока учащиеся умеют сопоставлять героев произведений разных авторов. 3 .Воспитательная: учащиеся понимают, что писатель с помощью различных литературных приёмов показывает читателю, что нельзя выносить однозначное и бескомпромиссное суждение о человеке.
Оформление: на доске тема урока, эпиграфы к уроку:
«Плохо, если у человека нет чего-нибудь такого, за что он готов умереть». Л.Н.Толстой.
«Человек - целый мир, было бы только основное побуждение в нём благородно».
Ф.М.Достоевский
Ход урока
Минута психологического настроя (просмотр фрагмента художественного фильма «Тарас Бульба».
1.Вступительная беседа по прочитанному тексту.
- Вы прочитали повесть «Тарас Бульба». Каково ваше впечатление от повести?
- С чем связано впечатление жестокости, изображённого в произведении?
- Почему сцен гибели героев в произведении так много? Означает ли это, что жизнь человека в эпоху войн, сражений не ценилась?
- Какова же цена человеческой жизни? За что можно отдать свою жизнь? Можете вы сейчас, сразу ответить на этот вопрос?
2.Проверка домашнего задания (работа по домашнему заданию велась по инициативным группам )
- На предыдущих уроках вы уже познакомились с таким видом работы как сравнительная характеристика героев, сопоставляя лермонтовских Калашникова и Кирибеевича. Дома, объединившись в творческие группы, вы самостоятельно работали над планом сравнительной характеристики Остапа и Андрия. Обсудим его в классе. Ребята сейчас представят нам собранный и обработанный материал по тексту,а обучающиеся из другой группы делают записи в тетрадях. Дополните свои записи домашнего задания ответами одноклассников, если вы с ними согласны.
Не забываем, что данный вид работы проводится на примере текста, предполагая хорошее знание материала и владение навыками анализа художественного произведения.
3.Сопоставление эпизодов произведений разных авторов (Работа в группах,старший в группе фиксирует количество правильных ответов для выявления оценки за ответ и аргументации или иной отметки ).
- Когда вы читали повесть, работали над планом, у вас уже сложилось некоторое впечатление об этих героях. Много ли между ними общего?
- Кто из них больше нравится? Почему?
- В какой решающий момент больше всего видна разница между ними?
- Предлагаю вам проанализировать эпизоды гибели героев, сравнить их поведение, определить отношение к ним людей и автора, ответить на вопрос, за что отдали свою жизнь герои.
1 группа.
Сравните эпизоды смерти Остапа и Андрия (гл.9 и 11).Сопоставьте
- причину их смерти;
- их поведение в решающий момент;
- отношение отца, его слова и мысли; Сделайте выводы.
2 группа.
Сравните эпизоды казни Остапа и Калашникова из «Песни про купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова.
- Что объединяет этих героев?
- Что значит казнь в представлении людей?
- Достигла ли эта мера наказания своей цели: презираемы ли народом казнённые Калашников и Остап?
Сделайте выводы.
3 группа.
Сравните эпизоды смерти Кирибеевича и Андрия.
- Что объединяет этих героев?
- В чём заключается разница?
- Каково отношение автора? Проанализируйте художественно- выразительные средства, используемые авторами в этих эпизодах.
Сделайте выводы.
- Сопоставляя главных героев повести Остапа и Андрия друг с другом, с героями лермонтовского произведения, вы сделали выводы - поделитесь ими друг с другом.
- Ответьте на главный вопрос: за что погибли герои. (Фиксация ответов учащихся на доске). Как бы вы сформулировали основную мысль урока?
4. Дискуссия( работа предполагает не просто высказать свою точку зрения, но и показать умение вести дискуссию, доказывая свою позицию).
- Кого из братьев было сложнее оценивать?
- Попробуйте ваше отношение к Андрию выразить при помощи оценочных эпитетов-прилагательных.
1. группа: чем хорош;
2 . группа: чем не хорош;
3 . группа: ни хорош, ни плох (компромисс);
- Что в результате? Можно ли сделать однозначный вывод?
5. Творческая работа (Работа с эпиграфами, чтение стихотворения Е.Евтушенко «Людей неинтересных в мире нет» и его анализ...).
Е.Евтушенко.
Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы - как истории планет.
У каждой всё особое, своё,
И нет планет, похожих на неё.
А если кто-то незаметно жил
И с этой незаметностью дружил,
Он интересен был среди людей
Самой неинтересностью своей.
У каждого - свой тайный личный мир.
Есть в мире этом самый лучший миг.
Есть в мире этом самый страшный час,
Но это всё неведомо для нас.
И если умирает человек,
С ним умирает первый его снег,
И первый поцелуй, и первый бой...
Всё это забирает он с собой.
Да, остаются книги и мосты,
Машины и художников холсты,
Да, многому остаться суждено,
Но что-то ведь уходит всё равно!
Таков закон безжалостной игры.
Не люди умирают, а миры.
Людей мы помним, грешных и земных.
А что мы знали, в сущности, о них?
Что знаем мы про братьев, про друзей,
Что знаем о единственной своей?
И про отца родного своего
Мы, зная всё, не знаем ничего.
Уходят люди... Их не возвратить,
Их тайные миры не возродить.
И каждый раз мне хочется опять
От этой невозвратности кричать.
- Отражают ли высказывания Л.Н. Толстого и Ф.М.Достоевского основную мысль нашего урока?
- Чем объединяется с ними стихотворение Е.Евтушенко?
- Какие строчки вам понравились? Какие из них можно выбрать для заголовка сочинения?
- Изменил ли сегодняшний разговор на уроке ваше отношение к героям повести «Тарас Бульба»? Каким образом?
- Что вы приняли для себя из этого обсуждения?
- Можно ли сопоставить изображённое в повести с нашей современной жизнью? Кто и за что сейчас жертвует жизнью? Приведите примеры. 6. Домашнее задание.
- Предлагаю дома поработать над домашним сочинением двух видов:
1) Сравнительная характеристика «Остап и Андрий» (по составленному плану); 2) Сочинение-размышление о цене и ценности человеческой жизни. Сочинение озаглавьте самостоятельно.
7.Подведение итогов выставление оценок ( с учётом мнений руководителей групп ).
. |