Спецкурс "Путешествие в мир литературы"
методическая разработка по литературе (5, 6, 7 класс) на тему

Абраменко Ольга Игоревна

Спецкурс "Путешествие в мир литературы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_spetskursa_puteshestvie.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Данная программа рассчитана на изучение в течение одного учебного года – 1 час в неделю (в год 34 часа) и предусматривает дополнительное литературное образование учащихся 5 класса гимназии гуманитарного направления.

Программа спецкурса «Путешествие в мир литературы» позволяет использовать разнообразные технологии активных форм обучения и учитывает возрастные и психологические особенности пятиклассников. Для достижения наилучшего учебного результата используются различные методы:

- выразительное художественное чтение;

- эвристическая беседа;

- устное словесное рисование;

- творческая мастерская;

- начальный анализ жанровых и выразительных средств художественного текста;

- выполнение творческих письменых работ различных жанров;

- выявление этимологии слова;

- работа со словарными статьями толкового, литературоведческого и этимологического словарей и др.

Выбранные для рассмотрения на спецкурсе произведения дают широкие возможности  интегрирования с другими предметами (музыкой, изобразительным искусством, русским языком, историей).

Активной составляющей обучения по данному курсу является рассмотрения произведений с точки зрения (начального) лингвистического и литературоведческого анализа.

Цели и задачи спецкурса.

Программа предусматривает:

  1. формирование устойчивого интереса к чтению на основе знакомства с произведениями различных жанров и авторов;
  2. развитие устной речи учащихся через активные формы обучения в малых групах, что создает психологически комфортные условия для коммуникативной деятельности;
  3. повышение качества чтения за счет увеличения внимания к слову, его семантике, происхождению;
  4. развитие более глубокого отношения и понимания художественного текста;
  5. углубление литературоведческих понятий;
  6. воспитание культурного читателя, обладающего развитым эстетическим вкусом.

По окончании изучения данного курса учащиеся должны:

  1. получить более широкое и развернутое представление о мире литературы;
  2. уметь выявлять авторскую позицию в произведении;
  3. уметь выделять литературные средства художественной выразительности;
  4. понимать значение терминов, приводя развернутые примеры, составлять с ними предложения;
  5. высказывать собственное мнение о прочитанном тексте;
  6. повысить культуру и грамотность устной речи.

Поурочное планирование курса

«Путешествие в мир литературы»

5 класс

1 час в неделю

34 часа в год

Раздел 1. Искусство слова и художественный вкус

Занятие 1.

Вводное занятие. Выявление читательских интересов, личного отношения к чтению. Заполнение анкеты, ознакомление с задачами курса.

Занятие 2.

Знакомство с понятием «мир литературы». Исторический экскурс в прошлое. Жанровое разнообразие устного народного творчества и письменной литературы.

Занятие 3.

Экскурсия в библиотеку. Цель: знакомство с различными видами словарей и справочной литературы. Литературоведческий словарь, энциклопедии.

Занятие 4.

Пословицы, поговорки, афоризмы о книге, чтении. Толкование крылатых выражений. Сборник афоризмов и крылатых выражений.

Занятие 5-7

Сходство и различие русских народных и литературных сказок. Сравнение и художественный анализ.

Раздел 2. Поэзия и проза.

Занятие 8.

Начальное понятие о системе стихосложения. Рифма, ритм.

Занятие 9-10

Двухстопые и трехстопные размеры стиха.

Занятие 11.

Практическая работа по отпределению стихотворных размеров.

Раздел 3. Художественный образ.

Занятие 12.

Воображение и художественный образ как понятие.

Занятие 13.

Художественный образ в литературе и музыке. Образные выражения.

Занятие 14.

Приемы создания художественного образа в литературе.

Занятие 15.

Литературная аллегория. М. Ю. Лермонтов «Два великана» и «Бородино». Сопоставление изображения войны.

Раздел 4. Художественная проза.

Занятие 16.

Отличие художественной прозы от обиходной (разговорного и книжного стилей).

Занятие 17-18

Изобразительные средства художественной речи (стилистические приемы). Сравнение. Тропы.

Занятие 19.

Гипербола как прием разговорной и художественной речи. Гипербола в литературе и фольклоре.

Занятие 20.

Метафора. Олицетворение.

Занятие 21.

Эпитет. Постоянные эпитеты.

Занятие 22.

Обобщение и повторение по разделу «Художественная проза» (творческие задания)

Раздел 5. Типы текста.

Занятие 23.

Речевые жанры. Диалог, монолог в литературе и языке.

Занятие 24.

Письмо как речевой жанр общения.

Занятие 25.

Практическая работа. Написание письма ветерану Великой Отечественной войны.

Занятие 26.

Лимерики. Эдвард Лир. Создание лимериков.

Занятие 27.

Повествование, описание, рассуждение в художественном тексте.

Занятие 28-29

Элементы и структура повествования. Создание киносценария по произведению.

Занятие 30-32

Описание и его разновидности: пейзаж, портрет, интерьер, натюрморт.

Занятие 33.

Рассуждение. Монолог, диалог, Обобщение и повторение по разделу «Типы художественного текста»

Занятие 34.

Заключительное занятие. Творческая работа «Мои впечатления о путешествии в мир литературы»

 

Список использованной литературы.

  1. Авлова Т.Г., Краснова Н.В. Тайны словесного искусства (введение в поэтику). Учебник-хрестоматия. «Специальная литература», СПб, 1996
  2. Авлова Т.Г., Гербильская И.Е., Краснова Н.В. Тайны словесного искусства (введение в поэтику). Книга для учителя. «Специальная литература», СПб, 1996
  3. Маранцман В.Г. Изучение литературы в 5 классе. «Специальная литература», СПб, 1996
  4. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Снова в мире слова. М., 2001
  5. Литература в таблицах. «Дрофа», СПб, 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по литературе: «Путешествие в страну Литературию» (обобщающая игра по курсу литературы 5 класса)

Внеклассное занятие является заключительным при узучении литературы 5 класса. Призвано обобщить изученный материал, систематизировать знания и умения обучающихся....

Контроль знаний по литературе учащегося 8 класса по темам: " Русская литература и история.Устное народное творчество.Из древнерусской литературы".

Данная конрольная работа составлена по разделам учебника-хрестоматии В.Я. Коровиной: " Русская литература и история", "Устное народное творчество", "Из древнерусской литературы". Эта разработка позвол...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Бинарный урок по предметам: литература, родная литература и ненецкий язык в 5 «а» классе. Бинарный урок по предметам: литература, родная литература и ненецкий язык в 5 «а» классе.

Бинарный  обобщающий урок литература, родная литература и ненецкий язык на тему  «Ненецкая сказка «Лабтэйко». Цели урока:- расширить  представления  о мире сказок;- пока...

План-конспект урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века"

План-конспект итогового урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века" в форме литературной игры...