Спецкурс "Путешествие в мир литературы"
методическая разработка по литературе (5, 6, 7 класс) на тему
Спецкурс "Путешествие в мир литературы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_spetskursa_puteshestvie.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Данная программа рассчитана на изучение в течение одного учебного года – 1 час в неделю (в год 34 часа) и предусматривает дополнительное литературное образование учащихся 5 класса гимназии гуманитарного направления.
Программа спецкурса «Путешествие в мир литературы» позволяет использовать разнообразные технологии активных форм обучения и учитывает возрастные и психологические особенности пятиклассников. Для достижения наилучшего учебного результата используются различные методы:
- выразительное художественное чтение;
- эвристическая беседа;
- устное словесное рисование;
- творческая мастерская;
- начальный анализ жанровых и выразительных средств художественного текста;
- выполнение творческих письменых работ различных жанров;
- выявление этимологии слова;
- работа со словарными статьями толкового, литературоведческого и этимологического словарей и др.
Выбранные для рассмотрения на спецкурсе произведения дают широкие возможности интегрирования с другими предметами (музыкой, изобразительным искусством, русским языком, историей).
Активной составляющей обучения по данному курсу является рассмотрения произведений с точки зрения (начального) лингвистического и литературоведческого анализа.
Цели и задачи спецкурса.
Программа предусматривает:
- формирование устойчивого интереса к чтению на основе знакомства с произведениями различных жанров и авторов;
- развитие устной речи учащихся через активные формы обучения в малых групах, что создает психологически комфортные условия для коммуникативной деятельности;
- повышение качества чтения за счет увеличения внимания к слову, его семантике, происхождению;
- развитие более глубокого отношения и понимания художественного текста;
- углубление литературоведческих понятий;
- воспитание культурного читателя, обладающего развитым эстетическим вкусом.
По окончании изучения данного курса учащиеся должны:
- получить более широкое и развернутое представление о мире литературы;
- уметь выявлять авторскую позицию в произведении;
- уметь выделять литературные средства художественной выразительности;
- понимать значение терминов, приводя развернутые примеры, составлять с ними предложения;
- высказывать собственное мнение о прочитанном тексте;
- повысить культуру и грамотность устной речи.
Поурочное планирование курса
«Путешествие в мир литературы»
5 класс
1 час в неделю
34 часа в год
Раздел 1. Искусство слова и художественный вкус
Занятие 1. | Вводное занятие. Выявление читательских интересов, личного отношения к чтению. Заполнение анкеты, ознакомление с задачами курса. |
Занятие 2. | Знакомство с понятием «мир литературы». Исторический экскурс в прошлое. Жанровое разнообразие устного народного творчества и письменной литературы. |
Занятие 3. | Экскурсия в библиотеку. Цель: знакомство с различными видами словарей и справочной литературы. Литературоведческий словарь, энциклопедии. |
Занятие 4. | Пословицы, поговорки, афоризмы о книге, чтении. Толкование крылатых выражений. Сборник афоризмов и крылатых выражений. |
Занятие 5-7 | Сходство и различие русских народных и литературных сказок. Сравнение и художественный анализ. |
Раздел 2. Поэзия и проза.
Занятие 8. | Начальное понятие о системе стихосложения. Рифма, ритм. |
Занятие 9-10 | Двухстопые и трехстопные размеры стиха. |
Занятие 11. | Практическая работа по отпределению стихотворных размеров. |
Раздел 3. Художественный образ.
Занятие 12. | Воображение и художественный образ как понятие. |
Занятие 13. | Художественный образ в литературе и музыке. Образные выражения. |
Занятие 14. | Приемы создания художественного образа в литературе. |
Занятие 15. | Литературная аллегория. М. Ю. Лермонтов «Два великана» и «Бородино». Сопоставление изображения войны. |
Раздел 4. Художественная проза.
Занятие 16. | Отличие художественной прозы от обиходной (разговорного и книжного стилей). |
Занятие 17-18 | Изобразительные средства художественной речи (стилистические приемы). Сравнение. Тропы. |
Занятие 19. | Гипербола как прием разговорной и художественной речи. Гипербола в литературе и фольклоре. |
Занятие 20. | Метафора. Олицетворение. |
Занятие 21. | Эпитет. Постоянные эпитеты. |
Занятие 22. | Обобщение и повторение по разделу «Художественная проза» (творческие задания) |
Раздел 5. Типы текста.
Занятие 23. | Речевые жанры. Диалог, монолог в литературе и языке. |
Занятие 24. | Письмо как речевой жанр общения. |
Занятие 25. | Практическая работа. Написание письма ветерану Великой Отечественной войны. |
Занятие 26. | Лимерики. Эдвард Лир. Создание лимериков. |
Занятие 27. | Повествование, описание, рассуждение в художественном тексте. |
Занятие 28-29 | Элементы и структура повествования. Создание киносценария по произведению. |
Занятие 30-32 | Описание и его разновидности: пейзаж, портрет, интерьер, натюрморт. |
Занятие 33. | Рассуждение. Монолог, диалог, Обобщение и повторение по разделу «Типы художественного текста» |
Занятие 34. | Заключительное занятие. Творческая работа «Мои впечатления о путешествии в мир литературы» |
Список использованной литературы.
- Авлова Т.Г., Краснова Н.В. Тайны словесного искусства (введение в поэтику). Учебник-хрестоматия. «Специальная литература», СПб, 1996
- Авлова Т.Г., Гербильская И.Е., Краснова Н.В. Тайны словесного искусства (введение в поэтику). Книга для учителя. «Специальная литература», СПб, 1996
- Маранцман В.Г. Изучение литературы в 5 классе. «Специальная литература», СПб, 1996
- Шанский Н.М., Боброва Т.А. Снова в мире слова. М., 2001
- Литература в таблицах. «Дрофа», СПб, 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по литературе: «Путешествие в страну Литературию» (обобщающая игра по курсу литературы 5 класса)
Внеклассное занятие является заключительным при узучении литературы 5 класса. Призвано обобщить изученный материал, систематизировать знания и умения обучающихся....
Контроль знаний по литературе учащегося 8 класса по темам: " Русская литература и история.Устное народное творчество.Из древнерусской литературы".
Данная конрольная работа составлена по разделам учебника-хрестоматии В.Я. Коровиной: " Русская литература и история", "Устное народное творчество", "Из древнерусской литературы". Эта разработка позвол...
Методические разработки: КТД, уроки литературы "Пейзаж и его функции в романе", "САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В КУРСЕ ЛИТЕРАТУРЫ И МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ - ОСНОВНОЙ МЕТОД ПОЛУЧЕНИЯ ЗНАНИЙ И ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА", программа УНТ
Вашему вниманию предлагаются методические разработки урока и коллективного творческого дела, проводимые в ГБОУ СПО "Старицкий колледж" и за его пределами;а также в...
Статья "Формирование устойчивого нравственного поведения на уроках русского языка и литературы". Разработка урока литературы литературы в 8 классе.
Преподавание русского языка. Новые компетенции в условиях ФГОС....
Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...
Бинарный урок по предметам: литература, родная литература и ненецкий язык в 5 «а» классе. Бинарный урок по предметам: литература, родная литература и ненецкий язык в 5 «а» классе.
Бинарный обобщающий урок литература, родная литература и ненецкий язык на тему «Ненецкая сказка «Лабтэйко». Цели урока:- расширить представления о мире сказок;- пока...
План-конспект урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века"
План-конспект итогового урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века" в форме литературной игры...