Мастер-класс «Что в имени моем?»
план-конспект по литературе по теме
Мастер-класс предназначен для учителей-предметников и учителей, занимающихся внеклассной работой. На занятии демонстрируется, как при помощи простых упражнений и заданий развивать творческие способности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_v_imeni_moem.docx | 31.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Толмачева Татьяна Николаевна
Мастер-класс «Что в имени моем?»
Аннотация: мастер-класс предназначен для учителей-предметников и учителей, занимающихся внеклассной работой. На занятии демонстрируется, как при помощи простых упражнений и заданий развивать творческие способности учащихся.
Добрый день, уважаемые коллеги! Разрешите представиться, меня зовут Татьяна Николаевна Толмачева, я учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №17.
Работая над развитием творческих способностей учащихся, на помощь приходят развивающие, ассоциативные игры, творческие задания. До начала нашего занятия проведём небольшую интеллектуальную разминку. Воспользовавшись наименьшим числом моих подсказок «вычислите», загаданный предмет или явление.
1
5. ЭТО – древнейший прибор.
4. ЭТО достоинство карты.
3. ЭТО – заменители балла.
2. С ЭТИМ не справилась мартышка.
1. Это нарисовано на капюшоне королевской кобры.
(Очки)
2
2. ТАК называют самую лёгкую байдарку.
1. ЭТО листы огородного растения.
2. ЭТО основной инструмент учёного любой специальности.
1. Раньше без НЕГО не писали ручки.
1. У птиц ОНИ заменяют шерсть.
(Перо)
Определите известные пословицы, если все слова фразы «Перевёрнуты», то есть замените антонимами.
| Перевёрнутые фразеологизмы | Ответ |
1. | Мокнуть от ненависти | Сохнуть от любви |
2. | Этак вон там кошка вырыта | Так вот где собака зарыта |
3. | Распорото чёрными ножницами | Шито белыми нитками |
4. | Взять красный переулочек | Дать зелёную улицу |
5. | Три ботинка – не комплект | Два сапога – пара |
6. | Двумя войнами отмытые | Одним миром мазаны |
7. | Мочало развязывает | Лыка не вяжет |
По пяти подсказкам вспомните название басни И.А.Крылова.
1
5. Усилия героев этой басни приложены к неодушевлённому предмету.
4. Этот предмет находился рядом с рекой.
3. Герои принадлежали к совершенно разным классам.
2. По правилу параллелограмма усилия их равнялись нулю.
1. Один из них рвался, другой тянул, а третий пятился.
«Лебедь, Рак и щука»
2
5. Сюжет басни подтверждает переместительный закон сложения.
4. В названии басни используется итальянское числительное.
3. герои басни хотели приобщиться к одному из видов искусства.
2. А вот о том, что на инструментах нужно учиться играть, никто не подумал.
1. И пытались добиться хорошего звучания, меняя взаимное расположение.
«Квартет»
«Что в имени моем?» (Творческая мастерская).
Цель: используя стихотворения, создать образ Марины Цветаевой, написать слово о поэтессе, составить коллективный портрет.
Уважаемые коллеги! Предлагаю вам выступить в роли учащихся на учебном занятии.
-Задумывались вы, как имя влияет на человека?
-А знаете ли вы, что означают ваши имена?
Издавна поэты задумывались о своём предназначении, судьбе, имени, связи этих понятий.
«Имя создаёт костяк человека, на который время года лишь наносит краски. Но власть имён не фатальна. Многое дано человеку для развития». (Борис Хигир)
- Какие ассоциации вызывает у вас имя А.С.Пушкин?
(талант, поэт, гений, сказки, няня, внук арапа, кот, цепь, дуб, царевна)
М.Цветаева в стихотворении «Психея» (1920) пишет о Пушкине так:
Пунш и полночь. Пунш - и Пушкин,
Пунш - и пенковая трубка
Пышущая...
-Какие ассоциации возникают у Цветаевой с именем Пушкин?( яркий – говорящий. Для Цветаевой Пушкин ассоциируется с напитком пунш,его талант такой же сверкающий ,пьянящий).
На медальоне, посвященному Пушкину, Игорь Северянин писал:
Есть имена, как солнце! Имена –
Как музыка! Как яблоня в расцвете!
Я говорю о Пушкине: поэте,
Действительном, в любые времена!
Его хвалить! – пугаюсь повторений…
Могу ли запах передать сирени?
Могу ль рукою облачко поймать?..
Какие образы возникают у Северянина?
(солнце, свет, музыка, несказанное, весна, яблоня в расцвете).
-Что нам помогает в этом стихотворении представить образ Пушкина?
(сравнения, риторические восклицания, риторические вопросы, умолчания).
А вот что пишет Пушкин о себе:
Что в имени тебе моем?
Оно умрет, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальный,
Как звук ночной в лесу глухом.
Оно на памятном листке
Оставит мертвый след, подобный
Узору надписи надгробной
На непонятном языке.
-Какие образы возникают у поэта в связи с его именем?
(звук, зрительный образ, печаль, тишина, грусть, тоска, загадка)
Поэты 20 века тоже задумывались о значении своего имени и фамилии. Вот как о своей фамилии пишет Осип Мандельштам:
Это какая улица?
Улица Мандельштама.
Что за фамилия чертова -
Как ее ни вывертывай,
Криво звучит, а не прямо.
Мало в нем было линейного,
Нрава он был не лилейного,
И потому эта улица,
Или, верней, эта яма,
Так и зовется по имени
Этого Мандельштама
-Каким настроением проникнуто это стихотворение?
(грустью, неприятием своей фамилии)
Какие ассоциации вызывает у Осипа Мандельштама его фамилия? (кривая улица, яма).
Обратите внимание, что это стихотворение написано Мандельштамом в ссылке в Воронеже, куда он был переведён из Чердыни после приступа душевной болезни и попытки самоубийства. Тем не менее он предвидел, что его имя останется в истории.
А вот что писала о себе Марина Цветаева:
Кто создан из камня, кто создан из глины, -
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело - измена, мне имя - Марина,
Я - бренная пена морская.
Итак, перед вами имя – Марина Цветаева
а) создайте из букв, составляющих это имя и фамилию, новые существительные в (нарицательные в И.п.).Одну букву можно добавлять свою.
(Рана, марево, навет, ветер, царевна, риск, мать, цвет, вата, мрак, море, осина, мавр, мир, нерв, ритм, травма)
б)Выберите одно слово, которое на ваш взгляд характеризует жизнь М.Цветаевой.
в) Подберите к нему: синонимы, антонимы, ассоциации к этим словам.
Синонимы Ураган Вихрь | Антонимы Покой Смерть Тишь Зефир Безмолвие Молчание | Ассоциации Тоска Свобода Порыв Трагизм Открытость Резкость Страсть Одиночество |
Да, действительно, все это было в жизни М.Цветаевой. Страсть к мужу С. Эфрону, которого она боготворила. Трагедия разлуки, когда муж вынужден уехать за границу. Смерть дочери . Долгие годы эмиграции и тоска по Родине. Тяжелое возвращение домой в Россию, где ее ждала острота одиночества, нищета, молчание, самоубийство. Так что же получается: имя влияет на судьбу человека? Но вернемся к словам Б.Хигира «Имя создаёт костяк человека, на который время года лишь наносит краски. Но власть имён не фатальна. Многое дано человеку для развития». Так может человек сам строит свою судьбу? Подумайте над этим вопросом и дома напишите сочинение-рассуждение «Повлияло ли имя на судьбу М.Цветаевой?»
Рефлексия
Уважаемые коллеги, поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями о мастер-классе и пришлите мне смс, что понравилось или не понравилось.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»
Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Цель: познакомить педагогов с опытом эффективного взаимодействия классного руковод...
2011 г. Материалы мастер-класса Форума "Учитель, перед именем твоим" (гг. Лангепас, Покачи)
Мастер-класс для учителей иностранных языков г.Покачи и г. Лангепас был проведен по материалам участия в городском конкурсе "ИКТ в деятельности учителя-предметника". Аудио и видеоматериалы не включены...
Мастер-класс: «Стендовая защита и мультимедийная презентация исследовательской работы «Сопоставительный анализ имени числительного в русском и ненецком языках».
Аннотация: мастер-класс предназначен для учителей-предметников, учителей, занимающихся внеклассной работой, участников исследовательских проектов. На занятии демонстрируется Стендовая защита, предназн...
Авторская дополнительная программа мастер-класса «Педагог-мастер» для учителей технологии – слушателей курсов повышения квалификации. Тема мастер-класса: «Социальная направленность практической деятельности учащихся»
Изучение данного курса предусматривает ролевую игру с использованием современных технологий креативного решения проблем, изготовление изделий, предложенных учителем на мастер-классе, ...
Мастер-класс по русскому языку "Значение и грамматические признаки имени прилагательного"
Мастер-класс по русскому языку: "*Значение и грамматические признаки имени прилагательного"....
Презентация "Линогравюра"Мастер- класс. Презентация "Линогравюра"Мастер- класс. Мастер- класс подготовлен и и проведен для детей с ОВЗ в Ларьякской коррекционной школе .
Презентация "Линогравюра"Мастер- класс. Мастер- класс подготовлен и и проведен для детей с ОВЗ в Ларьякской коррекционной школе ....
Методическая разработка по проведению мастер-класса "Кулон именной" (в стиле мезенской росписи)
Мезенская роспись прекрасно подходит для использования в творческих занятиях с детьми. Данная методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования, работающих с ...