Урок развития речи. Литературная игра "Проще простого".
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему
По итогам изучения древнерусской литературы,а также поэтов и писателей XVIII в. целесообразно провести литературную игру "Проще простого".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r.r._proshche_prostogo.docx | 18.89 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ №34
Урок развития речи в 9 классе.
Литературная игра "Проще простого".
Модель урока Ермолаевой Инны Леонидовны,
учителя русского языка и литературы
первой квалификационной категории
При изучении древнерусской литературы ,а также творчества поэтов и писателей XVIII в. Ученики сталкиваются с огромным пластом устаревшей и малоупотребительной лексики. Заранее дается задание выписать в алфавитом порядке непонятные устаревшие слова, объяснить их. Эти миниатюрные толковые словари пригодятся и пополнятся во время игры. Два участника разыгрывают, кто будет первым отгадывать слова. Для этого мы вспоминаем имена собственные, встречающиеся, например, в стихотворениях Ломоносова.
Игрокам предлагается распределить карточки по рубрикам:
1)полководец; 6)музыкант;
2)монарх; 7)божество;
3)поэт, писатель; 8)путешественник;
4)ученый; 9)философ;
5)живописец; 10)священнослужитель.
На карточках записаны имена:
Август, Алкивиад, Анакреонт, Аристотель, Боян, Вергилий, Гомер, Гораций, Давид, Декарт, Евклид, Зоил, Иезекиль, Иоанн, Златоуст, Калигула, Колумб, Крез, Лафонтен, Людовик, Никон, Перикл, Пиндар, Платон, Птоломей, Сенека, Сократ, Соломон, Спиноза, Цезарь, Циперон, Эзоп, Алкид, Борей, Вакх, Велес, Геба, Даждьбог, Зевс, Зефир, Клио, Купидон, Марс, Морфей, Музы, Перун, Плутон, Талия, Троян, Фемида, Цирцея.
Тот, кто сделает меньше ошибок, начинает игру.
Её правила: игроки не отвечают на вопросы, они соглашаются или не соглашаются с ответами гостей, которые выбирают из трех вариантов ответа один. «Гостей» на игре девять(это одноклассники, учителя, учащиеся параллельных классов).
Гостей рассаживают за столы в три ряда ,по три человека в ряд. Раунд заканчивается, когда на столиках гостей таблички с крестиками или ноликами выстраиваются в ряд по вертикали, горизонтали, диагонали, как в известной игре «крестики-нолики», и победа присуждается тому из игроков, кто сумел не только правильно ответить, согласен ли он с ответом «гостя», но и выбрать, с кем нужно играть.
Раундов обычно три-пять ,но их может быть и больше в зависимости от времени и желания участников. Задания к игре подбирает ведущий. Их записывают на карточки.
I раунд
1. Можно ли сшить платье из аксамита?
а)да; б) нет.
(Да :аксамит-бархат.)
2. Агнец-это:
а)ангел; б)ягненок; в)огонь.
(Агнец-ягненок.)
3. Багряница-это:
а)то же, что порфира; б)часть порфиры; в)это разные вещи.
(Порфира- парадная царская одежда, багряный плащ(т.е. багряница), отделанный горностаем.)
4. Где вам могли встретиться буки?
а) в лесу; б)в книге; в)на карте.
(Буки-название буквы «б» в церковнославянский азбуках.)
5.Можно ли сейчас побывать в весях?
а)да; б)нет.
(Да: весь- деревня, селение).
6.Покажите длань.
(Длань-рука, ладонь.)
7.Духовник:
а)играет на духовных инструментах; б) создает духи;
в)совершает церковные обряды.
(Духовник-священник, принимающий исповедь).
8.У желны:
а)2 ноги: б)4 ноги; в)6 ног.
(Желна-дятел.)
9.Басурман-это:
а)национальность; б)воинское звание; в)вероисповедание.
(Басурман(басурманин)-иноверец, нехристианин.)
10.Что такое понт?
а)свойство характера; б)море; в)извержение вулкана.
(Понт-море.)
раунд II
1.Покажите потылицу. (Потылица- затылок).
2.Клобук носят:
а)на голове; б)на шее; в)в кармане.
(Клобук- высокий монашеский головной убор с покрывалом.)
3.Кому нравится умет?
а)медведю; б)свинье; в)собаке.
(Умет-грязь ,нечистоты.)
4.Послух- это:
а)послушный ребёнок; б)монах; в)свидетель.
(Послух-свидетель.)
5.Василиск-это :
а)сын Василия; б)цветок; б)нечистая сила.
(Василиск-дракон, змей, нечисть.)
6.Подвенечные бревна делали из:
а)деревьев; б)воска; в)сладостей.
(Подвенечные бревна- верхние бревна в срубе, образуют венец.)
7.Какое отношение имеет яруг к буераку?
а)это одно и то же; б)яруг бывает в буераке; в)буераком измеряют яруг.
(Яруг -овраг, буерак.)
8.Алкать-значит:
а)кричать; б)жаждать; в)бежать.
(Алкать- сильно хотеть.)
9.В веже можно:
а)жить; б)купаться; в)ходить на балы.
(Вежа- шатер, кибитка.)
10. Бирич:
а)играет в бирюльки; б)следит за порядком; в)ничего не делает.
(Бирич- сборщик податей, блюститель порядка.)
раунд III
1.Поднимите шуйцу.
(Шуйца- левая рука.)
2.Присный-это :
а)родной; б)вкусный; в)несоленый.
(Присный- родной, близкий).
3.Сколько копеек в полушке?
а)10; б)1/2; в)1/4.
(Полушка-четверть копейки.)
4.Пардус относится к семейству:
а)парнокопытных; б)пучкожаберных; в)кошачьих.
(Пардус- гепард, семейство кошачьих.)
5.Можно ли употреблять ядь в свежем виде?
а)да; б)нет.
(Ядь-пища.)
6.Пращур-это :
а)динозавр; б)отец прапрадеда или прапрабабки; в)название болезни.
(Пращур- предок, отец прапрадеда, прапрабабки.)
7.Какого цвета бывают ланиты?
а)красные; б)зеленые; в)синие.
(Ланиты-щёки.)
8.Сколько раз в год крестьяне орали?
а)один; б)два; в)сто раз.
(Орать(орати)- пахать.)
9.Можно ли носить кольцо с аспидом?
а)да; б)нет.
(Аспид- ядовитая змея).
10.Из чего делают убрус?
а)из ткани; б)из дерева; в)из теста.
(Убрус-повязка, платок, полотенце.)
раунд IV
1.Простоволосый-это :
а)без кудрей; б)без волос; в) без шапки.
(Простоволосый- с непокрытой головой.)
2.Какого ваше порекло?
(Порекло -прозвание, прозвище.)
3.Прилично ли человеку щечить?
а)да; б)нет.
(Щечить- обирать, тайно брать.)
4.Сколько у вас рамен?
а)2; б)20; в)32.
(Рамена-плечи.)
5.Сядьте ошую.
(Ошую - слева, одесную -справа.)
6.Мурза-это :
а)грязнуля; б)нищий; в)вельможа.
(Мурза- татарский вельможа.)
7.Обло- значит:
а)толстое; б)худое; в) горбатое.
(Обло- толстое, круглое.)
8.Инок живет:
а)в другом государстве; б)монастыре; в) в лесу.
(Инок- православный монах.)
9.Можно ли верить забобонам?
а)да; б)нет.
(Забобоны-сказки, бредни.)
10.Все ли могут писать десницей?
а)да; б)нет.
(Десница -правая рука.)
V раунд
1.Сулица-это:
а)обещание; б)оружие; в)удочка.
(Сулица -копье.)
2.Неколико-это :
а)много ; б)мало; в)нисколько.
(Неколико- несколько, немного.)
3.Где использовались шеришилы?
а)на рыбалке; б) в игре; в)на войне.
(Шерешилы- уже неизвестный военный снаряд.)
4.Что необходимо, чтобы стать толмачом?
а)хорошо рисовать; б)быстро бегать; в)знать языки.
(Толмач- переводчик.)
5.Очеса-это :
а)глаза, б)волосы; в)валенки.
(Очеса- очи,глаза.)
6.Во время брани(битвы) живот можно:
а) набить; б)отрастить, в)потерять.
(Живот-жизнь.)
7.Для чего использовали дощеник?
а)для плавания; б)для захоронения; в)для письма.
(Дощеник(дощаник)- плоскодонное парусное весельное судно.)
8.На вые носят:
а)шапку; б) шарф; в)очки.
(Выя- шея.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Система работы по развитию речи детей с нарушением интеллекта ( на уроках развития речи).
Матриал могут использовать учителя начальных классов школ всех видов....
Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс
Методическая разработка на заочный районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....
Конспект урока по развитию речи. Тема: "Значение музея художника А. С. Ларионова для проведения уроков развития речи учащихся".
Главная цель данного урока научить писать сочинение-описание на материале картины А. С. Ларионова. Задачи урока:обучающие:– формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;–...
Урок развития речи. 8 класс. Литература.Тема. Сравнительная характеристика двух литературных героев. Гринев и Швабрин. (По роману А.С. Пушкина “Капитанская дочка”.)
Сравнительная характеристика двух литературных персонажей - один из трудных жанров школьного сочинения. На этом уроке идет подготовка к написанию сочинения, рассматриваются поэтапно приемы сопоставлен...
Выступление на методическом объединении. Развитие описательно – повествовательной речи учащихся 5-6 классов II отделения школы для слабослышащих и позднооглохших детей на уроках развития речи.
Выступление на методическом объединении.Развитие описательно – повествовательной речи учащихся 5-6 классов II отделения школы для слабослышащих и позднооглохших детей на уроках разви...
Доклад на тему: «Развитие ритмико-интонационной стороны речи на уроках развития речи»
Доклад на тему: «Развитие ритмико-интонационной стороны речи на уроках развития речи»...
Портрет литературного героя (урок развития речи 6 класс).
Данная разработка выполнена в технологии Web-quest и может быть использована как на уроке в том числе с использованием (технологии "Перевёрнутый класс"), так и во время дистанционного обучен...