Урок литературы в 11 классе
презентация к уроку по литературе (11 класс) на тему
Урок по лирике А.Блока в контексте технологии исследовательской деятельности. Приложение: памятка о работе в парах, презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_pole_kuliklvom.pptx | 1.07 МБ |
11_blok.docx | 20.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Рассвет на поле Куликовом…
Пересвет на поле Куликовом Поединок Пересвета с Челубеем
Дмитрий Донской на поле Куликовом
Закат на поле Куликовом…
Предварительный просмотр:
« И вечный бой…»
Урок литературы в 11 классе.
Учитель: Юлаева Ирина Алексеевна.
Цель урока: создание условий, способствующих раскрытию внутреннего мира обучающихся на основе осознанной взаимосвязи и цикличности исторических процессов, событий, запечатлённых в слове.
Задачи урока:
1) образовательная: учить критически и творчески мыслить, сопоставляя и анализируя информацию;
2) развивающая: развивать навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, оценка, аргументация), навыки анализа лирического произведения;
3) воспитательная: воспитывать личность, ощущающую себя гражданином России, ответственную за всё, что происходит в стране; за её настоящее и будущее.
Ведущая технология: исследовательская деятельность (с элементами творческой мастерской).
Форма организации деятельности обучающихся: самостоятельно – поисковая работа в паре, в малой группе.
ИКТ сопровождение: презентация к уроку.
Межпредметные связи: история России, философия, МХК.
Ход урока.
1. Сообщение темы урока, согласование целей с обучающимися. Создание атмосферы доверия и сотрудничества. Форма работы: прочтение художественного произведения с точки зрения первичных впечатлений, настроений, чувств. Задание для обучающихся: записать свои впечатления, настроения, возникшие по прочтении, в виде ассоциативного ряда.
2. Создание проблемной ситуации ( формулировка проблемных вопросов для обучающихся):
а) почему своё произведение А.Блок назвал «На поле Куликовом»?
б) к каким историческим событиям обращается поэт и почему?
в) почему Россия оказалась под властью Золотой Орды ( сил Зла)?
3. Работа с презентацией «На поле Куликовом» (подбор репродукций, слайдов, произведений живописи, отображающих данный исторический момент, близких по содержанию стихотворению А.Блока).
Задание для обучающихся: определить (обсудив в паре, группе) и кратко записать свои впечатления от увиденного, сравнить изображённое и текст Блока (чувства, краски, звуки, образы, настроение; единство образов, ощущения и восприятия данного исторического момента и т.п.). Обмен впечатлениями и мнениями; обсуждение и изложение своего отношения.
4. Реализация индивидуального домашнего задания ( группа обучающихся на основе работы с различными, в том числе интернет, источниками). Обращение к историческим событиям, о которых пойдёт речь в стихотворении ( Русь 14 века, междоусобные княжеские войны, борьба за власть, борьба народа с врагами, подвиги русских богатырей, Евпатий Коловрат; Куликовская битва; патриотизм русских воинов, князя Дмитрия Донского, монахов - воинов Пересвета и Ослябы ( иноков Андрея и Александра) ; предсказание преподобного Сергия Радонежского)
5.Работа с названием стихотворения «На поле Куликовом»: построение ассоциативного ряд ( Русь, князь, воин, битва, Добро, Зло, Родина, семья, отец, мать, жена, дети, свобода и т.п.); обмен лексическим материалом, предъявление своей позиции.
6.Самостоятельная работа в паре (малой группе): исследование литературного текста на основе плана - анализа лирического произведения. Особое внимание уделяем работе со словом художника ( слова -символы, цветовые, звуковые, образные ассоциации. Поиск ключевых образов, строк, метафор, их ассоциативное « прочтение».
7. Диалог мнений: чтение и обмен лексическим материалом. Устные ответы - варианты « прочтения» стихотворения, понимания творческого замысла автора, его идеи; «мучительного» поиска ответов на « проклятые» вопросы. Варианты ответа на вопросы, обозначенные в начале урока.
8.Составление таблицы:
Предложения Ключевые строки | Слова- повторы, синонимические ряды | Цвет | Звук | Художественные средства |
Вывод:
а) на сколько частей можно разделить стихотворение?
б) персонификация в стихотворении: образ лирического «Я», образ России-Руси (Добро), образ врага (Зло);
в) в чём вы видите сходство ситуаций? Почему поэт в начале 20 века обратился к событиям века 14?
9.Рефлексия: письменная миниатюра на тему (по выбору):
а) «Россия Блока - это…»
б) «Моя Россия».
10. Домашнее задание: подготовить стихотворение к прочтению наизусть (расставив логические паузы, выбрав интонацию и акценты прочтения).
Приложение
Памятка «Как работать в паре».
I. Восприятие стихотворения
1. Внимательно перечитайте стихотворение.
2. Прочитайте (не мешая остальным) стихотворение друг другу.
3. Поделитесь друг с другом первыми впечатлениями от прочитанного, запишите в виде словоряда:
- тема (о чём);
- тональность;
- настроение;
- впечатление.
4. Запишите (коротко) ваше первичное впечатление.
II. Выпишите из произведения
- непонятные слова;
- ключевые слова.
Что представляет собой «словарь» поэта?
III. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения:
- отметьте слова, которые необходимо логически и интонационно выделить;
- расставьте паузы (длинные и короткие); продумайте «характер» прочтения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".
Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....
Литература периода Великой Отечественной войны. Поэзия ( урок - обозрение ) урок литературы 11 класс
лекция с элементами беседы. анализ стих....
Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".
Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...
Презентация к уроку литературы 9 класс"Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции"
Презентация к уроку...
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока по литературе для учащихся 9 класса...
Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).
Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....
Синтетические виды искусства. Особые формы поэзии в русской литературе конца XX – начала XXI века. Урок литературы, 11 класс (профильная группа)
Учитель: Солдатова Светлана Сергеевна,Первая квалификационная категорияЦели:1. Рассмотреть слияние разных видов искусства;2. Познакомиться с особыми фор...