Литературный ринг
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Литературный ринг
Цели:
- Систематизация и проверка знаний школьников.
- Развитие внимания, памяти, мышления, устной и письменной речи.
- Воспитание чувства любви к родной литературе, чувства коллективизма.
Оборудование: ручки, карандаши, медали для награждения.
Ход занятия
I. Организационный момент
Учитель: Ребята! Сегодня наша классная комната на 40 минут превратиться в ринг, а каждый из вас получит возможность побороться силушкой, но не физической, а умственной.
Выбирать самую читающую, думающую команду будет строгое жюри.
Сегодня членами жюри будут:
1. ………
2. ………
(Члены жюри – обучающиеся.)
II. Знакомство с правилами игры
III. Задание 1
“Назови команду”
В нашей игре примут участие две команды. Давайте дадим командам названия. Для этого каждая из команд получает рассыпавшуюся картинку. Если вы соберете ее правильно, то прочитаете название своей команды и девиз.
Команды представляют название команды, девиз, называют произведение, строчки которого послужили девизом.
1-я команда – “Капитаны”
Девиз: “Бороться и искать, найти и не сдаваться!”
Команда выбрала себе слова из клятвы Сани Григорьева, героя книги “Два капитана” Каверина.
2-я команда – “Один за всех и все за одного!”
Конечно, вы помните книгу и героев, которым принадлежит этот девиз? – “Три мушкетера” А. Дюма.
IV. Раунд “Поэзия”
Теперь, когда команды представились, мы можем начинать наш ринг.
Я объявляю 1-й РАУНД.
Первый раунд посвящен ПОЭЗИИ. Вам предстоит вспомнить имена русских поэтов и их стихи, а также самим составить небольшое стихотворение.
Задание 1
По начальным рифмам отгадать стихотворение и автора.
Задание 2
В течение минуты подобрать рифмы к словам, составить небольшое стихотворение, используя эти слова.
Задание 3
Вспомнить как можно больше стихов (песен) о зиме, новогодних праздниках и т.п.
Команды по очереди называют несколько строк из стихотворений (песен). Время – 3 минуты.
Итоги 1 раунда.
V. Раунд “Детектив”
Детектив, зародившись в 19 веке, остается самым любимым жанром. Ваши бабушки и дедушки зачитывались рассказами Э. По, повестями К. Дойла, К. Честертона, А. Кристи. Ваши родители – произведениями Чейза, Б. Мегрели, Э. Хруцкого. А вам, наверняка, знакомы героини Марининой, Поляковой.
Сегодня вы сами превратитесь в сыщиков, а искать будете не преступников, а литературных героев.
Задание 1
Фоторобот
1-я команда – “Настоящая казацкая папаха, чуб, торчащий на голове, длинные усы, суровый взгляд и постоянная его спутница – люлька”.
(Тарас Бульба. "Тарас Бульба", Гоголь.)
И, обращен к нему спиною,
В неколебимой вышине,
Над возмущенною Невою
Стоит с простертою рукою
Кумир на бронзовом коне.
(А.С. Пушкин. “Медный всадник”)
…нельзя сказать, чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица, что называется геморроидальным… (Н.В. Гоголь. “Шинель”. Акакий Акакиевич.)
Он был изгнан из числа светлых ангелов и “давно отверженный блуждал// В пустыне мира без приюта:// Вослед за веком век бежал,// Как за минутою минута…” (М.Ю. Лермонтов. “Демон”)
“Этот человек в преклонном возрасте поневоле ходил в просторных, но давно вышедших из моды туфлях – мешали мозоли столетней давности”. (Лагин. “Старик Хоттабыч”).
Когда его попросили представиться, он сказал: “Я красивый и умный мужчина в полном расцвете лет”. (А. Линдгрен. “Малыш и Карлсон”. Карлсон)
Задание 2
Особо важная личность. Узнать писателя по портрету.
Портреты пронумерованы. Каждая команда записывает фамилию напротив цифры, сдает в жюри.
Задание 3
Определить произведение, автора, назвать героев.
Итоги 2 раунда
VI. Раунд “Блиц-опрос”
За 30 сек. ответить на 10 вопросов.
- Писатель, который на дуэли в 1841 году сражался с Мартыновым и в знак примирения выстрелил в воздух. (Лермонтов.)
- Литературная героиня, к которой змей являлся в облике ее мужа. (Феврония.)
- Рассказ, названный именем пресмыкающегося, которое быстро меняет цвет кожи. (“Хамелеон”.)
- Что такое ямб, хорей? (Двусложные размеры.)
- Что начинается со слов: “Жили-были…” (Сказки.)
- Кто говорил волшебные слова: “Сим-сим, откройся”? (Али-Баба.)
- Кто из литературных героев двадцать восемь лет провёл на необитаемом острове? (Робинзон Крузо.)
- Из какого литературного произведения крылатая фраза: “Служить бы рад – прислуживаться тошно”? (“Горе от ума”.)
- На какой водоем смотрел Лермонтов, когда сочинял стихотворение “Парус”? (Черное море.)
- Некая бедная домохозяйка достигла высокого положения и богатства. Однако, зазнавшись, оскорбила своего спонсора и вновь обеднела. Какова профессия супруга этой женщины? (Рыбак.)
- Чьи это годы жизни: 1799–1837? (Пушкина.)
- Это произведение имеет название хищного насекомого, которое автор наделил умением “петь и плясать”. (Стрекоза.)
- В каком произведении и какого автора царь скончался от нападения птицы? (“Золотой петушок”.)
- Назовите имя Сойера из одноименной повести Марка Твена? (Том.)
- Чего лишен белый стих? (Рифмы.)
- Кто подсказал А. Пушкину сюжет поэмы “Руслан и Людмила”? (Кот ученый.)
- Кто говорил волшебные слова: “Раз, два, три. Горшочек, вари!” (Девочка.)
- Какому писателю принадлежат слова: “Краткость – сестра таланта”? (Чехову.)
- Кто из литературных героев потерпел кораблекрушение и был взят в плен лилипутами? (Гуливер.)
- Трое пытались поймать того, кто оставил без пищи двух стариков, но этот тип трижды уходил от них. А четвертый преследователь, прикинувшись глухим, поймал…Кого? (Колобка.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повторительно – обобщающий урок «Литературный ринг».
Повторительно – обобщающий урок «Литературный ринг».Урок литературы в 10 классе.Балина Т. И.- преподаватель русского языка и литературы Раменского политехнического техникума. Цели:Выя...
Литературный ринг
Может использоваться как воспитательный или классный час....
Литературный ринг (7 класс)
внеклассное мероприятие 7 класс...
Урок-литературный ринг "Путешествие в страну сказок"
обощающий урок по творчеству А.С.Пушкина...
Литературный ринг
Обобщающий урок по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор"...
Внеклассное мероприятие по литературе "Литературный ринг"
Внеклассное мероприятие для 9 класса...
Внеклассное мероприятие по литературе. Литературный ринг «Страна, которой нет на глобусе».
Данное мероприятие разработано для обучающихся 5-7 классов....