Литературный ринг
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Махутова Галина Николаевна

Конспект урока "Литературный ринг"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnyy_ring.docx19.9 КБ

Предварительный просмотр:

Литературный ринг

Цели:

  • Систематизация и проверка знаний школьников.
  • Развитие внимания, памяти, мышления, устной и письменной речи.
  • Воспитание чувства любви к родной литературе, чувства коллективизма.

Оборудование:  ручки, карандаши, медали для награждения.

Ход занятия

I. Организационный момент

Учитель: Ребята! Сегодня наша классная комната на 40 минут превратиться в ринг, а каждый из вас получит возможность побороться силушкой, но не физической, а умственной.

Выбирать самую читающую, думающую команду будет строгое жюри.

Сегодня членами жюри будут:

1. ………
2. ………

(Члены жюри – обучающиеся.)

II. Знакомство с правилами игры

III. Задание 1

“Назови команду”

В нашей игре примут участие две команды. Давайте дадим командам названия. Для этого каждая из команд получает рассыпавшуюся картинку. Если вы соберете ее правильно, то прочитаете название своей команды и девиз.

Команды представляют название команды, девиз, называют произведение, строчки которого послужили девизом.

1-я команда – “Капитаны”

Девиз: “Бороться и искать, найти и не сдаваться!”

Команда выбрала себе слова из клятвы Сани Григорьева, героя книги “Два капитана” Каверина.

2-я команда – “Один за всех и все за одного!”

Конечно, вы помните книгу и героев, которым принадлежит этот девиз? – “Три мушкетера” А. Дюма.

IV. Раунд “Поэзия”

Теперь, когда команды представились, мы можем начинать наш ринг.

Я объявляю 1-й РАУНД.

Первый раунд посвящен ПОЭЗИИ. Вам предстоит вспомнить имена русских поэтов и их стихи, а также самим составить небольшое стихотворение.

Задание 1

По начальным рифмам отгадать стихотворение и автора.

Задание 2

В течение минуты подобрать рифмы к словам, составить небольшое стихотворение, используя эти слова.

Задание 3

Вспомнить как можно больше стихов (песен) о зиме, новогодних праздниках и т.п.

Команды по очереди называют несколько строк из стихотворений (песен). Время – 3 минуты.

Итоги 1 раунда.

V. Раунд “Детектив”

Детектив, зародившись в 19 веке, остается самым любимым жанром. Ваши бабушки и дедушки зачитывались рассказами Э. По, повестями К. Дойла, К. Честертона, А. Кристи. Ваши родители – произведениями Чейза, Б. Мегрели, Э. Хруцкого. А вам, наверняка, знакомы героини Марининой, Поляковой.

Сегодня вы сами превратитесь в сыщиков, а искать будете не преступников, а литературных героев.

Задание 1

Фоторобот

1-я команда – “Настоящая казацкая папаха, чуб, торчащий на голове, длинные усы, суровый взгляд и постоянная его спутница – люлька”.

(Тарас Бульба. "Тарас Бульба", Гоголь.)

И, обращен к нему спиною,
В неколебимой вышине,
Над возмущенною Невою
Стоит с простертою рукою
Кумир на бронзовом коне.
(А.С. Пушкин. “Медный всадник”)

…нельзя сказать, чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица, что называется геморроидальным… (Н.В. Гоголь. “Шинель”. Акакий Акакиевич.)

Он был изгнан из числа светлых ангелов и “давно отверженный блуждал// В пустыне мира без приюта:// Вослед за веком век бежал,// Как за минутою минута…” (М.Ю. Лермонтов. “Демон”)

“Этот человек в преклонном возрасте поневоле ходил в просторных, но давно вышедших из моды туфлях – мешали мозоли столетней давности”. (Лагин. “Старик Хоттабыч”).

Когда его попросили представиться, он сказал: “Я красивый и умный мужчина в полном расцвете лет”. (А. Линдгрен. “Малыш и Карлсон”. Карлсон)

Задание 2

Особо важная личность. Узнать писателя по портрету.

Портреты пронумерованы. Каждая команда записывает фамилию напротив цифры, сдает в жюри.

Задание 3

Определить произведение, автора, назвать героев.

Итоги 2 раунда

VI. Раунд “Блиц-опрос”

За 30 сек. ответить на 10 вопросов.

  1. Писатель, который на дуэли в 1841 году сражался с Мартыновым и в знак примирения выстрелил в воздух. (Лермонтов.)
  2. Литературная героиня, к которой змей являлся в облике ее мужа. (Феврония.)
  3. Рассказ, названный именем пресмыкающегося, которое быстро меняет цвет кожи. (“Хамелеон”.)
  4. Что такое ямб, хорей? (Двусложные размеры.)
  5. Что начинается со слов: “Жили-были…” (Сказки.)
  6. Кто говорил волшебные слова: “Сим-сим, откройся”? (Али-Баба.)
  7. Кто из литературных героев двадцать восемь лет провёл на необитаемом острове? (Робинзон Крузо.)
  8. Из какого литературного произведения крылатая фраза: “Служить бы рад – прислуживаться тошно”? (“Горе от ума”.)
  9. На какой водоем смотрел Лермонтов, когда сочинял стихотворение “Парус”? (Черное море.)
  10. Некая бедная домохозяйка достигла высокого положения и богатства. Однако, зазнавшись, оскорбила своего спонсора и вновь обеднела. Какова профессия супруга этой женщины? (Рыбак.)
  1. Чьи это годы жизни: 1799–1837? (Пушкина.)
  2. Это произведение имеет название хищного насекомого, которое автор наделил умением “петь и плясать”. (Стрекоза.)
  3. В каком произведении и какого автора царь скончался от нападения птицы? (“Золотой петушок”.)
  4. Назовите имя Сойера из одноименной повести Марка Твена? (Том.)
  5. Чего лишен белый стих? (Рифмы.)
  6. Кто подсказал А. Пушкину сюжет поэмы “Руслан и Людмила”? (Кот ученый.)
  7. Кто говорил волшебные слова: “Раз, два, три. Горшочек, вари!” (Девочка.)
  8. Какому писателю принадлежат слова: “Краткость – сестра таланта”? (Чехову.)
  9. Кто из литературных героев потерпел кораблекрушение и был взят в плен лилипутами? (Гуливер.)
  10. Трое пытались поймать того, кто оставил без пищи двух стариков, но этот тип трижды уходил от них. А четвертый преследователь, прикинувшись глухим, поймал…Кого? (Колобка.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторительно – обобщающий урок «Литературный ринг».

Повторительно – обобщающий урок  «Литературный ринг».Урок литературы в 10 классе.Балина Т. И.- преподаватель русского языка и литературы Раменского политехнического техникума. Цели:Выя...

Литературный ринг

Может использоваться как воспитательный или классный час....

Литературный ринг (7 класс)

внеклассное мероприятие 7 класс...

Урок-литературный ринг "Путешествие в страну сказок"

обощающий урок по творчеству А.С.Пушкина...

Литературный ринг

Обобщающий урок по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор"...