Рабочая программа по литературе В.Я.Коровина 5 класс
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему

Каширцева Надежда Валентиновна

Рабочая программа составлена в соответсвии с требованиями ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИВАНОВСКИЙ ФИЛИАЛ

МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

МОИСЕЕВО-АЛАБУШСКОЙ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

УВАРОВСКОГО РАЙОНА

ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Рассмотрена и рекомендована к утверждению

Председатель МС А.А Белькова_____________

Протокол №  от    августа 201   года

Утверждена приказом

Заведующий филиалом Л.Ф.Петрова ___________

Приказ № __ от «____» ____________ 201   года

Рабочая программа

по литературе

для 5 класса

Литература 5 класс

Пояснительная записка

1. Роль и место дисциплины

    Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.  

 В 5 классе формируются представления о специфике литературы как искусстве слова, развивается умение осознанного чтения, способность общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения – от метафоры до композиции. Пятиклассники активно воспринимают прочитанный текст, но недостаточно владеют собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы, проектной деятельности учащихся. Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

    На изучение литературы  отводится 3 ч в неделю. Программа и материал УМК рассчитаны на 105 часов.

2. Адресат

Программа адресована учащимся пятого класса Ивановского филиала  МБОУ Моисеево-Алабушской сош

3. Нормативные правовые документы

1. Закон Российской Федерации «Об Образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» от 17.12.2010 г. №1897

3.  Примерная программа по литературе к УМК В.Я.Коровиной, М.: Просвещение, 2016.

4.Сведения о программе,

на основании которой разработана

рабочая программа

За основу взята авторская программа  по литературе к УМК В.Я.Коровиной, М.: Просвещение, 2016.

5. Цели и задачи

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

На основании требований Государственного  образовательного стандарта второго поколения в содержании  календарно- тематического планирования  предполагается реализовать актуальные  в настоящее время компетентностный , личностно ориентированный, деятельностный  подходы, которые  определяют задачи обучения:

  • приобретение  знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
  • овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
  • устного пересказа подробному, выборочному, сжатому,  от другого  лица, художественному) небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки;
  • свободному владению монологической и диалогической речью в объёме изучаемых произведений;
  • научиться развёрнутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;
  • отзыву на самостоятельно прочитанное произведение;
  • способами свободного владения письменной речью;
  • освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенциями.

6. Специфика  программы

Программа решает основную задачу преподавания литературы: развивать представление о литературе как об искусстве слова, воспитать культуру читательского восприятия, понимание авторской позиции, читательских интересов, художественного вкуса.

Программа позволяет учитывать различный уровень подготовки учащихся и в соответствии с ним строить свою работу. С учётом личностно-ориентированного подхода к обучению, способствует формированию ключевых и предметных компетенций. Данная программа обеспечивает прочную связь материала 5 класса с начальной школой. В процессе дальнейшего литературного образования личностные качества ученика как заинтересованного читателя углубляются и расширяются. Воспитательные возможности предмета реализуются не только за счёт информативной стороны произведений, но и за счёт воспитательных ресурсов самого языка

Подбор литературных произведений структурирован: фольклор, произведения русской литературы с древности до XX века, знакомство с произведениями зарубежной литературы. Содержание доступно восприятию учащихся, выстроено логично, взаимосвязано по разделам и темам, формирует учебную мотивацию. Вводятся необходимые для работы с художественными текстами литературоведческие понятия.

7. Информация о количестве   учебных часов

В соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком Ивановского филиала МБОУ Моисеево-Алабушской средней общеобразовательной школы на изучение литературы отводится 105 учебных часов из расчета 3 часа в неделю в 5 классе.

8. Формы организации учебного процесса

          При реализации данной рабочей учебной программы  применяется классно – урочная система обучения. При этом используются следующие общие формы обучения:

- индивидуальная (консультации);

- групповая (на практических занятиях);

- фронтальная (работа учителя сразу со всем классом в едином темпе с общими задачами);

- парная (взаимодействие между двумя учениками с целью осуществления взаимоконтроля).

9. Виды и формы контроля

Формы контроля, выявляющие подготовку учащихся по литературе, служат соответствующие виды работ: устные выступления, чтение, пересказ произведения, чтение наизусть, выразительное чтение, решение литературных задач, презентации.

Основные виды КИМов: тесты,  сочинения, литературоведческие диктанты. 

10. Информация об используемом учебнике.

Для реализации программы используется учебник в 2-х часях В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева, В.И.Коровина,  который соответствует требованиям обязательного минимума содержания основного общего образования и рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации.

Содержание рабочей программы

1. Основные содержательные линии курса

1. Введение.  Книга в жизни человека- 1ч.

2. Устное народное творчество – 10ч.

3. Из древнерусской  литературы - 2ч.

4. Из русской литературы 18 века – 1ч.

5. Из русской литературы 19 века – 40ч. ( сочинений -1)

6. Из русской литературы 20 века – 34 ч. (сочинений -2)

7. Писатели улыбаются – 4 ч.

8. Из зарубежной литературы – 13ч.

2. Структура программы

Введение. Книга в жизни человека  (1ч)

 Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.

 Устное народное творчество (10ч.)

Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)

Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы… Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.герои сказки в оценке автора-народа. Особенности жанра.

«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» - народное представление о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок  (начальное представление). Сравнение.

Из древнерусской  литературы (2ч)

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Теория литературы. Летопись (начальное представление).  

Из русской литературы 18века (1ч)

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальное представление).

Из русской литературы 19 века (40 ч)

Русские басни.

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).

Теория литературы. Басня (развитие представления), аллегория (начальное представление), понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Теория литературы. Лирическое послание (начальные представления). Пролог (начальные представления).

Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.

Теория литературы. Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальное представление).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.

«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

«Ночь перед Рождеством». (Для внеклассного чтения). Поэтические картины народной жизни (праздники, обряды, гулянья). Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев. Изображение конфликта темных и светлых сил.

Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.

«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу. (Для внеклассного чтения).

«Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.

Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальное представление). Литературный герой (начальное представление).

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение (развитие представлений). Сюжет (начальное представление).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор (развитие представлений), речевая характеристика персонажей (начальные представления). Речь героев как средство создания комической ситуации.

Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся).

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

Из русской литературы 20 века (34ч)

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.Рассказ «Подснежник». (Для внеклассного чтения.) Тема исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.

«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальное представление).  

Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» - поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальное представление).   Сказ и сказка (общее и различное).

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.

«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.

«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Драма как род литературы (начальное представление).   Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу.основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальное представление).  

«Ради жизни на Земле…»

Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста».

Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А.Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н.Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.

Писатели улыбаются (4ч)

Саша Черный.«Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей. Ю.Ч.Ким «Рыба-кит»

Теория литературы. Юмор (развитие понятия).

Из зарубежной литературы (13ч)

Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.

«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе. «Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе. «Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.).снежная королева и Герда – противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.

Теория литературы. Художественная деталь (начальные представления).

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе. «Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

3. Требования к результатам

Личностными результатами учащихся к окончанию 5 класса, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:

• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» к окончанию 5 класса проявляются в:

• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты выпускников 5 класса состоят в следующем:

1) в познавательной сфере:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• овладение навыками анализа литературного произведения: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка;

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры;

• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы;

4) в эстетической сфере:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; формирование эстетического вкуса;

• понимание роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Учебно-методический комплект по литературе, реализующий программу:

  1. Коровина В.Я. Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. М.: Просвещение, 2015
  2. В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. Читаем, думаем, спорим. Дидактические материалы по литературе. М.: Просвещение, 2014.
  3. Ахмадуллина Р.Г. Литература. Рабочая тетрадь. 5 класс: пособие для учащихся общеобразовательных организаций в 2ч. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014.

Дополнительная литература

  1. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе 5 класс. – М.: ВАКО, 2011
  2. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс.  М: ВАКО, 2007.
  3. Литература. 5 класс : поурочные планы по учебнику В.Я. Коровиной и др. / авт.-сост. И.В. Карасева, В.Н. Пташктна. – 3-е изд., перераб. и доп. – Волгоград : Учитель, 2011

Средства обучения

  1. Портреты русских и зарубежных поэтов и писателей
  2. Раздаточный материал по темам курса
  3. Репродукции картин художников
  4. Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СD-PОМ / Сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. - М.: Просвещение, 2012.

Интернет-ресурсы

  1. http://www.proshkolu.ru – методическая копилка по предметам
  2. http://www.openclass.ru        - цифровые образовательные ресурсы.
  3. http://www.saharina.ru/ - тесты по литературе.
  4. http://school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых образовательных        ресурсов.
  5. http://nsportal.ru/ - социальная сеть работников образования.
  6. http://www.a4format.ru/ - виртуальная библиотека по литературе.
  7. http://www.rol.ru – Электронная версия журнала «Вопросы литературы»
  8. http://www.1september.ru – Электронные версии газеты «Литература» (Приложение к «Первому сентября»)
  9. http://center.fio.ru  – Мастерская «В помощь учителю. Литература»

ИВАНОВСКИЙ ФИЛИАЛ

МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

МОИСЕЕВО-АЛАБУШСКОЙ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

УВАРОВСКОГО РАЙОНА

ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«Рассмотрено»                                                                                                   «Утверждаю»                              

Председатель    МС                                                                                          Заведующий Ивановским филиалом

А.А Белькова_________________                                                                   Л.Ф.Петрова_____________________

Протокол №                                                                                                     Приказ № ___

от     августа 201  года                                                                                    от «___» _____________ 201  года

Календарно-тематическое планирование

по литературе

для 5 класса

учителя Каширцевой Надежды Валентиновны

Пояснительная записка

Календарно-тематическое планирование для 5 класса составлено на основе рабочей  программы по литературе к УМК В.Я.Коровиной,  В.П. Журавлева, В.И. Коровина, М.: Просвещение, 2016.

Учебник

Коровина В.Я. Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. М.: Просвещение, 2015

Используемая литература

  1. Коровина В.Я. Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. М.: Просвещение, 2015
  2. В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. Читаем, думаем, спорим. Дидактические материалы по литературе. М.: Просвещение, 2014.
  3. Ахмадуллина Р.Г. Литература. Рабочая тетрадь. 5 класс: пособие для учащихся общеобразовательных организаций в 2ч. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014.
  4. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе 5 класс. – М.: ВАКО, 2011
  5. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс.  М: ВАКО, 2007.
  6. Литература. 5 класс : поурочные планы по учебнику В.Я. Коровиной и др. / авт.-сост. И.В. Карасева, В.Н. Пташктна. – 3-е изд., перераб. и доп. – Волгоград : Учитель, 2011

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.proshkolu.ru – методическая копилка по предметам
  2. http://www.openclass.ru        - цифровые образовательные ресурсы.
  3. http://www.saharina.ru/ - тесты по литературе.
  4. http://school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых образовательных        ресурсов.
  5. http://nsportal.ru/ - социальная сеть работников образования.
  6. http://www.a4format.ru/ - виртуальная библиотека по литературе.
  7. http://www.rol.ru – Электронная версия журнала «Вопросы литературы»
  8. http://www.1september.ru – Электронные версии газеты «Литература» (Приложение к «Первому сентября»)
  9. http://center.fio.ru  – Мастерская «В помощь учителю. Литература»

Количество часов по учебному плану:

На изучение литературы в 5 класса отводится 105 учебных часов из расчета 3 часа  в неделю.

Календарно - тематическое планирование

№урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Характеристика

деятельности учащихся

план

факт

1

Роль книги в жизни человека

1

Пользоваться учебником, определять роль книги в жизни человека.

2

Устное народное творчество.

Фольклорные жанры

10

1

Отличать друг от друга малые жанры фольклора: пословицы, поговорки, загадки; понимать язык произведений устного народного творчества (сжатость и мудрость народной речи. многозначность смысла пословиц и поговорок).

3

Загадки

1

Изучить малые фольклорные жанры, их отличительные особенности; причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора

4

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые сказки

1

Рассмотреть  жанровые особенности, виды сказок; характерные для сказок обороты речи (постоянные эпитеты, сказочные зачины и концовки); уметь определять характерные для сказок обороты речи в самостоятельно прочитанных сказках,

5

Русская народная сказка «Царевна-лягушка»

1

Определять особенности фольклорной волшебной сказки, истолковывать смысл «необычайных ситуаций»

6

«Царевна-лягушка». Образ невесты –волшебницы. Ритмичность сказочного повествования.

1

Формулировать мораль сказки, находить отраженные в ней народные идеалы, развивать воображение, мотивировать ответ

7

Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Постоянные эпитеты, повторы.

1

Иметь представление о системе образов сказки и приемах ее создания; составлять рассказ о сказочном герое (портрет, речь, поступки, поведение, отношение к окружающим).

8

Изобразительный характер формул волшебной сказки. Поэтика сказки.

1

Понимать тайны сказочной поэтики, народную мудрость, переданную в сказке, находить отличия в вариантах сказки.

9

«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания.

1

Видеть жанровые признаки волшебной сказки и пересказывать ее фрагменты.

10

Особенности сюжета сказки. Иван — крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки.

1

Видеть нравственное превосходство главного героя; составлять план; устно описывать иллюстрацию; осмысливать содержание сказки; развивать навыки художественного пересказа.

11

Сказки «Журавль и цапля», «Солдатская шинель». Сказочники.

1

Объяснять отличие сказки о животных и бытовой сказки, от волшебной.

12

Из древнерусской  литературы

Возникновение древнерусской литературы. Летописание. «Повесть временных лет» как литературный памятник

2

1

Понимать, когда возникла древнерусская литература; основную мысль «Повести временных лет», одной из ее частей «Подвиг отрока…»; коротко передавать содержание статьи учебника, объяснять жанровые особенности летописи (краткость, напевность, отношение автора к героям).

13

«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи

1

Определять черты фольклора в летописи, сопоставлять текст с репродукциями картин.

14

Из русской литературы 18 века

М.В. Ломоносов «Случились вместе два астронома в пиру» - научные истины в поэтической форме

1

1

Понимать значимость личности М.В.Ломоносова, объяснять смысл прочитанного стихотворения

15

Из русской литературы 19 века

Роды и жанры литературы. Басня, аллегория, эзопов язык.И.А.Крылов.

40

1

Изучить теоретико-литературные понятия: роды литературы (эпос, лирика, драма, «басня», «мораль», «аллегория», «олицетворение»), литературные жанры;  оперировать ими в речи

16

«Волк на псарне». Отражение исторических событий в басне. Патриотическая позиция автора

1

Познакомиться с творческой историей басни, понимать ее драматический конфликт, исторический контекст и мораль басни; выразительно читать, при помощи интонации выражать чувства героев

17

«Свинья под Дубом», «Ворона и Лисица». Осмеяние пороков: жадности, невежества, неблагодарности, хитрости, глупости

1

Находить аллегорию, мораль, объяснять их, использовать поговорки, пословицы, афоризмы из басен Крылова в речи; устанавливать ассоциативные связи с произведениями живописи, сопоставлять басни Крылова с баснями других авторов.

18

Вн. чт. Басни И.А.Крылова

1

Оценивать отношение автора к героям, увлекательность и сценичность басенного сюжета, разговорную интонацию стихотворного повествования, мастерство антитезы и афористичность речи; сравнивать басни прозаические и поэтические,

19

В.А. Жуковский-сказочник. «Спящая царевна»

1

Изучить сведения о поэте, историю создания сказки, сюжет и героев

20

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета

1

Рассмотреть сюжет и героев литературной сказки; понимать отличие сказки литературной от народной; сопоставлять литературную и фольклорную сказки

21

Баллада В. А. Жуковского «Кубок». Благородство и жестокость героев баллады

1

Изучить историю создания баллады, определение понятия «баллада», ее жанровые особенности; определять реальные события и фантастические, отношение автора к героям;  выразительно читать балладу.

22

Детство А. С. Пушкина. Годы учения. Стихотворение «Няне».

1

Изучить сведения о детстве и детских впечатлениях поэта, о влиянии на него сказок няни; выразительно читать стихотворение, оценивать отношение поэта к няне, определять роль эпитетов и метафор в создании словесной картины

23

«У лукоморья дуб зеленый...» (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»). Собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок

1

Определять роль пролога в поэме и понимать идею произведения.

24

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки сказки

1

Рассмотреть  историю рождения сюжета сказки, особенности стихотворной сказки

25

Литературная сказка. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм. Противостояние добрых и злых сил в сказке.

1

Определение понятий ритм, рифма  строфа; понимать отличие речи прозаической и стихотворной

26

Помощники царевны. Богатыри, Соколко. Народная мораль, нравственность

1

Делать сравнительную характеристику персонажей, выразительно читать сказку, художественно пересказывать эпизоды

27

Королевич Елисей. Победа добра над злом. Музыкальность пушкинской сказки

1

Работать с лексикой и ритмом сказки, проводить работу по стилистике сказки, определять музыкальность пушкинской сказки

28

Вн. чт. Сказки А. С. Пушкина. Поэма «Руслан и Людмила»

1

Определять поэтические средства художественной выразительности, передавать содержание поэмы «Руслан и Людмила

29

Антоний Погорельский: страницы биографии. Сказка «Черная курица, или Подземные жители»

1

Рассмотреть сведения о жизни писателя, определять что такое псевдоним; разбивать большие абзацы на более маленькие отрывки, правильно интонировать, верно понимать смысловые отрывки.

30

Фантастическое и достоверно-реальное в сказке. Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание

1

Рассмотреть, что такое сюжет; находить фантастическое и достоверно-реальное в сказке, находить абзацы, имеющие нравоучительный характер.

31

М. Ю. Лермонтов: детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России. «Бородино». Историческая основа стихотворения.

1

Изучить историческую основу стихотворения; понимать его героическую направленность, отношение автора к родине; передавать сюжет стихотворения

32

«Бородино» — отклик на 25-ю годовщину Бородинского сражения. Образ старого солдата — участника сражения.

1

Объяснять, какие чувства объединяют героев, автора и читателей, какие изобразительно-выразительные средства использует автор, описывая батальные сцены, определять роль звукописи в описании событий, сопоставлять текст произведения с иллюстрациями Бородинского сражения.

33

Н. В. Гоголь: детство, годы учения, начало литературной деятельности. «Заколдованное место» — повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки»

1

Представлять обстановку и место действия, обычаи украинского народа; иметь представление о жанре повести; анализировать своеобразие языка произведения.

34

«Заколдованное место». Поэтизация народной жизни, народных преданий.

1

Определять  роль юмора и фантастики в повести, характеризовать речь рассказчика, объяснять, как Гоголь сочетает в повести обыденное и фантастическое, страшное и смешное.

35

Н. А. Некрасов: детство и начало литературной деятельности. «На Волге». Картины природы и жизни народа.

1

Выразительно читать произведение; прослеживать изменение настроения в стихотворении

36

«Есть женщины в русских селеньях...» — отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской крестьянки.

1

Изучить историю создания поэмы «Мороз, Красный нос», смысл названия поэмы, понятия «рифмы», способы рифмовки; находить в тексте примеры используемых видов рифм.

37

Н. А. Некрасов. «Крестьянские дети». Анализ стихотворения

1

Определять авторскую позицию, роль эпитетов и сравнений в поэтическом описании крестьянских детей, выделять события, которые происходят в настоящем времени и в прошлом

38

И. С. Тургенев: детство, начало литературной деятельности. «Муму». Портрет Герасима.

1

Изучить историю создания произведения, содержание рассказа; сопоставлять главного героя с его окружением

39

История отношений Герасима и Татьяны

1

Понимать духовные и нравственные качества Герасима; сопоставлять главного героя с его окружением, давать характеристику героя по его поступкам, поведению, составлять план характеристики героя.

40

Герасим и Муму

1

Строить устное высказывание с опорой на текст, объяснять перемены, произошедшие с героем с появлением Муму, определять роль используемых автором сравнений и эпитетов

41

«Многочисленная дворня». Прощание с Муму. Возвращение Герасима в деревню

1

Рассмотреть, в чем превосходство Герасима над такими же крепостными, как и он; проводить частичный анализ центральных эпизодов  текста, проследить  за изменениями, произошедшими в главном герое.

42

Духовные и нравственные качества Герасима . Протест героя против отношений барства и рабства

1

Сопоставлять главного героя с его окружением, давать характеристику героя по его поступкам, поведению, использовать цитаты из текста в связном ответе, составлять план характеристики героя.

43

Р/р.Понятие о литературном герое.

Подготовка к сочинению по

рассказу И. С. Тургенева «Му-му».

1

Проводить исследование прочитанного текста, отбирать материал для сочинения, работать над типом речи рассуждение, над композицией сочинения.

44

      

А. А. Фет. Стихотворения.

1

Изучить биографические сведения о Фете; определять, какие художественные приемы использует автор для описания природы, анализировать лирическое произведение, выразительно читать

45

Л. Н. Толстой: детство, начало литературной деятельности.
«Кавказский пленник» — рассказ-быль

1

Изучить биографические факты жизни писателя, связанные с войной на Кавказе, историю создания рассказа «Кавказский пленник»; определение понятий: «рассказ-быль», «сюжет», «фабула», «литературный герой»; определять главных сюжетных героев, их роль в произведении, специфику жанра

46

Жилин и Костылин — два разных характера, две разные судьбы

1

Рассмотреть понятия «герой», «сопоставление», «противопоставление», средства раскрытия характеров действующих лиц (поступки, портрет, пейзаж, авторская оценка); создавать сравнительную  характеристику, выявлять авторскую позицию,

47

Жилин и татары. Жилин и Дина.

1

Давать характеристику героя, отбирать материал из художественного произведения, определять отношение автора к Дине и Жилину, их дружбе, выражать свое мнение

48

Краткость и выразительность языка рассказа. Рассказ, сюжет, композиция, идея произведения

1

Понимать простоту и динамику языка «Кавказского пленника»; сдержанную эмоциональность «внутренней» речи Жилина, определять роль, символический смысл поэтических картин природы.

49

А. П. Чехов. «Хирургия». Осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор

1

Передавать содержание рассказа, акцентируя внимание на речи героя, на его действиях; определять, какими средствами писатель создает юмористические ситуации.

50

Вн. чт. Юмористические рассказы А. П. Чехова

1

Определять приемы юмористической и сатирической оценки героев в рассказах Чехова: говорящие фамилии, отсутствие пейзажа как средства характеристики героя, выразительность, яркость художественной детали, контрастность образов, сценичность диалога, динамичность повествования, индивидуальность речи.

51

Образы природы в русской поэзии. Образ весны в стихотворениях Ф. И. Тютчева, А. Н. Плещеева,И. С. Никитина

1

Работать над выразительным чтением стихотворения, анализировать текст

52

Образ осени. Образ зимы в стихотворениях  Ф. И. Тютчева,  А. Н. Майкова ,
И. С. Никитина, И. З. Сурикова.

1

Работать над выразительным чтением стихотворения, анализировать текст

53

Образы русской природы в поэзии. Рифма, ритм.

1

Работать над выразительным чтением стихотворения, анализировать текст

54

Обучение анализу лирического произведения.

1

Рассмотреть план анализа лирического произведения;  работать над выразительным чтением стихотворения, анализировать текст.

55

Из русской литературы 20 века

И. А. Бунин: страницы биографии. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине

34

1

Выявлять авторское отношение к описываемым событиям; сравнивать произведение Бунина со стихотворениями русских поэтов о родной природе

56

В. Г. Короленко: детство писателя, начало литературной деятельности. «В дурном обществе»

1

Наблюдать за художественными средствами, создающими образ одинокого ребенка; объяснять роль пейзажа, портрета, сравнения в описании Васи

57

Повесть. Сюжет и композиция повести «В дурном обществе»

1

Выделять границы эпизодов повести, различать виды эпических произведений, определять особенности композиции произведения.

58

Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций.

1

Объяснять роль противопоставления образов в повести, причины различных отношений между родителями и детьми, характеризовать литературного героя на основании его поступков, определять роль портрета и пейзажа

59

Глава «Кукла» — кульминация повести. Простота и выразительность языка повести.

1

Определить границы эпизода в произведении, обосновать: насколько эпизод важен в раскрытии темы всего произведения, его роль в композиции

60

р/р Сочинение «Путь Васи к правде и добру»

1

Обсуждать тему сочинения, определять идею, подбирать материал, составлять план и редактировать сочинение.

61

Особенности поэзии Сергея Есенина.
Стихотворения «Я покинул родимый дом...», «Низкий дом с голубыми ставнями...»

1

Выразительно читать стихотворение, анализировать поэтический текст

62

П. П. Бажов. «Медной горы Хозяйка». Отличие сказа от сказки

1

Отличать сказ от сказки; пересказывать сказ, аналитически читать.

63

Язык сказа. Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя

1

Находить в сказе реальное и фантастическое, давать характеристику главному герою

64

Образ Хозяйки Медной горы.

1

Давать характеристику образа Хозяйки Медной горы

65

Вн.чт. «Малахитовая шкатулка». Сказы П. П. Бажова

1

Строить небольшие монологические высказывания, пересказывать произведение

66

К. Г. Паустовский: страницы биографии. Сказка «Теплый хлеб». Герои сказки

1

Определять  сюжет сказки; характеризовать героев сказки; объяснять смысл названия сказки.

67

Нравственные уроки сказки «Теплый хлеб». Реальные и фантастические события , персонажи сказки

1

Передавать  содержание сказки, отличать народную сказку от литературной.

68

Выразительность и красочность языка. Сравнения и эпитеты в сказе К. Г. Паустовского «Теплый хлеб»

1

Видеть необычное в обычном, выразительность и красочность языка, лиризм описаний, находить эпитеты и сравнения в сказке, анализировать текст

69

К. Г. Паустовский. «Заячьи лапы». Сюжет и композиция рассказа. Мысль автора об ответственности человека перед природой

1

Объяснять смысл названия рассказа, роль зайца в судьбе внука деда Лариона, роль описания природы в понимании событий, изображенных в рассказе

70

С. Я. Маршак.  Драма как род литературы. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев»

1

Определять особенности пьесы как особого рода художественного произведения, своеобразие пьесы-сказки; отличать пьесу от других произведений.

71

Художественные особенности пьесы-сказки

1

Объяснять гуманистическую идею сказки, ее связь с русским фольклором

72

Герои пьесы-сказки. Победа добра над злом

1

Характеризовать героев, их характеры, изменение их поведения в зависимости от ситуации;

73

Вн. чт. С.Я.Маршак – детский писатель.

1

Строить небольшие монологические высказывания, пересказывать произведение

74

А. П. Платонов. Рассказ «Никита». Главный герой рассказа. Одухотворение природы в воображении героя

1

Объяснять поведение главного героя, общение его с окружающим миром природы, простоту и человечность рассказа, его диалогичность, трогательный образ фантазера Никиты, фантастический мир детской души.

75

Жизнь как борьба добра и зла. Тема человеческого труда в рассказе «Никита». Характеристика героя.

1

Выделять в содержании главное и делать выводы, находить ключевые фразы, отличать язык Платонова от языка других писателей, проводить сравнительный анализ произведений

76

Вн.чт. Рассказы А. П. Платонова о детях и детстве. «Ещё мама»

1

Строить небольшие монологические высказывания, пересказывать произведение

77

В. П. Астафьев: детство писателя. Автобиографичность произведений. Рассказ «Васюткино озеро»

1

Характеризовать чувства и поведение мальчика, его состояние, используя авторскую лексику; понимать смысл заглавия, значение картин природы.

78

Поведение Васютки в лесу. Становление характера Васютки через преодоление испытаний

1

Объяснять отношение Васютки к окружающему миру; авторское отношение к изображаемому (роль пейзажа, метафор, сравнений в понимании характера Васютки).

79

В. П. Астафьев. «Васюткино

озеро». Человек и природа в

рассказе.

1

Объяснять поведение героя в лесу, какие качества характера помогают ему бороться со страхом, как меняется отношение мальчика к природе на протяжении всего повествования,

80

р/р Сочинение «Становление характера Васютки (по рассказу В. П. Астафьева „Васюткино озеро“)»

1

Обсуждать тему сочинения, определять идею, подбирать материал, составлять план и редактировать сочинение.

81

Вн. чт. В. П. Астафьев. Рассказы «Зачем я убил коростеля?», «Белогрудка»

1

Строить небольшие монологические высказывания, пересказывать произведение

82

Поэтическая летопись Великой Отечественной войны.
А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста»

1

Переживать события, рассказанные в стихотворении, усваивать его интонацию и ритм.

83

Подвиг бойцов крепости-героя Бреста. К. М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете...»

1

Наблюдать над сюжетом в лирическом произведении, выразительно читать стихотворение

84

Вн.чт. ВОВ в поэзии 20 века

1

Наблюдать над сюжетом в лирическом произведении, выразительно читать стихотворения

85

Писатели, поэты 20 века о Родине, родной природе и о себе

1

Выразительно читать стихотворения, зрительно представлять картины, которые воссоздают поэты, находить художественные средства, помогающие авторам передать свое настроение, уметь определить их роль.

86

Стихотворения И. А. Бунина. «Помню — долгий зимний вечер...»

1

Выразительно читать стихотворения, зрительно представлять картины, которые воссоздают поэты, находить художественные средства, помогающие авторам передать свое настроение, уметь определить их роль.

87

Картина В. М. Васнецова «Аленушка», А. А. Прокофьев. «Аленушка» , Д. Б. Кедрин. «Aлeнyшкa» .

1

Сопоставлять произведения: каждого стихотворения с картиной В.М.Васнецова и двух стихотворений друг с другом

88

Н. М. Рубцов. «Родная деревня». Дон-Аминадо. «Города и годы»

1

Выразительно читать стихотворения, зрительно представлять картины, которые воссоздают поэты, находить художественные средства, помогающие авторам передать свое настроение, уметь определить их роль.

89

Писатели улыбаются

Саша Черный. Юмористическое содержание рассказа «Кавказский пленник».

4

1

Выделять эпизоды в рассказе, сжато пересказывать текст

90

Образы детей в рассказе Саши Чёрного «Кавказский пленник».

1

Характеризовать и объяснять поведение  героев, выделять главное в сюжете

91

Рассказ Саши Чёрного «Игорь – Робинзон»

1

Характеризовать и объяснять поведение  героев, выделять главное в сюжете

92

Ю.Ч. Ким «Рыба-кит».Стихотворение-шутка.

1

Выразительно читать стихотворение, передавая его интонацию

93

Из зарубежной литературы

Роберт Льюис Стивенсон. «Вересковый мед».Подвиг героя

13

1

Находить признаки жанра баллады в стихотворении «Вересковый  мед»

94

Роман «Робинзон Крузо» и его автор.

1

Кратко изучить биографию Дефо, определять сюжет произведения

95

Даниель Дефо. «Робинзон Крузо». Смелость, мужество, находчивость главного героя.

1

Воспроизводить все приключения и события в жизни Робинзона

96

Роман «Робинзон Крузо»  -гимн неисчерпаемым возможностям человека

1

Объяснять авторское отношение к изображаемому, глубокое уважение к человеческому труду, изображение труда как основы жизни.

97

X. К. Андерсен: страницы биографии. «Снежная королева»

1

Объяснять,  в чем заключается своеобразие художественного мира Андерсена-сказочника, определяемого эпохой, национальными особенностями и личной судьбой писателя

98

«Снежная королева». Кай и Герда.

1

Определять сюжет сказки «Снежная королева», особенности ее композиции, деление на главы (самостоятельность сюжета каждой главы); характеризовать героев

99

«Снежная королева». Мужество Герды в поисках Кая.

1

Характеризовать героиню сказки, опираясь на текст, объяснять поступки

100

Вн.чт. Сказки X. К. Андерсена

1

Строить небольшие монологические высказывания, пересказывать произведение

101

Марк Твен. «Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Черты характера Тома.

1

Пересказывать текст, составлять рассказ о Томе (кто он такой, где живет, кто его семья, каковы его заботы, переживания), оценивать его поступки, взаимоотношения с друзьями; сопоставлять текст с иллюстрацией художника;

102

Марк Твен. «Приключения Тома Сойера». Дружба Тома и Бекки.

1

Отбирать эпизоды, помогающие ярче увидеть характер Тома, его взаимоотношения с друзьями и Бекки; проследить, как мальчишеское озорство и неуемная фантазия Тома сменяются мужеством и находчивостью перед лицом смертельной опасности.

103

Джек Лондон. «Сказание о Кише». Изображение жизни северного народа

1

Объяснять обычаи, верования, нравы северного народа, показанные писателем

104

Вн. чт. Рассказы Дж. Лондона

1

Строить небольшие монологические высказывания, пересказывать произведение

105

Итоговый урок.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе в 5 -11 классах под редакцией В.Я.Коровиной

Рабочая программа по литературе под редакцией Коровиной и пояснительная записка для 5 -11 классов по литературе...

Рабочая программа по литературе к учебнику 8 класса под редакцией В.Я Коровиной

Рабочая программа по литературе к учебнику 8 класса. Поурочное и тематическое планирование....

Рабочая программа по литературе для 5-9 классов (ФГОС) по УМК В.Я.Коровиной

Рабочая программа по литературе для 5-9 классов составлена с требованиями ФГОС, включает в себя пояснительную записку с указанием целей обучения, общую  характеристику предмета, место предмета ...

Рабочая программа по литературе для 5 - 9 классов к учебнику В.Я.Коровиной

Рабочая программа по литературе разработана на основе федерального компонента государственно образовательного стандарта основного общего образования по литературе, примерной программы по литературе дл...

Рабочая программа по литературе для 10-11 классов по программе В.А.Коровиной

Рабочая  программа по  литературе для 10-11 классов создана на основе  авторской программы под редакцией В.а.Коровиной, М.-Просвещение, 2008 год...

Рабочая программа по литературе для 5-9 классов (на основе авторской программы по литературе В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва, В.П. Полухиной, В.И. Коровина, И.С. Збарского).

Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе для 5-9 классов В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва, В.П. Полухиной, В.И. Коровина, И.С. Збарского. Рабочая програм...

Рабочая программа по литературе для 5-9 классов (ФГОС) к УМК В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина

Рабочая программа по литературе для 5-9 классов к УМК В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина, разработанная в соответствии с ФГОС основного общего образования и используемая в МБОУ "Школа ...