Рабочая программа по литературе для 7 класса
рабочая программа по литературе (7 класс) на тему
Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по литературе, Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы / Под редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2010, учебника: Литература. Начальный курс. 7 класс.: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух частях. /Под редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2010.
На изучение курса отводится 105 часов из расчета 3 часа в неделю ( 2 по программе + 1 час из школьного компонента).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literature_7_klass.docx | 55.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5»
УТВЕРЖДАЮ: Программа рекомендована
Директор МБОУ «Средняя к работе педагогическим
общеобразовательная советом школы № 5
школа № 5» Протокол № ______
_____________В.П. Раева от «___»___________20__ г.
Программа обсуждена на методическом объединении учителей _________________
Протокол № ______
от «___»___________20__ г.
Рабочая учебная программа
по литературе для 7 класса А
(предмет)
Составлена на основе программы по литературе для
общеобразовательных учреждений 5-11 классов.
Автор: Г.И. Беленький
Издательство «Мнемозина» 2010
Составитель программы:
учитель МБОУ СОШ № 5
Ломакина Е.Г.
Новокузнецк, 2016
Раздел I. Пояснительная записка.
Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по литературе, Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы / Под редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2010, учебника: Литература. Начальный курс. 7 класс.: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух частях. /Под редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2010.
На изучение курса отводится 105 часов из расчета 3 часа в неделю ( 2 по программе + 1 час из школьного компонента).
Программа предполагает систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи:
- составление планов;
- краткие и подробные пересказы текста;
- изложение с элементами сочинения;
- устные и письменные сочинения-характеристики героев;
- анализ художественного богатства языка писателя на примере небольших отрывков из изучаемых произведений;
- развитие художественной фантазии у детей;
- прогнозирование поведения героев в других жизненных ситуациях;
- придумывание финала, опираясь на логику развития образа и событий.
Курс литературы 7 класса включает в себя знакомство с наиболее значительными произведениями русской литературы, начиная с древнерусской и заканчивая современной литературой
Предлагаемый курс не противоречит общим задачам школы и направлен на решение следующих задач:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Решаемые задачи позволяют достичь цели курса:
- приобщить обучающихся к богатствам русской и мировой литературы
- развить способности:
- воспринимать и оценивать произведения литературы и отраженные в них явления жизни
- формировать художественный вкус, эстетические потребности, гражданскую, идейно-нравственную позицию обучающихся
- осознать литературу как величайшую духовно-эстетическую ценность;
- освоить идейно-эстетическое богатство родной литературы в ее лучших образцах и отдельных произведениях литературы народов России, познакомиться с шедеврами мировой классики
- анализировать и оценивать литературные произведения;
- получить представление о жизненном и творческом пути выдающихся писателей;
- развить и усовершенствовать коммуникативные навыки на основе осознания функций языка и художественной образности литературного текста.
В результате освоения содержания курса литературы учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации школьников.
Содержание стандарта может быть реализовано следующими видами усложняющейся учебной деятельности:
- рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);
- репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);
- продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;
- поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;
- исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.
Содержание литературного образования разбито на разделы, согласно основным вехам развития русской литературы
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- анализ и интерпретация произведения;
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений
Введение регионального компонента по литературе направлено на освоение обучающимися культурных традиций, уклада жизни, богатейшего духовного наследия русского народа, населяющего Кемеровскую область.
Программа предусматривает проведение 10 уроков внеклассного чтения:
№ п/п | Содержание |
1 | Н.В.Гоголь «Миргород» |
2 | Николаевская эпоха в рассказе Н.С.Лескова «Тупейный художник» |
3 | Люди из народа – главные герои цикла рассказов И.С.Тургенева «Записки охотника» |
4 | Интеллектуальная игра по сказкам М.Е.Салтыкова-Щедрина. Тест. |
5 | Интеллектуальная игра по рассказам А.П.Чехова. |
6 | Родная природа в лирике поэтов 19в. и поэтов Кузбасса |
7 | Критические моменты в жизни главного героя, обострение чувств, страдание души в рассказе «Мальчик у Христа на елке» |
8 | Парад литературных героев (по произведениям А.Алексина. Л.Пантелеева и др.) |
9 | Г.Н.Троепольский «Белый Бим Черное ухо» |
10 | Игра «Литературный лабиринт» |
Программа предусматривает работу по развитию речи:
№ п/п | Содержание | Кол-во часов |
1 | Сочинение-размышление «Почему поэма М.Ю.Лермонтова заставляла задуматься о судьбе и правах человеческой личности?» | 1 |
2 | Подготовка к сочинению «Сыновья Тараса Бульбы» ( «Тарас Бульба – предводитель и товарищ запорожцев, «Тарас Бульба в семье и боях») | 1 |
3 | Сочинение «Герой Полтавы» («Судьба Кочубея») | 1 |
4 | Контрольное сочинение. (Создание стихотворения в прозе) | 1 |
5 | Написание сатирической сказки. | 1 |
6 | Сочинение «Поклонись родной природе…» | 1 |
7 | Сочинение по прочитанным страницам романа «Как хороша жизнь, когда что-нибудь сделаешь хорошее и справедливое!» | 1 |
8 | Устный рассказ на одну из предложенных тем («Роль бабушки в жизни Алеши», «История жизни деда Каширина», «Почему Алеша Пешков сохранил доброе сердце в суровых условиях жизни?») | 1 |
9 | Контрольное сочинение «Я вижу чудное мгновенье…» | 1 |
10 | Сочинение «У каждого человека свои звезды» | 1 |
Раздел II. Тематический план.
Содержание | Кол-во часов | Контрольные работы | Развитие речи | Внеклассное чтение |
Введение | 1 | |||
«Минувшее проходит предо мною…» | 23 | 1 | 3 | 2 |
«Художник – голос своей эпохи» | 18 | 1 | 2 | 3 |
Запечатленные мгновенья | 4 | 1 | 1 | |
Человек в движении времени | 17 | 1 | 2 | 2 |
Содружество искусства | 5 | 1 | 1 | 1 |
Перекличка эпох | 6 | |||
Фантастика. Тема будущего | 8 | 1 | 1 | |
Повторение изученного в 7 классе | 3 | 1 | ||
Итого: | 85 | 10 | 10 |
Раздел III. Содержание тем учебного курса.
Введение – 1ч
«Минувшее проходит предо мною…» - 23 +3+2ч
М.Ю.Лермонтов – 6ч+1
Н.В.Гоголь – 7 ч.+1+1
А.С.Пушкин – 5ч+1
Н.С.Лесков – 5ч.+1
«Художник – голос своей эпохи» - 18ч+2+3
И.С.Тургенев – 5ч+1+1
Н.А.Некрасов – 6ч.
С.-Щедрин – 3ч+1+1
А.П.Чехов – 4ч.+1
Запечатленные мгновенья – 4+1+1ч
Человек в движении времени – 17+2+2ч
Л.Н.Толстой – 5+1ч
Ф.М.Достоевский - 4+1+1ч
М.Горький – 5ч+1+1
В.Солоухин – 3ч
Содружество искусства -5 +1+1ч
Перекличка эпох – 6ч
Фантастика. Тема будущего -8+1+1ч
Введение. Художественное время и художественное пространство в литературе. Роды и виды (жанры) литературы.
I. «Минувшее проходит предо мною…»
(Писатели о прошлом нашей Родины)
М.Ю.Лермонтов. Историческая тема в творчестве поэта.
Для чтения и изучения
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Картины быта 16 века, их значение для понимания характеров и пафоса поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным (честь против бесчестия, человеческое достоинство против произвола и деспотизма). Сила и цельность характера Калашникова. Поэма Лермонтова и устное народное творчество. Оценка персонажей поэмы с позицией народа (гусляры в поэме). Композиция поэмы, её язык, ритмика.
А.К.Толстой.
Для чтения и бесед
«Василий Шибанов». Три героя баллады. Роль главного Героя.
Н.В.Гоголь. Интерес писателя к прошлому Родины. Гоголь о Запорожской Сечи.
Для чтения и изучения
«Тарас Бульба». Патриотический пафос повести. Боевое товарищество Запорожской Сечи, её нравы и обычаи. Любовь к Родине как источник формирования необыкновенных характеров. Черты характера Тараса Бульбы, обусловленные его героическим и жестоким временем. Остап и Андрий. Трагедия Тараса Бульбы. Взволнованность, эмоциональность, приподнятость повествования, гиперболизация, картины степи, выражение в них чувств писателя. Повесть Гоголя и устное народное творчество.
Понятие о литературном характере.
А. С.Пушкин. Прошлое Родины, тема Петра1 в творчестве поэта.
Для чтения и изучения
«Полтава». Историческая основа поэмы, роль художественного вымысла. Исторический и личный конфликт в поэме. Трагические судьбы её героев (Кочубея, Марии, Искры). Картины Полтавской битвы. Сопоставление полководцев: Петра1 и Карла12. Роль Мазепы. Утверждение правого дела, осуждение коварства и предательства. Картины украинской природы. Композиция поэмы. Лиризм. Совершенство языка и стиха. Поэма как жанр. Метафора.
Н.С.Лесков. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и изучения
«Человек на часах» - «отчасти придворный, отчасти исторический анекдот». Роль происшествия в раскрытии характеров и жизненной позиции персонажей. Постников - лесковский герой-праведник. Его доброта, бескорыстие, способность сострадать, совестливость как выражение лучших черт русского народа. Карьеризм, чинопочитание, предельный эгоизм, лицемерие и жестокость высокопоставленных лиц. Проблема чувства и долга. Разговорный характер повествования.
Для чтения и бесед
И.С.Никитин. «Русь»; К.М.Симононов. «Тарас Бульба».
Для самостоятельного чтения (к разделу 1)
Н.В.Гоголь. «Миргород»;А.С.Пушкин. «Арап Петра Великого», «Пир Петра Великого», «Жених», «Вурдалак»; Н.С.Лесков. «Левша», «Тупейный художник»; Д.Б.Кедрин. «Зодчие»; А.К. Толстой. «Князь Серебряный»
II. «Художник – голос своей эпохи»
(Писатели-классики о своём времени)
И.С.Тургенев. Факты биографии писателя, связанные с «Записками охотника».
Для чтения и изучения
«Бирюк». Роль конфликта в раскрытии характеров персонажей. Сложность и противоречивость натуры Бирюка, обстоятельства жизни, повлиявшие на его характер. Значение художественных деталей, роль рассказчика повествования.
Для чтения и бесед
Стихотворения в прозе: «Русский язык», «Два богача», «Щи», «Воробей», «Как хороши, как свежи были розы…».
Н.А.Некрасов. Картины народной жизни в творчестве поэта.
Для чтения и изучения
«Железная дорога». Историческая основа стихотворения. Гнетущие картины подневольного труда. Мысль о величии народа, создателя всех духовных и материальных ценностей. «Благородная привычка» к труду как образец для подражания. Своеобразие композиции стихотворения: сочетание картин действительности и элементов фантастики, диалог-спор. Роль пейзажа. Значение эпиграфа в раскрытии идейного смысла стихотворения.
Для чтения и бесед
«Орина, мать солдатская», «В полном разгаре страда деревенская», «Мороз, Красный нос» (отрывки).
М.Е.Салтыков-Щедрин. Сведенья о жизни писателя.
Для чтения и изучения
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Противопоставления невежества и паразитизма генералов трудолюбию, находчивости и сметливости мужика. Осуждение его рабской покорности. Приёмы сказочного повествования. Условность, заострённая сатирическая форма повествования. Сатира. Гротеск.
Для чтения и бесед
«Дикий помещик».
А.П.Чехов. Умение Чехова видеть в обыденном смешное и грустное.
Для чтения и изучения
«Хамелеон». Осмеяние самодурства и угодничества в рассказе. Значение диалога и художественной детали в раскрытии характеров Очумелова и Хрюкина. Особенности композиции. Смысл названия рассказа.
Для чтения и бесед
« На мельнице»
«Тоска». Внешний юмор и глубокий трагизм рассказа.
Для самостоятельного чтения (к разделу II)
И.С. Тургенев. «Записки охотника»; Н.А Некрасов. «С работы», «Калистрат», «Дедушка», «Русский женщины»; М.Е. Салтыков-Щедрин. «Коняга»; А.П. Чехов. «Предложение» (шутка в одном действии), «Злоумышленник», «Репетитор», «Гриша», «Юбилей» (пьеса-шутка); Т.Г.Шевченко. «Завещание» и другие стихотворения.
III. Запечатлённые мгновения
(Художественное время в лирике)
Для чтения и бесед
Ф.И.Тютчев. «Весенняя гроза», «Как неожиданно и ярко…» ;
А.А.Фет. «Мотылёк мальчику», «Сосны», «Осенняя роза», «Учись у них - у дуба, у берёзы…».
Я.П.Полонский. «Дорога», «Зимний путь»
IV. Человек в движении времени
(Тема становления личности)
Л.Н.Толстой – автор повестей о становлении характера человека (автобиографическая трилогия).
Для чтения и бесед
«Детство» (главы из повести). Формирование характера, взглядов, чувств Николеньки Иртеньева. Чувство сострадания – важнейшее нравственное качество человека в понимании писателя.
Повествование от лица героя-рассказчика.
«Отрочество» (главы из повести). Нравственный рост Николеньки Иртеньева. Мысль Толстова о самосовершенствовании и самовоспитании как основе становления личности. Особенности построения повести (рассказ от лица героя: изображение событий отрочества и оценка их взрослым рассказчиком).
Ф.М.Достоевский. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и бесед
«Мальчики» (главы из романа «Братья Карамазовы» в издании для детей). Сострадание, милосердие, деятельная любовь к ближнему как добрые начала в человеке. Обострённое восприятие писателем страданий, особенно ребёнка (Илюшечка Снегирёв). Коля Красоткин – рождающаяся сильная, незаурядная личность. Осуждение в нём самомнения и самолюбования.
Максим Горький. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и бесед
«Детство». Автобиографическая основа повести. Активная ненависть писателя к «свинцовым мерзостям жизни». «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» в изображении Горького. Влияние бабушки, Цыганка, Хорошего Дела на Алёшу, на формирование его характера, отношения к людям. Мастерство писателя в изображении быта и человеческих характера. Вера писателя в творческие силы народа.
Для самостоятельного чтения (к разделу IV)
В.А.Солоухин. «Закон набата», «Мочёные яблоки»; А.Г.Алексин «Мой брат играет на кларнете»(сборник повестей); А.М.Володин «Старшая сестра»; И.А.Ефремов «Лезвие бритвы»; В.А.Каверин «Два капитана»; Л.Пантелеев, Г.Г.Белых «Республика Шкид»; Е.И.Носов «Потрава».
V. Содружество искусств
(Художественное время и пространство в музыке, живописи, поэзии)
Для чтения и бесед
С.П.Шевырёв. «Звуки»; К.Г.Паустовский. «Корзина с еловыми шишками», «Исаак Ильич Левитан» (в сокращении); стихи русских поэтов об искусстве: А.А.Блок «Я никогда не понимал…»; К.Д.Бальмонт «Грусть»; К.М. Фофанов «Художник», «Уснули и травы, и волны…».
VI. Перекличка эпох
Ж. Б.Мольер. Сведения о жизни комедиографа.
Для чтения и бесед
«Мещанин во дворянстве». Обзор содержания комедии (с чтением и анализом отдельных сцен).
И.А.Крылов – драматург.
Для чтения и бесед
«Урок дочкам». Обзор содержания комедии (с чтением и анализом отдельных сцен).
Сходство и различие проблематики комедий Мольера и Крылова.
Комедия как литературный жанр.
VII. Фантастика. Тема будущего
Для чтения и бесед
В.А. Рождественский. «Над книгой».
А. де Сент-Экзюпери. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и бесед
«Маленький принц» (избранные страницы).
Иносказательный смысл сказочных историй. Истинные и мнимые ценности жизни. «Взрослость» и «детскость» как критерии человечности. Смысл афоризмов в сказке: «Зорко одно лишь сердце», «Ты всегда в ответе за всех, кого приручил».
Р. Брэдбери.
Для чтения и бесед
«Каникулы», «Земляничное окошко».
Раздел IV. Требования к уровню подготовки обучающихся:
Основные учебные умения и навыки обучающихся:
- использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели
- умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; владение основными видами публичных выступлений, следование этическим нормам и правилам ведения диалога
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое)
- умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями
- владение навыками редактирования текста, создания собственного текста
- определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни
- умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды
- осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
В результате изучения литературы ученик должен знать:
- образную природу словесного искусства;
содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению; - наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- основные теоретико-литературные понятия.
В результате изучения литературы ученик должен уметь:
- работать с книгой
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
- владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях; - выявлять авторскую позицию, определять род и жанр литературного произведения, выделять и формулировать тему, идею, давать характеристику героев;
выражать свое отношение к прочитанному; - выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
- воспринимать и анализировать художественный текст, выделять его смысловые части.
Раздел V. Информационно-образовательные ресурсы
Литература для учителя:
- Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы / Под редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2009.
- Таблицы и раздаточный материал по литературе для 7 класса (электронный вариант)
- ЦОР по всем темам
Литература для учащихся:
- Литература. Начальный курс. 7 класс.: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух частях. /Под редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2009.
Календарно-тематическое планирование по литературе в 7 классе
на 2016-2017 учебный год
Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы / Под редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2010.
Литература. Начальный курс. 7 класс.: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух частях. /Под редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2010.
Всего: 105 ч.
На изучение произведений: 82ч.
Внеклассное чтение: 10 ч.
Развитие речи: 10 ч.
№ урока | Дата | Содержание |
Введение (1ч) | ||
1 | 1н. | Художественное время и художественное пространство в литературе. Роды и виды литературы. |
«Минувшее проходит предо мною…» ( 23ч) | ||
М.Ю.Лермонтов ( 6+1) | ||
2 | Историческая тема в творчестве поэта. | |
3 | «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Картины быта 16 века, их значение для понимания характера и пафоса поэмы | |
4 | 2н. | Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Сила и цельность характера Калашникова. Тест-тренажёр. |
5 | Поэма Лермонтова и устное народное творчество. Оценка персонажей поэмы с позиции народа (гусляры в поэме). Композиция поэмы, её язык, ритмика. | |
6 | Игра «Умники и умницы» по поэме «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». | |
7 | 3н | А.К.Толстой. «Василий Шибанов». Три героя баллады. Роль главного героя. |
8 | Р.Р. Сочинение-размышление «Почему поэма М.Ю.Лермонтова заставляла задуматься о судьбе и правах человеческой личности?» | |
Н.В.Гоголь ( 7+1+1) | ||
9 | Интерес писателя к прошлому Родины. Гоголь в Запорожской Сечи. | |
10 | 4н | «Тарас Бульба». Патриотический пафос повести. Взволнованность, эмоциональность, приподнятость повествования, гиперболизация, картины степи, выражение в них чувств писателя. |
11 | Боевое товарищество Запорожской Сечи, её нравы и обычаи. | |
12 | Остап и Андрий. Т.Л. Понятие о литературном характере. | |
13 | 5н | Черты характера Тараса Бульбы, обусловленные его героическим и жестоким временем. Трагедия Тараса Бульбы. |
14 | Игра по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» | |
15 | Р.Р. Подготовка к сочинению «Сыновья Тараса Бульбы» | |
16 | 6н | Вн.чт. Н.В.Гоголь «Миргород» |
17 | Контрольная работа по творчеству Гоголя ( тест) | |
А.С.Пушкин ( 5+1) | ||
18 | А.С.Пушкин. Слово о поэте. | |
19 | 7н | Прошлое Родины, тема Петра I в творчестве поэта. |
20 | «Полтава». Исторический и личный конфликты в поэме. Т.Л. Поэма как жанр. Метафора. | |
21 | Трагические судьбы героев. | |
22 | 8н | Картины Полтавской битвы. Сопоставление полководцев – Петра I и Карла XII. |
23 | Р.Р. Сочинение «Герой Полтавы» («Судьба Кочубея») | |
Н.С.Лесков (5+1) | ||
24 | Н.С.Лесков. Сведения о жизни писателя. | |
25 | 9н | «Человек на часах» - «отчасти придворный, отчасти исторический анекдот». |
26 | Постников – герой-праведник. Проблема чувства и долга в рассказе. | |
27 | Карьеризм, чинопочитание, предельный эгоизм, лицемерие и жестокость высокопоставленных лиц. | |
28 | 10н | Вн.чт. Николаевская эпоха в рассказе Н.С.Лескова «Тупейный художник» |
29 | Историческая тема в произведениях И.С.Никитина и К.М.Симонова | |
«Художник – голос своей эпохи» (18ч) | ||
И.С.Тургенев ( 5+1+1) | ||
30 | И.С.Тургенев. Факты биографии писателя, связанные с «Записками охотника» | |
31 | 11н | «Бирюк». Роль конфликта в раскрытии характеров персонажей. Сложность и противоречивость натуры Бирюка, обстоятельства жизни, повлиявшие на его характер. |
32 | Значение художественных деталей, роль рассказчика в повествовании. | |
33 | Цикл «Стихотворения в прозе»– раздумья писателя о жизни и смерти, красоте и безобразии, любви и страдании. | |
34 | 12н | Гимн русскому языку в стихотворении «Русский язык» |
35 | Р.Р. Контрольное сочинение. (Создание стихотворения в прозе) | |
36 | Вн.чт. Люди из народа – главные герои цикла рассказов И.С.Тургенева «Записки охотника» | |
Н.А.Некрасов ( 6ч) | ||
37 | 13н | Н.А.Некрасов. Слово о поэте. Картины народной жизни в творчестве поэта. |
38 | «Железная дорога». Историческая основа стихотворения. Своеобразие композиции. Значение эпиграфа в раскрытии идейного содержания стихотворения. Роль пейзажа. | |
39 | Гнетущие картины подневольного труда. Мысль о величии народа, создателя всех духовных и материальных ценностей. | |
40 | 14н | «Орина, мать солдатская». Идейное содержание стихотворения. |
41 | «В полном разгаре страда деревенская…» - прославление выносливости русского народа или скрытое осуждение терпения и непокорности? | |
42 | Поэма «Мороз, Красный нос» - прославление величия русской женщины. | |
М.Е.Салтыков-Щедрин (3+1+1) | ||
43 | 15н | М.Е.Салтыков-Щедрин. Сведения о жизни писателя. |
44 | «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» - противопоставление невежества и паразитизма генералов трудолюбию, находчивости и сметливости мужика. Осуждение его рабской покорности. Т.Л. Гротеск. | |
45 | «Дикий помещик» - осмеяние отрицательных явлений, общественных пороков, недостатков. | |
46 | 16н | Вн.чт. Интеллектуальная игра по сказкам М.Е.Салтыкова-Щедрина. |
47 | Р.Р. Написание сатирической сказки. | |
А.П.Чехов ( 4+1) | ||
48 | А.П.Чехов. Слово о писателе. Умение писателя видеть в обыденном смешное и грустное. | |
49 | 17н | «Хамелеон». Осмеяние самодурства и угодничества в рассказе. Особенности композиции. Значение диалога и художественной детали. Смысл названия рассказа. |
50 | «На мельнице». Характер героев, смысл противопоставления сына и матери. | |
51 | «Тоска». Внешний юмор и глубокий трагизм рассказа. | |
52 | 18н. | Вн.чт. Интеллектуальная игра по рассказам А.П.Чехова. |
Запечатленные мгновенья (5+1+1 ) | ||
53 | Ф.И.Тютчев- мастер лирического пейзажа. Зоркость изображения явления природы | |
54 | Размышления поэта о сущности и смысле бытия, любви, человеческих взаимоотношениях | |
55 | 19н. | А.А.Фет – певец природы. Размышления о бережном отношении к родной природе |
56 | Размышления поэта о красоте и смысле жизни. | |
57 | Я.П.Полонский. «Дорога», «Зимний путь» | |
58 | 20н | Вн.чт. Родная природа в лирике поэтов 19в. |
59 | Р.Р. Сочинение «Поклонись родной природе…» | |
Человек в движении времени ( 17ч. ) | ||
Л.Н.Толстой ( 6ч. ) | ||
60 | Л.Н.Толстой – автор повестей о становлении характера человека. | |
61 | 21н. | «Детство» (главы из повести). Повествование от лица героя-рассказчика |
62 | Формирование характера, взглядов, чувств Николеньки Иртеньева. Чувство сострадания – важнейшее нравственное качество человека в понимании писателя. | |
63 | «Отрочество» (главы из повести). Особенности построения повести. | |
64 | 22н | Нравственный рост Николеньки Иртеньева. Мысль Толстого о самосовершенствовании и самовоспитании как основе становления личности. |
65 | Мысль Толстого о самосовершенствовании и самовоспитании как основе становления личности. | |
Ф.М.Достоевский (4+1+1) | ||
66 | Ф.М.Достоевский. Сведения о жизни писателя. | |
67 | 23н | «Мальчики» (главы из романа «Братья Карамазовы» в издании для детей). |
68 | Сострадание, милосердие, деятельная любовь к ближнему как добрые начала в человеке. | |
69 | Коля Красоткин – рождающаяся сильная, незаурядная личность. Осуждение в нем самомнения и самолюбования. | |
70 | 24н. | Р.Р. Подготовка к сочинению «Прекрасное, святое воспоминание, сохраненное с детства» |
71 | Вн.чт. Критические моменты в жизни главного героя в рассказе «Мальчик у Христа на елке» | |
М.Горький ( 5+1+1) | ||
72 | М.Горький. Сведения о жизни писателя. | |
73 | 25н | «Детство». Автобиографическая основа повести. Активная ненависть писателя к «свинцовым мерзостям жизни». |
74 | «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» в изображении Горького. | |
75 | Влияние бабушки, Цыганка, Хорошего Дела на Алешу, на формирование его характера, отношения к людям. | |
76 | 26н | Мастерство писателя в изображении быта и человеческих характеров. Вера писателя в творческие силы народа. |
77 | Р.Р. Устный рассказ на одну из предложенных тем | |
78 | Вн.чт. Парад литературных героев (по произведениям А.Алексина. Л.Пантелеева и др.) | |
79 | 27н | В.Солоухин. «Закон набата». Смысл названия рассказа, мастерство писателя в обрисовке характеров героев. |
80 | Контрольная работа по творчеству Горького ( тест). | |
Содружество искусства (4+1+1) | ||
81 | С.П.Швырёв «Звуки». Язык искусства в стихотворении. | |
82 | 28н | К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Власть искусства над пространством, временем и человеком. |
83 | К.Г. Паустовский «Исаак Левитан». Значение живописи в жизни человека в очерке писателя. | |
84 | Стихотворения русских поэтов о природе и искусстве. | |
85 | 29н | Р.Р. Контрольное сочинение «Я вижу чудное мгновенье…» |
86 | Вн.чт. Г.Н.Троепольский «Белый Бим Черное ухо» | |
Перекличка эпох (7ч.) | ||
87 | Ж.Б.Мольер. Сведения о жизни комедиографа. | |
88 | 30н | «Мещанин во дворянстве». Обзор содержания комедии. |
89 | Проблематика комедии, смысл ее названия. | |
90 | Характеристика главного героя комедии. Т.Л. Комедия как литературный жанр. | |
91 | 31н | И.А.Крылов – драматург. |
92 | «Урок дочкам». Обзор содержания комедии (чтение и анализ отдельных сцен) | |
93 | Сходство и различие проблематики комедий Мольера и Крылова. Т.Л. Комедия как литературный жанр. | |
Фантастика. Тема будущего (7+1+1) | ||
94 | 32н | В.А.Рождественский «Над книгой». Значение книги в жизни человека. |
95 | Антуан де Сент-Экзюпери. Сведения о жизни писателя. | |
96 | «Маленький принц» (избранные страницы). Иносказательный смысл сказочных историй. | |
97 | 33н | Истинные и мнимые ценности жизни. «Взрослость» и «детскость» как критерии человечности. |
98 | Смысл афоризмов в сказке | |
99 | Р.Р. Подготовка к сочинению «У каждого человека свои звезды» («Мудрость слова «приручить») | |
100 | 34н | Р.Брэдбери «Каникулы». Смысл названия рассказа. |
101 | Р.Брэдбери «Земляничное окошко». Смысл названия рассказа. | |
102 | Вн.чт. Игра «Литературный лабиринт» | |
103 | 35 н | Повторение изученного в 7 классе. Контрольная работа |
104-105 | Повторение изученного в 7 классе. Резервные уроки |
ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ПРОГРАММЫ
ПО ЛИТЕРАТУРЕ
В 7 КЛАССЕ
Раздел | Вид работ |
М.Ю.Лермонтов | Р.Р. Сочинение-размышление «Почему поэма М.Ю.Лермонтова заставляла задуматься о судьбе и правах человеческой личности?» |
Н.В.Гоголь | Р.Р. Подготовка к сочинению «Сыновья Тараса Бульбы» |
Контрольная работа по творчеству Гоголя ( тест) | |
А.С.Пушкин | Р.Р. Сочинение «Герой Полтавы» («Судьба Кочубея») |
И.С.Тургенев | Р.Р. Контрольное сочинение. (Создание стихотворения в прозе) |
М.Е.Салтыков-Щедрин | Р.Р. Написание сатирической сказки. |
Запечатленные мгновенья | Р.Р. Сочинение «Поклонись родной природе…» |
Ф.М.Достоевский | Р.Р. Подготовка к сочинению «Прекрасное, святое воспоминание, сохраненное с детства» |
М.Горький | Р.Р. Устный рассказ на одну из предложенных тем |
Контрольная работа по творчеству Горького ( тест). | |
Содружество искусства | Р.Р. Контрольное сочинение «Я вижу чудное мгновенье…» |
Фантастика. Тема будущего | Р.Р. Подготовка к сочинению «У каждого человека свои звезды» («Мудрость слова «приручить») |
Повторение изученного в 7 классе. | Контрольная работа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...