Открытый урок насеминар
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему
Урок по литературе "Человек труда" в сказе П. П. Бажова "Каменный цветок" (ФГОС 5 класс) Урок опробован, отзывы коллег хорошие
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка | 54.5 КБ |
таблица по образам героев сказа | 46 КБ |
карточки к образам | 25 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ 5 КЛАССА.
ТЕМА: ЧЕЛОВЕК ТРУДА В СКАЗЕ П. П. БАЖОВА «КАМЕННЫЙ ЦВЕТОК».
(групповая деятельность учащихся на уроке).
Цели урока: познакомить учащихся с колоритом уральской природы;
представить учащимся образы людей в условиях крепостничества;
развитие навыков у учащихся давать сравнительную характеристику образа героев произведения;
познакомить учащихся с понятием «сказ»;
поиск с учащимися отличий сказа от сказки;
развитие речи у учащихся посредством определения значений слов и выражений; закрепление навыков применения поговорок к теме «Труд»;
развитие навыков у учеников игры эпизода по ролям.
Планируемые результаты:
Личностные:
- формирование представлений о творчестве как экзистенциальной ценности гуманизма; стремление к гармонии искусства и природы, к идеалу; постоянный творческий поиск страдания и разочарования на пути к недостижимому идеалу – удел творческой личности;
Метапредметные:
- воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом; формирование умения воспринимать, анализировать и критически оценивать прочитанное;
Предметные:
-формировать умение отличать сказ от сказки, знать основные особенности сказа и сказки; владение литературоведческими терминами «сказ и сказка», «герой повествования», «поговорка».
Оборудование: мультимедийный проектор для демонстрации отрывков из м/ф «Медной горы Хозяйка» и «Каменный цветок», м/м презентация к уроку», декорации камней, деревьев для театрализации эпизода «Встреча Данилы-мастера и Малахитницы», карточки с качествами героев, доска, учебник.
Ход урока:
Учащиеся на уроке объединены в 3 группы. Результаты оцениваются по активности группы на уроке.
- Орг. момент. Погружение в тему урока.
Слово учителя: Здравствуйте, ребята. У нас необычный урок. Сейчас мы погрузимся в прошлое, когда люди испытывали гнет неволи, тяготы непосильного труда, но верили в волшебство, добрые силы. Давайте посмотрим фрагмент м/ф и сформулируем тему нашего урока и чем мы будем заниматься.
Просмотр эпизода м/ф «Медной горы Хозяйка».
- Формулировка темы:
Беседа с учениками:
- Кто является действующими лицами фрагмента?
- Какова тема нашего урока? (Учитель записывает тему на доске)
- Что мы должны выяснить?
Обращение к слайду 2:
Задание: прочитайте высказывание, записанное на слайде? Как вы понимаете смысл данного высказывания?
(Учащиеся высказывают свое мнение).
- Работа по теме урока:
(работа в группах) У учащихся на столах заранее разложены карточки с заданиями.
Задание:
1 группа: напишите название мест, где происходят события произведения. Что вам известно из текста об этих местах?
2 группа: назовите главных героев произведения. Что вам о них известно?
3 группа: назовите второстепенных героев в произведении. Расскажите о них.
? Каким образом Данилушка оказался у Прокопьича?
Задание по группам: работа с доской и карточками (карточки даются детям)
1 группа: Ответьте на вопрос: кто такой приказчик? Какую роль он играет в произведении? Какими качествами обладает приказчик в сказе? 2 и 3 группа: на экране изображение Данилы-мастера и Прокопьича: у 2 группы карточки со словами, выражающими отношение Прокопьича к Даниле до учения и после учения каменному делу, у 3 группы карточки с портретным описанием Данилы до обучения и поле обучения «каменному» делу. Карточки крепятся магнитами к доске. Учащиеся крепят карточку, доказывая свое мнение у доски.
Вид с карточками на доске:
Таблица 1:
Портрет Данилы до обучения «каменному» делу | Портрет Данилы после обучения | Отношение Прокопьича к Даниле в начале повествования | Отношение Прокопьича к Даниле после экзамена у приказчика |
- худая одежонка; - «самого ветром качает»; - «недокормыш». | - «шубу Прокопьич ему справил» «по старой памяти Недокормышем звали»; - «высокий да румяный»; - кудрявый да веселый. | - строгий; - немногословный; - срывается иногда на крик; | - называет Данилушку «сыночком милым»; - переживает за его судьбу; - передает ему как сыну все секреты своего мастерства. |
Учащиеся делают вывод, отвечая на вопрос: Почему Прокопьич изменил отношение к Данилушке? Найдите эпизод в тексте, подтверждающий ваши слова.
Словарная работа.
Слово учителя: Дома вы определяли значение слов:
Блаженный – в данном случае глупый.
Мастер – человек в совершенстве владеющий каким то искусством.
Мастерство – искусство.
Талант – особые способности в чем-то.
Что обозначают данные слова? (Чтение учащимися значений слов)
Беседа с учениками:
- Почему Данилу в начале произведения называют «блаженным»? Найдите подтверждение своим словам в тексте.
- Можно ли его считать мастером после обучения у Прокопьича? Почему вы так считаете?
Есть ли у Данилы талант, который поможет ему развить мастерство?
А какими чертами должен быть наделен человек труда, настоящий мастер? - письменный ответ на вопрос. (Учащиеся делятся своим мнением).
С каким камнем работали мастера в деревне Полевая на Урале?
Сообщение ученика о малахите и хризолите. Демонстрация изображения малахита и хризолита на экране.
Беседа:
- Что стало причиной потери покоя Данилой? Найдите ответ на вопрос в тексте. Стр. 116 – со слов «Оброк Данилушке назначил пустяковый…»
- Почему он не хочет работать по заказу барина?
- Как природа оказывает влияние на становление таланта будущего мастера Данилы? Кто из второстепенных героев впервые знакомит героя с богатством мира растений? (Бабушка Вихориха).
Пригодились ли ему эти знания, полученные от бабушки Вихорихи? Каким образом?
Работа с эпизодом: стр. 120 со слов: «Сделал Данила чашу…» до слов «Камень первый…» Как вы понимаете значение последних слов Данилы? Письменный ответ на вопрос.
Проведение физ. Минутки.
Учащиеся встают со своих мест, выполняют небольшую разминку.
Считалка для физкультминтуки:
Вырос каменный цветок (дети медленно встают),
И красив он, и высок (дети тянут руки кверху).
Он – секрет Горы Хозяйки (разводят руки в разные стороны),
Он – мечта всех мастеров (продолжают разводит руки в стороны),
Сделал чашу славный мастер (дети ударяют кулаки друг о друга),
Но разбил (делают жест, как будто что-то бросают) и был таков (садятся на места).
Учитель завершает физминутку.
Театрализация диалога «Встреча Малахитницы и Данилы». Разыгрывают учащиеся: Данила – Лыков К., Малахитница – Жилюк Д.
Просмотр эпизода м/ф «Данила в каменном саду».
Слайд 7, 8 – работа с иллюстрацией.
Работа с иллюстрацией на слайде: опишите Хозяйку Медной горы, дайте характеристику ее качествам.
? Почему она не дает нужный камень Даниле?
Задание: продолжите фразу: «Мастер захотел избавиться от мук творчества и создать чашу-цветок по образцу волшебного. Но мастерство ли это?» (группы письменно отвечают на вопрос, дискутируют на данную тему).
Почему Данила разбивает свою работу, дурман-чашу?
Как выглядит настоящий каменный цветок? Найдите описание в тексте (стр. 126-127).Под силу ли простому человеку создать такую красоту? Как вы считаете?
Работа с определением «сказ».
На экране появляется таблица.
Задание: прочитайте про себя определение «сказа» и «сказки», в чем отличие между этими определениями? Назовите их.
Таблица 2:
сказка | сказ |
Один из жанров фольклора или литературы. Эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного характера, обычно со счастливым концом (Википедия). | Особый тип повествования, строящегося как рассказ некоего отдаленного от автора лица, обладающего собственной своеобразной манерой речи. (Большой энциклопедический словарь) |
?Чем сказ отличается от сказки? Кто является рассказчиком в произведении?
- А имеются ли сказочные моменты в произведении? Перечислите.
- Как вы считаете, почему автор вводит элементы сказки в такую реальную историю? (Простые люди всегда верили в чудо, надеялись на него. Это было для них утешением в их непростой жизни).
Словарная работа:
В тексте употребляется большое количество устаревших слов, определите их значение путем подбора синонимов:
Вскорости – скоро
Запечалится – загрустить
Пособить – помочь
Справить – приобрести
Шибко худо – очень плохо.
? Для чего П. П. Бажов вводит в повествование устаревшую лексику?
Какова основная тема сказа? – труд.
Задание: приведите примеры пословиц о труде. Учащиеся читают свои пословицы.
Рефлексия:
Учитель: Ребята, дома вы создавали иллюстрации на понравившийся вам эпизод из сказа «Каменный цветок». Давайте посмотрим, что у вас получилось, и вы расскажите, чем вам запомнился эпизод, который вы изобразили.
Учащиеся выстраиваются в ряд у доски и рассказывают о своих рисунках.
Вывод по уроку:
Сделайте вывод самостоятельно по лестнице успеха:
Я научился
Я запомнил
Я узнал
Домашнее задание: с 130 в. 13 – письм., 14 – письм.
Предварительный просмотр:
сказка | сказ |
Один из жанров фольклора или литературы. Эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного характера, обычно со счастливым концом (Википедия). | Особый тип повествования, строящегося как рассказ некоего отдаленного от автора лица, обладающего собственной своеобразной манерой речи. (Большой энциклопедический словарь) |
Весёлая лестница успеха…
Предварительный просмотр:
Задание 1.
1 группа: напишите название мест, где происходят события произведения. Что вам известно из текста об этих местах?
Задание 1.
2 группа: назовите главных героев произведения. Что вам о них известно?
Задание 1.
3 группа: назовите второстепенных героев в произведении. Расскажите о них.
Задание 2.
Карточки: группа 1
Добрый
Справедливый
Жестокий
Подлый
Грубый
2 группа:
худая одежонка;
самого ветром качает
недокормыш
«шубу Прокопьич ему справил»
По старой памяти Недокормышем звали;
«высокий да румяный»;
«кудрявый да веселый»
сыночкек милый;
переживает за его судьбу;
передает ему все секреты своего мастерства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие
Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли - всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1. Ученику дается г...
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)
Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....
Методическая разработка открытого урока по математике в 5 классе «Умножение десятичных дробей» (урок открытия новых знаний) в рамках ФГОС
Технологическая карта практико - ориентированного урока...
2.1.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения первого открытого урока от МО муниципального уровня)
Эксперный лист первого урока...
3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)
3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого у...