Литературная гостиная «У войны не женское лицо»
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему
Женщина и война – понятия несовместимые. Издревле красивая и хрупкая женщина – Пленира, Берегиня, Лада, Любушка – создавала и берегла семейный очаг, уют. Растила детей, сады, писала книги. И вот, захваченная смертельным ураганом войны, понимая, что ей не место на кровопролитнейшей войне, что у войны не женское лицо, она встала на защиту Родины – матери, на защиту солнца, земли, детей, могил предков. На защиту будущего человечества, на защиту самой жизни. Суровая необходимость мобилизовала её. И стало у войны лицо и женским, и детским, и стариковским. И заалела кровь народа в том страшном июне. И всколыхнул Россию женский плач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
u_voyny_ne_zhennskoe_litso.doc | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературная гостиная «У войны не женское лицо»
АННОТАЦИЯ
Женщина и война – понятия несовместимые. Издревле красивая и хрупкая женщина – Пленира, Берегиня, Лада, Любушка – создавала и берегла семейный очаг, уют. Растила детей, сады, писала книги. И вот, захваченная смертельным ураганом войны, понимая, что ей не место на кровопролитнейшей войне, что у войны не женское лицо, она встала на защиту Родины – матери, на защиту солнца, земли, детей, могил предков. На защиту будущего человечества, на защиту самой жизни. Суровая необходимость мобилизовала её. И стало у войны лицо и женским, и детским, и стариковским. И заалела кровь народа в том страшном июне. И всколыхнул Россию женский плач.
Цель: создать условия для расширения знаний учащихся о поэтах, участниках Великой Отечественной войны.
Задачи:
- Познакомить учащихся с творчеством Юлии Друниной, участницы Великой Отечественной войны, творчеством Светланы Алексиевич.
- Воспитание патриотических качеств личности на примере судьбы автора и её героев.
- Эстетическое воспитание путём анализа поэтических произведений.
Форма проведения: литературная гостиная.
Предварительная подготовка:
- Распределение стихотворений Юлии Друниной между учащимися класса, репетиции.
- Для проведения рефлексии были изготовлены из красного картона большое сердце и маленькие сердечки (разных оттенков).
- Подготовка презентации со слайдами.
Оборудование
- Интерактивная доска.
- Презентация «Я родом не из детства – из войны».
- Диск «Энциклопедия Кирилла и Мефодия» - фонотека.
- На доске прикреплено большое сердце из картона.
- Маленькие сердечки.
Плакат : Родина – Мать зовет.
Рисунок с потрескавшейся штукатуркой с надписью: « Не женская это доля – убивать!»
« Я пришла в Берлин, чтобы убить войну!»
Ход урока.
1. Формирование мотивации.
2.Чтение стихотворения Ю. В. Друниной « Не знаю, где я нежности училась»
!!! Ученик: - Не знаю, где я нежности училась, -
Об этом не расспрашивай меня.
Растут в степи солдатские могилы,
Идет в шинели молодость моя.
В моих глазах обугленные трубы.
Пожары полыхают на Руси.
И снова нецелованные губы
Израненный парнишка закусил.
Нет!
Мы с тобой узнали не по сводкам
Большого отступления страду.
Опять в огонь рванулись самоходки,
Я на броню вскочила на ходу.
А вечером над братскою могилой
С опущенной стояла головой...
Не знаю, где я нежности училась, -
Быть может, на дороге фронтовой...
- Учитель. Наш урок посвящен знакомству с книгой С. Алексиевич «У войны не женское лицо». Популярность документальной повести белорусской писательницы о войне в нашей стране и за рубежом не ослабевает, несмотря на то, что за десятки лет она выдержала десятки изданий. Однако не смолкают и голоса критиков: Светлане Алексиевич вменялось в вину «очернение армии», «поверхностный взгляд на войну», «гробокопательство» и даже «глумление над памятью павших». Слышалось и такое: «Стоит ли ворошить прошлое, сыпать соль на раны? Война давно кончилась...»
1.Так стоит ли писать о войне? Как вы думаете? Для чего?
Учитель:
Стоит. Война не кончилась. Она продолжается — в многочисленных «горячих точках» по всему миру. Для нас зеркальным повторением Афгана стала Чечня — «афганский синдром» сменился «кавказским». Бывшие «афганцы» обзавелись детьми, и эти дети сегодня гибнут на самой настоящей войне. И все новые мальчики обретают последний приют из цинка...
В предисловии к книге Светлана Александровна говорит: «Сегодня мы живем в совершенно ином мире, не в том, что был, когда я писала свои книги о войне, и потому осмысливается все иначе. Нет, не придумывается, а передумывается... и я уже не могу давать ясные ответы — их нет...» Говоря «книги о войне», она имеет в виду документальные произведения «У войны не женское лицо» (1985) и «Цинковые мальчики» (1989).
2.Какие же черты характера и обстоятельств жизни Светланы Алексиевич способствовали тому, что она стала писателем, творческой личностью?
Ученик ( Сергей Иванов):
!!! Сообщение ученика: 1 Светлана Александровна Алексиевич — очеркист, прозаик — родилась 31 мая 1948 года в городе Ивано-Франковск (Украина) в семье военнослужащего. После демобилизации отца семья переехала на его родину, в Беларусь.
Окончила отделение журналистики Белорусского государственного университета им. В. И. Ленина (1972).
Работала воспитательницей в школе-интернате, учительницей. С 1966 года — в редакциях районных газет «Прыпяцкая праўда» и «Маяк коммунизма», в республиканской «Сельской газете», а с 1976 года — в журнале «Неман».
С 1984 года — свободный писатель.
Литературную деятельность начала в 1975 году. «Крестным отцом» можно назвать известного белорусского писателя Алеся Адамовича с его идеей нового жанра, точное определение которому он постоянно искал: «соборный роман», «роман-оратория», «роман-свидетельство», «народ сам о себе повествующий», «эпически-хоровая проза» и т. д.
Первая книга С. Алексиевич — «У войны не женское лицо» — была написана в 1983-м и пролежала в издательстве два года. Автора обвиняли в пацифизме, натурализме и развенчании героического образа советской женщины. По тем временам это было более чем серьезно.
Учитель: Так уж случилось, что наша память о войне и все наши представления о войне – мужские. Это и понятно: ведь воевали, в основном, мужчины. Но с годами мы все больше и больше постигаем бессмертный подвиг женщины в войне, ее величайшую жертву, принесенную на алтарь победы. Все, что мы знаем о женщине, лучше всего вмещается в слово милосердие. Есть и другие слова – сестра, жена, друг и самое высокое – мать. Но женщина дает жизнь, женщина оберегает жизнь, женщина и жизнь – синонимы.
3.Главной героиней книги Светланы Алексиевич является женщина.
Проследим, как формируется женский характер на войне?
Какие чувства обладают героинями?
От чего зависит окончательный исход войны?
!!! Чтение стихотворения Юлии Друниной « Я родом не из детства – из войны»
Ученик: - Я родом не из детства — из войны.
И потому, наверное, дороже,
Чем ты, ценю я радость тишины
И каждый новый день, что мною прожит.
Я родом не из детства — из войны.
Раз, пробираясь партизанской тропкой,
Я поняла навек, что мы должны
Быть добрыми к любой травинке робкой.
Я родом не из детства — из войны.
И, может, потому незащищённей:
Сердца фронтовиков обожжены,
А у тебя — шершавые ладони.
Я родом не из детства — из войны.
Прости меня — в том нет моей вины...
Ученик: Сергей Соколов:
Писатель-фронтовик Виктор Петрович Астафьев сказал в свое время: «Что бы я хотел видеть в прозе о войне? Правду! Всю жестокую, но необходимую правду, для того, чтобы человечество, узнав ее, было благоразумней...»
«Я помню, как одна из моих героинь в книге „У войны не женское лицо“ потрясла меня рассказом о том, как страшно было видеть после боя убитых — и тех и других... Молодые... Они лежали рассыпанные, как картошка... Когда я дала почитать этой женщине ее же рассказ, она все перечеркнула и принесла мне отчет о своей военно-патриотической работе. „Это, — говорила она, — ты напечатай, а то я рассказывала тебе, чтобы ты поняла, как нам было страшно на войне“». Это пишет Светлана Алексиевич.
4.Учитель: А что же такое война?
Война – это трудная работа, Самое страшное на войне – бездеятельность, отсутствие цели. Кроме боевых качеств на фронте еще ценится умение выжить, приспособиться к условиям, умение выстроить землянку, блиндаж, достать еду. накормить себя и товарищей. Война – это страшно – это страдания и смерть.
!!! Ученик ( Зимина Вика): Вспоминает Вера Иосифовна Соколова:
« Ехала я на фронт и думала, что ненадолго…»
Учитель: На самой страшной войне 20 века женщине пришлось стать солдатом. Она не только спасала, перевязывала раненых, но и стреляла из « снайперки», бомбила, подрывала мосты, уходила в разведку, брала «языка».
!!! Ученик: Стихотворение ( Настя Герасимова): Мы стояли у Москва – реки:
Ученик: - "Два вечера"
Мы стояли у Москвы-реки,
Теплый ветер платьем шелестел.
Почему-то вдруг из-под руки
На меня ты странно посмотрел --
Так порою на чужих глядят.
Посмотрел и -- улыбнулся мне:
-- Ну какой же из тебя
Солдат?
Как была ты, право,
На войне?
Неужель спала ты на снегу,
Автомат пристроив в головах?
Я тебя
Представить не могу
В стоптанных солдатских сапогах!..
Я же вечер вспомнила другой:
Минометы били,
Падал снег.
И сказал мне тихо
Дорогой,
На тебя похожий человек:
-- Вот лежим и мерзнем на снегу,
Будто и не жили в городах...
Я тебя представить не могу
В туфлях на высоких каблуках...
5.А сейчас проследим « мгновения войны» по произведениям и ответим на вопрос:
Влияет ли война на характеры людей? Если да, то как?
( Чтение отрывка из произведения Б.Васильева « А зори здесь тихие»
( Рита убивает фашиста).
Ученик: Марьяна:( чтение отрывка « Глаза закрою, все снова перед собой вижу…)
6. А встречались ли вам в литературе интеллигенты на войне? И как они себя проявляли?
- Виктор Некрасов увидел на войне интеллигента и , в отличие от расхожего в нашей литературе взгляда на него как на хлюпика, жизненную никчемность, человека не от мира сего, утвердил его правоту и его значение как носителя духовной ценности в условиях, так мало способствующих какой – то духовности.
(Соня Гурвич- чтение стихов).
7. Лирическая героиня стихов Юлии Друниной.
а) Марьяна Каппасова – сообщение:
Начинался творческий путь еще юной девочки, даже не подозревающей о том, что ее ждет. Ее поколение пока мечтает о подвигах, жалеет о своем незрелом возрасте, сетуя на то, что главное проходит мимо. " Спасение челюскинцев, тревога за плутающую в тайге Марину Раскову, покорение полюса, Испания - вот чем жили они в детстве. И огорчались, что родились слишком поздно…». Удивительное поколение! Вполне закономерно, что в трагическом сорок первом оно стало поколением добровольцев. Действительно, удивительное поколение, поколение романтиков, без колебаний вставшее на защиту Родины. Окончание школы и начало войны совпало для Юли, и это стало переломным событием в жизни юной девушки. После окончания школы в 1942 году работала санитаркой в глазном госпитале в Москве, затем на строительстве оборонительных сооружений в народном ополчении под Можайском. Потом, вопреки воле родителей, она становится санинструктором в пехотном полку. Следом - окружение, прорыв, выход в Подмосковье, ранение. Она возвращается в Москву, и вместе с семьей уезжает в Сибирь. Но Друнина не отказалась от цели, она все равно стремилась на фронт любыми путями. Пройдя в Хабаровске школу младших авиаспециалистов, снова возвращается в ряды своей "любимой Советской армии».
Ученик: - Не знаю, где я нежности училась, -
Об этом не расспрашивай меня.
Растут в степи солдатские могилы,
Идет в шинели молодость моя.
б) Сообщение Вики Зиминой:
Ведущий: - Решительность и твердость помогли ей преодолеть все препятствия. Похоронив отца, Юлия снова попадает в пехоту. " Два с лишним года понадобилось мне, чтоб вернуться в дорогую мою пехоту, " – пишет Юлия Друнина, она вновь вернулась на передовую сестрой милосердия. В 1943 году она попадает в Белоруссию в Киевскую стрелковую дивизию. И почти одновременно ею получены медаль "За отвагу", самая что ни на есть солдатская, и – ранение, "осколок застрял рядом с сонной артерией". Тут же приказ: непригодна к военной службе с исключением с учета. Но нет худа без добра – в тыловом эвакогоспитале в Горьковской области ее впервые за всю войну потянуло к стихам: " Впрочем, "потянуло" – не то слово. Просто кто-то невидимый диктовал мне строки, я их только записывала. Этот невидимый назывался Войной…"
Я только раз видала рукопашный.
Раз наяву. И тысячу во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
В 1944 году, выйдя из госпиталя, она пытается поступить в Литературный институт им. Горького, но получает отказ. Но и это не стало преградой. Юля возвращается на фронт, но уже с повышением – старшина мед-службы. Вновь фронт – Белоруссия, но уже 1038-й КСАП (отдельный Калинковичский самоходный артполк). И снова, уже в Прибалтике, ранение и " негоден к несению военной службы", потому что сказалась поначалу показавшаяся пустячной контузия.
Ученик: - Я порою себя ощущаю связной
Между теми, кто жив
И кто отнят войной.
Я - связная.
Пусть грохот сражения стих:
Донесеньем из боя
Остался мой стих...
8. Учитель: Скажите, а сопоставимы ли понятия: Женщина и месть?
У писателя В. Закруткина в произведении « Матерь человеческая» скорбь, месть, возмездие живут рядом.
Каким цветом можно изобразить боль человеческую?
От чего зависит окончательное решение: мстить или отказаться от мести?
( Чтение отрывка из рассказа « Матерь человеческая»).
9. На что похожа месть?
пожар в лесу
Месть похожа на смерч
водоворот
бумеранг
Месть - это не только явление минувшего, не только феномен, существующий на войне или в мире взрослых. Месть или отказ от мести – выбор, перед которым может оказаться каждый.
Чтение стихотворения « Варварство» - Ира Почесюк.
Просмотр репродукции картины « Икона»
Картина поражает нас светлым восприятием и глубоким человеческим содержанием.
10. Чем же объяснить то, что мы все – таки выдержали этот мощный натиск, выстояли, победили? Что же за человек – главный герой разговора?
- Вы понимаете, что главное? Что люди у нас немножко другого сорта. И потому – то мы воюем. До сих пор воюем. Даже здесь, на Волге, потеряв Украину и Белоруссию, воюем… А какая страна, какой народ выдержал бы все это…Я даже не знаю, как это назвать… Толстой назвал все это « скрытой теплотой патриотизма». Возможно это самое правильное определение.
( Чтение отрывка из произведения « А зори здесь тихие» Васков идет в лагерь к фашистам)
Звучит музыка « Журавли».
Валера исполняет стихотворение:
Ученик: - Стало зрение сердца
Острее,
Если сердце прошло
Через ад...
Дорогие,
Миритесь быстрее-
Не существенно,
Кто виноват.
Я прошу вас,
Давайте не будем
Рвать мосты за собой
Сгоряча...
Почему это
Близкие люди
Рубят прямо по душам
Сплеча?
Я прошу вас,
Поймите быстрее-
В битве душ
Победителей нет.
Стало зрение сердца
Острее
После всех испытаний
И бед.
Заключительное слово учителя:
Так писать или не писать сегодня о войне?
«Лежит на улице Грозного человек, убитый другим человеком. И в небо смотрит... Мне говорят: „Поезжай и напиши об этом“. А я не могу... Не больны ли мы безумием? Разве нормальный, а не безумный человек может смотреть по телевизору и слушать каждый день по радио об убийстве: „За истекшие сутки позиции федеральных войск обстреливались тридцать четыре раза, трое военнослужащих убиты, один ранен...“ Где-то в далекой русской деревне екнуло материнское сердце... Крикнуло... Я была на одних таких похоронах... Хоронили молодого офицера, его привезли из Грозного. Плотное людское кольцо у свежевырытой могилы... Военный оркестр... Все молчали, даже женщины не плакали. Выступал генерал... Все те же слова, что и десять, и пятьдесят, и сто лет назад: о наших границах, о великой России, о мести, о ненависти, о долге. О долге убивать?! И только маленькая девочка беззащитно и наивно вглядывалась в красный гроб: „Папа! Папочка!.. Куда ты ушел? Почему ты молчишь? Ты обещал вернуться... Я нарисовала тебе целый альбом...“ Один нормальный человек был среди нас. Ребенок. А заговор взрослых продолжался... Клятва. Салют. Мы не воюем... А гробы в Россию уже идут из России... И я пишу о войне», — пишет С. Алексиевич в предисловии к книге «Цинковые мальчики».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературно - музыкальная композиция "У войны не женское лицо?!" (судьба женщин в годы Великой Отечественной войны)
Мероприятие посвящено женщинам, которые воевали на земле и в небе в годы Второй мировой войны, солдатским матерям. Есть информация о Прасковье Еремеевне Володичкиной, потерявшей на фронте 9 сыновей, о...
литературная гостиная "У войны не женское лицо"
Женщинам грозных сороковых довелось спасать мир. Они, защищая Родину, шли в бой с оружием в руках, перевязывали раненых, стояли у станка, рыли окопы, пахали и сеяли....
Литературная гостиная "У войны не женское лицо"
В год 70-летия Победы важно напомнить подросткам о событиях Великой Отечественной войны. Сценарий составлен на материале книги С.Алексиевич "У войны не женское лицо". Воспоминания женщин - участ...
Презентация к литературной гостиной "У войны не женское лицо"
В год 70-летия Победы важно напомнить подросткам о событиях Великой Отечественной войны. Сценарий составлен на материале книги С.Алексиевич "У войны не женское лицо". Воспоминания женщин - участ...
Литературная гостиная У войны не женское лицо
Презентация + конспект...
Литературная гостиная «У войны не женское лицо…»
Цели: Формирование у подростков гражданственности, патриотизма, ответственности за судьбу Отечества, готовности к ее защите.Задачи:·...