В гостях у Л.Н. Андреева
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
Литературная викторина по биографии и творчеству Л.Н. Андреева (рассказ «Кусака»)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnaya_viktorina_po_biografii_i_tvorchestvu_l.docx | 30.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературная викторина по биографии и творчеству Л.Н. Андреева (рассказ «Кусака»)
Описание игры. Настоящая игра может быть организована до или после изучения данной темы. Для участия в игре формируются две команды, которые придумывают соответствующие теме начин ния. Разумеется, они должны иметь непосредственное отношение к тематике игры. Команды отвечают на вопросы поочередно. Чн каждый правильный ответ команда получает Г балл. В перерьш.1\ между вопросами участники игры выполняют различные конкурс ные задания.
Оборудование: чистые листы бумаги, карандаши, ручки; таблички для вписывания названий команд; конверты с конкурсными заданиями.
Ход игры Вступительное слово учителя
Учитель. Имя Леонида Андреева - новое для вас. М. Торг, кий говорил о нем, что это художник редкой оригинальности, род кого таланта. Л.Н. Андреев вписал в историю русской литературы одну из самых ярких, удивительных и своеобразных страниц. Творчество его, глубоко гуманное в своей основе, проникнутое бунтарским духом, полное кричащих диссонансов, непримиримы \ социально-философских разноречий, очень точно выражает личность самого писателя с присущими ему порывами беспокойной мысли, колебаниями, мучительной жаждой истины и отрицанием окружающей действительности, которая казалась ему сплош-
мой цепью разочарований и страданий. Вот поэтому многие его произведения посвящены слабым и обездоленным, униженным И несчастным, в защиту которых выступает писатель. Во многих мроизведениях отразились воспоминания детства и юности.
Образ четвероногого друга в литературе создали А.П. Чехов («Каштанка»), А.И. Куприн («Белый пудель»), Г.Н. Троепольский («Белый Бим Черное ухо») и другие писатели. В этих произведениях собака изображается как верный, добрый и ласковый друг человека, надежный его защитник. Кроме того, животное радуется, тоскует, переживает, собака словно очеловечена. Не является I этом отношении исключением и героиня рассказа Л.Н. Андреева «Кусака». Об основной идее рассказа писатель говорил: «В рассказе "Кусака" героем является собака, ибо все живое имеет одну И ту же душу, все живое страдает одними и теми же страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед гроз-ми ми силами жизни».
Вопросы по биографии и личности писателя
- Когда и где родился Леонид Николаевич Андреев? (Пример
ный ответ. Он родился 9 (21) августа 1871 года в городе
Орле в семье орловского мещанина, частного землемера. На
одной из городских окраин, густо населенной мелким служи
лым людом, прошли детские и юношеские годы писателя.) - • В каком учебном заведении учился Л.Н. Андреев? (В 1882 году
он был зачислен в Орловскую классическую гимназию, кото
рую окончил в 1891 году.) - Что читал Андреев, когда учился в гимназии? (Примерный
ответ. Он учился плохо и пробелы в прохождении гимнази
ческого курса активно восполнял самообразованием: читал
сочинения русских публицистов В.Г. Белинского, Н.А. Доб
ролюбова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, а также труды немец
ких философов Э. Гартмана и А. Шопенгауэра.) - В каком университете Л.Н. Андреев получил высшее обра
зование? (Примерный ответ. Сначала он учился на юриди
ческом факультете Петербургского университета, но через
два года за неимением средств был отчислен и продолжил
образование на 2-м курсе юридического факультета Мос
ковского университета.) - Кем служил писатель после получения диплома? (Помощ
ником присяжного поверенного.) - Чем он предпочитал заниматься вместо адвокатской дея
тельности? (Примерный ответ. Он предпочитал живую
репортерскую работу: писал в московские газеты отчеты
под рубрикой «Из зала суда», потом публиковал фельетоны, судебные очерки и т. д.)
- В какой газете состоялся дебют Л.Н. Андреева как писателя','
(В ежедневной общественно-политической и литературном
газете «Курьер» был опубликован и подписан подлинным
именем и фамилией рассказ «Баргамот иГарасъка».) - Как писатель оказался в Финляндии? (Примерный ответ
Л.Н. Андреев приветствовал Февральскую революцию, но
разочаровался в большевистском режиме, уехал из Петро
града в Финляндию и там скончался от сердечного приступи
в 1919 году.) - О какой черте характера Л.Н. Андреева пишет К.И. Чуковским
в своих воспоминаниях? (О любви ко всему огромному.)
- Как Л.Н. Андреев относился к людям? (Был гостеприимным
хозяином, щедрым, любил людей.) - В какое время суток Л.А. Андреев писал свои рассказы?
(Писал почти всегда ночью.) - Как создавал свои литературные шедевры Л.А. Андреем?
(Примерный ответ. Он не просто писал свои вещи, он бы и
охвачен ими как пожаром, отдавался писанию, до полнот
истощения. Но, окончив произведение, он становился к нему
странно равнодушен.)
Задание «Узнай себя»
Командам предлагается описание, по которому нужно угадать одного героя рассказа, а потом ответить на вопросы, касающиесн этого героя.
Карточка для команды 1
«Он всех любил и всех жалел и что-тр говорил себе под нос о добрых людях и своих надеждах на добрых людей; пожалел он и собаку, грязную и некрасивую, на которую случайно упал его бесцельный взгляд». Кто это? (Пропойца-мужик, как называси его писатель.)
- Откуда вы возвращались в этот день? (Из кабака.)
- Какой кличкой вы позвали собаку? (Жучка.)
- Какие были у вас намерения по отношению к собачке? (Хо
тел пожалеть и приласкать.}
Карточка для команды 2
«Брови... поднялись, и у самой у нее был такой хорошенький носик и такие выразительные глаза, что солнце поступило умно, расцеловав горячо, до красноты щек, все ее молоденькое, наивно-прелестное личико». Кто это? (Леля.)
- Где вы учились? (В гимназии. Я приехала в коричневом фор
менном платье.) - Кого предлагали вашей матери Догаевы? (Породистого ще
ночка, который уже мог «служить».) - С каким чувством вы уезжали с дачи? (Мне было жалко
Кусаку и было скучно.)
Вопросы по рассказу «Кусака»
- Как начинается рассказ «Кусака?» (Со слов: «Она никому
не принадлежала».) - Почему писатель не дает ей никакой клички, а постоянно
называет ее она? (Таким образом Л.Н. Андреев подчеркивает
безличие собаки, ее ненужность.) - Как жила собака? («В одиночестве копила страх и злобу».)
- Кто однажды решил пожалеть и приласкать собаку? (Про
пойца-мужик.) - Что вспомнил мужик, когда собака маленькими шажками
приближалась к нему? (Примерный ответ. Он вспомнил все
обиды, нанесенные ему добрыми людьми, почувствовал ску
ку и тупую злобу и, когда Жучка легла перед ним на спину,
с размаху ткнул ее в бок носком тяжелого сапога.) - Как поступок пропойцы-мужика повлиял на дальнейшую
судьбу собаки? («С тех пор собака не доверяла людям».) - Какое основное чувство владело собакой в этот период жиз
ни? (Злоба.) - Как изменилась жизнь собаки с наступлением весны? (На
дачу, где жила собака, приехали дачники.) - Как встретила собака новых жильцов дачи? (Примерный
ответ. Она подкралась к девочке в коричневом форменном
платье, яростно вцепилась зубами в раздувавшийся подол
платья, рванула и беззвучно скрылась в кустах.)
- Как дачники назвали собаку? (Они привыкли к ее лаю по
ночам и иногда по утрам вспоминали: «А где же наша Ку
сака?» Новое имя так и осталось за ней.) - Как звали гимназистку, у которой собака порвала платье?
(Ее звали Лелей.) - Как в жизнь собаки постепенно вошла любовь? (Постепенно
собака стала доверять людям.) - Как она выражала свою любовь к людям? (Примерный от
вет. «Она нелепо кувыркалась, неуклюже прыгала и вер
телась вокруг самой себя, и ее тело бывшее всегда таким
гибким и ловким, становилось неповоротливым, смешным,
жалким».)
- Как изменилась внешность Кусаки, когда она обрела хозяев?
(Примерный ответ. «Длинная шерсть, прежде висевшая
рыжими, сухими космами и на брюхе вечно покрытая и
сохшей грязью, очистилась, почернела и стала лосниться,
как атлас».) - Как изменилось отношение к Кусаке со стороны чужих лкь
дей? (Примерный ответ. Когда она от нечего делать выбс
гала к воротам, становилась у порога и важно осматривала
улицу вверх и вниз, никому уже не приходило в голову драч-
нить ее или бросить камнем.) - В чем состояло счастье собаки? («У нее было имя, на ко
торое она стремглав неслась из зеленой глубины сада; они
принадлежала людям и могла им служить».) - Как собака выражала людям свою преданность? (Бдителым
сторожила дачу.) - Когда дачники собрались уезжать с дачи? (Примерный от
вет. «Желтыми огнями загорелась осень» частыми дождями
заплакало небо, и быстро стали пустеть дачи и умолкать, как
будто непрерывный дождь и ветер гасили их, точно свечи,
одну за другой».) - Почему Кусаку оставили на даче? (Кусака - дворняжка,
поэтому в комнатах ее держать нельзя, а двора нет, пи
мнению матери Лели.) - Как заканчивается рассказ «Кусака»? (Словами: «Собака
выла».)
Задание «Опиши иллюстрацию»
Командам предлагается иллюстрация И. Година к рассказу «Кусака», помещенная в учебнике литературы для 7 класса. Команды должны подобрать к рисунку текст из произведения и описан, рисунок.
Возможно такое задание: командам заранее предлагается самим нарисовать иллюстрацию к рассказу, а во время проведения никто рины участники обмениваются работами и описывают рисунок.
Вопросы по теории литературы
- Что такое рассказ? (Рассказ — небольшое эпическое проич
ведение, повествующее об одном или нескольких событиях
в жизни человека.) - Чем отличается повесть от рассказа? (Повесть больше по
объему и по охвату жизненных явлений, чем рассказ.) - Что такое композиция? (Композиция — построение худо
жественного произведения, система организации образон,
их связей и отношений.)
Какой тип композиции в рассказе «Кусака»? (Примерный ответ. Первая и последняя главы говорят об одиночестве собаки, но в первой главе собака еще не имеет имени и не знает человеческой ласки, а в последней главе собака уже не имеет имени и знает, что такое предательство. Здесь зеркальная композиция, в которой объединяются два композиционных приема - повтор и противопоставление.) Задание «Разгадай кроссворд»
Команда, первой разгадавшая кроссворд, получает 1 балл.
Кроссворд для команды 1
По горизонтали:
- Как назвал собаку пропойца-мужик. (Жучка.)
- В какое время года уехали дачники. (Осень.)
- Где пряталась Кусака. (Сад.)
- Где жила Леля со своей семьей. (Дача.)
По вертикали:
1. Имя заглавного героя? (Кусака.) Кроссворд для команды 2
По горизонтали:
- В какое время года уехали дачники? (Осень.)
- Где жили новые хозяева Кусаки? (Дача.)
- Имя заглавного героя? (Кусака.)
По вертикали:
- Что можно было слышать в поселке, когда уехали дачники?
(Вой.) - Часть дома, где было у Кусаки свое место. (Терраса.)
Задание «Исправь ошибки»
Командам вручаются тексты - отрывки из рассказа «Кусака» В каждом тексте допущены три фактические ошибки. Предстаии-тели команд вслух читают отрывки, находят и исправляют неточ-1 ности. Сколько ошибок будет исправлено, столько очков и полу ш I команды. Таким образом, максимальное количество баллов, кою-рое можно заработать в ходе данного конкурса, - 3.
Карточка для команды 1
«Первой, с кем познакомилась собака, была хорошенькая девушка в коричневом форменном платье, выбежавшая на улицу, Жадно и нетерпеливо, желая охватить и сжать в своих объятиях все видимое, она посмотрела на ясное небо, на красноватые сучья вишен и быстро села на скамейку, лицом к горячему солнцу. Потом также внезапно вскочила и, обняв себя руками, целуя свежими устами весенний воздух, выразительно и радостно вскрикнула
- Вот весело-то!»
Ошибки. 1) выбежавшая на улицу; надо: в сад; 2) села на скамейку; надо: легла на траву; 3) радостно вскрикнула; надо: серьезно сказала.
Карточка для команды 2
«Постепенно Кусака привыкла к тому, что о пище не нужно заботиться, так как в определенный час кухарка даст ей кусок сш1 жего мяса, уверенно и спокойно ложилась на свое место околи крыльца и уже искала и просила ласк. И отяжелела она: редки бегала с дачи и, когда маленькие дети звали ее с собой на пруд, уклончиво виляла хвостом и незаметно исчезала. Но по ночам на1 так же громок и бдителен был сторожевой лай».
Ошибки. 1) кусок свежего мяса; надо: помоев и костей; 2) пи свое место около крыльца; надо: на свое место под террасой; 3) знали ее с собой на пруд; надо: звали ее с собой в лес.
Подведение итогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка занятия для дошкольников "Прием гостей. Правила поведения в гостях"
Методическая разработка занятия для дошкольников "Прием гостей. Правила поведения в гостях" рассчитана для детей 6-летнего возраста и может быть использована для занятий с дошкольниками в детском саду...
«Прием гостей. Правила поведения в гостях».
Цель: развитие и формирование у воспитанников нравственных норм общения, навыков культурного поведения дома и в гостях. Задачи:- познакомить с правилами поведения в гостях и с гостями...
Тематическое планирование по биологии 5 класс (программа Андреева А.Е., Андреева Н.Д. и др.; под ред. Трайтака Д.И.)
Тематическое планирование по биологии 5 класс составлено в соответствии с программой:Андреева А.Е., Андреева Н.Д. и др.; под ред. Трайтака Д.И....
Внеклассное мероприятие на английском языке в 3 классе. "В гостях у Кенги" (правила этикета и приема гостей).
Тема: «В гостях у мамы Кенги» (правила этикета приема гостей).Актуальность: основы этикета, навыки общения.Тип мероприятия: Костюмированное представление.Цель: Формирование у детей основ этикета.Задач...
«Прием гостей. Правила поведения в гостях».
Цель: развитие и формирование у воспитанников нравственных норм общения, навыков культурного поведения дома и в гостях. Задачи:- познакомить с правилами поведения в гостях и с гостями; - да...
Программа лагеря с дневным пребыванием детей «Моян мощ!» (В гостях у Сказка Программа лагеря с дневным пребыванием детей «Моян мощ!» (В гостях у Сказки) Этническая и) Этническая
Лагерь с дневным пребыванием детей на базе средней школы № 1 в июне погрузил 75 детей и подростков в сказочную атмосферу. Программа под названием «М...
СЦЕНАРИЙ РАЗВЛЕЧЕНИЯ К ДНЮ ЗНАНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «СКАЗОЧНЫЕ ГОСТИ В ГОСТЯХ У РЕБЯТ»
Цель: Создание весёлого, радостного и праздничного настроения Задачи: вызвать у детей положительный эмоциональный настрой и поддерживать его на протяжении всего праздника;- формировать...