Уроки Достоевского (презентация)
презентация к уроку по литературе (10 класс) на тему
Презентация к итоговому уроку по роману Достоевского "Преступление и наказание" и его конспект
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uroki_dostoevskogo.ppt | 1.22 МБ |
uroki_dostoevskogo.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели урока выход «за рамки» романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»; расширение представлений о связи литературы с жизнью; формирование желания читать осмысленно; формирование понимания, почему романы Достоевского и сейчас самые читаемые в мире.
Название произведения Жанр Основная проблема «Евгений Онегин» Философско-психологический роман Типичный представитель 30 годов XIX столетия «Лишний человек» «Герой нашего времени» Роман в стихах Типичный представитель 40 годов XIX столетия «Лишний человек» «Обломов» Социально-психологический роман Человек идеи «Преступление и наказание» Социально-бытовой роман Типичный представитель 20 годов XIX столетия «Лишний человек» Проведите соответствия
Жанр романа «Преступление и наказание» социально-бытовой; детективный; любовный; психологический; философский; религиозный; автобиографический идеологический исторический полемический фантастический исповедь сатирический роман-трагедия ?
Жанр романа «Преступление и наказание» социально-бытовой; детективный; любовный; психологический; философский; религиозный; исповедь; роман-трагедия; идеологический; ?
Название произведения Жанр Основная проблема «Евгений Онегин» Философско-психологический роман Типичный представитель 30 годов XIX столетия «Лишний человек» «Герой нашего времени» Роман в стихах Типичный представитель 40 годов XIX столетия «Лишний человек» «Обломов» Социально-психологический роман Человек идеи «Преступление и наказание» Социально-бытовой роман Типичный представитель 20 годов XIX столетия «Лишний человек»
Родион Романович Раскольников «…«необыкновенный» человек имеет право… разрешить своей совести перешагнуть… через иные препятствия, если исполнение его идеи (иногда спасительной, может быть , для всего человечества) того потребует…»
Двойник – человек, имеющий полное сходство с другим. Антипод – человек, противоположный кому-нибудь по убеждениям, свойствам, вкусам, взглядам. - Кто, по вашему мнению, относится к двойникам, а кто к антиподам Раскольникова?
Разумихин Антиподы «Ведь это разрешение крови по совести , это… это, по-моему, страшнее, чем официальное разрешение кровь проливать, законное…»
Порфирий Петрович «…чем же бы отличить этих необыкновенных-то от обыкновенных? … нельзя ли тут одежду, например, особую завести, носить что-нибудь, клеймы там, что ли, какие?»
Соня Мармеладова «Ох, это не то, не то, - в тоске восклицала Соня, - и разве можно так… нет, это не так, не так!» «Убивать? Убивать-то право имеете? – всплеснула руками Соня»
Двойники Старуха-процентщица Алёна Ивановна Чем живёт? Зачем копит деньги? Кто её клиенты? Как относится к сестре? В чем реализует идею Раскольникова?
Петр Петрович Лужин «А деловой человек слушает да ест, а потом и съест» «Но более всего на свете любил и ценил он, добытые трудом и всякими средствами , свои деньги; они равняли его со всем, что было выше его.»
Аркадий Иванович Свидригайлов «Я, - продолжал Свидригайлов, колыхаясь от смеха, - и могу вас честью уверить, милейший Родион Романович, что удивительно вы меня заинтересовали. Ведь я сказал, то мы сойдемся, предсказал вам это, - ну, вот и сошлись. И увидите, какой я складной человек. Увидите, что со мной ещё можно жить…» Почему Свидригайлов говорит о своей схожести с Раскольниковым? «Человеку все позволено»
Кто стал эталоном целеустремленности для поколения Раскольникова? «Кто ж у нас на Руси себя Наполеоном теперь не считает?» Порфирий Петрович Наполеон Бонапарт «…если бы, например, на моем месте случился Наполеон,… решился ли бы он на это , если бы другого выхода не было?» Родион Раскольников
«Да ведь тут арифметика!» (За одну жизнь – тысяча жизней, спасенных от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен). «Отсталые массы не проймешь теорией, им нужен опыт». «Что такое закон? Выражение воли господствующих классов». «Да ведь тут арифметика!» (За одну жизнь – тысяча жизней, спасенных от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен).
«Да ведь тут арифметика!» (За одну жизнь – тысяча жизней, спасенных от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен). «Поэтому каждый, кто пытается разрушить это единство…, кто стремится к отделению от него отдельной части…, он враг, заклятый враг государства… И мы будем уничтожать каждого такого врага…, мы будем уничтожать весь его род, его семью».
Вы говорите, что Достоевский описывал себя в своих героях, воображая, что все люди такие. И что же! Результат тот, что даже в этих исключительных лицах не только мы, родственные ему люди, но иностранцы узнают себя, свою душу. Лев Толстой
«Завоевать душу народа можно только, если одновременно с борьбой за собственные положительные цели повести борьбу за уничтожение тех, кто является противниками наших целей». «Да ведь тут арифметика!» (За одну жизнь – тысяча жизней, спасенных от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен).
Сколько жизней унесла эта теория? 21-25 млн. человек 32 млн. человек 30-46 млн. человек
Какие уроки должны быть извлечены из романа? «Даже счастье всего мира не стоит одной слезинки невинного младенца» Ф.М.Достоевский «Братья Карамазовы» «Ни одно доброе дело не стоит слезы ребенка» Святой Петр
Жанр романа «Преступление и наказание» социально-бытовой; детективный; любовный; психологический; философский; религиозный; исповедь; роман-трагедия; идеологический; ?
Жанр романа «Преступление и наказание» ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
В описании сиюминутных событий видится постоянная общечеловеческая проблема соразмерности добра и зла в поступках людей
Домашнее задание Сочинение-миниатюра на тему: «Моя семья и теория Раскольникова»
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 10 классе.
Тема: «Уроки Достоевского»
Цели:
- выход «за рамки» романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»;
- расширение представлений у обучающихся о связи литературы с жизнью;
- формирование желания читать осмысленно;
- формирование понимания, почему романы Достоевского и сейчас самые читаемые в мире.
Задачи:
- Повторять и обобщать теоретико-литературные сведения о романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
- Развивать умение видеть связь между событиями и личнстями, делать умозаключения.
- Воспитывать самостоятельность мышления, чувство ответственности и сострадания.
Форма урока: обобщающая беседа
Методы: проблемный, частично-поисковый, иллюстративный.
Приемы: постановка проблемы, самопроверка, сопоставление героев.
Связь с другими предметами: история.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация на тему урока.
Раздаточный материал: таблицы каждому ученику.
Ход урока.
- Организация начала урока.
- Объявление темы урока, частичная постановка целей.(1-й, 2-й слайд) обращаем внимание на эпиграф к уроку в конце урока мы должны убедиться, что Достоевский реалист в большей степени, чем психолог.
- Повторение изученного путем заполнения таблицы (3-й слайд)
Название произведения | Жанр | Основная проблема |
«Евгений Онегин» | Философско-психологический роман | Типичный представитель 30 годов XIX столетия»Лишний человек» |
«Герой нашего времени» | Роман в стихах | Типичный представитель 40 годов XIX столетия «Лишний человек» |
«Обломов» | Социально-психологический роман | Человек идеи |
«Преступление и наказание» | Социально-бытовой роман | Типичный представитель 20 годов XIX столетия «Лишний человек» |
Проводим соответствия сначала к 3 столбику, проверяем.
Проводим и проверяем соответствие со вторым столбиком и переходим к следующему слайду.
4-й слайд Выпишите названия жанров, который, по-вашему, характеризуют роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
Оспорить написанное вами трудно, настолько многоаспектен роман, литературоведы не имеют единого мнения на этот счет, но вот какой список жанров они предлагают (5-й слайд) обратите внимание на знак вопроса, повторяющийся в конце списка. Еще одна цель урока: поставить на его место то название жанра, которое выясним мы в процессе беседы.
6-й слайд. Вернемся к основной проблеме романа. Мы выяснили, что в произведении изображен человек идеи. Но вот что это за идея? (теория Раскольникова)
В чем ее суть? (допустима кровь по совести) 7-й слайд
Каждая идея имеет своих сторонников и противников. Как в литературоведении названы люди, так или иначе поддерживающие идею героя, и ее противники?
8-й слайд Кто в романе является двойником, а кто антиподом Раскольникова?
Предлагаю начать с антиподов.
9-й слайд Разумихин при одинаковом с Раскольниковым материальном положении не становится сторонником его идеи.
10-й слайд Порфирий Петрович, высказываясь иронично о теории бывшего студента, дает понять, что не придерживается подобных мыслей.
11-й слайд Соню Мармеладову, как человека набожного, эти идеи приводят в ужас.
Давайте рассмотрим образы двойников Раскольникова и вспомним, в какой мере его теория реализуется в их поступка.
12-й слайд (отвечаем на вопросы) вывод: ради благого, по ее мнению, дела переступает через тех, кто к ней несет, порой, последнее, унижает собственную сестру, оставляя ее без заработка.
13-й слайд Как высказывание Лужина его характеризует? (для достижения своих интересов не остановится ни перед чем) что подтверждается словами из романа.
14-й слайд Прочитайте высказывание Свидригайлова, обращенное к Раскольникову и ответьте на вопрос (Свидригайлов, пусть и не говорит о своей исключительности, но все же проповедует мысль о вседозволенности)
15-й слайд Эталоном жизненного пути поколения молодежи середины XIX века не только в Европе, но и в России стала уникальная личность Наполеона Бонапарта, прошедшего путь от простого капрала до императора Франции. С тех пор в психиатрии даже появился термин «комплекс наполеона» для человека, желающего добиться определенных высот любыми способами.
Идея о том, что можно создать благо для многих, переступив через «кровь по совести» в той или иной мере присутствовала в стиле правления и других правителей. Как думаете вы, кто это?
16-й слайд (читаем высказывание, пытаемся догадаться, чьё оно, видим портрет)
17-й слайд (то же самое)
18-й слайд здесь следует обратить внимание на высказывание Л.Н.Толстого о героях Достоевского.
19-й слайд (см. выше)
Давайте посмотрим, сколько ее было, «крови по совести», и соразмерна ли она с количеством осчастливленных? (20-й слайд)
А ответ на этот вопрос дает сам Достоевский в своем романе «Братья Карамазовы» устами Алеши Карамазова (21- слайд), который почти дословно повторил фразу Святого Апостола Петра (там же)
Этот урок Достоевского должен помнить каждый человек, считающий себя цивилизованным.
А теперь давайте вернемся к вопросу, поставленному нами в начале урока в списке жанровых особенностей романа? Ответить на него нам поможет последний сон Раскольникова на каторге. О чем он? /(о моровой язве, уничтожающей всех на своем пути, делающей людей беснующимися безумцами) этим сном автор нас предупреждает о бедствиях, которые постигнут человечество, если оно будет подвержено безумным идеям) (22-й слайд) Каким жанром вы его заменили бы?
(23-й слайд)
Почему же романы Достоевского и сейчас одни из самых читаемых в мире? (24-й слайд) В описании сиюминутных моментов видится постоянная проблема соразмерности добра и зла как общечеловеческих категорий.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Уроки Достоевского: пеступники и преступления прошлого и нашего времени
Уроки Достоевского: преступники и преступления прошлого и нашего времени Работа содержит основные результаты выполнения проекта, цель...
Разработка урока и презентации к уроку. Тема программы: Огневая подготовка, тема урока: "История создания АК-47, неполная разборка и сборка автомата", тема презентаций:"История АК - 47" и "АК - 47 составные части"
При создании электронной потемной папки мною был собран материал по теме программы "Огневая подготовка", переработав который у меня получилась разработка урока "История создания АК-47, неполная разбор...
Литература (10 класс) "Петербург Достоевского" (презентация к уроку)
Презентация представляет собой иллюстративный материал к уроку на тему "Петербург Достоевского", содержит задания для проверки, полезные ссылки для самостоятельного или коллективного погруже...
Жизнь и творчество Ф.М.Достоевского (презентация к уроку)
В презентации освещены основные эпизоды жизни Ф.М. Достоевского. Презентация содержит минимум текста и может служить иллюстративным материалом для рассказа учителя....
Ф.М. Достоевский. Презентация на английском языке
Ф.М. Достоевский. Презентация на английском языке...
Урок по родной (русской) литературе на тему "Алтай в жизни и творчестве писателей-классиков. Ф.М.Достоевский" (презентация)
Разработка состоит из конспекта и презентации по теме "Алтай в жизни и творчестве писателей-классиков. Ф.М.Достоевский"....
Технологическая карта урока "Великие уроки Достоевского".
Технологическая карта урока литературы для 10 класса по теме "Великие уроки Достоевского" (по роману "Преступление и наказание" разработан в соответствии с требованиями ФГОС СОШ. Т...