По законам жанра
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме
В форме диалога дети рассаматривают законы жанра сказки, усваивают литературоведческие термины, учатся составлять синквейн.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
сценарий | 2.23 МБ |
stsenariy.docx | 107.4 КБ |
karta_upeha.docx | 13.86 КБ |
tehkarta.docx | 27.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Тема урока: «В мире сказок великих сказочников»
Нет сказок лучше тех, которые создаёт сама жизнь
(Г.Х.Андерсен)
Цели урока:
1)Знакомство жанровыми признаками сказок на примере произведений Г.Х.Андерсена, А.С.Пушкина.
2)Воспитание интереса к чтению, к самобытности и поучительности сказок
3) Развитие навыков анализа сказки как особого литературного жанра.
Планируемые результаты:
Предметные: совершенствовать речь учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения, анализа художественного текста, формирование умения самостоятельного открытия знаний.
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, свободное восприятие текста художественного произведения, осмысленное чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, систематизации. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных и артистических способностей.
Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно - этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие моральной готовности противостоять негативным проявлениям, вызвать стойкое внутреннее неприятие самих персонажей, наделённых пороками, и нежелание им подражать.
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, осознание обучающимися стремления к постижению нового.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, раздаточный материал (иллюстрации).
Литература: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина.
- Организационный момент.
Деление учащихся на 3 группы по результатам фронтального опроса:
- учёные;
- критики;
- лирики.
Опрос:
11 | Когда я читаю книгу, мне легко представить в воображении её героев | Да (лирики) |
22 | Мне легко представить предмет или животное, которых нет в природе | Да(лирики) |
23 | Мне было бы интересно расшифровать значение древних символов | Да (учёные) |
24 | Я предпочитаю точные науки | Да (учёные) |
55 | Я н могу успокоиться, пока не доведу свою работу (сочинение, контрольную, рукоделие) до совершенства. | Да (критики) |
66 | Я любое дело обязательно довожу до конца. | Да (критики) |
- Мотивация к учебной деятельности. Сообщение темы урока. Постановка учебных задач.
Дети составляют ассоциативный ряд к лову детство (конфеты, сказки, былины, колыбельные, мультфильмы и т.д.)
Дополняют строки из сказок недостающими словами
Там на неведомых…(дорожках)
Следы невиданных…(зверей)
Избушка там на курьих…(ножках)
Стоит без окон, без …(дверей) («отрывок «Лукоморье» из поэмы «Руслан и Людмила»)
День за днём идёт, мелькая,
А царевна молодая
Всё в лесу. Не скучно ей
У семи….(богатырей) ( «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)
Послушайте следующие высказывания:
- Добрый молодец,
- Красна девица,
- Царевич молодой,
- «Три девицы под окном пряли поздно вечерком…»
- «Жили – были старик со старухою»
- В чешуе, как жар горя, 33 богатыря»
- А теперь подумайте, над чем мы будем работать сегодня на уроке? (постановка проблемного вопроса)
Ответ: Будем выявлять особенности сказки, её признаки
- Предположите, что нам предстоит сделать, чтобы выявить жанровые особенности сказки?
Ответ: Нужно будет сравнить сюжеты, образы сказок. Найти что – то общее между сказками
Объявление темы: Сегодня мы окажемся «В мире сказок» великих сказочников, чтобы исследовать жанровые признаки сказок (слайд 1)
- Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации.
① Учащиеся выполняют задания учителя (работают в группах):
Перед вами мозаика из слов (слайд 2)
- Что общего между явлениями, предметами, понятиями, обозначенными этими словами?
- Имеют ли названные предметы, явление особое значение для содержания сказки? Если да, то какое?
(ответы должны быть развёрнутыми)
- Назовите героев, которым принадлежат перечисленные предметы.
- Распределите предметы и явления на группы. Объясните, чем вы при этом руководствовались. Попробуйте дополнить получившиеся группы другими словами, подходящими выбранному вами принципу.
(учащиеся могут разделить слова по нескольким принципам: предметы – лица, предметы – герои – помощники, «Снежная королева» - «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», также в отдельной группе должны оказаться слова «добро», «зло», «красота»)
(сопровождение – музыкальные фрагменты из сказок)
Вопросы, ориентированные на самостоятельное открытие новых знаний (слайд 3)
- Какой вывод вы можете сделать о том, каковы особенности содержания/проблематики сказки? (учащиеся высказывают мысль, что сказка непременно чему – либо учит – «сказка – ложь, да в ней намёк…», что в сказке добру обязательно противостоит зло, что зависть, как порок, несёт зло и т.д.)
- Посмотрите, есть ли что – либо общее в том, как Андерсен и Пушкин преподносят нам жизненные уроки? С помощью каких художественных, сказочных, приёмов они это делают? (учащиеся формулируют основные жанровые особенности сказки: сюжетный мотив ненависти мачехи к падчерице, троекратные повторения, постоянные эпитеты, пословицы и поговорки, замедление действия, испытания героя, спасение героя добротой и искренностью другого персонажа, долгожданная, хотя и предсказуемая развязка и т.д.)
② Составление синквейна*
Дети составляют синквейн, характеризуя один женский образ сказок:
«Снежная королева»
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
(иллюстрацию каждая группа выбирает сама)
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
- Что символизируют эти образы?
- Какие ещё сказочные персонажи обладают подобными качествами характера?
- О чём вам это говорит?
(учащиеся делают вывод о том, что в сказках каждый персонаж является носителем определённых качеств – или положительных, или отрицательных)
③Контроль
Внутри каждой команды проходит: а) самооценка; б) оценка друг друга по 5 – тибалльной шкале.
Рефлексия
Учащиеся формулируют, что нового они узнали на уроке друг о друге, что нового открыли в проблематике прочитанных сказок.
Взглянули ли они по – другому на уроки, которые содержит в себе каждая сказка?
Составление «карты успеха»
1 | Я узнал на уроке | |
2 | Мне было интересно | |
3 | Я запомнил | |
4 | Как вы бы себя оценили? |
- Домашнее задание
Составить синквейн, первым словом в котором будет сказка.
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
1. Ф.И.О. учителя: Щербакова Екатерина Евгеньевна
2. Класс: 5 а Дата: 26.02.2014 Предмет: литература № урока по расписанию: 4
3. Тема урока: «В мире сказок великих сказочников»
4. Место и роль урока в изучаемой теме: урок 23 в контексте изучения литературной сказки как особенного жанра
5. Цели урока:
1)Знакомство жанровыми признаками сказок на примере произведений Андерсена, Пушкина
2)Воспитание интереса к личности русского баснописца; воспитание любви к своей стране, к ее историческим достопримечательностям.
3) Развитие навыков анализа басни как особого литературного жанра.
Планируемые результаты:
Предметные: совершенствовать речь учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения.
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, свободное восприятие текста художественного произведения, осмысленное чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, систематизации. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных и артистических способностей.
Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие моральной готовности противостоять негативным проявлениям, вызвать стойкое внутреннее неприятие самих персонажей, наделённых пороками, и нежелание им подражать.
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, осознание обучающимися стремления к постижению нового.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, раздаточный материал.
Литература: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина.
Дидактическая структура урока | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Методы, приёмы, формы работы | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | ||||
① Организационный момент | Отвечают на вопросы учителя | Делит учащихся на группы по результатам предварительного фронтального опроса | Приветствие Фронтальный опрос | Формируем умение использовать литературоведческие термины при словесном анализе содержания текстов | формируем умение слушать и понимать других |
② Мотивация к учебной деятельности. Сообщение темы урока. Постановка учебных задач. | Составляют ассоциативный ряд. Решают, кто имеет право первым выбирать для своей группы загадку (варианты: кто первый, кто больше дал правильных ответов) | Для того, чтобы мы хорошо думали, размышляли и спорили предлагаю настроиться на мыслительную деятельность следующим образом: -составление ассоциативного ряда к ключевому слову «детство»; - дополнить цитаты из сказок (выбирают группы). Все ключевые слова перед нами подумайте, над чем мы будем работать сегодня на уроке? | Проблемная задача | Совершенствуем навыки устной и письменной речи учащихся | Познавательные УУД: формируем умение выявлять особенности объектов; формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; Регулятивные УУД: формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию; Личностные УУД: формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; |
③ Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации | Выполняют задания учителя: - отвечают на поставленные вопросы (учитывается правильность и скорость ответов); - создают свои собственные сюжеты, иллюстрации; - анализирует художественный текст | Координирует деятельность учащихся; Контролирует правильность, полноту ответов | - проблемный, -частично-поисковый, создание проблемной ситуации и ее решение, работа с текстом, игровой прием, словесное рисование, выразительное чтение, работа с произведениями изобразительного искусства, прием взаимоконтроля | Совершенствование навыка анализа текста: - опознавание средств речевой выразительности; - деление текста на композиционные части (завязка, основное действие, кульминация, развязка). Повышение уровня владения теоретической базой | Познавательные УУД: формируем умение извлекать информацию из учебной литературы, иллюстраций, текстов; формируем умение выявлять особенности текстов; формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; совершенствуем навык анализа литературных героев, формируем умение находить ответы на вопросы в тексте. Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; формируем умение работать самостоятельно. Регулятивные УУД: формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Личностные УУД: формируем умение выказывать своё отношение к событиям, выражать свои эмоции; формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. |
④ Контроль | Проводят самопроверку и взаимопроверку | Вслед за учениками оценивает работу групп в целом, и каждого члена команды в отдельности | Приём взаимоконтроля |
| Личностные УУД: формируем умение оценивать свои знания, уровень инициативности работы на уроке. Коммуникативные УУД: формируем умение тактично оценивать друг друга, формулировать оценочные суждения |
⑤ Рефлексия | Формулируют выводы, обмениваются мнениями друг с другом. Формулируют, чему научились на уроке, какие открытия совершили. Заполняют «Карту успеха» | Итоговый комментарий | Приём взаимоконтроля
Познавательно - рефлексивный |
| Регулятивные УУД: рефлексия, Коммуникативные УУД: формируем умение достаточно полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Жанр как литературоведческая проблема. Басня как жанр
Размышления о понятии "жанр"...
"Вечный жанр. (Басня в мировой литературе. Истоки жанра)"
На уроке ребята обращаются к истокам басенного жанра и развивают свои творческие способности....
Законы жанров журналистики
Презентация показывает разнообразие жанров журналистики, их характерные особенности....
Методическая разработка "Законы жанров журналистики"
Материал о жанрах журналистики и их особенностях...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «По законам жанра. Журналистика»
Направленность (профиль) программы общеобразовательной общеразвивающей программы «По законам жанра. Журналистика» – социально-педагогическая с уровнем освоения содержания...
Методическая разработка "Конспект урока". Тема: «Что такое письмо и каковы законы эпистолярного жанра?"
Урок на тему: "Что такое письмо и каковы законы эпистолярного жанра?". Материал рекомендован для перподавания русского языка, а также в рамках реализации программ допобразования....