Внеклассное мероприятие по литературе. Тема: «Ты о людских пороках не кричи…» или как следовать этикету»
план-конспект занятия по литературе (6 класс) на тему

Кучерова Алла Борисовна

Данное занятие помогает развивать у учащихся уважительное отношение к окружающим. Литературный материал расширяет кругозор, позволяет повторить жанровые признаки басни, совершенствует навыки истолкования произведений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_meropriyatie_po_literature._.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по литературе.

Тема: «Ты о людских пороках не кричи…» или как следовать этикету»

Автор: Кучерова Алла Борисовна

Цель: продолжить воспитание уважительного отношения к окружающим.

Задачи: развивать умение жить и взаимодействовать в коллективе; учить доброму отношению друг к другу; повышать культурный уровень учащихся.

Ход занятия:

В XIII веке на Востоке жил поэт Саади. Он был мудрым человеком и даже на склоне своих лет не изменил своего мнения о нормах поведения, которые он отразил в таких строках:

Дорогу правды сам найти старайся,

К ошибкам ближнего не придирайся.

И о чужих пороках не кричи.

Сам на себя взгляни и замолчи.

Желание осудить других, не замечая своих собственных пороков, вызывало негодование и у славян. До нас дошло много пословиц, например: «Скалозубы не бывают любы», «В чужом глазу соринку видит, а в своем бревна не замечает» и прочие. Высмеивать других – плохая привычка. Такое поведение обижает, оскорбляет. Человек, над которым посмеялись, может надолго разочароваться в людях и уж наверняка не будет дружить со своими обидчиками, никогда им не поможет.

Эта тема волновала и великих русских писателей. В частности, И.А. Крылов создал интересную басню «Зеркало и Обезьяна», в которой затрагивается данная тема. Давайте вспомним характерные черты басни как жанра литературы. (Выступление подготовленного ученика).

В басне «Зеркало и Обезьяна тоже есть основные части, которые присущи произведениям данного жанра. Давайте прочитаем ее и посмотрим, в чем же ее мораль.

Чтение басни подготовленным учеником и последующее обсуждение. Акцент делается на словах: «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться».

Поэт прошлого века Борис Заходер в стихотворении «Очень вежливый индюк» аналогичным образом раскрыл эту тему. Стихотворение читает подготовленный ученик. Класс обсуждает. Внимание обращаем на то, что индюк любил всех высмеивать, поэтому от него все отвернулись.

Еще со времен Домостроя повелось пресекать желание обсуждать других. В этом сочинении прямо говорилось: «Слугам своим накажи не осуждать тех людей, у которых они были на людях, и что нехорошее видели, о том бы дома не сказывали».

Это же положение встречается и в более ранних источниках. Всем известно библейское: «Не судите да не судимы будете» (Библия, евангелие от Матфея 7.2). Страх перед возможностью уронить честь другого человека впитывалась с раннего детства. Доброе имя человека значило очень много. Поэтому при общении соблюдали тактичность, любые требования предъявляли к себе, лишь потом к другим.

Как же можно делать человеку замечания, можно ли говорить ему о его недостатках? (Обсуждение в классе). Надо прийти к выводу, что замечания полезны, они помогают исправиться к лучшему. Но высказывать критические замечания надо один на один, в обществе от этого лучше воздерживаться. Здесь действует единое для всех правило: «Как хотите, чтобы поступали с вами люди, так и вы поступайте с ними».

Между тактичным замечанием и сплетнями, высмеиванием в обществе есть большая разница. Особенно безнравственно желание самоутвердиться, издеваясь над стеснительными одноклассниками.

В «Письме сыну» Честерфилд говорил: «Ты должен тщательным образом скрывать свое презрение к человеку, каким бы справедливым оно не было, если не хочешь нажить в нем непримиримого врага… Если ты наделен остроумием, то употреби его на то, чтобы понравиться, а не на то, чтобы кого-то обидеть».

Стоит прочесть стихотворение «Сова» Б. Заходера. Дети читают стихотворение, обсуждают его. Обращают особое внимание на слова: «Чем больше услышит – тем меньше болтает. Ах, этого многим из нас не хватает».

Если вы будете помнить о такой птице сове постоянно, будете себя вести, как она, то у вас, несомненно, будет больше друзей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по литературе Тема: «Виталий Борисович Бакалдин. Многоликость поэзии»

Внеклассное мероприятие  по литературеТема: «Виталий Борисович Бакалдин.  Многоликость поэзии»Цель: познакомить с творчеством кубанского поэта; воспитать у учащихся чувство патриотизма, любв...

Внеклассное мероприятие по литературе: «Путешествие в страну Литературию» (обобщающая игра по курсу литературы 5 класса)

Внеклассное занятие является заключительным при узучении литературы 5 класса. Призвано обобщить изученный материал, систематизировать знания и умения обучающихся....

Внеклассное мероприятие по литературе в 11 классе по теме "Сатира и юмор 20-30-х годов XX века"

Внеклассное мероприятие по литературе в 11 классе представляет собой путешествие в город сатиры и юмора на чала 20 века...

Внеклассное мероприятие по литературе. Тема: "Красота человеческая"

Отзывна внеклассное мероприятие «Красота человеческая». Целью данного мероприятия  является духовное обогащение личности ребенка через знакомство с произведениями литературы, через беседу о ...

Внеклассное мероприятие по литературе «Путешествие по следам великого поэта».

Данный материал является интересным и красочным для школьников, содержит интересные моменты из жизни Михаила Лермонтова,а также включает в себя викторину по творчеству поэта....

Сценарий к внеклассному мероприятию по русскому языку в 8-11 классах "Роскошь человеческого общения, или Речевой этикет".

Данное внеклассное мероприятие адресовано преподавателям русского языка и литературы и классным руководителям 8-11 классов....

Внеклассное мероприятие по литературе по творчеству И.А.Крылова «ЛЮБЛЮ, ГДЕ СЛУЧАЙ ЕСТЬ, ПОРОКИ ПОЩИПАТЬ

Более двухсот лет прошло со дня рождения великого баснописца «дедушки Крылова», как любовно называет его народ. Но басни его не устарели, учат нас понимать истинные нравственные ценности, народную муд...