Внеклассное мероприятие по литературе в 7 классе «По следам любимых героев»
учебно-методический материал по литературе (7 класс)

Семёнова Елена Анатольевна

Цели: в игровой форме повторить и закрепить знания учащихся по произведениям художественной литературы, по биографии писателей и поэтов , по теории литературы, научить правильно пользоваться знаниями на практике, способствовать развитию интереса к изучению литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx21.42 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по литературе в 7 классе

«По следам любимых героев»

Цели: в игровой форме повторить и закрепить знания учащихся по произведениям художественной литературы, по биографии писателей и поэтов , по теории литературы, научить правильно пользоваться знаниями на практике, способствовать развитию интереса к изучению литературы.
Оборудование: мультипроектор, презентация.

Ход мероприятия.

1.Вступительное слово.
Здравствуйте. Как вам известно, в нашей школе проходит Неделя русского языка и литературы. Сегодня мы с вами проведем веселый конкурс на знание литературных произведений и их авторов. Вы имеете возможность проверить себя, показать свои знания и умения.
В конкурсе участвует две команды. Проведём жеребьёвку: разделимся на команды. Выберите капитана. Придумайте название команде.

2. Визитная карточка команд. Название команд, девиз и знакомство с членами команд.

3. Следующий конкурс – это блиц-опрос. На прозвучавшие вопросы команды отвечают письменно.
Вопросы.
1) В каком городе родился А.С.Пушкин? (Москва)
2) Как звали няню Пушкина? (Арина Родионовна)
3) Каков жанр произведения «Полтава»? (Поэма)
4) Как называется двусложный размер стиха с ударением на первом слоге? (Хорей)
5) Назовите автора и название стихотворения?
Мчатся тучи, вьются тучи
Невидимкою луна. ( А.С.Пушкина «Бесы»)
6)В каком учебном заведении учился А.С.Пушкин? (Царскосельский лицей)
7) «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила , которая бы пересилила бы русскую силу». Назовите произведение. (Повесть «Тарас Бульба»)
8. Отворите мне темницу,
Дайте мне сиянье дня,
Черноглазую девицу,
Черногривого коня. Назовите автора. (М.Ю.Лермонтов)
9) Кто автор произведения «Человек на часах? (Лесков)
10) Узнайте произведение. Назовите его жанр, автора.
Как я сяду поеду на лихом коне
За Москву –реку покататися,
Кушачком подтянуся шелковым,
Заломлю на бочок шапку бархатную,
Черным соболем отороченную. («Песня про купца Калашникова»,поэма, М.Ю.Лермонтов)
- Слово жюри.

4. Следующее задание –«Угадай –кто?. Вы внимательно посмотрите на доскуи постарайтесь узнать писателей и поэтов на портретах, записывайте их имена.
Вторая часть этого конкурса – на внимательность. Внимательно рассмотрите иллюстрации. К каким они произведениям?

5. Угадайте слово. Перед вами буквы. Постарайтесь угадать, какое слово в них спрятано. Составьте свои слова из этих букв. Буквы на слайде КОМОРЕЛУЬ (лукоморье)

6. Конкурс капитанов. На прозвучавшие вопросы отвечают капитаны. Ответить нужно словами «да» и «нет». Никаких других слов не употребляем.
Капитан первой команды отвечает на вопросы.
1.Стихотворение «Весенние воды» написал Тютчев. Да
2.У Тараса Бульбы было двое сыновей. Да.
3.Младшего Дубровского звали Алексей. Нет.
4. Двусложный размер стиха с ударением на втором слоге называется хорей. Нет.
5. А.С.Пушкин родился в 1799 году. Да.
6.Стихотворение Н.Некрасова «Железная дорога» посвящается детям. Да.
7. Генералы из сказки Салтыкова –Щедрина жили в Москве. Нет.
8.Француза –учителя звали Дефорж. Да.
9.В «Песне про купца Калашникова» одним из героев является образ Ивана Грозного. Да.
10.Метафора – употребление слов в переносном значении . Да.

Капитан второй команды отвечает на вопросы.
1.Стихотворение «Парус» написал А.С.Пушкин. Нет.
2.Кистеневка – деревня Дубровского. Да.
3. Андрий предал Родину. Да.
4.Стихотворение «Размышления у парадного подъезда» относится к пейзажной лирике. Нет.
5.В сказке Салтыкова–Щедрина два генерала прокормили одного мужика. Нет.
6.Фамилия главного героя рассказа «Человек на часах» – Постников. Да.
7. Эпитет- художественное определение, называющее не конкретный признак , а признак предмета через восприятие автора. Да.
8.Алёна Дмитриевна – героиня романа «Дубровский». Нет.
9.Действие «Песни про купца Калашникова» происходит в Москве. Нет.
10.М.Ю.Лермонтов родился в 1814 году. Да
- Слово представляется жюри.

7 конкурс. «Это же элементарно»

  1. Титульный лист – это…(начало книги).
  2. Книголюб – это человек…(любит книги).
  3. Записки, литературные воспоминания о простых событиях, сделанные современником или участником этих событий (мемуары).
  4. Старинная рукопись в переплёте, заменившая свиток (кодекс).
  5. Создатель первой библиотеки на Руси (Ярослав Мудрый, 1037г.).
  6. В 15 веке в Европе появилась первая печатная книга. Кто её создатель? (Иоганн Гуттенберг.)
  7. В 1564 году Иван Фёдоров издал первую печатную книгу в России. Как она называлась?(«Апостол».)
  8. Количество экземпляров книги, выпущенное издательством (тираж).
  9. Как называется учебный предмет, позволяющий глубоко мыслить, уметь рассуждать, задавать вопросы и просто помогающий жить? (литература)
  10. Как называли пахаря в Древней Руси? (оратай)
  11. Разбойника, убивавшего людей звуком своего голоса, победил человек, едва научившийся ходить. Назовите их имена (Соловей-разбойник и Илья Муромец).
  12. И. И. Пущин вспоминал: «У моего друга, известного поэта и писателя, было прозвище Француз». Как фамилия этого писателя? (А. Пушкин)
  13. Кто из русских поэтов назвал зиму «чародейкою»? (Ф. Тютчев)
  14. Назовите предмет, который Гекльберри Финн, развлекаясь, с упоением крутил на верёвке над головой? (дохлую кошку)

8 конкурс. «Продолжи»

Выходят представители команд и тянут билеты. Нужно продолжить стихотворение не менее 1 четверостишия. Назовите стихотворение и автора.

1. Пора, красавица, проснись… (А. Пушкин «Зимнее утро».)

2. Под ним струя светлей лазури… (М. Лермонтов «Парус».)

3. Кто же вас гонит: судьбы ли…(М. Лермонтов «Тучи».)

9. Да не робей за отчизну любезную…(Вынес достаточно русский народ,/ Вынес и эту дорогу железную - / Вынесет всё, что Господь ни пошлёт! Н. Некрасов «Железная дорога».)

10 конкурс. «Откуда пословица»

Команды должны определить, из какого источника появилась пословица.

1.Битый небитого везёт (из сказки «Лиса и волк»).

2.У сильного всегда бессильный виноват (из басни «Волк и Ягнёнок»).

3.А Васька слушает да ест (из басни «Кот и Повар»).

4.А воз и ныне там (из басни «Лебедь, Щука и Рак»).

11конкурс. «Библиотека»

Каждая команда получает список произведений. Необходимо правильно подписать автора.

«Демьянова уха» (И. Крылов.)

«Ночь перед Рождеством» (Н. Гоголь.)

«Лошадиная фамилия» (А. Чехов.)

«Барышня-крестьянка» (А. Пушкин.)

«Три пальмы» (М. Лермонтов.)

«Дедушка» (Н. Некрасов.)

«Чёрная курица, или Подземные жители» (А. Погорельский.)

«Мороз, Красный нос» (Н. Некрасов.)

«Спящая царевна» (В. Жуковский.)

«Заколдованное место» (Н. Гоголь.)

«Уроки французского» (В. Распутин.)

«Хирургия» (А. Чехов.)

12 конкурс

Определите произведение и назовите автора по набору героев:

1)зеркало, мальчик, девочка, тролль; (Х. Андерсен «Снежная королева»)

2)дворник, кастелянша, Татьяна, барыня; (И. Тургенев «Муму»)

3)дед, грамота, ведьмы, карты; (Н. Гоголь «Пропавшая грамота»)

4)разбойник, псарня, Верейский, медведь; (А. Пушкин «Дубровский»)

5)Александр Павлович, граф Кисельвроде, Платов; (Н. Лесков «Левша»)

6)мертвецы, граф Клейнмихель, дорога, голод. (Н. Некрасов «Железная дорога»)

13 конкурс. «Восстанови пословицу по 2 словам» (пословицы написаны на табличках).

Например: дело – безделье (Маленькое дело лучше большого безделья).

1)лает – кусает (На смелого собака лает, а трусливого кусает);

2)руки – скуки (Не сиди сложа руки, так и не будет скуки);

3)труд – лень (Труд человека кормит, а лень портит);

4)Родина – постоять (Родина – мать, умей за неё постоять);

5)копейка – рубль (Копейка рубль бережёт);

6)аукнется – откликнется (Как аукнется, так и откликнется);

7)серебро – золото (Слово – серебро, а молчанье – золото);

8)перо – топор (Что написано пером, того не вырубишь топором).

14 конкурс. «Восстановите строфу по рифмам»:

1)позволит, по ручью, пью, изволит.

(Когда светлейший Волк позволит,

Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью…)

2)в окно, одно, своим, улетим.

(Клюёт, и бросает, и смотрит в окно,

Как будто со мною задумал одно…)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по литературе 5 класс БЛИНЫ, КОЛЯДКИ, ПИРОГИ СЛАДКИ…. (Христианские праздники января)

материал можно использовать на уроках литературы, истории, во время проведения внеклассный мерприятий...

План – конспект внеклассного мероприятия по литературе (9 класс) «Но жив талант, бессмертен гений...» Посвящается 200-летию со дня рождения Н.В. Гоголя

План – конспект внеклассного  мероприятия  по литературе (9 класс)«Но жив талант, бессмертен гений...»  Посвящается 200-летию со дня рождения Н.В. Гоголя ВЕДУЩИЙ (1): Николай ...

Внеклассное мероприятие по литературе 5 класс

Для проверки знаний по всему курсу литературы в 5 классе в игровой форме проводится данное мероприятие. Класс можно разделить на команды...

Внеклассное мероприятие по литературе, 7 класс. Тема: «Повести Белкина» А.С.Пушкина

Цели:-         расширить представление о творчестве А.С.Пушкина; -         продолжить формирование умения анализиро...

План – конспект внеклассного мероприятия по литературе (9 класс) «Но жив талант, бессмертен гений...» Посвящается 200-летию со дня рождения Н.В. Гоголя

План – конспект внеклассного  мероприятия  по литературе (9 класс)«Но жив талант, бессмертен гений...»  Посвящается 200-летию со дня рождения ...

Презентация к внеклассному мероприятию по литературе 5 класс "Путешествие в сказку"

Презентация к внеклассному мероприятию по литературе 5 класс "Путешествие в сказку"...

Внеклассное мероприятие по литературе: Игра – викторина «По страницам любимых книг».

Внеклассное мероприятие по литературе: Игра – викторина   «По страницам любимых книг»....