Литературная игра "Посмеемся вместе с Чеховым"
план-конспект занятия по литературе (6 класс) на тему
Данное внеклассное мероприятие проводится для учащихся 6 классов, требует достаточно серьезной и долговременной подготовки – около полутора месяцев. Оно рассчитано на полтора часа. Ребятам заранее было рекомендовано прочитать рассказы А.П. Чехова, а именно: «Радость», «Коллекция», «Ванька», «Хирургия», «Смерть чиновника», «Хамелеон», «Лошадиная фамилия», «Злоумышленник», «Мальчики», «Толстый и тонкий», «Каштанка», «Пересолил», «Дорогая собака», «Дочь Альбиона», «Жалобная книга».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_posmeemsya_s_chehovym.doc | 164 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий литературной игры
«ПОСМЕЕМСЯ ВМЕСТЕ С ЧЕХОВЫМ»
6 класс
Этап подготовки:
Данное внеклассное мероприятие проводится для учащихся 6 классов, требует достаточно серьезной и долговременной подготовки – около полутора месяцев. Оно рассчитано на полтора часа. Ребятам заранее было рекомендовано прочитать рассказы А.П. Чехова, а именно: «Радость», «Коллекция», «Ванька», «Хирургия», «Смерть чиновника», «Хамелеон», «Лошадиная фамилия», «Злоумышленник», «Мальчики», «Толстый и тонкий», «Каштанка», «Пересолил», «Дорогая собака», «Дочь Альбиона», «Жалобная книга».
Цель игры: расширить представление учеников 6 классов о личности писателя; помочь осознать роль его творчества в контексте историко-литературного процесса.
Задачи:
- формировать интерес к произведениям А.П.Чехова, особенностям его писательской манеры;
- воспитывать, на основе знакомства с жизненными принципами писателя и его творчеством, в учащихся порядочность, интеллигентность, серьезную жизненную позицию;
- развивать их эмоциональную восприимчивость, творческие способности, эстетический вкус.
Ход игры.
1 ведущий: Сегодня на нашей сцене происходит необычное событие: две команды учеников 6 класса будут бороться за право называться лучшими читателями рассказов Антона Павловича Чехова!
2 ведущий: А беспристрастными судьями этого соревнования будет уважаемое жюри (ведущий представляет жюри, которое может состоять из учителей и учащихся старших классов)
1 ведущий: Приглашаем на сцену доблестную команду 6-А (название команды). Капитан команды (ведущий представляет капитана).
2 ведущий: На сцену поднимается не менее доблестная команда 6-Б, во главе которой ученик … Название команды ___________.
1 ведущий: Объявляется первый конкурс «Разминка». Вам, уважаемые участники нашей игры, предстоит узнать рассказ А.П. Чехова по фрагменту текста.
2 ведущий: Задание первой команде.
- Не рассуждайте, если у вас рот раскрыт… Этот легко рвать, а бывает так, что одни только корешки… Этот – раз плюнуть ….
- Это хорошо, что не шалят… Но на всякий случай все-таки я взял с собой три револьвера. А с револьвером, знаешь, шутки плохи. С десятью разбойниками можно справиться…
- По какому это случаю тут? Почему тут? Это ты зачем палец?... Кто кричал?
- Великолепный пес! Заме-ча-тельная собака! Вы обратите внимание на морду! Морда одна чего стоит!
- Калифорния ниже… Лишь бы в Америку попасть, а Калифорния не за горами. Добывать же себе пропитание можно охотой и грабежом.
- «Хирургия»
- «Пересолил»
- «Хамелеон»
- «Дорогая собака»
- «Мальчики»
1 ведущий: Задание второй команде.
- Тут, в нашем уезде, ваше превосходительство, лет десять назад служил акцизный Яков Васильевич. Заговаривал зубы – первый сорт. Бывало, отвернется к окошку, пошепчет, поплюет, и как рукой! Сила ему такая дадена…
- Дураком каким прикидывается! Точно вчера родился или с неба упал. Разве ты не понимаешь, глупая голова, к чему ведет это отвинчивание?…
- А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятенка в люльке и по нечаянности заснул.
- В гимназии вместе учились! Помнишь, как тебя дразнили? Тебя дразнили Геростратом за то, что ты казенную книжку папироской прожег, а меня Эфиальтом за то, что я ябедничать любил. Хо-хо…
- В ожидании отхода поезда обозревал физиогномию начальника станции и осталься ею весьма недоволен. Объявляю о сем по линии.
1. «Лошадиная фамилия»;
2. «Злоумышленник»;
3. «Ванька»;
4. «Тонкий и толстый»;
5. «Жалобная книга»
1 ведущий: Надеюсь, члены жюри сумели по достоинству оценить знание чеховских текстов, продемонстрированное участниками команд. А сейчас переходим к очередному конкурсу, который мы условно назвали «Визитная карточка»: команды получили домашнее задание: найти 2-3 предмета, которые, подобно визитное карточке, смогли бы достойно представить их владельцев – героев чеховских рассказов. Итак, просим команды обменяться «визитными карточками».
(Команды обмениваются предметами, соответствующими рассказам Чехова (например гайка из рассказа "Злоумышленник")
2 ведущий: Переходим к третьему конкурсу «Лучшая иллюстрация к рассказу Чехова». Приглашаются капитанов команд, они должны представить иллюстрации к рассказам Антона Павловича.
А сейчас мы предлагаем командам узнать рассказ по иллюстрации.
1 ведущий: 4 конкурс «Узнай меня». Пожалуйста, представители команд разыграйте между собой карточки, на которых написан деформированный текст, по которому надо выяснить, фрагменты каких произведений составляют текст и кому принадлежат слова.
Текст карточек:
«Надумал, ваше превосходительство! Надумал, дай бог здоровья доктору! Овсов! Овсов фамилия акцизного!» «Вы живете, как дикие звери, газет не читаете, не обращаете никакого внимания на гласность, а в газетах так много замечательного! Ежели что случится, сейчас всем известно, ничего не укроется! Как я счастлив!» «Я вчера приходил беспокоить ваше-ство не для того, чтобы смеяться, как вы изволили сказать. Я извинялся за то, что чихая, брызнул-с… а смеяться я и не думал. Смею ли я смеяться?» «Видал? Нате, мол, вам! Ах ты кикимора! Для детей только и держу этого тритона. Не будь детей, я бы ее и за десять верст к своему имению не подпустил… Нос точно у ястреба… А талия? Это кукла напоминает мне длинный гвоздь. Так знаешь, взял бы и в землю вбил…»
- «Лошадиная фамилия», приказчик Иван Евсеевич
- «Радость», Митя Кулдаров
- «Смерть чиновника», Червяков
- «Дочь Альбиона», помещик Грябов и мисс Тфайс
«Находясь под свежим впечатлением возмутительного поступка… Проезжая через станцию, я был возмущен до глубины души следующим… На моих глазах произошло следующее возмутительное происшествие, рисующее яркими красками наши железнодорожные порядки» «Куда же это он меня повез? Ехал все прямо и вдруг налево. Чего доброго завезет, подлец, в какую-нибудь трущобу и… и… Бывают ведь случаи» «Я этого так не оставлю! Я покажу, как собак распускать! Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться постановлениям! Как оштрафуют его мерзавца, так он у меня узнает, что значит собака и прочий бродячий скот! Я ему покажу кузькину мать!...» «Я буду тебе табак тереть, богу молиться, а если что, то секи меня как сидорову козу. А ежели думаешь, должности мне нету, то я Христа ради попрошусь к приказчику сапоги чистить али заместо Федьки в подпаски пойду»…
- «Жалобная книга» ученик 7 класса Алексей Зудьев
- «Пересолил» землемер Смирнов
- «Хамелеон» полицейский надзиратель Очумелов
- «Ванька» Ванька Жуков
2 ведущий. Следующий конкурс "Внимание! Розыск!" Каждая команда карточку с описанием портрета литературного героя- необходимо угадать, кто этот герой и из какого он рассказа. Жюри оценивает правильность и быстроту выполнения задания.
Карточки:
«…Перед судебным следователем стоит маленький мужичонка в пестрядинной рубахе и латаных портах. Его обросшее волосами и изъеденное рябинами лицо и глаза, едва видные из-за густых, нависших бровей, имеют выражение угрюмой суровости. На голове целая шапка давно уже не чесанных путаных волос, что придаёт ему ещё большую, паучью суровость. Он бос…» ( Злоумышленник Денис Григорьев. Чехов А.П. «Злоумышленник».)
«…Высокая, тонкая англичанка с выпуклыми рачьими глазами и большим птичьим носом, похожим скорей на крючок, чем на нос. Одета она была в белое кисейное платье, сквозь которое сильно просвечивали тощие желтые плечи. На золотом поясе висели золотые часики. Она тоже удила…» (Мисс Тфайс- гувернантка помещика Грябова. Чехов А.П. «Дочь Альбиона».)
«…Высокий коренастый старик в коричневой рясе и с широким кожаным поясом. Правый глаз с бельмом и полузакрыт, на носу бородавка, похожая на большую муху. Секунду… ищет глазами икону и, не найдя таковой, крестится на бутыль с карболовым раствором, потом вынимает из красного платочка просфору и с поклоном кладет перед фельдшером…» (Дьячок Вонмигласов. Чехов А.П. «Хирургия».)
«Он вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съёжился, сгорбился, сузился... Его чемоданы, узлы и картонки съёжились, поморщились... Длинный подбородок жены стал ещё длиннее.» (Тонкий "Толстый и тонкий")
1 ведущий: Объявляем пятый конкурс – конкурс капитанов.
Задание 1 - перечислить как можно большее количество произведений А.П. Чехова. Выигрывает капитан, который последним назовет название рассказа.
Задание 2 – вопросы капитанам
- В каком городе родился А.П. Чехов? (1860 г. Тагонрог)
- Кем по происхождению были дед и отец А.П.Чехова? Отец и дед писателя были крепостными. Дед вместе с тремя сыновьями выкупился на волю в 1841 году.
- Какие псевдонимы А.П. Чехова ты знаешь? Балдастов, Брат моего брата, Человек без селезенки, Антонсон, Антоша Чехонте.
- С какими юмористическими журналами сотрудничал Антон Павлович? «Будильник», «Стрекоза», «Осколки», «Зритель»
5. Как называется усадьба под Москвой, которую приобрел Антон
Павлович и где теперь находится музей писателя? (Мелехово)
6. В каком рассказе вы встречали решето с крыжовником?
7. В каком рассказе есть ручка с заржавленным пером?
8. В каком рассказе вы читали о заядлых рыбаках?
9. В каком рассказе герои собираются отправиться в далекое путешествие?
2 ведущий: Мы переходим к последнему конкурсу нашей литературной игры. Конкурс «Литературная импровизация». Участники получают карточки с именами 2 – 3 персонажей чеховского произведения. За 5 минут команда должна приготовить представление этих персонажей (пантомима, монолог, диалог и т.д.)
(Командам были предложены для подготовки импровизации рассказы «Смерть чиновника», «Дочь Альбиона» и др.)
1 ведущий: Пока участники готовятся, посмотрите сценку по рассказу «Размазня».
Сценка.
2 ведущий: Приглашаем на сцену участников импровизации. Надеемся, что ваши сценки будут интересны и остроумны. А после показа сценок мы зададим вопросы нашим болельщикам и посмотрим, кто же из них является самым внимательным читателем рассказов А.П.Чехова.
ИТОГИ:
1 ведущий: Вот и подошла к концу наша литературная игра. Нам было бы интересно узнать мнение зрителей об участниках соревнования, об игре в целом. (Интервью у зрителей). Надеемся, вы, наши уважаемые болельщики, свои впечатления выскажете в своих отзывах, которые напишете на своих уроках литературы или дома.
2 ведущий: Слово предоставляется председателю жюри для подведения итогов.
Выступление председателя жюри с результатами игры и своими впечатлениями о проведенной игре.
- -
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературная композиция по творчеству А.П. Чехова
Цели: расширить представление учеников 8-11 класса о личности писателя; формировать интерес к произведениям А.П. Чехова; развивать творческие способности учащихся. ...
Литературная гостиная "Слово О Чехове" 10 класс
Материалы литературной гостиной рассказывают о жизни и творчестве А.П. Чехова, о героях его произведений. Мероприятие позволит участникам и гостям гостиной погрузиться в творческий мир Антона Павлович...
Литературная гостиная «В мире Чехова».
Урок чтения и развития речи в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе- интернате VIII вида....
Литературная гостиная «В мире Чехова».
Урок чтения и развития речи в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате VIIIвида....
фрагмент видеозанятия "Посмеемся вместе с Чеховым"
Занятия проведено в рамках конкурса "Литературный венок", посвященного Году русской литературы в России....
Литературная гостинная "В мире Чехова"
В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.А.П. Чехов.Эти слова замечательного русского писателя Антона Павловича Чехова можно с полным основанием отнести и к нему самому,...
«ПОСМЕЕМСЯ ВМЕСТЕ С ЧЕХОВЫМ» 5-7 класс
Сценарий литературной игры«ПОСМЕЕМСЯ ВМЕСТЕ С ЧЕХОВЫМ» 5-7 классЭтап подготовки:Данное внеклассное мероприятие проводится для учащихся 5-6 классов, требует достаточно серьезной и долговрем...
Комментарии
Литературная игра "Посмеемся вместе с Чеховым"
Внеклассное мероприятие по литературе для 6 класса проводится в форме игры. В сценарии подобраны увлекательные творческие задания.