Литературная игра "Посмеемся вместе с Чеховым"
план-конспект занятия по литературе (6 класс) на тему

Мальцева Татьяна Валериевна

Данное внеклассное мероприятие проводится для учащихся 6 классов, требует достаточно серьезной и долговременной подготовки – около полутора  месяцев. Оно  рассчитано на полтора часа. Ребятам заранее было рекомендовано прочитать рассказы А.П. Чехова, а именно: «Радость», «Коллекция», «Ванька», «Хирургия», «Смерть чиновника», «Хамелеон», «Лошадиная фамилия», «Злоумышленник», «Мальчики», «Толстый и тонкий», «Каштанка», «Пересолил», «Дорогая собака», «Дочь Альбиона», «Жалобная книга».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra_posmeemsya_s_chehovym.doc164 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий литературной игры

«ПОСМЕЕМСЯ ВМЕСТЕ С ЧЕХОВЫМ»

6 класс

                                                                                                     

Этап подготовки:

Данное внеклассное мероприятие проводится для учащихся 6 классов, требует достаточно серьезной и долговременной подготовки – около полутора  месяцев. Оно  рассчитано на полтора часа. Ребятам заранее было рекомендовано прочитать рассказы А.П. Чехова, а именно: «Радость», «Коллекция», «Ванька», «Хирургия», «Смерть чиновника», «Хамелеон», «Лошадиная фамилия», «Злоумышленник», «Мальчики», «Толстый и тонкий», «Каштанка», «Пересолил», «Дорогая собака», «Дочь Альбиона», «Жалобная книга».

Цель игры: расширить представление учеников 6 классов о личности писателя; помочь осознать роль его творчества в контексте историко-литературного процесса.

Задачи:

  • формировать интерес к произведениям А.П.Чехова,  особенностям его писательской манеры;
  • воспитывать, на основе знакомства с жизненными принципами писателя и его творчеством, в учащихся порядочность, интеллигентность, серьезную жизненную позицию;
  • развивать их эмоциональную восприимчивость, творческие способности, эстетический вкус.

Ход игры.

1 ведущий:  Сегодня на нашей сцене происходит необычное событие: две команды учеников 6 класса будут бороться за право называться  лучшими  читателями  рассказов Антона Павловича Чехова!

2 ведущий: А беспристрастными судьями этого соревнования будет уважаемое жюри (ведущий представляет жюри, которое может состоять из учителей и учащихся старших классов)  

1 ведущий: Приглашаем на сцену доблестную команду 6-А (название команды). Капитан команды (ведущий представляет капитана).

2 ведущий: На сцену поднимается не менее доблестная команда 6-Б, во главе которой ученик … Название команды ___________.

1 ведущий: Объявляется первый конкурс «Разминка». Вам, уважаемые участники нашей игры, предстоит узнать рассказ А.П. Чехова по фрагменту текста.

2 ведущий: Задание первой команде.

  1. Не рассуждайте, если у вас рот раскрыт… Этот легко рвать, а бывает так, что одни только корешки… Этот – раз плюнуть  ….
  2. Это хорошо, что не шалят… Но на всякий случай все-таки я взял с   собой три револьвера. А с револьвером, знаешь, шутки плохи. С десятью разбойниками можно справиться…
  3. По какому это случаю тут? Почему тут? Это ты зачем палец?... Кто кричал?
  4. Великолепный пес! Заме-ча-тельная собака! Вы обратите внимание на морду! Морда одна чего стоит!
  5. Калифорния ниже…  Лишь бы в Америку попасть, а Калифорния не за горами. Добывать же себе пропитание можно охотой и грабежом.

  1. «Хирургия»
  2. «Пересолил»
  3. «Хамелеон»
  4. «Дорогая собака»
  5. «Мальчики»

1 ведущий: Задание второй команде.

  1. Тут, в нашем уезде, ваше превосходительство, лет десять назад служил акцизный Яков Васильевич. Заговаривал зубы – первый сорт. Бывало, отвернется к окошку, пошепчет, поплюет, и как рукой! Сила ему такая дадена…
  2. Дураком каким прикидывается!  Точно вчера родился или с неба упал. Разве ты не понимаешь, глупая голова, к чему ведет это отвинчивание?…
  3. А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятенка в люльке и по нечаянности заснул.
  4. В гимназии вместе учились! Помнишь, как тебя дразнили? Тебя дразнили Геростратом за то, что ты казенную книжку папироской прожег, а меня Эфиальтом за то, что я ябедничать любил. Хо-хо…
  5. В ожидании отхода поезда обозревал физиогномию начальника станции и осталься ею весьма недоволен. Объявляю о сем по линии.

1. «Лошадиная фамилия»;

2. «Злоумышленник»;

3. «Ванька»;

4. «Тонкий и толстый»;

5. «Жалобная книга»

1 ведущий: Надеюсь, члены жюри сумели по достоинству оценить знание чеховских текстов, продемонстрированное участниками команд. А сейчас переходим к очередному конкурсу, который мы условно назвали «Визитная карточка»:  команды получили домашнее задание: найти 2-3 предмета, которые, подобно визитное карточке, смогли бы достойно представить их владельцев – героев чеховских рассказов. Итак, просим команды обменяться «визитными карточками».

(Команды обмениваются предметами, соответствующими рассказам Чехова (например гайка из рассказа "Злоумышленник")

2 ведущий:  Переходим к третьему конкурсу «Лучшая иллюстрация к рассказу Чехова». Приглашаются капитанов команд, они должны представить иллюстрации к рассказам Антона Павловича.

А сейчас мы предлагаем командам узнать рассказ по иллюстрации.

1 ведущий:  4 конкурс «Узнай меня». Пожалуйста, представители команд разыграйте между собой карточки, на которых написан деформированный текст, по которому надо выяснить, фрагменты каких произведений составляют текст и кому принадлежат слова.

Текст карточек:

«Надумал, ваше превосходительство! Надумал, дай бог здоровья доктору! Овсов! Овсов фамилия акцизного!» «Вы живете, как дикие звери, газет не читаете, не обращаете никакого внимания на гласность, а в газетах так много замечательного! Ежели что случится, сейчас всем известно, ничего не укроется! Как я счастлив!» «Я вчера приходил беспокоить ваше-ство не для того, чтобы смеяться, как вы изволили сказать. Я извинялся за то, что чихая, брызнул-с… а смеяться я и не думал. Смею ли я смеяться?» «Видал? Нате, мол, вам! Ах ты кикимора! Для детей только и держу этого тритона. Не будь детей, я бы ее и за десять верст к своему имению не подпустил… Нос точно у ястреба… А талия? Это кукла напоминает мне длинный гвоздь. Так знаешь, взял бы и в землю вбил…»

  1. «Лошадиная фамилия», приказчик  Иван Евсеевич
  2. «Радость», Митя Кулдаров
  3. «Смерть чиновника», Червяков
  4. «Дочь Альбиона»,  помещик Грябов и мисс Тфайс

 «Находясь под свежим впечатлением возмутительного поступка… Проезжая через станцию, я был возмущен до глубины души следующим… На моих глазах произошло следующее возмутительное происшествие, рисующее яркими красками наши железнодорожные порядки»  «Куда же это он меня повез? Ехал все прямо и вдруг налево. Чего доброго завезет, подлец, в какую-нибудь трущобу и… и… Бывают  ведь случаи» «Я этого так не оставлю! Я покажу,  как собак распускать! Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться постановлениям! Как оштрафуют его мерзавца, так он у меня узнает, что значит собака и прочий бродячий скот! Я ему покажу кузькину мать!...» «Я буду тебе табак тереть, богу молиться, а если что, то секи меня как сидорову козу. А ежели думаешь, должности мне нету, то я Христа ради попрошусь к приказчику сапоги чистить али заместо Федьки в подпаски пойду»…

  1. «Жалобная книга» ученик 7 класса Алексей Зудьев
  2. «Пересолил» землемер Смирнов
  3. «Хамелеон» полицейский надзиратель Очумелов
  4. «Ванька» Ванька Жуков

2 ведущий. Следующий конкурс "Внимание! Розыск!" Каждая команда карточку с описанием портрета литературного героя- необходимо угадать, кто этот герой и из какого он рассказа. Жюри оценивает правильность и быстроту выполнения задания.

Карточки:

«…Перед судебным следователем стоит маленький мужичонка в пестрядинной рубахе и латаных портах. Его обросшее волосами и изъеденное рябинами лицо и глаза, едва видные из-за густых, нависших бровей, имеют выражение угрюмой суровости. На голове целая шапка давно уже не чесанных путаных волос, что придаёт ему ещё большую, паучью суровость. Он бос…» ( Злоумышленник Денис Григорьев. Чехов А.П. «Злоумышленник».)

«…Высокая, тонкая англичанка с выпуклыми рачьими глазами и большим птичьим носом, похожим скорей на крючок, чем на нос. Одета она была в белое кисейное платье, сквозь которое сильно просвечивали тощие желтые плечи. На золотом поясе висели золотые часики. Она тоже удила…» (Мисс Тфайс- гувернантка помещика Грябова. Чехов А.П. «Дочь Альбиона».)

«…Высокий коренастый старик в коричневой рясе и с широким кожаным поясом. Правый глаз с бельмом и полузакрыт, на носу бородавка, похожая на большую муху. Секунду… ищет глазами икону и, не найдя таковой, крестится на бутыль с карболовым раствором, потом вынимает из красного платочка просфору и с поклоном кладет перед фельдшером…» (Дьячок Вонмигласов. Чехов А.П. «Хирургия».)

 «Он вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съёжился, сгорбился, сузился... Его чемоданы, узлы и картонки съёжились, поморщились... Длинный подбородок жены стал ещё длиннее.» (Тонкий "Толстый и тонкий")

1 ведущий: Объявляем пятый конкурс – конкурс капитанов.

Задание 1 - перечислить как можно большее количество произведений А.П. Чехова. Выигрывает капитан, который последним назовет название рассказа.

Задание 2 –  вопросы капитанам

  1. В каком городе родился А.П. Чехов? (1860 г. Тагонрог)
  2. Кем по происхождению были дед и отец А.П.Чехова? Отец и дед писателя были крепостными. Дед вместе с тремя сыновьями выкупился на волю в 1841 году.
  3. Какие псевдонимы А.П. Чехова ты знаешь? Балдастов, Брат моего брата, Человек без селезенки, Антонсон, Антоша Чехонте.
  4. С какими юмористическими журналами сотрудничал Антон Павлович? «Будильник», «Стрекоза», «Осколки», «Зритель»

5. Как называется усадьба под Москвой, которую приобрел Антон

    Павлович и где теперь находится музей писателя? (Мелехово)

6. В каком рассказе вы встречали решето с крыжовником?  

7. В каком рассказе есть ручка с заржавленным пером?

8. В каком рассказе вы читали о заядлых рыбаках?

9. В каком рассказе герои собираются отправиться  в далекое путешествие?

2 ведущий: Мы переходим к последнему конкурсу нашей литературной игры. Конкурс «Литературная импровизация». Участники получают карточки с именами 2 – 3 персонажей чеховского произведения. За 5 минут команда должна приготовить представление этих персонажей (пантомима, монолог, диалог и т.д.)

(Командам были предложены для подготовки импровизации рассказы «Смерть чиновника», «Дочь Альбиона» и др.)

1  ведущий: Пока участники готовятся, посмотрите сценку по рассказу «Размазня».

Сценка.

2 ведущий: Приглашаем на сцену участников импровизации. Надеемся, что ваши сценки будут интересны и остроумны. А после показа сценок мы зададим вопросы нашим болельщикам и посмотрим, кто же из них является самым внимательным читателем рассказов А.П.Чехова.

ИТОГИ:  

1 ведущий: Вот и подошла к концу наша литературная игра. Нам было бы интересно узнать мнение зрителей об участниках соревнования, об игре в целом.  (Интервью у зрителей). Надеемся, вы, наши уважаемые болельщики, свои впечатления выскажете в своих отзывах, которые напишете на своих уроках литературы или дома.

2 ведущий: Слово предоставляется председателю жюри для подведения итогов.

Выступление председателя жюри с результатами игры и своими впечатлениями о проведенной игре.

 

        -  -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная композиция по творчеству А.П. Чехова

Цели: расширить представление учеников 8-11 класса о личности писателя; формировать интерес к произведениям А.П. Чехова; развивать творческие способности учащихся. ...

Литературная гостиная "Слово О Чехове" 10 класс

Материалы литературной гостиной рассказывают о жизни и творчестве А.П. Чехова, о героях его произведений. Мероприятие позволит участникам и гостям гостиной погрузиться в творческий мир Антона Павлович...

Литературная гостиная «В мире Чехова».

Урок чтения и развития речи в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе- интернате VIII вида....

Литературная гостиная «В мире Чехова».

Урок чтения и развития речи в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате VIIIвида....

фрагмент видеозанятия "Посмеемся вместе с Чеховым"

Занятия проведено в рамках конкурса "Литературный венок", посвященного Году русской литературы в России....

Литературная гостинная "В мире Чехова"

В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.А.П. Чехов.Эти слова замечательного русского писателя Антона Павловича Чехова можно с полным основанием отнести и к нему самому,...

«ПОСМЕЕМСЯ ВМЕСТЕ С ЧЕХОВЫМ» 5-7 класс

Сценарий литературной игры«ПОСМЕЕМСЯ ВМЕСТЕ С ЧЕХОВЫМ» 5-7 классЭтап подготовки:Данное внеклассное мероприятие проводится для учащихся 5-6 классов, требует достаточно серьезной и долговрем...


 

Комментарии

Мальцева Татьяна Валериевна

Внеклассное мероприятие по литературе для 6 класса проводится в форме игры. В сценарии подобраны увлекательные творческие задания.